Научная статья на тему 'Преемственность в инновационной деятельности педагогов на разных этапах образования'

Преемственность в инновационной деятельности педагогов на разных этапах образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Елена Павловна

В статье рассматриваются вопросы освоения и применения педагогами в практической деятельности инновационных технологий с целью получения образовательных результатов нового качества на разных этапах образования: при обучении школьников, студентов, слушателей курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY IN INNOVATION ACTIVITIES OF TEACHERS AT DIFFERENT STAGES OF EDUCATION

The article discusses the development and application of educators in the practice of innovative technologies for the purpose of obtaining educational results of a new quality at different stages of education: in teaching pupils, students, students on training courses.

Текст научной работы на тему «Преемственность в инновационной деятельности педагогов на разных этапах образования»

вать на практике: а) применять отдельные приемы и методы работы, используемые в новой технологии; б) проводить учебные занятия различного типа, анализировать проведенные уроки и выделять скрытые причины недо-

статков; в) обучать студентов новым приемам учебной деятельности, которыми они должны пользоваться в новой технологии; г) объективно оценивать результативность использования новой технологии.

УДК/uDC 37.01

Е. П. Лебедева Elena Lebedeva

преемственность в инновационной деятельности педагогов на разных этапах образования

continuity in innovation activities of teachers

AT DIFFERENT STAGES OF EDuCATION

В статье рассматриваются вопросы освоения и применения педагогами в практической деятельности инновационных технологий с целью получения образовательных результатов нового качества на разных этапах образования: при обучении школьников, студентов, слушателей курсов повышения квалификации.

The article discusses the development and application of educators in the practice of innovative technologies for the purpose of obtaining educational results of a new quality at different stages of education: in teaching pupils, students, students on training courses.

Ключевые слова: системно-деятельност-ный подход, инновационная образовательная технология, профессиональная компетентность педагога.

Keywords: system-activity approach, innovative educational technology, professional competence of a teacher.

Как известно, методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) на разных этапах образования стал системно-деятель-ностный подход. Системный подход означает, что между дошкольным, общим (начальным, основным и средним), профессиональным образованием, а также системой повышения квалификации предполагается преемственность как объективная необходимая связь между новым и уже известным в процессе развития обучающихся. Преемственность, или непрерывное образование, понимается как согласованность всех компонентов образовательной системы, начиная от целей, задач и содержа-

ния образования и заканчивая используемыми методами, технологиями, средствами и формами организации воспитания и обучения.

Модель обучения на основе деятельност-ного подхода предполагает:

со стороны педагога: изменение методики обучения от транслирования новой информации в готовом виде и контроля за ее воспроизведением, от формирования умений и навыков по отдельным предметным дисциплинам к организации и управлению активной познавательной деятельностью обучающихся;

— со стороны обучающегося: целепола-гание, планирование своей учебной деятельности, выбор методов и средств достижения целей, в том числе источников информации, освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками, контроль и анализ процесса и результатов работы.

Согласно ФГОС начального и основного общего образования целью школьного образования, наряду с общей грамотностью (усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося), становится формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач, а также личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие [1].

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования принципиально новую задачу: воспитание новых людей, мыслящих и действующих нестан-

дартно и вместе с тем культурных, способных к творчеству и оптимальному управлению своей собственной деятельностью и деятельностью других людей для достижения социально значимых целей. Другими словами, сегодня происходит переход от школы «знаниевой» к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, самоактуализации, личностного целеполагания, достижения успеха в обучении и воспитании.

Достижение такого результата требует от педагога инновационного подхода в применении образовательных технологий, без которых невозможно получить принципиально новое качество уровня образования и уровня воспитанности выпускников общеобразовательной школы, которое может характеризоваться следующими показателями:

— новые знания, умения, навыки учащихся по учебным дисциплинам;

— повышение уровня их личностного развития на основе изучения школьных дисциплин и внеурочной деятельности;

— отсутствие перегрузок, ухудшение здоровья;

— высокий уровень учебной мотивации;

— учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся;

— повышение профессиональной (в том числе технологической) компетентности педагогов;

— изменение процессуальной стороны воспитательно-образовательного процесса и т. д.

Понятие «инновация» в литературе определяется как процесс внедрения нововведений. В основе развития современной образовательной системы лежат образовательные технологии деятельностного типа, такие как: проблемно-диалогическая технология, технологии исследовательской и проектной деятельности, «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных ситуаций), технологии продуктивного чтения и развития критического мышления, технологии уровневой дифференциации и оценивания учебных успехов школьников, интернет-технологии и ИКТ и др.

Основные цели современных образовательных технологий деятельностного типа заключаются в развитии:

— умений учащихся самостоятельно работать, учиться и переучиваться;

— творческих способностей школьников, умения работать в команде;

— проектного мышления и аналитических умений;

— коммуникативных компетенций, толерантности, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.

К сожалению, нередко решение поставленных задач, связано с рядом проблем и трудностей, возникающих у педагогов, например:

— с сохранением стереотипов профессиональной деятельности, применением лишь традиционных и не всегда эффективных для достижения новых образовательных результатов технологий обучения;

— подменой нового содержания образования (с учетом формирования универсальных учебных действий) старым;

— фальсификацией получаемых результатов из-за недостаточного представления о том, каким образом проверить и оценить сформированность универсальных учебных действий, с одной стороны, и слабой информированностью об изменениях в системе оценки предметных результатов, где критериальной основой становятся результаты деятельности — с другой;

— перегрузкой учащихся при отсутствии дифференциации требований к освоению содержания образования (базового и повышенных уровней), что может привести к нарушению здоровья субъектов образования и др.

Очевидно, что для значительной части педагогов освоение и применение на уроках и внеурочных занятиях современных образовательных технологий, в том числе перечисленных выше, становятся инновационной деятельностью. Вместе с тем большинство педагогов, обучающихся на курсах повышения квалификации в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО), рассматривает инновационные технологии обучения как инструмент, с помощью которого новая (личностно ориентированная, деятельностная, развивающая) образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

Важно, чтобы учитель в своей деятельности опирался на лучшие традиции российской психологической школы и педагогики. Но не менее значимо учитывать современные требования к образованию: консервировать даже то, что некогда было лучшим в мире, — значит обрекать систему на отставание, на стагнацию. С изменением социальной ситуации, развития той или иной общности традиции могут разрушаться, трансформироваться и замещаться новыми.

На смену традиционному преподавателю (монополисту передачи и интерпретации необходимых знаний) должен прийти учитель-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, тьютор, фасилитатор и т. п., то есть учитель, обладающий высокой профессиональной педагогической компетентностью, владеющий современными технологиями обучения.

Технологический подход к образованию является одним из перспективных направлений, без которого невозможно обновление школы. А образовательные технологии рассматриваются исследователями как проекты построения образовательного процесса (Л. А. Байкова, Н. М. Зверева, Г Н. Ксензова и др.), как гарантированное средство достижения заданных целей (М. Ж. Арстанов, В. Г Гульчевская и др.), как необходимое условие решения практических задач обучения (Т. И. Малигонова).

Введение в образовательный процесс ФГОС ВПО и СПО поставило ряд проблем и перед учреждениями профессионального педагогического образования по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции, характеризующие будущую профессиональную деятельность выпускников учреждений ВПО и СПО.

Новый подход к организации профессионального обучения требует создания комфортных условий для студентов и преподавателей на занятиях, а обеспечить такие условия так же, как и в начальной, основной и средней школе, может использование педагогом современных образовательных технологий (всех перечисленных ранее, а также технологий модульного обучения, научно-исследовательской деятельности, мониторинговых исследований и др.).

Особое внимание в профессиональном педагогическом образовании уделяется таким направлениям, как: создание автоматизированных рабочих мест структурных подразделений, электронное тестирование с мгновенным определением рейтинга, электронная библиотека, применение информационных технологий при курсовом проектировании, введение электронных форм учебно-методических комплексов специальностей, программного обеспечения для визуализации технологических процессов и пр. Применение перечисленных информационных технологий дает возможность студентам изучать современные образовательные программы в наиболее удобном для них режиме, в процессе активной познаватель-

ной деятельности, способствующей саморазвитию и самосовершенствованию, в том числе овладению профессиональной компетентностью педагога, а также способствует созданию единого образовательного пространства.

В современной педагогической науке понятие «профессиональная компетентность педагога» и ее структура рассматриваются в зависимости от контекста решаемых исследователями научных задач. Например, в работах И. Я. Лернера, В. В. Краевского, А. В. Хуторского рассматривается единство трех составляющих профессиональной педагогической компетентности:

— когнитивная (наличие системы педагогических и специальных предметных знаний),

— операционально-технологическая (владение методами, технологиями, способами педагогического взаимодействия, методами обучения данному предмету),

—личностная (этические и социальные позиции и установки, черты личности специалиста).

Данная структура находит подтверждение и в приложении к ФГОС ВПО по направлению подготовки «050100 Педагогическое образование» (2009). В разделе IV «Характеристика профессиональной деятельности» и в разделе V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ» определена следующая структура педагогической компетентности учителя:

— наличие знаний для организации обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области (когнитивная составляющая);

— готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения; способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (операционально-технологическая составляющая);

— осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры (личностная составляющая) [2, с. 4-7].

Такая структура формирования педагогической компетентности связывает весь набор компетенций через теоретические знания, технологии и ценностные установки

и положена в основу организации учебного процесса не только в учреждениях СПО и ВПО по педагогическим специальностям, но и в КРИПКиПРО. Основным условием для роста когнитивной составляющей любой компетенции, в том числе технологической, является изучение специальной литературы и периодики, посещение теоретических семинаров, обучение на курсах повышения квалификации. Для развития операционально-технологической составляющей необходимо посещение циклов практико-ориентирован-ных семинаров, методической учебы, деловых игр и тренингов. Гораздо сложнее для преподавателя создать адекватные условия для роста и развития личностной составляющей. Мотивацию и позицию учителя, обучающегося на курсах повышения квалификации, сформировать извне невозможно, можно только инициировать и поддерживать личной значимостью, адекватными организационными условиями, системой поощрений, положительными результатами труда и т. д.

Однако, как показывает практика, современный учитель быстро утрачивает целый ряд наиболее профессионально значимых компетенций, в том числе и технологических, если у него не сформирована потребность в постоянном обновлении и совершенствовании своего профессионализма. Поэтому умения и способности педагога в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации и позволяющие формировать потребность в педагогическом самообразовании и самосовершенствовании, являются основным условием повышения его технологической компетентности.

Во время курсовой подготовки в целях стимулирования образовательной активности и инициативы, усиления стремления учителя к творческой самореализации в научно-исследовательской деятельности преподаватели кафедры начального общего образования КРИПКиПРО в работе со слушателями курсов повышения квалификации используют методики самоисследования, самоанализа, самопрогнозирования, а также современные образовательные технологии деятельностного типа, активные и интерактивные методы обучения, широко опирающиеся на принципы фа-силитации.

Самопознание и самоанализ деятельности выступают механизмом развития и саморазвития. Под самопознанием понимается дея-

тельность учителя, направленная на осознание своих потенциальных возможностей и профессиональных проблем. Самоанализ — это скрытая от непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности педагога и его жизнедеятельности вообще, это такой анализ педагогической деятельности, когда явления педагогической действительности соотносятся учителем со своими действиями. Педагогический анализ содержит диагностическую, познавательную, преобразующую, самообразовательную функции.

Под саморазвитием понимается собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Саморазвитие направляет деятельность субъекта, на развитие характера, способностей, индивидуальности, культивирование собственных сил, организацию своего сознания. Учителю творческого типа присущи такие личностные функции и качества, как: владение рефлексией, принятие личностного смысла педагогической деятельности, способность к презентации своего личностного опыта и др.

Именно готовность к творчеству позволит учителю успешно внедрить в образовательный процесс освоенные технологии. Творческая деятельность отличается сильно выраженным эвристическим элементом, включающим в себя догадку, интуицию, содержит элементы «контекстного» исследования, имеющего субъективное знание, микрооткрытие. Такая деятельность должна быть направлена учителями на решение различного рода ситуативных проблем и задач. Смысл решения этих задач состоит не в том, чтобы открыть что-то неизвестное для теории и практики, а в том, чтобы решать конкретные проблемы образования.

Таким образом, педагог, повышающий свою квалификацию, во время обучения проходит стадии «обучаемого», «обучающегося» и «обучающего». Поэтому деятельность преподавателя КРИПКиПРО также изменилась: от транслятора знаний об образовательных технологиях к работе мастера, организующего совместную деятельность с целью формирования у слушателей курсов педагогических способностей; к позиции консультанта, проектирующего совместную педагогическую деятельность со слушателями курсов.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что применение современными педагогами инновационных технологий на разных этапах образования способствует достижению

обучающимися образовательных результатов нового качества и оказывает влияние на этот процесс как:

— условие создания благоприятной среды развития учащихся;

— средство обеспечения продуктивности деятельности обучающихся и педагогов;

— стимул повышения результативности совместной деятельности;

— гарантия учета специфики возраста обучающихся на разных этапах образования.

Повышение уровня технологической компетентности педагогов и осуществление преемственности между этапами образования обеспечивают:

— изменение ориентации процессуальной стороны образовательного процесса с формирующего (знаниевого) на развивающий, дея-тельностный, личностно ориентированный;

— создание благоприятных условий по формированию личностно-ценностных мотивов учения;

— целенаправленное формирование качественно новых результатов образования как совокупности универсальных способов деятельности.

В заключение хотелось бы отметить, что использование инновационных образовательных технологий на различных этапах образования в наши дни — это, несомненно, объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования. Однако педагогам следует помнить, что «продукт» технологии обучения направлен на живых людей, поэтому наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же важен и неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно ориентированного подхода к образованию.

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Рос. акад. образования; под. ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование [Электронный ресурс]. — URL: http//www. edu.ru.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).

УДК/uDC 371.113 Г. А. Вертохвостова

Galina Vertokhvostova

ПРОДУКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ формирования управленческой КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛьНОГО УЧРЕжДЕНИЯ

PRODuCTIVE TECHNOLOGY IN FORMING MANAGEMENT COMPETENCE OF THE EDuCATIONAL INSTITuTION HEAD

В статье рассматривается роль продуктивной педагогической технологии в формировании управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации.

The article shows the role of the productive pedagogical technology in forming management competence of the educational institution head in the system of qualification upgrading courses.

Ключевые слова: технология, продуктивное обучение, педагогический продукт, продуктивная педагогическая технология,

управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения.

Keywords: technology, productive teaching, pedagogical product, productive pedagogical technology, management competence of the educational institution head.

Одной из проблем профессионального образования является формирование управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения. Формирование управленческой компетентности руководителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.