Научная статья на тему 'ПРОЕКТ НОВОГО УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБЩАЯ ЧАСТЬ. ГЛАВА XI. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, НАКАЗАНИЕ, ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НЕГО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ПРОЕКТ НОВОГО УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБЩАЯ ЧАСТЬ. ГЛАВА XI. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, НАКАЗАНИЕ, ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НЕГО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ 11-Й ГЛАВЫ НОВОГО УГОЛОВНОГО КОДЕКСА / НАКАЗАНИЕ / ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НЕГО В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / DRAFT OF THE 11TH CHAPTER OF THE NEW CRIMINAL CODE / PUNISHMENT / ITS APPOINTMENT AND RELEASE FROM IT IN RELATION TO IMPERFECT MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малинин Василий Борисович

Данная статья является продолжением цикла статей по проекту нового Уголовного кодекса, разработанного автором на основании издаваемой нами «Энциклопедии уголовного права» в 36 томах, в написании которой принимают участие более 300 ученых из России и других стран, и изучения автором более 100 зарубежных кодексов. Концепция проекта нового кодекса и первые пять глав были опубликованы в номерах 4,5,6 за 2017 год и 1,2,3 за 2018 год журнала «Библиотека уголовного права и криминологии», шестая глава - во 2-м номере, седьмая - в 3-м и 4-м номерах за 2018 год, восьмая глава - в 1-м и 2-м номерах за 2019 год «Журнала правовых и экономических исследований», 1-я часть девятой - в 4-м, 2-я - в 5-м, 3-я - в 6м данного журнала. В данной главе рассматриваются вопросы наказания, его назначения, освобождения от него и другие вопросы в отношении несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малинин Василий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRAFT NEW CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATIONS. A COMMON PART. CHAPTER XI. CRIMINAL PUNISHMENT, ITS APPOINTMENT AND EXEMPTION FROM HIS MINORS

This article is a continuation of a series of articles on the draft new Criminal Code, developed by the author on the basis of the Encyclopedia of Criminal Law published by us in 36 volumes, in the writing of which more than 300 scientists from Russia and other countries participate, and the author has studied more than 100 foreign codes. The concept of the draft new code and the first five chapters were published in numbers 4,5,6 for 2017 and 1,2,3 for 2018 of the journal Library of Criminal Law and Criminology, the sixth chapter - in 2- number, the seventh - in the 3rd and 4th numbers for 2018, the eighth chapter - in the 1st and 2nd numbers for 2019 of the Journal of Legal and Economic Studies, the 1st part of the ninth - in 4m, 2nd - in the 5th, 3rd - in the 6th of this magazine. This chapter discusses the issues of punishment, his appointment, release from him and other issues regarding minors.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ НОВОГО УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБЩАЯ ЧАСТЬ. ГЛАВА XI. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, НАКАЗАНИЕ, ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НЕГО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

7.2. ПРОЕКТ НОВОГО УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБЩАЯ ЧАСТЬ. ГЛАВА XI. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, НАКАЗАНИЕ, ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НЕГО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ

Малинин Василий Борисович, д-р юрид. наук, профессор, академик РАМ, академик РОАН, действительный член (академик) Петровской академии наук и искусств. Должность: профессор. Место работы: Российский государственный университет правосудия. Филиал: Крымский филиал. Подразделение: кафедра уголовного права. E-mail: Malininvasily@mail.ru

Аннотация: Данная статья является продолжением цикла статей по проекту нового Уголовного кодекса, разработанного автором на основании издаваемой нами «Энциклопедии уголовного права» в 36 томах, в написании которой принимают участие более 300 ученых из России и других стран, и изучения автором более 100 зарубежных кодексов. Концепция проекта нового кодекса и первые пять глав были опубликованы в номерах 4,5,6 за 2017 год и 1,2,3 за 2018 год журнала «Библиотека уголовного права и криминологии», шестая глава - во 2-м номере, седьмая - в 3-м и 4-м номерах за 2018 год, восьмая глава -в 1-м и 2-м номерах за 2019 год «Журнала правовых и экономических исследований», 1-я часть девятой - в 4-м, 2-я - в 5-м, 3-я - в 6м данного журнала. В данной главе рассматриваются вопросы наказания, его назначения, освобождения от него и другие вопросы в отношении несовершеннолетних.

Ключевые слова: проект 11-й главы нового уголовного кодекса, наказание, его назначение и освобождения от него в отношении несовершеннолетних.

DRAFT NEW CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATIONS. A COMMON PART. CHAPTER XI. CRIMINAL PUNISHMENT, ITS APPOINTMENT AND EXEMPTION FROM HIS MINORS

Malinin Vasiliy Borisovich, Dr of law, professor, Position: professor. Place of employment: Russian state university of justice. Branch: Crimean branch. Department: Criminal law chair. E-mail: Malininvasily@mail.ru

Annotation: This article is a continuation of a series of articles on the draft new Criminal Code, developed by the author on the basis of the Encyclopedia of Criminal Law published by us in 36 volumes, in the writing of which more than 300 scientists from Russia and other countries participate, and the author has studied more than 100 foreign codes. The concept of the draft new code and the first five chapters were published in numbers 4,5,6 for 2017 and 1,2,3 for 2018 of the journal Library of Criminal Law and Criminology, the sixth chapter - in 2- number, the seventh - in the 3rd and 4th numbers for 2018, the eighth chapter - in the 1st and 2nd numbers for 2019 of the Journal of Legal and Economic Studies, the 1st part of the ninth - in 4m, 2nd - in the 5th, 3rd - in the 6th of this maga-

1 Продолжение статьи в следующем номере.

zine. This chapter discusses the issues of punishment, his appointment, release from him and other issues regarding minors.

Keywords: draft of the 11th chapter of the new criminal code, punishment, its appointment and release from it in relation to imperfect minors.

Уголовное законодательство России основано на принципе гуманизма в отношении несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом. Он проявляется в поиске средств исправления юных правонарушителей, не связанных с применением мер уголовной репрессии [61, с.271].

Подобная практика соответствует международным актам.

В Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) изложены приемлемые в международном плане минимальные стандартные правила обращения с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом. В правилах содержатся конкретные положения, касающиеся различных этапов правосудия в отношении несовершеннолетних. Часть пятая правил посвящена вопросам обращения с несовершеннолетним за правонарушения в исправительных учреждениях. В ней особое внимание уделено условиям содержания несовершеннолетних, необходимости ограждения их от отрицательного влияния со стороны взрослых правонарушителей, должному вниманию к женщинам правонарушительницам, на применение Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, находящимся в заключении, в целях удовлетворения их нужд с учетом пола, возраста, особенностей личности [31, с.124-125].

Так, согласно п.17 тех же Правил, в соответствии с которым при выборе мер воздействия компетентный орган должен руководствоваться следующими принципами: а) меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества; б) решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса, и ограничения должны быть по возможности сведены до минимума; в) несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также в отсутствии другой соответствующей меры воздействия; г) при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его или ее благополучии должен служить определяющим фактором [31, с.253].

В соответствии п. 2.3 Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), в рамках каждой национальной юрисдикции следует предпринять усилия для принятия комплекса законов, правил и положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям и учреждениям и органам, в функции которых входит отправление правосудия в

отношении несовершеннолетних. Данные акты признаны: а) удовлетворять различные потребности несовершеннолетних правонарушителей, защищая при этом их основные права; б) удовлетворять потребности общества; в) проводить в жизнь следующие правила неукоснительно и беспристрастно. С момента подписания Пекинских правил изменений в законодательстве Российской Федерации в этой части практически не произошло. Анализ современной отечественной нормативной базы показывает, что кроме специальной главы в Уголовном кодексе Российской Федерации и Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [31, ст.77], а также 2-3-х подзаконных актов (так или иначе затрагивающих этот вопрос, в России ничего нет. Учитывая, что вышеназванный закон требует коррекции и вполне логического продолжения (в нем речь идет об основах), необходимо поставить вопрос об исключении текущих недочетов и разработке недостающих актов. Думается, что ликвидацию существующего отставания следует начинать именно с этого. А согласно п.17.1 этих правил при выборе мер воздействия компетентный орган должен руководствоваться следующими принципами:

а) меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положениями и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества;

б) решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса, и ограничения по возможности должно быть сведено до минимума;

в) несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также в отсутствии другой соответствующей меры воздействия;

г) при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его или ее благополучии должен служить определяющим фактором [31, п. 17.1].

Как отмечает С.А. Боровиков, «сопоставление соответствующих положений национального и международного законодательства показывает, что в УК РФ фактически отсутствуют нормы, регламентирующие вопросы выбора надлежащей (соответствующей потребностям несовершеннолетнего и потребностям общества) меры» [4, с.80].

Согласно п. «а» Конвенции о правах ребенка, ни один ребенок не должен «быть подвергнут жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное заключение, не предусматривающие возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет» [22 п. «а»].

Известная правозащитница по делам несовершеннолетних Мэри Маколи задает сакраментальный вопрос: «Почему Россия сажает в тюрьму так много своих детей и как можно изменить существующую систему, чтобы за решетку попадало меньше молодых людей» [29, с. 216].

А. Мокроусов отвечает на этот вопрос: «среди причин такого равнодушия известной близорукости российской юстиции и равнодушия к детским судьбам является применение системы уголовного правосудия,

ориентированной преимущественно на взрослых; системы, предусматривающей суровое наказание за преступления, которые в некоторых странах не считаются тяжкими, если их совершают дети, и, что наиболее важно, системы, которая опирается на заключение как санкцию» [32, с. 56].

В данной статье мы и предлагаем в Проекте уголовного кодекса изменения, рекомендованные международно-правовыми актами относительно несовершеннолетних.

Начнем с принудительных мер воспитательного воздействия, которые являются реализацией уголовной ответственности без назначения наказания.

Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних

1. Уголовной ответственности подлежат несовершеннолетние от 15 до 18 лет.

2. Суд привлекая осужденного к уголовной ответственности без назначения наказания, выносит ему следующие меры исправительно-воспитатель-ного характера:

а) предупреждение;

б) возложение обязанности принести извинение потерпевшему;

в) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

г) ограничение досуга;

д) лишение права пользоваться играми в телефонах и компьютерах с играми;

е) возвратиться в школу, поступить в лицей, колледж или гимназию;

ж) поступить на работу;

з) лишение права выходить в определенное время суток из дома.

3. При злостном или систематическом неисполнении исправительно-воспитательных мер, предусмотренных п.п. «в», «г», «д», «е», «ж», «з» они заменяются ограничением свободы.

4. По достижении лицом 18 лет исправительно-воспитательные меры прекращаются.

Как правильно отмечает П.Н. Иванов, определение правовой природы принудительных мер воспитательного характера (как они называются в действующем уголовном кодексе) немыслимо без уяснения их с соотношением с уголовной ответственностью [14, с. 160]. Поэтому мы включаем данные меры не отдельно, как сейчас, а в меры уголовной ответственности. Которые рассмотрим в данной статье.

Как верно отмечает Д.В. Карелин, «одной из объективных причин неприменения принудительных мер воспитательного воздействия, является отсутствие четкой законодательной модели, механизма их реализации, что в свою очередь является следствием недостаточного исследования социальнокриминологической обусловленности данных мер и самого института в целом» [15, с. 188].

Увеличивая минимальный возраст уголовной ответственности до 15 лет, и делая его общим, мы следуем рекомендациям п.4.1 Минимальных стандартных пра-

вил ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил), в которых признается, что понятие возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних, нижний предел этого возраста не должен устанавливаться на слишком нижнем уровне [31, п.4.1].

Установление этого возраста даст возможность привлекать к уголовной ответственности за такие преступления, которые сейчас не наказуемы, как, посягательство на лишение жизни новорожденного ребенка, в состоянии аффекта, совершение при превышении пределов необходимой обороны или при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, причинение смерти по неосторожности, доведение до самоубийства, угроза посягательства на лишение жизни, заражение венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией, воспрепятствование оказанию медицинской помощи, оставление в опасности, незаконное лишение свободы, торговля людьми, клевета, понуждение к действиям сексуального характера, половое сношение с лицом, не достигшего 15-летнего возраста, развратные действия.

Возникают определенные трудности в вопросах квалификации подростков в возрасте с 14 до 16 лет за совершение некоторых преступлений, например, убийства с целью скрыть другое преступление, за которое ответственность наступает по действующему законодательству с 16-летнего возраста. Например, 15-летний подросток, знающий о наличии у него венерического заболевания и заразивший этой болезнью свою знакомую, после ее угроз заявить об этом в полицию совершил ее убийство. Представляется, что такие действия нельзя квалифицировать по п. «к» ч.2 ст.105 УК РФ, так как уголовная ответственность за заражение венерической болезнью (ст. 121 УК РФ) наступает с 16 лет. Следовательно, действия несовершеннолетнего по заражение венерической болезнью не образует состава преступления, предусмотренного ст. 121 УК РФ. Такое убийство надлежит квалифицировать п ч.1 ст. 105 УК РФ.

Или, если подросток, не достигший 16-летнего возраста, совершает преступление в составе банды его действия нельзя квалифицировать по ст.209 УК РФ, так как ответственность за бандитизм наступает с 16-летнего возраста.

Он будет нести уголовную ответственность за фактически совершенные преступления по соответствующим статьям УК, составляющим часть целого (разбой, грабеж, изнасилование и т.д.) [75, с. 81-82].

Не надо устанавливать минимальный и максимальный срок при применении принудительных мер воспитательного характера: Минимальный возраст - вступление в силу приговора к уголовной ответственности, максимальный - 18 лет.

Хотя многие ученые выступают за понижение возраста уголовной ответственности до 13, а то и до 12 лет. Для лиц, моложе 15 лет, совершивших общественно опасные деяния, нужно создать специальные школы. Их сейчас очень мало.

В зарубежном законодательстве уголовная ответственность с 15-ти лет предусмотрено Уголовными кодексами Гватемала, Гондурас, Дания, Норвегия, Польша, Сальвадор Финляндия, Чехия Швеция.

Есть страны, где минимальный возраст уголовной ответственности еще выше 15 лет: В УК Армении, Ирландии, Никарагуа, Португалии - 16 лет в УК Боливии, Коста-Рики - 17 лет, Бразилии, Доминиканы, Кубы, Колумбии, Мексики Панамы, Перу, Уругвая, Эквадора -18 лет, Чили - 20 лет.

По достижению 18 лет лица утрачивают статус несовершеннолетнего.

Как говорится в ч.2 настоящей статьи, суд, привлекая осужденного к уголовной ответственности без назначения наказания, выносит ему следующие меры исправительно-воспитательного характера: предупреждение; возложение обязанности принести извинение потерпевшему; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо воспитательной комиссии ограничение досуга; лишение права пользоваться играми в телефонах и компьютерах; возвратиться в школу, поступить в лицей, колледж или гимназию; поступить на работу; лишение права выходить из места проживания в определенное время суток.

а) Предупреждение.

По своему содержанию оно представляет собой разъяснение несовершеннолетнему вреда причиненного его деянием и последствий повторного совершения преступления. По своей форме предупреждение, следовательно, проявляется в беседе судьи либо состава суда воспитательно-принудительного характера.

Предупреждение объявляется судьей в официальной обстановке - обычно в помещении суда. В зависимости от резонанса, которое получило деяние в среде несовершеннолетнего, можно объявить его на собрании коллектива по месту учебы, работы или жительства несовершеннолетнего. Предупреждение должно содержать нравственную и правовую оценку содеянного; конкретно и в понятных для несовершеннолетних выражений разъясняется, почему избрана данная мера и каковы правовые последствия совершения нового преступления.

б) Возложение обязанности принести извинение потерпевшему.

Это новая мера была предложена еще И.В. Масали-тиной: «предлагаем дополнить перечень принудительных мер воспитательного воздействия содержащихся в ст. 90 действующего УК обязанностью принести извинение потерпевшему и постараться достичь примирения. Такие извинения могут приноситься как публично (в зале судебного заседания), так и наедине с потерпевшим, однако в последнем случае необходимо чтобы факт выполнения этой меры был доведен до сведения специализированного государственного органа [30, с. 26].

в) Передача под надзор родителей или лиц их заменяющих, либо комиссии по делам несовершеннолетних для защиты их прав.

Данная мера состоит в возложении на данных субъектов обязанности по воспитанию несовершеннолетних и контролю за его поведением.

Но ведь, как указывают Смелова С.С. и А.А. Некрасова в соответствии с Конституцией родитель обязан заниматься воспитанием ребенка до достижения им совершеннолетия. Но в чем тогда заключается надзор? Суть данной меры - побуждать родителей к более активному воспитательному воздействию [55, с. 276]. При этом следует учитывать возможность педагогиче-

ского воздействия родителей или лиц, их заменяющих, та несовершеннолетнюю и реальную возможность осуществления контроля и надзора за его поведением с учетом возраста здоровья выполняемой работы, также авторитета у несовершеннолетнего и отношения к воспитательным воздействиям [17, с.441]. Передача под надзор родителей целесообразна в случае, если они являются лицами социально-позитивного поведения, не утратили эмоционального контакта с несовершеннолетним, пользуются у него авторитетом.

Надзор устанавливаемый применением рассматриваемой принудительной мерой воспитательного характера, включает в себя: а) установление контроля за поведением несовершеннолетнего; б) оказания воспитательного воздействия на него [75, с. 198]. Такой надзор лучше осуществлять специализированным государственным органом - инспекцией по делам несовершеннолетних местных органов внутренних дел.

Надзор состоит в систематическом посещении места жительства, работы, учебы несовершеннолетнего, корректировки, при необходимости его поведения, также оказания помощи, если она необходима.

г) Ограничение досуга.

Применение ограничения досуга позволяет в известной мере обеспечить общую и индивидуальную превенцию. Оно состоит в запрете посещения кафе, кинотеатров, встреч с друзьями, характеризующихся отрицательно и т.п.

д) Лишение права пользоваться компьютерными играми в телефонах и компьютерах с играми.

В последнее время почти нет подростков, которые не увлекались бы играми в телефонах и компьютерах с играми. Играют и в институтах, и в ВУЗах на лекциях. Какие выходят из таких молодых людей специалисты?

Данный институт состоит в лишении права играть в компьютерные игры в телефонах и компьютерах на учебе, а дома не более 2-х часов.

е) Возвратиться в школу, поступить в лицей, колледж или гимназию.

Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в образовательное учреждение, например, в образовательную школу, профессиональное техническое училище, техникум, колледж и т.д., где ранее он учился, но бросил [75, с. 208].

ж) Поступить на работу.

Главное средство исправления - труд. Поэтому суд может обязать несовершеннолетнего поступить на работу. При необходимости ему может быть оказана соответствующая помощь.

з) Лишение права выходить в определенное время суток состоит, например, выходить из дома с 22 часа вечера до 6 часов утра.

Об этом пишет и И.В. Масалитина [30, с. 263].

Как указано в ч.3 данной статьи при злостном или систематическом неисполнении исправительно-воспитательные мер, предусмотренных п.п. «в», «г», «д», «е», «ж», «з» они заменяются ограничением свободы на срок 1 год и 3 месяца.

Систематическим неисполнением обязанностей является совершение запрещенных или невыполнение предписанных действий более 2-х раз в течении года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.

По достижении лицом 18 лет все исправительно-воспитательные меры прекращаются. Судимость не применяется.

Статья 88. Виды наказаний назначаемые несовершеннолетним

1. Российским гражданам и апатридам постоянно проживающим в Российской Федерации:

а) штраф;

б) ограничение прав и свобод;

в) лишение свободы.

2. Иностранцам и апатридам не проживающих постоянно в Российской Федерации:

а) высылка;

б) содержание в исправительно-воспитательном центре для иностранцев.

Мы предлагаем ограничить виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним штрафом, ограничением прав и свобод и лишением свободы. Лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы включите в обязанности и запреты такого наказания как ограничение прав и свобод.

Кроме того включить уголовные наказания к иностранным гражданам и апатридам, не проживающих постоянно в Российской Федерации: высылку и содержание в исправительно-воспитательном центре для иностранцев.

Статья 89. Штраф назначаемый несовершеннолетним

1. Штраф устанавливается судом за нетяжкое преступление в размере от 1 до 2,5 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), за преступления небольшой тяжести - от 2,5 до 7,5 МРОТ за преступления средней тяжести - от 7,5 до 10 МРОТ.

2. Размер штрафа определяется судом у работающего несовершеннолетнего с его учетом имущественного положения и положения его семьи а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода.

3. Штраф в случае злостного уклонения от его уплаты может быть заменен ограничением прав и свобод.

Штраф представляет собой денежное взыскание в доход государства и потерпевшего.

Назначение такого наказания, как штраф направлено на то, чтобы осужденный осознал экономическую невыгодность совершения преступлений: осужденный теряет существенную часть своего правомерно получаемого дохода и «платит» за незаконное обогащение или преступным путем нажитое имущество, как бы «оплачивая цену» совершенного преступления [19, с.168].

Штраф является наименее строгим наказанием для несовершеннолетних. Единственным его ограничением является ограничение имущественного права несовершеннолетнего. Размеры штрафа значительно меньше, чем у взрослых. Это обусловлено тем, что в этом возрасте несовершеннолетние, как правило, не работают, а учатся, и их возможность зарабатывать деньги для оплаты штрафа существенно ограничена. Законодатель устанавливает назначение штрафа лицам в возрасте от 14 (по Проекту - с 15) до 18 лет, учитывая их биосоциальные и психофизиологические особенности [23, с. 133].

Мы предлагаем установить штраф в МРОТах, так как установленный сейчас штраф в денежных единицах неприемлем, то инфляция съедает деньги, то, наоборот, идет необоснованное их повышение.

В первоначальной редакции Уголовного кодекса РФ 1996 г. штраф назначался при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или подработки, а также имущества на которое может быть обращено взыскание [67, с. 185].

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» штраф может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия [39, с. 185].

Заметим, правильно пишет А.В. Комарницкий, что подобное законодательное решение является грубым нарушением лежащего в основе установления в реализации уголовной ответственности принципа личной ответственности. Наказание должно назначаться только несовершеннолетнему, и перекладывать бремя его несения на иных лиц недопустимо» [1, с. 248].

С этим согласна И.В. Волгарева: «Избирая штраф в качестве наказания несовершеннолетнему, имеющему самостоятельный заработок или имущество, определяя размер штрафа, суд обязан не только учесть непосредственно размер заработка или дохода несовершеннолетнего, но и руководствоваться сведениями о его имущественном положении в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учету подлежит, например наличие доходов от работ по договорам подряда, наличие иждивенцев, нетрудоспособных членов семьи, в том числе и родительской» [72, с. 980].

С.А. Боровиков, в частности, пишет: «Подросток из семьи с низким достатком (или сирота) и несовершеннолетний из вполне обеспеченной семьи явно находятся в неравных условиях. Такое законодательное решение неслучайно вызывает обоснованные нарекания в юридической литературе [6, с.88]. Он же приводит пример: «Представим, когда штраф, назначенный несовершеннолетнему осуждённому по решению суда взыскиваемый с его родителей, умышленно не уплачивается. Кто в таком случае будет нести ответственность за злостное уклонение от уплаты штрафа: родитель, который не совершал преступление, или несовершеннолетний, уклоняющийся от исполнения этого наказания ввиду известного отсутствия средств? [5, с.89].

Такого же мнения придерживаются И.А. Кузанкина [24, с.18], И.Г. Ломакина [27, с.76-77]; Т.В. Васильева [10, с.12]; С.А. Стяжкина [57, с.18]; А.В. Бриллиантов А.В. [8, с. 13]; С.С. Уткина [73, с. 67] и др.

Такие же утверждения имеются во многих зарубежных кодексах: Армении [61 ч.1 ст. 87], Таджикистана [65, ч.2 ст. 87], Украины [68, ч.1 ст. 99] и др.

С ч.3 полностью согласен А.В. Комарницкий [18 с. 372].

Статья 90. Ограничение прав и свобод, назначаемое несовершеннолетним

1. Ограничение прав и свобод назначается несовершеннолетним за нетяжкое, небольшой и средней тяжести преступление.

2. Наказание в виде ограничение прав и свобод представляет собой оставление несовершеннолетнего проживать в своем жилище с наложением

на него следующих ограничений обязанностей и запретов:

а) запрет уходить с места проживания в определенное время суток;

б) запрет посещать определенные места;

в) запрет выезжать за пределы соответствующего субъекта Федерации;

г) запрет поступить на учебу учиться или трудоустроиться;

д) лишить права заниматься определенной деятельностью;

е) обязать пройти курс лечения от алкоголизма наркомании, токсикомании или венерического заболевания и (или) социальную реабилитацию;

ж) назначить удержания из заработка работающего осужденного - половина удержаний идет государству, половина потерпевшему;

и) назначить муниципальные работы по 3 часа в день, за исключением выходных дней с оплатой 0,1 МРОТ в день; половина удержаний идет государству, половина самому несовершеннолетнему;

к) загладить причиненный вред потерпевшему;

л) поставить электронный мониторинг;

м) осуществлять контроль за исполнением указанных обязанностей и запретов комиссией по делам несовершеннолетних.

3. Суд может назначить одновременно несколько видов ограничений, обязанностей и запретов за исключением одновременно исправительных работ, которые назначаются лицам имеющим постоянное место работы и муниципальных работ, которые назначаются лицам не имеющим его.

4. Назначение контроля специализированного государственного органа - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав является обязательным.

5. При злостном либо систематическом уклонении осужденного от выполнения назначенных ему ограничений, обязанностей или запретов данное наказание заменяется лишением свободы из расчета 3 дня ограничения прав и свобод.

6. При необходимости суд может продлить некоторые ограничений, обязанностей или запретов до 20 лет.

Основным наказанием в настоящее время, даже для несовершеннолетних, является лишение свободы. Мы же хотим сделать основным наказанием ограничение прав и свобод. При лишении свободы несовершеннолетний отрывается от учебы и не может получить полноценную профессию. Хотя мне возразят, что в воспитательных колониях есть и школы, и училища. Но как там обучают, может рассказать тот, кто хоть раз побывал в воспитательных колониях.

При ограничении прав и свобод несовершеннолетний остается под присмотром своих родителей, ходит в школу или училище.

Это наказание начинается с момента вступления в законную силу приговора суда и заканчивается в 18 лет. При ограничении прав и свобод налагаются судом следующие ограничения, обязанности и запреты:

а) Запрет уходить с места проживания в определенное время суток.

Запрет уходить с места проживания обычно назначается с 22 часов вечера до 6 часов утра.

б) Запрещение посещать определенные места.

Этот запрет состоит в запрете посещения баров, ресторанов, дискотек, ночных клубов и других злачных мест.

Само посещение таких мест является для несовершеннолетнего криминогенным фактором, поскольку предполагает определенные формы поведения, времяпровождения (распитие спиртных напитков, употребление наркотиков и т.п.)

Это запрещение несовершеннолетнего преследует цель ограничить его контакты со средой, оказывающей на него отрицательное воздействие, способствовать изменению его поведения, сузить возможность развития негативных черт личности, стимулировать подростка к учебной, трудовой, иной социально-позитивной деятельности.

в) Выезжать за пределы соответствующего субъекта Федерации, а на длительное время с разрешения комиссии по делам несовершеннолетних.

Запрет выезда в другие местности на длительное время без разрешения специального государственного органа обусловлен необходимостью постоянного и интенсивного контроля за поведением несовершеннолетнего правонарушителя, являющегося необходимым условием реализации ограничения прав и свобод несовершеннолетних. Выезд может быть как временным (к родственникам, в спортивно-оздоровительные лагеря, санатории, на учебную практику), так и постоянным (при перемене места жительства) [18, с. 295].

На краткосрочные выезды, например, при выезде на учебу в Ленинградской области, в Санкт-Петербург, такого разрешения те требуется.

г) Поступить на учебу учиться или трудоустроиться.

В период с 15 до 18 лет несовершеннолетние в основном учатся. Поэтому они и должны продолжать учиться, а если бросили школу, их надо обязать восстановиться в школе.

Полноценно трудиться несовершеннолетние могут с 16 лет, а согласно ст.17 Трудового кодекса РФ при особых условиях - с 15 лет [5 ст.17].

д) Лишить права заниматься определенной деятельностью.

Значимость лишения права заниматься определенной деятельностью заключается в том, что «по приговору суда исключается доступ осужденного к той деятельности, которая была использована им для совершения преступления» [20, ст. 112].

Этот вид наказания имеет смысл назначать несовершеннолетнему осужденному, если совершенное им преступление обусловлено деятельностью, которой он занимался.

Следует отметить возможность применения к несовершеннолетнему лишения права заниматься определенной деятельностью - охотой, рыбной ловлей, управлением транспортным средством.

Лишения права занимать определенные должности в качестве вида наказания для несовершеннолетних закон не предусматривает (да и мы те предлагаем), исходя из того, что лица в возрасте до 18 лет не могут занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления в силу законодательных ограничений.

е) Пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания и (или) социальную реабилитацию.

Это необходимо для здоровья самого несовершеннолетнего.

Эта обязанность назначается по просьбе родителей или опекунов.

Такая же обязанность предусмотрена Уголовным кодексом Литовской республики [62, ч.2 п.4 ст.4].

ж) Назначить удержания из заработка работающего осужденного в размере 25% от заработка или иного дохода половина удержаний идет государству половина потерпевшему.

В действующем Уголовном кодексе данная обязанность называется «исправительные работы». Но так можно назвать все работы. Да и какое исправление может быть если с заработка, осужденного взыскивается 5%. Это для работающего практически незаметно.

Удержания из заработка должны быть у работающего осужденного, сейчас у неработающего. Это поражает некоторые проблемы. Так, муниципальные работы назначаются осужденному, не имеющего основного места работы. На практике не редки случаи, когда такое наказание назначается лицу, обучающемуся в каком-либо учебном заведение. Вместе с тем существует проблема трудоустройства несовершеннолетнего, которому назначен этот вид наказания.

Мы предлагаем половину взыскания отдавать потерпевшему, тем самым, компенсировать ему материальные убытки и моральный ущерб.

з) Назначить муниципальные работы по 3 часа в день, за исключением выходных дней с оплатой 0,1 МРОТ в день половина удержаний идет муниципальным органам, половина самому несовершеннолетнему.

В настоящее время данная мера называется «обязательные работы». Но обязательные работы для кого? Это неудачное название. Поэтому мы назвали их «муниципальные работы», что более отвечает его содержанию.

Наказание в виде муниципальных работ отвечает общепризнанным международным стандартам обращения с преступниками. Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), среди возможных мер, альтернативных лишению свободы, определяют постановление о выполнении общественно полезных работ [56, ст.8.2].

К общественно-полезным работам следует относить работы по благоустройству населенных пунктов, ремонту зданий, сооружений, строительству, уборке территорий и иные работы, не требующие специальных познаний, навыков квалификации. Вид обязательных (муниципальных) работ и объекты навыков, квалификации. Вид обязательных (муниципальных) работ и объекты, на которых они отбывают наказание, определяются органами местного самоуправления.

Изучение проблемы исполнения обязательных (муниципальных) работ на практике показало, что главным препятствием для исполнения федерального закона по реализации норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в субъектах РФ, касающиеся обязательных (муниципальных) работ как

вида наказания, является отказ органов местного самоуправления, со ссылкой на отсутствие прямого упоминания в вопросах местного значения, находящихся в ведении муниципальных образований от участия в исполнении наказаний. Поэтому мы предлагаем для стимулирования муниципальных органов и виновных в преступлении половину удержаний отдавать муниципальным органам, а половину самому несовершеннолетнему. Мы также предлагаем назначить муниципальные работы по 3 часа в день, за исключением выходных дней, так как несовершеннолетние в основном учатся, и больше этого назначать нецелесообразно, да и отдыхать им нужно.

и) Загладить причиненный вред потерпевшему.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков [74, ч.3 ст.91 УС РФ].

Способ, которым заглажен вред значения не имеет. Ущерб может быть возмещен деньгами, взамен испорченного предмета передается качественная вещь, производится установка демонтированного оборудования и т.д. [34, ч.3 с. 292].

Эта мера принудительного характера предполагает приобретения строительных материалов соответствующих агрегатов, узлов, деталей и др., что связано с соответствующими материальными затратами, а поэтому применение рассматриваемой меры воспитательного воздействия предполагает учет материального положения именно самого несовершеннолетнего, а не его родителей или иных родственников. Именно суть воспитательного воздействия применяемой меры данной принудительной меры и состоит в том, чтобы сам несовершеннолетний понёс свои личные материальные затраты на заглаживание причиненного им совершенным преступлением вреда.

С другой стороны, потратив свои личные материальные средства на возмещение причиненного им вреда, несовершеннолетний осознает и цену добытых материальных благ, честно заработанных своим трудом [75, с. 204].

В теории уголовного права признается, что по своему воспитательному воздействию данная мера наиболее эффективна среди других мер воспитательного характера.

Ее применение позволяет решить сразу две задачи: возместить причиненный преступным деянием ущерб, а также позволить несовершеннолетнему на собственном примере убедиться в том как сложно бывает порой реанимировать нарушенные связи и тем самым выработать у него чувство уважения к чужим ценностям [17 с. 204].

к) Поставить электронный мониторинг или иные средства надзора и контроля.

Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой обороны о поведении осужденных комиссия по делам несовершеннолетних вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средств надзора и контроля.

Перечень этих мер определен Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. N° 198 «Об утверждении перечня аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, ис-

пользуемых уголовно-исполнительными органами для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы» [37].

Согласно этому постановлению в этот перечень входят:

- средства персонального надзора и контроля, а именно: браслет электронный, надеваемый на осуждённого на период более 3-х месяцев, стационарное контрольное устройство и мобильное контрольное устройство, осуществляющее прием и обработку сигналов электронного браслета; ретранслятор, расширяющий зон приема сигналов электронного браслета; персональный трекер предназначенный для ношения на теле осужденным на период не более 3-х месяцев и идентификации отслеживания его по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАС/GPS;

- стационарное устройство аудиовизуального контроля, предназначенное для автоматической визуальной и голосовой идентификации осужденного;

- технические средства и устройства региональных центров, включающих: сервер мониторинга и сервер мониторинга и сервер аудиовизуального контроля, являющиеся программно-аппаратными комплексами; стационарный (в виде комплекса портативных переносных устройств) пульт мониторинга [60].

Как отмечает Р.В. Комбаров, перечень стационарных устройств аудиовизуального контроля остался неопределенным. В связи с чем, возникает ряд вопросов: что это за устройства, каким образом и куда они будут устанавливаться? [19, с. 351].

На последний вопрос можно так ответить: стационарные устройства можно установить у женщин, которые сидят дома по уходу за ребенком. Женщине не нужно постоянно сидеть за устройством. Устройство запищало при нарушении, женщина зафиксировала и передала в соответствующую службу. Да и ей приработок.

На взгляд того же Р.В. Комбарова, требуется либо исключить го перечня технических средств надзора и контроля стационарные устройства аудиовизуального контроля, предназначенные для автоматической визуальной и голосовой идентификации с учетом того, что их применение не затрагивает права и законные интересы других лиц [19 с. 352].

Сделаем вывод: метод электронного мониторинга окажет большую помощь комиссиям по делам несовершеннолетних к ограничению свободы. Это позволит не только более эффективно осуществлять надзор, но и своевременно предупреждать как совершение новых преступлений, так и нарушение установленного порядка отбывания наказания.

л) Осуществлять контроль за исполнением указанных ограничений, обязанностей и запретов.

Контроль за исполнением указанных ограничений, обязанностей и запретов осуществляет в основном комиссия по делам несовершеннолетних, а также участковые инспектора полиции. За электронный мониторинг было сказано, следят женщины, имеющие детей до 3-х лет. Могут осуществлять контроль и другие органы, например, органы опеки и попечительства.

3. Суд может назначить одновременно несколько видов ограничений обязанностей и запретов за исключением одновременно исправительных работ,

которые назначаются лицам, имеющим постоянное место работы и муниципальных работ - которые назначаются лицам не имеющим его.

Суд может назначить одновременно несколько видов ограничений, обязанностей и запретов, какие считает нужным, за исключением одновременно исправительных и муниципальных работ. Первые назначаются только имеющим постоянное место работы (а они имеют право на работу с 15 лет), а вторые не имеют его.

Нелогично назначать исправительные работы неработающим осужденным, как это предусмотрено действующим Уголовным кодексом.

4. Назначение контроля специализированного государственного органа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав является обязательным.

Данную часть нет необходимости комментировать. Итак, всё понятно.

5. При злостном либо систематическом уклонении осужденного от выполнения назначенных ему обязанностей или запретов данное наказание заменяется лишением свободы из расчета 3 дня ограничения прав и свобод.

Злостным считается умышленное уклонение осужденного от выполнения назначенных ему обязанностей или запретов систематическим - уклонение 3 и более раза.

Иванов П.В. считает, что ч.4 ст. 90 УК РФ нуждается в редакционном изменении. Так, предусматривая возможность отмены этой меры при систематическом их неисполнении несовершеннолетними, анализируемая статья обязывает специализированный государственный орган подготавливать представление и направлять материалы в суд для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Однако из данного текста трудно уяснить, о каком представлении идет речь и касается ли это только фактов систематического их неисполнения несовершеннолетними указанной меры либо вместе с этим в суд должны быть направлены материалы по прекращенному уголовному преследованию, когда речь идет об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности. Указанные вопросы должны найти четкое закрепление в нормах УС и УПК РФ [14 с. 222], что мы и делаем в проекте УК.

Статья 91. Лишение свободы, назначаемое несовершеннолетним

1. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним в 2 раза меньше, чем взрослым: за нетяжкие преступления - 7,5 месяцев; за преступления небольшой тяжести - 1 год и 3 месяца; за преступления средней тяжести - 2 года и 6 месяцев; за тяжкие преступления - 5 лет; за особо тяжкие преступления - 7 лет и 6 месяцев; за исключительные тяжести - 15 лет.

2. Содержание несовершеннолетних осужденных за преступления в зависимости от категории (причем мужского и женского пола) назначается в воспитательно-исправительном или лечебно-исправительном доме каждого субъекта Федерации, но в различных комнатах по 3 человека с воспитателем.

3. Осужденные женского пола за любое преступление содержатся отдельно от лиц мужского пола.

4. В случае злостного нарушения несовершеннолетним порядка и условий пребывания в воспитательно-исправительном центре, а равно в случае побега из указанного учреждения по представлению администрации соответствующего учреждения материалы направляются в суд для решения вопроса об увеличении наказания на 1,4 от назначенного наказания.

Самым распространённым видом наказаний, назначаемым несовершеннолетним, является лишение свободы.

Согласно Конвенции о правах ребенка [22, №37] и Пекинских правил [31, №7] лишение свободы должно оставаться основным видом наказания, при этом оно должно назначаться на наименьший из всех возможных срок и должно исполняться только в целях, предусмотренных в законе.

Доля осужденных к лишению свободы в воспитательных учреждениях в последние годы резко сократилась. Это связано прежде всего, с тем, что в соответствии с частью 1 статьи 139 УИК РФ (в редакции Федерального закона № 261-ФЗ от 22 декабря 2008 года [60]), в целях закрепления результатов исправления, завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки, осужденные, достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими 19 лет. (Ранее действовавшая норма закона предусматривала оставление осужденного, достигшего возраста 18 лет, в воспитательной колонии до окончания срока наказания, но не более, чем до достижения им 21 года).

Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним в несколько раз меньше, чем взрослым.

Окончательное наказание за совершение преступление исключительной тяжести или по совокупности преступлений в виде лишения свободы не может превышать 15 лет. С этим согласна и О.П. Смелкова [54, с. 255].

Анализ правоприменительной практики свидетельствует, что одной из главных ошибок назначения наказания несовершеннолетним является бессистемность, хаотичность и непоследовательность приговора.

На это была направлена Концепция развития УИС РФ до 2020 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сокращение количества воспитательных колоний согласно этой концепции (должно остаться всего 33) привело бы к тому, что несовершеннолетние осужденные в большинстве случаев отбывали бы наказание не в том субъекте РФ, где постоянно проживают. Если родственники не находят средств, для того чтобы отправить посылку, передачу, оплатить проезд на свидание в регионе своего проживания, то откуда же возьмутся у них средства для этого, если месторасположение ВК (или по проекту ВЦ - воспитательного центра) будет ещё дальше? В итоге такое «реформистское» решение повлечет за собой еще больший разрыв всех социально-полезных связей осужденных.

Хорошо, что данная Концепция не была реализована.

Еще А.З. Астемиров в одной их своих ранних работ отмечал, что крупные колонии не оправдывали себя, так как не обеспечивали глубокого изучения и индивидуального подхода к воспитанникам [2, с. 19].

Создание таких укрупненных воспитательных центров привело бы к существенному ухудшению условий для социальной адаптации осужденных несовершеннолетних после выхода на свободу, в части их будущего трудоустройства, обучения и пр.

А какие издевательства существуют в воспитательных колониях можно прочитать в работе Л.А. Габыше-ва «Одлян, или воздух свободы» [12].

Поэтому мы предлагаем создать воспитательно-исправительные центры в каждом субъекте Федерации, а кое-где и лечебно-исправительные.

С этим согласен А.П. Некрасов [33, с. 317], а И.Я. Ко-заченко и Е.Б. Козаченко прямо пишут: «Очевидно, в качестве первых шагов реформирования наказания несовершеннолетних можно рассматривать решение о создании воспитательных центров для осужденных подростков которые должны заменить существующие колонии» [16].

Поделим количество несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях (на 1 января 2020 г. в 23 воспитательных колониях 1 170 человек [45]) на число субъектов Федерации (85) и у нас получится примерно всего 13 осужденных на каждый субъект Федерации. Нужна ли целая колония для 13 человек? Неужели субъект Федерации не потянет содержание своих 13 оступившихся детей? Должны найтись и средства, и место для их содержания. Пусть каждый субъект Федерации несет ответственность за преступность несовершеннолетних в своем регионе.

Похоже законодатель к нам прислушался: на 2020 год запланирован вопрос о ликвидации воспитательных колоний и создании воспитательных центров. ФСИН России подало такое предложение [45].

Содержание несовершеннолетним, (причем мужского и женского пола) назначается в воспитательно-исправительном или лечебно-исправительном доме каждого субъекта Федерации. Это очень похоже на принудительную меру воспитательного несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.

Подобные учреждения предусмотрены уголовными кодексами Болгарии [64, ч.1 ст.65], Швейцарии [69, ч.2 ст.91].

Мы считаем целесообразным содержание в одном воспитательном центре лиц мужского и женского пола, хотя почти все опрошенные сотрудники воспитательных колоний (96,1% респондентов) высказались против их совместного содержания. Такая позиция во многом объясняется тем, что на практике совместное содержание несовершеннолетних осужденных мужского и женского пола способно привести к существенной дестабилизации обстановки в воспитательной колонии. Обеспечение же раздельного содержания указанных категорий, осужденных в рамках одного большого воспитательного учреждения в настоящее время крайне тяжело осуществимо.

Какая проблема, если в воспитательном центре будут содержаться 1 -2 девушки? Другое дело, что должна быть обеспечена строжайшая изоляция осужденных мужского и женского пола.

Совместное содержание девушек и юношей в одной ВК сегодня реализуется лишь в Колосовкой ВК УФСИН России по Калининградской области, что положительно оценивается сотрудниками самой же колонии. Общение со сверстниками противоположного пола, действительно, благоприятно сказывается на развитии личности любого подростка. Однако Колосовскую ВК от остальных подобных учреждений отличает небольшое количество содержащихся в ней осужденных. На начало 2019 г. в Колосовской ВК содержалось 34 воспитанников, из ни только 2 девушки, которых постоянно сопровождает воспитатель. В таких условиях гораздо проще контролировать складывающуюся в ВК обстановку [26, с. 34].

С.П. Середа отмечает, что положительный эффект от совместного содержания в одном учреждении и девушек, и юношей, осужденных к лишению свободы, может быть достигнут в случае создания подобных учреждений в каждом субъекте Российской Федерации что имеет целый ряд преимуществ [52, с.8].

Во-первых, это позволит уменьшить численность осужденных, содержащихся в них, и, соответственно, повысить управляемость данных учреждений, а также внимание к каждому отдельному осужденному.

Во-вторых, создание воспитательно-

исправительного центра в каждом субъекте Российской Федерации обеспечит близость места отбывания лишения свободы к месту прежнего проживания осужденных, к родственникам, что, как показывает практика благоприятно сказывается на их морально-психологическом состоянии, на процессе их исправления и ресоциализации. Кроме того, это позволит региональным и местным властям более эффективно решать задачи, связанные с ресоциализацией осужденных, отслеживать судьбу каждого осужденного с момента его поступления в ВК и после освобождения. Программы ресоциализации несовершеннолетних осужденных в таком случае в большей степени будут иметь индивидуальный адресный характер.

Существующее сейчас помещение несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа похожее на предлагаемый нами воспитательный центр закрытого типа, ни к принудительным мерам воспитательного воздействия не относится, ни к лишению свободы не относится.

Как отмечает А.В. Комарницкий, помещение осужденных несовершеннолетних в воспитательно-исправительный центр будет наиболее эффективной профилактической мерой по следующим причинам:

1) квалифицированные специалисты окажут несовершеннолетним необходимую психолого-психиатрическую помощь;

2) несовершеннолетние смогут получить образование и профессию и в результате лучше адаптироваться в последующей жизни;

3) подростки будут изолированы от среды, которая влияет на формирование преступного поведения [18 с. 8]

П. 6. не нуждается в комментарии.

Подобное предложение, только относительно специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа и назначения наказания имеется у С.А. Бурлака: «В случае злостного нарушения несовершеннолетним порядка и условий пребывания в специальном

учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, а равно в случае побега из указанного учреждения исполнение этой меры приостановятся по представлению администрации соответствующего учреждения, и материалы направляются в суд для решения вопроса о назначении наказания» [9, с. 8].

В действующем УК РФ и постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 г. «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» [44] очень много ошибок.

Так, С.А. Боровиков замечает, что в п.17 указанного постановления указывается: «Если несовершеннолетнему не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, а санкция статьи Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой он осужден, не предусматривает иного вида наказания, подлежит другой, более мягкий вид наказания с учетом положений статьи 88 УК РФ [44, п. 17]». Что это за случаи, при которых запрещается назначить лишение свободы к несовершеннолетнему? Их два, они изложены в ч.6 ст. 88 УК РФ. Однако речь в них идет о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые, как правило, предполагают такие виды наказаний, как ограничение свободы, исправительные работы, обязательные (муниципальные), штраф [4, с.18]». Но они и так самые мягкие. За них и не назначается лишение свободы.

«Нельзя не отметить, - продолжает он, дискуссион-ность положения, содержащегося в п.21 рассматриваемого постановления. На наш взгляд, здесь предпринята попытка соединить несоединимое. Имеем: Минимальный размер штрафа, назначенного судом несовершеннолетнему, не может быть меньше размера заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего за период от двух недель независимо от наличия (выделено - С.А.) у него самостоятельного заработка...». Отсюда следует такой вариант: заработной платы нет - нуль, но штраф не может быть ниже этого нулевого размера. Возникает закономерный вопрос: «Разве штраф может выражаться в отрицательных значениях? Конечно же, подобное заключение выглядит абсурдно [4 с18-19]. «Еще один недочет не позволяет промолчать - пишет тот же С.А. Боровиков. Он содержится в п.23 этого постановления: «При назначении несовершеннолетнему наказания в виде исправительных работ, суду надлежит обсудить возможность его исправления без реального отбывания этого наказания». Разумеется, в установленных законом случаях подростку нельзя назначать лишение свободы [4, с.19]».

«В заключение - пишет тот же автор - хочется уделить внимание, как представляется, неудачной формулировке, используемой в п.17 Постановления: «наказание несовершеннолетнему в виде лишения свободы суд вправе назначить только в случае признания невозможности его исправления без изоляции от общества. Возникает закономерный вопрос: «Если несовершеннолетний совершил особо тяжкое преступление (к примеру, предусмотренное ч.1 ст. 105 или ч. 4 ст. 131 УК), и в судебном заседании будет установлено что его можно исправить без изоляции, то назначе-

ние такому субъекту лишения свободы следует признать невозможным? [4, с.21]».

Статья 92. Наказания, применяемые к несовершеннолетним иностранцам и апатридам, не проживающим постоянно на территории Российской Федерации

1. Несовершеннолетние иностранцы, совершившие нетяжкое преступление, преступление небольшой тяжести и преступление средней тяжести высылаются в свою страну, а апатриды, не проживающие постоянно на территории Российской Федерации в страну, согласившуюся принять их.

2. Иностранцы и апатриды, не проживающие постоянно на территории Российской Федерации, совершившие тяжкое и особо тяжкое преступление направляются в воспитательно-исправительный центр для таких лиц.

Данная статья не нуждается в комментариях.

Статья 93. Зачет домашнего ареста и предварительного заключения несовершеннолетних

1. Срок содержания под домашним арестом за-считывается в срок штрафа один день содержания под домашним арестом за нетяжкое преступление в размере 1 день содержания под домашним арестом - 0,5 МРОТ штрафа за преступления небольшой тяжести - 2,5 МРОТ, за преступления средней тяжести - за 5 МРОТ в срок ограничения прав и свобод день за день в срок лишения свободы - 3 дм за 1 день.

2. Срок содержания под домашним арестом учитывается в срок ограничения прав и свобод и лишения свободы день за день.

3. Срок содержания в предварительном заключении засчитывается в срок штрафа 1 день в предварительном заключении за нетяжкое преступление за 5 МРОТ штрафа за преступления небольшой тяжести - за 10 МРОТ за преступления средней тяжести - за 25 МРОТ в срок ограничения прав и свобод 3 за 1 день в срок лишения свободы при назначении наказания в тюрьме - 2 дм за 1 день в исправительно-трудовом центре - день за день.

4. Если сроки домашнего ареста и превышают размеры штрафа, ограничения прав и свобод или лишения свободы лицо освобождается от наказания и ему возмещается излишне выплаченный штраф и моральный вред за излишнее содержание в размере 1 МРОТа за каждый день домашнего ареста и 3 МРОТа за каждый день предварительного заключения.

5. Смягчающие и отягчающие обстоятельства если они могут применены к несовершеннолетним применяются такие же, как у взрослых.

Все основные положения отмечены в данной статье.

В п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» заключение под стражу до судебного разбирательства может применяться к несовершеннолетнему лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени, а п.7 - избирая меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, суду необходимо руководствоваться

требованиям об обязательном обсуждении возможности применения альтернативной меры пресечения в виде передачи его под присмотр родителей, опекунов, попечителей или других заслуженных доверия лиц, а находящихся в специальном детском учреждении под присмотр должностных лиц этого учреждения [44, п.п. 6,7].

Это законодательное определение поддерживаю Н.А. Бобраков [3, с. 238].

Статья 94. Назначение наказания в виде штрафа несовершеннолетним

1. Суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями за нетяжкое преступление в течении 7,5 месяцев за менее тяжкое преступление - в течении 1 год и 3 месяцев за преступление средней тяжести в течении 2 года и 6 месяцев.

2. Осужденный должен уплатить штраф в течении 30 дней со дм вступления приговора суда в законную силу.

3. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется ограничением прав и свобод за нетяжкое преступление - на 7,5 месяцев за преступления небольшой тяжести - на 1 год и 6 месяцев за преступления средней тяжести - на 2 года и 6 месяцев.

4. При невозможности одновременно уплатить штраф по уважительным причинам суд может отсрочить его уплату на 1 год.

Как указывал еще основоположник уголовного права Н.С. Таганцев: «Главным и наиболее трудным вопросом в рассматриваемом аспекте составляет установление судом в конкретном случае размеров денежного штрафа ввиду полной зависимости его репрессивного значения от имущественного положения преступника» [58, с.138].

Как сказано в действующем УК РФ штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может

взыскивается с его родителей или иных законных представителей с их согласия [67, с. 138].

Это законодательное определение поддерживают И.А. Бобраков [3, с. 238], А.В. Комарницский [18 с. 238].

В. Грицай на это указывает: «Анализ уголовных дел показал, что зачастую судьи назначают штрафы неработающим малоимущим осужденным. Суды не выясняют, за счет каких средств неработающий осужденный будет оплачивать штраф. Но данные норма (штраф при невозможности оплата его несовершеннолетних оплачивают его родители) нарушают принцип личной ответственности» [13, с. 238].

Остальные пункты не нуждаются в комментарии.

Статья 95. Назначение наказания в виде ограничения прав и свобод несовершеннолетних

1. Осужденный при этом виде наказания остается проживать в собственном жилище, но при этом на него назначает такие же ограничения обязанности и запреты как и взрослым кроме увольнения с должности.

2. Ограничение прав и свобод назначается на срок: за нетяжкое преступление - на 7,5 месяцев за преступления небольшой тяжести - на 1 год и 6 месяцев за преступления средней тяжести - на 2 года и 6 месяцев.

3. Суд может назначить одновременно несколько видов ограничений обязанностей и запретов за исключением исправительных работ, которые назначаются лицам имеющим постоянное место работы, и муниципальных работ - которые назначаются лицам не имеющим его.

5. Наказание в виде ограничения прав и свобод не назначается иностранным гражданам и апатридам не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

6. В случае злостного нарушения ограничений обязанностей и запретов или сокрытия осужденного с места жительства суд по представлению воспитательной комиссии может заменить его лишением свободы из расчета один день лишения свободы за три дм ограничения прав и свобод.

Данная статья почти аналогична ст. 53 Проекта. Комментарий тот же.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста - 83 %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.