Научная статья на тему 'Организация повышения квалификации педагогов с использованием продуктивных моделей'

Организация повышения квалификации педагогов с использованием продуктивных моделей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ПРОДУКТИВНЫЕ МОДЕЛИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панфилова Людмила Генриховна

В статье рассматриваются условия и новые модели повышения квалификации педагогов, обеспечивающие современную подготовку к реализации новых требований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines conditions and new models of in-service teacher training, providing contemporary training for new requirements implementation

Текст научной работы на тему «Организация повышения квалификации педагогов с использованием продуктивных моделей»

Л. Г. Панфилова

(Санкт-Петербург)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОДУКТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ

ORGANIZATION OF IN-SERVICE TEACHER TRAINING WITH THE USE OF

PRODUCTIVE MODELS

В статье рассматриваются условия и новые модели повышения квалификации педагогов, обеспечивающие современную подготовку к реализации новых требований Ключевые слова: повышение квалификации, инновационный подход, продуктивные модели, интерактивные методы, технологии, компетенции, компетентности

The article examines conditions and new models of in-service teacher training, providing contemporary training for new requirements implementation

Keywords: in-service teacher training, innovative approach, productive models, interactive methods, technologies, competence

В последние десятилетия система российского образования находится в состоянии активной модернизации. Происходящие в образовании изменения обусловлены современными требованиями государства и общества к результатам образования школьников, к уровню профессиональной квалификации учителя [1].

Содержательным смыслом повышения квалификации педагогов становится не столько «насыщение» количеством новой информации, сколько обновление компетенций, освоение новых видов педагогической деятельности для организации успешного образования школьников. В этом контексте под повышением квалификации понимается процесс, стимулирующий профессиональный рост педагога, развитие его творческих возможностей, необходимых для решения новых практических задач. Следовательно, основной целью повышения квалификации является создание условий, направленных на развитие личностного и педагогического потенциала для повышения профессионального уровня педагога, обеспечивающего достижение достойных образовательных результатов учащихся. Повышение квалификации педагогов должно включать: инновационные дополнительные профессиональные программы и продуктивные практикоориентированные модели обучения, эффективные методы, тех-

нологии и интерактивные формы, электронные средства и ресурсы.

Как показывают результаты проведенного нами исследования, курсы повышения квалификации носят в большей степени лекционный характер и не готовят педагогов к продуктивной практической деятельности. Учителя имеют потребность осваивать современные технологии, но, как они отмечают, в рамках традиционного обучения, им в основном предлагается теория о новой технологии в виде лекций, где рассказывается о том, как можно было бы ее использовать на уроке, с демонстрацией отдельных практических элементов. Получается, что учитель сам должен думать, как ввести эти технологии в учебный процесс. При этом учителя не уверены в том, что итог внедрения будет соответствовать результату, который автор определил в данной технологии. Анализ состояния традиционной системы повышения квалификации свидетельствует о том, что сегодня эта система не отвечает вызовам образовательной практики и личным потребностям учителя; не реализует опережающую подготовку педагогических кадров к предстоящей деятельности; не обеспечивает комфортные условия педагогу для переосмысления своей профессиональной деятельности, ориентированной на выполнение новых требований профессионального стандарта педагога, совершенст-

вование имеющихся и приобретение новых компетенций и компетентностей.

По мнению Б. Е. Фишмана, в повышении квалификации до сих пор сохраняется традиционный подход, реализующий знаниевые, рецептурно-адресные, репродуктивные модели обучения с использованием пассивных методов, которые формируют соответствующие роли слушателя: «понимающего-принимающего», «внимающего-принимающего», «внимающего -соглашающегося» [2]. Формальные результаты такого обучения не обеспечива-

ют условия для формирования новых компетенций у обучающихся, освоения педагогами новых видов деятельности и практического опыта их использования в практической деятельности, не стимулируют педагога к саморазвитию.

Ниже приведены для сравнения различные параметры, характеризующие существующий традиционный и предлагаемый инновационный подходы к реализации повышения квалификации педагогов (таблица].

Таблица.

Параметры сравнения подходов к повышению квалификации

Традиционный подход Инновационный подход

Модель обучения

Рецептурно-адресная Репродуктивная Знаниевая Личностно ориентированная Деятельностная Компетентностная Практикоориентированная

Роль обучающегося

Слушатель «понимающий-реагирующий», «усваивающий-репродуцирующий», «применяющий-принимающий», «внимающий-соглашающийся» Активный партнер, исследователь, проектировщик, разработчик, модератор, автор проекта

Формы обучения

Лекции, семинары, практические занятия Активные имитационные и интерактивные методы, технология, модерация, креативная практика, кейс-стади, «открытое пространство» (ореп Space], «обучение действием»

Результаты обучения

Оформление реферата Получение документа о повышении квалификации Обновление компетенций. Приобретение новых компетенций. Освоение новой модели профессиональной деятельности. Разработка и оформление проекта, методического инструментария. Представление инновационного опыта. Получение документа о ПК.

Оценка результатов обучения

Доля обучающихся, посещающих занятия Соответствие количества обучающихся (начальному и конечному списку] Анкета удовлетворенности условиями обучения Входная и выходная диагностика. Экспертиза созданных и апробированных методических продуктов. Общественная экспертиза презентации результатов обучения.

Представленные в таблице 1 данные, характеризующие условия реализации повышения квалификации в разных подходах, подводят к выводу, что традиционное обучение не

обеспечивает достижения основной цели в повышении квалификации педагогов.

Повышение квалификации должно быть направлено на обеспечение практической от-

работки педагогами результативных образцов содержания образования, эффективных технологий воспитания и обучения, включая новые механизмы организации образовательного процесса, на приобретение определенной компетенции, а также развитие творческого потенциала и профессиональной самореализации.

Очевидно, для повышения профессионального уровня педагогов необходим инновационный подход, ориентированный на подготовку учителя как субъекта профессиональной деятельности, предусматривающий самоактуализацию, самоорганизацию и самореализацию специалиста, включая его подготовку к инновационной деятельности. Готовность педагога к инновационной деятельности - это сложное интегративное образование, охватывающее разнообразные качества, свойства, знания и умения личности, благодаря которым формируется инновационная позиция учителя, его мотивационно-ценност-ное отношение к новшествам и их освоению, обеспечиваются условия для раскрытия творческого потенциала учителя. Восприимчивость системы повышения квалификации к инновациям, обеспечивает условия педагогам для освоения новых компетенций и видов профессиональной деятельности.

Современный образовательный процесс должен строиться с использованием продуктивных моделей повышения квалификации (личностноориентированной, деятельност-ной, компетентностной, практикоориентиро-ванной и др.], обеспечивающих:

- проблемность содержания, активизирующую потребности и мышление обучающихся;

- интерактивные формы освоения содержания, создающие условия для обновления компетенций или приобретения соответствующей компетентности;

- освоение инновационных методов, технологий для эффективного решения профессиональных задач;

- проектирование и разработку моделей, инструментария, проектов для приобретения инновационно-методической компетентности;

- прикладное применение в реальной практике приобретенных в обучении знаний, умений, компетенций, компе-тентностей и созданных разработок для

освоения новой модели профессиональной деятельности;

- реальное внедрение освоенных инноваций еще в процессе обучения;

- адекватную систему оценивания результатов обучения педагогов в рамках повышения квалификации.

Организация повышения квалификации с использованием продуктивных моделей обеспечивает условия активности обучающегося в роли партнера, исследователя, модератора, автора разработки проекта, модели, инструментария, позволяет построить образовательный процесс на паритетной (равноправной] основе взаимоотношений, превращая обучаемого в полноправного участника собственного развития. Применение в указанных моделях метода «обучение действием», под которым понимается структурированный процесс изучения собственного опыта решения реальной задачи в сравнении с опытом других коллег через интерактивный обмен мнениями и задавание вопросов, позволяет организовать проживание ситуации, самостоятельный поиск и извлечение необходимой информации, решение проблемной или креативной задачи [3]. Это обеспечивает осознание и принятие основных идей предстоящих изменений, погружение в их суть с помощью интерактивных технологий, позволяет снять профессиональные стереотипы деятельности и напряженное восприятие возникающих в процессе деятельности проблем.

Применение интерактивных форм обучения (проектирование, конструирование, моделирование, интерактивные игры, модера-ция, тренинги, креативная практика, кейс-технология, имитационные, ролевые и деловые игры, занятия с использованием техник рефлексии, творческие лаборатории и методическое сопровождение и др.], направленных на активизацию творческого потенциала личности через поисково-творческую самостоятельную деятельность педагога, создает условия для овладения новым педагогическим мышлением, активной самостоятельной деятельности, постоянного взаимного обучения и обмена опытом, успешного обновления компетенций, экспертизы разработанных педагогами методических материалов, апробации созданных разработок в рамках повышения квалификации, приобретения новой ком-

петентности, освоения новой модели профессиональной деятельности, продуктивной практики применения нововведений.

Использование в повышении квалификации инновационных продуктивных моделей и технологий, интерактивных форм и методов обучения обеспечивает педагогам условия для обновления ключевых компетенций (ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, социально-трудовые и др.], общепрофессиональных (психолого-педагогическая, информационная, коммуникативная, дидактическая, правовая и т.д.], специальных компетенций (информационно-интеллектуальная, инновационно-методическая, технологическая, прогностическая, инструментальная, общенаучная, организационно-управленческая, научно-исследовательская], необходимых для практического освоения новой модели профессиональной деятельности.

Важной основой в современном повышении квалификации является инновационная дополнительная профессиональная образовательная программа, содержание которой опирается на современные достижения науки, новые образовательные концепции, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), профессиональный стандарт педагога, инновационные формы, мето-

ды, средства и технологии образовательного процесса, учитывает функциональную структуру профессиональной деятельности учителя. При этом Образовательная программа должна соответствовать требованиям, которые к ней предъявляются, и содержать: совокупность учебных планов, рабочих программ, календарных графиков, организационно-педагогические условия (материально-технические, учебно-методическое обеспечение], оценку качества освоения программы [4]. Структура и содержание программы включает условия прак-тикоориентированной деятельности обучающихся, средства оценки планируемого результата (формы аттестации, способы оценки, критерии оценивания и оценочные материалы], направленного на повышение уровня профессиональной деятельности педагога.

Реализация представленных условий современного повышения квалификации обеспечит переосмысление учителем своей практической деятельности; современную подготовку педагога к профессиональной деятельности в формате новых требований; позитивные изменения в профессиональной самореализации педагога и развитии его педагогического потенциала.

Литература

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/

2. Фишман Б. Е. Педагогическая поддержка личности - профессиональное развитие педагога в профессиональной деятельности: дис. ...д-ра пед. наук. -Биробиджан, 2004. - 453 с.

3. Практика обучения действием / [Рег Реванс и др.]; под ред. М. Педлера; пер. с англ.; под ред. О. С. Виханского; Гос. ун-т упр., Нац. фонд подгот. кадров (НФПК]. - М.: Гардарики, 2000. - 333 с Книга Ш 618630

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России] от 1 июля 2013 г. № 499 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [Электронный ресурс] / режим доступа: https://rg.ru/2013/08/28/minobr-dok.html

- ^ -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.