обучающимися образовательных результатов нового качества и оказывает влияние на этот процесс как:
— условие создания благоприятной среды развития учащихся;
— средство обеспечения продуктивности деятельности обучающихся и педагогов;
— стимул повышения результативности совместной деятельности;
— гарантия учета специфики возраста обучающихся на разных этапах образования.
Повышение уровня технологической компетентности педагогов и осуществление преемственности между этапами образования обеспечивают:
— изменение ориентации процессуальной стороны образовательного процесса с формирующего (знаниевого) на развивающий, дея-тельностный, личностно ориентированный;
— создание благоприятных условий по формированию личностно-ценностных мотивов учения;
— целенаправленное формирование качественно новых результатов образования как совокупности универсальных способов деятельности.
В заключение хотелось бы отметить, что использование инновационных образовательных технологий на различных этапах образования в наши дни — это, несомненно, объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования. Однако педагогам следует помнить, что «продукт» технологии обучения направлен на живых людей, поэтому наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же важен и неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно ориентированного подхода к образованию.
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Рос. акад. образования; под. ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование [Электронный ресурс]. — URL: http//www. edu.ru.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).
УДК/uDC 371.113 Г. А. Вертохвостова
Galina Vertokhvostova
ПРОДУКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
формирования управленческой компетентности
РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛьНОГО УЧРЕжДЕНИЯ
PRODuCTIVE TECHNOLOGY IN FORMING MANAGEMENT COMPETENCE OF THE EDuCATIONAL INSTITuTION HEAD
В статье рассматривается роль продуктивной педагогической технологии в формировании управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации.
The article shows the role of the productive pedagogical technology in forming management competence of the educational institution head in the system of qualification upgrading courses.
Ключевые слова: технология, продуктивное обучение, педагогический продукт, продуктивная педагогическая технология,
управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения.
Keywords: technology, productive teaching, pedagogical product, productive pedagogical technology, management competence of the educational institution head.
Одной из проблем профессионального образования является формирование управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения. Формирование управленческой компетентности руководителя
образовательного учреждения мы осуществляли на основе разработки продуктивной педагогической технологии.
Рассмотрим алгоритм создания продуктивной педагогической технологии:
— описание педагогического продукта («управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения»);
— разработка технологической карты (разложение продукта на составные части по каждой выделенной нами функции управления: знания, умения, состав управленческих действий);
— определение обучающих модулей и последовательность их изучения;
— процесс формирования управленческой компетентности (выбор средств, методов формирования по каждой учебной теме);
— деятельность педагога в рамках реализации продуктивной педагогической технологии (пропедевтическая практика, ориентация, презентация, практика на примерах, управляемая практика, независимая практика, самостоятельная практика и диагностика, мониторинг);
— определение механизма контроля за процессом формирования управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения (разработка программы мониторинга).
И. П. Подласый рассматривает понятие «педагогический продукт» как сформированную в учебно-воспитательном процессе целостную систему знаний, умений, навыков, развитости и воспитанности каждого человека [5, с. 57].
Нашим педагогическим продуктом является управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения, которую мы рассматриваем как готовность руководителя результативно осуществлять управленческую деятельность (функции управления), систему взаимосвязанных и обоснованных действий на основе теоретических знаний и практических умений, опыта, индивидуальных личностных качеств, мотивированного стремления к достижению цели и решению поставленных задач.
Для обоснования структурных компонентов управленческой компетентности мы опирались на психологическую теорию деятельности. В структуре любой деятельности есть постоянный набор компонентов (мотивация, целеобра-зование, информационная основа деятельности, прогнозирование ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, совокупность исполни-
тельских действий), объективно необходимых для ее реализации [4, с. 169]. Первым компонентом структуры деятельности является мотивация, которая в современных условиях рассматривается в контексте создания внутреннего побуждения к действиям [1, с. 68]. Руководитель образовательной организации должен иметь не только свой личный мотив к формированию управленческой компетентности и результативному выполнению управленческих действий, а также созданию более совершенной системы управления, поэтому мы включили в структуру управленческой компетентности мотивацион-но-целевой компонент.
Основным компонентом структуры управленческой компетентности является деятель-ностный, который определяет готовность руководителя выполнять управленческие функции (информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационную и контрольно-диагностическую). От полноты и качества сформированности умений (действий в специфической ситуации) руководителя, от степени овладения им способами деятельности, от уровня готовности к выполнению тех или иных действий зависит результат деятельности.
Основой практических умений в каждом конкретном случае выступают теоретические знания и опыт [7, с. 26], поэтому в структуру управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения мы включили когнитивный компонент, который определяет необходимые знания для управленческой деятельности. В управленческой деятельности большое значение имеют умения проводить самооценку и самоанализ, поэтому в структуру управленческой компетентности мы включили рефлексивный компонент. На наш взгляд, руководитель образовательного учреждения должен ориентироваться на современные подходы к оценке результатов управленческой деятельности, а именно пользоваться педагогическим мониторингом качества внутри-школьного управления и др.
Считаем необходимым уточнить этапы формирования педагогического продукта. На первом этапе формируется готовность руководителя результативно осуществлять управленческую деятельность (функции управления), для этого был разработан модуль «Технология управления образовательным учреждением». Руководители образовательных учреждений знакомятся с основными теоретическими положениями по управлению образовательным учреждением; умениями по осу-
ществлению функций управления. Структуру модуля составляют шесть тем: «Управление образовательной системой»; «Анализ в системе управления»; «Планирование образовательной системы»; «Организационная функция управления образовательным учреждением»; «Контрольно-диагностическая функция управления образовательным учреждением»; «Проектирование системы управления образовательным учреждением». Изучение этих тем позволило нам сформировать необходимые знания и умения (действия) у руководителя по выполнению управленческих функций, а также помочь ему овладеть умениями по определению системы взаимосвязанных и обоснованных действий (проектирование системы управления образовательным учреждением), что в дальнейшем способствует созданию гибких систем управления в современных условиях.
Покажем осуществление продуктивной педагогической технологии на примере изучения этого модуля. Для изучения теории управления образовательным учреждением мы использовали словесные методы (беседу, лекции, панельную дискуссию). В совместной деятельности с руководителями образовательных учреждений выявлялись основные подходы к управлению социальными организациями, шел поиск ответов на специальные вопросы: в чем состоят принципиальные различия рационалистического и поведенческого подходов к управлению? Каковы основные недостатки теории «научного управления» Ф. Тейлора и классической теории А. Файоль, теории «человеческих отношений»? Каковы основные идеи системного, ситуационного, процессного подходов к управлению? Каждый участник беседы пытался обосновать определение «управление школой», охарактеризовать процесс управления, составляющие управленческого цикла, выяснить, почему возникает иерархическая структура управленческого процесса, определить основные концептуальные подходы к управлению образованием. Практической работой по этой теме было проектирование системы управления образовательным учреждением.
При изучении шестой темы «Проектирование системы управления образовательным учреждением» формируются знания о понятии «система управления», об основных компонентах системы управления: субъекте системы, ее основных ориентациях (ориента-ционный компонент); ценностно-нормативных основаниях (ценностно-нормативный компонент); принципах, миссии, устремлениях,
направленности, намерениях, цели системы управления (интенционально-ценностный компонент); компетенции, функциях системы, содержании управленческой деятельности (содержательный компонент); методов, средств, инструментария (технологический компонент); организационных механизмах управления, организационной структуре, формах организации управления (организационный компонент); ресурсах системы и ее работе по их обеспечению (ресурсный компонент); о среде, условиях осуществления управления (обстановочный компонент). Формировались умения руководителей образовательных учреждений проектировать систему управления в более кратком варианте — путем определения цели, субъектов, функций управления, его методов, организационных структур, условий и результатов [3, с. 41]. Под проектированием мы понимаем процесс создания проектов, то есть прототипа, прообраза предполагаемого объекта [2, с. 20]. Понятие «система управления» рассматривается как совокупность взаимосвязанных конкретных управленческих действий, направленных на управляемый объект, рассчитанных на получение определенных результатов [3, с. 33]. В нашем случае проектируемым объектом стала система управления образовательным учреждением.
Этапы проектирования системы управления — диагностика ситуации, определение проблемы, целеполагание, концептуализация, проектирование содержания деятельности, реализация проекта.
— Диагностика ситуации предполагала проведение анализа существующего положения образовательного учреждения (итоговый анализ результатов работы).
— Определение проблемы — выделение «болевых точек» проблемы; подтверждение потребности (актуальности) создания проекта; введение проектных ограничений (целевых, временных, финансовых, ресурсных).
— Целеполагание — постановка цели и задач проектируемой системы управления.
— Концептуализация — формирование представления проектируемой системы управления образовательным учреждением. Концепция — это определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения. Термин «концепция» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа.
— Проектирование содержания деятельности — определение функций управления, содержание деятельности, направленной на достижение цели и выполнение задач системы управления.
Представим деятельность педагога на занятии (в системе повышения квалификации) по проектированию системы управления (в рамках условно существующей проблемы). В ходе учебного занятия деятельность педагога включала семь этапов: пропедевтическая практика, ориентация, презентация, практика на примерах, управляемая практика, независимая практика, самостоятельная практика. Несамостоятельными, относящимися ко всем этапам, были постоянно проводимые диагностика и мониторинг.
Первый этап — пропедевтическая практика: проверка практических знаний и умений руководителей образовательных учреждений. Мы предлагали ответить на вопрос: «Что такое система управления?».
На втором этапе учебного занятия мы определяли ориентацию, где задавались рамки (условия, характеристики) предстоящего практического занятия. Нами была представлена цель, определены объемы и структура предстоящей работы. Руководители образовательных учреждений получили информацию о том, как будут определяться конечные результаты работы.
В структуру следующего, подготовительного (вводного), этапа входят: краткая характеристика алгоритма разработки системы управления образовательным учреждением; определение условно существующей проблемы в образовательном учреждении, цели и задач деятельности образовательного учреждения, педагогической подсистемы, содержания управленческой деятельности; модель образовательного процесса; объекты — составляющие контроля; разработка организационной структуры управления, критериев и показателей оценки качества управления.
Третий этап — презентация актуальных направлений деятельности, идей, понятий, необходимых для формирования практических умений руководителей образовательных учреждений. На этом этапе излагаются все шаги проектирования системы управления, происходит подготовка слушателей к апробации учебного материала.
Четвертый этап — практика на примерах. На конкретных примерах рассматривались различные системы управления образова-
тельным учреждением: 1) система управления образовательным учреждением на принципах системного подхода; 2) система управления по результатам в дошкольном образовательном учреждении; 3) адаптивная модель управления образовательным учреждением (ОУ, ДОУ); 4) стратегическая модель управления образовательным учреждением в новых социально-экономических условиях и др.
Пятый этап — управляемая практика, которая проводилась под руководством педагога-практика.
Шестой этап — независимая (или полностью самостоятельная) практика. Она начиналась тогда, когда слушатели курсов достигали уровня точности выполнения задания не ниже 85-90 % на этапе управляемой практики. Цель самостоятельной практики — формирование практических умений руководителей образовательных учреждений. В зависимости от результатов работы слушателей планировалась помощь педагога-практика.
Седьмой этап — самостоятельная практика, где руководители образовательных учреждений проектировали систему управления для решения условно существующей проблемы.
Изучение данного модуля мы рекомендовали начинающим руководителям (со стажем работы до 5 лет), а также руководителям, которые испытывали затруднения по выполнению этих функций.
Следующий этап формирования управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения — овладение ими педагогическим мониторингом, так как в структуре управленческой компетентности рефлексивный компонент предполагает владение современными подходами к оценке результатов управленческой деятельности.
Мы считаем, что педагогический мониторинг играет важную роль в реализации управленческих функций руководителя образовательного учреждения, поскольку умения организации и проведения мониторинга являются также и структурными компонентами управленческих. Педагогический мониторинг также можно рассматривать как относительно самостоятельную функцию управленческой деятельности. При помощи педагогического мониторинга руководитель образовательного учреждения проводит контроль качества образования, результатов деятельности образовательного учреждения, создает систему непрерывного повышения квалификации педагогических работников, которая позволяет
совершенствовать профессиональную компетентность педагогов образовательного учреждения.
Целью модуля «Педагогический мониторинг результатов управления образовательным учреждением» является формирование управленческих умений руководителей по организации и проведению педагогического мониторинга в образовательном учреждении. В структуре модуля четыре темы: «Теоретические основы организации и проведения педагогического мониторинга»; «Технология мониторинга качества внутришкольного управления»; «Технология мониторинга качества образования»; «Технология мониторинга профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения». Особое место отводится самостоятельной (индивидуальной, групповой) работе слушателей по проектированию программ мониторинга.
Изучение модуля «Технология проектирования концепции управления образовательным учреждением» предполагает формирование умений руководителя образовательного учреждения проектировать свою концепцию управления. Проектирование концепции осуществлялось по алгоритму с возможностью выбора:
— научного подхода к управлению образовательным учреждением;
— структуры, логики итогового анализа в соответствии с концептуальными подходами к управлению образовательным учреждением;
— модели образовательного процесса;
— типа организационной структуры управления (линейной, линейно-функциональной, матричной, горизонтальной, проектной, диви-зиональной и др.) в соответствии со стратегическими целями и миссией образовательного учреждения;
— объектов и составляющих контроля в соответствии с научной концепцией управления образовательным учреждением (И. И. Полбен-никова, Т. Н. Макарова, В. Г Быкова, Л. П. Ромадина и др.);
— оценки качества управления образовательным учреждением (А. М. Моисеев, М. М. Поташник, Т. М. Давыденко, П. И. Третьяков, Т. В. Санникова, Р. М. Феденева, О. С. Хиж-няк и др.).
Изучение модуля позволило слушателям курсов повышения квалификации в дальнейшем логически завершить проектирование концепции управления образовательным учреждением.
Таким образом, выстроилась логическая цепочка формирования необходимых знаний и умений для проектирования системы и концепции управления образовательным учреждением.
Специфика выбранных модулей в условиях повышения квалификации заключалась в том, что они подчинены задачам практической деятельности руководителя образовательного учреждения и базировались на современных научных подходах к управлению образовательным учреждением (управление по результатам (П. И. Третьяков), функционального (процессного) (В. И. Зверева, П. В. Худоминский), деятельностного (А. Н. Леонтьев, Ф. Попов, В. Д. Шадриков, Т. И. Шамова и др.), системного (С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, Ю. А. Ко-наржевский, В. С. Лазарев, М. М. Поташник и др.), адаптивного (Н. Н. Бояринцев, Н. А. Заруба, П. И. Третьяков).
Определение модулей слушателей по формированию управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений в процессе повышения квалификации осуществлялось с учетом их сложившегося опыта, профессионального имиджа, запросов и стажа работы.
Средства обучения использовались педагогом и слушателями для изучения нового материала (наглядные пособия и др.). В ходе экспериментальной работы со слушателями курсов повышения квалификации были созданы следующие дидактические материалы:
— таблицы «Классификация научных подходов к управлению образованием», «Классификация теорий управления социальными организациями», «Классификация многомерных концепций управления социальными организациями» (В. П. Клочков), «Разработка проблем управления образованием за рубежом», «Разработка проблем управления образованием в России» и др.;
— методические рекомендации по разработке концепции управления образовательным учреждением, рабочая тетрадь;
— учебно-методические пособия: «Педагогический мониторинг в образовательном учреждении» (лауреат международной специализированной выставки-ярмарки «Кузбасский образовательный форум», 2002 г.); «Концепция управления образовательным учреждением»;
— научно-методические рекомендации по формированию управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения.
Таким образом, нами был научно обоснован педагогический продукт (управленческая компетентность) и спроектирована продуктивная педагогическая технология, направленная на формирование управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения.
1. Бобриков В. Н. Теория управления : учеб. пособие. — Кемерово, 2009. — 222 с.
2. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование. — М. : Академия, 2005. — 288 с.
3. Моисеев А. М. Качество управления школой: каким оно должно быть. — М., 2001. — 159 с.
4. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапоцевич; под общ. ред. А. П. Астахова. — Минск : современная школа; 2010. — 928 с.
5. Подласый И. П. Продуктивная педагогика : книга для учителей. — М. : Народное образование, 2003. — 496 с.
6. Селевко Г. К. Технологии внутришкольного управления. — М. : НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с.
7. Топоровский В. П. Интегративный подход к формированию управленческой компетентности директора развивающейся школы : дис. ... д-ра пед. наук. — СПб., 2002. — 331 с.
УДК/uDC 37.018.46 Е. А. Медник
Elena Mednik
профессиональные сообщества и их роль в повышении квалификации педагогов
PROFESSIONAL COMMuNITIES AND THEIR ROLE IN the PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF teachers
Одной из форм повышения квалификации педагогов является внутрифирменное обучение, которое может осуществляться через различные профессиональные объединения. Стремление к профессиональным объединениям педагогов и многообразие их форм объясняются свободой педагогического творчества. В статье представлен опыт методической работы по объединению педагогов в союзы, сообщества, группы для обеспечения успешной реализации приоритетов образовательной политики в области непрерывного образования педагогического коллектива.
One of the forms of teachers' professional development is inner training that can be done through various professional associations. The pursuit of professional associations of teachers and the variety of their forms are explained by significant changes: freedom of pedagogical creativity. The article presents the experience of methodical work on the Association of teachers unions, community groups to ensure successful implementation of the priorities of educational policy in the field of continuing education of the teaching staff.
Ключевые слова: методическая работа, обучение, профессиональные объединения.
Keywords: methodical work, teaching, professional associations.
Процессы, происходящие в современном образовании, требуют совершенствования не только содержания обучения, но и содержания работы методической службы. Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности обучающегося, признание его ценности и необходимости для современного общества, педагогические работники, прежде всего, должны помнить, что личность обучающегося формируется личностью самого педагога. А для этого необходима действенная и эффективная методическая служба в образовательной организации. Точки зрения на методическую работу как одну из самых важных функций в развитии образовательной организации менялись от управленческих функций к методическим. Наиболее распространенными формами методической работы были педагогические чтения, методические объединения, открытые уроки и др. Постепенно управленческие функции методических объединений (МО) отошли на второй план, а на первый выступили методические функции: на заседаниях МО стали заслушиваться доклады из опыта работы, изучались новые разработки и пр. В последние годы интерес к методической работе вновь возрастает. Переходя в режим развития, образовательная организация пытается обновить сложившуюся систему работы с педагогиче-