Научная статья на тему 'Информационное обеспечение деятельности таможенных органов: вопросы безопасности'

Информационное обеспечение деятельности таможенных органов: вопросы безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2856
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / INFORMATION / INFORMATION SECURITY / CUSTOMS AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мильшина Ирина Владимировна, Медведева Алина Олеговна

В статье исследуется современное состояние информационного обеспечения деятельности таможенных органов, приводятся примеры внедрения информационных технологий, их влияния на безопасность в таможенной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL PROVISION OF CUSTOMS AUTHORITIES ACTIVITY: SECURITY PROBLEMS

The article examines the current state of the informational provision of customs authorities; examples of information technologies implementation and their impact on security in the customs area are given.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение деятельности таможенных органов: вопросы безопасности»

АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ

УДК 339.543

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ

© Мильшина Ирина Владимировна

кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права, Саратов ский государственный социально-экономический университет.

И [email protected]

© Медведева Алина Олеговна

студентка 4 курса юридического факультета, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского

И [email protected]

В статье исследуется современное состояние информационного обеспечения деятельности таможенных органов, приводятся примеры внедрения информационных технологий, их влияния на безопасность в таможенной сфере.

Ключевые слова: информация, обеспечение информационной безопасности, таможенные органы.

Т Информационное обеспечение дея-1:1. тельности таможенных органов является важнейшим элементом государственного управления в области таможенного дела. Для достижения динамичности этого процесса в таможенной сфере необходимо создание системы для непрерывного поступления информации об объекте в нужный момент.

Информация как совокупность каких-либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу государственного управления [7, с. 328]. Это касается таможенного дела и осуществления его связей с экономикой, обороной, социальной защитой и т. д. Обмен информацией является обязательным условием существования государственной системы управления.

Рассматривая вопросы регулирования процессов таможенной сферы, следует отметить, что информация поступает с двух уровней: над-государственного (Таможенный союз) и на-

ционального. Можно выделить следующие источники, порождающие управленческую информацию.

1. Нормы законодательных и иных актов, управомочивающие органы управления в области таможенного дела и должностных лиц таких органов на принятие определённых управленческих решений или совершение управленческих действий в обозначенное время и в установленном направлении. Например, Объединённая коллегия таможенных служб государств - членов Таможенного союза призвана координировать деятельность таможенных служб, участвовать в формировании единой правовой базы Таможенного союза, обеспечивать единообразное применение таможенного законодательства [2].

2. Обращения граждан и юридических лиц в органы государственного управления в области таможенного дела по реализации своих законных интересов и субъективных прав. Например, в Сибирской оперативной таможне за девять месяцев 2012 г. правом на обращение

воспользовались 29 человек. Из них 11 получили ответы на свои вопросы на личном приёме у руководства таможни, 10 подали письменные заявления и 8 сообщили информацию на «телефон доверия». Всем обратившимся обеспечена полная конфиденциальность, по каждому из полученных сигналов проведена проверка, предоставлены ответы [8].

3. Обязательные указания вышестоящих органов системы управления таможенными органами, подлежащие исполнению нижестоящими и обеспечивающие реальность государственного управления (директивная управленческая информация). Например, ФТС России утвердила Административный регламент по предоставлению государственной услуги ведения Реестра владельцев таможенных складов [5], где определяет сроки и последовательность действий ФТС России и таможен, а также порядок взаимодействия службы, её структурных подразделений, региональных таможенных управлений и таможен при оказании данной услуги.

4. Факты, отношения, выявляемые в процессах контроля, которые отражают состояние управляемых объектов, а также уровень функционирования управляющих компонентов. Например, качество таможенного контроля повышает использование сети Интернет в деятельности таможенных органов. Это позволяет значительно ускорить и упростить процесс декларирования товаров, оперативно получать управленческую информацию об обратных связях в системе государственного управления, исключить прямое общение таможенника с участником ВЭД.

5. Проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном вмешательстве органов государственного управления в области таможенного дела и должностных лиц (управленческая информация о кризисных состояниях общественных процессов). Таможенные органы проводят выборочный анализ информации, полученной в результате таможенного контроля, по результатам которого издаются срочные профили риска. В порядке взаимодействия они информируют другие таможенные подразделения о результатах проведённого анализа и возможных нарушениях таможенного законодательства.

Вся информация, касающаяся государственного управления в таможенной сфере, из каких бы источников она ни шла и кто бы ни выступал её носителем, должна соответствовать требованиям:

- актуальности, то есть отличаться оперативностью и отражать задачи сегодняшнего дня;

- достоверности, что предполагает способность отражать факты, события и причины их взаимосвязи;

- достаточности, то есть всесторонне раскрывать и характеризовать исследуемый процесс и представлять возможность его прогнозирования и моделирования;

- доступности, которая выражается в открытости, гласности и возможности получения сведений в нужном объёме;

- аутентичности - текстуальному и словесному выражению информации в понятной людям форме, соответствующей их познаниям в области языка [7, с. 332].

Таким образом, информационное обеспечение деятельности таможенных органов включает сбор, обработку, анализ информации для осуществления управленческой деятельности. Эффективность государственного управления в области таможенного дела зависит от информации, непрерывно поступающей в эту систему от различных источников, отвечающей требованиям достоверности, актуальности, доступности.

Темпы автоматизации и внедрения средств вычислительной техники, изменения технологической базы обусловливают современное состояние и актуальность вопроса обеспечения информационной безопасности таможенных органов России. Уровень развития информационных и телекоммуникационных технологий высок, интенсивность их использования гражданами, организациями и органами власти постоянно возрастает. С учётом этого должна повышаться прозрачность таможенных операций и формальностей, необходимо совершенствовать меры по обеспечению информационной безопасности таможенных органов. Как известно, безопасность в области таможенного дела оказывает влияние на защищённость национальных интересов государства в целом.

Таможенные органы в своей деятельности активно используют информационные системы и технологии, в том числе основанные на электроннъх способах передачи информации. Так, с 17 июня 2012 г. в странах - участницах Таможенного союза было введено обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых автомобильным транспортом. В результате этой меры сократилось время на проведение таможенными органами государственного контроля: на все таможенные формальности уходит в среднем не более получаса и немногим более 20 минут - на осуществление иных видов государственного контроля (санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и транспортного) [9]. Можно отметить ещё несколько преимуществ предва-

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

рительного информирования: осуществляется бесплатно; информацию может дать любое лицо; отсутствует полная юридическая ответственность за предоставленные сведения; работа с переданной информацией осуществляется на уровне системы управления рисками.

Ещё одним примером использования информационных систем выступает предварительное таможенное декларирование товаров (ст. 193 Таможенного кодекса Таможенного союза). Его введение было вызвано требованиями Всемирной таможенной организации и способствовало сокращению времени на таможенные формальности, а также увеличению товаропотока. Таможенные органы, заранее получив информацию о товарах, могут определить, относятся ли они к профилю рисков и требуется ли более тщательный контроль в дальнейшем при их перемещении. Такие документы признаются равными по юридической силе аналогичным заверенным документам на бумажном носителе [1].

Примером принципиально нового подхода в осуществлении таможенных операций выступает применяемая с 2011 г. технология удалённого выпуска товаров [4]. Всего на

В 2013 г. для упрощения таможенного контроля ФТС России планирует разделить всех участников внешнеэкономической деятельности в зависимости от степени риска возможного нарушения таможенного законодательства [6]. Критерии разработаны на основе серьёзной аналитической работы, а их значения по каждому участнику ВЭД будут рассчитываться автоматически с использованием данных информационных систем таможенных органов. На основании присвоенных категорий предполагается дифференцировать меры таможенного контроля как на этапе декларирования, так и после выпуска товаров.

В целом политика ФТС России направлена исключительно на комплексное обеспечение информационной безопасности таможенных органов, а не на защиту каждого объекта информатизации. Основой реализации этой политики является понятие системности, подразумевающее, что отдельные элементы ведомственной системы обеспечения информационной безопасности таможенных органов должны рассматриваться как часть единой системы ввиду необходимости комплексного согласования отдельных мероприятий между собой и невозможности обеспечения

Внедрение информационных технологий в деятельность таможенных органов способствует упрощению перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, снижению административных барьеров и улучшению инвестиционного климата в России.

территории России функционирует 23 центра электронного декларирования, использующих в своей деятельности преимущественно технологию удалённого выпуска. Основой технологии является разделение операций на документальное таможенное оформление там, где расположены офисы участников ВЭД, и фактический таможенный контроль - на приграничных терминалах. По итогам десяти месяцев 2012 г., с применением технологии удаленного выпуска было оформлено 164 тыс. деклараций на товары, тогда как в 2011 г. таких деклараций было около 54 тыс. [9].

Благодаря усилиям ФТС России функционирует Портал электронного декларирования, посредством которого участники внешнеэкономической деятельности декларируют товары без затрат на приобретение программного обеспечения и без обращения к услугам посредников. В настоящее время предполагается создание общей инфраструктуръ документирования информации в электронном виде для обеспечения юридически значимого электронного документооборота в рамках Таможенного союза.

безопасности, используя отдельное средство или их совокупность [3]. Например, созданная в рамках Таможенного союза Интегрированная информационная система позволяет повысить эффективность таможенного регулирования при помощи информационных телекоммуникационных технологий, которые применяются в процессе таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля. Таким образом, возрастание прикладного значения информационной безопасности таможенных органов обусловлено расширением практики применения информационных технологий в таможенном деле.

Внедрение информационных технологий в деятельность таможенных органов способствует упрощению перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, снижению административных барьеров и улучшению инвестиционного климата в России. Для достижения этих целей ФТС России обеспечивает и совершенствует техническое оснащение и автоматизацию таможенных операций, организацию инфор-

мационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в электронном виде. Для осуществления автоматизированного контроля за фактическим перемещением товаров проводятся комплексные мероприятия по разработке, внедрению, доработке и модернизации автоматизированных таможенных систем.

Таким образом, информационное обеспечение деятельности таможенных органов является важнейшим элементом государственного управления в области таможенного дела. Совершенствование информационного обеспечения таможенных органов повышает эф-

фективность таможенного администрирования, способствует развитию внешней торговли, минимизации издержек участников экспортно-импортных операций и государства, связанных с совершением таможенных операций. В связи с широким распространением информационных технологий, использованием компьютерной техники неограниченным кругом физических и юридических лиц возникает необходимость противодействия угрозам защиты информационных ресурсов, что обусловливает важность обеспечения информационной безопасности в деятельности таможенных органов.

Материалы поступили в редацию 01.02.2012 г.

Библиографический список (References)

1. Российская Федерация. Законы. О применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза [Текст] : федеральный закон № 101-ФЗ : [соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от

21.09.2010 г. : ратифицировано 10.07.2012 г.] // Бюллетень международных договоров. - 2012. - № 6. - ISSN 0869-6705.

2. Российская Федерация. Законы. О ратификации Договора об Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза [Текст] : федеральный закон № 92-ФЗ : [подписан 22.07.2011 г. : ратифицирован 25.06.2012] // Бюллетень международных договоров. - 2012. - № 5. - С. 6-11. - ISSN 0869-6705.

3. Об утверждении Концепции обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации № 2401 : [издан 13.12.2010 г.]. - URL: http:// www.deklarant74.ru/zakonodatelstvo/prikaz-fts-rossii (дата обращения: 29.11.2012 г.).

4. Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования [Текст] : приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации № 845 : [издан

22.04.2011 г.] // Российская газета. - 2011. -3 июня. - № 119.

5. Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения Реестра владельцев таможенных скла-

1. Rossijskaja Federacija. Zakony. O primenenii informacionnyh tehnologij pri obmene jelektronnymi dokumentami vo vneshnej i vzaimnoj torgovle na edinoj tamozhennoj territorii Tamozhennogo sojuza : federal'nyj zakon № 101-FZ : [soglashenie mezhdu Pravitel'stvom RF, Pravitel'stvom Respubliki Belarus' i Pravitel'stvom Respubliki Kazahstan ot 21.09.2010 g. : ratificirovano 10.07.2012 g.]. Bjulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. 2012. № 6. ISSN 0869-6705.

2. Rossijskaja Federacija. Zakony. O ratifikacii Dogovora ob Ob#edinennoj kollegii tamozhennyh sluzhb gosudarstv - chlenov Tamozhennogo sojuza : federal'nyj zakon № 92-FZ : [podpisan 22.07.2011 g. : ratificirovan 25.06.2012]. Bjulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. 2012. № 5. S. 6-11. ISSN 0869-6705.

3. Ob utverzhdenii Koncepcii obespechenija informacionnoj bezopasnosti tamozhennyh organov Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda : prikaz Federal'noj tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii № 2401 : [izdan 13.12.2010 g.]. URL: http://www.deklarant74.ru/zakonodatelstvo/ prikaz-fts-rossii (data obrashhenija: 29.11.2012 g.).

4. Ob utverzhdenii Porjadka sovershenija tamozhennyh operacij pri tamozhennom deklarirovanii v jelektronnoj forme tovarov, nahodjashhihsja v regione dejatel'nosti tamozhennogo organa, otlichnogo ot mesta ih deklarirovanija : prikaz Federal'noj tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii № 845 : [izdan 22.04.2011 g.]. Rossijskaja gazeta. 2011. 3 ijunja. № 119.

5. Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Federal'noj tamozhennoj sluzhby po predostavleniju gosudarstvennoj uslugi vedenija Reestra vladel'cev tamozhennyh skladov : prikaz Federal'noj

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

дов [Текст] : приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации № 294 : [издан 20.02.2012 г.] / / Российская газета. - 2012. - 30 мая. - № 121.

6. Об утверждении Временного порядка катего-рирования участников внешнеэкономической деятельности на основе критериев, характеризующих участников внешнеэкономической деятельности [Электронный ресурс] : приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации № 1809 : [издан 7 сентября 2012 г. : документ опубликован не был]. - АИПС «Гарант» (дата обращения:11.01.2013 г.).

7. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления [Текст] : курс лекций. - М. : Омега-Л, 2009. - ISBN 978-5-370-01138-2.

8. Информационно-аналитический портал «Таможня.ру» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tamognia.ru/news/new/1616866/ (дата обращения: 02.11.2012 г.).

9. ФТС России в 2012 году: цифры и факты [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. - URL: http://www. customs.ru/index.php?option=com_content& view=article&id=16856:-2012-&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835 (дата обращения: 11.01.2013 г.).

tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii № 294 : [izdan 20.02.2012 g.]. Rossijskaja gazeta. 2012. 30 maja. № 121.

6. Ob utverzhdenii Vremennogo porjad-ka kategorirovanija uchastnikov vneshnejeko-nomicheskoj dejatel'nosti na osnove kriteriev, harakterizujushhih uchastnikov vneshnejeko-nomicheskoj dejatel'nosti : prikaz Federal'noj tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii № 1809 : [izdan 7 sentjabrja 2012 g. : dokument opublikovan ne byl]. AIPS «Garant» (data obrashhenija:11.01.2013 g.).

7. Atamanchuk G. V. Teorija gosudarstvennogo upravlenija : kurs lekcij. M. Omega-L, 2009. ISBN

978-5-370-01138-2.

8. Informacionno-analiticheskij portal «Tamozhnja. ru». URL: http://www.tamognia.ru/news/ new/1616866/ (data obrashhenija: 02.11.2012 g.).

9. FTS Rossii v 2012 godu: cifry i fakty. Oficial'nyj sajt Federal'noj tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii. URL: http://www. customs.ru/index.php?option=com_content& view=article&id=16856:-2012-&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835 (data obrashhenija: 11.01.2013 g.).

^////////////////////^^^^

ПОДПИСНОЙ ИНДЕКС

ПОДПИСНОЙ ИНДЕКС ПО КАТАЛОГУ АГЕНТСТВА «РОСПЕЧАТЬ» 36829

I .................—

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.