Научная статья на тему 'Продвижение стандартов здорового образа жизни на основе конверсии славянского историко-культурного наследия в физкультурно-образовательный процесс учащихся'

Продвижение стандартов здорового образа жизни на основе конверсии славянского историко-культурного наследия в физкультурно-образовательный процесс учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАВЯНСКАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфенова Л.А., Тимошина И.Н., Прищепа И.М.

В работе представлено содержание научно-исследовательского проекта, направленного на разработ-ку педагогической технологии физического воспитания учащихся на основе использования славян-ских историко-культурных традиций. Актуальность подобного исследования обусловлена необходи-мостью гармонизации и интеграции духовно-нравственного и физического развития современных школьников. Внедрение предложенной технологии в образовательный процесс подрастающего поколения России и Белоруссии предполагает моделирование профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту на основе взаимовыгодного сотрудничества в сфере повышения ква-лификации педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парфенова Л.А., Тимошина И.Н., Прищепа И.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продвижение стандартов здорового образа жизни на основе конверсии славянского историко-культурного наследия в физкультурно-образовательный процесс учащихся»

УДК 378.172

ПРОДВИЖЕНИЕ СТАНДАРТОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ КОНВЕРСИИ СЛАВЯНСКОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС УЧАЩИХСЯ

Л.А. Парфенова1, И.Н. Тимошина1, И.М. Прищепа2

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск, Россия

2Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, Витебск, Белоруссия Информация для связи с автором: laraparf@mail.ru, 89278039198

Аннотация:

В работе представлено содержание научно-исследовательского проекта, направленного на разработку педагогической технологии физического воспитания учащихся на основе использования славянских историко-культурных традиций. Актуальность подобного исследования обусловлена необходимостью гармонизации и интеграции духовно-нравственного и физического развития современных школьников.

Внедрение предложенной технологии в образовательный процесс подрастающего поколения России и Белоруссии предполагает моделирование профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту на основе взаимовыгодного сотрудничества в сфере повышения квалификации педагогических работников.

Ключевые слова: славянская культура, духовно-нравственное воспитание, физическое воспитание, общее образовательное пространство, педагогическая технология, историко-культурные традиции.

INFLUENCE OF TRADITIONS, HISTORICAL RESOURCES AND ELEMENTS OF SLAVIC CULTURE ON SPIRITUAL AND MORAL AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF PUPILS Parfyonova L.A., Timoshina I.N.

Ulyanovsk state pedagogical university named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia Prischepa I.M.

Vitebsk state university named after P.M. Masherov, Vitebsk, Belarus

Abstract:

In work the contents of the research project directed on development of pedagogical technology of physical training of pupils on the basis of use of Slavic historical and cultural traditions are submitted. Relevance of similar research is caused by need of harmonization and integration of spiritual and moral and physical development of modern school students.

Introduction of the offered technology in educational process of younger generation of Russia and Belarus assumes modeling of vocational training of future experts in physical culture and sport on the basis of mutually beneficial cooperation in the sphere of professional development of pedagogical workers. Key words: slavic culture, spiritual and moral education, physical training, general educational space, pedagogical technology, historical and cultural traditions

ВВЕДЕНИЕ. Как свидетельствует статистика, негативные процессы в социальной жизни сопровождаются разрушением нравственных норм, ухудшением здоровья школьников, снижением уровня их физической подготовленности, распространением социально-обусловленных болезней.

Современная система физического воспитания

утратила ведущие позиции в организации досуга школьников и не смогла привлечь основную массу детей и молодежи к занятиям различными видами физических упражнений, которые лишаются благоприятно-развивающего воздействия научно обоснованного метода спортивно-оздоровительной тренировки как одного из основополагающих средств фи-

зического совершенствования и духовно-нравственного развития.

Подобное положение вызывает обоснованную тревогу не только педагогического сообщества, но и всей российской общественности, которая не перестает вести поиск инновационных привлекательных путей, неиспользованных резервов и выявление реальных нешаблонных механизмов для вовлечения молодежи в активные регулярные занятия различными видами двигательной деятельности [6, 7, 9].

Ярким примером данной тенденции является инициатива В.В. Путина возродить Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс и вернуть нормы ГТО в процесс физического воспитания российских школьников и студенческой когорты. Предпринимаемые государством меры направлены на оптимизацию духовно-нравственного и физического развития учащихся, что на современном этапе является важным компонентом общественного заказа для образования и первостепенной задачей современной образовательной системы.

Все вышесказанное обусловливает необходимость организации физического воспитания, ориентированного на социально-духовное развитие обучающихся, укрепление здоровья и совершенствование двигательных умений, физических способностей организма для дальнейшей активной жизнедеятельности, поскольку физическая культура и спорт считаются мощным средством воздействия на личность с целью ее развития и совершенствования в социальном и биологическом аспектах. Наряду с этим специалисты отмечают, что творческий потенциал физической культуры остается фактически невостребованным в педагогической практике [6, 7, 9]. Наукой и практикой накоплен определенный положительный опыт как в области физического, так и в области духовно-нравственного воспитания школьников. Однако многие исследователи признают факт изолированного решения воспитательных задач в учебных заведениях [6, 9]. Одновременно следует отметить значимость и актуальность осмысления и регулирования происходящих в современ-

ной педагогике интегративных процессов. Синтезированное рассмотрение литературы показало, что интеграция элементов духовной и физической культуры в современном образовательном пространстве не нашла достаточного отражения в ее теоретико-методологическом обосновании и содержательно-процессуальном обеспечении при существующей разрозненности нравственного и физического воспитания учащихся.

В этой связи нам представилось интересным и перспективным использование славянского историко-культурного наследия в практике физкультурно-спортивного воспитания учащихся различных ступеней образования. Рассматривая славянскую физическую культуру как составную часть мировой физической культуры в контексте ее интегративного понимания и реконструирования, мы пришли к выводу, что ее богатый многовековой опыт во всех сферах жизнедеятельности человека (военные походы, трудовая деятельность, отдых, народные игры, славянские боевые искусства и единоборства, славянская гимнастика) остается малоизученным и невостребованным в физкультурно-обучающей практике современной молодежи. При этом данный исторический опыт обладает огромным воспитательным потенциалом, а его реструктуризация - достаточными возможностями в плане наполнения физического воспитания новым нетрадиционным содержанием и его преобразования в гуманистическую систему, обеспечивающую гармонизацию духовно-нравственного развития и физкультурного совершенствования учащихся. Для объективного представления и понимания содержания намеченной работы нами был изучен опыт белорусских коллег, подтвердивший наши предположения о том, что физкультурно-педагогический процесс, основанный на приобщении к славянским культурным ценностям и традициям, способен создать максимально благоприятные условия для решения обозначенных задач. В работах ряда белорусских исследователей раскрываются некоторые проблемы теоретико-методологического осмысления

традиционной славянской физической культуры и рассматриваются прикладные аспекты ее использования для физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, допризывной подготовки молодежи, повышения эффективности студенческого физического воспитания.

Указанные выше обстоятельства послужили нам основанием для разработки коллективного российско-белорусского научно-исследовательского проекта «Славянская культура как средство духовно-нравственного и физического воспитания учащихся». На подготовительном этапе исследовательской работы мы определили еще одну социально значимую задачу, которая в результате была обозначена как генеральная цель указанного проекта: способствовать формированию единого образовательного пространства Союзного государства на основе внедрения традиций, исторических ресурсов и элементов славянской культуры в процесс духовно-нравственного и физического воспитания учащихся. В соответствии с этим была разработана стратегия совместных и индивидуальных действий по реализации проекта с белорусской стороной, принят план коллективной работы. Ведущей педагогической концепцией проекта является идея единства славянства, его языковой, этнической и культурно-исторической общности как неотъемлемой части национального сознания славянских народов. Имеющийся у двух стран огромный опыт культурного общения и сотрудничества (фестиваль «Славянский базар», межгосударственный проект «Культурные столицы Содружества», фестиваль «Славянские традиции», международные учения десантников «Славянское содружество—2012»), проводимый ежегодно в России «День славянской письменности и культуры» и ряд других совместных культурных мероприятий дают основания для внедрения и широкого применения славянского историко-культурного наследия в единой образовательной среде Союзного государства с целью гармоничного духовно-нравственного и физического развития подрастающего поколения дружественных стран, расширения, укрепления и раз-

вития научно-культурных связей, устранения имеющихся противоречий. Совместно с коллегами из Белоруссии нами была определена научная проблема, на решение которой направлен данный проект: актуализация содержания непрерывного и преемственного физкультурного образования учащихся на основе использования элементов и ресурсов славянской культуры, предполагающая сформированность здорового образа и стиля жизни, духовно-нравственных качеств, устойчивость представления о приоритетности знаний, полифункциональность компетенций обучающихся в соответствии с основными направлениями формирования единого образовательного пространства Союзного государства [9].

Основанием для реализации проекта служит активная, последовательно проводимая белорусскими и российскими педагогами работа по решению вопросов актуализации содержания образования, разработки учебной и учебно-методической литературы, создания программно-технологического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Объективными предпосылками для осуществления подобной партнерской деятельности являются: сопоставимость содержания обучения и воспитания на всех ступенях образования двух стран, системность и многовектор-ность сотрудничества России и Белоруссии, необходимость обеспечения общего образовательного пространства Союзного государства, расширение межгосударственных культурных и научных связей.

Для успешного разрешения обозначенной проблемы и достижения поставленной цели был намечен ряд задач:

1. Провести систематизированный анализ состояния проблемы духовно-нравственного и физического воспитания учащихся образовательных учреждений России и Белоруссии.

2. Изучить славянское культурно-историческое наследие в аспекте его реконструкции и внедрения в физкультурно-спортивную среду образовательных учреждений.

3. Теоретически и методологически обосновать инновационную педагогическую технологию физического воспитания уча-

щихся общеобразовательных учреждений на основе использования славянских историко-культурных ценностей и традиций;

4. Экспериментально проверить целесообразность и эффективность предложенной инновационной педагогической технологии в системе государственных образовательных учреждений.

5. Разработать концептуальную модель процесса профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту на основе конверсии элементов славянской культуры в физкультурно-образовательный процесс обучающихся. Поставленные задачи определили два ин-тегративно взаимосвязанных пути решения изучаемой проблемы, которые обозначили следующие направления диссертационных и дипломных исследований в рамках заявленного проекта:

1. Технологическое обеспечение педагогического физкультурно-воспитательного процесса учащихся общеобразовательных учреждений на основе использования славянских историко-культурных ценностей и традиций [7].

2. Моделирование процесса профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту на основе конверсии элементов славянской культуры в физкультурно-образовательный процесс обучающихся.

Несмотря на отличия, два данных направления НИР органично проникают друг в друга, тесно между собой взаимодействуют и взаимозависят, поскольку в конечном итоге направлены на теоретико-методологическое и опытно-экспериментальное обоснование инновационного непрерывного физкультурно-воспитательного процесса учащихся, обусловленного потребностью обеспечения общего образовательного пространства Союзного государства.

Предпринимаемое нами исследование имеет научную новизну, которая заключается: - в конкретизации структуры и содержания понятий «славянская культура» и «славянская физическая культура» в контексте межгосударственной физкультурно-образовательной среды Союзного государства;

- в конкретизации сущности и структуры феномена духовно-нравственной культуры в аспекте физкультурно-спортивной деятельности;

- в разработке и апробации педагогической технологии физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений на основе использования славянских историко-культурных ценностей и традиций;

- в разработке теоретико-практического наполнения интегрированных форм физкультурно-оздоровительной работы, аккумулирующих содержание различных образовательных предметов (филология, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура и др.) с привлечением ресурса славянского историко-культурного наследия;

- в разработке модели и концептуальных положений процесса профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту на основе конверсии элементов славянской культуры в физкультурно-образовательный процесс обучающихся;

- в создании критериально-оценочной системы качества профессионального образования педагогов в рамках реализации предлагаемой педагогической технологии. Составленный алгоритм нашего исследования начинался с ретроспективного анализа имеющегося в научном мире опыта и степени разработанности обозначенной проблемы [1, 2, 3, 4, 5, 8]. В рамках данного теоретико-поискового этапа были изучены труды представителей белорусской науки: Г. Адамовича, А. Станкевича, А. Шамака и В. Залуцкой, а также ряд работ российских ученых. Особое внимание было уделено изучению исторических периодов развития, традиций, ценностей и форм физической и общей культуры славянских предков. Одновременно исследовались этимология и содержательная структура таких дефиниций, как «славянская культура», «славянская физическая культура», «духовно-нравственная культура» [1, 2, 3]. Итогом подобного теоретико-философского осмысления и анализа методологической базы нашего исследования стал вывод о весьма значительном физкультурно-оздоровительном и воспитательном потенциале воссоздания и

интегративного применения национально-традиционных видов физической культуры на основе внедрения в физкультурно-спортивную практику богатого историко-культурного наследия России и Белоруссии. При этом следует заметить, что, признавая перспективу и результативность этнопедагогического подхода в спортивно-физическом воспитании подрастающего поколения, мировой опыт славянской общей и физической культуры остается малоизученным, а значит и практически невостребованным.

Практические результаты данного этапа нашей исследовательской работы вылились в следующее:

- создание глоссария и терминологического словаря, содержащего определения ряда основных понятий славянской культуры (в том числе и физической);

- конкретизацию сущностно-содержательной структуры понятий «славянская культура» и «славянская физическая культура» в контексте интегративной физкультурно-образовательной среды Союзного государства;

- определение совокупности базовых элементов и традиций славянского историко-культурного наследия для реструктуризации и включения в междисциплинарное содержание уроков по физической культуре и других видов физкультурно-оздоровительной работы в школе.

К началу констатирующего этапа научно-исследовательским коллективом была проделана следующая работа:

- разработана педагогическая технология физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений на основе использования славянских историко-культурных ценностей и традиций;

- разработана программа по физкультурно-оздоровительной работе в образовательных учреждениях на основе использования элементов славянской культуры;

- разработана модель процесса профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту на основе конверсии элементов славянской культуры в физкультурно-образовательный процесс обучающихся;

- разработано содержание интегрированных форм физкультурно-оздоровительной работы на основе использования славянского историко-культурного наследия;

- определена последовательность организационно-педагогических аспектов работы всех задействованных в проекте лиц, включая администрацию и педколлектив образовательного учреждения, учителей физической культуры и родителей;

- выявлена степень информационной и методико-практической подготовленности педагогических работников в вопросах организации физического воспитания, ориентированного на духовно-нравственное развитие учащихся.

С этой целью нами было проведено анкетирование и методико-теоретическое тестирование учителей физической культуры г. Ульяновска (84 человека) и студентов 5 курса факультета физической культуры и спорта УлГПУ им. И.Н. Ульянова (50 человек). Результаты исследования подтвердили наши предположения о том, что наибольшая часть педагогов (75 — 89,2 %) не ставит в своей работе задачи социального характера (воспитание духовности, нравственности, патриотизма и других ценностных качеств), односторонне акцентируя обучающую деятельность на результат физической подготовленности школьников. При этом 75 % респондентов (63 человека) не видят возможности и необходимости интеллектуального развития детей (формирование знаний и развитие познавательных способностей) на уроке физической культуры, ссылаясь при этом на нехватку учебного времени, отсутствие условий, слабую собственную теоретико-методическую подготовленность, нежелание и ряд других факторов. Значительная часть учителей (94 %) признает значимость духовно-нравственного совершенствования современных школьников, наличие социально значимых проблем в образовательной среде, но при этом только 23,8 % от числа опрошенных считают роль физкультурно-спортивных специалистов значимой, остальные полагают, что решение этого вопроса находится в компетенции классных руководителей, учителей-предметников и родителей.

Результаты теоретико-методического тестирования готовности студентов к осуществлению подобной интегративной работы продемонстрировали наличие высокого уровня знаний и компетенций у 6 человек (12 %), среднего — 12 (24 %) и низкого — 32 (64%) выпускников факультета.

Необходимость в сравнительном анализе с белорусскими участниками эксперимента не возникла, поскольку учителя г. Витебска и студенты факультета физической культуры и спорта ВГУ им. П.М. Машерова показали аналогичную картину, где разница в процентном соотношении не превысила 1-5 %. Следовательно, мы пришли к выводу о своевременности и правильности выбранного нами курса научно-исследовательских действий и возможности их интегративного осуществления с витебскими коллегами. Для апробации и экспериментальной констатации созданных нами новаций был проведен ряд практических действий и мероприятий, к которым следует отнести:

- отбор участников педагогического эксперимента, предварительная подготовка к его организации и проведению (ознакомление с условиями работы общеобразовательной школы, исследование материально-технической базы, разработка индивидуального плана работы для каждого исполнителя проекта, организация и проведение родительских собраний с целью обсуждения с родителями предстоящего исследования и приобщение их к совместной деятельности);

- подготовка студентов (специально разработанный курс) и педагогических работников (цикл семинаров) по вопросам реализации инновационной технологии в образовательных учреждениях;

- проведение входящей диагностики развития духовно-нравственных качеств и физического состояния учащихся;

- разработка содержания интегрированных форм физкультурно-оздоровительной работы на основе использования славянского историко-культурного наследия;

- разработка дидактической базы содержания практических и теоретических занятий. Кроме того, инновационный научно-прак-

тическии проект призван выявить методологический инструментарий, позволяющий осмыслить механизмы конверсии элементов славянской культуры в практику физического воспитания в аспекте педагогической технологии, направленной на духовно-нравственное и физическое совершенствование учащихся общеобразовательных учреждений. В указанной связи для всех внедряемых и апробируемых новаций определено диагностико-оценочное сопровождение, позволяющее резюмировать получаемые результаты. Диагностический инструментарий включил как общеизвестные, так и специально разработанные нами тесты, анкеты и социологические методики, которые могут быть рекомендованы в качестве критериев оценивания уровня всех направлений подготовки школьников по предмету «Физическая культура». Кроме того, были разработаны анкеты-опросники для всех участников проекта (учителей, родителей, студентов, самих учащихся), позволяющие выявить их отношение к проводимой исследовательской деятельности.

На данном этапе исследование проходит констатирующую стадию, в которой задействованы средние образовательные учреждения («пилотные» школы и гимназии) городов Ульяновска и Витебска. Экспериментально-констатирующая апробация проводится с активным участием студентов факультетов физической культуры и спорта Ульяновского государственного педагогического университета и Витебского государственного университета им. П.М. Машерова. Проходя педагогическую практику в «пилотных» образовательных учреждениях, студенты совместно с педколлективом школы внедряют в образовательную среду специально разработанные нами и модернизированные формы и методы физкультурно-спортивного воспитания, как в процессе уроков, так и во внеурочное время. Одновременно они проводят активную синхронную деятельность по пропаганде здорового образа жизни, формированию духовно-нравственных ценностей, стимулированию интереса детей и их родителей к изучению исторического и культурного наследия славянских предков.

Несмотря на многонациональный характер участников эксперимента, его проведение нашло понимание и позитивную поддержку в лице всего задействованного состава. Данный вывод сделан на основе проведенных психолого-педагогических анкетированийи социологических опросов, свидетельствующих о повышении двигательно-познавательного интереса всех респондентов к организованной моторно-интеллектуальной деятельности [6, 7]. Эффективность и целесообразность

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адамович, П Э. Гимнастика славянских чаровниц/ ГЭ. Адамович. Минск: Современная школа, 2013. - 209 с.

2. Адамович, Г.Э. Психологическая концепция информационного реконструирования народных традиций славянской культуры : Научно-технический Проект на соискание ученой степени доктора философии в области информационных технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа http: // www.pandia.ru/390611/.

3. Деметер, Г. С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения. 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http: //bookz.ru/authors/georgii-demeter/o4erki-p_980/ page-10-o4erki-p_980.html.

4. Леонтьева, Н.С. Военно-физическая подготовка восточных славян до образования древнерусского государства : автореф. дис.... канд. пед. наук / Н.С. Леонтьева. - Москва, 2012 - 25 с.

5. Леонтьева, Н.С. Славянские традиции в образовательном и воспитательном процессе / Н.С. Леонтьева, Г.М. Поликарпова // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 5. - С. 48.

6. Парфенова, ЛА.Славянская культура как средство духовно-нравственного и физического воспитания учащихся / Л.А. Парфенова, И.А. Фомичев // Совершенствование учебного и тренировочного процессов в системе образования : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции.- Ульяновск: УлГТУ, 2013. С. 336-340.

BIBLIOGRAPHY

1. Adamovich, G.E., Epinastine Slavic czarownic / G.E. Adamovich. Minsk Modern school, 2013. - 209 p.

2. Adamovich, G.E. The psychological concept of information reconstructing folk traditions of Slavic culture: Scientific-technical Project zaisanjouto the degree of doctor of philosophy in the field of information technology [Electronic resource]. -Mode of accesshttp:www.pandia.ru/390611/.

3. Demeter, G. S. Soczewki on the history of Soviet physical culture and the Olympic movement. 2005. [Electronic resource]. - Mode of accesshttp://bookz. ru/authors/georgil-demeter/o4erki-p_980/page-10-o4erki-p_980.html.

4. Leontieva, N. S. Military physical training of the Eastern Slavs before the formations of the ancient

проводимого изыскания подтверждают и результаты диагностики промежуточного этапа по всем направлениям подготовки (двигательная, духовно-нравственная, интеллектуальная, мотивационно-ценностная), что дает нам веские основания для продолжения экспериментального процесса и его обоснования в формирующем виде с интерпретацией получаемых данных в форме выводов и практических рекомендаций диссертационного исследования.

7. Парфенова Л.А Технологическое обеспечение физкультурно-воспитательного процесса учащихся на основе использования славянских историко-культурных ценностей и традиций / Л.А. Парфенова, И.А. Фомичев // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесбере-гающей деятельности образовательных учреждений : сборник статей 3-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 26 апр. 2013 г. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед.ун-т». Екатеринбург, 2013. С. 193-196.

8. Станкевич, A.A. Лексика свадебной обрядности в горах белорусско-русского пограничья: межъязыковые контакты и взаимодействия / A.A. Станкевич // Русское наследие в странах Восточной и Центральной Европы. Материалы межгосударственной научной конференции 5-8 июля 2010 года (г. Брянск), приуроченной к 600-летию битвы при Грюнвальде / Фонд «Русский мир»; Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского. - Брянск : РИО Брянского государственного университета, 2010. - С. 105-111.

9. Тимошина, И.Н. Влияние традиций, исторических ресурсов и элементов славянской культуры на духовно-нравственное и физическое развитие учащихся / И.Н. Тимошина, Л.А. Парфенова, И.Н. Прищепа // Вестник Ульяновского государственного педагогического университета : сборник научных статей. - Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2013, выпуск 10. С. 99-104.

state :author. Dis. ... Candidate. Ped. Sciences / N.S. Leontieva. - Moscow, 2012 - 25 p.

5. Leontieva, N. S. Slavic traditions in the educational process / N.S. Leontieva, G.M. Policarpov //Theory and practice of physical culture. - 2012. №5. - S. 48.

6. Parfenova L.A. Slavic culture as a means of moral and physical education of pupils / L.A. Parfenova, I.A. Fomichev // Improvement of educational and training processes in education :procteedings of the Iternational scientific-practical conference. -Ulyanovck:UlGTU, 2013. S. 336-340.

7. Parfenova L.A. Technological support of athletic and aducational process of students on the basis of Slavic historical-cultural values and traditions/ L.A. Parfenova, I.A. Fomichev //problems of quality fitness and health activities of educational institutions:

papers of the 3rd International scientific-practical conference, Ekaterinburg, 26 apr. 2013 / FGAOY VPO «Grew. State professional-ped.un-ty». Ekaterinburg. 2013. S. 193-196.

8. Stankevich,A.A. Vocabulary wedding rituals in the mountains of the Belarusian-Russian Borderlands:interlingual contacts and interaction / A.A. Stankevich // Russian heritage in the countries of Eastern and Central Europe. Materials intergovernmental scientific scientific conference 5-8 July 2010 (Bryansk), dedicated to the 600th

anniversary of the battle of Grunwald / the Fund «Russian world»; Bryansk state University. Acad. I.G. Petrovsky. - Bryansk: RIO Bryansk state University, 2010. - S. 105-111.

9. Timoshina, I.N. The influence of traditions, historical resources and alements of Slavic culture on moral and physical development of pupils / I.N. Timoshina, L.A. Parfenova, I.N. Prischepa // Bulletin of the Ulyanovsk state pedagogical University: collection of scientific articles. - Ulyanovsk :UlSPU them. I.N. Ulyanov, 2013, edition of 10. S. 99-104.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Парфенова Л.А. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова.

Тимошина И. Н. - доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры и спорта Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова.

Прищепа И.М. - доктор биологических наук, профессор, проректор по научной работе Витебского государственного университета имени П.М. Машерова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.