Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В МАГИСТРОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ'

К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В МАГИСТРОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / БАЗОВОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛАТФОРМА MOODL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Иванова Светлана Сергеевна, Степурко Александр Анатольевич

Актуальность представленной проблемы обусловлена концептуальными преобразованиями подготовки магистров физкультурного профиля. В настоящее время, вузы приобретают все большую самостоятельность в разработке программ подготовки магистров: в определении типа программы (исследовательская или практико-ориентированная), в выборе вида профессиональной деятельности, к которой готовятся студенты, в отборе и построении содержания на уровне модулей, дисциплин, учебного материала. В этой связи актуально решение вопросов постановки целей, содержания и специфики профессиональной подготовки в магистратуре педагогического вуза, в частности, в подготовке магистрантов, не имеющих профильного базового образования. Целью исследования явилось обоснование разработки модели профессиональной подготовки специалиста в сфере физической культуры с непрофильным образованием. В результате анкетирования выявлена эффективность реализации программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Образовательные технологии в сфере физической культуры» в НГПУ им. К. Минина на основе анализа успеваемости и вовлеченности в учебный процесс магистрантов, имеющих, и не имеющих базовое образование. А также разработана модель профессиональной подготовки специалиста в сфере физической культуры с непрофильным образованием на основе использования электронных сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Иванова Светлана Сергеевна, Степурко Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF PHYSICAL AND TECHNICAL TRAINING METHODS IN THE CONTENT OF THE TRAINING PROCESS FOR NOVICE YACHTSMEN

The relevance of the presented problem is due to the conceptual transformations of the training of masters of physical education. Currently, universities are becoming increasingly independent in the development of master's degree programs: in determining the type of program (research or practice-oriented), in choosing the type of professional activity for which students are preparing, in selecting and building content at the level of modules, disciplines, and educational material. In this regard, important issues of goals, content, and specificity of training graduate of pedagogical University, in particular, in the preparation of graduates who have no professional educational background. The purpose of the study was to substantiate the development of a model of professional training of a specialist in the field of physical culture with a non-core education. Based on the survey result revealed the effectiveness of the program master in direction of training 44.04.01 Pedagogical education, profile "Educational technologies in the sphere of physical culture" in NSPU them. K. Minin based on the analysis of student achievement and engagement in the teaching process is having, and not having a basic education. A model of professional training of a specialist in the field of physical culture with non-core education based on the use of electronic services has also been developed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В МАГИСТРОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ»

V7TK" ^78'70(í /¡Wt\ I02021 Контент доступен по лпцеш1шСС В Y-NC 4.0

y A14 j i о. i у О I (cc) CaJ This is an open access article undei the CC BY-NC 4.0 license

DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0066 lh^THTM(https://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ

© Автор(ы) 2021 AuthorID: 662015 SPIN: 6097-2122 ResearcherID: J -3423-2017 ORCID: 0000-0002-8720-7447 ScopusID: 57192675673

СТАФЕЕВА Анастасия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теоретических основ физической культуры»,

AuthorID: 736319 SPIN: 2476-1965 ResearcherID: J -4811-2017 ORCID: 0000-0001-6824-2530 ScopusID: 57210785512

ИВАНОВА Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теоретических основ физической культуры»,

SPIN-код: 7560-8513 AuthorID: 960872

СТЕПУРКО Александр Анатольевич, старший преподаватель кафедры

«Физическая культура» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, ул.Октябрьская, 22 а, e-mail: kafedraFK@yandex.ru) Аннотация. Актуальность представленной проблемы обусловлена концептуальными преобразованиями подготовки магистров физкультурного профиля. В настоящее время, вузы приобретают все большую самостоятельность в разработке программ подготовки магистров: в определении типа программы (исследовательская или практико-ориентированная), в выборе вида профессиональной деятельности, к которой готовятся студенты, в отборе и построении содержания на уровне модулей, дисциплин, учебного материала. В этой связи актуально решение вопросов постановки целей, содержания и специфики профессиональной подготовки в магистратуре педагогического вуза, в частности, в подготовке магистрантов, не имеющих профильного базового образования. Целью исследования явилось обоснование разработки модели профессиональной подготовки специалиста в сфере физической культуры с непрофильным образованием. В результате анкетирования выявлена эффективность реализации программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Образовательные технологии в сфере физической культуры» в НГПУ им. К. Минина на основе анализа успеваемости и вовлеченности в учебный процесс магистрантов, имеющих, и не имеющих базовое образование. А также разработана модель профессиональной подготовки специалиста в сфере физической культуры с непрофильным образованием на основе использования электронных сервисов.

Ключевые слова: магистратура, базовое профильное образование, физкультурный профиль подготовки, модель профессиональной подготовки магистров, электронная платформа moodl.

EFFECTIVENESS OF PHYSICAL AND TECHNICAL TRAINING METHODS IN THE CONTENT OF THE TRAINING PROCESS FOR NOVICE YACHTSMEN

© The Author(s) 2021

STAFEEVA Anastasiya Vladimirovna, associate Professor of the chair "Theoretical foundations of physical culture» IVANOVA Svetlana Sergeevna, associate Professor of the chair "Theoretical foundations of physical culture» STEPURKO Alexander Anatolievich, senior teacher of the Department of physical education Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University (606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya st., 22 a, e-mail: kafedraFK@yandex.ru) Abstract. The relevance of the presented problem is due to the conceptual transformations of the training of masters of physical education. Currently, universities are becoming increasingly independent in the development of master's degree programs: in determining the type of program (research or practice-oriented), in choosing the type of professional activity for which students are preparing, in selecting and building content at the level of modules, disciplines, and educational material. In this regard, important issues of goals, content, and specificity of training graduate of pedagogical University, in particular, in the preparation of graduates who have no professional educational background. The purpose of the study was to substantiate the development of a model of professional training of a specialist in the field of physical culture with a non-core education. Based on the survey result revealed the effectiveness of the program master in direction of training 44.04.01 Pedagogical education, profile "Educational technologies in the sphere of physical culture" in NSPU them. K. Minin based on the analysis of student achievement and engagement in the teaching process is having, and not having a basic education. A model of professional training of a specialist in the field of physical culture with non-core education based on the use of electronic services has also been developed.

Keywords: sailing, novice yachtsmen, initial training, physical fitness, technical training, physical qualities, coordination exercises.

ВВЕДЕНИЕ.

В российской системе высшего образования магистратура педагогического направления имеет потенциал подготовки педагогов-исследователей для сопровождения образовательных изменений [1-5]. Вместе с тем, содержание профессиональной подготовки не задано

в традиционном его понимании, поскольку стандарты определяют лишь результаты освоения магистерских программ, выраженные на языке компетенций [6-8]. Вузы приобретают все большую самостоятельность в разработке программ подготовки магистров: в определении типа программы (исследовательская или практи-

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474

коориентированная), в выборе вида профессиональной деятельности, к которой готовятся студенты, в отборе и построении содержания на уровне модулей, дисциплин, учебного материала [9].

Еще одной проблемой подготовки квалифицированного специалиста является то, что набор на подавляющее большинство магистерских программ осуществляется при наличии диплома о высшем образовании любого профиля подготовки [10-13]. С одной стороны, данная возможность позволяет человеку менять свой профессиональный путь и самосовершенствоваться в различных направлениях, с другой - затрудняет освоение программы магистратуры, в связи с отсутствием базовых знаний и умений в определенной отрасли [14-17].

В этой связи нами сформулирована проблема исследования, заключающаяся в отсутствии в основных профессиональных образовательных программах (ОПОП) программ магистратуры образовательных модулей, направленных на создание базовой профессиональной подготовки магистрантов, не имеющих профильного образования.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Целью исследования явилось обоснование разработки модели профессиональной подготовки специалиста в сфере физической культуры с непрофильным образованием.

В качестве рабочей гипотезы нами предполагалось, что обеспечение качественной профессиональной подготовки квалифицированных конкурентно-способных специалистов по физической культуре и спорту, возможно, при включении в ОПОП программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиля «Образовательные технологии в сфере физической культуры» модуля, направленного на формирование у магистрантов, не имеющих базового профильного образования, необходимых, для получения профессии специалиста по физической культуре и спорту знаний и умений в области теории и методики физической культура и спорта и физиологии спортивной деятельности.

Для решения поставленных задач нами было проведено анкетирование магистрантов 1 курса. Всего в опросе приняли участие 25 магистрантов 1-2 курсов факультета физической культуры и спорта НГПУ им. К.Минина. Анкетирование было направлено на получение информации об актуальном состоянии реализации программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Образовательные технологии в сфере физической культуры» в НГПУ им. К. Минина на основе анализа успеваемости и вовлеченности в учебный процесс магистрантов, имеющих, и не имеющих базовое образование. В рамках исследования решались следующие задачи:

- определение трудностей в обучении магистрантов, не имеющих базового профильного образование по отдельным модулям и программе в целом;

- выявление существующих системных проблем реализации базовых и вариативных модулей, связанных с содержанием образовательных программ, организационно-педагогическими условиями обучения и условиями и организацией образовательного процесса;

- определение самооценки своего уровня обученно-сти у магистрантов.

Анкетирование было анонимным, что очень важно в получении объективной информации. Было выделено несколько критериев, позволяющих рассмотреть вовлеченность обучающихся в различных аспектах:

- трудности в освоении образовательных модулей;

- фактическая деятельность на занятиях;

- мотивация обучающихся к занятиям;

- удовлетворенность содержанием существующих программ по дисциплинам образовательных модулей;

- удовлетворенность организационно-педагогическими условиями обучения (методами, средствами и

формой обучения);

- удовлетворенность условиями и организацией образовательного процесса (условиями, в которых проходят занятия, и их режиму);

- объективные и субъективные результаты обучения [18].

При оценке результатов применялись аналитический и статистический методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Удовлетворенность магистрантами объемом теоретического и практического материала представленном в модуле различна в зависимости от особенностей исходного уровня подготовленности и курса. Так, объем учебного материала оптимален для 75,5% студентов 1 курса, 67,9% - 2 курса. Остальные респонденты указали, что им хотелось бы, чтобы материал был более практическим (при этом примечательно, что первокурсники чаще жалуются на недостаток теории, а обучающиеся 2-го курса - на практики).

Выполнение практических заданий самостоятельно не вызывает проблем у 31,7% опрошенных (в основном, студенты 2 курса). Остальные магистранты сталкиваются с трудностями при выполнении тех или иных заданий; доли практически не справляющихся с заданиями среди первых курсов более чем в два раза больше, чем среди второго.

Удовлетворенность от занятий не испытывают 9,8% занимающихся с 2 курса, 13,7% студентов 1 курса. В то же время трудности, мешающее дальнейшему освоению учебного материала в модулях, проявляется у соответственно у 17,1% и 17,2% магистрантов. Примечательно, что трудности в освоении учебного материала самостоятельно в той или иной степени испытывают даже магистранты, удовлетворенные объемом учебного материала на занятии и не испытывающие серьезных трудностей при выполнении отдельных заданий.

Мотивация обучающихся и эмоциональная составляющая занятий. Наиболее распространенной эмоцией, возникающей у магистрантов на самостоятельных занятиях является удовлетворение (42,4%), чуть менее распространены интерес (35,4%) и равнодушие (27,5%). Нежелание выполнять задания испытывают 26% респондентов. В дополнение к списку магистранты указали, что испытывают большое количество других отрицательных эмоций разной интенсивности (уныние, раздражение, отвращение и др.). Неоднократно упоминались апатия, а также недоумение от непонимания смысла осуществляемой деятельности. Некоторые респонденты указали, что не испытывают никаких эмоций. Из положительных эмоций респонденты дополнительно привели воодушевление и веру в себя. Причем положительные эмоции в основном испытывают студенты 1 курса, а с повышением курса респондентов доля испытываемых отрицательных эмоций растет.

Удовлетворенность содержанием существующей программы дисциплины (модуля) «Теоретико-методические и медико-биологические основы физической культуры и спорта», организационно-педагогическими условиями обучения и организацией образовательного процесса. 71,3% респондентов отметили, что их освоению модуля самостоятельно мешают те или иные факторы. Чаще всего магистранты указывали на нехватку времени (35,2%) и утомление в конце учебного дня после работы (31,7%). Более 20% магистрантов отметили такие факторы, как лень, неумение работать с электронными ресурсами, отсутствие мобильных средств обучения (ноутбука и т.п.). 17,8% также выделили проблемы со здоровьем.

Чуть больше трети опрашиваемых (37,3%) не отметили никаких недостатков в содержании и организации обучения в модуле. Среди наиболее распространенных недостатков - невозможность выбора видов деятельности (31,9%), недостаток литературы на электронных носителях, предложенных в курсе (31,3%), слабая пред-

ставленность в программе современных спортивных направлений (30,2%), недостаток интересных практико-ориентированных заданий.

В рамках теоретической подготовки магистранты хотели бы поподробнее ознакомиться с навыками самодиагностики здоровья и медико-биологическими процессами, происходящими в организме во время занятий. В качестве значимого недостатка организации освоения модуля магистранты отметили отсутствие индивидуального подхода (оценка исходного уровня знаний и умений и на их основе подбор содержания модуля).

Объективные и субъективные результаты обучения. Субъективная оценка студентами результатов, достигнутых на занятиях, показала, что компетенции в области теории и методики физической культуры, предусмотренные требованиями ФГОС высшего образования, сформированы не у всех магистрантов.

Систематизация результатов анкетирования относительно критериев заинтересованности и целесообразности обучающихся в занятия по модулю «Теоретико-методические и медико-биологические основы физической культуры и спорта» выявляет следующие поведенческие и психологические характеристики обучающихся, сопровождающие их участие в занятиях, и указывает на существование ряда проблем в области реализации данного модуля в рамках реализации программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Образовательные технологии в сфере физической культуры»:

1.Теоретическая часть курса, направленная на формирование у обучающихся знаний в области физической культуры и спорта, представлена достаточно. Виды деятельности, указывающие на использование магистрантами в теоретической работе активных методов обучения - подготовка проектов, выполнение творческих заданий, кейсов, контекстных задач и др. - также широко представлены.

2. Прикладываемые на занятиях усилия и трудности в освоении материала.

Так как в модуле преобладает теоретическая направленность материала, на первый план выходят трудности, прикладываемые обучающимися для выполнения прак-тико-ориентированных заданий.

Среди студентов 1 курса больше всего обучающихся, отмечающих нехватку силы воли и времени. На втором курсе - с нехваткой практических заданий. Таким образом, трудности, возникающие при освоении модуля оптимальны для большей части магистрантов.

3. Мотивация обучающихся и эмоциональная составляющая занятий.

Наиболее распространенные мотивы к освоению модуля - получение зачета или оценки и приобретение новых знаний. Причем с курсом акценты смещаются: на 1 курсе первое место выходит мотив к необходимости получения оценки или зачета и угроза негативных последствий со стороны преподавателей и администрации. Что говорит о низком уровне значимости самостоятельного освоения модуля среди жизненных приоритетов магистрантов и необходимости особым образом формировать у них интерес к этим занятиям как возможности развивать личностно и профессионально значимые умения и навыки.

В целом, приведенные результаты показывают, что многие магистранты придают достаточное значение модулю, устойчивая внутренняя потребность в занятиях в рамках основной образовательной программы у них присутствует.

4. Удовлетворенность содержанием существующего образовательного модуля «Теоретико-методические и медико-биологические основы физической культуры и спорта», организационно-педагогическими условиями обучения и организацией образовательного процесса. Все магистранты отметили необходимость включения

выравнивающего модуля в ОПОП по направлению подготовки. Более того, обучающиеся выразили пожелание включить занятия с актуальными практиками. Это необходимо учитывать при корректировке основной образовательной программы [19-20].

Респонденты выражают пожелание по проведению занятий в имеющихся на факультете лабораториях, а также возможность выбирать вариативны. Часть модуля в зависимости от предпочтений, интересов и вида профессиональной деятельности, что приведет их более высокой вовлеченности в занятия.

5. Объективные и субъективные результаты обучения.

Данные субъективной оценки приобретенных знаний, умений и навыков показали, что в каждой категории есть небольшая доля (8%) обучающихся, не достигших в ходе обучения результатов, предусмотренных требованиями ФГОС. На всех курсах у магистрантов наблюдаются значительные пробелы в знаниях, организации самообразования. Лучше всего изучены обучающимися техника выполнения физических упражнений, технология развития физических качеств, а также техника безопасности при занятиях физической культурой и спортом.

Хуже всего, у обучающихся выявлены умения и навыки, связанные с планированием занятий физической культурой в образовательных учреждениях различного типа.

По итогам анкетирования было сделано заключение, что доля магистрантов, которые не приобрели при освоении курса тех или иных знаний, умений и навыков в области физической культуры, является индикатором того, что сложившиеся практики реализации ОПОП по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Образовательные технологии в сфере физической культуры» не в полной мере обеспечивают выполнения требований ФГОС. Кроме того, наблюдаемая несогласованность объективных оценок обучающихся по ОПОП и субъективных оценок приобретенных при изучении других дисциплин учебного плана ставит под сомнение эффективность используемых оценочных средств.

Моделирование содержания основной профессиональной образовательной программы (далее - ОПОП) подготовки магистранта, реализуемой Университетом по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль подготовки: Образовательные технологии в сфере физической культуры, представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную Университетом на основе ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование с учетом профессионального стандарта, сопряженного с профессиональной деятельностью выпускника и разрабатывалось на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура (далее - ФГОС ВО) по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, утвержденный приказом Минобрнауки России от «22» февраля 2018 г. № 126.

Для достижения данной цели в рамках учебного плана был разработан выравнивающий образовательный модуль в объеме 2 зачетных единиц (ЗЕ) для магистрантов, не имеющих базового образования.

Цель данного модуля - формирование у магистрантов, не имеющих базового профильного образования необходимых для получения профессии специалиста по физической культуре и спорту знаний и умений в области теории и методики физической культура и спорта и физиологии спортивной деятельности. Трудоемкость модуля составила 72 часа, все часы планируются на самостоятельную работу.

Содержание модуля «Теоретико-методические и медико-биологические основы физической культуры и спорта» разработано на электронной платформе

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)р-^Ы: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474

moodl на электронном курсе «Программа магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Образовательные технологии в сфере физической культуры и спорта».

Прохождение модуля являлось для магистрантов, не имеющих базовое образование обязательным, планировалось в первом семестре. Результаты прохождения модуля магистрантов входили в рейтинг-план дисциплины «Физкультурно-оздоровительные технологии в физическом воспитании детей и взрослых», планируемом также в первом семестре.

Трудоемкость модуля составила 72 часа, все часы планируются на самостоятельную работу. Содержание модуля разработано на электронной платформе moodl в виде модуля в электронном курсе «Программа магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Образовательные технологии в сфере физической культуры и спорта». Данный модуль мы назвали «Теоретико-методические и медико-биологические основы физической культуры и спорта» https:// ya.mininuniver.ru/sdo. Курс для магистрантов содержит разделы для оказания теоретической и методической помощи в организации процесса обучения. В содержание курса 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Образовательные технологии в сфере физической культуры и спорта» вошли такие разделы как: Раздел.1 Нормативно-методическое обеспечение реализации ОПОП 44.04.01. Педагогическое образование, профиль «Образовательные технологии в сфере физической культуры», в данном разделе представлены нормативные документы, обеспечивающие сопровождение учебного процесса в рамках программы магистратуры.

Раздел 2 курса содержал календарный график образовательного процесса, а также программы всех дисциплин и модулей, а также рейтинг-планы также по всем дисциплинам учебного плана.

В связи с тем, что производственная практика занимает определяющее место в подготовке магистрантов, в данном разделе опубликованы программы практик, дневники магистрантов, а также даются подробные методические рекомендации. Также в содержание курса вошли разделы «Научно-исследовательская работа» и «Итоговая государственная аттестация». В данных разделах представлены рекомендации по проведению научно-исследовательской работы, информация о проходящих конференциях и грантах, и другая информация научного характера.

В разделе «Итоговая государственная аттестация» представлены этапы подготовки магистерской диссертации, требования к оформлению научно-исследовательской работы, а также методические материалы об организации научно-исследовательской деятельности в помощь магистранту.

Разработанный нами Модуль «Теоретико-методические и медико-биологические основы физической культуры и спорта» содержит информационный раздел, в котором представлены цель, задачи и образовательные результаты модуля, инструкция работы с курсом, практические рекомендации по выполнению практических заданий. Первый раздел «Теория и методика физической культуры в системе профессиональной подготовки» содержал материал об основных понятиях физической культуры и спорта, средствах, методах, принципах физического воспитания, а также системе ФК и спорта в России. Данный раздел содержал как лекционный материал, так и ряд практических и тренировочных заданий для закрепления теоретических знаний.

Раздел 2 в курсе посвящен теоретико-методическим основам развития физических качеств. Данный раздел состоит из нескольких тем, освещающих вопросы развития силовых, скоростных, координационных способностей, выносливости и гибкости. В каждой теме разработан лекционный материал и контекстные задачи, для формирования умений планировать нагрузки на

развитие различных физических качеств в зависимости от уровня подготовленности занимающихся и в возрастном аспекте. Раздел 3 и 4 посвящены формам построения занятий в физическом воспитании в образовательных учреждениях. Данные разделы очень важны по содержанию, так как в них формируются знания по современным требованиям к планированию и реализации учебного процесса в общеобразовательной школе и в учреждениях дополнительного образования. Разделы представлены лекционным материалом и практико-ори-ентированными заданиями, целью которых было формирование навыков планирования учебного материала, подбор адекватных возрасту и подготовленности педагогических технологий обучения и развития.

Раздел 5 был посвящен медико-биологическому обеспечению образовательного процесса.

Раздел был представлен лекционным материалом и практическими заданиями по вопросам физиологическим основам физической культуры и спорта, а также обеспечения контроля за функциональным состоянием занимающихся и методах контроля. Уровень сформи-рованности образовательных результатов магистрантов после освоения выравнивающего модуля состоял из тестирования знаний по всем разделам модуля, а также итоговым кейс-заданием, темы которых предложены в разделе «Промежуточная аттестация».

Прохождение модуля являлось для магистрантов, не имеющих базовое образование обязательным, планировалось в первом семестре. Результаты прохождения модуля магистрантов входили в рейтинг-план дисциплины «Физкультурно-оздоровительные технологии в физическом воспитании детей и взрослых», планируемом также в первом семестре.

Таким образом, разработанный модуль «Теоретико-методические и медико-биологические основы физической культуры и спорта» в электронном курсе «Программа магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Образовательные технологии в сфере физической культуры и спорта», будет способствовать формированию необходимых для получения профессии специалиста по физической культуре и спорту знаний и умений в области теории и методики физической культура и спорта и физиологии спортивной деятельности и обеспечит необходимый фундамент знаний для освоения программы магистратуры.

ВЫВОДЫ.

В результате исследования разработан модуль «Теоретико-методические и медико-биологические основы физической культуры и спорта» на электронном курсе «Программа магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Образовательные технологии в сфере физической культуры и спорта».

Цель данного модуля - формирование у магистрантов, не имеющих базового профильного образования необходимых для получения профессии специалиста по физической культуре и спорту знаний и умений в области теории и методики физической культура и спорта и физиологии спортивной деятельности. Содержание модуля разработано на электронной платформе Moodle на электронном курсе «Программа магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Образовательные технологии в сфере физической культуры и спорта».

Прохождение модуля являлось для магистрантов, не имеющих базовое образование обязательным, планировалось в первом семестре. Результаты прохождения модуля магистрантов входили в рейтинг-план дисциплины «Физкультурно-оздоровительные технологии в физическом воспитании детей и взрослых», планируемом также в первом семестре. В результате проведения анкетирования магистранты, обучающиеся на 1 и 2 курсах по направлению подготовки, выразили мнение о целесообразности разработки и внедрения в образовательный процесс данного модуля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: монография / А.А.Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова. H. Hовгород, 2015. 296 с.

2. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образова-ниеpsyedu.ru. 2014. Ж 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis. phtml (дата обращения: 14.02.2019).

3. Самерханова Э.К. Моделирование компонентов системы управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2016. Ж4.

4. Макарова Е. Л. Формирование исследовательской компетентности будущего учителя естественнонаучного профиля в процессе математической подготовки: автореферат дис. ... к.п.н.: 13.00.08. Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. Самара, 2011. 23 с.

5. Альтергот Е. Г., Дроботенко Ю. Б., Чекалева H. В. Исследование изменений в образовании : монография. Омск : Изд-во ОмГПУ. 2012. 164 с.

6. Гладкая И. В. Мотивация и мотивы получения высшего профессионального образования современными студентами // Вестник ТОГИРРО. 2012. ЖS1. С.

7. Vorobyov, N.B., Voronin, D.I., Burkhanova, I.Y., Ivanova, S.S., Stafeeva, A.V., Kiseliv, Y.V., Bocharin, I.V. Physical health and the ways of sportsmen having success (2019) EurAsian Journal of BioSciences, 13 (2), pp. 1467-1471.

8. Клименко Т.К. Методологические подходы к проектированию образовательной программы магистратуры // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2014. Ж 1 (37). С. 56-60.

9. Баранова HM. Управление образовательной программой высшего образования как особый вид профессиональной деятельности (анализ профессионального стандарта «Педагог профессионального образования») //Педагогический журнал. 2016. Ж4. C. 175-186.

10. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Управление основной профессиональной образовательной программой в условиях информационно-образовательной среды на базе облачных технологий // Вестник Мининского университета. 2016. Ж4.

11. Кочнева, Е.М., Гришина, А.В. Воложанин С.Е. О создании модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родитель-ства //Вестник Мининского университета. 2019. Ж3 (28). URL:https:// cyberleninka.ru/article/n/o-sozdanii-modeli-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-pozitivnogo-roditelstva (дата обращения: 09.07.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Роботова А.С. О смысле магистратуры: размышления преподавателя //Высшее образование в России. 2013. Ж5. С. 45-50.

13. Bystritskaya, E.V., Ivanova, S.S., Burkhanova, I.Y., Stafeeva, A.V., Vorobyov, N.B., Dreiko, N.Y., Bobyleva, L.A. The role of rhizome model in future physical education teachers self-realization. EurAsian Journal of BioSciences. Volume 13, Issue 2, August-December 2019, Pages 15811588.

14. Челнокова Е.А., Агаев H.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе//Вестник Мининского университета. 2018. Том 6. Ж1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/755 (Дата обращения 12.10.2018)

15. Yadryshnikov, Konstantin S. Case-Technology Functions In College Student Vocational Training / Konstantin S. Yadryshnikov, Elena V. Bystritskaya, Irina Y. BurkhanovaSvetlana S. Ivanova, Anastasia V. Stafeeva, Nikolay B. Vorobyov//Modern journal of language teachingmeth-ods. Volume: 8 Issue: 3 Pages: 305-316Published: MAR 2018

16. Перевощикова E.H. Концептуальные основы конструирования средств для оценивания образовательных результатов // Вестник Мининского университета. Ж2, 2016. URL: http://vestnik.mininuniver. ru/upload/iblock/07a/perevoshikova.pdf

17. Шабалина Е.П., Довыдова М.В. Проектирование фонда оценочных средств уровней сформированности компетенций прикладного бакалавриата //Мир науки, культуры, образования. 2015. Ж 1 (50). С. 134-136.

18. Каштанова С. H. Проектирование образовательных результатов в парадигме модернизации педагогического образования // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы VМеждунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 июня 2015 г.) / редкол.: О. H. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦАС «Интерактив плюс», 2015. Ж 2 (5). С. 151-154.

19. Уваровская О.В. Проектирование оценочных средств формирования и измерения компетенций выпускников вуза: учебное пособие / О.В. Уваровская. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2014. 115 с

20. Ребрин О.И. Использование результатов обучения при проектировании образовательных программ, издание третье, дополненное. Екатеринбург: УрФУ, 2014; ООО «Издательский Дом «Ажур», 2014. 28 с.

Статья поступила в редакцию 08.09.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.