Научная статья на тему 'Механизм стратегического управления продовольственными ресурсами'

Механизм стратегического управления продовольственными ресурсами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ / БАЛАНС ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ / FOOD STRATEGY / FOOD SUPPLY / BALANCE OF FOOD RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Владислав Борисович

В статье рассматривается механизм стратегического управления продовольственными ресурсами региона, как составляющая часть национальной и экономической безопасности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF STRATEGIC MANAGEMENT Food resources

The article discusses the mechanism of strategic management of food resources in the region, as an integral part of national and economic security of the region.

Текст научной работы на тему «Механизм стратегического управления продовольственными ресурсами»

УДК 338.439

МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ РЕСУРСАМИ

Соколов Владислав Борисович,

Канд. эконом. наук, декан экономического факультета НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный институт, г. Саранск

E-mail: pochtvlad@gmail.com

MECHANISM OF STRATEGIC MANAGEMENT FOOD RESOURCES

Vladislav Sokolov,

Candidate of Economics Science Dean of the Faculty of Economics of Mordovian humanitarian Institute, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается механизм стратегического управления продовольственными ресурсами региона, как составляющая часть национальной и экономической безопасности региона.

ABSTRACT

The article discusses the mechanism of strategic management of food resources in the region, as an integral part of national and economic security of the region.

Ключевые слова: продовольственная стратегия, продовольственные ресурсы, баланс продовольственных ресурсов.

Keywords: food strategy, food supply, balance of food resources.

Экономические санкции Запада и ответные шаги российского правительства вновь привлекли внимание к проблеме стратегического управления продовольственными ресурсами. Возник вопрос о том, что важнее сегодня: развитое собственное производство и независимость от импорта или налаженная логистика и высокая конкуренция импортных поставщиков?

Эксперты ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) определяют стратегическое управление продовольственными ресурсами как важнейшую гарантию права на жизнь: оно характеризует способность

государства удовлетворять потребности населения в доброкачественных продуктах питания, питьевой воде.

В современной ситуации выше упомянутая тема приобрела важное значение. Во-первых, стратегическое управление продовольственными ресурсами - это некий индикатор независимости. Во-вторых, сейчас актуально использовать потенциал Крыма для увеличения объемов производства сельскохозяйственных культур. Например, по данным Минсельхоза, только производство зерна за счет присоединения новых территорий может вырасти на 2 млн. тонн в год. Кроме того, Крым поможет сократить импорт таких продуктов, как ранние овощи, фрукты: он давал Украине почти половину сбора винограда, пятую часть плодов и ягод, а также мясо, молоко, шерсть и эфирные масла. Здешние мускатные вина ценятся во всей Европе.

Формирование и использование продовольственных ресурсов являются приоритетными процессами общественного развития, так как в силу своей специфики они органично связаны с ежедневными потребностями, а по уровню цен и доступности жизненно важных продовольственных товаров определяются преимущества и недостатки существующей социально-экономической системы.

В силу естественных конкурентных преимуществ Россия является крупнейшим товаропроизводителем и экспортером продовольствия, но при этом ее возможности отстают от растущего спроса на качественные продовольственные ресурсы. Это является следствием кризиса системы продовольственного обеспечения страны как составной части системы ее экономической и национальной безопасности.

Государству необходимо создавать условия для роста национального потенциала производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия. В связи с этим требуется принципиально новая модель организационно -экономической системы формирования и использования продовольственных ресурсов страны и регионов, основанной на реализации механизма

стратегического управления, которое является одним из общепринятых инструментов эффективного развития [1, с. 112-122].

Следовательно, весьма актуальными являются вопросы теории и практики стратегического управления продовольственными ресурсами, разработки продовольственной стратегии и экономического механизма ее реализации, которые должны предусматривать применение имеющегося методического и методологического потенциала стратегического управления применительно к этой конкретной производственно-экономической системе. Вместе с тем необходимо констатировать, что многие теоретические и методические вопросы оценки эффективности продовольственного обеспечения и системы формирования и использования продовольственных ресурсов остаются малоизученными, а ряд положений носит дискуссионный характер.

Современные социально-экономические условия, характеризующиеся сложными производственными отношениями, обострением конкурентной борьбы, динамичностью внешней среды, предъявляют новые требования к развитию механизма стратегического управления. Особенности организации стратегического управления и развития его инструментов, несмотря на их возрастающую актуальность, недостаточно изучены в современной экономической науке. В научных разработках и публикациях имеются противоречивые подходы к стратегическому управлению, поэтому требуют уточнения теоретические и методологические аспекты данной области управления [3, с. 50-56].

Стратегическое управление следует рассматривать как особый тип управления по достижению целей и выполнению своего предназначения (миссии), позволяющий адаптироваться к вызовам внешней среды, используя возможности человеческого потенциала (капитала), гибко реагировать на запросы потребителей, своевременно проводить инновационные изменения, развивать рынки сбыта, добиваться конкурентных преимуществ, что в

совокупности позволяет наращивать потенциальные возможности региона в долгосрочной перспективе.

Систему формирования и использования продовольственных ресурсов целесообразно выделять в качестве объекта стратегического управления. Мы считаем, что стратегическое управление продовольственными ресурсами следует рассматривать как специфичную программно-целевую деятельность, направленную в соответствии с требованиями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации на обеспечение следующих стратегических приоритетов: а) обеспечение социально-экономических потребностей в условиях ВТО: на предотвращение чрезвычайных продовольственных ситуаций и их отрицательных последствий, достижение стратегической конкурентоспособности продовольственных ресурсов, реализацию целевых продуктовых программ по базовым видам продовольствия, эффективное использование продовольственного потенциала региона; б) реализацию целевых функциональных стадий в производственно-потребительском цикле: на формирование стратегических продовольственных ресурсов и системы их распределения, на наращивание объемов собственного производства и использование возможностей межрегиональных продовольственных связей и мирового рынка; оптимизацию продовольственного баланса и рост уровня потребления и экономической достаточности продовольствия; непрерывное поддержание государственных стратегических фондов продовольствия; самообеспечение социально-значимыми видами продовольствия; создание условий для развития высокотехнологичного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В связи с этим, мы выделяем следующие последовательные этапы стратегического управления формированием и использованием продовольственных ресурсов, которые представлены на рисунке 1.

Стратегическое управление продовольственными ресурсами представляется как специфичный тип управления, который базируется на

применении экономических, организационных, правовых и мотивационных инструментов реализации долгосрочной стратегии социально-ориентированного формирования и использования продовольственных ресурсов с учетом территориальной и отраслевой специфики регионов.

Мы предлагаем ввести классификацию системообразующих факторов продовольственного обеспечения региона, которые будут выделяться в следующие 5 групп:

- продовольственно-потребительские, отражающие количественный и качественный уровни продовольственного обеспечения, физиологическую потребность в продуктах питания, платежеспособный спрос населения и самообеспеченность продовольствием;

- сельскохозяйственные, характеризующие фактическое состояние агропотенциала, его эффективность, доходность, уровень инвестиций;

- промышленные, отражающие процесс производства продовольствия, его материально-техническую базу, уровень издержек и потерь;

- внешнеэкономические, характеризующие взаимосвязь внутреннего и мирового рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- эколого-биологические, отражающие качество сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, соответствие нормам и стандартам качества, а также степень воздействия на окружающую среду.

Каждая из групп факторов продовольственного обеспечения имеет свои показатели - индикаторы, характеризующие состояние и уровень продовольственной ситуации в стране и регионах.

Долгосрочная продовольственная стратегия развития системы формирования и использования продовольственных ресурсов региона должна базироваться на положениях Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации до 2020 года [2, с. 2-9].

Необходимо формирование региональной продовольственной стратегии, предусматривающей реализацию стратегических решений, обеспечивающего стабильное развитие собственного производства, формирование и использование продовольственных ресурсов, ориентированной на соответствующие международные соглашения в условиях ВТО.

Идеи и гипотезы

3

5

Р

|

Р Сз

I 3 1

§

3

5

|

1

Стратегический анализ (основные виды и объемы продовольствия, технологии, рынки сбыта, состояние внешней среды, потребности населения)

А.

Определение целей системы формирования и использования продовольственных ресурсов

Анализ и оценка внешней среды

1

Выявление сильных и слабых сторон, угроз и возможное/ней

I

Планирование, прогнозирование, проекпшрование параметров формирования и использования продовольственных ресурсов

Анализ стратегических альтернапшв развипшя продовольственного обеспечения

I

Социально-экономическая оценка системы формирования и использования продовольственных ресурсов

Выбор стратегии развипшя системы формирования и использования }у?о-довольственных ресурсов

Управление реализацией стратегии развипшя системы формирования и использования продовольственных ресурсов

Оценка и корректировка стратегии развития системы формирования и использования продовольственных ресурсов

Рис. 1 - Этапы стратегического управления формированием и использованием

продовольственных ресурсов

При этом следует учитывать закономерности и современные тенденции функционирования системы продовольственного обеспечения региона, опыт и процессы, связанные с глобализацией и регионализацией экономик.

Под продовольственной стратегией необходимо понимать комплекс мер, обеспечивающих достижение стратегических целей, задач и ориентиров, которые определяют приоритетные направления развития продовольственной системы и ее

подсистем в долгосрочном периоде, повышают вероятность их эффективного функционирования в условиях динамичной конкурентной среды.

Ее формирование на уровне региона в структурированном виде можно представить как последовательный процесс, состоящий из нескольких функциональных стадий [6, с. 14-17]:

- Первая - определение потребности в продовольствии (уточнение норм потребления продуктов питания для всех категорий населения в различных зонах регионов; определение и планирование потребности населения в продовольствии с учетом территориального зонирования; выявление факторов, оказывающих влияние на потребность в продовольствии; удовлетворение потребностей населения в отдельных продуктах питания);

- Вторая - формирование продовольственных ресурсов (создание продовольственных фондов и государственных продовольственных резервов; обеспечение населения и спецпотребителей продовольствием; сокращение импорта и увеличение экспорта продовольственных товаров; повышение транспортабельности и сохранности продукции);

- Третья - производство продовольствия (рост объемов производства сельскохозяйственной продукции для самообеспечения продовольствием; увеличение объемов переработки сельскохозяйственной продукции и производства пищевых товаров; обеспечение условий воспроизводства природной среды; производство экологически чистой продукции; повышение качества продукции);

- Четвертая - распределение продовольственных ресурсов (обеспечение поступления необходимых продуктов питания в соответствии с ассортиментом; формирование специализированных рынков сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров; развитие системы транспортировки и хранения сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров);

- Пятая - потребление продовольствия (рационализация питания населения, повышение уровня его сбалансированности; совершенствование ассортимента продовольственных товаров; повышение качества и достижение экологической безопасности продуктов питания; потребление продуктов не ниже размеров состава минимальной продовольственной корзины; достижение рациональных объемов

потребления всех основных продовольственных товаров; обеспечение физической и экономической доступности продовольствия);

- Шестая - организация межрегионального обмена (развитие межрегиональных продовольственных связей с конкретными регионами; определение объемов ввоза и вывоза продовольствия (по видам); обеспечение эффективности процессов межрегионального продовольственного обмена);

- Седьмая - государственное регулирование и мониторинг процессов продовольственного обеспечения (обеспечение взаимосвязанного функционирования элементов и подсистем; сокращение сроков формирования и товародвижения продовольственных ресурсов; организация мониторинга информационного обеспечения основных процессов; контроль за соответствием фактического состояния объекта управления нормативным параметрам и их корректировка; разработка и реализация целевых продуктовых программ).

Основной целью продовольственной стратегии в регионе является модернизация отраслей агропромышленного комплекса, выбор приоритетных направлений развития и адекватных механизмов обеспечения конкурентоспособности их продукции, сырья и продовольствия.

Продовольственная стратегия устанавливает приоритетные направления развития системы формирования и использования продовольственных ресурсов региона, которые могут реализовываться по двум сценариям: 1-й - инерционный, который основан на действующих экономических механизмах, сложившихся размерах государственной поддержки, инвестиционных возможностях и соответственно учитывает темпы прироста валовой продукции; 2-й - инновационный (или умеренно оптимистический), основным фактором развития которого становятся инновации как конечный результат инновационной деятельности. При данном варианте ускоренное социально-экономическое развитие, реализация основных целей и задач стратегии должны осуществляться за счет использования возможностей модернизации действующего производства и ускорения реализации инновационных разработок [5, с. 178-180].

Санкции в отношении основных институтов развития аграрного сектора России на самом деле означают появление угрозы продовольственной безопасности

по последствиям для России и для российского потребителя. Указом Президента России № 560 от 6 августа 2014 г введено российское продовольственное эмбарго -запрет ввоза в Россию «отдельных видов» сельхозпродукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, вводившее экономические санкции в отношении российских юридических и физических лиц в 2014 году.

Нынешняя приостановка импорта продовольствия из ряда стран означает в первую очередь переориентацию России с западноевропейского и североамериканского рынков на рынок БРИКС. Безусловно, диверсификация импорта может способствовать продовольственной безопасности России. Логистика и транспортные расходы при этом вовсе не служат серьезным препятствием. Фактически сегодня речь идет просто об увеличении объемов импорта из ряда стран, которые и так поставляют продовольствие в Россию.

Однако смена импортеров никоим образом не решает задач продовольственной независимости. Ограничения затрагивают товары, которые составляют лишь 19,5% российского импорта продовольствия, и даже для этой группы товаров находятся альтернативные импортеры. Расширение китайского продовольственного коридора и экспорта китайских овощей и фруктов на российский Дальний Восток отнюдь не способствует возрождению отечественного сельского хозяйства.

Тем не менее, Правительство заявило о намерении увеличить финансирование сельского хозяйства. По словам вице-премьера А.Дворковича, курирующего развитие АПК, основное внимание планируется уделить проектам по выращиванию крупного рогатого скота и индейки, производству молока и тепличному производству. На решение проблем импортозамещения потребуется порядка 5 лет и 40-50 млрд. руб. ежегодной господдержки. При этом пока не упоминается о немаловажном человеческом факторе. Российские села вымирают ускоренными темпами, а политика по закрытию сельских школ, оптимизации больниц и здравпунктов в совокупности с удорожанием транспортных расходов возрождению села отнюдь не способствуют.

Ключевым положением стратегического управления формированием и использованием продовольственных ресурсов региона являются анализ и оценка

внутренних ресурсов для достижения долгосрочных целей, повышения конкурентоспособности продукции и завоевания новых сегментов рынка. Для этого необходимо использование его наиболее результативных инструментов, из которых в качестве приоритетного выступает стратегическое прогнозирование. Следовательно, реализация потенциала стратегического управления формированием и использованием продовольственных ресурсов региона требует разработки специального методического подхода к обоснованию и аргументированию прогрессивных параметров развития системы их формирования и использования. Следовательно, необходима разработка краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов в сфере управления формированием и использованием продовольственных ресурсов с целью обоснования параметров продовольственной стратегии, ориентированной на удовлетворение внутрирегиональных потребностей населения в продовольствии, межрегионального обмена, формирование общенациональных и резервных фондов продовольствия [7, с. 136].

Список литературы:

1. Зинина Л.И., Бурлакова О.А. Производство конкурентной сельскохозяйственной продукции: формирование стратегии развития // Проблемы теории и практики управления. 2010. №2 8.

2. Зинина Л.И., Глухова Т.В. Организация регулирования продовольственного обеспечения региона // Региональная экономика. 2014. №2 8.

3. Зинина Л.И., Зинин Е.М. Стратегическое управление продовольственной системой. - Саранск: Мордовский государственный университет, 2007.

4. Зинина Л.И., Соколов В.Б. О формировании модели стратегического управления продовольственными ресурсами // Электронный журнал: «Современные проблемы науки и образования». 2013. №3. URL: http://www. science-education.ru/109-9190.

5. Соколов В.Б. Стратегическое управление продовольственными ресурсами // Диссертация на соискание ученной степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. Саранск, 2013.

6. Соколов В.Б. Стратегическое управление продовольственными ресурсами// Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05/ Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. Саранск, 2013.

7. Соколов В.Б. Региональные тенденции и факторы формирования продовольственных ресурсов // Актуальные вопросы экономических наук. 2013. № 29-1. С. 134-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.