Научная статья на тему 'РЕФОРМА ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: НОВЕЛЛЫ, НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

РЕФОРМА ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: НОВЕЛЛЫ, НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект / правила внутреннего распорядка / следственный изолятор / обвиняемый / подозреваемый / заключение под стражу / project / internal regulations / remand prison / accused / suspect / detention

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васягина Марина Михайловна

В статье проанализированы важнейшие новеллы проекта новой редакции Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, который был вынесен Министерством юстиции РФ 30 марта 2022 г. на общественное обсуждение на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Проект улучшает условия содержания обвиняемых и подозреваемых в следственном изоляторе, создает дополнительные механизмы реализации ими своих основополагающих прав и свобод. Автор отмечает усилия государства по решению проблемы переполненности следственных изоляторов путем строительства новых учреждений, принятия актов прокурорского реагирования, судебных решений, направленных на устранение данных нарушений, возмещению вреда, причиненного ущемлением прав обвиняемых. Ускоряет решение данной проблемы и сокращение количества лиц, содержащихся в следственных изоляторах. Впервые проект Правил включил в себя норму о минимальной санитарной площади в камере следственного изолятора. Проект Правил внутреннего распорядка предусматривает расширение прав обвиняемых в сфере оказания медицинской помощи. Автор предлагает заменить в проекте термин «лечебно-профилактические услуги» на «медицинские услуги», поскольку последнее понятие детально регламентировано законодательством и включает в себя услуги, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию. Проект Правил внутреннего распорядка предусматривает улучшение условий гигиены и коммунально-бытовых условий. Недостатком проекта является не всегда оправданное использование формулировки «при наличии возможности», которое снижает степень гарантированности соответствующих прав обвиняемого. Так, например, с учетом доступности телефонной связи в современных условиях считаем недопустимым заявлять об отсутствии где-либо возможности предоставления права на телефонный разговор с родственниками и иными лицами: данное право должно предоставляться без каких-либо оговорок в Правилах внутреннего распорядка следственного изолятора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васягина Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORM OF THE INTERNAL RULES OF DETENTION FACILITIES OF THE CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM: NOVELS, DIRECTIONS OF IMPROVEMENT

The article analyzes the most important novelties of the draft new version of the Internal Rules of the Detention Facility of the Penitentiary System, which was submitted by the Ministry of Justice of the Russian Federation on March 30, 2022 for public discussion on the Federal Portal of Draft Regulatory Legal Acts. The project improves the conditions of detention of the accused and suspects in the pre-trial detention center, creates additional mechanisms for them to exercise their fundamental rights and freedoms. The author notes the efforts of the state to solve the problem of overcrowding in pre-trial detention centers through the construction of new institutions, the adoption of prosecutorial response acts, court decisions aimed at eliminating these violations, and compensating for harm caused by infringement of the rights of the accused. Accelerates the solution of this problem and the reduction of the number of persons held in pre-trial detention centers. For the first time, the draft Rules included a rule on the minimum sanitary area in a pre-trial detention center. The draft Internal Regulations provide for the expansion of the rights of the accused in the field of medical care. The author proposes to replace the term “treatment and preventive services” in the draft with “medical services”, since the latter concept is regulated in detail by law and includes services aimed at the prevention, diagnosis and treatment of diseases, medical rehabilitation. The draft Internal Regulations provide for the improvement of hygiene and communal conditions. The disadvantage of the draft is the not always justified use of the wording “if possible”, which reduces the degree of guarantee of the corresponding rights of the accused. So, for example, given the availability of telephone communications in modern conditions, we consider it unacceptable to declare that there is no possibility of granting the right to have a telephone conversation with relatives and other persons anywhere: this right should be granted without any reservations in the internal regulations of the pre-trial detention center.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМА ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: НОВЕЛЛЫ, НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.82

DOI: 10.24411/2618-8120-2022-2-6-18

М. М. Васягина

Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»,

Саранск, Россия, e-mail: wasjagina_mm@mail.ru

РЕФОРМА ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: НОВЕЛЛЫ, НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В статье проанализированы важнейшие новеллы проекта новой редакции Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, который был вынесен Министерством юстиции РФ 30 марта 2022 г. на общественное обсуждение на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Проект улучшает условия содержания обвиняемых и подозреваемых в следственном изоляторе, создает дополнительные механизмы реализации ими своих основополагающих прав и свобод. Автор отмечает усилия государства по решению проблемы переполненности следственных изоляторов путем строительства новых учреждений, принятия актов прокурорского реагирования, судебных решений, направленных на устранение данных нарушений, возмещению вреда, причиненного ущемлением прав обвиняемых. Ускоряет решение данной проблемы и сокращение количества лиц, содержащихся в следственных изоляторах. Впервые проект Правил включил в себя норму о минимальной санитарной площади в камере следственного изолятора. Проект Правил внутреннего распорядка предусматривает расширение прав обвиняемых в сфере оказания медицинской помощи. Автор предлагает заменить в проекте термин «лечебно-профилактические услуги» на «медицинские услуги», поскольку последнее понятие детально регламентировано законодательством и включает в себя услуги, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию. Проект Правил внутреннего распорядка предусматривает улучшение условий гигиены и коммунально -бытовых условий. Недостатком проекта является не всегда оправданное использование формулировки «при наличии возможности», которое снижает степень гарантированности соответствующих прав обвиняемого. Так, например, с учетом доступности телефонной связи в современных условиях считаем недопустимым заявлять об отсутствии где-либо возможности предоставления права на телефонный разговор с родственниками и иными лицами: данное право

должно предоставляться без каких-либо оговорок в Правилах внутреннего распорядка следственного изолятора.

Ключевые слова: проект, правила внутреннего распорядка, следственный изолятор, обвиняемый, подозреваемый, заключение под стражу.

M. M. Vasyagina

Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)»,

Saransk, Russia, e-mail: wasjagina_mm@mail.ru

REFORM OF THE INTERNAL RULES OF DETENTION FACILITIES OF THE CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM: NOVELS, DIRECTIONS OF

IMPROVEMENT

The article analyzes the most important novelties of the draft new version of the Internal Rules of the Detention Facility of the Penitentiary System, which was submitted by the Ministry of Justice of the Russian Federation on March 30, 2022 for public discussion on the Federal Portal of Draft Regulatory Legal Acts. The project improves the conditions of detention of the accused and suspects in the pre-trial detention center, creates additional mechanisms for them to exercise their fundamental rights and freedoms. The author notes the efforts of the state to solve the problem of overcrowding in pre-trial detention centers through the construction of new institutions, the adoption of prosecutorial response acts, court decisions aimed at eliminating these violations, and compensating for harm caused by infringement of the rights of the accused. Accelerates the solution of this problem and the reduction of the number of persons held in pre-trial detention centers. For the first time, the draft Rules included a rule on the minimum sanitary area in a pre-trial detention center. The draft Internal Regulations provide for the expansion of the rights of the accused in the field of medical care. The author proposes to replace the term "treatment and preventive services" in the draft with "medical services", since the latter concept is regulated in detail by law and includes services aimed at the prevention, diagnosis and treatment of diseases, medical rehabilitation. The draft Internal Regulations provide for the improvement of hygiene and communal conditions. The disadvantage of the draft is the not always justified use of the wording "if possible", which reduces the degree of guarantee of the corresponding rights of the accused. So, for example, given the availability of telephone communications in modern conditions, we consider it unacceptable to declare that there is no possibility of granting the right to have a telephone conversation with relatives and other persons anywhere: this right should be granted without any reservations in the internal regulations of the pre-trial detention center.

Key-words: project, internal regulations, remand prison, accused, suspect, detention.

Введение

Одним из важнейших нормативно-правовых актов, регулирующих правовой статус обвиняемых, подозреваемых, содержащихся под стражей в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказания РФ, являются Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные Приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. № 189 [15, с. 25]. С учетом требований Конституции РФ [3], Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ, УПК РФ [22], данный акт регулировал широкий круг правовых отношений, возникающих в период исполнения решения суда о заключении под стражей между обвиняемыми, подозреваемыми, их родственниками, защитниками, сотрудниками следственного изолятора и другими субъектами права в связи с приемом, размещением, содержанием в следственном изоляторе обвиняемых и подозреваемых, реализацией ими своих прав и обязанностей.

За период действия данных Правил они активно обсуждались и критиковались в научной литературе [7, с. 48; 23, с. 24], в том числе сотрудники ФСИН России отмечали необходимость совершенствования правовых основ деятельности следственных изоляторов [1, с. 4]. Отдельной проблемой всегда было обеспечение точного соблюдения тех прав, которые Правила предоставляли обвиняемым, и процедур их реализации [9, с. 62; 17, с. 29].

Зная о существующих проблемах, Министерство юстиции РФ неоднократно совершенствовало нормы Правил внутреннего распорядка с учетом правовых позиций Верховного Суда РФ [20], изменений законодательства [10]. Изменения в него вносились на основании решений Верховного Суда РФ, признававшего отдельные пункты не соответствующими законодательству. До недавнего времени проходил процесс приведения Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов в соответствие с Европейской конвенцией и правовыми позициями Европейского суда по правам человека [2].

30 марта 2022 г. Министерством юстиции РФ был подготовлен проект новой редакции Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, который был вынесен на общественное обсуждение на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Выложенный для общественного обсуждения паспорт проекта включил в себя проект приказа и четыре приложения (правила внутреннего распорядка следственных изоляторов, исправительных учреждений, исправительных центров и перечень нормативно-правовых актов, утрачивающих силу) [16].

Рассмотрим в настоящей статье ряд важных новелл, предлагаемых Министерством юстиции РФ.

Методы

При анализе проблем правового регулирования условий содержания обвиняемых, подозреваемых в следственном изоляторе ФСИН РФ использованы формально-юридический, сравнительно-правовой методы и иные методы научного познания.

Результаты

Анализ проекта Приказа Министерства юстиции РФ показывает, что основной целью вносимых изменений является гуманизация условий содержания обвиняемых и подозреваемых, создание дополнительных механизмов реализации ими своих основополагающих прав и свобод.

1. Впервые в проекте Правил приема включена норма о минимальной санитарной площади в камере следственного изолятора. Ранее данные нормы содержались лишь в ч. 5 ст. 23, ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 103 -ФЗ. Считаем, что дублирование данных требований в акт, обладающий более низкой юридической силой, не сыграет важной роли в решении проблемы переполненности следственных изоляторов, которая, к сожалению, носит для России хронический характер.

В судебной практике и надзорной деятельности прокуратуры РФ часто фиксировались нарушения по санитарной площади на одного человека в камере, оказанию медицинской помощи, санитарно-гигиенических условий требованиям законодательства.

Прокуратурой Московской области была проведена проверка следственного изолятора № 10 в г. Можайск, по итогам которой внесено представление об устранении нарушений законодательства начальнику Управления ФСИН по субъекту. В частности, в ходе проверки выявлено несоблюдение санитарной площади на одного человека установленному минимуму в 4 кв. м., эпизоды отключения отопления и электричества, вызванные неполадками в оборудовании следственного изолятора [8]. Прокуратурой Республики Мордовия 16 марта 2020 г. были выявлены нарушения в деятельности сотрудников следственного изолятора № 1 в г. Саранск законодательства о пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований, законодательства об охране труда и здоровья. Все это послужило основанием для внесения представления об устранении нарушений начальнику Управления ФСИН по Республике Мордовия [18].

Нарушения законности в следственных изоляторах неоднократно становились предметом исследований в судебном разбирательстве [24, а 983]. Так, например, Калининским районным судом Санкт-Петербурга 20 июля 2021 г. было удовлетворено административное исковое заявление А.А.А. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФСИН России и с ФСИН РФ в пользу А.А.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания под стражей в размере 608 тыс. руб. [21]

Одним из важнейших выявленных судом нарушений была переполненность камер, в которых содержался обвиняемый, в частности:

- в СИЗО-1 А.А.А. он содержался 945 дней в период с 24.04.2015 по 24.11.2017, из них 927 дней в его камере была площадь на одного человека менее 3 кв. м.;

- в СИЗО-4 А.А.А. из 365 дней содержался в камере с площадью менее 3 кв. м. 289 дней, а 63 дня в его камере было менее 3 кв. м. на человека;

- в СИЗО-5 А.А.А. находился 265 дней, из которых 119 дней площадь составляла от 3 до 4 кв. м., а 28 дней - менее 3 кв. м.

Как видим, масштабы проблемы, требующей привлечения значительных финансовых средств, не позволяют решить ее быстро. Однако, отметим усилия государства в данном направлении. Так, с 2002 г. количество следственных изоляторов в России выросло со 184 до 204 [4]. При этом количество обвиняемых, подозреваемых, содержащихся под стражей, в последние годы сокращается [5, с. 128], например, в 2013 г. - 114,5 тыс., в 2018 г. - 104 тыс. человек, т.е. уменьшилось на 8 % [11]. В настоящее время на основании Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы на 2018-2026 годы» запланировано строительство десяти следственных изоляторов на 10 тыс. мест [6].

2. Запланировано расширение прав обвиняемых в сфере оказания медицинской помощи: обвиняемый приобретает возможность хранить у себя лекарства в соответствии с назначением лечащего врача (действующее законодательство по общему правилу запрещает выдавать лекарства на руки), знакомиться с медицинской документацией и делать из нее выписки и др.

Считаем неправильным использование в проекте Правил термина «лечебно-профилактические услуги». Действующее законодательство об охране здоровья граждан [12] детально регламентирует медицинские услуги. Приказ Минздрава России от 13.10.2017 № 804н в перечень медицинских услуг включает и услуги, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию [13]. Таким образом, считаем правильным при описании дополнительных услуг, которые вправе получать обвиняемый в следственном изоляторе, заменить не регламентированный законодательством термин «лечебно-профилактические услуги» на медицинские услуги. Собственно, действующее в настоящее время законодательство в данной сфере, в том числе Приказ Минюста России от 28.12.2017 №2 285 [14], использует термины «медицинская помощь», «медицинские услуги».

3. Планируется улучшение условий гигиены и коммунально-бытовых условий. Так, например, действующая редакция Правил внутреннего распорядка устанавливает право помывки в душе один раз в неделю для совершеннолетних мужчин, два раза в неделю несовершеннолетним и женщинам. В проекте запланировано при наличии возможности предоставлять и взрослым обвиняемым, подозреваемым право на дополнительную помывку в течение недели. Беременным женщинам и женщинам, которые содержатся вместе с детьми в возрасте до 3 лет, должна быть предоставлена возможность ежедневной помывки; в их камерах по возможности должны быть размещены душевые кабины. Такой же льготный режим планируется предоставить инвалидам I и II группы.

В целом, отметим расширение числа случаев использования формулировки «при наличии возможности». Если в действующих правилах эта

оговорка распространялась на наличие в камере холодильника, вентиляционного оборудования (п. 42), специального помещения для отправления религиозных обрядов (п. 100), предоставление права на телефонный разговор с родственниками и иными лицами (п. 150), покупку товаров по безналичному расчету с помощью электронного терминала (приложение № 2), то теперь данный перечень расширился за счет права на использование специального информационного терминала для написания обращений, писем, получения правовой информации, заказа товаров, продуктов (п. 5.8. 5.9, 5.29 Проекта), использование сети «Интернет» для доступа несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых к образовательным программам (п. 5.27 Проекта), занятия спортом в тренажерном зале (п. 5.31 Проекта), оборудование кроватей второго яруса барьерами безопасности и подъемными ступенями (п. 28.1 Проекта), наличие в камере душевой кабины (п. 28.15 Проекта). Данные права также предоставляются при наличии для этого возможностей.

Новизна большей части из вышеуказанных возможностей может служить оправданием использования подобных формулировок. Однако, считаем, что недопустимо заявлять об отсутствии где-либо возможности предоставления права на телефонный разговор с родственниками и иными лицами: данное право должно предоставляться без каких-либо оговорок в Правилах внутреннего распорядка следственного изолятора.

Впервые в Правилах внутреннего распорядка запланировано включение требования о размещении унитазов в изолированных кабинках для обеспечения приватности. Включение данного требования, безусловно, важный шаг в направлении защиты достоинства человека, находящегося в следственном изоляторе. Отсутствие перегородки и обусловленное этим отсутствие приватности до настоящего времени являлось распространенным нарушением прав человека, которое часто указывалось в жалобах обвиняемых и подозреваемых на пыточные условия содержания в следственных изоляторах

[19].

Безусловно, с учетом вышесказанного, принятие проекта Правил в данной редакции потребует реконструкции значительного количества камер в следственных изоляторах старой постройки.

В рамках небольшой статьи мы не имеем возможности рассмотреть все направления улучшения условий гигиены и коммунально-бытовых условий, однако, вышеуказанные новеллы свидетельствуют о важных шагах Министерства юстиции РФ по направлению гуманизации условий содержания в следственных изоляторах.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1) Внесенный 30 марта 2022 г. Министерством юстиции РФ проект новой редакции Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы содержит ряд важных для обвиняемых, подозреваемых новелл, облегчающих условия содержания обвиняемых и подозреваемых в

следственном изоляторе, создающих дополнительные механизмы реализации ими своих основополагающих прав и свобод.

2) Автор отмечает усилия государства по решению проблемы переполненности следственных изоляторов путем строительства новых учреждений, принятия актов прокурорского реагирования, судебных решений, направленных на устранение данных нарушений, возмещению вреда, причиненного ущемлением прав обвиняемых. Ускоряет решение данной проблемы и сокращение количества лиц, содержащихся в следственных изоляторах. Впервые проект Правил включил в себя норму о минимальной санитарной площади в камере следственного изолятора.

3) Проект Правил внутреннего распорядка предусматривает расширение прав обвиняемых в сфере оказания медицинской помощи: обвиняемый приобретает возможность хранить у себя лекарства в соответствии с назначением лечащего врача (действующее законодательство по общему правилу запрещает выдавать лекарства на руки), знакомиться с медицинской документацией и делать из нее выписки и др.

Предлагаем заменить в проекте термин «лечебно-профилактические услуги» на «медицинские услуги», поскольку последнее понятие детально регламентировано законодательством и включает в себя услуги, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию.

4) Проект Правил внутреннего распорядка предусматривает улучшение условий гигиены и коммунально-бытовых условий.

Недостатком проекта является не всегда оправданное использование формулировки «при наличии возможности», которое снижает степень гарантированности соответствующих прав обвиняемого. Так, например, с учетом доступности телефонной связи в современных условиях считаем недопустимым заявлять об отсутствии где-либо возможности предоставления права на телефонный разговор с родственниками и иными лицами: данное право должно предоставляться без каких-либо оговорок в Правилах внутреннего распорядка следственного изолятора.

Библиографический список

1. Гиръко С. И. Синхронизм и адекватность правовой регламентации уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 2. С. 4-8.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»

4. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы

Российской Федерации // Федеральная служба исполнения наказаний: сайт. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20 UIS/ (дата обращения: 06.04.2022).

5. Крысин В. А., Шигуров А. В., Смолин А. Г. Учебное уголовное дело: учебное пособие. Саранск, 2019. 301 с.

6. Куликов В. В. России планируется строительство десяти СИЗО // Российская газета: сайт. URL: https://rg.ru/2021/05/20/v-rossii-planiruetsia-stroitelstvo-10-sizo.html

7. Лаптев А. Н. Безотлагательность рассмотрения судом правомерности содержания под стражей: европейские подходы к российским проблемам // Международное правосудие. 2016. N 3. С. 48-63

8. Ломакин Д. Возбуждено административное дело: прокуратура выявила нарушения в подмосковном СИЗО после публикации RT // RT на русском: сайт. URL: https://russian.rt.com/russia/article/737347-prokuratura-narusheniya-sizo-publikaciya

9. Матюшкина А. В., Айзятова Л. Ф. О некоторых перспективах формирования современных методик расследования преступлений // Проблемы права. 2021. № 2 (81). С. 62-67.

10. О внесении изменений в приказы Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», от 06.10.2006 № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» и от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» : Приказ Минюста России от 29.01.2021 №2 6. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

11. О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)» : Постановление Правительства РФ от 06.04.2018 № 420 // СЗ РФ. 2018. № 16 (Часть II). Ст. 2374.

12. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

13. Об утверждении номенклатуры медицинских услуг : Приказ Минздрава России от 13.10.2017 № 804н. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы : Приказ Минюста России от 28.12.2017 № 285. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы : Приказ Минюста России от 14.10.2005 № 189 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 46. С. 25-38.

16. Паспорт проекта нормативно-правового акта «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной

системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов: сайт. URL: http://regulation.gov.ru/p/126198 (дата обращения: 06.04.2022).

17. Подольный Н. А., Кулешова Г. П., Коваль Е. А., Матюшкина А. В., Подольная Н. Н. Ятрогенные преступления: уголовно-правовой, криминологический и криминалистический аспекты: коллективная монография. Москва, 2020. 208 с.

18. Прокуратура выявила нарушения в СИЗО-1 в Саранске // МордовМедиа: сайт. URL: https://www.mordovmedia.ru/news/society/item/822 07/ (дата обращения: 06.04.2022).

19. Решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 14.07.2020 г. по делу № 2-4291/2020 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: https://sudact.ru/regular/doc/SRhep1lM7nbu/ (дата обращения: 06.04.2022).

20. Решение Верховного Суда РФ от 31.10.2007 № ГКПИ07-1188 «О признании частично недействующим пункта 146 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14.10.2005 № 189». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

21. Решение Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 20.07.2021 по делу № 2а-653/2021 (2а-5606/2020) // Калининский районный суд г. Санкт-Петербурга: сайт. URL: https://kln--spb.sudrf.ru/modules.php? name=sud_delo&srv_num=1 &name_op=doc & number=511960102&delo_id= 15 40005&new=0&text_number=1 (дата обращения: 06.04.2022).

22. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

23. Шигуров А. В. Проблемы реализации права обвиняемого (подозреваемого), содержащегося под стражей, на свидание с родственниками // Адвокатская практика. 2016. № 4. С. 24-28.

24. Шигуров А. В. Стандарты Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» по вопросам избрания и исполнения заключения под стражу // Право и политика. 2011. № 6. С. 983-990.

References

1. Gir'ko S. I. Sinhronizm i adekvatnost' pravovoj reglamentacii ugolovno-processual'noj i operativno-rozysknoj deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy (Synchronism and adequacy of the legal regulation of criminal procedure and operational-search activities of the penitentiary system) // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2018. № 2. S. 4-8.

2. Konvenciya o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod (Zaklyuchena v g. Rime 04.11.1950) (Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (Concluded in Rome on 04.11.1950)) // SZ RF. 2001. № 2. St. 163.

3. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) (The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12/12/1993 with amendments approved during the nationwide vote on 07/01/2020). Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

4. Kratkaya harakteristika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii (Brief description of the penitentiary system of the Russian Federation // Federal Penitentiary Service: site.) // Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanij: sajt. URL: https: //fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20 UIS/ (data obrashcheniya: 06.04.2022).

5. Krysin V. A., SHigurov A. V., Smolin A. G. Uchebnoe ugolovnoe delo: uchebnoe posobie (Educational criminal case: textbook). Saransk, 2019. 301 s.

6. Kulikov V. V. Rossii planiruetsya stroitel'stvo desyati SIZO (Russia plans to build ten pre-trial detention centers) // Rossijskaya gazeta: sajt. URL: https://rg.ru/2021/05/20/v-rossii-planiruetsia-stroitelstvo-10-sizo.html.

7. Laptev A. N. Bezotlagatel'nost' rassmotreniya sudom pravomernosti soderzhaniya pod strazhej: evropejskie podhody k rossijskim problemam (Urgency of consideration by the court of the lawfulness of detention: European approaches to Russian problems) // Mezhdunarodnoe pravosudie. 2016. N 3. S. 48-63.

8. Lomakin D. Vozbuzhdeno administrativnoe delo: prokuratura vyyavila narusheniya v podmoskovnom SIZO posle publikacii RT (An administrative case was initiated: the prosecutor's office revealed violations in a pre-trial detention center near Moscow after the publication of RT) // RT na russkom: sajt. URL: https://russian.rt.com/russia/article/737347-prokuratura-narusheniya-sizo-publikaciya.

9. Matyushkina A. V., Ajzyatova L. F. O nekotoryh perspektivah formirovaniya sovremennyh metodik rassledovaniya prestuplenij (On some prospects for the formation of modern methods of investigating crimes) // Problemy prava. 2021. № 2 (81). S. 62-67.

10. O vnesenii izmenenij v prikazy Ministerstva yusticii Rossijskoj Federacii ot 14.10.2005 № 189 «Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporyadka sledstvennyh izolyatorov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy», ot 06.10.2006 № 311 «Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporyadka vospitatel'nyh kolonij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy» i ot 16.12.2016 № 295 «Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporyadka ispravitel'nyh uchrezhdenij»: Prikaz Minyusta Rossii ot 29.01.2021 № 6 (On Amendments to the Orders of the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 189 dated October 14, 2005 "On Approval of the Internal Regulations of Detention Facility of the Penitentiary System", No. 311 dated October 6, 2006 "On Approval of the Internal Regulations of Educational Colonies of the Penitentiary System" and dated 12/16/2016 No. 295 "On approval of the internal regulations of correctional institutions" : Order of the Ministry of Justice of Russia dated 01/29/2021 No. 6). Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

11. O federal'noj celevoj programme «Razvitie ugolovno-ispolnitel'noj sistemy (2018-2026 gody)» : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 06.04.2018 N 420 (On the

federal target program "Development of the penitentiary system (2018-2026)": Decree of the Government of the Russian Federation of 04/06/2018 N 420) // SZ RF. 2018. № 16 (CHast' II). St. 2374.

12. Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii : Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ (On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation: Federal Law of November 21, 2011 No. 323-FZ) // SZ RF. 2011. № 48. St. 6724.

13. Ob utverzhdenii nomenklatury medicinskih uslug : Prikaz Minzdrava Rossii ot 13.10.2017 № 804n (On the approval of the nomenclature of medical services: Order of the Ministry of Health of Russia dated October 13, 2017 No. 804n). Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

14. Ob utverzhdenii Poryadka organizacii okazaniya medicinskoj pomoshchi licam, zaklyuchennym pod strazhu ili otbyvayushchim nakazanie v vide lisheniya svobody : Prikaz Minyusta Rossii ot 28.12.2017 № 285 (On approval of the procedure for organizing the provision of medical care to persons in custody or serving a sentence of imprisonment: Order of the Ministry of Justice of Russia dated December 28, 2017 No. 285). Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

15. Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporyadka sledstvennyh izolyatorov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy : Prikaz Minyusta Rossii ot 14.10.2005 № 189 (On the approval of the Internal Regulations of pre-trial detention centers of the penitentiary system: Order of the Ministry of Justice of Russia dated October 14, 2005 No. 189) // Byulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti. 2005. № 46. S. 25-38.

16. Pasport proekta normativno-pravovogo akta «Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporyadka sledstvennyh izolyatorov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, Pravil vnutrennego rasporyadka ispravitel'nyh uchrezhdenij i Pravil vnutrennego rasporyadka ispravitel'nyh centrov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy» (Passport of the draft normative legal act "On approval of the Internal Regulations of Detention Facility of the Penitentiary System, Internal Regulations of Correctional Institutions and Internal Regulations of Correctional Centers of the Penitentiary System") // Federal'nyj portal proektov normativnyh pravovyh aktov: sajt. URL: http://regulation.gov.ru/p/126198 (data obrashcheniya: 06.04.2022).

17. Podol'nyj N. A., Kuleshova G. P., Koval' E. A., Matyushkina A. V., Podol'naya N. N. YAtrogennye prestupleniya: ugolovno-pravovoj, kriminologicheskij i kriminalisticheskij aspekty: kollektivnaya monografiya (Iatrogenic crimes: criminal law, criminological and forensic aspects: a collective monograph). Moskva, 2020. 208 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Prokuratura vyyavila narusheniya v SIZO-1 v Saranske (The prosecutor's office revealed violations in SIZO-1 in Saransk) // MordovMedia: sajt. URL : https://www.mordovmedia.ru/news/society/item/822 07/ (data obrashcheniya: 06.04.2022).

19. Reshenie Verh-Isetskogo rajonnogo suda goroda Ekaterinburga Sverdlovskoj oblasti ot 14.07.2020 g. po delu № 2-4291/2020 (Decision of the Verkh-Isetsky District Court of the city of Yekaterinburg, Sverdlovsk Region dated July 14,

2020 in case No. 2-4291/2020) // Sudebnye i normativnye akty RF: sajt. URL: https://sudact.ru/regular/doc/SRhep1lM7nbu/ (data obrashcheniya: 06.04.2022).

20. Reshenie Verhovnogo Suda RF ot 31.10.2007 №№ GKPI07-1188 «O priznanii chastichno nedejstvuyushchim punkta 146 Pravil vnutrennego rasporyadka sledstvennyh izolyatorov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, utverzhdennyh Prikazom Minyusta RF ot 14.10.2005 № 189» (Decision of the Supreme Court of the Russian Federation of October 31, 2007 No. GKPI07-1188 "On the recognition of partially invalid paragraph 146 of the Rules for the Internal Regulations of Detention Facility of the Penitentiary System, approved by Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation of October 14, 2005 No. 189"). Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

21. Reshenie Kalininskogo rajonnogo suda g. Sankt-Peterburga ot 20.07.2021 po delu № 2a-653/2021 (2a-5606/2020) (Decision of the Kalininsky District Court of St. Petersburg dated July 20, 2021 in case No. 2a-653/2021 (2a-5606/2020)) // Kalininskij rajonnyj sud g. Sankt-Peterburga: sajt. URL: https://kln--spb.sudrf.ru/modules.php? name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc & number=511960102&delo_id= 15 40005&new=0&text_number=1 (data obrashcheniya: 06.04.2022).

22. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 18.12.2001 №2 174-FZ (Code of Criminal Procedure of the Russian Federation dated December 18, 2001 No. 174-FZ) // SZ RF. 2001. № 52 (ch. I). St. 4921.

23. SHigurov A. V. Problemy realizacii prava obvinyaemogo (podozrevaemogo), soderzhashchegosya pod strazhej, na svidanie s rodstvennikami (Problems of realization of the right of the accused (suspect) in custody to visit relatives) // Advokatskaya praktika. 2016. № 4. S. 24-28.

24. SHigurov A. V. Standarty Evropejskoj konvencii «O zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod» po voprosam izbraniya i ispolneniya zaklyucheniya pod strazhu (Standards of the European Convention "On the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms" on the election and execution of detention) // Pravo i politika. 2011. № 6. S. 983-990.

Сведения об авторе

Васягина Марина Михайловна - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Занимается изучением проблем организации и осуществления правоохранительной деятельности. Автор более 100 научных и учебно-методических работ. E-mail: wasjagina_mm@mail.ru

About the author

Vasyagina Marina Mikhailovna - PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law and Criminology of the Middle-Volga Institute (branch)

All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia). Studies the problems of organizing and implementing law enforcement activities. Author of more than 100 scientific and educational works. E-mail: wasjagina_mm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.