УДК 338.43.02
Абакарова Рабият Шамсудиновна
методист налогового факультета Дагестанского государственного университета народного хозяйства
РАЗВИТИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В СТРАНЕ
Abakarova Rabiyat Shamsudinovna
Methodologist, Tax Department, Dagestan State Institute of National Economy
DEVELOPMENT OF THE FOOD MARKET IN RUSSIA AS A FACTOR OF ECONOMIC STABILITY IN THE COUNTRY
Аннотация:
В статье речь идет о необходимости регулирования продовольственного рынка. Поддержание сельского хозяйства и устойчивого функционирования национальных продовольственных рынков будет способствовать продовольственной безопасности. Агропродовольственный рынок имеет значительный потенциал для роста, поскольку по уровню потребления основных продуктов питания на душу населения Россия отстает от экономически развитых стран.
Summary:
The article considers the need for food market regulation. The agriculture industry support and the sustainable functioning of the national food markets will contribute to the food security. The agri-food market has significant growth capacity, since the level of per capita consumption of basic food products in Russia falls behind the developed countries.
Ключевые слова:
продовольственный рынок, продовольственная безопасность, государственное регулирование, экономическая доступность продуктов, конкурентоспособность продукции.
Keywords:
food market, food security, government regulation, economic affordability of products, competitive products.
Процессы глобализации экономики и интеграции в мировую хозяйственную систему актуализируют необходимость принятия мер по развитию отечественного рынка продовольствия и создания условий для производства конкурентоспособной продукции. Продовольственный рынок России является важным механизмом, обеспечивающим согласование экономических интересов производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции, он диктует необходимость трансформации государственной системы управления продовольственными рынками. В этих условиях приоритетным становится повышение эффективности методов и инструментов регулирования продовольственного рынка [1].
Заметное повышение цен на тарифы и услуги затрагивает в большей степени население страны и наряду с высоким уровнем инфляции снижает его покупательную способность, не позволяя приобретать основные продукты питания в объемах и качестве, соответствующих рекомендуемым медицинским нормам потребления. При этом рост доходов населения пребывает в менее мобильном диапазоне, чем движение цен на рынке продовольственных товаров и услуг, и именно эти тенденции выступают в качестве ограничителей роста потребительского спроса, препятствуя экономическому росту в отраслях АПК. Так, годовой рост цен на продовольственном рынке составляет в среднем 6-7 %, а рост располагаемых доходов населения - около 2-3 %.
Негативные факторы развития продовольственного рынка России снижают уровень национальной продовольственной безопасности, которая является важнейшей качественной характеристикой социально-экономической системы страны [2]. В целом по стране ухудшилась структура питания населения, уменьшилось потребление продуктов животного происхождения: мяса, молока, яиц и рыбы.
В Доктрине продовольственной безопасности экономическая доступность определена как «возможность приобретения пищевых продуктов по сложившимся ценам в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления».
Для России продовольственная безопасность традиционно является одной из ключевых проблем в системе национальной безопасности, поскольку без надежного продовольственного снабжения населения государство не в состоянии ее обеспечить [3].
Продовольственная безопасность считается достигнутой при обеспечении каждого человека возможностью потребления по рациональным нормам [4].
Проблемы физической доступности продовольствия, как это было в 90-х гг. ХХ в., в настоящее время не существует, однако имеют место угрозы для продовольственной безопасности в
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 23)
плане экономической доступности продуктов питания для России, которая оценивается соотношением доли расходов населения на питание от общего дохода.
Страны, где расходы населения на питание составляют более 50 % общего дохода, относятся к категории бедных. Проведенный нами анализ показал, что доля расходов на приобретение продуктов питания составляет: в США - 6,5 %, в Германии - 12 %, а в целом по развитым странам - до 15-17 %. В России доля расходов на покупку продуктов питания в структуре потребительских расходов населения в 2012 г. составила 28,1 %.
Неразвитость и неэффективность продовольственного рынка обусловили возникновение рисков продовольственной безопасности страны в целом и продовольственной независимости отдельных регионов в частности. Поэтому задача государства состоит в сохранении определенного баланса между ростом цен на продовольствие в розничном сегменте рынка и ростом доходов населения.
В целях динамичного функционирования продовольственного рынка России необходимо принятие ряда мер системного характера на государственном уровне, осуществляющихся по следующим ключевым направлениям:
1) технологическая модернизация производства и повышение оплаты труда, стимулирующие мотивацию работников за счет роста потребительского спроса на продовольствие;
2) стимулирование экономического роста в отраслях АПК на основе создания системы внутренней продовольственной помощи малообеспеченным слоям населения России, которых по данным Росстата насчитывается около 18 млн чел. По оценке экспертов увеличение потребления ими продовольствия до уровня рекомендуемых медицинских норм потребует дополнительных поставок более 6,5 млн т различного продовольствия на сумму, превышающую 300 млрд руб.;
3) сохранение позитивных трендов на основе создания активного общественного интереса в среде экономически активных граждан, повышение их доверия к власти и общественным институтам;
4) ведение диалога бизнеса и государства для создания благоприятного инвестиционного климата как основного инструмента экономического роста на инновационной основе в отраслях АПК в условиях активного привлечения средств для модернизации;
5) предоставление налоговых льгот малым и средним формам хозяйствования в решении задач инновационного развития, занятости населения, обеспечения населения отдаленных и малых поселений продукцией сельского хозяйства и качественным продовольствием;
6) внедрение в производство достижений научно-технического прогресса и обеспечение успеха в развитии промышленности и повышении ее конкурентоспособности на международных продовольственных рынках [5].
В развитии продовольственного рынка региона важными являются распределительные центры, многоканальные системы товародвижения, создающие конкурентную среду, способствующие сокращению числа посредников, в полной мере отвечающие интересам потребителей и повышающие уровень самообеспечения региона.
Значительная часть продовольствия на данный момент - это продукт мелкотоварных хозяйств, что при несформированной системе реализации, хранения и межотраслевого взаимодействия приводит к перераспределению добавочной стоимости, созданной в пользу посреднических и торговых структур. Например, в конечной стоимости говядины добавочная стоимость составляет до 30 %, а плодоовощной продукции - до 50 %.
Основная роль в конкурентоспособности продукции отводится совершенствованию механизма формирования цен, так они позволяют соизмерить затраты общественного труда, обеспечивать эквивалентность обмена, стимулировать производство, регулировать соотношение спроса и предложения. Опыт зарубежных стран показывает, что применение различных ценовых систем поддержки и защиты сельских товаропроизводителей, уровень целевых цен позволяет получать доход свыше средней нормы. Уровень минимальной цены устанавливается с целью гарантировать минимально необходимый доход товаропроизводителя; целевая цена - ценовой предел устанавливается для защиты товаропроизводителя от мировой конкуренции; пороговая цена - единая цена для стран ЕС на основе целевой цены и таможенных тарифов [6].
Для товаропроизводителей гарантированные цены являются одним из путей выхода из неблагоприятной рыночной конъюнктуры, рыночная цена в зоне контроля, которая приближается к минимальному уровню, требует государственного вмешательства. Гарантированные государственные цены позволяют решать несколько задач: достижение стабилизации цен методом установления пределов их колебаний; удержание цен на том уровне, который обеспечивает условия для воспроизводства; создание условий регулирования объемов и структуры производства, формирования специализированных зон.
Эффективный социально направленный продовольственный рынок не может быть создан без государственного участия.
Цены на сельскохозяйственное сырье и продовольствие, учитывая их особую функциональную роль, являются основным вопросом в процессе государственного регулирования продовольственного рынка.
Одним из негативных явлений стала монопольная власть посредников на продовольственном рынке и, как следствие, бесконтрольный рост цен, при этом ограниченность контроля со стороны государства за обеспечением соответствующего качества продукции.
При существующем положении государственное вмешательство в систему функционирования продовольственного рынка, включая взаимодействия между субъектами рынка на различных уровнях (отраслевом, региональном и международном), не только является неотъемлемым условием его нормального развития, но и во многом определяет успешность всей аграрной реформы, способно предотвратить дальнейший спад в отраслях АПК, и особенно в сельском хозяйстве [7].
Ссылки:
1. Цахав Г.Р. Инструменты регулирования продовольственного рынка региона (на примере Республики Дагестан) : ав-тореф. дис. ... канд. экон. наук. Махачкала, 2013. 22 с.
2. Журавлев П.В., Конобеева А.Б. Проблемы государственного регулирования продовольственного рынка России // Вестник Академии. 2012. № 4. С. 135-137.
3. Абакарова Р.Ш. Проблемы импорта продовольствия в Россию // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 12-3. С. 13-15.
4. Шагайда Н., Узун В. Продовольственная безопасность: проблемы оценки // Вопросы экономики. 2015. № 5. С. 63-78.
5. Панаедова Г.И. Актуальные проблемы развития продовольственного рынка России в условиях ВТО // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 4 (43). С. 135-141.
6. Казыбаев А.К. Роль продовольственного рынка в обеспечении продовольственной безопасности // Агропродоволь-ственная политика. 2013. № 9. С. 18-22.
7. Шпаковский Д.В. Государственное экономическое и нормативное регулирование функционирования продовольственного рынка // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2007. Т. 4, № 16. С. 140-142.