Научная статья на тему 'Повышение квалификации педагогов как фактор личностнопрофессионального роста: тенденции развития'

Повышение квалификации педагогов как фактор личностнопрофессионального роста: тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / ТРАЕКТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ПРОДУКТИВНОЕ ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS / POSTDIPLOMA EDUCATION / PERSONAL AND PROFESSIONAL GROWTH / TRAJECTORY OF PROFESSIONAL MOVEMENT / INTERACTIVE TECHNOLOGIES OF TRAINING / PRODUCTIVE DESIGN TRAINING / NETWORK INTERACTION / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переломова Наталья Анатольевна

В статье анализируется процесс повышения квалификации работников образования. Автор определяет его основные проблемы и предлагает подходы и способы решения обозначенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS AS A FACTOR OF PERSONAL AND PROFESSIONAL GROWTH: DEVELOPMENT TENDENCIES

The article analyzes the process of professional development of teachers. The author defines its main problems and proposes approaches and ways of solution of the identified problems.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации педагогов как фактор личностнопрофессионального роста: тенденции развития»

2. Сенько Ю.В. Гуманизация образовательной среды в университете // Педагогика. - 2001. - № 5.

3. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. -1993. - №1.

4. Жилкин С.Ф. Социолого-педагогические аспекты управления обра-

зовательным пространством промышленного города // Педагогика. - 2003. - №3.

5. Фомина Т.А. Поиск новых подходов к управлению развитием личности в муниципальной системе образования // Завуч. - 2000. - № 7.

6. Цукер А.А. Образовательное пространство школы // Управление школой. -2004. - № 27-28.

Маланов Иннокентий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского госуниверситета. Р.т. (301-21-04-11).

Malanov Innokenty Alexamndrovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of education, Buryat State University.

УДК 377.8 Н.А. Переломова

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

В статье анализируется процесс повышения квалификации работников образования. Автор определяет его основные проблемы и предлагает подходы и способы решения обозначенных проблем.

Ключевые слова: повышение квалификации педагогов, постдипломное образование, личностно-профессиональный рост, траектория профессионального движения, интерактивные технологии обучения, продуктивное проектное обучение, сетевое взаимодействие, индивидуальные образовательные программы.

N.A. Perelomova

THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS AS A FACTOR OF PERSONAL AND PROFESSIONAL GROWTH: DEVELOPMENT TENDENCIES

The article analyzes the process of professional development of teachers. The author defines its main problems and proposes approaches and ways of solution of the identified problems.

Keywords: professional development of teachers, postdiploma education, personal and professional growth, trajectory of professional movement, interactive technologies of training, productive design training, network interaction, individual educational programs.

Большое количество публикаций по педагогике и психологии, посвященных проблеме повышения квалификации педагогов, казалось бы, исчерпывает данную тему. Тем не менее практика показывает, что

реальная картина не отвечает требованиям образования. Какие же, на наш взгляд, основные проблемы повышения квалификации педагогов остаются нерешенными и какие

проблемы возможно будет ожидать в ближайшее время?

В качестве одной из центральных проблем повышения квалификации педагогов является размытость его цели: обеспечение функциональной грамотности или взаимосвязанное совершенствование теоретической и практической подготовки к выполнению должностных обязанностей или создание условий для развития гармоничной личности, творческой самостоятельности, самообразования, профессионально-значимых компетенций.

В качестве второй проблемы можно назвать отсутствие у профессорско-преподавательского состава, осуществляющего повышение квалификации педагогов, методологии организации повышения квалификации, не владение моделями построения практики.

Третья проблема - это осуществление постоянной обратной связи и организация тьюторского сопровождения личностно-

профессионального роста педагога на его рабочем месте.

Четвертая проблема связана со спецификой повышения квалификации педагогов как взрослых. Педагоги лучше понимают, какие именно программы и курсы им нужны, и зачастую владеют практическим опытом, помогающим лучше и быстрее понять теоретические постулаты. Вместе с тем они более критично относятся к содержанию курсов повышения квалификации и хотят заранее знать, зачем в них включены те или иные темы или предметы. Традиционная форма подачи информации в виде лекций для них

неприемлема. Они предпочитают интерактивные, нелинейные формы изложения материала и более ответственно относятся к самостоятельной работе. Для них не столь важно количество «аудиторных часов», заявленных авторами курса, сколько те конкретные знания и умения, которые помогут им в их дальнейшей работе, особое значение приобретают достоверность и качество знаний, которые предлагают те или иные программы повышения квалификации.

Пятая проблема связана с развитием современных технологий. По тенденциям развития образования, он-лайновое обучение вытесняет вузовское и достаточно широко предлагаются программы дистантного обучения по отдельным направлениям профессиональной деятельности. Наряду с дистантным обучением как обучением, нацеленным на получение знаний в профессиональной деятельности, появляются тренинг-центры. Таким образом, возникает необходимость осмысления и разработки теоретико-концептуальных основ повышения квалификации педагогов в части внедрения сетевых технологий обучения.

Наметим возможные подходы и способы решения обозначенных проблем.

Цель постдипломного образования педагогов, по нашему мнению, связана с созданием условий для приобретения педагогами образовательного опыта гуманистической направленности, осмысления своего профессионального мировоззрения, усиления собственной индивидуальности и неповторимости, выработки профес-

сионального поведения и т.д. Мы понимаем обучение на курсах повышения квалификации как общение между педагогами-слушателями и педагогами-консультантами, помогающими осмыслить потенциальные возможности развития конкретного слушателя. Это понимание во многом определяет стратегию и тактику организации повышения квалификации педагогов.

В процессе синтеза теоретико-методологических положений исследования феномена, явления и процесса актуализации личностно-профессионального роста учителя в контексте гуманистической парадигмы развития человека нами сформулированы основные тезисы, касающиеся поисков в современной педагогике: направленность педагогических процессов в настоящее время проявляется не как система нравственных императивов (перечень обязанностей и поручений), а скорее в приближении к пониманию субъектности как ценности. В такой перспективе учитель-человек становится креативной движущей силой, а его личностно-профессиональное развитие - своего рода высшей ценностью.

Следовательно, образование в меньшей степени становится передачей знаний, но, прежде всего, постоянным процессом саморазвития и саморелизации. С учетом того, что учитель проявляет себя в двух взаимосвязанных ипостасях: профессиональной и личностной, его саморазвитие рассматривается как синкретический процесс взращивания индивидуальной личности педагога-гуманиста сквозь

призму становления его компетентным специалистом, профессионалом.

Таким образом, личностно-профессиональный рост - это изменения в личностно- и профессионально значимых качествах и готовности к педагогической деятельности в процессе овладения знаниями по инициативе самой личности в отношении предмета занятий, объема и источников познания; установления продолжительности и времени проведения занятий и т.д.

Негативно влияют возрастные особенности на мотивацию к изменениям в личностной и профессиональной сферах. Это обусловлено явлениями психического го-меостаза - тенденцией психики сохранять свой статус-кво при изменениях окружающей среды на основе принципа саморегуляции. Личность стремится скомпенсировать выводящие ее из привычного равновесия факторы. Механизм, поддерживающий психический гомеостаз, наиболее эффективно работает в среднем возрасте, что означает неприемлемость для системы повышения квалификации работников образования традиционных подходов обучения.

В связи с этим происходит изменение смыслообразующей составляющей курсовой подготовки в институтах повышения квалификации работников образования: не «доучивание» педагога профессиональным знаниям, не формирование педагогической деятельности, педагогического мастерства и т.д., а создание условий для появления потребности в саморазви-

тии, вывода педагога из состояния психического гомеостаза.

Процесс повышения квалификации работников образования построен на следующих идеях:

- у педагога-слушателя существует своя система представлений о действительности, свой собственный личный и профессиональный опыт. В ходе специально организованного взаимодействия на курсах повышения квалификации выявляется, что этих представлений, субъектного опыта становится недостаточно;

- у педагога-слушателя возникает «кризис компетентности» (Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова). Слушатель вынужден искать новые способы решения выявленных проблем, осмысливать собственный субъектный опыт и т.д. Это приводит к формированию различных новообразований, к развитию личностно-профессионального потенциала и в реализации последнего;

- задача педагога-консультанта состоит в оказании компетентной помощи, в результате которой педагог-слушатель выбирает собственную позицию в педагогической деятельности, вырабатывает глубокое и адекватное представление о действительности, позволяющее ему решать собственные экзистенциальные проблемы.

Гарантировать в короткий срок курсовой подготовки изменения в личностных и профессиональных структурах (личностно-

профессиональный рост) нельзя. Мы считаем, что в процессе проектирования личностно-ориентированной системы обучения (как содержательной, так и

процессуальной стороны процесса повышения квалификации) можно актуализировать личностно-

профессиональный рост педагога.

Для решения второй проблемы возникает необходимость определения договорных (государственных, общественных) требований к личностно-профессиональному росту педагога-слушателя (что сделать весьма сложно в силу специфики профессиональной деятельности и постоянно изменяющихся требований гражданского общества к системе образования). Мы считаем, что в будущем содержание повышения квалификации педагогов не должно повторять и дополнять программу высшего профессионального образования. Организация курсов повышения квалификации должна быть направлена на помощь в осмыслении своей профессиональной позиции и определении своей индивидуальной траектории личност-но-профессионального роста педагога-слушателя и т.д. Эти постоянно требующие пересмотра требования будут способствовать разработке конвенционально-профессионального содержания повышения квалификации работников системы образования. В логике наших рассуждений дальше появится необходимость в системной инвентаризации учебно-методического обеспечения по каждому читаемому курсу или модулю; во введение в практику организации курсов повышения квалификации смешанного обучения (Интернет-обучение, самообразование, продуктивное обучение) и организации постоянной системы образовательного консалтинга.

Основанием для выбора определенного образовательного алгоритма повышения квалификации является представление о том, что каждый субъект имеет собственную траекторию профессионального движения, и повышение квалификации эффективно осуществляется в том случае, если субъект включен в деятельность. Мы считаем, что технология коллективных учебных занятий соответствует целям повышения квалификации и способствует выстраиванию и реализации индивидуальной образовательно-исследовательской программы каждого педагога.

Интерактивные технологии обучения взрослых имеют социализирующие возможности интерактивных технологий в плане актуализации личностно-профессионального роста педагогов в процессе повышения квалификации:

- обучение рациональным способам самостоятельного приобретения знаний, для формирования способности к постоянному самообразованию как основе непрерывной подготовки в профессиональном плане, достижения успеха в личной и общественной жизни;

- оказание помощи в овладении умениями совместной деятельности, в частности для формирования умения брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений;

- овладение социальными нормами в процессе организации учебной деятельности в группах, например, такими как понимание различий, уважение друг к другу, к

людям других культур, языков, религий, убеждений;

- создание условий для отработки умений в области общения с умениями, связанными с обществом информации, такими как владение информационными технологиями, понимание возможности их применения, силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой СМИ информации и рекламе и т.д.

Работа в малых группах позволяет всем участвующим действовать, применять на практике навыки сотрудничества, межличностного общения. Этот метод целесообразно использовать для повышения активности группы, если нужно решить задачи, с которыми трудно справиться индивидуально, при имеющихся ресурсах для взаимного обмена.

Малые группы могут состоять из 3-7 человек. В большей по количеству малой группе увеличивается диапазон возможностей, накапливается опыт и навыки участников, однако существует вероятность неравного участия каждого в работе. В меньших группах работа отличается большей эффективностью, каждый привлекается к обсуждению и обмену опытом.

Работа малых групп завершается презентацией коллективной работы и обсуждением ее результатов. Чем компактнее группа, тем меньше времени отводится на работу. Но чем больше создано групп, тем больше времени понадобится на презентацию результатов групповой работы.

Для осуществления организации эффективной обратной связи считаем возможным рассматри-

вать процесс обучения на курсах повышения квалификации как продуктивное проектное обучение. Термин productive learning отражает принципиальную идею активной и самостоятельной информационно-аналитической и познавательной деятельности педагога-слушателя, соединенной с его реальной профессиональной деятельностью. Под продуктом образовательной деятельности мы понимаем самостоятельно достигнутый результат в виде разработанного проекта и развернутого содержательного отчета по его реализации. Примерные этапы организации продуктивного проектного повышения квалификации: Вхождение в проект - определение проблемного поля в процессе самоанализа педагогической деятельности, актуализация имеющейся структуры знания для решения выявленных проблем и создание ситуации когнитивного диссонанса. Групповая работа по поиску, освоению и осмыслению необходимых для решения выявленных проблем инновационных преобразований сопровождается применением таких интерактивных технологий, как дискуссии, развитие критического мышления через чтение и письмо, технология «Дебаты» и консультации; групповая экспертиза разработанных проектных заданий; анализ выполнения индивидуального проекта. Считаем необходимым заметить, что продуктивная проектная деятельность слушателей, конечно, является условием повышения квалификации, но само повышение квалификации как актуализация лич-ностно-профессионального роста

педагога, с нашей точки зрения, происходит не только и даже не столько в ходе этой деятельности, сколько в ходе осознания и осмысления как самой этой деятельности, так и её результатов. И помочь в этом могут районные и школьные методические службы. Возникает необходимость создания сети сопровождения личност-но-профессионального роста педагога-слушателя на его рабочем месте. И как следствие, появляется необходимость обучения специалистов школьной и районной (городской) методических служб научно-методическому сопровождению как оказанию помощи в решении личностно-профессио-нальных затруднений педагога.

В целях решения данных проблем мы на базе муниципальной системы образования г. Черемхово Иркутской области в инновационном режиме создаем сеть школ личностно-профессионального развития (ШЛПР). Основным узлом данной сети является информационно-методический центр г. Черемхово. Партнером сети становится кафедра управления инновационными процессами и педагогическими технологиями Иркутского ИПКРО. Мы рассматриваем ШЛПР как полигон по отработке сетевой модели повышения квалификации кадров и качества управления образованием.

Апробация проекта будет проходить на базе школ г. Черемхово, осуществляющих инновационную деятельность под руководством сотрудников кафедры управления инновационными процессами и педагогическими технологиями. Так, совместная проектная дея-

тельность в 2007-2010 гг. закончилась образованием школ лично-стно-профессионального развития (ШЛПР) по следующим направлениям: по внедрению инновационных образовательных технологий - школы №№1,5,8; по внедрению инноваций в области современных технологий управления - школы № №3, 6, 30, 32; по внедрению инноваций в области социально-педагогического сопровождения -школы №№ 4, 15.

Основной целью сети ШЛПР является помощь педагогам в организации и получении постдипломного образования, т.е. теоретико-концептуальными основами педагогики постдипломного образования занимаются сотрудники кафедры ИПКРО, а помощь в преодолении затруднений на практике оказывают в выбранной из школ.

Сам проект будет реализовы-ваться в несколько этапов.

На I этапе нами были определены организационные и научно-методические ресурсы реализации проекта:

• создание проектной группы из сотрудников кафедры управления инновационными процессами и педагогическими технологиями;

• создание временных творческих коллективов на базе образовательных учреждений как Центров инновационного опыта для разработки инноваций;

• создание школ личностно-профессионального развития в г. Черемхово Иркутской области.

II - подготовительный этап (2010 г.):

• Разработка сетевого взаимодействия школ личностно-профессионального развития: ме-

ханизма взаимодействия ШЛПР; заключение договоров между школами на проведение обучающих семинаров.

• Разработка системы мониторинга личностно-профессио-нального развития педагога: подбор диагностического инструментария для определения личностно-профессионального развития педагога; проведение мониторинговых исследований по этой проблеме.

• Работа временных проектных групп по созданию инновационной практики по отдельному плану.

• Предполагается организация курсов повышения квалификации на базе ШЛПР: организация и проведение курсов по андрого-гике для педагогов-руководителей обучающих семинаров; организация обучающих семинаров педагогических коллективов на взаимно договорной основе в пилотном режиме под патронажем ИПКРО.

III - практический этап (20112013 гг.):

• Организация обучающих семинаров педагогических коллективов на взаимно договорной основе в пилотном режиме под патронажем ИПКРО.

• Организация и проведение семинара-фестиваля «Инновации в образовании».

• Разработка и апробация модели повышения квалификации педагогов по индивидуальным образовательным программам на основе их образовательных потребностей:

- разработка основ индивидуальных образовательных программ участников сети взаимодействия (разработка табло учета «Потреб-

ности в образовании»; «Потребности в сотрудничестве», «Проектные заявки»);

- разработка педагогами-специалистами программ стажировки для педагогов, желающих освоить инновационную педагогическую реальность;

- разработка индивидуальных образовательных программ по вопросам повышения квалификации;

- организация в пилотном режиме повышения квалификации как стажировки у педагогов, владеющих инновационной практикой, совместно с сотрудниками ИПКРО.

Разработка деятельности информационно-методического центра как координатора по индивидуальным образовательным программам по вопросам повышения квалификации:

- маркетинговые исследования индивидуальных запросов педагогов, заполнение табло учета «Потребности в образовании»; «Потребности в сотрудничестве», «Проектные заявки»;

- организация и проведение курсов по андрогогике для педагогов-руководителей обучающих семинаров;

- разработка модели информационного банка данных субъектов сети для выстраивания траектории личностно-профессионального развития педагогов на уровне образовательного учреждения

- создание банка данных субъектов сети для выстраивания траектории личностно-профессионального развития педагогов на уровне образовательного учреждения;

- проведение мониторинговых исследований по проблеме лично-стно-профессионального развития педагогов

Разработка модели научно-методического сопровождения по повышению квалификации педагога на основе его личностно-профессиональных затруднений:

- организация научно-методической работы с педагогами на основе его личностно-профессиональных затруднений совместно с ИПКРО;

- организация повышения квалификации как стажировки у педагогов, владеющих инновационной практикой, совместно с сотрудниками ИПКРО

IV этап. Обобщающий (20132014 гг.).

Организация деятельности городского сетевого Университета повышения квалификации:

- обобщение содержательной и технологической составляющей городского сетевого Университета повышения квалификации;

- разработка инновационных форм работы в городском сетевом Университете повышения квалификации;

- внедрение диагностико-аналитического компонента городского сетевого Университета повышения квалификации;

- проведение мониторинговых исследований по проблеме лично-стно-профессионального развития педагогов

- организация и проведение городского семинара «Инновации в образовании».

В результате реализации инновационного проекта мы предполагаем следующий результат:

• прогностическая сетевая модель городской системы повышения квалификации работников образования;

• личностно-профессиональный рост работников образования г. Черемхово Иркутской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показателями достижений проекта являются:

• наличие Сетевой организации повышения квалификации (создание и функционирование школ личностно-профессионального развития, организация индивидуальной траектории повышения квалификации педагогов);

• публикации статей по результатам проекта;

• мониторинг удовлетворенности всех участников проекта.

Для решения проблемы IV этапа необходимо предоставить педагогу возможность выбора определенного набора модулей повышения квалификации, отвечающих его потребностям и интересам. Возникает необходимость пересмотра нормативно-правового обеспечения курсов повышения квалификации (уменьшение наполняемости групп, введение должности тьютора как организатора и сопровождающего индивидуальной программы повышения квалификации, введение учета и системы сертификации программ повышения квалификации и определение возможности получения удостоверения о повышении квалификации при изучении определенного числа сертифицированных программ по типу ECTS - Европейской системы перезачета кредитов учебных курсов т.д.).

Таким образом, нам представляется перспективным разработка повышения квалификации педагога по индивидуальной образовательно-исследовательской программе.

Методологическими основаниями повышения квалификации по индивидуальной образовательно-исследовательской программе являются системо-мыследеятель-ностный (Ю.В. Громыко, М.В. Рац, М.Т. Ойзерман, Г.П. Щедро-вицкий) и антропологический (Б. Г. Ананьев, М.М. Бахтин, Б.М. Бим-Бад, М.К. Мамардашвили, С.В. Попов, В.И. Слободчиков, Ж.-П. Сартр, К.Д. Ушинский) подходы, согласно которым работа по профессиональному становлению и развитию субъекта осуществляется одновременно с основными видами деятельности (в нашем случае, профессиональной); происходит непрерывно как за счет участия педагога в профессиональной деятельности, так и в разных формах образования (специально-организованного и ситуативного).

Модель повышения квалификации по индивидуальной образовательно-исследовательской программе разрабатывается с учетом сочетания следующих принципов:

- непрерывности образования;

- индивидуализации образовательно-исследовательских целей и программ;

- коллективной природы образовательного процесса.

Принцип непрерывности образования на этапе дополнительного профессионального образования предполагает, что любую жизненную ситуацию педагог превращает

в образовательную для себя. Таким образом, образовательная среда - это набор жизненных ситуаций, в которых педагог действует, приобретая знания и опыт.

Механизмом, обеспечивающим непрерывность образования, является освоение рефлексии и способов самообразования, овладевая которыми можно «образовываться» в течение всей сознательной жизни.

Индивидуальный образовательно-исследовательский процесс в системе повышения квалификации необходимо строить на дея-тельностной основе. В нашем понимании, это создание условий для проживания самим педагогом тех преобразований, которые затем проектируются и реализуются им в практике образования детей. Один из основных педагогических принципов, которого мы придерживаемся, - организация образования педагога в технологии, по которой ему предстоит работать.

Опираясь на разработки В.А. Сластенина и Г.И. Чижаковой1, мы понимаем, что строительство будущего предполагает введение новых норм, становление ценностей. Нормы и ценности вносятся в социальную жизнь как явления: мы к ним не призываем, на их основе организуется жизнедеятельность педагогов. Ценности субъекта -это его обобщенные устойчивые представления о предпочитаемых благах, значимых для него объектах. Человек всегда действует исходя из своих ценностей. Аксио-

1 Сластенин В.А. Введение в педагогическую акситологию. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

логические основания принадлежат внутреннему духовному миру субъекта, но проявляются в деятельности, в его отношении к окружающим. О них можно говорить, но если в деятельности они не проявляются, то их нет. Например, если педагог говорит о том, что для него является ценным включенность каждого ребенка в учебный процесс, а сам при этом продолжает вести традиционные занятия, где существуют объективные ограничения для включенности каждого, то у него проявляются другие ценности, а не те, которые он декларирует.

Главный аксиологический принцип заключается в том, что «каждый есть цель, каждый есть средство». Это означает, что условием и средством реализации программы повышения квалификации является взаимодействие участников образовательного процесса между собой. Заметим, что неслучайно речь шла об участниках, т.к. все работают как единый неформальный коллектив, где каждый решает свои образовательные задачи с помощью других членов учебного коллектива, при этом с его помощью решают свои учебные задачи остальные. Как каждый мог быть средством? Либо у него что-то получается лучше, чем у других, либо он освоил то, чего пока еще не знают другие, чему мог их обучить.

Ведущим типом отношений субъектов в модели повышения квалификации педагога является сотрудничество. Этот тип взаимодействия способствует организации совместной деятельности по составлению индивидуальных об-

разовательно-исследовательских программ участников. Предмет сотрудничества определяется организатором процесса повышения квалификации, который в каждый момент времени обеспечивает взаимодействие участников, формирует ситуации взаимозависимости, доверия и создает условия для решения образовательных задач педагогами-слушателями за счет друг друга и с помощью друг друга.

Основанием для выбора определенного образовательного алгоритма повышения квалификации является представление о том, что каждый субъект имеет собственную траекторию профессионального движения, и повышение квалификации эффективно осуществляется в том случае, если субъект включен в деятельность. Мы считаем, что технология коллективных учебных занятий соответствует целям повышения квалификации и способствует выстраиванию и реализации индивидуальной образовательно-исследовательской программы каждого педагога.

Содержание процесса повышения квалификации педагога строится на блочно-модульном подходе. Модуль выступал относительно завершенной единицей содержания образования, внутри его содержание разбито на компоненты, которые осваиваются в разных последовательностях. Программа образования педагога разрабатывается исходя из методологических, философских, научно-методических оснований коллективного способа обучения с учетом нормативной модели деятельности педагога и тех компетенций,

которыми он должен обладать для организации инновационно-

исследовательского образовательного процесса. Программа корректируется, уточняется, конкретизируется при помощи рефлексивного анализа практики образования, ориентиров развития профессиональной практики, понимания значимых социокультурных и педагогических тенденций. Чаще всего эта часть содержания образования согласуется представителями заказчика (администрация образовательных учреждений или администрация управления образованием города, района). Центральной идеей повышения квалификации работников образования на кафедре педагогики и технологий образовательного процесса ставится научно-методическое сопровождение комплексного проекта модернизации образования.

Сотрудниками кафедры особое внимание на курсах повышения квалификации педагогов уделяется проблематике качества образования. Укорененным является понимание качества как комплексного подхода, учитывающего помимо учебных и внеучебные достижения ребенка. В настоящее время необходима институализация подобного понимания, отражение педагогической деятельности на базе компетентностного подхода. Для усвоения и осмысления нового понимания результативности образования разработаны и предложены курсы повышения квалификации «Образовательные технологии и новое качество образования в контексте комплексного проекта модернизации образования (КПМО)», «Ключевые компе-

тенции: теория, проблемы и пути решения», «Образовательные достижения учащихся как новое качество образования» и др.

Модернизация образования, разработка стандартов нового поколения потребовала уделить внимание проблеме внедрения эффективных образовательных технологий. На кафедре разработаны курсы повышения квалификации для изучения и применения экспериментальном режиме и затем внедрения в педагогическую практику интерактивных технологий обучения таких программ для педагогов, как «Современные образовательные технологии: технология Дебаты», «Инновационные образовательные технологии: технология «Развитие критического мышления», «Интерактивные образовательные технологии: технология «Кейс-стади» и др.

Технологии проектирования и программирования - те компетентности, которые обеспечивают конкурентное преимущество педагогов в процессе реализации комплексного проекта модернизации образования. Следовательно, формирование компетенций проектирования и программирования является содержанием образовательных программ для педагогов. Для реализации этой идеи предлагаются курсы «Технология проектирования и программирования образовательного процесса», «Технология стратегического развития образовательного учреждения», «Социальное проектирование: сущность и технологии», «Проектная культура педагога» и др.

В формате комплексного проекта модернизации образования

инновация становится рамкой для системы образования, в целом, и для курсов повышения квалификации педагогов, в частности. В связи с этим освоение исследовательской и инновационной деятельности в рамках курсов повышения квалификации является требованием времени. Современным требованиям отвечают программы курсов «Организация опытно-экспериментальной работы и научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов», «Исследовательская деятельность педагога», «Научно-методическое сопровождение инновационных процессов» и др.

Средством для организации процесса повышения квалификации являются индивидуальные образовательно-исследовательские программы педагогов. Данные программы строятся за счет организации рефлексии особого типа, в ходе которой действия педагога в конкретной ситуации сопоставляются с его актуальными качествами: знаниями, представлениями, опытом, индивидуальностью (мастерством, способностями, профессиональной компетентностью и т.д.), и до оформления проходят ряд стадий: образовательные потребности - образовательные задачи - индивидуальная образовательно-исследовательская программа.

Решению проблем на V этапе будет способствовать определение стандарта по представлению аккредитованных курсов и программ с соответствующим научно-методическим обеспечением. Мы считаем, что одной из основных проблем дистанционного обучения

является его недостаточное эмоциональное воздействие, которое в полной мере возможно в прямом личностном взаимодействии, возникающем в глубинном общении преподавателя и слушателя.

Кроме этого, в качестве одной из проблем мы выделяем недостаточную возможность для обсуждения мировоззренческих, духовно-нравственных аспектов педагогической деятельности. Можно обмениваться текстами и даже высказывать мнения и аргументы по поводу того или иного тезиса. Но восприятие информации только визуальным каналом ограничивает возможности ее осмысления.

При этом хотелось бы избежать появления позиции педагога-слушателя как обучающегося с непременным контролем знаний и умений с использованием контрольно-измерительных материалов и т.д. Для нас важно подчерк-

нуть, что наряду с дистанционными курсами необходимо использовать очные занятия-тренинги, направленные на личностно-профессиональный рост, глубинные и мировоззренческие изменения педагога-слушателя, так как, по нашему глубокому убеждению, никакие информационно-

коммуникационные технологии не заменят понимающего и владеющего искусством общения педагога.

Только гармоничное сочетание использования дистантных программ повышения квалификации с очным обсуждением и осмыслением проблем жизнедеятельности человека (т.е. деятельности в личной, профессиональной и социальной сферах жизни) будет способствовать повышению качества постдипломного образования.

Переломова Наталья Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой управления инновационными процессами и образовательными технологиями ОГАОУ ДПО «Иркутский ИПКРО». Е-mail: IpkroO 8@gmail.com

Perelomova Natalya Anatolevna, doctor of pedagoigical sciences, professor, head of the department of management of innovative processes and educational technologies, Irkutsk IPKRO.

УДК 37.012 Ю.Г. Резникова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

В статье рассматриваются особенности подготовки выпускников школ к государственной итоговой аттестации (ГИА) в новой форме. В связи с тем, что существует высокий спрос на процесс подготовки к ГИА, низкая информированность общественности о ходе и результатах экзамена, отсутствие у детей и родителей правовых знаний, возникает необходимость в системной работе со всеми субъектами образовательного процесса (учащимися, родителями,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.