УДК 340
Малолеткина Н. С.
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры осударственно-правовых дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская 24 в, e-mail: levkovka707@mail. ru
Nataliya S. Maloletkina
Candidate of Law,
senior lecturer of the Department statelegal disciplines, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Rylskaya str., 24 v, Samara, Russia, 443022, e-mail: levkovka707@mail. ru
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В СИЗО РФ
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам проникновения материалов экстремистского характера в учреждения уголовно-исполнительной системы, в частности, в следственные изоляторы, и правовым проблемам, связанным с противодействием данному деянию.
Изучается пропагандистская деятельность с точки зрения противодействия экстремизму в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний. Анализируется реализация прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, на свободу совести и вероисповедания, а также то, как данные права используются адептами различных религиозных течений.
Дается оценка активного лидера, пропагандирующего радикальные идеи с целью пополнения рядов экстремистов. Своевременное реагирование со стороны сотрудников следственных изоляторов на подобного рода подозреваемых и обвиняемых, вновь прибывших в учреждение, поможет избежать распространения противоправной информации среди спецконтингента.
Исследуется процедура проведения религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей согласно Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов и требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, а также решение вопроса о посещении камер представителями религиозных организаций, с которыми территориальный орган Федеральной службы исполнения наказаний заключил соглашение, и то, кто именно из сотрудников учреждений будет осуществлять контроль за проведением таких мероприятий.
Ключевые слова: экстремизм, сотрудник, уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, осужденный, религиозные объединения, безопасность, лидеры.
LEGAL PROBLEMS OF COUNTERING ACTIONS TO RELIGIOUS EXTREMISM IN THE REMAND PRISONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Summary. The article is devoted to topical issues of penetration of materials of extremist nature into the institutions of the penal correction system, namely-detention centers and legal problems to counteract them.
Propaganda activity from the point of view of counteraction to extremism in establishments of system of Federal penitentiary service of Russia is studied. The article analyzes the realization of the rights of suspects and accused persons held in remand centres to freedom of conscience and religion, as well as how these rights are used by adherents of different religious movements.
The author assesses an active leader as a person who can promote radical ideas and subsequently needs to be replenished with new extremists and followers to share available knowledge. Timely response by the staff of remand centres to this type of person who has arrived at the institution will help to avoid the dissemination of illegal information to suspects and accused persons.
Investigated the procedure for holding religious ceremonies in the premises of places of detention under the internal Regulations of remand centres and the requirements of the criminal procedural legislation of the Russian Federation and the decision of the question about the use of cameras by representatives of the religious organizations with which territorial body of Federal service of execution ofpunishments of Russia signed an agreement, as well as who exactly of the employees of the institution will exercise control over the conduct of such activities.
Keywords: extremism, employee, the penal system, correctional institution, the convict, religious associations, security, leaders.
Попадание в места принудительного содержания обвиняемых и подозреваемых материалов экстремистского характера несет реальную угрозу не только нормальному функционированию учреждений УИС, но и всему государству в целом. Пропагандистская деятельность активных лидеров экстремистских организаций отрицательно сказывается на специфике лиц, отбывающих
© 2018 Малолеткина Н. С.
наказания в местах лишения свободы, повышая их изначально высокий уровень отрицания норм и устоев, принятых в обществе, и усиливая негативное отношение к представителям власти.
С точки зрения противодействия экстремизму, в учреждениях ФСИН России наиболее сложными являются следственные изоляторы (далее - СИЗО), что, безусловно, связано с особенностями деятельности таких учреждений и реализацией стоящих перед ними основных задач. Все это находит свое отражение в нормативных правовых актах, регламентирующих данное направление работы.
Деятельность организаций, пропагандирующих экстремистскую идеологию, тесно переплетается с реализацией права подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, на свободу совести и вероисповедания, что умело используется адептами таких религиозных течений.
Право подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО ФСИН России, на свободу вероисповедания и отправления религиозных обрядов регламентируется Конституцией РФ (Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398), Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 06.07.2016) ([Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.09.2017)) Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ред. от 28.12.2016 г. ([Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.09.2017)), Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. № 189 (зарегистрировано в Минюсте России 08.11.2005 № 7139 ([Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.09.2017)). Данные нормативные правовые акты рассматривают саму возможность реализации права на свободу вероисповедания в местах принудительного содержания, отчасти определяют процедуру допуска на территорию учреждения служителей религиозных культов и в малой степени освещают вопросы противодействия религиозному экстремизму.
Реальные мероприятия по созданию условий минимизации деятельности таких организаций в СИЗО связаны с должным осуществлением режима и надзора на основании действующего законодательства и ведомственных подзаконных актов.
Таким образом, противодействие проникновению религиозного экстремизма в СИЗО соответствует реализации одной из основных функций СИЗО - изоляции подозреваемых и обвиняемых от общества и от отдельных категорий подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Прежде всего, необходимо понимать, что любой активный лидер, пропагандирующий радикальные идеи, нуждается в последователях, с одной стороны, и в пополнении и обмене своими знаниями, с другой стороны [1, с. 33].
Законодатель, решая первую из обозначенных проблем, определил в ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» обязанность содержать отдельно от других подозреваемых и обвиняемых лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и преступлений против мира и безопасности человечества (гл. 29 УК РФ). Так, в рассматриваемом нами аспекте к данным преступлениям относятся следующие составы: ст. ст. 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2 УК РФ. Однако если человек подозревается в совершении других преступлений, то он может содержатся в СИЗО с другими подозреваемыми и обвиняемыми и распространять среди них экстремистские идеи. Причем наполнение камер карантинного отделения и камер режимных корпусов в различных СИЗО России может составлять от 2 до 100 человек. К тому времени, когда до сотрудников СИЗО дойдет информация о том, что подозреваемый (обвиняемый) пропагандирует экстремистские идеи, он успеет привлечь достаточное количество сторонников.
Единственный способ противостоять данной категории подозреваемых и обвиняемых -тесное взаимодействие и обмен оперативной информацией с ОВД и ФСБ, изучение личности каждого прибывшего в учреждение подозреваемого или обвиняемого с первого дня и оперативное перекрытие всех камерных помещений СИЗО, что в комплексе позволит в кратчайшие сроки изолировать такого лидера от общей массы спецконтингента.
В соответствии с Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, выявленные лица подлежат обязательной постановке на профилактический учет как изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию. Это поможет в свою очередь решить две задачи:
1) организовать работу по профилактике деструктивного поведения таких лиц;
2) передать информацию об их деятельности и о проведенных мероприятиях в исправительное учреждение в случае вынесения обвинительного приговора суда [2, с. 60-61].
По рассматриваемым нами проблемам СИЗО на законодательном уровне ведется планомерная работа в нескольких направлениях:
- запрет на нахождение у подозреваемых и обвиняемых материалов экстремистского содержания;
- запрет на осуществление межкамерной связи, ведение переписки с нарушением установленных требований;
- регламентация порядка отправления религиозных обрядов в СИЗО.
Так, согласно Правилам внутреннего распорядка (далее - ПВР) СИЗО подозреваемые и обвиняемые отправляют религиозные обряды в камерах, а при наличии возможности - в специально оборудованных для этих целей помещениях СИЗО в соответствии с традициями религий, которые они исповедуют. В соответствии с ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Одним из таких требований является разрешение лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело.
В связи с этим возникает ряд вопросов: какой должна быть форма данного разрешения, должно ли оно быть письменным или устным, каков порядок его получения представителем религиозной организации, является ли встреча с представителем религиозной организации свиданием подозреваемого или обвиняемого с иными лицами в соответствии со ст. 18 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых», и если да, то правомочно ли ограничение в количестве и во времени для общения с представителем культа, является ли данное разрешение разовым или может быть выдано на весь период следствия, как в конкретном СИЗО решается вопрос о выводе камеры на массовое богослужение, имеются ли при этом разрешения на всех подозреваемых и обвиняемых, выданные конкретному служителю культа?
Следующие вопросы связаны с тем, кто и в какой форме проверяет и подтверждает факт регистрации конкретного религиозного объединения в РФ и принадлежность лица, посещающего учреждение УИС, к числу священнослужителей данного объединения.
При посещении священнослужителем подозреваемых и обвиняемых в СИЗО сотрудник какой службы должен выполнять функции по сопровождению прибывшего лица и обеспечению надзора при проведении данной встречи? В должностных обязанностях сотрудников дежурной и дневной смен, на которых возложены функции по обеспечению режима и надзора за заключенными, такие полномочия отсутствуют. При этом не урегулирован на законодательном уровне вопрос о пределах контрольных функций сотрудников УИС.
Также возникает вопрос, имеет ли право сотрудник видеть и слышать ход встречи подозреваемого или обвиняемого со священнослужителем, как это, например, происходит при общении с представителями общественных наблюдательных комиссий. И не является ли это нарушением положения ст. 7 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», охраняющих тайну исповеди. Или сотрудник имеет право только видеть, но не слышать, как при встрече с адвокатом или защитником.
Нерешенным остается вопрос оплаты услуг служителей религиозных культов. Несмотря на указание в п. 103 ПВР СИЗО, что «услуги служителей религиозных культов оплачиваются из средств подозреваемых или обвиняемых, находящихся на их лицевых счетах», в приложении 3 к тем же ПВР СИЗО такая платная услуга, как посещение служителя религиозного культа, отсутствует, что в случае возникновения ситуации, когда посещение служителем культа не осуществляется на благотворительной основе, может породить неоднозначное толкование данных положений ПВР СИЗО.
Приказ Министерства юстиции РФ от 21 марта 2016 г. № 67 «Об утверждении Требований к содержанию соглашений о взаимодействии ФСИН России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями» ([Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.09.2017)) предусматривает работу представителей религиозных организаций исключительно с осужденными к лишению свободы. Таким образом, вопрос о тщательной проверке пред-
ставителей религиозных культов, посещающих подозреваемых и обвиняемых в СИЗО, остается открытым. Посещение же камер представителями религиозных организаций, с которыми территориальный орган ФСИН России заключил соглашение, возможно только с разрешения следователя или судьи, что, безусловно, ставит в неравное положение подозреваемых, обвиняемых и осужденных: осужденному для осуществления встречи со священнослужителем и отправления религиозных обрядов в специально отведенных помещениях необходимо только его личное желание, а подозреваемым и обвиняемым еще и специальное разрешение. С точки зрения достижения целей, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, это вполне обоснованно. С другой стороны, ограничение прав лиц, в отношении которых нет обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу, нарушает основной из принципов Конституции - «равенство всех граждан перед законом и судом» [2, с. 62].
Таким образом, неурегулированные вопросы в законодательстве относительно порядка соблюдения режимных требований при отправлении подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными религиозных обрядов и, в том числе при посещении СИЗО представителями религиозных культов могут повлечь развитие в учреждениях деструктивных проявлений различных религиозных течений. Недооценивать данную угрозу в такой агрессивной среде, как подозреваемые и обвиняемые, недопустимо.
Исходя из вышеизложенного, необходимо ответить на один вопрос: что первично для учреждений принудительного содержания - обеспечение безопасности и требований режима содержания или свобода вероисповедания во всех ее проявлениях. Так, если во главу угла ставить критерий обеспечения безопасности, противодействия религиозному экстремизму и требований режима содержания, то вопрос о контроле и доступе служителей религиозного культа должен решаться как в случае посещения учреждения для проведения свидания с родственниками или иными лицами [3, с. 85]: только с письменного разрешения лица или органа, осуществляющего расследование по уголовному делу, предусматривающего полный контроль с возможностью сотрудником СИЗО видеть и слышать происходящее в специально отведенном для этого помещении. Если первична свобода вероисповедания, то встречи подозреваемых и обвиняемых с представителями религиозного культа должны организовываться по принципу свиданий с адвокатами или защитниками.
Следовательно, можно констатировать тот факт, что правовых проблем по противодействию религиозному экстремизму в СИЗО РФ предостаточно, сохранение пробелов в законодательстве влечет за собой бесконтрольное проникновение информации экстремистского характера: это и сама передача экстремистских материалов, и получение определенного рода информации при личном общении. Поэтому для решения данного вопроса необходимо усовершенствовать действующее законодательство с целью недопущения проникновения какой-либо информации экстремистского характера в учреждения уголовно-исполнительной системы РФ.
Библиографический список
1. Малолеткина Н. С. Формы проявления экстремизма в России и Германии: сравнительно-правовой анализ // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 1(23)/2017. С. 31-35.
2. Кобелев К. Ю. Задачи по обеспечению свободы совести и веротерпимости в местах лишения свободы, стоящие перед помощниками начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими // Религии и экстремизм. Способы и методы противодействия религиозному экстремизму в местах лишения свободы: сборник материалов межведомственного межвузовского круглого стола с международным участием (28 июня 2016 г., г. Москва) / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А. В. Быкова. М.: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2017. 131 с.
3. Яворский М. А. Противодействие административно наказуемому экстремизму в пенитенциарной системе России: теоретические аспекты // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 1(23)/2017. С. 84-90.
References
1. Maloletkina N. S. Formy proyavleniya ekstremizma v Rossii i Germanii: sravnitel'no-pravovoi analiz [Manifestations of extremism in Russia and Germany: comparative legal analysis]. Vestnik Samar-
skogo yuridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskii zhurnal [Bulletin of Samara law Institute: scientific and practical journal], no. 1(23)/2017, pp. 31-35 [in Russian].
2. Kobelev K. Yu. Zadachi po obespecheniyu svobody sovesti i veroterpimosti v mestakh lisheni-ya svobody, stoyashchie pered pomoshchnikami nachal'nikov territorial'nykh organov FSIN Rossii po organizatsii raboty s veruyushchimi [The task of ensuring freedom of conscience and religious tolerance in places of deprivation of liberty faced by the assistants of heads of territorial bodies of the FSIN of Russia for the organization of work with the believers]. Religii i ekstremizm. Sposoby i metody protivodeistvi-ya religioznomu ekstremizmu v mestakh lisheniya svobody: sbornik materialov mezhvedomstvennogo mezhvuzovskogo kruglogo stola s mezhdunarodnym uchastiem [Religion and extremism. Ways and methods of countering religious extremism in places of deprivation of liberty: proceedings of the interdepartmental interuniversity round table with international participation]. In A. V. Bykov (ed.). Moscow, 2017, 131 p. [in Russian].
3. Yavorskii M. A. Protivodeistvie administrativno nakazuemomu ekstremizmu v penitentsiarnoi sisteme Rossii: teoreticheskie aspekty [Administrativi delictum Countering extremism in carcere ratio Russia: speculativa aspectus]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskii zhurnal [Bulletin of Samara law Institute: scientific and practical journal], no. 1(23)/2017, pp. 84-90 [in Russian].