Научная статья на тему 'Современные механизмы управления развитием рынка продовольственных товаров в Тамбовской области'

Современные механизмы управления развитием рынка продовольственных товаров в Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭКОНОМИКУ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / AGRO-FOOD POLICY / STATE IMPACT ON ECONOMY / FOOD-MARKET / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисов Н. В.

В статье рассматриваются современные механизмы управления развитием рынка продовольственных товаров в Тамбовской области. Приводится классификация инструментов регулирования агропродовольственной политики. Анализируются региональные меры регулирования рынка продовольственных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MECHANISM OF CONTROL OF TAMBOV-REGION FOOD-MARKET DEVELOPMENT

This paper examines modern mechanisms of the controlling of the tambov-region food-market development. A classification of the instruments to regulate the agro-food policy is given. The region activities concerned with the food-market regulation are analyzed.

Текст научной работы на тему «Современные механизмы управления развитием рынка продовольственных товаров в Тамбовской области»

СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Н. В. ДЕНИСОВ

В статье рассматриваются современные механизмы управления развитием рынка продовольственных товаров в Тамбовской области. Приводится классификация инструментов регулирования агропродовольственной политики. Анализируются региональные меры регулирования рынка продовольственных товаров.

Ключевые слова: агропродовольственная политика, государственное воздействие на экономику, продовольственный рынок, региональная экономика.

Современное состояние рынков продовольствия и продовольственной безопасности в целом подтверждает тот факт, что рыночное саморегулирование не обеспечивает выход из кризиса и рост производства в аграрном секторе экономики. Природа рыночных отношений не ориентирована на интересы общества. Большинство товаропроизводителей в агропромышленном комплексе слабо адаптируются к сложившимся рыночным условиям. Резкое снижение степени государственного вмешательства привело к нарушению межотраслевых связей, диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, спаду сельскохозяйственного производства, сокращению налоговой базы [1].

Экономические предпосылки для дальнейших преобразований должны быть созданы государством. Рыночные отношения активизируют воздействие прямых и косвенных экономических регуляторов на агропромышленный сектор экономики. Государственное вмешательство должно осуществляться по таким важнейшим направлениям, как формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансирование, кредитование, страхование и налогообложение, защита отечественного товаропроизводителя, развитие науки и социальной сферы. В процессе формирования рыночных отношений на каждом этапе развития продовольственных рынков требуется определение приоритетов, материальное и финансовое обеспечение их реализации. Таковыми являются повышение эффективности агропромышленного производства, качественное состояние и уровень

использования производственного потенциала, использование достижений научно-технического прогресса и маркетинга [4].

Необходимым условием в обеспечении безопасности продовольственных рынков выступает проведение законодательно закрепленной агро-продовольственной политики, являющейся частью аграрной политики.

Под агропродовольственной политикой понимается проводимая последовательно совокупность мер, осуществляемых государством в целях развития и создания условий для эффективного формирования агропромышленного комплекса, повышения уровня и качества жизни населения [7].

Основными ее задачами являются:

- обеспечение населения РФ доступными высококачественными продуктами питания в размерах, поддерживающих здоровый образ жизни;

- формирование и обеспечение экономической безопасности продовольственных рынков;

- обеспечение продовольственной безопасности;

- развитие конкурентоспособного и устойчивого сельскохозяйственного производства;

- восстановление и создание современной индустриальной базы агропромышленного производства;

- обеспечение рационального землепользования в аграрном секторе, применение рыночных и внерыночных форм оборота сельскохозяйственных земель, контроль использования земель, регулирование земельных отношений в сельской местности;

№ 2 (018), 2010

- повышение финансовой устойчивости деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- выявление нормативно-правовых и рыночных инструментов социально-экономического механизма государственной поддержки реальных товаропроизводителей продовольствия (а не посредников), нивелирование диспаритета цен в сельском хозяйстве;

- определение путей рационального использования ресурсного потенциала агропромышленного производства и необходимых сдвигов как в отраслевой, так и территориальной структуре производства;

- соблюдение установленных требований в области охраны окружающей природной среды, сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве, создание потенциала для будущего развития.

Государственная агропродовольственная политика должна базироваться на следующих принципах:

1. Равная доступность государственной поддержки для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от их организационно-правовых форм.

2. Прозрачность агропродовольственной политики.

3. Равная доступность для всех субъектов аг-ропродовольственных рынков информации о рынках и о государственной агропродовольственной политике.

4. Единство агропродовольственного рынка и рынков ресурсов для сельскохозяйственного производства, равных условий конкуренции на агро-продовольственном рынке на всей территории РФ.

5. Последовательность и устойчивость мер государственного регулирования агропродоволь-ственного сектора.

6. Адресность мер государственной поддержки и целевое программное использование бюджетных средств.

7. Гарантированность исполнения обязательств государства перед сельскохозяйственными товаропроизводителями и другими субъектами агропродовольственного рынка [4].

Для реализации целей и принципов агропродо-вольственной политики применяются следующие инструменты государственного регулирования:

- специальные налоговые режимы для субъектов агропродовольственного рынка;

- закупка, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд;

- установление минимальных и максимальных пороговых (гарантированных), интервенционных цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие;

- таможенное регулирование, учитывающее специфику агропродовольственного сектора;

- тарифное и нетарифное регулирование импорта и экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

- предоставление субсидий, субвенций, гарантий и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим субъектам агро-продовольственного рынка, иные формы бюджетного финансирования;

- государственные инвестиции;

- технические регламенты, лицензии и другие виды ограничений;

- управление рисками в сельском хозяйстве, связанными со спецификой агропродовольствен-ного сектора;

- стимулирование развития институтов и инфраструктуры агропродовольственного рынка, включая систему кооперации кредитования, в том числе на основе залога земельных участков, лизинг техники и оборудования, страхование;

- антимонопольное регулирование, меры по устранению административных, региональных и технических барьеров в агропромышленном комплексе;

- программы устойчивого развития сельских территорий и сохранения природных ресурсов и природного ландшафта;

- информационное обеспечение и консультационное обслуживание субъектов агропродо-вольственного рынка;

- меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая реструктуризацию их долгов;

- стимулирование научно-технического прогресса и инновационной деятельности в агропромышленном комплексе;

- иные инструменты государственного регулирования, предусмотренные действующим законодательством РФ [3].

Для упорядочения все эти инструменты можно разделить на четыре группы: инструменты финансового характера, поддержка производства, поддержка рынка, поддержка социальной инфраструктуры сельской местности (хотя каждый из этих инструментов, безусловно, не может использоваться изолированно).

Следует отметить, что экономическая безопасность продовольственных рынков является

макроэкономической проблемой. Она связана с эффективностью общественного производства, уровнем и дифференциацией доходов населения, безработицей. Рост потребления возможен только при макроэкономической стабилизации и неуклонном росте реальных доходов населения, а не посредством перераспределения земельных ресурсов, как это рекомендуется международными организациями для развивающихся стран [2].

С увеличением индустриализации сельскохозяйственного производства связь между земельным распределением и продовольственным потреблением становится все менее очевидной. Доступ населения к земле с приватизацией или без приватизации, в виде фермерских и личных подсобных хозяйств, функционирующих при поддержке крупных товарных хозяйств или самостоятельно, городского населения в виде дачных кооперативов позволяет несколько повысить уровень продовольственного потребления, особенно той части населения, которая непосредственно производит сельскохозяйственную продукцию. В то же время перераспределение земель не является определяющим фактором их рационального использования и решения продовольственной проблемы. В современных условиях проблема стоит комплексно. Это не только аграрная политика, но и политика доходов населения, развития продовольственной инфраструктуры, инвестиционных приоритетов в продовольственных цепочках, межрегиональной торговли и др.

Устойчивость продовольственного обеспечения определяет благополучие страны. В условиях политической самостоятельности и экономической нестабильности в связи с сокращением объемов производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия их роль становится приоритетной. При всем разнообразии путей и механизмов решения продовольственной проблемы важнейшим направлением является достижение стабильности производства на основе устойчивого развития собственного сельского хозяйства [4].

Результаты реализации агропродовольствен-ной политики мы предлагаем определять по следующим комплексам показателей, которые можно разделить на четыре блока: продовольственный, сельскохозяйственный, агропромышленный, внешнеторговый, правоохранительный.

Продовольственный блок включает в себя такие показатели, как:

- физиологические нормы потребления в расчете на одного человека;

- сложившаяся структура потребления, рассчитываемая исходя из платежеспособного

спроса населения, с учетом фактического потребления продукции собственного и импортного производства;

- показатель уровня питания, рассчитанный как отношение сложившейся структуры потребления с учетом потребления продукции собственного и импортного производства к совокупной физиологической потребности;

- показатель самообеспечения России продовольствием, рассчитанный как отношение сложившегося потребления продукции собственного производства к физиологическим потребностям [3].

В сельскохозяйственный блок входят:

- показатели состояния агропотенциала страны, которые можно определить либо на основе фактически достигнутого объема производства, либо путем использования метода аналогов - из расчета возможного увеличения объемов производства продукции при условии использования современных технологий;

- показатели эффективности сельского хозяйства (валовая продукция с 1 га; валовая продукция на одного работающего; урожайность зерновых культур с 1 га; продуктивность животноводства на единицу корма; фондоотдача в сельском хозяйстве; количество человек, которое может прокормить один сельскохозяйственный рабочий и т. д.);

- потребительская корзина производителя -показатель, характеризующий издержки производства того или иного вида продукции;

- доходность производства (рассчитывается на основе предыдущего показателя, поскольку является индикатором необходимости государственной поддержки данного вида производства);

- величина дотаций сельскому хозяйству;

- соотношение уровня заработной платы сельскохозяйственных производителей и средней заработной платы в стране как отражение потенциальной активности трудовых ресурсов сельского хозяйства [3].

В рамках агропромышленного блока выделяются:

- структура издержек производства продукции (материальные и трудовые затраты, амортизация, прочие расходы) и ее сопоставление с разработанными нормативами;

- баланс производства продукции и коэффициенты товарности, использования продукции на различные цели, потери. На основании оценки сложившегося уровня потерь, характерных для всего АПК, можно разработать и обосновать меры структурной политики, направленные на сокращение потерь продовольствия;

- ценовые соотношения: фактор - продукт, продукт - продукт, фактор - фактор;

- сельскохозяйственных цен: оптовых и розничных цен (через структуру розничной цены).

Внешнеторговый блок включает в себя следующие показатели:

- доля импорта в потреблении продовольствия (продовольственная зависимость от импорта);

- баланс ввоза и вывоза сельскохозяйственной продукции;

- баланс ввоза и вывоза продуктов питания;

- соотношение внутренних и мировых сельскохозяйственных и оптовых цен;

- оценка возможного ущерба либо для сельскохозяйственных производителей от либерализации внешней торговли сельхозпродукцией и продовольствием, либо для конечных потребителей от мер, связанных с ограничениями импорта;

- группа показателей, связанных с ежегодными колебаниями в производстве зерновых по регионам, странам и во всем мире; производстве животноводческой продукции по регионам, странам и во всем мире; обеспечении отраслей животноводства кормами по регионам, странам и во всем мире; обеспечении продовольственными товарами по регионам, странам и во всем мире; ценах на различные виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия [3].

Особое место в реализации аграрной политики занимает процесс вертикальной интеграции. Кооперирование даст возможность всем его участникам создать более равные экономические условия хозяйствования, взаимную выгоду и равноправие:

- объединение крестьянских (фермерских) хозяйств, а также личных подсобных хозяйств в кооперативы;

- создание специализированных потребительских кооперативов или ассоциаций по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Поскольку агросфера представляет собой сложную социально-экономическую и одновременно хрупкую агробиологическую систему природы и общества, постольку она как объект осуществления аграрной стратегии и политики государства не должна ограничиваться рамками лишь производства (сельскохозяйственного или агропромышленного). При формировании аграрной сферы следует относиться к ней как к важнейшему ресурсу жизнеобеспечения (производство продовольствия), жизнедеятельности (условия и качество жизни проживающих в сельской местно-

сти) и жизнеустройства (степени освоенности территориальной среды обитания).

В сфере продовольственной безопасности соединяются узловые проблемы экономики, реальные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, рынка продовольствия, изменения степени его зависимости от мирового рынка, социального положения, платежеспособности в целом и потребителей в различных регионах. Мировая практика свидетельствует, что страна сохраняет свою независимость, если доля импорта во внутреннем потреблении не превышает 20-25 % [6].

На формирование и создание необходимого уровня продовольственной безопасности оказывает влияние совокупность двух групп диаметрально противоположных факторов. С одной стороны - негативные, снижающие общий уровень развития, а с другой - позитивные, соответствующие эволюционному развитию экономической системы.

Преодоление узкой трактовки объекта аграрной стратегии и политики может и должно способствовать пониманию сущности и перспективы развивающихся рыночных отношений в формирующихся сегодня различных формах хозяйствования в сельском хозяйстве [7].

Исходя из сложившихся условий в АПК страны, современных проблем функционирования и развития аграрной сферы жизнедеятельности, требующих своего разрешения на региональном и федеральном уровне, нами выделены следующие приоритетные цели на среднесрочный период:

1. Стабилизация бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и ценовой политики развития продовольственных рынков.

2. Углубление рыночных и других институциональных преобразований в сфере рынков продовольствия.

3. Научные исследования и инновационные проекты по созданию и внедрению ресурсосберегающих технологий, экологически безопасных производств.

4. Создание организационно-экономических условий развития инвестиционно-инновационной деятельности в аграрной сфере.

5. Программы и механизмы модернизации производства, реструктуризации предприятий сельского хозяйства.

6. Программы устойчивого развития регионов (в контексте продовольственной безопасности).

Основные механизмы управления развитием рынка продовольственных товаров в Тамбовской области находят свое отражение в программе

«Реализация национального проекта по развитию АПК в Тамбовской области на 2006-2007 годы» [5].

Программа была утверждена Законом Тамбовской области от 28 апреля 2006 г. № 31-З. Законами Тамбовской области от 31 октября 2006 г. № 104-З и от 4 июня 2007 г. № 220-З в нее были внесены изменения.

Основные цели и задачи Программы: ускоренное восстановление и развитие животноводства области, стимулирование развития малого предпринимательства в агропромышленном комплексе области, расширение доступности кредитных ресурсов финансовых организаций, создание снабженческих, сбытовых, перерабатывающих и кредитных кооперативов на селе, повышение заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей в увеличении производства товарной животноводческой продукции, увеличение числа рабочих мест, повышение занятости и жизненного уровня сельского населения.

За счет реализации мероприятий Программы намечалось:

- увеличить производство мяса и молока в области к 2008 г. соответственно на 8,0 и 5,1 %;

- увеличить объемы производства продукции в личных хозяйствах населения на 3,4 %, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 6,5 %;

- дополнительно построить объектов животноводства на 25 тыс. скотомест;

- увеличить доступ граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств к кредитам и займам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создать дополнительно в сельском хозяйстве области более 1 тысячи рабочих мест;

- организовать работу не менее 58 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 33 - кредитных, 7 - перерабатывающих, 18 - снабженческо-сбытовых;

- повысить уровень жизни сельских жителей.

На осуществление мероприятий данной программы планировалось направить 688,3 млн руб. бюджетных средств в виде субсидий, в том числе: из областного бюджета - 286,0 млн руб., из федерального бюджета - 402,3 млн руб.

По информации администрации области, в 2006-2007 гг. в национальный проект по развитию АПК было включено семь объектов: ООО «Тамбовмясопром» Гавриловского, ООО «Центральное» Никифоровского, «Золотая Нива» Знаменского, ОАО «Бондариагропромхимия» Бондар-ского, ООО «Федоровское» Жердевского, ООО «Сельхозинвест» Тамбовского, ИП глава КФХ В. А. Бичахчян Инжавинского районов. Кроме того, реализуются проекты по строительству четы-

рех свинокомплексов (ООО «Сельхозинвест» Тамбовского района), бройлерной птицефабрики (ООО «Управляющая компания «Провиант» Знаменского района), по реконструкции и строительству четырех свинокомплексов (ООО БАЙТАМ Рассказовского района). С начала реализации проектов по строительству животноводческих комплексов освоено 1443,7 млн руб. капитальных вложений (за счет долгосрочных кредитов), в том числе в 2007 г. - 987,9 млн руб. Начислено и профинансировано 55,6 млн руб. субсидий, в том числе из областного бюджета 18,5 млн рублей, из федерального бюджета - 37,1 млн руб.

Для субсидирования малых форм хозяйствования в 2006-2007 гг. выделено 51,0 млн руб. из федерального бюджета и 2,5 млн руб. из областного бюджета. Кроме того, в качестве безвозмездной финансовой поддержки на становление потребительских кооперативов (приобретение оргтехники, средств связи, мебели) из областного бюджета выделено 2,4 млн руб.

Для привлечения кредитов малым формам хозяйствования было выделено залога из регионального залогового фонда в объеме 99,6 млн руб., из муниципальных залоговых фондов - 87,9 млн руб.

К положительным результатам выполнения мероприятий Программы следует отнести то, что численность свиней (в хозяйствах всех категорий) возросла на 10,6 % в сравнении с 2005 г., овец и коз - на 6,8 %, индекс физического объема продукции сельского хозяйства у хозяйств населения вырос на 6,7 %, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - на

29.2 %. 153 молодые семьи, работающие на селе, улучшили жилищные условия, дополнительно создано более 1 тыс. рабочих мест, повысился уровень жизни сельских жителей [5].

Вместе с тем, не были достигнуты планируемые показатели по производству мяса и молока. Не выполнен план ввода в эксплуатацию первой очереди свиноводческого комплекса ООО «Там-бовмясопром» Гавриловского района.

По данным Тамбовстата, за два года численность крупного рогатого скота уменьшилась на 21,7 тыс. голов (13,3 %), в том числе коров - на

17.3 тыс. голов (20,5 %), численность птицы (без учета индивидуальных хозяйств населения) уменьшилась на 799,6 тыс. голов (72,6 %).

Однако современные кризисные явления в экономике способствовали ухудшению конъюнктуры рынка продовольственных товаров в тамбовской области. Действующие механизмы управления развитием рынка продовольственных товаров в Тамбовской области демонстрируют

недостаточную эффективность в современных условиях. Поэтому целесообразной видится корректировка действующих и разработка новых механизмов управления развитием рынка продовольственных товаров с учетом региональной специфики и общекризисной составляющей.

Литература

1. Азизова С. Г. Продовольственный комплекс в системе сфер и отраслей региональной экономики // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 2008. № 7.

2. Беляевский И. К. Региональный анализ динамического развития потребительского рынка // Вопросы статистики. 2007. № 12.

3. Буздалов И. Проблемы обеспечения устойчивого развития агропродовольственной системы // Общество и экономика. 200б. № б.

4. Ковалев Е. Агропродовольственный сектор России: новые возможности и старые проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № З.

5. О завершение реализации программы Тамбовской области «Реализация национального проекта по развитию АПК в Тамбовской области на 200б-2007 го-

ды: постановление администрации Тамбовской области от 31.03.2008 г. № 981.

6. Радаев В. Эволюция организационных форм в российской розничной торговле: продовольственный сектор: тенденции развития // Вопросы экономики. 2006. № 10.

7. Ушачев И. Агропродовольственный сектор: основные направления и проблемы // Экономист. 2006.

№ 5.

* * *

MODERN MECHANISM OF CONTROL OF TAMBOV-REGION FOOD-MARKET DEVELOPMENT

N. V. Denisov

This paper examines modem mechanisms of the controlling of the tambov-region food-market development. A classification of the instruments to regulate the agro-food policy is given. The region activities concerned with the food-market regulation are analyzed.

Key words: agro-food policy, state impact on economy, food-market, regional economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.