УДК 339.166.82:332
Тонышева Любовь Леонидовна
доктор экономических наук,
профессор кафедры менеджмента в отраслях ТЭК
Тюменского индустриального университета
Кузьмина Наталья Леонидовна
ассистент кафедры менеджмента в отраслях ТЭК Тюменского индустриального университета
СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РЕГИОНА
Аннотация:
В статье предложена авторская системная модель развития локального продовольственного региона, позволяющая увязать функции и принципы функционирования рынка с определением перспективных форм на основе этапа, источника и пути его развития. Предложена стратегическая карта локального продовольственного рынка региона как инструмент контроля процесса реализации выбранной стратегии.
Ключевые слова:
локальный продовольственный рынок региона, стратегическая карта рынка, межрегиональная экономическая интеграция, стратегия развития рынка.
Tonysheva Lyubov Leonidovna
D.Phil. in Economics, Professor, Fuel Energy Complex Management Department, Tyumen Industrial University
Kuzmina Natalia Leonidovna
Assistant, Fuel Energy Complex Management Department, Tyumen Industrial University
THE SYSTEM MODEL OF REGIONAL FOOD MARKET DEVELOPMENT
Summary:
The authors present an original system model of regional food market development allowing to link functions and principles of the market functioning with the identification of prospective forms on the basis of the stage, the source and the way of its development. The article discusses a strategic map of the regional food market as a tool of control over the process of the chosen strategy implementation.
Keywords:
regional food market, strategic map of a market, interregional economic integration, market development strategy.
Локальный продовольственный рынок (ЛПР) региона представляет собой сложную систему экономических отношений, интересы элементов которой часто слишком разрознены, что требует системного подхода к обоснованию ее развития. Одним из методов, позволяющих исследовать и познать системную динамику локального продовольственного рынка региона, является моделирование. Метод построения моделей широко используется в экономике как на макро-, так и на микроуровне. В макромодели развития рынков объектом моделирования выступают механизмы рынка в целом и его отдельные структуры, в микромодели - хозяйственная деятельность и потенциальные возможности развития рыночных субъектов.
Нами предлагается системная модель развития ЛПР региона, которая представляет собой условное отображение реальной рыночной действительности и позволяет увязать функции рынка и принципы его функционирования с определением перспективных форм на основе этапа, источника и пути его развития (рис. 1).
Процесс развития локального продовольственного рынка региона предлагается представить в виде трех последовательных этапов: обоснование развития локального продовольственного рынка региона, стратегическое управление развитием локального продовольственного рынка региона и регулирование развития локального продовольственного рынка региона.
На первом этапе определяются функции ЛПР региона и принципы его функционирования, выявляются факторы, а также перспективные формы развития рынка с учетом этапа, источника и пути развития.
К основным функциям, определяющим роль локального продовольственного рынка региона, можно отнести:
1. Обеспечение взаимодействия продавцов и покупателей, согласование их интересов. Локальный продовольственный рынок региона выступает в качестве посредника между местными потребителями продуктов питания и локальными товаропроизводителями.
2. Стимулирование развития местного производства продуктов питания. Рынок посредством своего механизма «посылает импульс» локальным товаропроизводителям на формирование предложения продукции, спрос на которую имеется у местного населения.
Рисунок 1 - Системная модель развития локального продовольственного рынка региона
3. Формирование оптимального ассортимента продовольственной продукции.
Отвечая запросам покупателей, рынок предоставляет информацию хозяйствующим субъектам о необходимости изменения глубины и/или широты ассортимента предлагаемой к реализации продовольственной продукции.
4. Установление равновесного уровня цен на продукты питания. Рынок обеспечивает взаимодействие локального спроса и предложения, посредством чего устанавливается рыночная равновесная цена на продукты питания.
5. Стимулирование хозяйствующих субъектов к межрегиональной интеграции.
Локальный продовольственный рынок региона побуждает товаропроизводителей искать новые пути развития предложения продукции, одним из которых является получение синергетического эффекта при межрегиональной интеграции.
Нами были определены основные принципы, которые выступают в качестве исходных положений развития локального продовольственного рынка региона и предъявляют к нему основные требования. Принцип пропорционального развития спроса и предложения предполагает изменения в структуре и объемах производства местной продовольственной продукции, соответствующие существующим запросам населения региона. Кроме того, должен выполняться принцип сбалансированности интересов участников ЛПР: необходимо найти «оптимум» между желанием продавца получить максимальную прибыль и стремлением покупателя максимально удовлетворить свои потребности в качественных продуктах питания необходимого объема и ассортимента при имеющихся бюджетных ограничениях. Развитие локального продовольственного рынка региона должно быть направлено на максимальное использование его потенциала (как потенциала предложения, так и спроса). Последний выделенный нами принцип синергетического взаимодействия рыночных субъектов предусматривает появление на рынке таких альянсов (в том числе межрегиональных), которые будут способствовать усилению эффекта от развития рынка.
Важным моментом при выборе форм и направлений развития ЛПР региона, на наш взгляд, является определение этапа его развития. Рынок не является статичным, он находится в постоянном изменении, эволюционирует под воздействием внешних или внутренних факторов. По мнению Ф. Котлера, рынки, как и товары, в своем развитии проходят такие этапы, как формирование, рост, зрелость и спад [1].
Представляется, что локальные продовольственные рынки региона также проходят в своем развитии указанные этапы: некоторые еще находятся на стадии становления (или вовсе отсутствуют в регионе); вторые проходят стадию роста, наращивая объемы предложения; третьи переходят в стадию зрелости, то есть насыщения, когда величина локального спроса равна величине совокупного местного предложения продукции; четвертые переживают период спада, когда спрос на продукцию местных производств начинает снижаться.
С учетом усиления межрегиональной интеграции хозяйствующих субъектов продовольственных рынков источники развития локальных продовольственных рынков региона могут быть внутренними (эндогенными) и внешними (экзогенными).
Эндогенное развитие предполагает формирование и увеличение предложения на рынке исключительно за счет местных предприятий, межрегиональные связи при этом ограничиваются лишь межрегиональной торговлей, когда предприятия из других регионов поставляют свою продукцию на региональный продовольственный рынок, но это не связано напрямую с развитием локального рынка региона проникновения. Экзогенное развитие ЛПР, по нашему мнению, связано в первую очередь с межрегиональной интеграцией в виде создания межрегиональных корпоративных структур, которые локализуют свои бизнес-единицы на территории региона и являются мощным источником увеличения предложения продовольственных товаров на рынке.
Кроме того, можно выделить три основных пути развития локальных продовольственных рынков региона: экстенсивный, интенсивный и прогрессивный.
Экстенсивный путь развития предполагает увеличение объемов поставок продукции на рынок в основном за счет действующих предприятий для устранения существующего разрыва между внутренним спросом и предложением. При этом начинают проявляться процессы укрупнения хозяйствующих субъектов рынка как способ минимизации конъюнктурных рисков, концентрация и централизация капитала, создание интегрированных структур, усиление консолидации рынка. Продукция на таком рынке слабо дифференцирована, в основном однородна, конкуренция преимущественно ценовая. Локальный спрос при этом массовый.
Интенсивный путь развития связан с активным появлением на рынке новых хозяйствующих субъектов, в том числе мелких. Увеличивается количество продавцов на рынке, происходит развитие, оздоровление конкурентной среды. Усиливается дифференциация продукции, растет неценовая конкуренция между товаропроизводителями. Спрос также становится более дифференцированным и избирательным: потребитель требует улучшения свойств существующей продукции.
Прогрессивный путь предполагает не только развитие существующих локальных продовольственных рынков, но и освоение новых, ранее не занятых местными товаропроизводителями. Традиционные сегменты развиваются в основном за счет действующих предприятий, а новые - за счет новых, несущих с собой определенные инновации. Характер конкуренции в основном неценовой. Двигателем потребления и производства становится диверсификация спроса.
Нами предложено шесть основных форм развития локальных продовольственных рынков региона, которые могут быть выбраны для реализации стратегии достижения продовольственной безопасности в зависимости от того, на каком этапе развития находится ЛПР, а также какой путь и источник развития для него выбран (рис. 2).
Экстенсивный Интенсивный Прогрессивный Путь развития
Рисунок 2 - Формы развития локальных продовольственных рынков региона
Ниже представлена краткая характеристика предложенных форм развития локальных продовольственных рынков региона (табл. 1).
Таблица 1 - Описание форм развития ЛПР региона
Название модели Элемент механизма локального продовольственного рынка
Предложение Конкуренция Спрос
1. Эндогенное экстенсивное развитие Увеличение предложения продукции за счет внутренних производителей. Продукция на рынке в основном однородная Усиление процессов консолидации на рынке, создание горизонтально и вертикально интегрированных структур. Растут барьеры входа на рынок. Характер конкуренции - ценовой Массовый (дифференцированный спрос удовлетворяется за счет ввозимой продукции)
2. Экзогенное экстенсивное развитие Рост предложения не только обеспечивается внутренними поставщиками, но и осуществляется за счет их интеграции с ино-региональными производителями. Продукция на рынке в основном однородная Появляются межрегиональные интегрированные корпоративные структуры, учащаются процессы слияний и поглощений, усиливается монополизация рынка. Характер конкуренции -ценовой Массовый
3. Эндогенное интенсивное развитие Не только количественное, но и качественное изменение предложения за счет внутреннего производства. Продукция становится более дифференцированной Повышается концентрация на рынке за счет появления новых предприятий, однако интеграционные процессы по-прежнему наблюдаются. Неценовой и ценовой характер конкуренции Дифференцированный, избирательный
4. Экзогенное интенсивное развитие Развитие предложения происходит в том числе за счет межрегиональных интеграционных процессов Повышается концентрация за счет появления новых, в том числе мелких предприятий, однако межрегиональная интеграция грозит монополизацией Дифференцированный, избирательный
5. Эндогенное прогрессивное развитие Происходит развитие предложения в новых, ранее не занятых местными продавцами сегментах Усиление конкуренции, в том числе неценовой, развитие конкурентной среды Диверсифицированный
6. Экзогенное прогрессивное развитие Освоение новых сегментов рынка осуществляется за счет межрегиональной интеграции Развитие конкурентной среды за счет прихода на рынок предприятий из других регионов Диверсифицированный
От выбранной формы развития напрямую будет зависеть эффективность процесса обеспечения продовольственной безопасности региона:
- эндогенное и экзогенное экстенсивное развитие позволит увеличить объемы предложения местной продукции, которая не в полной мере будет удовлетворять дифференцированным запросам покупателей, поскольку она в основном однородна;
- эндогенное и экзогенное интенсивное развитие будет способствовать не только количественному, но и качественному удовлетворению спроса за счет адаптации производимой в регионе продукции под существующий местный спрос;
- эндогенное и экзогенное прогрессивное развитие позволит региону в большей степени приблизиться к достижению продовольственной безопасности по всем видам продовольственной продукции, включая ту, которая ранее не поставлялась на рынок местными товаропроизводителями.
На наш взгляд, эффективное развитие локального продовольственного рынка региона возможно при реализации механизма стратегического управления, что обусловило выделение второго этапа «Стратегическое управление развитием локального продовольственного рынка региона» в предлагаемой системной модели. По мнению Л.И. Зининой и В.Б. Соколова, стратегическое управление продовольственными ресурсами должно представлять собой единство процессов стратегического планирования, реализации стратегии и оценки ее эффективности. В качестве важнейшей задачи при этом авторы называют создание механизма реализации стратегии, позволяющего увязать стратегические цели и текущую деятельность [2].
Л.Л. Пашина выделяет следующие этапы стратегического планирования развития ЛПР: формирование цели и содержания концепции; оценку современного состояния рынка с выявлением узловых проблем, сдерживающих развитие продовольственного рынка; разработку и обоснование системы мероприятий по формированию продовольственного рынка и «накладывание» их на объекты, формирующие продовольственный рынок (сельское хозяйство и обрабатывающие отрасли) [3].
В качестве главной стратегической цели развития локального продовольственного рынка мы определили обеспечение продовольственной безопасности региона. Для выбора стратегии развития рынка необходимо провести стратегический анализ его функционирования, включающий в себя анализ возможностей и угроз развития, оценку локального покупательского спроса и его потенциала, анализ местного предложения и его потенциала, определение емкости локального продовольственного рынка и т. д.
Проведенный стратегический анализ позволяет определить наиболее и наименее перспективные для развития локальные продовольственные рынки региона, с учетом этого предлагаются две основные стратегии их развития:
1. Стратегия концентрации, когда происходит избирательное развитие тех локальных продовольственных рынков, для которых на территории региона существуют наиболее благоприятные условия.
2. Стратегия диверсификации, при которой осуществляется одновременное развитие как можно большего числа локальных продовольственных рынков, в том числе тех, для развития которых нет особых благоприятных условий.
Для осуществления контроля над процессом реализации выбранной стратегии нами была предложена стратегическая карта локального продовольственного рынка региона.
Изначально понятие «стратегическая карта» использовалось применительно к деятельности предприятий. Д. Нортон и Р. Каплан в своей работе определили стратегическую карту как наглядное изображение стратегии, которое на одной странице рассказывает, как интегрированные и скомбинированные цели четырех составляющих (финансовой, клиентской, внутренней, обучения и развития) складываются в единую стратегию [4]. По мнению И. Лощилиной, стратегическую карту применяют для графического отображения взаимосвязи стратегических целей и перспектив [5].
Сегодня стратегическую карту используют также в качестве инструмента развития рынков и регионов [6; 7]. Мы предлагаем ввести понятие стратегической карты локального продовольственного рынка, которая являет собой визуальное представление причинно-следственных связей между элементами стратегии развития рынка: конкурентной средой, предложением продукции, товаропроводящей сетью и спросом на продукцию. Выбор этих составляющих объясняется тем, что от достижения целей по каждой из них будет зависеть реализация стратегической цели развития локального продовольственного рынка - обеспечение продовольственной безопасности региона. От развития конкурентной среды напрямую зависит местное предложение продовольственной продукции (объемы, качество, ассортимент и т. д.), от чего в свою очередь зависит обеспечение удовлетворения локального спроса на качественное продовольствие по доступным ценам, нужного объема и ассортимента; товаропроводящая инфраструктура выступает связующим звеном между производителями и потребителями, способствуя повышению физической доступности продуктов питания для населения. Эту зависимость можно отразить через взаимосвязь стратегических перспектив (рис. 3).
Стратегия достижения продовольственной безопасности региона h
Стратегическая перспектива «Спрос на продукцию»
Какими должны быть результаты реализации стратегии, чтобы была обеспечена физическая и экономическая доступность качественных продуктов питания для населения? -1
Стратегическая перспектива «Товаропроводящая сеть»
р Каким должен быть уровень развития товаропроводящей инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия местного населения и локальных товаропроизводителей?
Стратегическая перспектива «Предложение продукции»
Г—► Какими должны быть объемы локального производства, цены и качество производимой продукции для удовлетворения местного спроса?
Стратегическая перспектива «Конкурентная среда»
Какими должны быть состав продавцов, количественная и качественная структура рынка для обеспечения эффективного местного производства продовольственной продукции?
Рисунок 3 - Стратегические перспективы для оценки результативности реализации стратегии развития ЛПР региона
На основании указанных стратегических перспектив и целей, представленных на стратегической карте, формируется состав ключевых показателей, отражающих их достижение, по блокам «Состояние конкурентной среды», «Состояние предложения продукции», «Состояние товаропроводящей сети», «Состояние покупательского спроса».
Третий этап «Регулирование развития локального продовольственного рынка региона» предполагает разработку и реализацию системы технических, технологических, экономических, организационных, правовых и социальных мер, направленных на повышение эффективности функционирования локального продовольственного рынка, по следующим основным направлениям:
- стимулирование местного предложения продовольственной продукции на локальном продовольственном рынке региона;
- регулирование локальной конкурентной среды;
- стимулирование спроса на продукцию локального продовольственного рынка региона;
- обеспечение качества и безопасности продукции на локальном продовольственном рынке региона.
Таким образом, предложенная модель позволяет системно представить процесс развития локального продовольственного рынка и стратегического управления его развитием, а также определить значимую роль регулирования при его реализации.
Ссылки:
1. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент / пер. с англ. С. Жильцова, М. Жильцова, Д. Раевской ; науч. ред. А.М. Немчин, В.А. Дуболазов. 12-е изд. М., 2012.
2. Зинина Л.И., Соколов В.Б. О формировании модели стратегического управления продовольственными ресурсами // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 277.
3. Пашина Л.Л. Стратегическое планирование развития продовольственного рынка // Развитие агропромышленного комплекса: экономика, моделирование и информационное обеспечение. 2016. С. 53-57.
4. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М., 2007.
5. Лощилина И. Сбалансированная система показателей как инструмент разработки стратегии [Электронный ресурс] // BYTE Россия. 2007. № 9. URL: http://www.bytemag.ru/articles/detail.php?ID=6893 (дата обращения: 25.05.2016).
6. Рощектаев С.А. Стратегическая карта знаний как информативный инструмент развития финансового рынка мегаполиса // Бизнес в законе. 2011. № 6. С. 218-223.
7. Куценко Е.И. Стратегическая карта как инструмент развития региона // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 1. С. 87-92.
References:
1. Kotler, F & Keller, KL 2012, Marketing. Management, 12th ed., Moscow.
2. Zinina, LI & Sokolov, VB 2013, 'On the formation of strategic management of food resources model', Modern problems of science and education, no. 3, p. 277.
3. Pashina, LL 2016, 'Strategic planning of development of the food market', The development of agro-industrial complex: economy, modeling and information provision, p. 53-57.
4. Kaplan, RS & Norton, DP 2007, Strategy maps. Transformation of intangible assets into tangible results, Moscow.
5. Loshchilina, I 2007, 'The Balanced Scorecard as a strategy development tool', BYTE Russia, no. 9, retrieved 25 May 2016, <http://www.bytemag.ru/articles/detail.php?ID=6893>.
6. Roschektaev, SA 2011, 'Strategic knowledge map as an informative tool for the development of the financial market mega-polis', Business-in-law, no. 6, p. 218-223.
7. Kutsenko, EI 2015, 'The strategic map as a tool for regional development', Bulletin of the Orenburg State University, no. 1, p. 87-92.