Научная статья на тему 'Вопросы нормативного правового регулирования получения несовершеннолетними лицами, заключенными под стражу, начального общего, основного общего и среднего общего образования'

Вопросы нормативного правового регулирования получения несовершеннолетними лицами, заключенными под стражу, начального общего, основного общего и среднего общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образование несовершеннолетних / самообразование / лица / заключенные под стражу / образование несовершеннолетних в следственных изоляторах / уголовно-исполнительная система.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новицкий С.С., Новицкая Л.Ю.

Право на образование одно из конституционных прав граждан. При этом в соответствии с Конституцией Российской Федерации государство обеспечивает и гарантирует общедоступность и бесплатность, в т.ч. основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Одновременно с этим, Конституцией Российской Федерации определено, что основное общее образование является обязательным и обеспечение его получения возлагается на родителей или лиц, их заменяющих. В этой связи, в статье рассмотрены вопросы организации и нормативного правового регулирования получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, заключенными под стражу. Кроме этого в статье рассматривается возможное определение понятия «самообразование» применительно к организации процесса обучения несовершеннолетних лиц, заключенных под стражу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы нормативного правового регулирования получения несовершеннолетними лицами, заключенными под стражу, начального общего, основного общего и среднего общего образования»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-5-338-342 НОВИЦКИЙ Сергей Сергеевич,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,

e-mail: sergiofs@mail.ru

НОВИЦКАЯ Людмила Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

e-mail: novilu@mail.ru

ВОПРОСЫ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛУЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ЛИЦАМИ, ЗАКЛЮЧЕННЫМИ ПОД СТРАЖУ, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Право на образование - одно из конституционных прав граждан. При этом в соответствии с Конституцией Российской Федерации государство обеспечивает и гарантирует общедоступность и бесплатность, в т.ч. основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Одновременно с этим, Конституцией Российской Федерации определено, что основное общее образование является обязательным и обеспечение его получения возлагается на родителей или лиц, их заменяющих.

В этой связи, в статье рассмотрены вопросы организации и нормативного правового регулирования получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, заключенными под стражу.

Кроме этого в статье рассматривается возможное определение понятия «самообразование» применительно к организации процесса обучения несовершеннолетних лиц, заключенных под стражу.

Ключевые слова: образование несовершеннолетних, самообразование, лица, заключенные под стражу, образование несовершеннолетних в следственных изоляторах, уголовно-исполнительная система.

NOVITSKIY Sergey Sergeyevich,

PhD in Law, Senior Researcher Federal State Institution Research Institute of the Federal Penitentiary Service

NOVITSKAYA Ludmila Yurevna,

Associate Professor of the Department of legal regulation of economic operations, Financial University under the Government of Russian Federation

ISSUES OF NORMATIVE LEGAL REGULATION OF OBTAINING

BY JUVENILES IN CUSTODY OF PRIMARY GENERAL, BASIC GENERAL AND SECONDARY GENERAL EDUCATION

Annotation. The right to education is a constitutional right of citizens. At the same time, in accordance with the Constitution of the Russian Federation, the state guarantees general accessibility and free of charge, including basic general education in state or municipal educational institutions. At the same time, the Constitution of the Russian Federation determines that basic general education is compulsory and the provision of its receipt is entrusted to the parents or persons substituting for them.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

In this regard, the article deals with the organization and legal regulation of the receipt of primary general, basic general and secondary general education by persons in custody.

The definition of the concept of «self-education» in relation to juveniles in custody is given. Key words: education of minors, self-education, persons in custody, education of minors in pre-trial detention centers, penal system.

Право на образование является конституционным правом граждан. При этом в соответствии с Конституцией РФ государство гарантирует общедоступность и бесплатность, в т.ч. основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Одновременно с этим, Конституцией РФ определено, что основное общее образование является обязательным и обеспечение его получения возлагается на родителей или лиц, их заменяющих.

В этой связи, вызывает особую озабоченность реализация указанного конституционного права в отношении несовершеннолетних, содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

Данная озабоченность связана, прежде всего, с ограничениями, возлагаемыми на лиц, заключенных под стражу.

В условиях ограничения свободы обязанность по организации получения осужденными начального общего, основного общего и среднего общего образования возлагается на администрацию мест содержания под стражей.

Учитывая изложенное, полагаем целесообразным рассмотреть вопросы нормативного правового регулирования получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, заключенными под стражу.

Анализ статистических данных позволяет сделать вывод об имеющейся тенденции к сокращению несовершеннолетних, содержащихся в СИЗО. Так, если в 2008 г. под стражей содержалось 4444 человек, то в 2020 г. содержалось 888 несовершеннолетних [1].

Однако, учитывая социально-экономические преобразования, произошедшие в обществе в 90-е годы прошлого столетия, количество граждан, содержащихся под стражей и не имеющих начального общего или среднего общего образования, значительно выше.

Вопрос получения начального общего образования взрослыми является отдельной темой для исследования. В этой связи, остановимся на аспектах нормативно-правового регулирования получения начального общего и среднего общего образования несовершеннолетними лицами, заключенными под стражу, т.к. это напрямую связано с необходимостью обеспечения непрерывности учебного процесса.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

До 2012 г. вопросы обучения, в т.ч. получения начального общего и среднего общего образования регламентировались Законом РФ от 10.07.1992 г. № 3266- «Об образовании». Данный Закон содержал общие требования к организации учебного процесса в образовательных учреждениях, порядок организации их деятельности, а также экономические аспекты системы образования.

Отдельное внимание Законом уделялось образованию детей с ограниченными возможностями и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

Каких-либо положений об организации образования несовершеннолетних, содержащихся под стражей, Закон не содержал.

При этом положениями ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в ред. 1995 г.) содержались положения о создании для несовершеннолетних условий для получения общего среднего образования.

В этой связи, необходимо отметить, что в целях реализации данных положений указанного Федерального закона ФСИН России уделялось особое внимание получению образования несовершеннолетними, заключенными под стражу.

В целях организации учебного процесса действующим в то время Управлением следственных изоляторов и тюрем ФСИН России, неоднократно направлялись в территориальные органы ФСИН России указания об оборудовании учебных классов, заключении договоров с общеобразовательными учреждениями, а также обеспечении присутствия несовершеннолетних на учебных занятиях. В ходе проведения проверок деятельности следственных изоляторов вопросу обеспечения получения несовершеннолетними общего образования уделялось особое внимание.

Однако вопросы получения несовершеннолетними, содержащимися под стражей, общего образования требовали законодательного закрепления.

В 2012 г. принимается новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). В данный Закон была включена отдельная статья об организации предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудитель-

ным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей (ст. 80).

В соответствии с положениями указанной статьи несовершеннолетним, содержащимся под стражей, должны быть обеспечены условия для получения образования в форме самообразования. Создание указанных условий возлагалось на администрацию следственных изоляторов. При этом порядок оказания помощи указанной категории несовершеннолетних должен был быть определен Минюстом России и действовавшим в то время Минобрнауки России [2].

Одновременно с принятием указанного Закона были внесены корреспондирующие изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Необходимо отметить, что Порядок обеспечения администрацией мест содержания под стражей условий для получения несовершеннолетними лицами, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования и Порядок оказания администрацией мест содержания под стражей помощи в получении несовершеннолетними лицами, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, начального общего, основного общего и среднего общего образования были утверждены совместным приказом Минюста России № 113 и Минпросвещения России № 306 только 17.06.2019 г., т.е. спустя 7 лет после принятия Закона «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается такая форма образования как самообразование. Однако определение понятия самообразование законом не приводится.

В вопросе определения получения несовершеннолетними образования в форме самообразования мнения ученых разделились. Некоторые, как, например, З.Я. Горностаева полагают, что при получении образования в форме самообразования педагоги не нужны, т.к. данный процесс не нуждается руководства со стороны [3]. В то же время, Я.А. Коменский указывает на необходимость участия в процессе самообразования учителя, который выполняет функцию инструктора, подсказывает, как именно нужно самообразовываться [4].

А.И. Калинина указывает на то, что отдельные ученые придерживаются такой позиции, что невозможно совмещать функцию самообразования и образования в учебных организациях. По ее мнению, это утверждение является не совсем верным. При этом, некоторые педагоги, рассматривая проблемы взаимоотношений школы и

самообразования, подчеркивают необходимость создания единой концепции, в рамках которой перед школой стояла бы приоритетная задача — формирование навыков самообразования у учащихся [5].

Необходимо отметить, что согласно Словарю ключевых понятий и определений под редакцией Е.В. Ширшова самообразование - образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в стационарном учебном заведении. Наиболее распространенной формой самообразования является чтение и изучение литературы [6].

На наш взгляд, наиболее точно понятие «самообразование» в отношении несовершеннолетних содержится в Словаре терминов и понятий дополнительного профессионального образования. Так, под самообразованием понимается обучение человека вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с правом последующего прохождения им промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность [7].

Учитывая изложенное, полагаем, что под самообразованием в отношении несовершеннолетних, зачисленных в образовательное учреждение, следует понимать обучение человека вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, путем самостоятельной работы по изучению учебных материалов, предоставляемых представителем учебной организации, с правом последующего прохождения промежуточной аттестации в указанных организациях.

Несомненно, что получение образования в форме самообразования требует от обучающегося высокой степени социальной ответственности.

Учитывая психологические особенности несовершеннолетних, содержащихся под стражей, вызывает большие сомнения наличие у них мотивации к получению образования в указанной форме.

В этой связи, особую роль в получении несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми начального общего, основного общего и среднего общего образования играет оказание им помощи.

Как отмечалось ранее, совместным приказом Минюста России и Минпросвещения России от 17.06.2019 г. № 113/306 утверждены Порядок обеспечения администрацией мест содержания под стражей условий для получения несовершеннолетними лицами, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования (далее -

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

Порядок обеспечения получения несовершеннолетними образования в форме самообразования) и Порядок оказания администрацией мест содержания под стражей помощи в получении несовершеннолетними лицами, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - Порядок оказания содействия несовершеннолетним в получении образования).

Однако принятие данного совместного приказа, на наш взгляд, не позволило в полной мере решить все вопросы, связанные с организацией учебного процесса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу.

Так, анализируя нормы Порядка обеспечения получения несовершеннолетними образования в форме самообразования, можно сделать вывод о том, что из 7 пунктов данного приказа только 2 посвящены непосредственно организации помощи несовершеннолетнему в получении начального общего, основного общего и среднего общего образования. При этом данные пункты содержат довольно размытые формулировки, а также внутренние противоречия.

Так, п. 2 разд. I Порядка обеспечения получения несовершеннолетними образования в форме самообразования установлено, что получение указанных видов образования предполагает самостоятельное изучение несовершеннолетним общеобразовательных программ и дальнейшей сдачей итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Одновременно с этим, п. 3 разд. II Порядка обеспечения получения несовершеннолетними образования в форме самообразования определено, в обязанности администрации следственного изолятора входит обеспечение условий для получения указанной категории несовершеннолетних образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

При этом Порядком обеспечения получения несовершеннолетними образования в форме самообразования не раскрывается, что должно входить в обеспечение данных условий (оборудование компьютерных классов, обеспечение учебными пособиями, литературой и т.д.).

Необходимо отметить, что положениями ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-те-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

лекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Пунктом 3 разд. II Порядка обеспечения получения несовершеннолетними образования в форме самообразования установлено, что при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Таким образом, создание условий для получения несовершеннолетними, содержащимися под стражей, установленных Порядком обеспечения получения несовершеннолетними образования в форме самообразования, общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не предполагает организацию образовательного процесса в форме самообразования.

Отдельные вопросы возникают в отношении положений п. 4 разд. II Порядка обеспечения получения несовершеннолетними образования в форме самообразования, которым устанавливается право администрации СИЗО привлекать, в т.ч. на договорной основе, педагогических работников общеобразовательной организации субъекта Российской Федерации, созданной при учреждении уголовно-исполнительной системы, и (или) близлежащей муниципальной (государственной) образовательной организации, и (или) образовательной организации, в которой несовершеннолетний обучался до заключения под стражу.

Во-первых, данная формулировка утверждает, что к образовательному процессу могут привлекаться одновременно и педагогические работники общеобразовательной организации субъекта Российской Федерации, созданной при учреждении уголовно-исполнительной системы и близлежащей муниципальной (государственной) образовательной организации, а также образовательной организации, в которой несовершеннолетний обучался до заключения под стражу.

Во-вторых, Порядком обеспечения получения несовершеннолетними образования в форме самообразования не установлены критерии определения расстояний до образовательной организации.

В-третьих, привлечение педагогических работников на договорной основе без проведения конкурсных процедур может привести к коррупционным рискам.

Кроме этого, не ясно, с кем должен быть заключен договор - с педагогическим работником либо с образовательной организацией. Так же не ясно, каким образом и на основании чего будут производиться расчеты СИЗО и образовательной организацией, а также источники финансирования.

Так же не лишен недостатков и Порядок оказания несовершеннолетним образования.

Пунктом 2 разд. I Порядка оказания содействия несовершеннолетним образования продублированы нормы аналогичного пункта Порядка обеспечения получения несовершеннолетними образования в форме самообразования. На наш взгляд, данные положения не являются предметом регулирования указанного порядка.

Учитывая психологические особенности несовершеннолетних, заключенных под стражу, социальный статус их и их родителей (данная категория подозреваемых и обвиняемых зачастую из неблагополучных семей), вызывает большие сомнения в реализации положений данного Порядка об оказании помощи несовершеннолетнему, содержащемуся под стражей, на основании заявления родителей и документов (при их наличии), подтверждающих его обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Кроме этого вызывает сомнения легитимность оказания указанной помощи на основании заявления несовершеннолетнего.

Таким образом, вопросы нормативного правового регулирования получения несовершеннолетними лицами, заключенными под стражу, начального общего, основного общего и среднего общего образования требуют дополнительного научно-практического исследования, основанного в т.ч. на анализе практики правоприменения, действующих нормативных правовых актов и выра-

ботки основанных на научном подходе предложений по внесению соответствующих изменений в законодательные и ведомственные нормативные правовые акты.

Список литературы:

[1] Официальный сайт ФСИН России https:// fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/ Xar-ka%20v%20CIZOiT (дата обращения: 20.04.2021).

[2] Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

[3] Педагогическая энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия. - 1996. - Т. 3. - 879 с.

[4] Коменский Я.А. Избр. педагогические соч.: в 2-х т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - 576 с.

[5] Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. - 2013. - № 3 / А.И. Калинина // https://cyberleninka.ru/article/n/ suschnost-ponyatiya-samoobrazovanie (дата обращения: 21.04.2021).

[6] Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017. Ширшов Е.В. URL: https://didacts.ru/termin/samoobrazovanie. html (дата обращения: 22.04.2021).

[7] Словарь терминов и понятий дополнительного профессионального образования / Лям-зин М.А., Громкова М.Т. URL: https://didacts.ru/ termin/samoobrazovanie.html (дата обращения: 22.04.2021).

Spisok literatury:

[1] Oficial'nyj sajt FSIN Rossii https://fsin.gov. ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20 CIZOiT (data obrashcheniya: 20.04.2021).

[2] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. - 31.12.2012. - № 53 (ch. 1). - St. 7598.

[3] Pedagogicheskaya enciklopediya. - M.: Sov. enciklopediya. - 1996. - T. 3. - 879 s.

[4] Komenskij Ya.A. Izbr. pedagogicheskie soch.: v 2-h t. - M.: Pedagogika, 1982. - T. 2. - 576 s.

[5] Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. - 2013. - № 3 / A.I. Kalinina // https://cyberleninka.ru/article/n/ suschnost-ponyatiya-samoobrazovanie (data obrash-cheniya: 21.04.2021).

[6] Informaciya, obrazovanie, didaktika, istoriya, metody i tekhnologii obucheniya. Slovar' klyuchevyh ponyatij i opredelenij. 2017. Shirshov E.V. URL: https://didacts.ru/termin/samoobrazovanie.html (data obrashcheniya: 22.04.2021).

[7] Slovar' terminov i ponyatij dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya / Lyamzin M.A., Gromkova M.T. URL: https://didacts.ru/termin/samoo-brazovanie.html (data obrashcheniya: 22.04.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.