Научная статья на тему 'Продовольственный рынок региона как объект стратегического управления'

Продовольственный рынок региона как объект стратегического управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1156
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / РЕГИОН / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СЦЕНАРИЙ / КОНЦЕПЦИЯ / ПРОГНОЗ / ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тамов Аслан Алиевич, Аванесова Рита Рафаэловна

В статье рассматривается ряд аспектов, связанных с изучением продовольственного рынка региона как объекта стратегического управления. Особое внимание уделено инструментам системы стратегического управления продовольственным рынком, правильное применение которых позволяет значительно повысить эффективность функционирования этого сектора региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продовольственный рынок региона как объект стратегического управления»

УДК 332 ББК 65.049 Т 17

А.А. Тамов

Доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом Адыгейского

государственного университета. Тел.: (960) 499-33-00, е-mail: tjmov.mail.ru.

Р. Р. Аванесова

Старший преподаватель кафедры экономики филиала Адыгейского государственного

университета в г. Белореченске. Тел.: (86155)31980, e-mail: margarita-ava@yandex.ru

Продовольственный рынок региона как объект стратегического управления

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматривается ряд аспектов, связанных с изучением продовольственного рынка региона как объекта стратегического управления. Особое внимание уделено инструментам системы стратегического управления продовольственным рынком, правильное применение которых позволяет значительно повысить эффективность функционирования этого сектора региональной экономики.

Ключевые слова: продовольственный рынок, регион, стратегическое управление, сценарий, концепция, прогноз, программа.

A.A. Tamov

Doctor of Economics, Professor of Personnel Management Department of Adyghe State

University. Ph.: (960) 499-33-00, е-mail: tamov.mail.ru.

R.R. Avanesova

Senior Lecturer of Economics Department of Adyghe University Branch in Belorechensk.

Ph.: (86155)31980, e-mail: margarita-ava@yandex.ru.

Food market of the region as an object of strategic management

Abstract: The paper discusses a number of aspects related to the study of the food market of the region as an object of strategic management. Particular attention is paid to the tools of strategic management of the food market, the correct application of which can significantly improve the functioning of this sector of the regional economy.

Key words: food market, region, strategic management, scenario, concept, outlook, program.

Продовольственный рынок представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в сфере производства, транспортировки, хранения и реализации продовольствия. Структурные элементы этих отношений формируются на основе прямых и обратных рыночных связей, находящихся под постоянным воздействием региональных особенностей, платежеспособного спроса и предложения, а также адекватных методов регулирования рыночных отношений и процессов принятия управленческих решений.

Продовольственный рынок региона необходимо рассматривать как сложную интегрированную систему с большим количеством хозяйствующих субъектов и посредников, многообразием протекающих социально-экономических процессов, неоднозначностью решаемых задач, исключительно большим объемом информации, постоянно возрастающим числом связей между участниками рынка и их вероятностным характером и т.д.

Основными системными свойствами регионального продовольственного рынка,

выполняющего важнейшую социальную функцию по удовлетворению потребностей населения в продовольствии, являются: обособленность, структурированность, делимость, динамизм. Выделенные свойства позволяют исследовать региональный продовольственный рынок не как набор хозяйствующих субъектов, функционирующих в границах определенной территории, а как динамичную систему, способную адекватно реагировать на организационно-управленческое воздействие.

Продовольственный рынок региона является, с одной стороны, подсистемой общенационального продовольственного рынка, с другой стороны - подсистемой региональной социально-экономической системы. В первом качестве региональный продовольственный рынок испытывает на себе влияние динамики общеэкономической ситуации, во втором - изменений, происходящих в регионе. В свою очередь, сам региональный продовольственный рынок является важным фактором социальноэкономического развития региона.

Региональный продовольственный рынок функционирует в условиях изменчивости внешних условий, которые как факторы условно можно разделить на две группы.

К первой группе относятся формирующиеся за пределами конкретного региона факторы, связанные с процессами глобализации, а также факторы макроэкономического и мезоэкономического уровня. Ко второй группе - внутрирегиональные факторы, обусловленные: взаимосвязями между потребностями населения региона и производством, спросом и предложением на региональном рынке продовольственных товаров; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной формами потребления и др.

В такой изменчивой среде региональный рынок призван выполнять свои функции, основными из которых являются:

- обеспечение взаимодействия продавцов и покупателей посредством сделок купли-продажи, а также согласования экономических интересов контрагентов;

- установление количественных пропорций в структуре спроса и предложения;

- определение уровня равновесных цен и пропорций между ценами различных товаров;

- осуществление распределения продовольственных товаров между различными социально-экономическими группами населения региона;

- обеспечение участия региона в межрегиональных торгово-экономических связях.

Одной из ключевых задач управления продовольственным рынком региона является

обеспечение максимально возможной предсказуемости условий его функционирования. И если на внешние по отношению к региону факторы территориальным властям влиять крайне сложно, то на внутрирегиональные факторы можно и необходимо активно воздействовать, развивая продовольственный рынок в русле общей стратегии социально-экономического развития региона. При этом следует иметь в виду, что между факторами, формирующими уровень потребления продовольствия, включая потребности населения, производство, денежные доходы, торговлю и т.п., существуют столь сложные взаимосвязи, что даже текущее поддержание соответствия между спросом на продовольственные товары и их предложением представляет собой исключительно сложную управленческую задачу. Об этом, в частности, свидетельствует отсутствие существенной взаимосвязи между уровнем душевого производства продовольствия и уровнем рыночных цен на него в регионах ЮФО (рис. 1).

Так, если по показателю производства продовольствия в расчете на душу населения Краснодарский край превосходит Ингушетию в 10 раз, то стоимость набора основных продуктов питания в крае меньше, чем в Ингушетии всего на 6%.

Важным аспектом при обосновании перспектив развития продовольственного рынка региона является определение перспективных потребностей его населения в продовольствии,

которые зависят от таких факторов, как демографическая структура населения, характер трудовой деятельности и денежные доходы, климатические условия, национальные традиции и пр., влияние которых в будущем следует спрогнозировать. Продукты питания в свою очередь характеризуются качественными, структурными и энергетическими параметрами. Чем ближе душевое потребление к физиологическим нормам, тем выше интерес населения к качественным параметрам и в первую очередь - к экологическим характеристикам продовольствия. И, наоборот, с ухудшением рациона питания региональные власти все чаще сталкиваются с необходимостью не столько отслеживать структуру потребления основных пищевых продуктов (молочные, мясные, хлеб, картофель, жиры, сахар, фрукты и овощи), сколько стремиться к тому, чтобы не допустить долговременного дефицита калорийности питания, влияющего пагубно на здоровье населения. Указанный аспект оказался в центре внимания администраций многих регионов Российской Федерации в связи с продолжающимся финансово-экономическим кризисом и имевшей место в 2010 году засухой, которая негативно скажется на потенциале сельского хозяйства, особенно животноводства, и в целом на продовольственном обеспечении в стране.

Управление региональным продовольственным рынком осложняет еще то, что он неоднороден по своей структуре и характеристикам. На специфику регионального рынка влияют: территориальные особенности и уровень развития региона и регионального АПК; структура товарных групп; экономические и правовые стимулы; уровень продовольственной обеспеченности региона.

При обосновании перспектив развития заслуживает особого внимания анализ инфраструктуры регионального продовольственного рынка как совокупности институтов, организационно и материально обеспечивающих его функционирование. Инфраструктуру регионального продовольственного рынка как объекта управления целесообразно сгруппировать в подсистемы:

- оптово-посреднические торговые структуры;

- складское хозяйство;

- информационное обеспечение;

- тароупаковочная индустрия;

- кредитно-финансовое обслуживание;

- транспортное обслуживание;

- нормативно-правовое обеспечение.

Функционирование указанных подсистем требует высокой текущей

сбалансированности, что само по себе представляется достаточно сложной задачей, от которой зависит эффективность работы всего регионального продовольственного рынка. Но не менее важной представляется увязка перспективных параметров развития этих подсистем с перспективами развития самого рынка в рамках стратегических перспектив социальноэкономического развития региона. Указанная задача - из разряда проблем стратегического управления.

Следует также отметить ряд особенностей продовольственного рынка региона, обусловленных спецификой самого агропромышленного производства, таких как:

- значительная зависимость производства продуктов питания от фактора погодных условий, который осложняет возможности достоверного прогноза объемов производства продовольствия и ограничивает возможности контроля за его качеством;

- устойчивый спрос на продукты питания со стороны населения в условиях сезонности и неравномерности по годам в производстве многих видов продовольствия, что обуславливает необходимость создания резервных фондов продовольствия для стабильного обеспечения населения региона;

- высокая доля скоропортящихся видов продукции в общем объеме продовольствия, что усиливает потребность в соответствующих хранилищах и в создании такой инфраструктуры, которая обеспечивала бы реализацию таких видов продовольствия в сжатые сроки.

Перечисленными выше обстоятельствами в целом и обусловлена необходимость перехода к системе стратегического управления региональным продовольственным рынком, которая позволяет выработать долгосрочную стратегию развития и создать управленческие механизмы ее реализации, нацелить всю совокупность хаотично функционирующих хозяйствующих субъектов на реализацию общих долгосрочных целей. Иными словами, необходимо применительно к региональному продовольственному рынку реализовать следующие принципы стратегического управления:

- сформулировать образ цели, т.е. определить, с какого на какой уровень нужно перевести управляемую систему продовольственного рынка;

- определить траекторию движения из начального в новое состояние, причем эта траектория может и не быть оптимальной, но она должна обязательно быть ясной тем, кто осуществляет управление;

- задать скорость движения управляемой системы по этой траектории.

Для этого система стратегического управления располагает целым арсеналом инструментов, основными из которых являются: сценарий, концепция, прогнозирование, целевые комплексные программы, - причем каждый инструмент должен иметь четко определенную нишу (рис. 2).

Основой для выстраивания совокупности инструментов стратегического управления в систему могут послужить различия в степени неопределенности при применении этих инструментов и различия по степени близости к реализуемым целям. Предложенный подход позволяет выстроить совокупность инструментов стратегического управления таким образом, чтобы применение каждого последующего инструмента одновременно уменьшало степень неопределенности в принятии управленческих решений и приближало достижение стратегических целей.

Основой системы стратегического управления региональным продовольственным рынком является сценарий его развития, который в самом общем виде есть не что иное, как описание основных параметров, характеризующих его состояние на конец прогнозируемой перспективы, и траектория перехода в него из состояния настоящего. Состояние и перспективы экономики страны, которая едва выходит на траекторию посткризисного развития, таковы, что ограниченность ресурсов проблемных регионов, в том числе и Республики Адыгея, резко сужает возможности региональных властей по выбору и реализации принципиально различных сценариев развития секторов экономики, включая и продовольственный рынок. Сценарии могут принципиально отличаться друг от друга набором основных целей и траекториями

% 170 % 160 150 140 130 120 110 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

го

^ о ю ^

§3

0_

I

го

с5

о

|_

го

с!

п:

I—

о

3

>

°£| Ч О.Ю

с^го^

го^с

Ю^о

ГОГОФ

IX го со *

гоою

Т0^

Го^1=

£1ао

ГОГОФ

^:гс^

о

ш

к

I

2 го го с;

1 <£

О 1 ш к о =Е О £ о О

о

.

го ’5

сг ГО ° & О

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.

о

I*

ш

го

I—

О

к £ £ о Б о {3 {3 ю о ° 0_

□ Производство продовольствия на душу населения □ Стоимость набора из 25 видов продуктов питания

Рисунок 1. Межрегиональные различия в ЮФО по производству продовольствия на душу населения и стоимости набора из 25 видов

продуктов питания в 2008 г, % (Республика Адыгея - 100%)

движения к ним, поскольку одни и те же цели могут быть реализованы разными способами.

Выбор наиболее целесообразного сценария дальнейшего развития регионального продовольственного рынка - исходное условие для научного обоснования его места в системе региональных приоритетов. Знание же степени приоритетности продовольственного рынка в региональных перспективах - ключ к определению концепции развития этого сектора.

Цели стратегического у ▲

Рисунок 2. Система стратегического управления продовольственным рынком р.ёги цкп ра3вития П

(ПРР) /

Концепция развития регионального продовольственного / Про гно3 развития П

разработанный на основе определенной системы представлений—и—ут верждаемый-----------1-----

региональными органами власти документ, определяющий обще /

/ Концепция развития

---------------1------

Сценарий развития ]

Степень неопределенности в

этого сектора региональной экономики, источники необходимых ресурсов и принципы их использования. Концепция является методическим и практическим инструментом реализации закономерностей и принципов комплексного развития регионального продовольственного рынка.

Каждый регион страны, как нам представляется, должен иметь концепцию развития регионального продовольственного рынка, являющуюся, с одной стороны, составной частью концепции социально-экономического развития региона, а с другой, базирующуюся на концепции развития регионального АПК. Разработка концепции развития регионального продовольственного рынка базируется на совокупности принципов, основными из которых, по нашему мнению, являются принципы системности, целенаправленности, альтернативности, селективности, устойчивости, эффективности, минимизации риска и баланса интересов.

Концепция развития регионального продовольственного рынка должна разрабатываться по меньшей мере в трех случаях: когда у региональных властей ее вообще не было или предыдущая концепция уже реализована; когда в ходе реализации концепции внешние условия функционирования регионального рынка продовольствия непредвиденно изменяются, причем столь значительно, что пересмотр концепции становится объективной необходимостью; когда возникает необходимость пересмотра функциональных задач или целей, стоящих перед этим сектором. Применительно к большинству регионов Юга России необходимость разработки концепции развития продовольственного рынка очевидна, поскольку диктуется наличием по крайней мере двух из перечисленных предпосылок: у регионов нет на сегодня указанных концепций; условия функционирования продовольственного рынка по сравнению с началом кризиса осенью 2008 года качественно изменились.

Наличие концепции развития регионального продовольственного рынка, характеризующей общий замысел стратегического управления, позволяет региональным властям приступить к следующей стадии - прогнозированию развития этого сектора.

Прогнозирование предпосылок и результатов стратегического управления региональным продовольственным рынком и возможных в связи с этим изменений социально-экономической ситуации в регионе является ключевым этапом процесса управления. Основными целями прогнозирования развития регионального рынка продовольствия являются уменьшение неопределенности в представлениях о будущем этого сектора и выбор наиболее рационального направления его развития из возможных вариантов. Сложность прогноза состоит не только в необходимости прогнозирования самих региональных показателей развития рынка и не только в рассмотрении по каждому направлению определенного количества вариантов, но и в том, что на динамику указанных региональных показателей влияют и другие сектора экономики.

Инструментом, позволяющим реализовать на практике прогнозируемую перспективу развития продовольственного рынка, является целевая комплексная программа, представляющая собой согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс различных мероприятий, реализуемых при активной поддержке органов региональной власти и обеспечивающих решение важнейших задач развития регионального рынка продовольствия.

Для целевой программы характерна несопоставимо более высокая степень определенности в принятии решений, чем для этапа разработки и реализации концепции, поскольку программа составляется в условиях, когда сформулирована концепция развития регионального продовольственного рынка и осуществлен прогноз его развития. Еще более важным фактором, повышающим степень определенности в принятии решений по разработке и реализации ЦКП, является то, что программа призвана реализовать вполне конкретные, количественно измеряемые цели и задачи.

Примечания:

1. Костяев А.И. Региональные агроэкономические исследования и разработки: методология и методы. Екатеринбург, 1999, 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.