Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© Н. Р. Нуриахметова
УДК 378 + 377.4
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И УЧИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.Р. Нуриахметова (Томск, Россия)
Предлагается модель формирования нормативно-правовой компетентности студентов процессе обучения в педагогических вузах и работающих учителей в ходе прохождения курсов повышения квалификации. Выделены и описаны компоненты указанной модели. Отмечается изменение роли преподавателя в процессе формирования нормативно-правовой компетентности у студентов и слушателей.
Ключевые слова: процесс обучения в педагогических вузах, модель формирования нормативно-правовой компетентности студентов, курсы повышения квалификации.
Формирование любой конкретной компетентности следует рассматривать как неотъемлемую часть общего процесса становления профессиональной компетентности преподавателя, где целенаправленное изменение внутренней структуры профессионально-педагогической компетентности и внешних форм ее проявления приводит к возникновению новых качественных состояний, основой которых выступает диалектическое единство возможного и действительного, а также саморегулирующийся процесс, то есть внутренне необходимое движение-«самодвижение» педагога от наличного уровня профессиональной компетентности к более высокому, в соответствии с этапами данного процесса [3].
Профессионально-педагогическая компетентность не формируется сама по себе, а требует специально организованной деятельности [5-7], следовательно, необходи-
мо решать задачу построения модели данного процесса, разработки средств и способов организации, контроля и учебнометодического обеспечения. Совокупность данных процедур представлена в рамках квалификационных испытаний будущих учителей и действующих педагогов.
Для учителей эта процедура является обязательной один раз в пять лет, для студентов педагогических вузов является актуальной в процессе изучения курса педагогики, либо при получении квалификации в процессе государственной итоговой аттестации. В настоящее время проводятся эксперименты, когда студенты, получая диплом, сдают квалификационный экзамен. Таких вузов немного. ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет» в настоящее время готовится к проведению такого эксперимента.
Нуриахметова Надия Рафаильевна - соискатель кафедры общей педагогики и психологии факультета общеуниверситетских дисциплин, Томский государственный педагогический университет.
E-mail: [email protected]
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
На основании имеющихся моделей формирования профессионально-педагогической компетентности и нормативно-правовой компетентности (НИК) представим модель формирования НПК будущего педагога и работающего учителя в условиях образовательного процесса вуза и системы дополнительного профессионального образования (схема 1).
Модель формирования НИК педагога представляет собой совокупность методологического, содержательного, организационнотехнологического, результативно-критериального компонентов, которые реализуются в рамках индивидуально ориентированной подготовки педагога с целью формирования НИК в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Можно выделить следующие
особенности данной модели:
1. В процессе формирования
нормативно-правовой компетентности
студента (слушателя) используются системный, деятельностный, компетентност-ный подходы, которые позволяют обосновать общий вектор развития модели, а также определить ее структуру и технологии взаимодействия отдельных элементов.
2. Цель формирования нормативно-
правовой компетентности есть готовность специалиста, при которой он: умеет
обеспечить организацию образовательного процесса в соответствии нормами законодательства и права, взаимодействовать с родителями, коллегами и руководством по вопросам обеспечения образовательного процесса, управления ОУ в целях соблюдения государственных гарантий и прав граждан на доступное и качественное образование; владеет знаниями организационных основ структуры управления образованием, механизмов и процедур управления качеством образования, а также знаниями и умениями
для работы в образовательно-правовом
пространстве.
3. Содержание образования
обеспечивается комплексом учебных материалов, состоящим из теоретической и методической частей. Теоретическая часть -это текст реферативно-обзорного характера, раскрывающий основные темы и понятия по дисциплине, обобщающий представленные в новейшей литературе материалы. Теоретическая часть служит для изучения студентами нового материала. Методическая часть включает совокупность заданий для выполнения студентом, в которые входят: вопросы и задачи для усвоения темы и подготовки к оцениванию, задания на отработку умений, проблемы (темы) исследований и учебных проектов, сценарии ситуаций для обсуждения и принятия решений, рекомендации для работы и литературу. Задачей методического аппарата текста является оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения с целью усиления внутренней мотивации студентов.
4. Структура организационнотехнологического компонента связана с
компиляцией модульного и практикоориентированного обучения, алгоритм использования которых обусловлен
задаваемой образовательной технологией и моделью учебно-методического комплекса.
5. Контрольно-регулирующую функцию
выполняет совокупность педагогических задач, которые тесно связаны с используемыми методами, формами обучения и представлены в видах: специальных задач, которые носят проблемный характер,
используются в рамках теоретического
обучения; производных задач, обобщающая формулировка которых направлена на организацию деятельности субъектов образовательного процесса.
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Схема 1- Модель формирования нормативно-правовой компетентности у студентов педагогического вуза и работающих учителей
Индивидуально-ориентированная норматив но-правовая подготовка ___________будущего педагога и работающего учителя____________
Взаимодействие преподавателя и студентов (слушателей):
- преподавание, как сопровождение деятельности обучающихся
- учение в процессе « квазид еятел ьности»
Цель- формирование нормативно-правовой компетентности
Основные компоненты модели
Подходы: системный, деятельностный, компете нтно стный
Профессио-
нально-
ориентирова
нное
содержание
процесса
нормативно-
правовой
подготовки
педагога
Методы,
средства
обучения,
кейсы,
задачи
Результат- сформированность нормативно-правовой компетентности
Организац Результати
Методоло Содержа- ионно- вно-
-гическии тельный технологич еский критериаль нВій
Задачи для определения сформирован -ности нормативноправовой компетентности
Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования НПК у студентов (слушателей): изменение роли организационных форм; внедрение современных управленческих технологий; внедрение нормативно-подушевого финансирования, новой системы оплаты труда; переход на системнодеятельностную модель обучения; разработка современных требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса; созданием системы инклюзивного образования и др.
© 2011-2012 Вестник НГПУ
Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
6. Организационные аспекты
формирования нормативно-правовой
компетентности у студентов и слушателей обусловливают изменение роли
преподавателя, деятельность которого заключается, в первую очередь, в педагогическом сопровождении или поддержке обучающихся.
7. Условия реализации модели
формирования НПК студентов (слушателей) представлены: изменением роли
организационных форм; внедрением современных управленческих технологий;
внедрением нормативно-подушевого
финансирования, новой системы оплаты труда; переходом на системнодеятельностную модель обучения;
разработкой современных требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса; созданием системы инклюзивного образования и др.
Методическая часть включает
совокупность заданий для выполнения
студентом, в которую входят: вопросы и задачи для усвоения темы и подготовки к оцениванию, задания на отработку умений, проблемы (темы) исследований и учебных проектов, сценарии ситуаций для обсуждения и принятия решений, рекомендации для работы и список литературы.
Задачей методического аппарата текста является оптимальное сочетание
коллективных и индивидуальных форм обучения с целью усиления внутренней мотивации студентов. Коллективная форма обучения дает возможность более интенсивного использования учебного времени, как правило, она включает подготовительный этап - домашнее задание и собственно описание проведения активного занятия. Индивидуальная работа предполагает обработку информации: составление
логических схем, баз данных, позволяющих структурировать информацию, строить логические цепочки, проводить
классификацию, составлять хронологическую последовательность и иерархическую структуру информации.
При составлении заданий для самостоятельного усвоения и закрепления умений используется ряд дидактических приемов, систематизированных в каталоге дидактических приемов. Дидактические приемы делятся на подгруппы по структуре различных видов компетенций. Применение дидактических приемов при составлении заданий направлено на активизацию и развитие опыта успешной деятельности через конкретные индивидуальные и коллективные действия при решении типовых и творческих задач. В пособиях присутствуют различные структурные единицы: например, раздел,
глава или тема, параграф, т.е. части целостного содержания. Но это внешняя структура не обусловливает содержания и формы его выражения в той или иной отдельно взятой части раздела. Так разделы (единицы изучения) выстраиваются по типу профессиональных задач. Таким образом, содержание процесса подготовки педагога, ориентированного на будущую
профессиональную деятельность, строится через задачу как единицу построения содержания. Именно задача является основой для выделения модуля.
Основой содержательного компонента нашей модели стала модульная программа «Нормативно-правовое обеспечение
образования». Проектирование модульной программы, основанной на компетенциях, начинается с формирования ее структуры, которая определяется видами трудовой деятельности и трудовыми функциями. Виды трудовой деятельности и трудовые функции,
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
основой реализации которых выступает
нормативно-правовая компетентность,
представлены на схеме 2.
Проанализировав перечень указанных
трудовых функций, мы пришли к выводу, что
большинство трудовых функций,
относящихся к организационноуправленческой деятельности,
обеспечиваются наличием у педагога НПК.
Таким образом, предлагаемая программа состоит из пяти модулей. Каждый модуль направлен на формирование компетентности в соответствии с указанными трудовыми
функциями.
Модуль 1. Образование в современном обществе.
Модуль 2. Законодательство Российской Федерации в области образования.
Модуль 3. Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.
Модуль 4. Система образования в РФ.
Модуль 5. Правовое положение участников образовательного процесса.
3. Модульное обучение отличается от обычной формы обучения тем, что оно ориентировано главным образом на самостоятельную работу студентов. Учебные программы проектируются по модулям и сопровождаются учебно-методическими
пособиями, которые составляют комплект материалов для каждого учебного модуля.
Схема 2. Распределение трудовых функций, основанных на НПК по видам педагогической деятельности
Виды профессиональной деятельности Учебно- воспитательная Разработка на основе нормативно-правовых актов вариативных образовательных программ
Социально- педагогическая Оказание консультативной помощи в области социальной защиты детей; Взаимодействие с родителями в области социальной защиты детей
Культурно- просветительская
Научно- методическая
Организационно-управленческая Трудовые функции рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников
обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса
организация контроля за результатами обучения и воспитания
организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся
выполнение функций классного руководителя
ведение школьной и классной документации
участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом
разработка на основе типовых нормативно-правовых актов совокупности локальных актов образовательного учреждения
анализ устава и других локальных нормативно-правовых актов образовательного учреждения в части соблюдения прав граждан на получение образования; правовых, финансово-хозяйственных документов
осуществление сравнительного анализа правового статуса участников образовательного процесса
разработка должностных инструкциий работников образовательного учреждения
2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
определение характеристики квалификационных категорий педагогических работников
определение результативности деятельности работников образования на основе критериев: квалификация, компетентность, продуктивность
создание системы государственно-общественного контроля и на основе нормативноправовых актов; оценивание качества, доступности и эффективности образовательных
рассчет фонда стимулирующих выплат
Алгоритм модульной практикоориенти-рованой задачной технологии можно представить в следующем виде [4]:
• Анализ ситуации
• Формулировка цели задачи
• Создание проекта решения задачи
• Осуществление проекта решения
• Анализ результатов.
Рассмотрим подробнее технологии
формирования и диагностики уровня сформированности НПК. На основании выделенных в работах А.П. Тряпициной требований к образовательным технологиям, ориентированных на развитие компетенций, охарактеризуем используемое практикоориентированное модульное обучение с элементами задачной технологии [2; 8].
Модуляризация обучения представляет собой разбивку дисциплин на относительно небольшие составляющие, которые
именуются «модулями» и которыми легко манипулировать. Такие «модули»
складываются из руководств, предлагаемых тем для обсуждения, которые образуют фрагменты дисциплин и комплексы задач для решения.
Модуль обладает одним важным достоинством - его можно соединять с другими модулями. Завершение изучения каждого модуля настраивает студента на изучение дополнительных модулей. Внедрение модулей в практику обучения позволяет избежать повторного обращения примерно к одной трети всего учебного
материала, который располагается в зонах взаимного перекрытия тем и дисциплин.
В основе каждого модуля лежит комплекс тех нормативно-правовых задач, которые должен решать специалист. В этом случае мы рассматриваем задачу как систему в двух аспектах: 1) структурном, где
педагогическая задача является системой, элементами которой выступают компоненты формулировки, обеспечивающие
необходимую адекватность решения задачи; 2) системообразующем, когда педагогическая задача рассматривается как компонент педагогической системы [1]. Перечислим, какие функции может выполнять задача: развивающую, организационную, оценочную.
При проведении исследования мы использовали развивающую и оценочную функции задач, то есть в первом случае задача использовалась нами как способ обучения, а во втором - как средство диагностики, так же использовался рейтинг как система оценивания.
В основу результативно-критериального компонента модели формирования НПК у будущих педагогов положены задачи по определению уровня сформированности НПК.
Коллектив авторов (Т.С. Панина, Ю.В. Клецов, Л.Н. Вавилова) ГОУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» [3] подчеркивает, что профессиональная компетентность - динамическая система, которая характеризуется в первую очередь наличием качественных новообразований. В
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
качестве таковых предлагаются следующие уровни сформированности профессиональной компетентности: бессознательная
некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»); сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»); актуально сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»); сознательно контролируемая компетентность («профессиональные навыки полностью интегрированы, выстроены в поведение,
профессионализм становится чертой личности, вплоть до ее деформации).
Для выявления уровней
сформированности НПК у студентов педагогического вуза и педагогов нами также использовался задачный подход. Для этого нами были разработаны задачи, моделирующие практические управленческие ситуации, с решением которых неизбежно столкнется педагог в ходе реализации управленческой компетентности в своей
профессиональной деятельности. Для каждого модуля разработаны задачи трех уровней сложности.
Для оценки степени сформированности НПК в ходе изучения дисциплины «нормативно-правовое обеспечение образования» нами были выделены три уровня:
- ознакомительный (обучающийся обладает только теоретическими знаниями, необходимыми для решения поставленной задачи);
- репродуктивный (обучающийся умеет использовать теоретические знания для
решения стандартных практических профессиональных задач);
- продуктивный (обучающийся умеет решать любые профессиональные задачи).
Таким образом, по каждому блоку модульной программы, нами предложены задачи соответствующие указанным трем уровням сложности.
Важно отметить, что при использовании таких организационных форм происходит изменение роли преподавателя в процессе формирования НПК у студентов и слушателей. В связи с этим можно выделить такие позиции преподавателя, как педагог-консультант, педагог-модератор, педагог-тьютор, которые заключаются главным образом в сопровождении или поддержке деятельности студента и слушателя.
Таким образом, рассмотрев модель формирования НПК будущих учителей в процессе обучения в системе высшего профессионального образования и работающих учителей в процессе обучения на курсах повышения квалификации, можно сделать вывод, что формирование НПК у будущих учителей будет эффективным, если будут осуществлены следующие этапы: определение цели формирования, выявление и реализация основных компонентов -методологического, содержательного,
организационно-технологического, результативно-критериального. Реализация указанных компонентов и приводит к сформированности НПК у студентов педагогического вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 1990. -183 с.
2. Кузнецова О.А. Формирование управленческой компетентности у студентов специальности «Управление качеством»: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Тольятти, 2007. - 23 с.
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
3. Панина Т.С., Клецов Ю.В., Вавилова Л.Н. К вопросу о формировании профессиональной компетентности педагогов профессионального образования. [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.krirpo.ru/etc.htm?id=743 (дата обращения 06.06.2010).
4. Прикуль В.В. Психолого-педагогический практикум. - Томск, 2005. - 51 с.
5. Прилепская Н.А. К вопросу о создании инновационной среды для продуктивного обучения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 1. -C.23-33.
6. Судоргина Л.В. Формирование педагогической системы инновационного образовательного учреждения в современной школе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 1. - C. 34-39.
7. Троцкая А.И. Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагог. - URL: http: // totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id= 56&Itemid=30 (дата обращения 25.05.2010).
8. Тряпицына А.П. Модернизация общего образования: самообразование учителя
инновационной школы. - СПб.: Береста, 2002. - 187 с.
UDС 378 + 377.4
MODEL OF FORMATION OF LEGAL COMPETENCE OF FUTURE EDUCATORS AND TEACHERS IN SYSTEM OF HIGH PROFESSIONAL AND ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
N.R. Nuriahmetova (Tomsk, Russia)
The article offers model of formation of legal competence of students during studying in pedagogical university and teachers during courses of improvement of qualification. The author describes components of this model. Teacher’s role change is noted during formation of legal competence of students of high professional and additional professional education.
Key words: studying in pedagogical university, model of formation of legal competence of students, courses of improvement of qualification.
Nuriahmetova Nadia Raphaelevna - the competitor of faculty of the general pedagogics and psychology of faculty of general-university disciplines of Tomsk state pedagogical university E-mail: [email protected]