Научная статья на тему 'Проект будущего'

Проект будущего Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Солодкин Геральд

Эффективное решение стоящих перед таможенными органами задач невозможно без применения информационных систем и технологий. Стратегия развития должна быть сконцентрирована на следующих аспектах: во-первых, полный переход на электронное декларирование товаров и упрощение процедур оформления и контроля; во-вторых, внедрение предварительного электронного информирования таможенных органов; в-третьих, обеспечение взаимодействия с зарубежными коллегами, прежде всего в рамках СНГ; в-четвертых, создание условий для полномасштабного внедрения программы анализа рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The project of the future

Effective solution of the challenges the customs authorities of problems is impossible without application of information systems and technologies. Development strategy needs to be concentrated on the following aspects: first, a complete transition to electronic Declaration of goods and simplified procedures for the registration and control; second, the introduction of preliminary electronic informing of customs authorities; thirdly, ensuring interaction with foreign colleagues, particularly in the CIS; fourth, the creation of conditions for full implementation of the programme of risk analysis.

Текст научной работы на тему «Проект будущего»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАГИСТРАЛИ

Геральд Солодкин

заведующий лабораторией вычислительных сетей Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси, кандидат технических наук

Проект будущего

Эффективное решение стоящих перед таможенными органами задач невозможно без применения информационных систем и технологий. Стратегия развития должна быть сконцентрирована на следующих аспектах: во-первых, полный переход на электронное декларирование товаров и упрощение процедур оформления и контроля; во-вторых, внедрение предварительного электронного информирования таможенных органов; в-третьих, обеспечение взаимодействия с зарубежными коллегами, прежде всего в рамках СНГ; в-четвертых, создание условий для полномасштабного внедрения программы анализа рисков.

Опыт других стран показал, что единственный путь для достижения поставленных целей — приоритетное и ускоренное внедрение электронного декларирования. Оно подразумевает учет в электронной форме товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу. Такой способ ориентирован на реализацию единого сквозного алгоритма автоматической обработки заявляемых сведений в центральной базе данных, поступающих из региональных таможенных органов. После анализа рисков выдаются соответствующие ре-

шения как уполномоченному должностному лицу, так и декларанту. Согласно таможенному кодексу декларация на иностранные товары может быть подана до их прибытия на территорию нашей страны или до завершения внутреннего таможенного транзита. Это значительно облегчает работу бизнеса, поскольку электронная декларация может быть передана по каналам связи из любого региона. Она пересылается через общедоступную открытую среду доставки электронных сообщений Интернет и содержит необходимые

сведения для таможенного оформления товаров. Все они удостоверяются электронной цифровой подписью декларанта или таможенного агента, после чего документ автоматически регистрируется в базе данных таможенного органа и ему присваивается регистрационный номер. С данного момента это уже юридический документ. Оформление электронной декларации проводится с использованием информационной системы таможенных органов и осуществляется в весьма сжатые сроки — всего за несколько минут.

Развитие технологий электронного документооборота в таможенной сфере направлено на полную автоматизацию некоторых режимов. Итогом работы должно стать появление в республике унифицированных центров таможенного оформления, основная задача которых — создание системы для взаимодействия брокера или другого участника внешнеэкономической деятельности с таможенным органом. В последний с помощью указанной структуры могут быть переданы не только электронные

№8(90)_2010 НАУКА И ИННОВАЦИИ

13

ТЕМА НОМЕРА

декларации, но и другие необходимые сведения, например счет-фактура, поездная ведомость, манифест, платежные документы, лицензии, квоты и т.д. Имея все эти документы в формализованном виде, можно начислять платежи, и, в конечном итоге, производить полное таможенное оформление электронной декларации. Чтобы задекларировать товары в электронной форме, лица, претендующие на получение электронно-цифровой подписи, самостоятельно комплектуют свою информационную систему необходимыми аппаратными, системными, сетевыми и телекоммуникационными средствами, а также программным обеспечением и средствами защиты.

Важным аспектом развития информационного пространства таможенных органов является интеграция их информационных ресурсов с ресурсами других министерств и ведомств страны.

В последние годы проводились работы по совершенствованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. Наиболее значимый шаг в этом направлении — внедрение Национальной автоматизированной системы электронного декларирования (НАСЭД), созданной в рамках задания №28 Государственной программы «Электронная Беларусь». Благодаря успешной ее реализации и усилиям таможенных органов НАсЭд вышла за рамки пилотной зоны, и услуги по электронному декларированию предоставляются участникам внешнеэкономической деятельности по всей территории страны. С ее помощью оформляется около 80% экспортируемых товаров, аналогичная процедура внедряется и на импорт.

В формате программы осуществляется проект «Развитие национальной автоматизированной системы элект-

ронного декларирования в таможенных органах республики Беларусь в составе единой автоматизированной системы таможенных органов», направленный на дальнейшее становление НАСЭД. На основе результатов, полученных в 2008 г., расширяется информационное взаимодействие с государственными структурами и организациями, участвующими в регулировании внешней торговли, укрупняются сервисы, предоставляемые должностным лицам таможни и участникам внешнеэкономической деятельности.

Глобализация в сфере обмена информацией, товарами и услугами требует повышения уровня согласованности и взаимодействия таможенных систем стран мира, гармонизации и унификации таможенных процедур и формальностей, внедрения систем электронной обработки данных, применения современных технических средств таможенного контроля, включая инспекционные досмотровые комплексы крупногабаритных грузов.

Взаимосвязанная и комплексная реализация информационных технологий во всех элементах деятельности таможенного органа со временем станет основой для создания «Электронной таможни». Этот проект будет реализован в ближайшей перспективе, что позволит обеспечить власти всех уровней актуальной и достоверной статистической информацией, повысить эффективность борьбы с контрабандой, мошенничеством, организованной преступностью, усилить контроль за соблюдением запретов и ограничений на перемещение отдельных товаров через границу Беларуси, поднять на новый уровень эффективность управления таможенной службой.

14

НАУКА И ИННОВАЦИИ №8(90)_2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.