Review of law sciences
Q-------------- |
- Д^
Atabek Babadjanov,
Dean at the Tashkent State University of Law, Doctor of Philosophy in law (PhD)
Abstract: The article is devoted to coverage of the concept of the project "Electronic University", which meets modern international standards, and in particular the goals of distance education, based on a number ofpedagogical and information technologies and principles. In the paper, and the necessity of an integrative approach to the creation of innovative educational environment, consisting in a combination of traditional and electronic forms of education that would ensure effective organization of the educational process due to more rational distribution of activities between classroom sessions and independent work of the student and also will solve the problem of expanding access to legal education through the development of various forms of distance learning.
Key words: educational innovations, electronic platform, electronic technologies, distance learning, pedagogical technologies.
Атабек Бабаджанов,
декан Ташкентского государственного юридического университета, доктор философии по юридическим наукам (PhD)
ПРОЕКТ «ЭЛЕКТРОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ
КОНСТИТУЦИОННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В СФЕРЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: статья посвящена освещению концепции проекта «Электронный университет», который соответствует современным мировым стандартам, и, в частности, целям дистанционного образования, базируется на ряде педагогических и информационных технологий и принципов. В работе рассматривается и обосновывается необходимость интегративного подхода к созданию инновационного образовательного пространства, заключающегося в совмещении традиционных и электронного форм обучения, что позволит добиться эффективной организации учебного процесса за счет более рационального распределения видов учебной деятельности между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студента, а также позволит решить задачи расширения доступности юридического образования на основе развития различных форм дистанционного обучения.
Ключевые слова: образовательные инновации, электронная платформа, электронные технологии, дистанционное обучение, педагогические технологии.
Атабек Бабаджанов,
Тошкент давлат юридик университети декани, юридик фанлари буйича фалсафа доктори (PhD)
"ЭЛЕКТРОН УНИВЕРСИТЕТ" ЛОЙЩАСИ - ОЛИЙ ТАЪЛИМ СО^АСИДАГИ ЗАМОНАВИЙ ТЕНДЕНЦИЯЛАР ШАРОИТИДА ТАЪЛИМ ОЛИШ КОНСТИТУЦИЯВИЙ ^УЦУЩНИНГ АМАЛГА ОШИРИШ НУЦТАИ
НАЗАРИДАН
Аннотация: мацола замонавий халцаро стандартларга жавоб берадиган "электрон университет" лойщаси концепциясини, хусусан, бир цатор педагогик ва ахборот технологиялари ва тамойилларга асосланган масофавий таълим мацсадларини ёритишга багишланган. Мацоладауцув машгулотлари ва талабаларнинг мустацил ишлашига оид уцув фаолияти турларини янада оцилона тацсимлаш орцали уцув жараёнини самарали ташкил этишга имкон берадиган, анъанавий ва электрон таълим шаклларини бирлаштиришдан иборат булган инновацион таълим имкониятларини яратишга нисбатан интеграция ёндашуви зарурлиги, масофавий таълим шаклларини ривожлантирган уолда юридик таълим олиш имконини кенгайтириш масаласи куриб чицилган.
Калит сузлар: таълим инновациялари, электрон платформа, электрон технологиялар, масофавий таълим, педагогик технологиялар.
Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) становится сегодня одним из важнейших факторов жизни мирового сообщества. Их широкое распространение преобразует современную действительность, приводит к существенным изменениям в правовой, политической, экономической, социальной и культурной сферах - становлению «информационного общества».
В этих условиях ООН была поставлена задача приложить все усилия на национальном и международном уровне для создания локальных информационных ресурсов и приложений в мире. В соответствии с ежегодными данными всемирного исследования ООН по уровню развития электронного правительства за 2018 год, высокую оценку получили такие страны, как Дания, Австралия, Республика Корея, Великобритания, Швеция, Финляндия, Сингапур, США.
Узбекистан поддерживает и реализует планы ООН в этом направлении. При этом, поскольку ИКТ оказывают возрастающее воздействие на характер политической коммуникации, характеристики государства, существенно изменяя взаимоотношения между государственными институтами и гражданским обществом, одним из первых и достаточно успешных направлений развития политико-государственного управления в новых реалиях глобальной информатизации стало создание в Узбекистане «Электронного правительства».
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года №УП-4947 была утверждена Государственная программа по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах. По первому из пяти направлений Стратегии действий - совершенствованию государственного
и общественного строительства - предусматривается совершенствование системы «Электронное правительство», повышение качества и эффективности государственных услуг, практическую реализацию механизмов общественного контроля, усиление роли институтов гражданского общества и средств массовой информации[5]. Кроме того, вопросы внедрения современных информационных систем в государственное управление и формирования системы «Электронное правительство» нашло свое отражение в более чем 10 законодательных актах, в число которых входят такие законы, как: Закон «Об электронном документообороте», «Об информатизации», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронной коммерции», «Об электронных платежах», «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «Об электронном правительстве», «О государственных закупках», «О персональных данных».
Сегодня, когда первоначальный опыт информатизации сферы управления уже накоплен, важным становится вопрос переноса подобного опыта и технологий в другие сферы общественной жизни, в частности в сферу высшего образования.
Это связано с тем, что система вузовского образования в стране входит в этап технологического и технического обновления, чему в немалой степени способствовало и наступление пандемии короновируса во всем мире. Ориентиры для этих изменений задаются глобальной конкуренцией, но финансово-экономические, институциональные, организационные механизмы трансформации должны создаваться внутри страны. Ключевыми факторами успешного развития вузов становятся гибкость и вариативность взаимодействия, скорость реагирования на изменения, преодоление естественной инертности.
Как известно, в Конституции Республики Узбекистан право на получение образования закреплены соответствующими нормами Конституции Республики Узбекистан. В частности, в статье 41 Конституции отмечается: «Каждый имеет право на образование. Государство гарантирует получение бесплатно общего образования. Школьное дело находится под надзором государства», а в статье 42 указывается, «Каждому гарантируется свобода научного и технического творчества, право на пользование достижениями культуры. Государство заботится о культурном, научном и техническом развитии обществ» [1].
Вместе с тем, в сегодняшних условиях уровень охвата населения высшим юридическим образованием оставляет желать лучшего. Эту ситуацию нельзя назвать достаточной по двум причинам. Во-первых, большинство высших юридических учебных заведений расположены в столице. Это, в свою очередь, ограничивает возможности для молодежи в областях. Во-вторых, в нашей стране с населением 34 миллиона человек ежегодно готовится лишь около тысячи юристов с высшим образованием. Эта цифра никоим образом не удовлетворяет реальные потребности на рынке труда.
Например, в Узбекистане число адвокатов на 100 000 человек является одним из самых низких в мире. Для сравнения: в Узбекистане на каждые 100 т. человек приходится 12 адвокатов, в Израиле - 737, в Европейском Союзе - в среднем 162, в России - 50, в Казахстане - 22 адвоката. Если говорить о количестве судей, то в Узбекистане один судья приходится на каждые 23 т. чел., во Франции - на 11 т., в США - на 9 т. чел., и в Германии - на каждые 4 т. человек приходится один судья.
В этой связи, в целях увеличения доступности юридического образования с начала 2019 года в ТГЮУ реализуется проект «Инновационная форма расширения доступности
юридического образования через платформу «Электронный университет». Результатом реализации проекта ожидается создание в Ташкентском государственном юридическом университете современной автоматизированной информационной платформы «Электронный университет» для обеспечения эффективного управления вузом, что позволит в дальнейшем повысить качество и доступность образовательных услуг в сфере высшего юридического образования и расширить охват этими услугами отдельные регионы республики, с учетом имеющейся там значительной потребности в юридических кадрах.
Разработка и внедрение этой платформы связано с решением одной и основных проблем в сфере образования - низким уровнем доступности юридического образования для регионов и отдаленных мест.
В этой связи требования, предъявляемые к разрабатываемой платформе Электронный университет, предполагают внедрение в нее новейших инновационных педагогических технологий. При этом можно отметить, что предусмотрено решение следующих проблем: ограниченность самостоятельного инновационного развития вуза (развитую систему образования отличает узкий характер преподаваемых предметов, их целенаправленность, кроме того, отсутствует централизованная (утвержденная университетом или министерством) программа предметов. Каждый профессор имеет свою индивидуальную программу по предмету, что значительно облегчает для него задачу изложения материала, позволяя максимально улучшить ее презентабельность.
Другая особенность - отсутствие бюрократических, отчетных и иных нагрузок у преподавателей, что позволяет им достичь максимальной эффективности преподавания, сконцентрировав внимание на процессе преподавания);
отсутствие достаточных электронных программных продуктов для повышения качества и эффективности работ в сфере учебной, научно-методической, научно-исследовательской деятельности, оценки производительности труда всех категорий сотрудников вуза, в том числе педагогического состава, трудоустройства выпускников вуза, внедрения результатов научно-исследовательского труда на практике
(качество знаний студентов зависит от информационного обеспечения учебного процесса. Поэтому повышается роль учебника, печатного и электронного. В настоящее время актуальной является задача интеграции традиционных и инновационных методов организации учебного процесса в университете - создание современных учебно-методических комплексов.
Электронная платформа создает предпосылки для создания новых учебных пособий с использованием информационных, коммуникативных и образовательных технологий. Инновационной можно рассматривать такую форму работы, предусмотренную в структуре учебника, как видео презентации преподавателей, магистрантов и бакалавров.
Также следует отметить, что внедрение электронных технологий поднимет на новый уровень электронный документооборот и технологичность в организации учебного процесса. В частности, предполагается разработка в рамках платформы «Электронного университета» программ «Электронный студент», «Электронный педагог», «Электронный учебный процесс», «Электронный учебник», «Электронный докторант» и др.);
проблема устранения коррупциогенных факторов в системе отношений «преподаватель — студент» путем внедрения электронных технологий проверки и оценки знаний
одно из направлений платформы «Электронный университет» состоит в создании прозрачной и транспарентной системы проверки и оценки знаний студентов посредством внедрения системы шифров, кодов и паролей, устраняющих практически полностью возможность злоупотреблений и личной выгоды. Стоит в этой связи подчеркнуть, что в пункте 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2020 года № УП-5987 «О дополнительных мерах по кардинальному совершенствованию юридического образования и науки в Республике Узбекистан», в качестве одного из приоритетных направлений дальнейшего развития юридического образования и правовой науки определяется создание открытой, прозрачной, свободной от субъективизма и злоупотреблений образовательной среды с внедрением системы «Электронный университет» (E-University);
проблема разработки и внедрения программ дистанционного обучения, а также распространения мультимедийного оборудования для видео занятий в целях обеспечения доступности юридического образования для населения регионов Республики Узбекистан
(для достижения нового качества юридического образования, которое определяется прежде всего соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны, необходимо осуществлять, в том числе информатизацию образования и оптимизацию методов обучения, включая эффективные дистанционные технологии. Решение данной проблемы даст положительный эффект в виде:
- интенсификации и индивидуализации обучения, реализации современных информационных технологий, развития у студентов навыков самообразования и саморазвития;
- развития системы дистанционного обучения;
- вхождения в международное информационное и коммуникационное пространство, в том числе за счет распространения технологий дистанционного обучения)
проблема увеличения доступности юридического образования для женского населения
еще один немаловажный аспект - это низкий уровень вовлеченности женщин в юридической сфере. В настоящее время доля женщин составляет порядка 17% от общей численности студентов Ташкентского государственного юридического университета. Следовательно, данное обстоятельство негативно влияет на обеспечение принципа «гендерного равенства», в какой-то мере служит дискриминацией прав женщин, обделяя их возможностями, предоставленными мужчинам. В итоге, женщины занимают пассивную роль в обществе и не участвуют полноправно в общественной жизни, не инициируют предложения по укреплению их позиций. В этой связи предлагается выработать ряд видео занятий (видеороликов) с преподавателями и студентами именно женского пола для привлечения внимания женщин, особенно в отдаленных регионах, к получению юридического образования.
Учитывая вышеизложенные проблемы и анализируя пути их возможного решения, можно с уверенностью допустить, что реализация проекта «Электронный университет» в виде соответствующего программного решения позволит реализовать унификацию обучающих систем на основе использования лучших практик широко известных образовательных ресурсов, обеспечив дальнейшее качественное развитие юридического образования.
При этом, поскольку в реализацию данного проекта для ТГЮУ заложены современные информационно-коммуникационные технологии, позволяющие гибко и адаптивно осуществлять перенастройку его программного обеспечения под новые требования, то в результате будет возможно использовать его с минимальными адаптациями и для других образовательных учреждений страны. Это позволит увереннее решать такие социально значимые цели, как например, активизация вовлечения женского населения в правовое образование.
Таким образом, можно ожидать следующие вполне осязаемые результаты:
1) Широкое внедрение современных интерактивных методов в образовательный процесс.
2) Повышение эффективности освоения учебного материала посредством применения электронных образовательных ресурсов.
3) Повышение активности студентов, поощрение самообразования.
4) Обеспечение гендерного равенства.
5) Обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов.
Отмечая безусловный положительный эффект платформы «Электронный университет», нельзя не отметить, что, к сожалению, мы пока далеки от современных стандартов в информатизации образовательной среды.
Анализ международной и зарубежной практики показывает, что международные стандарты ориентированы сегодня на применение быстрых, оперативно реагирующих и дешёвых способов генерации и передачи знаний, и современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предоставляют такую возможность. Государства стремятся своевременно отреагировать на происходящие вызовы, выстроив новые траектории развития системы образования и чаще всего делая акцент на технологические преобразования.
Только за последние два года свои национальные образовательные планы в сфере высшего образования с учетом технологических и технических новаций откорректировали Германия, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Франция. Наиболее детально данная инициатива проработана в США. В 2016 году в США принят Национальный технологический план образования (далее - NETP) - это продолжение, начатых реформ в системе образования, где особое место принадлежит системе высшего образования. В январе 2017 г. Департаментом образования США подведены итоги предыдущего пятилетнего цикла образовательных реформ, где было принято решение об обновлении NETP с учетом темпов происходящих инноваций [6]. Опираясь на исследования в области образования, позицию руководителей высших учебных заведений и предпринимателей, а также опыт некоммерческих организаций, в Национальный технологический план образования включены рекомендации по обеспечению доступности и повышению качества образования с учетом произошедших изменений в системе и среди студентов вузов.
В США внедрение дистанционных технологий в вузах позволило достичь значительного прогресса в удовлетворении потребностей более широкого круга студентов, совершить революцию в системе образования, предоставляя доступ к высшему образованию для большего количества студентов с меньшими затратами и с большей гибкостью [7], что включает в себя:
- Адресность. Студенты должны иметь доступ к цифровым инструментам, которые позволяют исследовать их интересы и предоставить им ресурсы для оценки различных форм, видов образования и будущей карьеры.
- Адаптивно-целевой механизм. Обязательно включение диагностических технологий по поддержке студентов для успешного обучения.
- - Вариативность обучения. Основана на предоставлении возможности студентам определять время и формат обучения.
- Доступность качественных ресурсов. Вузы гарантируют для всех студентов доступ к недорогим современным учебным материалам и поощряют практику использования дополнительных обучающих ресурсов, необходимых в рамках изучаемого курса.
- Сетевое взаимодействие. Созданы образовательные сети с привлечением студентов, преподавателей, предпринимателей, производителей для поддержки различных форм обучения и аттестации без ограничения в расписании, финансовых средствах и пр.
- Введена должность «советника» (тьютора). Тьюторы, консультанты и наставники - «советники» осуществляют поддержку «образовательного маршрута» студента (включая консультирование по телефону, SMS и электронной почте).
При этом отмечается, что за рубежом университетская информационно-технологическая поддерживающая образовательная среда это прежде всего:
1. Онлайн-образование. Такие типы программ успешно применяет Висконсинский университет (разработана гибкая программа онлайн- образования [8]), Колледж Кентукки и Технический колледж (программа индивидуального обучения [9]), Колледж Линн-Бентон в Орегоне (программа с онлайн степенями и учетными данными [10]).
2. Открытые онлайн-ресурсы. Равный доступ к получению высококачественных образовательных ресурсов независимо от географического или финансирования положения вуза.
3. Смешанное обучение. Возможность объединения онлайн и офлайн обучения, доступ к ресурсам в удобное для студентов время (включая групповые формы работы) и «мгновенной» обратной связью [11].
4. Персонализация. Поддержка студентов в обучении на основе индивидуальных учебных и внеучебных потребностей (неакадемическая поддержка студентов «с жизненными проблемами», мешающими их обучению).
5. Гарантия равных возможностей для студентов с ограниченными возможностями. Например, Центр доступности инновационных материалов (CAMI) в Технологическом институте Джорджии [12] обеспечивает доступность электронных учебников для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Активное участие студентов позволяет им выбрать инструмент, который наиболее полно соответствует их потребностям, а участие вузов дает дополнительные ресурсы [13].
6. Новые технологические инструменты. Онлайн-образование требует сформировать новые способы доставки контента в аудиторию. Создается активная среда обучения, основанная на взаимодействии, обучение может быть организовано вокруг решения реальных задач и сценариев с освоением новых навыков работы для поиска совместных решений.
7. Индивидуализация. Технологические решения, с которыми знакомятся студенты, гарантируют им участие в активных средах обучения независимо от их образовательных
потребностей. В этих условиях можно гарантировать индивидуальный подход при рассмотрении больших вводных курсов, наращивание успеха всех обучающихся независимо от численности групп (например, в Мичиганском университете при вводных базовых курсах используют цифровой инструмент - Ecoach, включающий цифровую платформу для индивидуального консультирования и коучинга [14]).
8. Смена приоритетов. Данные о ходе обучения студентов - основа для выстраивания взаимодействия и его поддержки. Информация становится основой для развития сильных сторон каждого студента и продвижения каждого к овладению знаниями и расширению возможностей. Кроме того, эти данные предоставляют ценную информацию и для самого преподавателя при выборе им видов деятельности, учебных стратегий, оценок и техник в целях улучшения результатов обучения.
9. Снижение стоимости обучения. Технологии позволяют использовать высококачественные, недорогие цифровые ресурсы для всех студентов [15].
Таким образом, электронное обучение - один из самых распространенных инструментов в сфере образования. К примеру, в ЕС уже в ходу понятие E-Learning, под которым понимается «использование новых технологий мультимедиа и Интернет для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы»[3].
Встранах СНГ, например, в РФ сегодня дистанционное обучение рассматривается как новая образовательная форма в сфере высшего образования [2]. Сегодня в российских вузах с использованием интернет-технологий уже обучается около 162 тысяч человек, 25 тысяч детей с ограниченными возможностями; программы образования, которые реализуются с использованием дистанционных технологий, предлагают около пятидесяти учебных заведений - однако это только начало пути [4].
В качестве заключения, мы хотим изложить следующие свои выводы: во-первых, необходимо с учетом складывающейся в сфере образования ситуации, оперативно пересмотреть и утвердить новые государственные образовательные стандарты, принимая во внимание применение современных технологий дистанционного обучения;
во-вторых, пересмотреть специальности и профессии, по которым ведется подготовка в учреждениях среднего специального и профессионального, а также высшего образования, предусмотрев увеличение специальностей и профессий, основанных на оказании дистанционных услуг;
в-третьих, процессы модернизации высшего образования Узбекистана требуют изменений в законодательной базе образования. В связи с этим полагаем необходимым подготовить и принять новый закон «О высшем образовании».
References:
1. Konstitutsiya Respubliki Uzbekistan. - T.: Uzbekistan, 2019.
2. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii № 2 «Ob utverjdenii Poryadka primeneniya organizatsiyami, osushestvlyayushimi obrazovatelnuyu deyatelnost, elektronnogo obucheniya, distantsionnix obrazovatelnix texnologiy pri realizatsii obrazovatelnix programm», 2014 (09.03.2015).
3. Resta P. Elektronnoye obucheniye dlya podgotovki prepodavateley: sozdaniye potentsiala dlya informatsionnogo obshestva // YuNESKO mejdu dvumya etapami Vsemirnogo sammita po informatsionnomu obshestvu: trudi Mejdunarodnoy konferentsii (17 - 19 maya 2005 g.). - M.: IRIO, 2005. - S. 204 - 215.
4. Smolin O.N. Normativno-pravovoye obespecheniye realizatsii obrazovatelnix programm s primeneniyem elektronnogo obucheniya // Parlamentskiye slushaniya Komiteta po obrazovaniyu, Gosudarstvennaya duma, 19.05.2014. Rejim dostupa: http://www.smolin.ru/duma/audition/2014-05-19.htm
5. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan № UP-4947 ot 7 fevralya 2017g. 1. 6 http://tech.ed.gov
6. http://blogs.edweek.org/edweek/marketplacek12/2014/11/richard_culatta_five_ways_te chnology.html
7. http://ecampus.wisconsin.edu/online-degree-programs/flex-option.aspx
8. https://l earnondemand.kctcs.edu
9. http://lbilearn.linnbenton.edu
10. Ghadiri, K., Qayoumi, M. H., Junn, E., Hsu, P., &Sujitparapitaya, S. (2014). Developing and implementing effective instructional strategems in STEM
11. Georgia Institute for Technology. (n.d.). Center for Accessible Materials Innovation
12. https://www.landmark.edu/research-training
13. http://ai.umich.edu/portfolio/e-coach/
14. Wiley, D., Williams, L., DeMarte, D., & Hilton, J. (2016). The Tidewater Z-Degree and the INTRO model for sustaining OER adoption. EducationPolicyAnalysisArchives, 24(41)