Научная статья на тему 'Информатизация таможенных органов: перспективы развития'

Информатизация таможенных органов: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2112
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / THE CUSTOMS / INFORMATION TECHNOLOGY / ELECTRONIC DECLARATION / EXCHANGE OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакаева Ольга Юрьевна

В статье раскрываются приоритеты развития информационных технологий в таможенной сфере: расширение возможностей электронного декларирования, введение предварительного информирования о перемещаемых товарах, выработка единого механизма межведомственного информационного обмена. Анализируются проблемы, препятствующие эффективному внедрению таможенными органами информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIZATION OF THE CUSTOMS: DEVELOPMENT PERSPECTIVES

The article describes the development priorities of the information technology in the customs: introduction of electronic declaration, introduction of preliminary information about transported goods and a unified mechanism for inter-agency information exchange. The problems which prevent the effective implementation of information technology by the customs authorities are also analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Информатизация таможенных органов: перспективы развития»

Библиографический список

1. Ансофф Р. Новая корпоративная стратегия [Текст]. - СПб. : Питер Ком, 1999. - 416 с. - ISBN

5-314-00105-5.

2. Барышникова Л. П. Экономика предприятия [Текст] : учебник. - Донецк: Диапринт, 2004. - 454с. - ISBN 966-574-413-5.

3. Исаев Д. В. Информационное обеспечение корпоративного управления и стратегического менеджмента: монография [Текст] / Д. В. Исаев; [Гос. ун-т высш. шк. экономики].

- М. : Издательский дом ГУ ВШЭ; 2008. - 219 с.

- ISBN 978-5-7598-0697-4.

4. Левитт Т. Маркетинговая миопия [Текст] // Классика маркетинга : сб. работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг / сост. Б. М. Энис, К. Т. Кокс, М. П. Моква; пер. с англ. Т. Виноградовой, Д. Раевской, Л. Царук, А. Чех; под ред. Ю. Н. Каптуревского. - СПб. : Питер, 2001. - ISBN 5-272-00231-8, 0-205-15988-5.

5. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] / Майкл Е. Портер; пер. с англ. - 2-е изд. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. - 454 с. - ISBN

5-9614-0143-0.

6. 17 моделей построения стратегии [Электронный ресурс] // Маркетолог. - 2007 . - № 5. - URL: http://www.iteam.ru/publications (дата обращения: 12.05.2012).

1. Ansoff R. Novaja korporativnaja strategija [Tekst]. - SPb. : Piter Kom, 1999. - 416 s. - ISBN

5-314-00105-5.

2. Baryshnikova L. P. Jekonomika predprijatija [Tekst] : uchebnik. - Doneck: Diaprint, 2004. -454s. - ISBN 966-574-413-5.

3. Isaev D. V. Informacionnoe obespechenie korporativnogo upravlenija i strategicheskogo menedzhmenta: monografija [Tekst] / D. V. Isaev; [Gos. un-t vyssh. shk. jekonomiki]. - M. : Izdatel'skij dom GU VShJe; 2008. - 219 s. - ISBN 978-57598-0697-4.

4. Levitt T. Marketingovaja miopija [Tekst] // Klassika marketinga : sb. rabot, okazavshih naibol'shee vlijanie na marketing / sost. B. M. Jenis, K. T. Koks, M. P. Mokva; per. s angl. T. Vinogradovoj, D. Raevskoj, L. Caruk, A. Cheh; pod red. Ju. N. Kapturevskogo. - SPb. : Piter, 2001. - ISBN 5-272-00231-8, 0-205-15988-5.

5. Porter M. Konkurentnaja strategija: Meto-dika analiza otraslej i konkurentov [Tekst] / Majkl E. Porter; per. s angl. - 2-e izd. -M. : Al'pina Biznes Buks, 2006. - 454 s. - ISBN 5-9614-0143-0.

6. 17 modelej postroenija strategii [Jelektronnyj resurs] // Marketolog. - 2007 . - № 5. - URL: http://www.iteam.ru/publications (data obrawenija: 12.05.2012).

УДК 342.6:339.5

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

© Бакаева Ольга Юрьевна

доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой публичного права, Саратовский государственный социально-экономический университет.

И bakaeva22@yandex.ru

В статье раскрываются приоритеты развития информационных технологий в таможенной сфере: расширение возможностей электронного декларирования, введение предварительного информирования о перемещаемых товарах, выработка единого механизма межведомственного информационного обмена. Анализируются проблемы, препятствующие эффективному внедрению таможенными органами информационных технологий

Ключевые слова: таможенные органы, информационные технологии, электронное декларирование, информационный обмен

пе

еремещение товаров через таможенную границу и их таможенное оформление требуют соблюдения принципа оперативности, предусматривающего, в част-

ности, использование информационных технологий. Без них невозможно обеспечить нужную скорость и качество совершения необходимых таможенных операций.

Информатизация таможенных органов (далее - ТО) в последние годы стала приоритетным направлением их деятельности. С её помощью обеспечивается более высокое качество таможенного администрирования за счёт синхронизации процессов осуществления таможенных формальностей участниками внешней торговли и таможенными органами.

В основе модернизации таможенной службы должна находиться автоматизация всех формальных процессов, которая позволила бы максимально сэкономить время и деньги. Внедрение в деятельность ТО передовых информационных технологий позволит также оптимизировать практику их работы в рамках борьбы с нарушениями таможенного законодательства, в том числе сопряжёнными с недекларированием и недостоверным декларированием перемещаемых через таможенную границу товаров.

Информатизация предполагает не только техническую оснащённость ТО (что, безусловно, крайне важно), но и внедрение IT-технологий, позволяющих проводить таможенное оформление в режиме on-line. Технократическим подходом к решению проблем информатизации таможенное ведомство озаботилось одновременно с появлением глобальной сети Интернет.

В 2004 г. Федеральной таможенной службе РФ Международным банком реконструкции и развития был выдан займ в размере 140 млн долларов [1]. Целью получения такого кредита стала реализация проекта «Модернизация информационной системы таможенных органов». Этот проект предусматривал комплексную модернизацию таможенного администрирования на основе новейших информационных технологий, направленную на содействие торговых отношений и повышение эффективности работы ТО. Его цель - оснащение таможенных органов современными информационно-техническими средствами контроля, вычислительной техникой и телекоммуникационным оборудованием, создание локальных вычислительных сетей, расширение единой информационной системы.

В настоящее время проект реализуется Правительством Российской Федерации как составная часть Стратегии Федеральной таможенной службы до 2020 г. [2], которая содержит раздел, посвящённый развитию информационных систем. В рамках указанного раздела перед ТО поставлены следующие приоритетные направления деятельности:

- создание системы «одного окна», позволяющей декларантам однократно представлять сведения в ТО;

- внедрение системы обработки данных через соответствующие центры, действующие во всех территориальных ТО;

- оптимизация сочетания частных и публичных интересов в таможенной сфере, согласование информационных систем субъектов внешнеторговых отношений и ТО;

- совершенствование взаимодействия таможенных органов с иными государственными органами, а также субъектами, наделёнными соответствующими полномочиями в области таможенного дела (например, кредитными и страховыми организациями, предприятиями транспорта и почтовой связи).

Образование Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (далее - ТС) обусловлено необходимостью унификации информационных процессов на единой таможенной территории. Формирование нового интеграционного объединения - Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС) - с единым рынком товаров, капиталов, услуг и рабочей силы предопределяет адекватность такому рынку различного рода технологий. Одна из ближайших стратегических задач в этом направлении - создание информационной системы внешней взаимной торговли ТС.

Процесс информатизации, проводимый в таможенной сфере, включает ряд составляющих.

Во-первых, важным институтом таможенного права выступает электронное декларирование. С этой целью участники внешнеэкономической деятельности используют специальное программное обеспечение; они также могут воспользоваться услугами информационных операторов. В области таможенного дела электронный документ, оформленный в соответствии с установленными правилами и требованиями, по своей юридической силе равен аналогичному документу в письменной форме, заверенному подписью составителя электронного документа или же подписью и печатью. Иными словами, электронный документ не может быть лишён необходимой юридической силы в силу способа изложения в нём необходимых сведений. В данной связи электронное декларирование признаётся юридически значимым действием.

Нельзя не учитывать, что использование электронной формы декларирования влечёт некоторые материальные издержки для частных субъектов, которые заключаются в покупке и установке оргтехники, её аттестации согласно требованиям безопасности, затратах на договорные отношения с посредниками.

Все ТО, наделённые полномочиями по принятию деклараций на товары, прошли аттестацию и готовы к применению декларирования путём электронной передачи данных. Во всех федеральных округах созданы 13 центров электронного декларирования.

Несмотря на то, что законодателем в п. 4 ст. 322 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [3] до 1 января 2014 г. установлено альтернативное право декларанта на подачу декларации в письменном или электронном виде, в настоящее время декларацию через Интернет подают 64% участников внешнеэкономической деятельности [4]. Это значит, что большинство подконтрольных субъектов осознают пользу использования информационных технологий.

Во-вторых, ускорение осуществления таможенных процедур требует предварительного информирования о перемещаемых товарах, которая введена на территории ТС 17 июня 2012 г. В Евросоюзе данная процедура стала действовать с января 2011 г. На начальном этапе предварительное информирование касается импортёров, ввозящих товары на территорию ТС автомобильным транспортом. В дальнейшем планируется распространение данной нормы на отношения по ввозу товаров железнодорожным, а затем и другими видами транспорта.

Следует отметить, что переход к обязательному предварительному информированию не потребовал никаких затрат от участников внешнеэкономической деятельности, кроме обычного доступа к сети Интернет. Информация на портал таможенного органа должна подаваться не позднее, чем за два часа до планируемого ввоза любого товара. В автомобильных пунктах пропуска уполномоченные лица, включая водителей транспортных средств, получат бесплатный доступ в Интернет с целью заполнения необходимых документов и передачи сведений о грузах [5].

В-третьих, создание Единого экономического пространства предопределяет необходимость качественного информационного взаимодействия как между ТО Таможенного союза, так и между ТО и инъти субъектами. В п. 5 ст. 43 Таможенного кодекса Таможенного союза [6] устанавливается возможность создания интегрированных информационных систем и информационных технологий для вышеуказанных целей.

Учитывая различия информационных систем России, Белоруссии и Казахстана, для организации необходимого информационного взаимодействия стран - участниц ТС необходимо выработать единый механизм информационного обмена и функционирования данной системы.

В 2011 г. состоялось подписание двух соглашений: о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах по вопросам деятельности представительств таможенных служб государств - членов ТС в рамках ЕвраАзЭС, а также об организации обмена информацией для реали-

зации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств - участников ТС. В настоящее время проводится работа по информатизации сквозной процедуры таможенного транзита, а также пяти общих процессов, реализуемых в рамках ТС. К ним относятся:

- контроль фактического вывоза товаров;

- временный ввоз транспортных средств;

- предоставление сертификатов, подтверждающих обеспечение уплаты таможенных платежей;

- актуализация нормативно-справочной информации;

- координация функционирования национальных подсистем управления рисками.

Указанные направления развиваются в русле совершенствования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС ТО). Первая очередь этой системы была принята в эксплуатацию в 1994 г. Почти 20 лет назад с её помощью решалось всего несколько локальных программных задач, а сейчас это комплексная территориально распределённая система, автоматизирующая большинство процедур в области таможенного дела и позволяющая сократить время их производства.

В мае 2012 г. коллегией ФТС России были определены основные приоритеты в развитии ЕАИС ТО, обусловленные интеграцией информационных ресурсов в границах ТС, динамично развивающимся межведомственным электронным взаимодействием и связанным с ним оказанием государственных услуг и исполнением государственных функций в электронном виде.

1. Создание программных средств и их интеграция с программными средствами других ведомств и таможенных служб государств - членов ТС.

2. Внедрение принципиально новых решений в сфере информационных технологий и вычислительной техники, основанных на передовых отечественных и зарубежных разработках.

3. Обеспечение условий для скорейшего внедрения создаваемых информационно-программных средств [7].

Реализация ТО сервисной функции обусловливает оказание ими качественных таможенных услуг, в том числе предоставляемых с использованием информационных технологий. Отказ от бумажных технологий, реализация государственных услуг в электронном виде позволят не только сократить время, затрачиваемое на осуществление таможенных формальностей, но также исключить личный контакт должностного лица ТО и предпринимателя, потенциально опасный с точки зрения совершения коррупционных деяний.

ФТС России в рамках административной реформы проводит работу по обеспечению прозрачности деятельности ТО при осуществлении государственных функций и предоставлении государственных услуг. Законодательно установленный перечень таких услуг в настоящее время отсутствует, однако на справочно-инфор-мационном портале определяются такие их виды, как принятие предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; выдача квалификационных аттестатов специалистам по таможенному оформлению; принятие пассажирской таможенной декларации и др.

Для предоставления таможенными службами десяти услуг (каждой из них) разработаны технологические карты межведомственного взаимодействия. Следует учитывать, что внедрение электронного декларирования затрудняет, в частности, отсутствие качественного сотрудничества внутри системы органов государственной власти. Целесообразно «получение таможенными органами непосредственного доступа к базам данных разрешительных документов, выданных контролирующими органами: возможность проверить подлинность сведений в представленном при декларировании разрешительном документе, непосредственно запросив контролирующий орган, выдавший разрешительный документ, позволит свести к минимуму случаи, требующие представления бумажного носителя» [8, с. 77].

В настоящее время ТО взаимодействуют примерно с 15-ю федеральными органами исполнительной власти (Министерство финансов РФ, Министерство культуры РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и др.). Как правило, они выдают разрешительные документы, предъявляемые при декларировании товаров, в бумажном виде, что существенно затрудняет процесс межведомственного электронного взаимодействия. В данной связи предпринимаются активные меры по обеспечению системы обмена сведениями с помощью информационных технологий.

В рамках введения принципа «одного окна» в 2011 г. пограничным таможенным органам были переданы полномочия ряда контролирующих субъектов по транспортному, ветеринарному, фитосанитарному и карантинному контролю. Уже более года действует этот принцип, однако его полноценная реализация весьма затруднительна. Специалисты сетуют на то, что «таможеннику на посту приходится «набивать» информацию сразу на четырёх

компьютерах, так как пока не интегрированы воедино программные средства различных ведомств» [9, с. 5].

Определёнными сложностями отличается и процедура электронного декларирования, что выражается в требовании к участникам внешнеторговой деятельности предоставлять некоторые документы или их копии (сертификаты и декларации о соответствии, свидетельства о государственной регистрации товара и др.) на бумажных носителях. Для применения льготы по НДС (при экспорте товаров) налоговые органы требуют предоставления копий таможенных деклараций в бумажном виде при условии их заверения таможенным органом в месте пересечения границы. С целью упрощения таможенных процедур представителями бизнес-структур внесено весьма рациональное предложение о создании электронного банка данных. Получив доступ к такой базе, ТО могут сократить время проверки сведений, заявленных субъектами внешнеторговой деятельности в процессе таможенного оформления [10, с. 3].

Нельзя забывать и о том, что информатизация таможенных отношений сопряжена с необходимостью защиты сведений, представляемых в ТО. Эта информация может использоваться исключительно в таможенных целях; она не должна разглашаться, использоваться сотрудниками ТО в личных целях, передаваться третьим лицам, в том числе государственным органам, за исключением установленных законодательством случаев.

В п. 1 ст. 44 Таможенного кодекса ТС устанавливается ограниченный доступ к информационным ресурсам ТО, сформированным на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документам, необходимым для их совершения. Такие информационные ресурсы, согласно п. 1 ст. 99 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», включают документированные (в том числе представленные в электронной форме) сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов, а именно:

- представляемые лицами при совершении таможенных операций в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

- представляемые федеральными органами исполнительной власти согласно межведомственным соглашениям об обмене информацией;

- направляемые ведомствами иностранных государств по запросу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и (или) в соответствии

с международными договорами об обмене информацией.

В литературе справедливо указывается на отсутствие в Российской Федерации отдельного законодательного акта, определяющего служебную тайну. В данной связи в области таможенного дела предлагается уточнить и сформировать перечень сведений, не под-

лежащих разглашению [11, с. 110]. Безусловно, это - важный и необходимый шаг, нацеленный на защиту конфиденциальной информации и обеспечение информационной безопасности в сфере внешней торговли.

Материалы поступили в редакцию 25.06.2012 г.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2004 г. [Текст] : федеральный закон № 186-ФЗ : [принят 23 декабря 2003 г.] // СЗ РФ. - 2003. - № 52 (часть 1). -Ст. 5038. - ISNN 1560-0580.

2. Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 года : одобрена решением коллегии ФТС России 26 июня 2009 г.; размещена на официальном сайте ФТС России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 12.04.2012).

3. Российская Федерация. Законы. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] : федеральный закон № 311-ФЗ : [принят 27 ноября 2010 г.] // СЗ РФ. - 2010. - № 48. -Ст. 6252. - ISNN 1560-0580.

4. Шмелёва Е. Таможня переместится в online : интервью первого заместителя начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Р. Давыдова [Текст] // Рос. газета. - 2011. - 25 окт.

5. Зыкова Т. Таможня зовёт в Сеть [Текст] // Рос. газета. - 2012. - 12 мая.

6. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств 27 ноября 2009 г. № 17) [Текст] // СЗ РФ. - 2010. - № 50. - Ст. 6615. - ISNN 15600580.

7. Информация размещена на официальном сайте ФТС России [Электронный ресурс]. -URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 26.05.2012).

8. Ступников А. А. Применение информационных технологий в таможенном оформлении: реалии и перспективы [Текст] // Право и экономика. - 2011. - № 8. - ISSN 0869-7671.

9. Модестов Н. Мы справимся! : итервью с заместителем руководителя ФТС России Т. Голендеевой [Текст] // Таможня. - 2011. -№ 24 (287).

10. Иванова Е. На пути к компромиссу [Текст] // Таможня. - 2012. - № 10 (297).

11. Потапова И. А. Административно-правовые режимы конфиденциальной информации в сфере таможенной деятельности [Текст] // Вестник Российской таможенной академии. - 2012. - № 1. - ISSN 2072-7240.

1. Rossijskaja Federacija. Zakony. O federal'nom bjudzhete na 2004 g. [Tekst] : federal'nyj zakon № 186-FZ : [prinjat 23 dekabrja 2003 g.] // SZ RF. - 2003. - № 52 (chast' 1). - St. 5038. - ISNN 1560-0580.

2. Strategija Federal'noj tamozhennoj sluzhby do 2020 goda : odobrena resheniem kollegii FTS Rossii

26 ijunja 2009 g.; razmewena na oficial'nom sajte FTS Rossii [Jelektronnyj resurs]. - URL: http:// www.customs.ru (data obrawenija: 12.04.2012).

3. Rossijskaja Federacija. Zakony. O tamo-zhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii [Tekst] : federal'nyj zakon № 311-FZ : [prinjat

27 nojabrja 2010 g.] // SZ RF. - 2010. - № 48. -St. 6252. - ISNN 1560-0580.

4. Shmeleva E. Tamozhnja peremestitsja v on-line : intervju pervogo zamestitelja nachal'nika Glavnogo upravlenija organizacii tamozhennogo oformlenija i tamozhennogo kontrolja R. Davydova [Tekst] // Ros. gazeta. - 2011. - 25 okt.

5. Zykova T. Tamozhnja zovjot v Set' [Tekst] // Ros. gazeta. - 2012. - 12 maja.

6. Tamozhennyj kodeks Tamozhennogo sojuza (prilozhenie k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Tamozhennogo sojuza, prinjatomu Resheniem Mezhgosudarstvennogo Soveta EvrAzJeS na urovne glav gosudarstv 27 nojabrja 2009 g. № 17) [Tekst] // SZ RF. - 2010. - № 50. - St. 6615. - ISNN 15600580.

7. Informacija razmewena na oficial'nom sajte FTS Rossii [Jelektronnyj resurs]. - URL: http:// www.customs.ru/ (data obrawenija: 26.05.2012).

8. Stupnikov A. A. Primenenie informacionnyh tehnologij v tamozhennom oformlenii: realii i perspektivy [Tekst] // Pravo i jekonomika. - 2011.

- № 8. - ISSN 0869-7671.

9. Modestov N. My spravimsja! : iterv'ju s zames-titelem rukovoditelja FTS Rossii T. Golendeevoj [Tekst] // Tamozhnja. - 2011. - № 24 (287).

10. Ivanova E. Na puti k kompromissu [Tekst] // Tamozhnja. - 2012. - № 10 (297).

11. Potapova I. A. Administrativno-pravovye rezhimy konfidencial'noj informacii v sfere tamozhennoj dejatel'nosti [Tekst] // Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii. - 2012. - № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ISSN 2072-7240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.