Алтайского ГАУ. - 2015. - № 7 (129). -С. 153-158.
9. Зубова О.Г., Михайлова Е.В. Методологический подход к повышению эффективности территориального развития сельских поселений / / Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. - Вып. № 3 (36). -С. 91-97.
References
1. Mikhaylova E.V., Zubova O.G. Oso-bennosti upravleniya selskimi territoriyami na urovne munitsipalnogo obrazovaniya // Agrarnyy nauchnyy zhurnal. - 2015. - № 10. - S. 87-90.
2. Zubova O.G. Kompleksnaya otsenka in-vestitsionnogo klimata selskogo poseleniya // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Vol-gogradskogo instituta biznesa. - 2016. -№ 4 (37). - S. 51-55.
3. Vashchenko A.N. Zubova O.G., Dae-va T.V. Monitoring investitsionnoy aktivnosti selskikh territoriy // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. - 2014. - № 1 (26). - S. 52-55.
4. Zubova O.G. Investitsionnaya deya-telnost kak instrument ustoychivogo razvitiya sotsialno-ekonomicheskogo potentsiala muni-tsipalnogo obrazovaniya // Biznes. Obra-zovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo in-
stituta biznesa. - 2016. - № 1 (34). -S. 113-119.
5. Sayt Federalnoy sluzhby gosudarstven-noy statistiki [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.gks.ru/scripts/db_
inet2 / passport/pass.aspx?base=munst18&r= 18701000 (data obrashcheniya: 7.02.2017).
6. Belikova E.V. Kompleksnaya otsenka faktorov formirovaniya resursov Volgograd-skoy oblasti // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. -2014. - № 2 (27). - S. 131-134.
7. Zubova O.G. Kadrovyy potentsial kak komponent mnogofunktsionalnoy konkurent-noy sredy agrarnogo sektora: regionalnyy aspekt // Vestnik Altayskogo gosudarstven-nogo agrarnogo universiteta. - 2013. - № 2 (100). - S. 132-136.
8. Zubova O.G., Mikhaylova E.V. Osnov-nye napravleniya optimizatsii sistemy rassele-niya selskogo naseleniya // Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2015. - № 7 (129). -S. 153-158.
9. Zubova O.G. Mikhaylova E.V. Metodo-logicheskiy podkhod k povysheniyu effek-tivnosti territorialnogo razvitiya selskikh pose-leniy // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. - 2016. -№ 3 (36). - S. 91-97.
+ + +
УДК 631.16:658.148:637.146.4
И.В. Ковалева, А.В. Глотко, А.А. Ковалев I.V. Kovaleva, A.V. Glotko, A.A. Kovalev
ЛОКАЛИЗАЦИЯ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ LOCALIZATION OF DAIRY CATTLE BREEDING: METHODOLOGICAL ASPECT
Ключевые слова: локализация, молоко, рынок, методы, методология.
Рассматриваются вопросы методологического подхода к трактовке понятий «локализация» и «локальные рынки». Анализ агропродовольствен-ного рынка подразумевает изучение и выявление объективной информации о текущей ситуации на рынке и перспективах его развития с целью разработки стратегически верных решений в контексте проведения того или иного комплекса операций на данном рынке. Предлагаемые методы оценки уровня развития локальных рынков позволяют оценить уровень обеспечения региона продовольствием по уровню фактического потребления, оценить ситуацию на молочном рынке, обосновать перспективы развития локальных рынков молока и молочной продукции.
Keywords: localization, milk, market, methods, methodology.
The methodological approach to the interpretation of the notion of "localization" and "local markets" is discussed. The analysis of the agri-food market involves the examination and identification of objective information about the current market situation and prospects of its development with a view to develop strategically correct decisions in the context of the implementation of a set of operations on this market. The proposed methods of estimating the level of development of local markets enables to estimate the level of regional food supply according to the level of actual consumption, and evaluate the situation in the dairy market, prospects for the development of local markets of milk and dairy products.
Ковалева Ирина Валериевна, д.э.н., доцент, зав. каф. товароведения и маркетинга, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: irako-valeva20051 @rambler.ru.
Глотко Андрей Владимирович, д.э.н., проф. каф. экономики АПК. Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: irako-valeva20051 @rambler.ru.
Ковалев Артем Александрович, аспирант, каф. экономики АПК, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: irako-valeva20051 @rambler.ru.
Kovaleva Irina Valeriyevna, Dr. Econ. Sci., Assoc. Prof., Head, Chair of Merchandizing and Marketing, Altai State Agricultural University. E-mail: irako-valeva20051 @rambler.ru.
Glotko Andrey Vladimirovich, Dr. Econ. Sci., Prof., Chair of Agricultural Industry Complex Economics, Altai State Agricultural University. E-mail: irako-valeva20051 @rambler.ru.
Kovalev Artem Aleksandrovich, post-graduate student, Chair of Agricultural Industry Complex Economics, Altai State Agricultural University. E-mail: irako-valeva20051 @rambler.ru.
Введение
Молочное скотоводство является отраслью с невысоким уровнем инвестиционной привлекательности. Этому способствует отсутствие возможности для быстрого наращивания объемов товарного молока, стагнация производства, сокращение поголовья коров; снижение доходности производителей и переработчиков молока в связи с повышением себестоимости его производства и переработки; снижение потребительского спроса на молоко и молочную продукцию в условиях снижения покупательной способности населения.
Основная часть
Локализация отраслевого рынка продукции — это интенсивно воспроизводственная система оптимального мэппинг-зонирования (локального размещения) различных видов сельскохозяйственного сырья, сельскохозяйственной продукции, перерабатывающей промышленности и коммерческой деятельности организаций в соответствии с ресурсным (трудовым, финансовым, маркетинговым) потенциалом, конкурентным преимуществом и рыночным спросом на локальной территории с границами, обусловленными межрегиональной конкуренцией [1, 5].
Признаками локального отраслевого рынка, на наш взгляд, являются: покупательская способность населения; уровень конкуренции на локальном отраслевом рынке; производители и покупатели продукции; спрос на товарные категории; логистика.
Учитывая признаки локального рынка, следует отметить, что отдельные элементы в нем присутствуют, но не образуют единой системы.
Локальный рынок как механизм следует рассматривать с точки зрения различных аспектов, в том числе с точки зрения экономического назначения рыночных объектов, характера конечного использования товаров, потребностей, определяющих спрос на товар, территориального охвата и т.п. [3]. Роль рынка молочной продукции в системе социально-экономического развития регионального АПК представлена на рисунке 1 [2, 6].
С целью разработки практических рекомендаций для развития рынка молочной продукции нам представляется необходимым дополнить и уточнить методологию анализа локального отраслевого рынка.
Анализ агропродовольственного рынка подразумевает изучение и выявление объективной информации о текущей ситуации на рынке и перспективах его развития с целью разработки стратегически верных решений в контексте проведения того или иного комплекса операций на данном рынке [3, 5]. В общепринятую методику экономико-статистического анализа нами внесены некоторые изменения, позволяющие оценить рынок сырьевого молока и рынок молочной продукции региона (рис. 2):
1. Методика оценки продукции в отраслевом подкомплексе.
Для объективного отражения реальной ситуации в отрасли предлагаем расчет валовой продукции отраслевого подкомплекса производить с учетом поправки на размер инфляции и коэффициент сезонности в отрасли. Однако уровень инфляции ежегодно дифференцируется, вследствие чего предлагаем ввести в расчет показатель среднего уровня инфляции за рассчитываемый период отрасли и средний коэффициент сезонности производства сырья с учетом сезонных колебаний его производства.
Локальный рынок молочной продукции
--
Производство сырье- Производство ЦМП, кис- Производство сыров
вого молока ломолочной и творожной и сырной продукции
продукции
31
Рост ВРП Рост самообеспеченности региона Снижение импорта Повышение конкурентоспособности молочной продукции Увеличение занятости работников в сфере АПК
Рост количества прибыльных организаций АПК Развитие инфраструктуры рынка сырьевого молока Рост потребления продукции местного производства Расширение логистической инфраструктуры Сокращение уровня безработицы по районам края
Региональный агропродовольственный рынок
*----;
Рис. 1. Влияние локального рынка молочной продукции на развитие агропродовольственного рынка региона
Рис. 2. Методический подход к анализу локального рынка региона
Суть предложенной нами методики сводится к расчету скорректированной на средний отраслевой уровень инфляции и коэффициент сезонности продукции по молочному скотоводству и предприятий перерабатывающей промышленности по следующей формуле: ШРп = №п - (ШРп * К1 * 0.01 * Тт * [р(Я - ^З), (1) где WPri — валовой продукт в фактическом году (периоде), скорректированный на средний коэффициент инфляции и средний коэффициент сезонности;
WPn — валовой продукт фактического периода без учета поправки на инфляцию и средний коэффициент сезонности;
/т — средний уровень инфляции в отрасли молочного скотоводства период (рассчитывается по формуле простой средней арифметической);
/р — средний уровень инфляции в отрасли перерабатывающей промышленности за период (рассчитывается по формуле простой средней арифметической);
ЯП — средний коэффициент сезонности в отрасли молочного скотоводства (период рассчитывается по формуле простой средней арифметической);
— фактический год (период); :: — базовый год (период); 0,01 — перевод процентов в доли единиц.
2. Методика оценки уровня обеспеченности регионального рынка товарной группой продовольствия локального производства.
С целью анализа степени удовлетворения местными производителями существующих потребностей региона в молочном сырье и продовольствии нами предложена методика расчета самообеспеченности региона по товарным группам [3].
Высокий уровень самообеспеченности региона свидетельствует о превышении объемов производства над объемами потребления, следовательно, в регионе есть ресурсная и промышленная база для увеличения производства в случае роста емкости рынка и наращивания экспортной деятельности. Кроме того, локальный рынок с высоким уровнем самообеспечения может трансформироваться при условии реализации стратегии импортозамещения в продовольственный «рынок-донор» [4].
Для определения уровня обеспеченности регионального рынка товарной группой продовольствия локального производства рассчитаем индикатор обеспечения региона по следующей формуле:
С5] =
Кс! 41,[4
где бз^ — индикатор обеспечения региона /-той группой продовольствия в /-том периоде;
N. — объемы локального производства /-той группы продовольствия в регионе в /-том периоде (в натуральном выражении);
Кс| — объем производственного потребления /-той группы продовольствия в регионе в /-том периоде (в натуральном выражении);
й
* 100%,
(2)
потери /-той группы продовольствия в регионе в /-том периоде (в натуральном выражении);
Г^с' — объем личного потребления /-той группы продовольствия в регионе в /-том периоде (в натуральном выражении).
Предложенный подход позволяет определить уровень обеспечения региона продовольствием по фактическому потреблению без учета запасов продовольствия.
3. Методика оценки рынка молока и молочной продукции локальных сегментов региона с использованием метода мэппингаи-ли метод «функциональных карт» (локального размещения). Мэппинг (англ. «тар» — карта) представляет собой картирование (прием составления карт) с выделением локально расположенных сегментов по определенным критериям или признакам, допускается использование балльно-рейтинговой системы, поскольку наглядно демонстрируется товарно-сырьевые потоки и их локализация. Рыночные зоны определяются радиусами конкурентоспособного сбыта соответствующих видов продукции. Данный метод позволяет соединить теорию размещения ресурсов и пространственный анализ рынков.
Блок маркетингового анализа базируется на проведении традиционного ситуационного анализа, включающего в себя методику SWOT-анализа. С целью преодоления разрыва между методиками экономико-статистического анализа, основанного на получении количественной информации, и методиками ситуационного анализа, базирующегося на получении качественной информации, целесообразно применение балльной методики SWOT-анализа.
4. Методика стратегического портфельного анализа локального ресурсно-продуктового рынка.
Портфельный анализ является инструментом, с помощью которого возможно
произвести оценку хозяйственной деятельности рынка региона с целью выявления наиболее прибыльных или перспективных локальных отраслевых сегментов. В основе портфельного анализа лежат матричные методики. Базовой методикой портфельного анализа является конструирование матрицы Бостонской Консалтинговой Группы (БКГ), матрицы Ансоффа, МакКинзи и др., позволяющие проанализировать конкурентоспособность отдельных групп продовольствия [5].
Предлагаем дополнить методику портфельного анализа матрицы БКГ авторской методикой, основанной на сопоставлении темпов роста локального производства отраслевого рынка и уровня конкурентоспособности производимой на данном локальном рынке продукции. Результат оформляется в виде двухмерной матрицы (рис. 2), выступающей базисом для разработки стратегического решения.
A. Высокий темп роста производства наряду со стабильным уровнем конкурентоспособности позволяет говорить о применении стратегии рыночного лидерства, направленной на завоевание/сохранение лидирующих позиций и увеличению рынков сбыта. Вероятно развитие сценария полного импортозамещения в отрасли.
B. При относительно высоком темпе роста производства (более 5%) отраслевого рынка и неустойчивой конкурентоспособности производимой отраслью продукции приоритетным является повышение потребительских свойств продовольствия, реб-
рендингу или позиционированию отрасли в целом с целью формирования стабильно высокой конкурентоспособности продукции [3, 6].
О Стабильный уровень конкурентоспособности в совокупности с низким темпом роста производства обусловливает приоритет выбора стратегии ожидания. Суть стратегии сводится к ожиданию притока инвестиций в производственные предприятия, т.к. отрасль характеризуется производством продукции высокого уровня конкурентоспособности, следовательно, имеет перспективы к полному восполнению импорта даже в случае ликвидации продовольственного эмбарго.
D. Низкие темпы роста производства и нестабильный уровень конкуренции свидетельствуют о необходимости выбора стратегии приумножения, заключающейся в концентрации усилий по привлечению инвестиций в отрасль и повышению органолеп-тических свойств продукции отрасли.
5. Методика выделения локальных сегментов отраслевого рынка.
С целью выделения локальных сегментов рынков края нам представляется необходимым проведение сегментации разнопланового характера, т.к. наиболее целесообразным применительно к локальным рынкам является использование признаков географического и поведенческого, поскольку основополагающая информация для сегментации по данным признакам имеет чаще всего открытый характер.
Сегмент В: «Стратегия локализации»
Сегмент А: «Стратегия рыночного лидерства»
Сегмент й: «Стратегия оптимизации товарного портфеля»
Сегмент С: «Стратегия ступенчатого ценообразования»
нестабильный
стабильный
Уровень конкурентоспособности
Рис. 2 Стратегическая матрица «производство/конкурентоспособность» [3, 7]
Критерием сегментации по географическому признаку может быть природно-экономическое районирование рассматриваемого района, критерием сегментации по поведенческому признаку — степень нуждаемости жителей района в той или иной продукции. В конечном итоге выделение сегментов сводится к ранжированию локальных рынков, согласно чему каждому рынку присваивается ранг от 1 до 5 по производству основных видов молочной продукции, где 1 — максимальные объемы производства в крае, 5 — минимальные объемы производства. Основой сегментации является среднее значение ранга рассматриваемых территорий по производству продукции животноводства. Формула среднего значения ранга имеет следующий вид: ^
где £ — среднее значение ранга для молочной перерабатывающей промышленности;
и
— значения рангов по основным товарным категориям производств;
N — количество значений.
Согласно предложенной методике сегментирования возможно выделение следующих сегментов:
а) сегмент с высокой степенью потребности в продукции (в силу недостаточного собственного производства);
б) сегмент со средней степенью потребности в продукции(в силу неполного удовлетворения существующего спроса на указанную продукцию);
в) сегмент высокого уровня развития производства продукции (в силу полного удовлетворения существующего спроса на указанную продукцию, а также возможности вывоза за пределы района).
Для обеспечения комплексности завершающим этапом маркетингового анализа должно стать изучение перспективности рассматриваемого рынка, в основу чего положена оценка фактической и потенциальной емкости рынка.
Соотношение фактической и потенциальной емкостей рынка позволяет судить о степени его насыщения.
Расчет фактической емкости рынка по товарным группам в натуральном выражении будет предложено производить по формуле:
Ег = Гг. - X - к-. (4)
где Ег — фактическая емкость рынка молочной продукции;
.- т: — фактическое потребление группы продовольствия на душу населения в год; N — численность населения;
- коэффициент покупательской способности населения в данном сегменте
Расчет потенциальной емкости рынка товарной группы будет основан на следующей формуле:
Ер = Rp * N, (5)
где Ер — потенциальная емкость рынка
г^.р — медицинская норма потребления группы продовольствия на душу населения в год,
N — численность населения [6, 8].
Выводы
Предложенный подход позволяет определить уровень обеспечения региона продовольствием по уровню фактического по-требления,оценить ситуацию на молочном рынке, обосновать перспективы развития локальных рынков молока и молочной продукции.
Библиографический список
1. Ковалев А.А. К теории вопроса развития локальных рынков молочного подкомплекса АПК / / Аграрная наука — сельскому хозяйству: сборник статей: в 3 кн. / XII Международная научно-практическая конференция (7-8 февраля 2017 г.). — Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2017. - Кн. 1. - С. 203-205.
2. Ковалев А.А. Оценка развития и локализации молочного скотоводства в регионе / / Модернизация экономических систем: взгляд в будущее (MESLF-2016). — Прага: Vedeckovy davatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2016. — С. 297-306.
3. Ковалева И.В., Рожкова Д.В. Методический подход к проведению маркетингового анализа регионального агропродо-вольственного рынка // Сибирская финансовая школа. — 2016. — № 2(115). — С. 97-99.
4. Кундиус В.А., Ковалев А.А. Оценка развития молочного скотоводства в Алтайском крае / / Вестник Алтайского ГАУ. — 2016. — № 8 (142). — С. 177-185.
5. Ковалева И.В. Маркетинговый подход к исследованию состояния рынка молока и молочной продукции // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2010. — № 8. — С. 115-120.
6. Ковалева И.В. Инвестиционная привлекательность молочно-продуктового подкомплекса АПК: монография. — М.: Изд-во РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2008. — 256 с.
7. Ковалева И.В., Хренова Ю.В. Маркетинговые исследования рынка молока и молочной продукции регионов АПК: проблемы и перспективы развития / / Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2007. - № 10 (36). -С. 89-94.
8. Русакова Л.Н. Инфраструктура отраслевых и региональных рынков: содержание и специфика развития / / Вестник Омского государственного университета. — 2014. — № 1. - С. 194-197.
References
1. Kovalev A.A. K teorii voprosa razvitiya lokalnykh rynkov molochnogo podkompleksa APK // Agrarnaya nauka - selskomu kho-zyaystvu: sbornik statey: v 3 kn. / XII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya (7-8 fevralya 2017 g.). - Barnaul: RIO Altayskogo GAU, 2017. - Kn. 1. -S. 203-205.
2. Kovalev A.A. Otsenka razvitiya i loka-lizatsii molochnogo skotovodstva v regione // Modernizatsiya ekonomicheskikh sistem: vzglyad v budushchee (MESLF-2016). - Praga: Vedeckovy davatelske centrum "Soci-osfera-CZ", 2016. - S. 297-306.
3. Kovaleva I.V., Rozhkova D.V. Metodicheskiy podkhod k provedeniyu mar-ketingovogo analiza regionalnogo agroprodo-volstvennogo rynka / / Sibirskaya finansovaya shkola. - 2016. - № 2 (115). - S. 97-99.
4. Kundius V.A, Kovalev A.A. Otsenka razvitiya molochnogo skotovodstva v Altayskom krae // Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -2016. - № 8 (142). - S. 177-185.
5. Kovaleva I.V. Marketingovyy podkhod k issledovaniyu sostoyaniya rynka moloka i molochnoy produktsii // Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -2010. - № 8. - S. 115-120.
6. Kovaleva I.V. Investitsionnaya privleka-telnost molochnoproduktovogo podkom-pleksa APK: monografiya. - M.: Izd-vo RGAU-MSKhA im. K.A. Timiryazeva. - 2008. - 256 s.
7. Kovaleva I.V., Khrenova Yu.V. Market-ingovye issledovaniya rynka moloka i mo-lochnoy produktsii regionov APK: problemy i perspektivy razvitiya // Vestnik Altayskogo gosudarstvenno agrarnogo universiteta. -2007. - № 10 (36). - S. 89-94.
8. Rusakova L.N. Infrastruktura otraslevykh i regionalnykh rynkov: soderzhanie i spetsifika razvitiya // Vestnik Omskogo universiteta. -2014. - № 1. - S. 194-197.
+ + +
УДК 631.16:658.148:637.146.4
Л.А. Семина, И.В. Ковалева L.A. Semina, I.V. Kovaleva
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
FUNCTIONING OF AGRO-INDUSTRIAL CLUSTER IN TERMS OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE-INVESTMENT ACTIVITY
Ключевые слова: инвестиции, кластер, problems, prospects, инновации, принципы.
Результатом экономических реформ явились новые технологии в управлении производством АПК. Крупные организации перерабатывающей сферы АПК испытывают нестабильность или недостаточность сырьевой базы, утрачивая конкурентоспособность на рынке продовольствия. Ощущая недостаток качественного сырья, они рассматривают возможность создания интегрированных формирований в виде кластеров с тем, чтобы объединить процессы производства сырья и конечной продукции, изыскать возможности инвестирования производственных процессов. При создании таких формирований выявился ряд принципиальных подходов и направлений агропромышленной кооперации и интеграции.
Keywords: investments, cluster, problems, prospects, innovation, principles.
The economic reforms resulted in new technologies in production management of agricultural industry. Large organizations of processing sector experience instability or failure of raw material supply and lose competitiveness in the food market. Feeling a lack of quality raw material they consider the creation of integrated units in the form of clusters in order to combine the production of raw materials and finished products and to explore possibilities of investing in production processes. When creating such formations, a number of fundamental approaches and directions of agro-industrial cooperation and integration emerged.