il
Л. И. ЗИНИНА Т. В. ГЛУХОВА
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
Ключевые слова: продовольственный рынок, государственное регулирование, потребительский спрос, продовольственные связи, экономическая доступность продовольствия, мониторинг продовольственного рынка, продовольственные ресурсы, инструменты регулирования, прогнозирование спроса
Key words: food market, state regulation, consumer demand, food links, economic availability of food stuff, monitoring of food stuff, food resources, instruments of regulation, prognostication of demand
Система организации и регулирования продовольственного рынка направлена на обеспечение экономической и продовольственной безопасности страны. Эффективность функционирования продовольственного рынка во многом определяется степенью участия государства в формировании и использовании продовольственных ресурсов. Реализация потенциальных возможностей увеличения производства раз-
ЗИНИНА Любовь Ивановна, заведующая кафедрой информационных систем в экономике и управлении Мордовского государственного университета, доктор экономических наук, профессор.
ГЛУХОВА Татьяна Васильевна, доцент кафедры информационных систем в экономике и управлении Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.
личных видов продовольствия и создания его государственных резервов возможна при активизации регулирующей роли государства.
Состояние продовольственного обеспечения показывает острую необходимость реализации целенаправленной социально ориентированной продовольственной государственной политики. Именно государство должно стать гарантом последовательного осуществления задач хозяйственного регулирования, координировать процессы рыночных преобразований в агропродовольственной системе. Однако признание необходимости государственного регулирования продовольственного рынка не дает ответов на вопросы, каким должен быть его механизм. Зарубежный опыт в этой области не всегда может быть применим к условиям России. В системе государственного регулирования продовольственного рынка наряду с традиционными важно формировать более прогрессивные инструменты с учетом национальных, исторических, социально-экономических особенностей конкретных регионов и современных требований общественного развития.
В работах отечественных и зарубежных ученых обоснованы принципиальные положения формирования, развития и функционирования продовольственного рынка, развития его инфраструктуры в период реформирования и трансформации экономических отношений1. В то же время многие стороны этой сложной проблемы требуют дальнейшего исследования, особенно в региональном аспекте. Важное научное и практическое значение имеют дальнейшее совершенствование инструментариев экономического механизма регулирования регионального продовольственного рынка, изыскание более рациональных способов товародвижения, формирование социально-экономической системы распределения ресурсов продовольствия.
Исследование системы регулирования регионального рынка продовольствия позволило выявить несовершенство ценовой политики, финансово-кредитных и внешнеэкономических инструментов его регулирования. Равновесие спроса на продовольственные товары и его предложения устанавливается в условиях низкой покупательной способности населения. Происходит неоправданное наращивание цен реализации продуктов питания из-за увеличения количества посреднических звеньев. Действует сложная, с элементами
дублирования, и весьма несовершенная система контроля безопасности и качества продовольственных товаров. Функции регулирования производства продовольствия, торговли продовольственными товарами и предоставления услуг рассредоточены между различными ведомствами. Недостаточно развита экспортная инфраструктура, направленная на продвижение продовольственных товаров на межрегиональный и международный рынки.
Анализ позиций, существующих в области развития продовольственного рынка, позволил сделать вывод о том, что он исследуется преимущественно на общероссийском уровне. Однако в последние годы агроэкономические преобразования в значительной степени переносятся в регионы, где производится товарная продукция, осуществляются экономические связи между сельхозтоваропроизводителями, перерабатывающими предприятиями, заготовительными организациями и сферой торговли. Регионы вступают в прямые экономические отношения не только друг с другом, но и с зарубежными странами. В связи с этим понятие «региональный продовольственный рынок» следует рассматривать как целостную, территориально обособленную систему социально-экономических отношений по производству, формированию, обмену, распределению и потреблению продовольственных ресурсов и продуктов питания, функционирование которой обусловлено во многом спецификой действия региональных агроэкономических условий и производственных факторов, а также направлено на активизацию производственных и обменных процессов, межрегиональных продовольственных связей, обеспечение социально-экономической эффективности и продовольственной безопасности региона.
Способы воздействия государства и используемые при этом инструменты различаются в зависимости от целей, которые должны быть достигнуты при регулировании рынка продовольствия. В связи с этим государственное регулирование продовольственного рынка нами рассматривается как механизм, основанный на использовании инструментов экономического воздействия на развитие процессов производства, формирования, обмена, распределения, потребления продовольственных ресурсов и направленный на формирование стратегических и оперативных продовольственных ресурсов и рациональной системы их распределения; наращивание
объемов собственного производства и использование возможностей межрегиональных продовольственных связей и мирового рынка; восстановление уровня потребления основных продуктов питания и повышение экономической доступности продовольствия; создание и поддержание фондов продовольствия для государственных нужд; формирование условий производства социально значимых продуктов питания и роста продовольственной самообеспеченности региона.
Мы считаем, что необходимо формирование комплексной системы государственного регулирования регионального продовольственного рынка, включающего специализированные меры по формированию продовольственных потребностей и возможностей региона, стимулированию спроса на продовольствие с ориентацией на обеспечение приоритета потребителя, а также формированию условий для роста предложения продовольственных товаров и продуктов питания с учетом экономических интересов товаропроизводителей. При этом особое внимание акцентируется на необходимости активизации внешнеэкономических продовольственных связей и интенсивном формировании специализированной инфраструктуры продовольственного рынка.
Анализ уровня самообеспечения региона продовольственным сырьем и продуктами питания показывает, что обеспечение продовольственными товарами населения Республики Мордовия осуществляется в основном за счет собственного производства. При этом уровень самообеспечения предлагается определять на сложившемся уровне потребления и на нормативном. Следует определять коэффициенты фактического (У , ) и нормативного (У ) уровня самообе-
у с.факт' А у с.норм' " А
спечения региона продовольственными ресурсами с учетом медицинских норм потребления:
^ производство — производственное потребление — потери — вывоз (включая экспорт) ^
с.факт личное потребление населения '
У
производство — производственное потребление — потери — вывоз (включая экспорт) .норм личное потребление населения в соответствии с медицинскими нормами
Расчеты по этим формулам позволяют сделать вывод, что фактический уровень самообеспечения региона продовольствием по всем видам продукции, кроме картофеля, значительно ниже нормативного уровня (особенно по мясу и овощам).
Исследования в области оценки уровня доступности продовольствия для населения республики позволили выявить, что в настоящее время почти решена проблема физической доступности продовольствия, но уровень его среднедушевого потребления не повышается. Это обусловлено низкой экономической доступностью продовольствия, отражающей возможности населения и спецпотребителей приобретать необходимые продукты питания в соответствии с уровнем их доходов. Однако в условиях значительной его дифференциации наблюдается не только количественное сокращение потребляемых продуктов, но и качественное ухудшение структуры питания: в пищевом рационе уменьшилась доля высокобелковых продуктов и возросла доля крахмалосо-держащих, что оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье и продолжительность жизни населения.
По десяти основным видам продовольствия дополнительная емкость продовольственного рынка Мордовии составляет 8 869,3 млн руб. (в ценах 2007 г.). Это означает, что для обеспечения экономической доступности социально значимых продуктов питания в соответствии с медицинскими нормами в среднем на одного жителя республики требуются дополнительные денежные средства в размере 843,63 руб. в месяц. Для 7,2 % населения с наименьшими доходами эта сумма составляет 1 520,70 руб. в месяц2. Именно на эту категорию населения в основном ориентирована предлагаемая социально-экономическая модель целевой продовольственной помощи, направленная на расширение емкости продовольственного рынка и обеспечение физической и экономической доступности продовольствия населению региона в соответствии с рекомендуемыми нормами потребления (рисунок).
В основу механизма реализации предложенной модели, направленной на обеспечение баланса социально-экономических интересов производителей, торговли и потребителей, должно быть положено соглашение между Министерством сельского хозяйства и продовольствия РМ, Министерством торговли и предпринимательства РМ, республиканской и районными администрациями. Совместная комиссия по внедрению модели осуществляла бы квалифицированный отбор предприятий-поставщиков; присваивала им звание госагента; определяла номенклатуру и минимальные объемы производства продукции, предназначенные для социальных
целей (учитывая при планировании необходимых объемов производства численность населения с низкими доходами, принятые нормы потребления продуктов и другие условия); утверждала годовой региональный социальный заказ; определяла минимальные гарантированные цены на сырье и представляла их на согласование в Министерство экономики РМ и Министерство сельского хозяйства и продовольствия РМ; определяла и утверждала сбалансированные нормативные сроки взаиморасчетов между госагентами; ежегодно представляла региональному законодательному собранию предложения по выделению средств на формирование региональных социальных фондов.
Реализация вышеназванной модели предполагает предоставление системы дотаций, субсидий, льготных кредитов товаропроизводителям для осуществления обязательств госагента; размещение социального заказа на крупных предприятиях перерабатывающей промышленности и создание предпосылок к устойчивому производству, гарантированному сбыту продукции, полной загрузке производственных мощностей; снижение затрат населения на основные продукты питания и изменение структуры питания в сторону увеличения потребления белковосодержащих продуктов.
В современных условиях необходимо выделение в качестве отдельного объекта управления и регулирования не только производства, но системы сбыта и продвижения продовольствия. Регулирующие меры могут быть разделены на две группы. Первая — оперативные меры воздействия на производственный сектор, направленные на поддержание доходности товаропроизводителей, а также меры по расширению сбыта отечественной продукции на внутреннем рынке и создание условий для нормальной конкуренции товаропроизводителей на внешнем рынке, которые должны предусматривать сохранение (с учетом инфляции) государственной бюджетной поддержки товаропроизводителей; реструктуризацию задолженности субъектов хозяйственной деятельности при условии принятия ими определенных обязательств; регулирование импорта и экспорта продовольствия для развития нормальной ценовой конкуренции продовольствия с импортным преимущественно посредством таможенно-тарифной политики (введение сезонных пошлин на импорт готового продовольствия, временный отказ от та-
моженных пошлин на сырье, поступающее на переработку); регламентацию правил торговли продовольствием (лицензирование оптовой торговли по базовым видам продукции, введение прогрессивной шкалы налогообложения торговых предприятий в зависимости от величины торговых надбавок); формирование условий для активизации межрегиональных поставок продовольствия на основе частичных государственных гарантий или страхования рисков неплатежей за продукцию, передаваемую на переработку и реализацию; принятие мер по обеспечению свободного перераспределения продукции внутри страны.
Вторая — комплексное решение вопросов долгосрочного характера, поддерживающее стабильность производства и развитие инфраструктуры продовольственного рынка. Приоритетное значение здесь имеют адресная государственная помощь и дотирование товаропроизводителей; законодательная регламентация использования бюджетных средств на приобретение продовольствия для государственных нужд (закупки продукции у отечественных товаропроизводителей по гарантированным ценам и передача средств для авансирования производства сырья и продовольствия); формирование финансово-кредитного механизма обслуживания товаропроизводителей, адекватного рынку (создание системы страхования сельскохозяйственной деятельности, расширение сельской кредитной кооперации); стимулирование образования вертикально интегрированных аграрных формирований по технологической цепи «производство сырья — переработка — реализация»; разработка и реализация государственной программы развития инфраструктуры продовольственного рынка, включающей меры по созданию региональных оптовых рынков, развитию региональных розничных сбытовых сетей, производственной инфраструктуры.
Таким образом, государственное регулирование продовольственного рынка призвано обеспечить социальное товарное производство с ориентацией на доступность продовольствия. Основной формой продвижения к социальным целям, гарантирующей их полноценную и эффективную реализацию, должны стать государственные социальные программы, приоритет которых может быть поддержан целенаправленным использованием экономических регуляторов.
Регистрация, выдача социальных карт, проверка
Покупка продукта по социальной карте
Граждане (население с низкими доходами, спецпотребители)
Рисунок. Организационная схема функционирования модели целевой продовольственной помощи на уровне региона
Система товародвижения должна обеспечивать баланс интересов всех ее участников: производителей, оптовиков, розничных торговцев, государства. При этом оптовая торговля, с одной стороны, должна полностью удовлетворять запросы розничной торговли и общественного питания на продовольственные товары по ассортименту, качеству, ценам и условиям их поставки; с другой — являться активным, экономически выгодным коммерческим посредником для товаропроизводителей, организующих продвижение товаров по каналам реализации. В качестве основных направлений развития оптовой торговли в регионе следует выделить оптимизацию состава операторов оптового рынка, а также реформирование каналов товародвижения и создание рыночной инфраструктуры.
Реализация мероприятий по перестройке системы товародвижения позволит снизить издержки обращения, сократить звенность налогового контроля над товарооборотом, стабилизировать цены на потребительском рынке региона, укрепить связи с региональными товарными рынками России и формировать более устойчивую ресурсную базу продовольственного снабжения региона.
Анализ функционирования продовольственного рынка в регионе подтверждает целесообразность организации системы его мониторинга, предполагающей сбор исходной информации, ее обработку, оценку потребностей региона в продовольственных ресурсах, прогнозирование параметров рынка продовольствия, анализ ценовой ситуации и процессов товародвижения для более эффективного использования продовольственного потенциала региона. В целях обеспечения субъектов продовольственного рынка объективной информацией о его текущем состоянии (предложение, спрос, цены, их тенденции, движение товарной продукции) на базе Научно-исследовательского института сельского хозяйства и Аграрного института Мордовского государственного университета предлагается организация информационно-консультационной службы типа «extension».
Таким образом, государственная продовольственная политика должна быть акцентирована на формирование социально ориентированного механизма регулирования продовольственного рынка для поддержания стабильного продовольственного обеспечения, что требует реализации адекватных мер по
обеспечению достаточности и экономической доступности продовольствия, предотвращению чрезвычайных продовольственных ситуаций и их отрицательных последствий. Необходимы комплексное воздействие на сферы производства, переработки, реализации и потребления продовольствия; осуществление системного подхода к регулированию соотношения спроса и предложения; сочетание федеральных и региональных мер экономического, нормативно-правового и административного характера; активизация продовольственных связей; формирование специализированной инфраструктурной среды. Это требует применения программно-целевого подхода в части разработки и реализации специализированных продуктовых программ по базовым видам продовольствия для более эффективного использования продовольственного потенциала региона.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Алтухов А.И., Макин Г.И., Бабков М.А. Развитие продовольственного рынка России. М.: Агри Пресс, 1999. 336 с.
2 См.: Баранов А., Кушнов Г. Развитие продовольственного рынка региона // АПК: экономика. управление. 2006. № 3. С. 24—25.
Поступила 24.12.09.