10. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)
10.1. Проект нового уголовного кодекса Российской Федерации. Особенная часть. Глава XIII. Преступления против мира
©Малинин Василий Борисович
Российский государственный университет правосудия, Крымский филиал, г.Симферополь, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация
Данная статья является продолжением цикла статей по проекту нового Уголовного кодекса, разработанного автором на основании издаваемой «Энциклопедии уголовного права» в 35 томах, в написании которой принимают участие около 500 ученых из России и других стран, и изучения автором 75 зарубежных кодексов. Концепция проекта нового кодекса и первые пять глав были опубликованы в номерах 4-6 за 2017 год и 1-3 за 2018 гг. журнала «Библиотека уголовного права и криминологии», 6-8 - в 2-4 номере «Журнала правовых и экономических исследований» за 2018 г.г. 9-12 - в указанном журнале за 2019 год и 1,2 за 2020 год. В данной статье рассматриваются преступления против мира и человечества. Их особенностью является то, что они одновременно посягают на интересы многих государств, что и обуславливает принятие по поводу международных соглашений, участники которых возлагают на себя обязанность предусмотреть в своем национальном законодательстве уголовную ответственность за данные виды преступлений.
Ключевые слова: планирование, и ведение агрессивной войны.
Для цитирования: Малинин В.Б. Проект нового уголовного кодекса Российской Федерации. Особенная часть. Глава XIII. Преступления против мира // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 419-426.
Draft new criminal code of the Russian Federations. Special part. Chapter XIII. Crime against peace and security of humanity
©Malinin Vasiliy Borisovich
Russian state university of justice, Crimean branch, Simferopol, Russia E-mail: [email protected]
Abstract
This article is a continuation of a series of articles on the draft new Criminal Code, developed by the author on the basis of the published Encyclopedia of Criminal Law in 35 volumes, in the writing of which about 500 scientists from Russia and other countries take part, and the author studies 75 foreign codes . The concept of the draft new code and the first five chapters were published in issues 4-6 for 2017 and 1-3 for 2018. Journal of the Library of Criminal Law and Criminology, 6-8 - in the 2-4 issue of the Journal of Legal and Economic Studies for 2018. 9-12 - in the specified magazine. This article addresses crimes against peace and humanity.
Keywords: aggressive warfare, genocide, ecocide, mercenarism.
For citation: Malinin V.B. Draft new criminal code of the Russian Federations. Special part. Chapter XIII. Crime against peace and security of humanity // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 419-426. (in Russ.).
В международном праве военные преступления начали конструировать на основании Нюрнбергского Устава Военного трибунала (1946) и Устава Международного военного трибунала по Дальнему Востоку (1948).
Даже локальный военный конфликт может перерасти в войну многих государств. Поэтому Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности оОн уделяют много сил поддерживанию всеобщего мира и предупреждению военной агрессию со стороны любого государства.
В первой половине XX века Генеральной Ассамблеей ООН Комиссии международного права было поручено подготовить проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Комиссия приступила к рассмотрению этого вопроса на своей первой сессии. Комиссия завершила работу над проектом ко-
декса, состоявшего пока только из пяти статей на своей третьей сессии в 1953 г. и представила его Генеральной Ассамблее вместе с постатейным комментарием. В проект кодекса 1951 г. не вошли такие преступления, как пиратство, торговля женщинами и детьми, рабовладение, подделка денежных знаков, повреждение подводных кабелей [12, с. 113].
Общими международно-правовыми актами являются также «Венская конвенция о праве международных договоров» от 23 мая 1969г. и Федеральный закон РФ «О международных договорах Российской Федерации» № 101-ФЗ от 15 июля 1995 г.
Классифицировать преступления против мира можно по следующим видам:
1. Согласно Уставам Международных военных трибуналов от 08.08.1945г. и 19.01.1946 г. эта система выглядит следующим образом: а) преступления против
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 419
ISSN 2310-7049 (online)
мира — планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий; б) военные преступления — нарушение законов или обычаев войны, к которым относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированных территорий, убийство или истязание военнопленных или лиц, находящихся в море, убийства заложников, ограбление общественной или частной собственности, бессмысленное разрушение городов или деревень, разорение, неоправданное военной необходимостью, и другие преступления; в) преступления против человечности — убийства, истребление, ссылка, порабощение и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия, нарушением внутреннего права страны, где они были совершены или нет.
2. Согласно Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26.11.1968 г. относятся: а) перечень военных преступлений существенно обогатился «восприятием» положений Резолюций 3(1) от 13.02.1946 г. и 95(1) от 11.12.1946 г. Генеральной Ассамблеи ООН и перечнем «серьезных нарушений», закрепленных в Женевской конвенции о защите жертв войны от 12.08.1949 г.; б) преступления против человечества — также существенно увеличены (например, апартеид, геноцид и т.д.).
3. Согласно Европейской конвенции о не применении срока давности к преступлениям против человечества и военным преступлениям от 25.01.1974 г. — закрепила принцип применения уголовного запрета по аналогии (ст. 1) — «любые аналогичные нарушения законов войны и обычаев войны, которые не охватывают положения женевской конвенции, когда соответствующее конкретное нарушение носит особо серьезный характер, либо по фактическим обстоятельствам и преднамеренному характеру, либо по масштабам предвидимых последствий. В этом же документе нашел закрепление и метод «карт-бланш» — открытый лист (перечень) — любое другое нарушение нормы или обычая уголовного права, которое может быть в дальнейшем установлено и которое договаривающиеся государства рассматривают как имеющие аналогичный характер по отношению к тем нарушениям, которые упомянуты в п. 1 или 2 ст. 1.
4. Согласно кодекса преступлений против мира и безопасности человечества (принят в первом чтении на 43 сессии международного права ООН в 1991 г.) — перечень из таковых преступлений из 12 пунктов (в т.ч. кроме тех, которые не предусматривались ранее рассмотренными актами, международный терроризм, незаконный оборот наркотических средств, преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде, систематическое и массовое нарушение прав человека, вмешательство во внутренние и внешние дела другого государства, колониальное господство и иные формы иностранного господства...) В то же время в этот перечень не попали множество деяний, содержащихся в
вышеупомянутых конвенциях (например, нарушение правил обращения с военнопленными и т.д.).
5. Согласно того же Кодекса, принятый во втором чтении в 1996 г. — перечень таковых преступлений состоит из 5 видов: агрессия, геноцид, преступления против человечности, преступления против персонала ООН и связанного с ней персонала, военные преступления.
6. Согласно Устава Международного военного трибунала по Югославии от 25.03.1993 г. предусматривает разделенные на множество подвидов четыре вида таких преступлений: а) геноцид (в т.ч. в качестве подвидов подстрекательство, покушение на него и соучастие в нем); б) преступления, совершенные в ходе вооруженного конфликта и направленные против гражданского населения, (9 подвидов, в т. ч. изнасилования и «другие бесчеловечные акты»); в) «серьезные» нарушения Женевских конвенций от 12. 08. 1949 г. — 8 подвидов в т.ч. незаконный арест, перемещение или депортирование гражданского лица и т.д.; г) нарушение законов и обычаев войны — 5 подвидов, в т.ч. захват, разрушение или умышленное повреждение культовых, благотворительных, учебных, художественных и научных учреждений, памятников и произведений и т.д.
7. Согласно Устава Международного трибунала по Руанде от 08.11.1994г. — 8 видов преступлений (в т.ч. коллективные наказания, мародерство, посягательство на человеческое достоинство в виде оскорбления и унижения и т.д.
8. Согласно Римского статута Международного уголовного суда от 17.07.1998 г. (ст. 5-8):
а) преступления геноцида (5 подвидов в т.ч. меры, рассчитанные на предотвращение деторождения, насильственная передача детей и т.д.);
б) преступления против человечности (11 подвидов в т.ч. насильственное исчезновение людей, истребление, порабощение и т.д.);
в) военные преступления (4 подвида, каждый из которых еще подразделяется на разновидности - до 26;
г) преступления агрессии — зафиксировано отсутствие определения этого понятия и временное отсутствие юрисдикции Трибунала по этой категории дел [1, с.11-13].
Из вышеприведенного обзора международных нормативных актов очевидно отсутствие не только единого перечня международных преступлений, но даже отсутствие единого подхода к решению этой проблемы. Наблюдается торжество казуистического метода регулирования общественных отношений, что является следствием частноправовой (договорной) природы происхождения данных документов. Стороны в каждом конкретном случае, исходя из преследуемых в определенной ситуации целей, договариваются о том, что им следует понимать под определенным термином. При этом не является тревожным фактором, что ранее с другими сторонами они договаривались об ином понимании тех же терминов. Возникает вопрос: как такой диспозитивный метод совместить с императивным методом, господствующим в национальном уголовном праве? Мнение о том, что подобного рода «коллизию» следует решать посредством сравнения количества участников международного соглашения (т.е. акт, предполагающий большее количество участников, имеет приоритет) преступлений против мира и безопасности [8, с.1352] трудно признать вполне обосно-
420 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
ванным. В отличие от избирательного права, ни договорное, ни международное (за исключением процедурных разделов), ни уголовное право не предполагают метода определения истины большинством голосов.
Таким образом, если обратиться к решению проблемы о формировании перечня преступлений против мира и безопасности человечества, то целесообразно аккумулировать перечни всех восьми рассмотренных международных нормативных актов, а также и тех документов, к которым в них содержится ссылки. Метод сам по себе не плох. Но всех проблем не исчерпывает.
Теперь перейдем к анализу отдельных составов преступлений.
Статья 98. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны
Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны относятся к особо тяжким преступлениям.
Как сказано нами в предыдущей главе, мы предлагаем разделять в каждой статье разные составы преступлений, что и делаем в данной статье. В УК РФ они также разделены, но один и тот же состав («Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны» расположен в 2-х статьях (153 и 154).
Состав ст. УК «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны» расположены только в одной статье в Уголовном кодексе Грузии [19, ст. 405].
«Отец международного права» Гуго Гроций, в обоснование агрессивной войны утверждал, что допустима лишь справедливая война, начатая в ответ на нападение [3, с. 186-187].
Преступление выражается в предложении к неограниченному кругу лиц (двум и более) начать агрессивную войну.
Милитаристская пропаганда в целях создания подготовки граждан к агрессии предшествует развязыванию агрессивной войны. Форма выражения призывов (устная, письменная, печатная и т.п.) на квалификацию не влияет. Они могут содержаться в СМИ, а также в выступлениях на митингах, общих собраниях предприятий и учреждений, в беседах с гражданами и т.п. Важнейшим признаком данного преступления, как было сказано, является публичность, если он обращен не менее, чем к 2-м лицам. Письменное обращение к отдельному лицу, например, к Президенту не может считаться публичным призывом [8, с. 833].
Публичность этих действий может выражаться в том, что они осуществляются непосредственно в присутствии многих лиц либо рассчитаны на ознакомление с ними иных лиц впоследствии. Они могут осуществляться на митинге, конференции, распространением листовок, размещением информации в сети «Интернет» и т.п. [9, с. 1494].
Призыв продолжить уже начатую войну до победного конца не может быть отнесен к данному составу преступления.
Мы категорически не согласны с другим проектом УК РФ, подготовленным авторским коллективом во главе Н.А. Лопашенко, согласно которого, наказание предлагается за это преступление всего до 5-ти лет, а то и штраф [10, с. 310-311].
Статья 99. Планирование и подготовка агрессивной войны
Планирование и подготовка агрессивной войны относится к особо тяжким преступлениям.
Планировать значит подготавливать. Планирование означает разработку планов развязывания агрессивной войны. Примером может служить планирование плана «Барбаросса» о нападении Германии на Советский Союз.
Планирование означает расчет людских и технических ресурсов, расположения вооруженных сил, направления их продвижения, осуществления режима на оккупированной территории, хозяйственно-технического обеспечения вооруженных сил, социально-экономической политики на завоеванных территориях. Планирование также охватывает дипломатическое, идеологическое, информационное создание условий для агрессии [14, с. 185].
Как отмечает Л.В. Иногамова -Хегай, «подготовка агрессивной войны означает реальное осуществление комплекса мер и мероприятий организационно-военного и материально-технического характера в целях обеспечения готовности к началу ведения агрессивной войны».
Подготовка к агрессивной войне, продолжает она, проявляется в увеличении воинского контингента. Формой подготовки является подтягивание воинских формирований к границам другого государства. Способами подготовки к агрессии являются проведение соответствующих учений, отдача приказов ракетным войскам о нахождении в повышенной боевой готовности [14, с. 186].
Статья 100. Провокации войны или осложнения международных отношений
Любое деяние, совершенное в целях провокации войны или осложнения международных отношений относится к особо тяжкому преступлению.
Мы предлагаем новую статью, так как, для развязывания войны обычно требуется какой-либо повод.
Вспомним хотя бы поводы нападения Германии на Польшу в 1939 году.
Руководство Третьего рейха в течение лета 1939 года предпринимало усилия, направленные на то, чтобы будущая война с Польшей не вышла за рамки локального конфликта. Для этого следовало убедить руководство и общественное мнение Великобритании и Франции, связанных с Польшей союзническими обязательствами, что действия Германии являются не агрессией, а самообороной, на которую Германию спровоцировала польская сторона.
Для начала реализации плана «Вайс» Германии оставалось предъявить мировой общественности формальный повод к войне. С этой целью нацистской военной разведкой и контрразведкой, возглавлявшийся адмиралом Канарисом совместно со службой безопасности (СД), был подготовлен ряд провокаций на границе между Польшей, Германией и Словакией (т.н. операция «Гиммлер»). Провокации носили один и тот же характер — нападения агентов спецподразделений СС на немецкие объекты и возложение вины за эти нападения на польскую сторону. Главным из них было нападение на радиостанцию в Глайвице [25, р.39].
А формальным поводом к началу советско-финской войны 1939 года явился артобстрел с финской территории советских пограничников на Карельском перешейке в районе деревни Майнила. На самом деле артобстрел провели сами советские пограничники. Недаром ни одного убитого и даже раненого с нашей
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 421
ISSN 2310-7049 (online)
стороны не было. Поэтому СССР как агрессор был исключён из Лиги Наций1.
Статья 101. Развязывание или ведение агрессивной войны
1. Развязывание или ведение агрессивной войны относится к преступлениям исключительной тяжести.
Развязывание или ведение агрессивной войны являются самыми опасными преступлениями против мира.
К развязыванию агрессивной войны относятся следующие действия: предъявление ультиматума, осуществление специальных дипломатических или диверсионных акций, непосредственное вторжение в другую страну и т.п.
Ведение агрессивной войны - это продолжение акта агрессии, следующее за ее развязыванием, осуществление конкретных военных действий.
Статью 353 УК РФ мы разделяем на 2 статьи:
1) Ст. УК планирование и подготовка агрессивной войны;
2) Ст. УК развязывание и ведение агрессивной войны.
Некоторые авторы поддерживают нас, рассматривая развязывание и ведение агрессивной войны как самостоятельное преступление [см: 6, с 134-135; 13, 107108].
В УК Украины 4 состава расположены в одной статье [7, ст. 437]. В Проекте они у нас расположены в разных статьях.
Мы также не согласны с наказанием за это преступление, предложенном проектом УК РФ, подготовленным авторским коллективом во главе Н.А. Лопашенко, согласно которого, наказание за это преступление предлагается от 10 до 20 лет [20, с. 310]. За убийство десятков, сотен, а то миллионов людей - всего до 20 лет!
Статья 102. Применение запрещенных средств и методов ведения войны относится к особо тяжким преступлениям
Война - это вооруженная борьба между государствами и народами, она сопровождается обычно определёнными жертвами и страданиями как участников военных действий, так и мирного населения. Поэтому международное сообщество уже многие десятилетия занимается поиском средств и методов гуманизации войны, разумного ограничения жертв, страданий населения и материальных потерь от военных действий. Были разработаны и закреплены в значительном количестве многосторонних международных конвенций правила ведения войны. Особое место среди них принадлежит Гаагским конвенциям о законах и обычаев войны 1899 и 1907 гг., а также Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г., Дополнительному протоколу 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.
Применение запрещенных средств и методов ведения войны может выражаться в одном из следующих действий:
1 https://ru.wikipedia.orq/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B3%D0%B0 %D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9 https://ru.wi kipedia.org/wi ki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D 1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D1%84%D0%B8%D0%BD%-D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D 1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_(1939%E2% 80%941940)
- жестокое обращение с военнопленными;
- жестокое обращение с гражданским населением;
- депортация гражданского населения с места обычного проживания;
- разграбление национального имущества на оккупированной территории [9, с. 787-788];
- нападение на лиц, или учреждения, которые пользуются международной защитой (это действие мы переносим из отдельной статьи {ст.360 УК РФ в отдельный пункт ст. 102 УК РФ, так как оно входит в один из способов запрещенных средств и методов ведения войны}).
Под жестоким обращением с военнопленными или гражданским населением понимается любой незаконный акт, приводящий к смерти или тяжкому вреду их здоровью (физическое насилие, калеченые, научные или медицинские опыты {вспомним опыты доктора Менгеле}).
Под депортацией гражданского населения понимается его принудительное высылка с места обычного проживания.
Согласно доклада Комиссии ООН, представленном Совету Безопасности к депортации гражданского населения относятся так называемые «этнические чистки, которые проводились, в частности, в бывшей Югославии [20, с. 787-788]
Под разграблением национального имущества понимается его разворовывание или любое присвоение. Это предусмотрено Гаагской конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта 1954 г. [4, с. 787-788].
Под нападением на лиц, или учреждения, которые пользуются международной защитой понимается нападение на лиц, или учреждения, которые, прежде всего, в соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов [20, с. 90-94].
Статья 103. Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт массового поражения относится к преступлениям исключительной тяжести.
Предметами данного преступления выступают запрещенные международным договором Российской Федерации виды оружия массового поражения.
К оружию массового поражения относится: химическое, бактериологическое, и самое страшное - ядерное оружие.
К таким договорам относится Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 года, Конвенция о запрещении разработки, производства запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении от 10 апреля 1972 года, Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 года, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года и др. [20, с. 310].
К химическому оружию массового поражения относятся специально созданные и помещенные в средства хранения, и доставки высокотоксичные химические соединения, пригодные для военного применения с целью поражения живой силы противника. Такое оружие характеризуется высокой токсичностью, вызывающей смертельное или тяжелое поражение живой
422 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
силы противника, разносторонним токсическим действием, быстротой действия, повышенной проникающей способностью через обмундирование и кожу, а также дыхательные пути.
К бактериологическому оружию массового поражения относятся специально созданные в военных целях заражающие людей и животных возбудителями заболеваний бактериальные (холера, чума, проказа и т.п.) и патогенные (геморрагическая лихорадка, энцефалиты, оспа и т.п.).
К ядерному оружию относится оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии [9, с. 786].
Если выяснится, что коронавирус разрабатывался в одной из китайских лабораторий и вырвался из нее, причастные к этому лица должны быть привлечены к уголовной ответственности.
Способами совершения этого преступления являются указанные в названии статьи действия.
Разработка оружия массового поражения - действия экспериментально-лабораторного, научно-исследовательского характера, направленные на теоретическое обоснование и опытное моделирование такого оружия.
Производство оружия массового поражения -промышленное создание уже имеющегося оружия.
Накопление оружия массового поражения - создание запасов, аккумулирование как в результате удержания, направленное на увеличение его количества во владении и сохранение такого оружия в состоянии, пригодном для его применения.
Приобретение - получение во владение любым способом (покупка, аренда, и т.п.).
Сбыт - любая форма возмездного или безвозмездного отчуждения, порождающая переход права собственности от одного лица к другому [8, с. 1497].
Статья 104. Применение оружия массового поражения относится к преступлениям исключительной тяжести.
Самое страшное - это применение оружия массового поражения, потому что от этого гибнут миллионы людей.
Поэтому мы переносим ч.2 ст. 356 УК РФ в отдельную статью.
На протяжении всей истории войн имели место отдельные попытки применить химические вещества в военных целях. Массированное их применение было осуществлено в годы первой мировой войны (1914-18 гг.). Общее число пораженных от отравляющих веществ составило около 1,3 млн. человек.
В дальнейшем, несмотря на подписанный 17 июня 1925 года в Женеве Протокол о запрете применения на войне удушающих, ядовитых и других подобных газов, и бактериологических средств [17], отмечалось неоднократное применение химического оружия (итальянской армией в войне с Эфиопией в 1935 году, Японией во время войны против Китая в 1937-43 гг., США во время военных действий в Корее в 1951-52 гг. и в войне против Вьетнама).
Наиболее вероятные виды бактериальных средств для поражения людей являются возбудители чумы, туляремии, сибирской язвы, холеры, сыпного тифа, натуральной оспы, желтой лихорадки, в настоящее время коронавируса и др.
Существуют следующие способы применения бактериальных средств:
1) аэрозольный - заражение приземного слоя воздуха путем распыления биологических рецептур с помощью распылительных средств или взрыва;
2) трансмиссионный - рассеивание искусственно зараженных кровососущих переносчиков, которые через укусы передают возбудителей болезней;
3) диверсионный - заражение биологическими средствами воздуха и воды в замкнутых пространствах с помощью диверсионного снаряжения.
Самым опасным является ядерное оружие. Оно основано на использовании внутренней энергии, выделяющейся при цепных реакциях деления тяжелых ядер или при термоядерных реакциях синтеза. Вследствие этого различают следующие разновидности ядерного оружия:
1) атомная бомба. Основана на цепной реакции деления изотопов урана или плутония. Критическая масса образуется после соединения изолированных частей изотопов обычным взрывным устройством. Критическая масса для урана составляет 24 кг, при этом минимальные размеры бомбы могут быть менее 50 кг. Критическая масса для плутония 8 кг, что при плотности 18,7 г/см3 составляет примерно объём теннисного мяча;
2) водородная бомба. Высвобождение энергии вследствие превращения легких ядер в более тяжелые при реакции синтеза. Для начала реакции необходима температура в 10 млн. градусов Цельсия, что достигается взрывом обычной атомной бомбы;
3) нейтронное оружие. Как разновидность ядерных боеприпасов с термоядерным зарядом малой мощности. Достигается повышенное нейтронное излучение за счет большего расхода энергии (примерно в 5-10 раз) на создание проникающей радиации.
Взрыв ядерного боеприпаса происходит за миллионные доли секунды, при этом выделяется колоссальное количество энергии. Температура повышается до нескольких миллионов градусов, а давление достигает миллиардов атмосфер. Высокая температура и давление вызывают световое излучение и мощную ударную волну.
Наряду с этим взрыв ядерного боеприпаса сопровождается испусканием проникающей радиации, состоящей из потока нейтронов и гамма-квантов. Облако взрыва содержит огромное количество радиоактивных продуктов-осколков деления ядерного взрывчатого вещества, которые выпадают по пути движения облака, в результате чего происходит радиоактивное заражение местности, воздуха и объектов.
Неравномерное движение электрических зарядов в воздухе, возникающее под действием ионизирующих излучений, приводит к образованию электромагнитного импульса. Все эти перечисленные факторы являются основными поражающими факторами ядерного взрыва [24].
При применении химического оружия поражение людей и животных происходит от вдыхания зараженного воздуха, от попадания капельножидких отравляющих веществ на кожу или слизистые оболочки, а также от употребления зараженной пищи, воды и фуража. Отравляющие вещества в небольших дозах способны наносить тяжелые поражения людям и животным.
Статья 105. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника является особо тяжким преступлением
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 423
ISSN 2310-7049 (online)
Общественная опасность наемничества заключается в том, что это деяние является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире.
Мы разделяем ст. 359 УК РФ «Наемничество» на два состава, так как они обладают различной степенью общественной опасности.
Все термины, указанные в названии статьи, сформулированы в Понятии некоторых терминов, используемых в данной главе.
Согласно Конвенции о запрещении вербовки, использования и обучения наемников 1989 г. [14, с. 497] преступными и подлежащими наказанию признаются действия не только самих наемников, но и лиц, осуществляющих их вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника.
Но определение наемника, как отмечает А.А. Аря-мов, порождает множество вопросов: Каким образом должен действовать наемник (давать советы?). Какое вознаграждение он должен получать? Кто, кем, в каких целях и куда должен направляться наемник? Каково его отношение к личному составу вооруженных сил? Отсутствие в рассматриваемом определении указания на то, что целью наемника может быть свержение правительства и иной подрыв конституционного порядка государства или нарушение его территориальной целостности не позволяет квалифицировать как наемничество действия наемников-террористов внутри страны при попытке отделиться какого-либо субъекта от основного государства [1, с. 74]. На эти вопросы еще предстоит ответить.
К новым проявлениям наемничества в юридической литературе все чаще относят деятельность частных военных и охранных компаний. Примером чего может следующее дело.
Приговор руководителям частной военной компании «Славянский корпус» гражданам России Г. и С. был вынесен Лефортовским районным судом города Москвы в закрытом режиме, в октябре 2014 г, а его законность подтверждена Верховным судом РФ в январе 2015 г. По версии следствия эта частная военная компания зарегистрирована в полуофшорном Гонконге, а ее офисы располагались в Санкт-Петербурге и Москве. Подписав контракт, завербованные были уверены, что едут на Ближний Восток лишь охранять нефтяные вышки. За такие услуги виновные пообещали платить завербованным по 4-5 тысяч долларов в месяц. В действительности же, прибывшим в Сирию россиянам выдали устаревшее оружие и технику и отдали приказ с боем прорываться в город Дейр-эз-Зор. В итоге, во время рейда автоколонна с россиянами была атакована исламистами. В ходе боя шесть россиян были ранены. К слову, на этом боевой путь наемников поневоле завершился. Виновные граждане Г. и С. были осуждены, в том числе, за вербовку и использование наемников в вооруженном конфликте по ч. 1 ст. 359 УК РФ, с назначением уголовного наказания в виде лишения свободы сроком на три года [Цит. по: 2, с. 390].
Статья 106. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях относится к преступлениям исключительной тяжести
Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях считается не зависимо от того, вступил ли он в состав регулярной армии другой страны
либо незаконного вооруженного формирования или действовал партизанскими методами или в одиночку.
В качестве наемников используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории, которых не проживают. Они утрачивают общепризнанные человеческие ценности: убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднительно, без использования наемников. Кроме того, события последних лет убедительно показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями [2, с. 390].
Объективная сторона преступления, предусмотренного данной статьей, заключается в личном непосредственном участии наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях, независимо от того, вступил ли он в состав регулярной армии другого государства или незаконного вооруженного формирования, либо действовал партизанскими методами в интересах иностранного государства.
В юридической литературе продолжается полемика о том, может ли охватываться объективной стороной этого преступления участие в вооруженном конфликте или военных действиях лиц, обладающих всеми признаками наемника, но их деятельность непосредственно не связана с применением ими лично оружия и (или) вооружения. К такому участию следует отнести выполнение командно-штабной работы, осуществление тылового обеспечения в боевой обстановке (подвоз боеприпасов, продовольствия, ГСМ, осуществление связи, технического обеспечения, и т.д.), разведывательной деятельности (например, ведение артиллерийской разведки) или непосредственное участие нанятых специалистов, в качестве военных советников (инструкторов), в террористических, диверсионных, военных и иных акциях [2, с. 394].
Один лишь факт зачисления лица, в наемники, скажем, во французский Иностранный легион и прохождение им службы в колониальных землях Франции по охране размещенных там космических, ядерных и иных объектов, как и вообще прохождение военной службы в вооруженных силах иностранных государств, если при этом исключалось участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях, не влечет уголовной ответственности по законодательству России [2, с. 395].
Так, например, Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики осудил гражданина М.З. Нагоева по ч. 3 ст. 359 УК РФ, за участие в вооруженном военном конфликте на стороне «Вооруженной оппозиции» против Сирийской Арабской республики. В основу квалификации этого преступления суд поставил, в том числе и цель материального вознаграждения [2, с. 403-404].
Если же лицо не преследует такой цели (и фактически не получает материального вознаграждения), а руководствуется исключительно, например, идеологическими (политическими), этническими или религиозны-
424 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
ми убеждениями участия в вооруженном конфликте или военных действиях, то его деяние не может быть квалифицировано, как наемничество [2, с. 404].
Мы предлагаем исключить ст.354.1 УК РФ «Реабилитация нацизма», так как, с открытием архивов многие факты Великой Отечественной войны трактуются неоднозначно. Но самое главное, тогда надо вводить ответственность за оправдание фальсификации итогов голосования (ст.14.1 УК РФ), террористического акта (ст.105 УК РФ), организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст.210 УК РФ), массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ), и некоторых других.
Статью 361 УК РФ «Акт международного терроризма» мы предлагаем исключить потому, что уже есть статья 205 «Террористический акт», а где совершено преступление - в России или за границах - не имеет значения. Факт совершения преступления за пределами России не может быть основанием для признания его актом международного терроризма. Кроме того, разве фактически акт международного терроризма не может быть совершен на территории РФ? Наконец, нельзя считать такие признаком и потерпевшего, которым закон признает только граждан РФ.
С.М. Кочои замечает и такие «мелочи»:
1) совершение взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности причинения ущерба имуществу граждан РФ, нельзя квалифицировать по ст. 361 УК РФ;
2) взрыв, поджог или иные действия должны не только подвергать опасности жизнь, здоровье, свободу и неприкосновенность граждан РФ, но и, согласно ст. 361 УК РФ, быть направленными против интересов РФ как представляется, лишена практического смысла;
3) в тексте статьи 361 УК РФ указаны «цели», хотя на самом деле, речь идет об одной цели - «нарушение мирного сосуществования государств и народов». Во-первых, сомнительно считать преступлением против граждан России, пусть даже совершенное за ее пределами, преступлением, «нарушающим мирное сосуществование государств. Еще более сомнительно считать его преступлением, «нарушающим мирное сосуществование народов».
4) факт совершения преступления за пределами России не может быть основанием для признания его актом международного терроризма. Кроме того, разве фактически акт международного терроризма не может быть совершен на территории РФ?
5) Наконец, нельзя считать таким признаком и потерпевшего, которым закон признает только граждан РФ. Почему им не может быть, например, лицо без гражданства, которое постоянно проживает на территории РФ, не совсем понятно.
Таким образом, из-за низкого качества закона, данная норма вряд ли сможет сыграть возложенную на нее роль [11, с. 530].
Понятие некоторых терминов, используемых в данной главе
1. Бактериологическое оружие - специально созданные в военных целях заражающие людей и животных возбудителями заболеваний бактериальные (холера, чума, проказа и т.п.) и патогенные (геморрагическая лихорадка, энцефалиты, оспа и т.п.) и патогенные (геморрагическая лихорадка, энцефалиты, оспа и т.п.).
2. Ведение агрессивной войны выражается в непосредственном проведении военных операций против другого государства.
3. Вербовка наемников - набор по найму людей для участия в вооруженном конфликте или военных действиях за материальное вознаграждение.
4. Военными преступлениями являются нарушения общепринятых законов и обычаев войны.
5. Война - это вооруженная борьба между государствами.
6. Гражданин РФ - лицо, имеющее гражданство РФ.
7. Депортация гражданского населения - принудительное высылка его с места обычного проживания.
8. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением - любой незаконный акт, приводящий к смерти или тяжкому вреду их здоровью (физическое насилие, калеченые, научные или медицинские опыты).
9. Запрещенные средства и методы ведения войны - средства и методы ведения войны, запрещенные международными договорами: оружие массового поражения, бактериологическое, химическое, ядерное оружие
10. Использование наемника - непосредственное привлечение наемника к боевым операциям или акциям военного характера.
11. Корыстный мотив - побуждение, направленное на получение материальной выгоды (денег, имущества или права на его получение и т.п.).
12. Наемник - лицо, не проживающее постоянно на территории государства, участвующее в вооруженном конфликте или военных действиях, дейстствующее в целях получения материального вознаграждения.
13. Нападение на лиц или учреждения, пользующиеся международной защитой - совершение виновным агрессивных противоправных действий в отношении лиц, пользующихся международной защитой.
14. Обучение наемников - проведение с ними специальных занятий по вопросам применения и использования оружия, боевых припасов, тактики ведения боя и т.п.
15. Планирование агрессивной войны заключается в разработке мобилизационных и оперативных планов, составлении расчетов о людских и материальных ресурсах, необходимых для ведения войны.
16. Преступления против мира - общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на отношения, обеспечивающие мирное сосуществование и развитие государств.
17. Применение запрещенных средств и методов ведения войны - выражается в одном из следующих действий:
- жестокое обращение с военнопленными;
- жестокое обращение с гражданским населением;
- депортация гражданского населения с места обычного проживания;
- разграбление национального имущества на оккупированной территории.
18. Подготовка к агрессивной войне состоит в реальном осуществлении запланированных мероприятий, направленных на обеспечение мобилизации, включая перевод экономики или отдельных предприятий на выпуск военной продукции; приведение в полную боевую вооруженных сил; передислокацию или сосредочение войск в районе предполагаемых военных действий и т.п.
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 425
ISSN 2310-7049 (online)
19. Провокация войны - повод к инициированию вооруженного столкновения между государствами.
20. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны - устные или письменные высказывания, адресованные двум или более лицам, предлагающие развязать агрессивную войну против другого государства.
21. Развязывание агрессивной войны означает неспровоциванное нападение одного государства на другое.
Список литературы:
1. Арямов А.А. Преступления против мира и безопасности человечества. М: Изд. Юрлитинформ. 2012 - 472 с.
2. Бодаевский В.П. Военные преступления международного характера // Энциклопедия уголовного права. Преступление против мира и человечества. Отв. ред. В.Б. Малинин В 35-ти т.т. Т.31. Спб: Издание проф. Малинина-ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2019 - С.294-418.
3. Гроций Гуго. О праве войны и мира. М: Изд. Ладомир. 1994 (ротопринтное издание) - 868 с.
4. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта 1954 года // Викпедия (дата обращения 25 апреля 2020 года).
5. Иногамова - Хегай Л.В. Преступление против мира // Энциклопедия уголовного права. Преступление против мира и человечества. Отв. ред. В.Б. Малинин В 35-ти т.т. Т.31. Спб: Издание проф. Малинина-ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2019 - с. 170-259.
6. Кибальник А.Г., Соломоненко. И.Г. Преступления против мира и безопасности человечества. СПб: Изд. Юридический Центр Пресс. 2004 - 385 с.
7. Колчевский И.Б. Преступление против безопасности человечества мира // Энциклопедия уголовного права. Преступление против мира и человечества. Отв. ред. В.Б. Малинин В 35-ти т.т. Т.31. Спб: Издание проф. Малинина-ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2019 - 260-293 с.
8. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.А. Бриллиантова. М: Изд. Проспект. В 2-х т.т. Т. 2. 2010. - 1376 с.
9. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М: Изд. ИНФРА-М-НОРМА. 2-е изд. 1997 - 832 с.
10. Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Нью-Йорк 14 декабря 1973 г. Принята Резолюцией 3166 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН // СДД СССР. Вып. 33. М., 1979.
11. Кочои С.М. О качестве уголовного закона (на примере стю261 УК РФ) // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке / Матер. XV Междунар.науч.- практ. конф. М: Изд. РГ-Пресс, 2018 - С. 528-530.
12. Майоров А.А., Басаев В.А. Проект кодекса преступ-
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Малинин Василий Борисович, д-р юрид. наук, профессор, академик РАМ, академик РОАН, действительный член (академик) Петровской академии наук и искусств, профессор кафедры уголовного права Крымского филиала Российского государственного университета правосудия, г. Симферополь, Россия. E-mail: [email protected]
22. Разграбление национального имущества -
разворовывание или любое присвоение.
23. Финансирование наемников или иное материальное обеспечение наемника - обеспечение их денежными средствами и ценностями.
24. Химическое оружие - отравляющие вещества и средства их боевого применения.
25. Ядерное оружие - совокупность ядерных боеприпасов, средств их доставкик цели и средств управления.
лений против мира и безопасности: международно-правовое значение / Юридическая мысль. 2006. № 6. -С.113-119.
13. Малахова О.В. Агрессия как преступление по национальному и международному уголовному праву: Дис...канд. юрид. наук. Ставрополь, 2003 - 166 с.
14. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 года // Конвенции и соглашения. М: Изд. Законодательство. 2020 - 978 с.
15. Практический к уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Х.Д. Аликперова, Э.Ф. Побегайло. М: Изд. НОРМА. 2001-864 с.
16. Приговор Нальчикского городского суда КБР - Архив Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики) за 2014 год.
17. Протокол о запрете применения на войне удушающих, ядовитых и других подобных газов, и бактериологических средств // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации (дата обращения 21 апреля 2020 г.).
18. Уголовный кодекс Республики Армения. СПб: Юридический центр
Пресс. 2004 - 450.
19. Уголовный кодекс Грузии. СПб: Юридический центр Пресс. 2004 - 409с.
20. Уголовный кодекс Российской Федерации (научный проект) / Под ред.
Н.А. Лопашенко. М: Изд. Юрлитинформ. 2019 - 320 с.
21. Уголовный кодекс Республики Таджикистан. СПб: Юридический центр
Пресс. 2001- 410 с.
22. Уголовный кодекс Украины. СПб: Юридический центр Пресс. 2001- 393с.
23. Уголовное право России. Часть Особенная: Учебник / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. М: Изд. БЕК. 1999 - 832 с.
24. Ядерное оружие // Википедия (дата обращения 25.04.2020).
25. League of nations expulsion of the USSR // Викпедия (дата обращения 21 апреля 2020 года.
26. Steven J. Zaloga, Poland 1939: the Birth of Blitzkrieg. Osprey Publishing, 2002.
79%
ABOUT THE AUTHOR
Vasiliy B.Malinin, Dr of law, professor, academician of RAM, academician of ROAN, Full member (academician) of the Petrovsky Academy of Sciences and Arts, professor of Criminal law chair of Crimean branch of Russian state university of justice, Simferopol, Russia. E-mail: [email protected]
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста -
426 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020