Научная статья на тему 'ПРОЕКТ НОВЫХ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ)'

ПРОЕКТ НОВЫХ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР / ВНУТРЕННИЙ РАСПОРЯДОК / СОДЕРЖАНИЕ ПОД СТРАЖЕЙ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ОБВИНЯЕМЫЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Караваев Иван Владимирович, Шерхов Рустам Русланович, Бушмакин Антон Сергеевич

В статье анализируется структура и содержание проекта новых Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, размещенного 30 марта 2022 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Проект сравнивается с действующими Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовноисполнительной системы, акцентируется внимание на новых, предлагаемых авторами проекта положениях. Вычленяют положительные и отрицательные стороны нового правового акта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Караваев Иван Владимирович, Шерхов Рустам Русланович, Бушмакин Антон Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRAFT NEW INTERNAL REGULATIONS OF PRE-TRIAL DETENTION FACILITIES OF THE PENITENTIARY SYSTEM (STRUCTURAL ANALYSIS)

The article analyzes the structure and content of the draft new Internal Regulations of pre-trial detention facilities of the penal system, posted on March 30, 2022 on the Federal Portal of Draft Regulatory Legal Acts. The draft is compared with the current internal Regulations of pre-trial detention facilities of the penal system, attention is focused on the new provisions proposed by the authors of the draft. Identify the positive and negative sides of the new legal act.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ НОВЫХ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ)»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_4_220 УДК 343.821

ПРОЕКТ НОВЫХ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ) DRAFT NEW INTERNAL REGULATIONS OF PRE-TRIAL DETENTION FACILITIES OF THE PENITENTIARY SYSTEM (STRUCTURAL ANALYSIS) КАРАВАЕВ Иван Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры организации режима и надзора в УИС юридического факультета ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИН России). 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: karavaev-i-v@yandex.ru;

ШЕРХОВ Рустам Русланович,

научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А. E-mail: sherhov007@.mail.ru;

БУШМАКИН Антон Сергеевич,

преподаватель кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе

ФКОУ ВО «Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (Пермский институт ФСИН России). 614012, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 125. E-mail: wildskin@mail.ru;

KARAVAEV Ivan Vladimirovich,

candidate of Law, Associate Professor of the Department of Regime Organization and Supervision in the UIS of the Faculty of Law

of the Federal Penitentiary Service "Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service"

(Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia).

390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1.

E-mail: karavaev-i-v@yandex.ru;

SHERKHOV Rustam Ruslanovich,

researcher at the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 15A Narvskaya str., Moscow, 125130, Russia. E-mail: sherhov007@.mail.ru;

BUSHMAKIN Anton Sergeevich,

lecturer of the Department of Regime and Security in the Penal Enforcement System

of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service (Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia). 125 Karpinsky str., Perm, Perm Krai, 614012, Russia. E-mail: wildskin@mail.ru

Краткая аннотация: В статье анализируется структура и содержание проекта новых Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, размещенного 30 марта 2022 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Проект сравнивается с действующими Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, акцентируется внимание на новых, предлагаемых авторами проекта положениях. Вычленяют положительные и отрицательные стороны нового правового акта.

Abstract: The article analyzes the structure and content of the draft new Internal Regulations of pre-trial detention facilities of the penal system, posted on March 30, 2022 on the Federal Portal of Draft Regulatory Legal Acts. The draft is compared with the current internal Regulations of pre-trial detention facilities of the penal system, attention is focused on the new provisions proposed by the authors of the draft. Identify the positive and negative sides of the new legal act.

Ключевые слова: следственный изолятор, внутренний распорядок, содержание под стражей, подозреваемый, обвиняемый.

Keywords: pre-trial detention center, internal regulations, detention, suspect, accused.

Дата направления статьи в редакцию: 17.04.2022

По состоянию на 1 января 2022 года в состав уголовно-исполнительной системы входили 204 следственных изолятора и 75 помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора. В них содержалось 109 875 человек (- 615 человека по сравнению с прошлым годом). Среди них 10 064 женщины [1]. Безусловно, это внушительное количество лиц. Именно поэтому правовые акты в сфере исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу должны в максимальной степени детально регулировать весь этот процесс, включая вопросы внутреннего распорядка.

30 марта 2022 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов [2] (Официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения) Министерством Юстиции Российской Федерации был размещен проект ведомственного акта «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» (ID проекта 01/02/03-22/00126198).

Как видно из названия данный документ содержит в себе сразу три ранее отдельных документа, три документа для разных типов пенитенциарных учреждений - следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, исправительных учреждений и исправительных центров. Поскольку исправительные учреждения это не только исправительные колонии, но и колонии-поселения, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения и лечебно-профилактические учреждения, то Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений регламентируют применение данного средство обеспечения режима во всех учреждениях, в которых исполняется уголовное наказание в виде лишения свободы. Стоит сказать, что в настоящий момент действуют самостоятельные Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы. Проект подразумевает регламентацию их внутреннего распорядка одним документом с учреждениями для взрослых.

В данной статье мы сконцентрируем внимание на проекте Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - новые ПВР СИЗО). То есть одних из мест содержания под стражей - учреждений исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу. Подобные документы существуют для двух других самостоятельных видов мест содержания под стражей - изоляторов

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (Приказ МВД РФ от 22.11.2005 № 950) и изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности (Приказ ФСБ РФ от 24.03.2010 № 140).

Текст проекта новых ПВР СИЗО претерпел довольно большие структурные изменения по сравнению с действующими Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - действующие ПВР СИЗО). Ныне действующие ПВР СИЗО состоят из 20 глав (171 правила) и 5 приложений, против 30 глав (402 правил) и 5 приложений в новых ПВР СИЗО. В содержание новых ПРВ СИЗО появились 8 ранее не существовавших глав: гл. III (Взаимоотношения работников СИЗО и подозреваемых и обвиняемых); гл. IV (Обеспечение личной безопасности подозреваемых и обвиняемых); гл. VI (Прием пищи подозреваемыми и обвиняемыми); гл. XXIII (Проверка наличия подозреваемых, обвиняемых); гл. XXIV (Передвижение подозреваемых и обвиняемых в пределах СИЗО); гл. XXVIII (Особенности содержания в СИЗО беременных женщин, женщин, имеющих детей); гл. XXIX (Особенности содержания подозреваемых и обвиняемых, являющихся инвалидами); гл. XXX (Особенности содержания подозреваемых и обвиняемых в карцере). Рассмотрим их детально.

Положения гл. III (Взаимоотношения работников СИЗО и подозреваемых и обвиняемых) на сегодняшний день не выделяются в самостоятельную главу, но содержатся в тексте действующих ПВР СИЗО в разных пунктах и подпунктах (п. 14, пп. 11, 12, 15 Приложения №1 «Правила поведения подозреваемых и обвиняемых»). Требования в отношении взаимоотношения работников СИЗО с подозреваемыми и обвиняемыми, по сути, не изменились [3]. Выделение данной самостоятельной главы это попытка унифицировать и систематизировать нормы, регламентирующие внутренний распорядок по аналогии как с действующими Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (гл.4) (Приказ Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. № 295), так и ранее действующими (Приказ Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 г. № 205).

В действующих ПВР СИЗО нет требований, включенных в гл. IV новых ПВР СИЗО (Обеспечение личной безопасности подозреваемых и обвиняемых). В ст.15 Федерального закона Российской Федерации от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержалась норма, устанавливающая обязанность сотрудников мест содержания под стражей незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности подозреваемого или обвиняемого при возникновении угрозы жизни и здоровью подозреваемого или обвиняемого либо угрозы совершения преступления против личности со стороны других подозреваемых или обвиняемых. К сожалению, на уровне Федерального закона не регламентируются и даже не перечисляются возможные принимаемые меры. Приходится констатировать, что новые ПВР СИЗО, несмотря на введение самостоятельной главы, недалеко ушли в детальности проработки этого вопроса. Единственной называемой мерой является перевод подозреваемого или обвиняемого в другую камеру. Стоит сказать, что такое положение вещей «перекочевало» из всех редакций Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Гл. VI (Прием пищи подозреваемыми и обвиняемыми) формально не существует в действующих ПРВ СИЗО, однако в п.п. 13, 40, 44, 157 указанные вопросы регламентированы в полном объеме. В данном случае на лицо, как и в случае с регламентацией вопросов взаимодействия сотрудников и подозреваемых, обвиняемых, попытка унифицировать и систематизировать нормы, регламентирующие внутренний распорядок по аналогии и с действующими, и ранее действующими Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Забегая немного вперед, представляется не совсем обоснованным включение в данную главу норм, регламентирующих особенности приема пищи несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми. На наш взгляд, гораздо логичнее было бы введение в новые ПВР СИЗО самостоятельной главы, посвященной особенностям содержания под стражей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых и в ней уже урегулировать данный вопрос.

Еще одной, отсутствующей ныне главой является гл. XXIII (Проверка наличия подозреваемых, обвиняемых). В действующих ПВР СИЗО проверка упоминается только в примерном распорядке дня подозреваемых и обвиняемых (Приложение № 4). Сам же порядок ее проведения регламентируется ведомственными инструкциями для сотрудников, имеющими гриф ограниченного распространения. На наш взгляд, появление таких норм в новых ПВР СИЗО с одной стороны унифицирует и систематизирует нормы, регламентирующие внутренний распорядок по аналогии и с действующими и ранее действующими Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, а с другой стороны, отсутствие всякой регламентации данного мероприятия в открытых правовых актах не отвечало принципу законности и справедливости (ст. 4 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

В новых ПВР СИЗО появилась гл. XXIV (Передвижение подозреваемых и обвиняемых в пределах СИЗО). Единственная норма в действующих ПВР СИЗО, касающаяся вопросов передвижения, содержится в Приложении № 1 (Правила поведения подозреваемых и обвиняемых) и говорит об обязанности подозреваемых и обвиняемых «при движении под конвоем или в сопровождении сотрудников СИЗО держать руки назад». Действительно, новым в указанной главе является то, что отменяется правило «держать руки за спиной» для беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей, а также несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. Остальные нормы в разной формулировке существуют и в настоящее время.

Оставшиеся три новые главы, посвященные особенностям содержания в СИЗО беременных женщин, женщин, имеющих детей, инвалидов и содержания в карцере. Что касается гл. XXVIII (Особенности содержания в СИЗО беременных женщин, женщин, имеющих детей), то формально, в действующих ПВР СИЗО самостоятельной главы посвященной женщинам с детьми и беременным женщинам нет. Однако положения данного направления внутреннего распорядка включены в текст многих других глав (например, п.п. 22, 40-42, 45, 66, 134, 136) [4].

В подавляющем большинстве глава консолидировала в себе все ранее действующие нормы. За исключением, пожалуй, двух положений. Первое - «перемещение подозреваемых и обвиняемых беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, допускается по заключению врача медицинской организации УИС, а при необходимости согласно данному заключению - в сопровождении медицинских работников медицинской организации УИС». Второе - «норма санитарной площади в камере на каждого ребенка в возрасте до трех лет, находящегося вместе с матерью, устанавливается в размере не менее четырех квадратных метров».

Положительной стороной самостоятельной главы, бесспорно можно считать исключение дублирования ряда норм, имеющегося на сегодняшний день. Например, вопрос оборудования камер для содержания беременных женщин и женщин с детьми только одноярусными кроватями [5] (п.22 и п.42 действующих ПВР СИЗО), вопрос продолжительности прогулки данной категории подозреваемых и обвиняемых (п. 134 и примечание к Приложению №4 действующих ПВР СИЗО). В действующих ПВР СИЗО, в отличие от новых ПВР СИЗО, отсутствует глава, регулирующая особенности содержания подозреваемых и обвиняемых, являющихся инвалидами (гл. XXIX). Более того, действующие ПВР СИЗО не регламентируют данный вопрос вовсе. В связи с появлением двух этих рассмотренных глав возникает вопрос, почему не включили самостоятельную главу, посвященную особенностям содержания в следственных изоляторах несовершеннолетних лиц? Ведь, как известно данная категория всегда являлась и является наиболее уязвимой с правовой точки зрения и за ней всегда устанавливается особый контроль [6]. Стоит сказать, что в проекте новых Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений ситуация аналогичная. Усугубляется такое положением и тем, что на данный момент действуют самостоятельные Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы (Приказ Министерства юстиции РФ от 6 октября 2006 года № 311). Их самостоятельный характер в свое время обосновался правовой заботой о несовершеннолетних, максимальной открытостью документов, регламентирующих отбывание наказание ими, контроль за деятельностью воспитательных колоний.

Что касается гл. XXX (Особенности содержания подозреваемых и обвиняемых в карцере), то в действующих ПВР СИЗО аналогичной самостоятельной главы нет. Вместе с тем, правила отбывания данного дисциплинарного взыскания содержатся в п.п. 26, 29, 70, 76, 114, 134 и в примечании к приложению №4. Приходится констатировать, что имеющихся правил недостаточно. Подавляющее число из них есть, но по какой-то причине содержатся в ведомственных инструкциях с грифом ограниченного распространения. Это всегда вызывало недоумение как самих подозреваемых и обвиняемых, их родственников, так и правозащитников. Ведь такое положение вещей делает невозможным как минимум ознакомиться с ними лицам, содержащимся под стражей. В предлагаемой самостоятельной главе нет никаких нововведений, однако все положения перекачивали из «закрытых источников» и стали доступны для ознакомления и соблюдения с одной стороны и исполнения с другой.

В новых ПВР СИЗО появились также два приложения отсутствующих на сегодняшний день: бланк заявления подозреваемого или обвиняемого на приобретение товаров в магазине (ларьке) следственного изолятора и образец журнала личного приема подозреваемых и обвиняемых. Как и в случае с главой, посвященной особенностям содержания в карцере, подобного рода бланк и образец были включены в ведомственную инструкцию, регламентирующую надзор в следственных изоляторах и имеющую гриф ограниченного распространения.

От структурных нововведений перейдем к элементам, которые на первый взгляд отсутствуют в новых ПВР СИЗО. А именно, из новой редакции исчезла гл. XX (Выдача тел подозреваемых и обвиняемых, умерших в СИЗО). В новых ПВР СИЗО положения, регламентирующие данный вопрос включены в содержание гл. XII (Организация и предоставление медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым) правила с 148 по 161. Вместе с тем, в тексте появилось достаточно много положений отсутствующих на сегодняшний момент. Так, в частности, новые ПВР СИЗО детально регламентируют какие документы приобщаются к личному делу умершего; устанавливают срок в двое суток с момента установления причины смерти, в течение которых должна быть произведена выдача тела умершего; определяют, что личные вещи, ценности, средства, хранящиеся на лицевом счете умершего, а также документы и ценные бумаги передаются наследникам умершего; закрепляют подробный алгоритм действий администрации следственного изолятора в случае смерти иностранного гражданина или лица, не имеющего гражданства. Однако из текста пропала существующая норма о том, что захоронение умершего, тело которого не востребовано в течение тридцати дней, осуществляется за счет государства.

Структурный анализ двух ПВР СИЗО хотелось бы закончить мыслью о том, что действующие ПВР СИЗО составлялись согласно ст. 16 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В этой статье перечисляются виды деятельности, порядок производства которых подлежит регулированию правилами внутреннего распорядка. Именно поэтому действующие ПВР СИЗО по содержанию состоят именно из тех глав, из которых состоят. Новые ПВР СИЗО, имея иную структуру, формально не отвечают требованиям закона, но с другой стороны раскрывают все перечисленные в законе вопросы. Насколько это правильно вопрос дискуссионный. Вместе с этим, стоит признать, что проведенный анализ даже небольшой части норм, включенных в появившиеся главы, говорит о большой проделанной работе и более детальной регламентации рассмотренных в них вопросов по сравнению с действующей редакцией ПВР СИЗО. Утверждение новых ПВР СИЗО, безусловно, окажет большое положительное влияние на внутренний распорядок следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и позволит снять ряд вопросов, возникающих при исполнении меры пресечения в виде заключения под стражу.

Библиогра фия:

1. Официальный сайт ФСИН России [Электронный ресурс]. URL: http://фсин.рф/statistics/ (дата обращения: 16.04.2022).

2. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс] URL: https://regulation.gov.ru (дата обращения: 16.04.2022).

3. Кутаков Н.Н., Новицкий С.С. Применение мер безопасности сотрудниками мест лишения свободы и содержания под стражей: анализ пенитенциарной статистики // Право и государство: теория и практика. 2021. № 10 (202). С. 131-133.

4. Бабкина Е.В., Никитин Д.А., Колодовский А.А. Об особенностях содержания женщин, находящихся под стражей в следственных изоляторах ФСИН России // Евразийский юридический журнал. 2020. № 9 (148). С. 258-260.

5. Karavaev I.V., Kimachev A.N., Prokudin V.V., Suharev S.N., Matulis S.N. Features of the design and construction of pre-trial detention centers in Russia, taking into account environmental standards // E3S Web of Conferences. Сер. "international Scientific and Practical Conference "Environmental Risks and Safety in Mechanical Engineering", ERSME 2020" 2020. С. 01011.

6. Караваев И.В. Правовое регулирование предоставления свиданий подозреваемым и обвиняемым в местах содержания под стражей // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 1 (19). С. 84-89.

References:

1. The official website of the Federal Penitentiary Service of Russia [Electronic resource]. URL: http://фсин.рф/statistics / (accessed: 04/16/2022)/

2. Federal portal of draft regulatory legal acts [Electronic resource] URL: https://regulation.gov.ru (accessed: 04/16/2022)/

3. Kutakov N.N., Novitsky S.S. Application of security measures by employees of places of deprivation of liberty and detention: analysis of penitentiary statistics // Law and the State: theory and practice. 2021. No. 10 (202). pp. 131-133.

4. Babkina E.V., Nikitin D.A., Kolodovsky A.A. On the peculiarities of the detention of women in custody in pre-trial detention facilities of the Federal Penitentiary Service of Russia // Eurasian Legal Journal. 2020. No. 9 (148). pp. 258-260.

5. Karavaev I.V., Kimachev A.N., Prokudin V.V., Suharev S.N., Matulis S.N. Features of the design and construction of pre-trial detention centers in Russia, taking into account environmental standards // E3S Web of Conferences. Ser. "international Scientific and Practical Conference "Environmental Risks and Safety in Mechanical Engineering", ERSME 2020" 2020. p. 01011.

6. Karavaev i.V. Legal regulation of granting visits to suspects and accused persons in places of detention // Penal enforcement law. 2015. No. 1 (19). pp. 84-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.