ИССЛЕДОВАНИЕ
1 1 Тонышева Л.Л. , Кузьмина Н.Л.
1 Тюменский индустриальный университет
Пространственная локализация бизнеса корпоративных структур - субъектов продовольственного рынка
АННОТАЦИЯ:
Настоящая статья посвящена вопросам пространственной локализации бизнеса корпоративных структур - субъектов продовольственного рынка. Дополнены существующие принципы пространственного размещения бизнеса. Представлен алгоритм пространственной локализации бизнеса корпоративной структуры - субъекта продовольственного рынка, состоящий из восьми последовательных этапов. Предложена матрица пространственной локализации бизнеса, целью которой является определение роли бизнец-единиц в составе корпоративной структуры для обоснования выгодности локализации и определения приоритетов дальнейшего развития. Данная работа будет полезна исследователям в области функционирования и развития локальных продовольственных рынков региона.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: локальный продовольственный рынок региона, межрегиональная экономическая интеграция, пространственная локализация бизнеса
JEL: L21, R10, R30
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Тонышева Л.Л., Кузьмина Н.Л. Пространственная локализация бизнеса корпоративных структур — субъектов продовольственного рынка // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 9. — С. 1093-1104. — doi: 10.18334/rp.17.9.35173
Тонышева Любовь Леонидовна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента в отраслях топливно-экономического комплекса, Тюменский индустриальный университет ([email protected])
Кузьмина Наталья Леонидовна, ассистент кафедры менеджмента в отраслях топливно-экономического комплекса, Тюменский индустриальный университет
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 21.04.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 20.05.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/rp.17.9.35173
(с) Тонышева Л.Л., Кузьмина Н.Л. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
Важным фактором развития локального продовольственного рынка региона выступает сегодня межрегиональная экономическая интеграция, которая представляет собой процесс взаимного приспособления и объединения хозяйств нескольких регионов одной страны на основе регионального разделения труда и развития устойчивых кооперационных взаимосвязей, происходящих в интересах не только группы взаимодействующих регионов, но и всей страны в целом [1].
Межрегиональная экономическая интеграция позволяет наиболее полно использовать потенциал локального продовольственного рынка региона, увеличивать объемы предложения продукции на рынке, снимать барьеры между субъектами продовольственного рынка из разных регионов и т.д. Кроме того, интеграционное сотрудничество субъектов продовольственных рынков разных регионов способствует сокращению территориальной дифференциации и асимметрии и формированию единого продовольственного рынка страны.
Пространственная локализация как одна из форм межрегиональной экономической интеграции
Одной из форм межрегиональной экономической интеграции, служащей движущим фактором развития локального продовольственного рынка региона, является пространственная локализация бизнеса корпоративных структур на территории других регионов. Успешно функционирующие хозяйствующие субъекты стремятся развивать свою деятельность и выходить на новые рынки путем расширения своего присутствия в других регионах страны.
Локализация бизнеса в новых регионах - это сложный и достаточно трудоемкий процесс, успешность которого предопределяет возможность бизнес-единицы занять стабильное положение на локальном продовольственном рынке региона и обеспечить высокую эффективность деятельности корпоративной структуры. А.Г. Сапожникова отмечает в своих работах, что в условиях глобализации и регионализации, трансформации форм ведения бизнеса компании размещают свои активы по принципу оптимизации бизнес-процесса, ставят пространственные задачи и разрабатывают пространственные стратегии [2].
С.И. Ашмарина в своих трудах использует понятие «территориальное распределение бизнес-процессов», однако не дает ему четкого определения. При этом автор выделяет два вида регионов, на территории которых компания осуществляет свою деятельность: домашние регионы, на которые она ориентировалась в момент создания, и регионы присутствия, в которой был позже размещен тот или иной ее бизнес-процесс. «По мере развития бизнеса, исчерпав доступный уровень ресурсов в регионе, менеджмент компании может принять решение о рассредоточении каких-либо элементов деятельности» [3].
Интересны труды А.Г. Дружинина и И.Г. Колесниковой, которые посвящены теоретическому обоснованию особенностей
«территориализации» крупного бизнеса, проявляющейся в развитии бизнеса под влиянием региональных факторов, появлении у предприятий четко выраженных региональных приоритетов и стратегий [4].
Мы отмечаем, что корпоративные структуры - субъекты продовольственного рынка не просто расширяют свое производство, они максимально подстраивают его под требования того региона, в который приходят: узнают потребности жителей, формируют их привязанность к своей продукции с помощью маркетинговых инструментов (реклама, региональные бренды), реагируют на вкусы и предпочтения местных жителей, производя ту продукцию, которая востребована у них. Зачастую практически вся продукция, произведенная на конкретной территории, подлежит реализации в ее границах.
На наш взгляд, данное явление касаемо корпоративных структур, являющихся экономическими агентами на продовольственном рынке, требует терминологического уточнения, поэтому с обобщением взглядов названных авторов нами предлагается ввести понятие «пространственной локализации бизнеса корпоративной структуры».
Под пространственной локализацией бизнеса корпоративной структуры нужно понимать размещение ее бизнес-единицы на определенной территории, при котором обеспечивается наиболее полное удовлетворение потребностей местного населения в данном виде продукции за счет адаптации всех бизнес-процессов предприятия под существующий спрос.
Пространственная локализация бизнеса не территории региона может происходить путем создания новой собственной бизнес-единицы,
а также путем покупки действующих на территории региона предприятий, в том числе, разорившихся.
Нами были дополнены существующие принципы пространственного размещения бизнеса (принцип близости к источникам сырья, топлива и энергии; принцип близости к рынку сбыта; принцип комплексности; принцип специализации предприятий соответственно специализации регионов их размещения) в связи с тем, что все они предполагают локализацию отдельно действующего, самостоятельного предприятия на территории региона. Мы же ведем речь о размещении бизнес-единицы, входящей в состав корпоративной структуры:
- принцип сбалансированности бизнес-портфеля предполагает включение в состав корпоративной структуры такой бизнес-единицы, которая бы обеспечила достижение оптимального сочетания желаемого уровня доходности в настоящий момент и в будущем, определенного уровня риска, запланированных темпов роста бизнеса и т.д.;
- принцип продовольственной необходимости при пространственной локализации бизнес-единицы корпоративной структуры связан с тем, что более интересны при размещении будут те регионы, в которых не в полной мере достигнута самообеспеченность по данному виду продовольственной продукции;
- принцип пространственной синергии заключается в том, что включаемая в состав корпоративной структуры бизнес-единица должна обеспечить получение максимального совокупного эффекта от деятельности всех бизнес-единиц;
- принцип пространственной изоляции объясняется тем, что собственники бизнеса стараются разместить бизнес-единицы в разных регионах таким образом, чтобы они не пересекались при реализации их коммерческих интересов на локальных продовольственных рынках. Другими словами, если две бизнес-единицы производят и реализуют один вид продукции, то они не должны стать конкурентами друг друга на региональных продовольственных рынках.
Приход на локальный продовольственный рынок в качестве продавцов бизнес-единиц крупных инорегиональных корпоративных структур приводит к изменению свойств экономического пространства региона. «Наложение» (экспликация) таких сетевых компаний на территорию региона создает эффект канвы в матричной структуре его экономики, «уплотняя» региональное экономическое пространство
благодаря развитой транспортно-логистической инфраструктуре и множеству «рассеянных» по территории региона центров трансакций. Кроме того, экономическое пространство региона расширяется за счет взаимодействия нескольких регионов посредством межрегиональной экономической интеграции. Этим же обусловлено и усиление фрактальности экономических пространств регионов, поскольку они «вкладываются» одно в другое, образуя определенную целостность. В отличие от эффекта «стягивания» пространства региона в «узлы» развития, характерного для процесса кластеризации, территориально-распределенные структуры создают эффект его «разглаживания», выравнивая по уровню хозяйственного освоения территорий региона.
Алгоритм пространственной локализации бизнеса корпоративной структуры - субъекта продовольственного рынка
Планирование пространственной локализации бизнеса холдинга связано с выбором вида размещаемого производства, определением региона размещения через оценку факторов выгодной локализации, разработкой проекта локализации и его обоснованием. В этой связи авторами были систематизированы вышесказанные моменты и обобщены в виде алгоритма пространственной локализации бизнеса корпоративной структуры - субъекта продовольственного рынка (рис. 1).
Следует отметить, что планируемые к размещению виды бизнеса представляют собой производства с низкой степенью последующей переработки продовольственного сырья (свиноводство, птицеводство, молочное производство, мясопереработка), а значит, и относительно низким сроком хранения продовольствия, что обуславливает ориентацию производства на локальный спрос.
Процесс пространственной локализации бизнеса корпоративной структуры осуществляется по восьми последовательным этапам. Авторами были определены два варианта планирования размещения в зависимости от того, определен или нет изначально вид планируемого к размещению бизнеса корпоративной структуры.
На первом этапе при наличии данных о виде размещаемого бизнеса (свиноводство, молочное производство, мясопереработка и т.д.) осуществляется выявление регионов с низким уровнем самообеспечения в данном виде продукции. Если вид производства изначально не определен, на этом этапе определяются регионы с самым низким уровнем самообеспечения по разным видам продуктов питания.
Рисунок 1. Алгоритм пространственной локализации бизнеса корпоративной структуры - субъекта продовольственного рынка Источник: составлено авторами
На втором этапе потенциальные к размещению бизнеса регионы оцениваются с точки зрения наличия у них факторов выгодной локализации производства продовольственной продукции. В первую очередь, определяется привлекательность местных рынков ресурсов и сбыта.
Третий этап заключается в определении барьеров входа на локальные продовольственные рынки регионов, которые выбраны в
качестве перспективных для размещения бизнеса. Наличие высоких барьеров снижает привлекательность региона для локализации.
При планировании локализации бизнеса на территории конкретного региона необходимо также предусмотреть возможность сбыта продукции за границами локального рынка в случае его насыщения (достижения полной самообеспеченности), поэтому на четвертом этапе проводится оценка спроса и уровня конкуренции на продовольственных рынках соседних регионов.
Полученные данные позволяют обосновать выбор региона для локализации предприятия и вид бизнеса, осуществляемый на пятом этапе.
Шестой этап включает разработку проекта по размещению бизнеса и его полное технико-экономическое обоснование.
На седьмом этапе определяется потенциальная роль локализуемого предприятия в составе корпоративной структуры с помощью построения авторской матрицы пространственной локализации бизнеса. Она представляет собой инструмент, главная цель которого - определение роли бизнес-единиц в составе корпоративной структуры для обоснования выгодности локализации и определения приоритетов дальнейшего развития. Построение матрицы осуществляется по двум параметрам: степень самообеспеченности региона в данном виде продукции и относительная эффективность деятельности бизнес-единицы.
Для этого рассчитанные для него на шестом этапе показатели эффективности деятельности сравниваются с показателями аналогичных предприятий в составе корпоративной структуры (в случае их наличия). Относительный показатель эффективности деятельности предприятия определяется следующим образом:
ПЭп
где ПЭп - это показатель эффективности деятельности предприятия;
ПЭмах - это максимальный показатель эффективности среди рассчитанных для аналогичных предприятий корпоративной структуры.
Данная формула применима для позитивных показателей эффективности, то есть для тех, рост которых говорит о повышении эффективности деятельности предприятия (рентабельность).
Если же показатель эффективности негативный (его увеличение свидетельствует о снижении эффективности деятельности), то применяется следующая формула для расчета относительного показателя:
ПЭ
„„ _ 1 ^мин
11с)отн —
11с)п
где ПЭмин - это минимальное значение показателя эффективности среди рассчитанных для аналогичных предприятий корпоративной структуры.
После того, как будут найдены частные относительные показатели эффективности деятельности предприятия, необходимо рассчитать интегральный относительный показатель эффективности:
п„ _2 пэотн
11с,и - —--
п
где п - это количество рассчитанных частных относительных показателей эффективности.
Максимальное значение интегрального относительного показателя эффективности равно 1 (если предприятие превосходит все аналогичные предприятия корпоративной структуры по каждому из частных показателей).
Высокое значение интегрального показателя свидетельствует о том, что локализация бизнеса на территории данного региона выгодна, она обеспечивает наибольшую эффективность деятельности бизнес-единицы. Для того чтобы определить перспективы размещения предприятия в регионе, предлагается построить матрицу, по горизонтальной оси которой откладывается полученное значение интегрального относительного показателя деятельности, а по вертикальной - показатель самообеспеченности региона в данном виде продукции (рис. 2).
Рисунок 2. Матрица пространственной локализации бизнеса Источник: составлено авторами
Характеристика каждой из выделенных групп предприятия приведена в таблице.
Решение о локализации бизнеса принимается однозначно при попадании предприятия в квадрант «ключевых» или «перспективных». Если бизнес-единица является «проблемной», необходимо провести оценку целесообразности вложения в нее средств с целью изменения ее положения. Предприятие-балласт включать в состав корпоративной структуры нежелательно.
Заключение
Таким образом, пространственная локализация бизнеса является значимой формой межрегиональной экономической интеграции, служащей движущим фактором развития локального продовольственного рынка региона. Предложенный алгоритм пространственной локализации бизнеса корпоративной структуры -субъекта продовольственного рынка позволяет поэтапно обосновать выгодность локализации бизнес-единицы на территории региона.
Таблица
Характеристика роли предприятий в составе корпоративной структуры
Наименование группы бизнес-единиц Локализация Перспективы развития
1. Ключевые предприятия Выгодная Поскольку уровень самообеспечения региона в продукции и относительная эффективность деятельности предприятия высоки, то его развитие будет происходить в направлении увеличения доли путем ведения ценовой борьбы с конкурентами или дифференциации продукции. Средства от деятельности ключевых предприятий могут инвестироваться в развитие перспективных.
2. Перспективные предприятия Выгодная Так как в регионе наблюдается отставание по части самообеспечения в данном виде продукции, а относительная эффективность деятельности предприятия высока, его локализацию также можно считать выгодной: существует необходимость в увеличении масштабов производства для удовлетворения существующего спроса и обеспечения продовольственной безопасности территории.
3. Проблемные предприятия Относительно невыгодная Нехватка данного вида продовольствия в регионе требует от предприятий наращивания объемов производства. Однако низкая относительная эффективность деятельности затрудняет этот процесс, поэтому необходимо выявить проблемные зоны и оценить возможности для их устранения (возможно, был неверно выбран регион локализации). Если эффективность деятельности и дальше будет снижаться, возможен переход этих предприятий в категорию балластов.
4. Предприятия-балласты Относительно невыгодная Поскольку регион полностью обеспечивает себя в данном виде продукции, а относительная эффективность деятельности предприятия на рынке низкая, то локализация бизнес-единицы на данной территории будет невыгодной. Если же предприятие стало «балластом» уже в ходе своего функционирования, то можно рассмотреть возможность о его ликвидации, так как оно «тянет» холдинг вниз, отвлекая на обеспечение своего функционирования средства от других предприятий
Источник: составлено авторами
ИСТОЧНИКИ:
1. Пашкеева Е.Е. Содержание и факторы межрегиональной экономической интеграции в
современных условиях // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2010. - № 1-1. - С. 205-210.
2. Сапожникова А.Г. Факторы пространственного размещения российских крупных
корпоративных структур // Journal of Economic Regulation. - 2011. - Т. 2. - № 4. - С. 80-90.
3. Ашмарина С.И., Кандрашина Е.А., Шведова И.А. Территориальное распределение
бизнес-процессов как фактор повышения эффективности предпринимательской деятельности // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2015. - № 5. - С. 77-83.
4. Дружинин А.Г., Колесникова И.Г. «Территориализация» крупного бизнеса:
макроэкономические тренды и южно-российская специфика // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 41. - С. 2-6.
5. Бонда Д.Г., ПашинаЛ.Л. Специфика и принципы организации рыночного пространства
локальных продовольственных рынков // Дальневосточный аграрный вестник. -2015. - № 3. - С. 73-76.
6. Черкасов В.А. Дефиниции, характеризующие локальные продовольственные рынки //
Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - Т. 9. - № 11. - С. 168-172.
Lyubov L. Tonysheva, Doctor of Science, Economics; Professor, Chair of Management in the Fuel-Economic Complex, Tyumen State Oil and Gas University
Natalya L. Kuzmina, Assistant, Chair of Management in the Fuel-Economic Complex, Tyumen State Oil and Gas University
Spatial business localization of corporate structures - food market
subjects
ABSTRACT:
The article is devoted to the issues of spatial localization of business of corporate structures-food market subjects. The existing principles of spatial business localization are augmented. The algorithm for spatial business localization of a corporate structure-food market subject is represented that consists of eight successive steps. The matrix of the spatial business localization is suggested. Its purpose is to define the role of business units within the corporate structure to prove profitability of localization and to determine the priorities for further development. This work will be useful for researchers interested in functioning and development of the region's local food markets.
KEYWORDS: regional food market, interregional economic integration, spatial business localization