Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛУЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СОДЕРЖАЩИМИСЯ ПОД СТРАЖЕЙ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛУЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СОДЕРЖАЩИМИСЯ ПОД СТРАЖЕЙ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образование несовершеннолетних / самообразование / лица / заключенные под стражу / внутренний распорядок следственных изоляторов / уголовно-исполнительная система.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новицкий С.С., Панина С.А.

Конституционное право несовершеннолетних лиц, заключенных под стражу, на получение основного общего образования законодательно закреплено в Федеральном законе от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Порядок получения такого образования закреплен в ведомственном нормативном правовом акте Минюста России и Минпросвещения России. При этом новая редакция Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы содержит отдельные положения, направленные на реализацию указанного права несовершеннолетних. В этой связи в статье проанализированы соответствующие положения данного ведомственного нормативного акта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Новицкий С.С., Панина С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛУЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СОДЕРЖАЩИМИСЯ ПОД СТРАЖЕЙ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

НОВИЦКИЙ Сергей Сергеевич,

старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук, e-mail: sergiofs@mail.ru

ПАНИНА Светлана Анатольевна,

старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин школы права института права и управления Московского городского педагогического университета,

e-mail: PaninaS75@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМАТИВНОГО

ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛУЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СОДЕРЖАЩИМИСЯ ПОД СТРАЖЕЙ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Конституционное право несовершеннолетних лиц, заключенных под стражу, на получение основного общего образования законодательно закреплено в Федеральном законе от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Порядок получения такого образования закреплен в ведомственном нормативном правовом акте Минюста России и Минпросвещения России.

При этом новая редакция Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы содержит отдельные положения, направленные на реализацию указанного права несовершеннолетних. В этой связи в статье проанализированы соответствующие положения данного ведомственного нормативного акта.

Ключевые слова: образование несовершеннолетних, самообразование, лица, заключенные под стражу, внутренний распорядок следственных изоляторов, уголовно-исполнительная система.

NOVITSKY Sergey Sergeevich,

PhD in Law,

Senior Researcher of the Federal State Institution Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

PANINA Svetlana Anatolyevna,

the senior teacher of the Department of civil law disciplines Law School, Institute of Law and Management Moscow city pedagogical University

SOME ASPECTS OF DEPARTMENTAL NORMATIVE LEGAL REGULATION OF THE RECEIPT BY MINORS IN CUSTODY OF PRIMARY GENERAL, BASIC GENERAL AND SECONDARY GENERAL

EDUCATION

Annotation. The constitutional right of minors in custody to receive basic general education is legally enshrined in the Federal Law of July 15, 1995 No. 103-FZ «On the detention of suspects and accused of committing crimes» and the Federal Law of December 29, 2012 No. 273 -FZ «On Education in the Russian Federation». The procedure for obtaining such education is enshrined in a departmental regulatory legal act of the Ministry of Justice of Russia and the Ministry of Education of Russia.

At the same time, the new edition of the Rules of internal order of pre-trial detention centers of

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-9-228-230 NIION: 2018-0076-9/22-992 MOSURED: 77/27-023-2022-9-1190

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

the penitentiary system contains separate provisions aimed at the implementation of this right of minors. In this regard, the article analyzes the relevant provisions of this departmental normative act.

Key words: education of minors, self-education, persons taken into custody, internal regulations of pre-trial detention centers, penitentiary system.

Согласно докладу РАНХиГС только 5% граждан не получили полное среднее образование1.

По данным Министерства просвещения Российской Федерации2 на 01.05.2022 численность несовершеннолетних в возрасте от 7 до 17 лет не посещающих занятия в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, составляет 6829 человек. Из них несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет - 5457 человек. Численность несовершеннолетних указанного возраста не посещающих образовательные учреждения по причинам нахождения в розыске и иным неуважительным причинам не связанным с трудоустройством составляет 3898 человек.

Некоторые из данной численности несовершеннолетних могут оказаться в следственном изоляторе. В этой связи, в целях реализации Конституционных прав граждан на получение образования, на администрацию СИЗО федеральным законодательством возлагается обязанность по созданию условий для получения несовершеннолетними общего образования.

Ранее в статье «Вопросы нормативного правового регулирования получения несовершеннолетними лицами, заключенными под стражу, начального общего, основного общего и среднего общего образования»3 мы уже рассматривали некоторые аспекты нормативного правового регулирования получения несовершеннолетними гражданами, содержащимися под стражей, общего образования.

Напомним, что право на получение несовершеннолетними гражданами общего образования на законодательном уровне закреплено в Федеральном законе от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

1 См.:ТАСС «Более половины россиян имеют среднее и высшее образование»[Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/obschestvo/73214257utm_ source=yandex.ru&utm_medium.

2 См.: Официальный сайт Минпросвещения России [Электронный ресурс] URL: https://docs.edu.gov.ru/document/30db6259f8c662a 817ea27c9ad220909/

3 См.:Вопросы нормативного правового регулирования получения несовершеннолетними лицами, заключенными под стражу, начального общего, основного общего и среднего общего образования / С.С. Новицкий, Л.Ю. Новицкая // Образование и право. -2021. - № 5. - С. 338-342. - DOI 10.24412/2076-15032021-5-338-342. - EDN UMBEOK.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

В целях реализации указанных положений, данных законодательных актов, совместным приказом Минюста России и Минпросвещения России от 17.06.2019 № 113/306 утверждены: Порядок обеспечения администрацией мест содержания под стражей условий для получения несовершеннолетними лицами, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования и Порядок оказания администрацией мест содержания под стражей помощи в получении несовершеннолетними лицами, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - совместный приказ).

В редакции ранее действовавших Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189, каких-либо особых положений, регламентирующих порядок получения несовершеннолетними общего образования, не содержалось.

Вместе с тем приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, утверждены новые Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее -новые Правила).

Учитывая, что новые Правила содержат отдельные положения, регламентирующие вопросы получения указанной категории несовершеннолетних общего образования, полагаем целесообразным проанализировать соответствующие нормы данного ведомственного нормативного правового акта.

В разделе II новых Правил (Права и обязанности подозреваемых и обвиняемых) устанавливается право несовершеннолетнего на получение общего образованияв форме самообразования. Одновременно с этим определятся возможность в процессе обучения использовать информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Кроме этого, в целях реализации указанных прав несовершеннолетних в распорядке дня следственного изолятора должно быть установлено время для возможности получения несовершеннолетним общего образования в форме самообразования.

Анализируя указанные положения новых Правил, отметим следующее.

В соответствии с положениями пункта 15 части первой статьи 17 Федерального закона от

15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон) каждый подозреваемый или обвиняемый, вне зависимости от возраста, содержащийся в СИЗО, может заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой.

При этом частью четвертой статьи 31 Федерального закона установлена обязанность администрации СИЗО создавать условия несовершеннолетним для самообразования, а также оказывать им помощь в получении общего образования.

Согласно конструкции части пятой статьи 31 Федерального закона порядок оказания помощи в получении несовершеннолетними общего образования устанавливается совместным приказом.

Таким образом, обязанность администрации СИЗО по организации обучения несовершеннолетних не может сводиться исключительно к созданию условий для самообразования.

Не вдаваясь в подробный анализ норм новых Правил отметить следующее.

Статьей 17 Федерального закона установлен исчерпывающий (закрытый) перечень положений, которые должны содержать Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов.

Учитывая положения статьи 17 Федерального закона (Права подозреваемых и обвиняемых), а также что некоторые положения раздела II новых Правил практически дублируют нормы указанной статьи Федерального закона, а некоторые расширяют либо конкретизируют законодательно установленные права лиц, заключенных под стражу, включение в новые Правила раздела II, является неправомерным.

В отношении права несовершеннолетних на получение образования, следует отметить, что де-юре данное право сведено исключительно к созданию условий для самообразования. При этом право несовершеннолетнего на получение общего образования в образовательной организации, как это в том числе предусмотрено совместным приказом, положения новых Правил не содержат.

Вызывают вопросы нормы новых Правил о праве несовершеннолетних к доступу к образовательным программам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Несомненно, аналогичные положения содержаться в совместном приказе, однако использование таких неопределенных терминов как «при наличии технической возможности» и «с учетом установленных в СИЗО режимных требований» может быть отнесено к коррупционным факторам.

Пунктом 5.21 новых Правил установлено право несовершеннолетних пользоваться учебной литературой для получения общего образования. Однако приложением № 1 к новым Правилам определена возможность хранения подозреваемыми и обвиняемыми только литературы и изданий периодической печати из библиотеки следственного изолятора либо приобретенных в торговой сети. Таким образом, получение несовершеннолетними учебной литературы в посылках и передачах, а также в образовательных организациях новыми Правилами не предусмотрено.

Подводя итог отметим, что право на получение несовершеннолетними, заключенными под стражу, общего образования установлено действующим законодательством и соответствующий порядок определен ведомственными нормативными правовыми актами. Однако включение в новые Правила положений, определяющих данное право несовершеннолетних, являлось избыточным.

Список литературы:

[1] ТАСС «Более половины россиян имеют среднее и высшее образование» [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/ obschestvo/7321425?utm_source=yandex.ru&utm_ medium.

[2] Официальный сайт Минпросвещения России [Электронный ресурс] URL: https://docs. edu.gov.ru/document/30db6259f8c662a817ea27c 9ad220909.

[3] Вопросы нормативного правового регулирования получения несовершеннолетними лицами, заключенными под стражу, начального общего, основного общего и среднего общего образования / С.С. Новицкий, Л.Ю. Новицкая // Образование и право. - 2021. - № 5. - С. 338-342. - DOI 10.24412/2076-1503-2021-5-338-342.

Spisok literatury:

[1] TASS «Bolee poloviny rossiyan imeyut sred-nee i vysshee obrazovanie» [Elektronnyj resurs] URL: https://tass.ru/obschestvo/7321425?utm_ source=yandex.ru&utm_medium.

[2] Oficial'nyj sajt Minprosveshcheniya Rossii [Elektronnyj resurs] URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/30db6259f8c662a817ea27c9ad220909.

[3] Voprosy normativnogo pravovogo reg-ulirovaniya polucheniya nesovershennoletnimi licami, zaklyuchennymi pod strazhu, nachal'nogo obsh-chego, osnovnogo obshchego i srednego obshchego obrazovaniya / S.S. Novickij, L.YU. Novickaya // Obrazovanie i pravo. - 2021. - № 5. - S. 338-342. -DOI 10.24412/2076-1503-2021-5-338-342.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.