ного уровня осуществлять мелиорацию земель, проводить землеустройство, подготовку кадров, научное обеспечение АПК, развивать производственную и социальную инфраструктуру села, стимулировать модернизацию материально-технической базы. Активная государственная позиция ведёт к активизации бизнеса и увеличению частных инвестиций, росту производства сельскохозяйственной продукции. Как показывают расчёты, государственные инвестиции должны составлять не менее 35-45% от их общего объёма в аграрный сектор, в последние годы они составляли от 15 до 20%, и в источниках инвестиций преобладали привлечённые средства.
Учитывая социальные и геостратегические функции, выполняемые аграрным сектором региона, часть бюджетных инвестиций, направленных на развитие социальной инфраструктуры, мелиорацию земель, подготовку кадров и научное обеспечение, необходимо выделять на безвозмездной основе.
Для обеспечения простого воспроизводства среднегодовые инвестиции необходимо увеличивать в 1,5 раза, а для расширенного воспроизводства с темпами до 2,5%, предусмотренными в Программе до 2025 г., инве-
стиции необходимо увеличить в 1,8-2 раза.
Чем дольше откладываются работы по развитию аграрного сектора Дальнего Востока, тем выше затраты и требуется больше времени. Для достижения дореформенного уровня в 1996 г. требовалось до 40 млрд руб. производственных инвестиций и 7-8 лет; в 2006 г. потребность в инвестициях возросла до 80-90 млрд руб. и срок до 15 лет; в 2012 г. потребность в инвестициях возрастает до 120-150 млрд руб., но даже через 20 лет по ряду отраслей дореформенные уровни не будут достигнуты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Условия эффективного развития сельскохозяйственного производства в южных территориях Дальнего Востока.— Хабаровск, 2012.
2. Буздалов, И. Обеспечить приоритет сельского развития // АПК: экономика, управление.— 2011, N° 7.
3. Ершов, М. Условия финансово-кредитной конкурентоспособности России после вступления в ВТО // Экономист.— 2013, № 5.
4. Шелепа, А. С. Экономические проблемы развития сельского хозяйства Дальнего Востока России // Пространственная экономика.— 2010, № 4.
5. Шелепа, А. С. Модернизация агропромышленного производства Дальнего Востока необходима // АПК: экономика, управление.— 2013 № 5.
УДК 338.43
Бонда Д.Г., ст. преподаватель, Пашина Л.Л., канд.экон.наук, профессор, ДальГАУ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК И МЕРЫ ЕГО ПОДДЕРЖКИ
В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования регионального продовольственного рынка в условиях текущих и перспективных программ развития ресурсной базы продовольственного рынка.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК, МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ, ИНФРАСТРУКТУРА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА, УРОВЕНЬ ЛОКАЛЬНОГО РЫНКА
UDC 338.43
Bonda D.G., teacher of accounting, Pashina L.L., Cand.Econ.Sci., professor, FESAU REGIONAL FOOD MARKET AND ITS SUPPORT MEASURES
The article is discussed the burning questions of formation of the regional food market in the conditions of the current and perspective programs of development of resource base of the food market.
KEYWORDS: AGRICULTURE, FOOD MARKET, SUPPORT MEASURES, INFRASTRUCTURE OF FOOD MARKET, LEVEL OF LOCAL MARKET
11
Амурская область относится преимущественно к аграрным регионам России и имеет значительный агропромышленный потенциал. Область к тому же географически расположена в самом быстроразвивающемся регионе, соседствуя с таким государством как Китай. Поэтому обеспеченность продовольственными ресурсами в достаточных количествах для полноценного развития населения как физически, так и социально, остается одной из приоритетных задач региона.
Грамотно разработанная государственная политика по развитию АПК способна значительно увеличить производство необходимых продуктов питания и выступить одним из решающих факторов развития всей экономики области. Следует также отметить, что более профессиональный подход к государственному регулированию, учитывающий специфику и текущие условия функционирования сельского хозяйства, сможет обеспечить наилучшее использование природноклиматического и человеческого потенциала Амурской области[1].
Поэтому для полноценного формирования и функционирования сельскохозяйственного производства и регионального продовольственного рынка необходим ряд мероприятий по развитию агропромышленного комплекса и жизненно важных подотраслей сельского хозяйства: растениеводства и животноводства.
Общую структуру мероприятий можно представить следующим образом:
1) меры поддержания производства сельскохозяйственной продукции (цен и дохода производителей);
2) меры поддержания спроса на региональном агропродовольственном рынке;
3) меры по поддержанию и развитию инфраструктуры регионального агропродовольственного рынка.
Состав конкретных мероприятий (программ), которые разрабатываются региональными властями, зависит от определенных факторов: структуры текущих и перспективных программ федерального правительства, на основании которых разрабатываются региональные программы, концепции развития экономики региона; отраслевой структуры аграрного сектора региона - программы развития отрасли растениеводства, развитие отрасли животноводства, в том числе подотраслей: молочного и мясного скотоводства; размера выделяемых на финансиро-
вание мероприятий регулирования аграрного сектора и предприятий по производству пищевой продукции средств государственной поддержки из регионального бюджета.
Мы считаем, что государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей на всех (федеральном и региональном) уровнях должна быть направлена, прежде всего, на расширение возможностей сбыта продукции.
В результате исследования определена совокупность мер по развитию продовольственного рынка региона:
1. Меры поддержания спроса на региональном продовольственном рынке:
а) разработка программ и реализация
мероприятий в рамках подсистемы социальной помощи, что основывается целым рядом предварительных исследований: оценка
структуры населения по группам доходов; определение минимального прожиточного минимума в регионе с определением социально незащищенных групп населения; доведение уровня заработной платы до средней по экономике региона. Для реализации программ использовать продукцию отечественных производителей (школьное молоко). При определении приоритетности любого вида компенсации, которая используется для восполнения недостатка в доходах, на наш взгляд, необходимо использовать те, которые будут способствовать наибольшей степени потребления продовольствия. Исходя из практики, персональное распределение продуктов в сравнении с любыми денежными компенсациями представляется более целесообразным;
б) осуществление обязательных закупок отечественной продукции для государственных нужд (армия, больницы, школы);
в) разработка и реализация программ занятости населения, в том числе программ по обеспечению несельскохозяйственной занятости в сельской местности;
г) разработка программ и реализация мероприятий, которые будут обеспечивать выход товаропроизводителей на внешний рынок (экспортные пошлины, субсидии, предоставление экспортных кредитов).
2. Меры поддержания сельскохозяйственных товаропроизводителей:
а) совершенствование системы сельскохозяйственного кредитования, кредиты должны предоставляться только под залог ликвидного имущества; использование ли-
12
зинга предоставлять тем предприятиям, которые имеют возможность вкладывать собственные средства со средствами фонда. Эти меры будут способствовать обеспечению возвратности кредитов;
б) привлекать инвестиции в пищевую и перерабатывающую промышленность, что позволит повысить конкурентоспособность отечественной продукции.
3. Меры по поддержанию и развитию инфраструктуры регионального продовольственного рынка (научной, производственной и социальной):
а) развитие инфраструктуры - дороги, водоснабжение (существуют поселения, где источник воды отсутствует как таковой), развитие связи и другие меры, которые должны способствовать развитию сельской местности как цивилизованного поселения, чтобы сократить отток сельского населения;
б) обеспечение доступности для производителей продовольствия рыночной информации, в том числе научной, через региональные центры оказания консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям (проведение семинаров, оказание экономической, правой и технологической помощи в организации и применении инновационных технологий);
в) создание производственных, потребительских и кредитных кооперативов;
г) возрождение потребительской кооперации;
д) развитие агропродовольственных оптовых рынков (в 90-е годы была начата программа по их развитию, но в условиях кризиса программа прекратилась;
ж) разработка экологических мероприятий в сельском хозяйстве - осуществление особого контроля над бережным и рациональным использованием земельных, биологических и водных ресурсов (отданных в аренду иностранным инвесторам) и других мер по защите окружающей среды;
з) создание благоприятного климата для инвестиций во все сферы инфраструктуры АПК.
Таким образом, развитие регионального продовольственного рынка должно базироваться на принципах рыночной экономики, основываться на совмещении экономических, правовых, организационно-административных мер и социальных целей с учетом своеобразия региона и регионального продовольственного рынка.
Целесообразность развития собственно-
го регионального продовольственного рынка обусловлена первичностью производимой и реализуемой им продукции. Кроме этого, в условиях кризиса именно предприятия продовольственного сектора последними испытывают его отрицательное влияние на себе [2].
Исследования показывают, что продовольственный рынок Амурской области имеет тенденцию к развитию. Но в тоже время существует зависимость региона от ввозимой продукции.
Адаптация функционирующих предприятий и организаций продовольственного рынка к действующим условиям предполагает выработку соответствующих мер как для повышения эффективности их деятельности, так и для развития региональной экономики в целом в долгосрочной перспективе. В рамках решения данной задачи необходимо совершенствовать региональную структуру продовольственного рынка, в том числе его основы — АПК.
На наш взгляд, необходимо выделить основные уровни создания агропродовольственного локального рынка.
Первый уровень - формирование локального продовольственного рынка. На данном этапе будет создаваться так называемый региональный центр развития агропродовольственного рынка, в основу которого войдет полноценное внедрение передовых организационных, производственных и управленческих технологий в целях повышения конкурентоспособности всех участников рынка.
Второй уровень - становление локального рынка, то есть формирование и функционирование перспективных ресурсосберегающих адаптированных к региональным условиям технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителя. Основу этому, на наш взгляд, должно составить взаимодействие трех основных составляющих:
1) инвестиционное обеспеченность отрасли - привлечение капитала и достаточное финансирование сельскохозяйственного производства для эффективной организации и развития аграрных зон региона;
2) государственное и муниципальное регулирование аграрного производства - разработка долгосрочных целевых программ и мероприятий развития и поддержки АПК региона;
3) информационное и консультационное
13
обеспечение участников локального рынка -внедрение и применение результатов научноисследовательских институтов, лабораторий, подготовка и переподготовка специалистов для села;
4) внедрение инноваций - создание достаточного уровня технического и технологического развития субъектов сельскохозяйственного производства (сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйств населения).
Третий уровень - развитие локального рынка. Активное применение экономически обоснованных моделей, прогнозов и стратегий развития региона, а также повышение конкурентоспособности производимой продукции.
Таким образом, в успешном и стабильном формировании локального агропродовольственного рынка важная роль принадлежит созданию и эффективному функционированию инновационных структур - агротехнопаркам, способствующим интеграции науки, образования и производства. Агротехнопарки выполняют полностью научнопроизводственный объем, они объединяют в себе научные, конструкторские и производственные подразделения: науку, информационное и консультационное обслуживание, маркетинг и производство [3]. Исходя из региональных особенностей (преимущественно аграрная направленность сфер производства, приграничное расположение), в Амурской области создается уникальный сельскохозяйственный проект ОАО «Агропромышленный парк «Чигиринский». Строительство данного парка будет осуществляться в окрестностях города Благовещенск в ближайшие 4 года [3].
Чигиринский агропромышленный парк представляет собой комплекс, включающий в себя полный технологический процесс (сбор, хранение и переработка) по производству сельскохозяйственной продукции и доведение ее до массового потребителя. По нашему мнению формирование в Амурской области целостной системы по производству, переработке и реализации продукции на корпоративной основе позволит получить экономи-
ческий и производственный эффект от совместного использования маркетинговых, снабженческо-сбытовых, транспортных, конструкторско-технологических ресурсов
предприятиями, объединенными совместным производством. Эффект от этого будет следующим:
1) производство качественной продукции (продовольственных товаров) в ассортименте, необходимом для полноценного удовлетворения населения региона;
2) взаимодействие и скоординированная деятельность предприятий различных форм собственности и хозяйственной деятельности;
3) создание инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойное и беспрепятственное продвижение товаров до потребителя;
4) развитие межрегиональных связей и интеграционных процессов;
5) создание благоприятных условий для привлечения высококвалифицированных специалистов за счет интенсивной модернизации производства и улучшения жилищного состояния на селе;
6) организация сбалансированной торговли за счет уравновешивания экспорта и импорта продовольственных товаров.
Таким образом, создание эффективной системы функционирования локального агропродовольственного рынка в Амурской области позволит урегулировать и решить ряд задач экономического и социального характера, а также обеспечит формирование благоприятного климата по привлечению дополнительных средств в развитие региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бонда Д.Г. Субъекты инфраструктуры продовольственного рынка // Аграрная наука. -2012. - № 7. - С. 8 - 9.
2. Минаков, И.А. Экономика сельскохозяйственного предприятия / И. А. Минаков. - М.: Колос С, 2005. - 528 с.
3. Пашина, Л.Л. Продовольственный рынок в системе обеспечения продовольственной безопасности Дальнего Востока: автореф. дис. докт. эконом. наук (08.00.05) / Пашина Любовь Леонидовна: [Воронежский гос. аграрн. ун-т]. - Воронеж, 2013.- 51 с.
14