© Г.М. Писков, 2009
УДК 338.439 ББК 65.32
СОСТОЯНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ И ЕГО РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Г.М. Писков
В статье анализируется состояние продовольственного рынка России как важнейшего фактора достижения продовольственной безопасности. Предложен ряд мероприятий по оптимизации структуры продовольственного рынка и защите отечественных сельскохозяйственных производителей.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственный рынок, агропромышленный сектор, таможенные пошлины.
Стратегия развития экономики России предполагает в качестве одной из целей достижение и поддержание продовольственной безопасности, определяемой как способность государства, гарантированную соответствующим ресурсным потенциалом, независимо от внешних и внутренних условий стабильно уцов-летворять потребность населения страны в целом и каждого гражданина в отдельности продуктами питания и питьевой водой в объемах, ассортименте и качестве, достаточных для полноценного физического и социального развития, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства [8, с. 521]. Проблема обеспечения продовольственной безопасности остается актуальной с момента начала либерализации внешнеэкономической деятельности в России.
К современным критериям продовольственной безопасности исследователи относят долю расходов на продовольствие в общих расходах отдельных групп населения, территориальную доступность продуктов (измеряемую путем сравнения уровня розничных цен на одинаковые товары в разных регионах страны), уровень «удобства» продовольствия (доля в потреблении современных продуктов, которые
снижают потери и экономят время работы в домашнем хозяйстве), степень «натуральности» и доброкачественности продуктов, влияние качества продуктов на состояние здоровья и продолжительность жизни, в том числе продуктов, полученных с помощью методов генной инженерии и биотехнологии [3].
Из приведенных критериев продовольственной безопасности вытекает ее зависимость от состояния продовольственного рынка, в самом широком смысле определяемого как деятельность, связанная с производством и реализацией продуктов питания [7, с. 6]. Важной составной частью стратегии развития продовольственного рынка является стратегия формирования товарных ресурсов, с позиций обеспечения продовольственной безопасности направленная на создание стратегических и оперативных резервов продовольствия, удовлетворение потребностей населения страны в продуктах питания, прежде всего за счет собственного ресурсного потенциала, а не поставок по импорту.
На конъюнктуру продовольственного рынка оказывает сильное влияние импорт сельскохозяйственного сырья и продовольствия. За период с 2000-2006 гг. их ввоз на территорию России увеличился в 2,7 раза. В 2006 г. объемы экспортных поставок сельхозпродукции по сравнению с 2005 г. возросли на 5,8 %, импортных поставок - на 16,6 %.
В результате разрыв между экспортом и импортом увеличивается [10, с. 280].
В настоящее время удельный вес экспорта агропродукции в общем экспорте товаров России составляет лишь 2,2 %. Экспорт агропродукции в страны дальнего зарубежья растет более высокими темпами по сравнению с экспортом в страны СНГ и на его долю приходится 50 % от всего объема экспортных поставок по данной группе товаров. За период с 2004-2006 гг. темпы прироста поставок продукции сельского хозяйства по импорту составили 56,0 %, тогда как ее производство во всех категориях хозяйств увеличилось лишь на 27,2 %.
Считается, что страна утрачивает продовольственную безопасность, если доля импортной продукции в объеме потребляемой превышает 20-25 %. В России уже в 2000 г. указанная доля составила 40 %. По расчетам экономистов, доля импортного мяса в объеме мясных ресурсов в 2006 г. достигла 50 % (для сравнения в 1990 г. - 14 %; 2000 г. - 32 %; 2003 г. - 48 %) и продолжает расти. Доля импортного мясного сырья в общем объеме перерабатываемой продукции составляет в настоящее время около 35 %. Указанные тенденции приводят к кризису сбыта и банкротству российских производителей продовольствия, катастрофическому сокращению поголовья скота в сельском хозяйстве [там же, с. 320].
Наблюдаются трудности не только с сырьем для пищевой промышленности, но и с производственными мощностями, позволяющими перерабатывать это сырье в готовую продукцию. Так, РФ терпит убытки, экспортируя зерно и импортируя продукты, произведенные на его основе. В настоящее время, по расчетам экспертов, на 1 т вывезенной за рубеж муки приходится 100 т вывезенного зерна. В результате мощности мукомольных предприятий загружены только на 60 % [11, с. 394]. Производство продукции животноводства приблизилось только наполовину к уровню 1990 года. В то же время в отдельных его отраслях, таких как производство мяса птицы, в 2006 г. демонстрировался рост на 15 % по сравнению с уровнем 2001 года.
Птица, свинина, баранина, масло сливочное, сухое молоко являются теми продуктами, которые не только способны заменить импортную
продукцию, но и экспортироваться на внешние рынки. Статистические же данные свидетельствуют, что импорт указанных продуктов продолжает расти. Так, в 2007 г. импорт баранины составил 14,9 тыс. т по сравнению 6,9 тыс. т в 2005 г., то есть увеличился более чем в 2 раза; свинины - 661,1 тыс. т и 584,9 тыс. т (прирост 13 %); масла сливочного - 164,8 тыс. т и 132,8 тыс. т (прирост 27,8 % соответственно) [11, с. 404].
Ресурсы мяса свежего и мороженого, сыра, сливочного масла в последние годы формируются в основном за счет импорта. В 2007 г. доля импорта в производстве указанных продуктов составила 71,2 %, 62 % и 65 % соответственно. Преобладание импортной продукции приводит к росту цен именно на те виды продовольственных товаров, производство которых сократилось в 2000-2006 гг. по сравнению с уровнем 1995 года. По данным Федеральной таможенной службы, средняя контрактная цена на говядину, закупленную в странах дальнего зарубежья, в 2006 г. составила 2 382 долл./т, что в 1,9 раза выше соответствующего уровня 2005 года. Цена на свинину за тот же период возросла в 1,6 раза, на мясо птицы на 12,4 % [там же, с. 757].
В РФ существует неудовлетворенный внутренний спрос, о чем свидетельствуют данные таблицы. Этот спрос и составляет потенциал роста рынка для российских производителей.
Проблемным вопросом для выхода отечественных производителей на внешние рынки и укрепления позиций на внутреннем остается низкая рентабельность сельского хозяйства. В 2005 г. число убыточных сельскохозяйственных организаций составило 40 % от их общей численности. Остается крайне низкой рентабельность производства молока (1,5 %), свинины (22 %); явно недостаточна рентабельность овощей (3,31 %); производство говядины по-прежнему убыточно (-10 % по данным за 2007 г.) [там же, с. 446].
Трудности выхода России на внешние рынки объясняются отсутствием эффективной государственной политики стимулирования экспорта, сложными процедурами отправки экспортной продукции, несоответствием российских ГОСТов требованиям международных стандартов. Это главные причины, по которым отечественные производители конкурентоспособной продукции (в ряде случаев превосходящей зарубежные аналоги) остаются лишь потенциаль-
Таблица
Оценка емкости внутреннего рынка России в 2007 году *
Основные группы товаров Потенциал рынка Реальная емкость рынка Насыщенность рынка, %
тыс. т млрд РУб. тыс. т млрд РУб.
А 1 2 3 4 1 а и ГО а и
Мясо и мясопродукты 11 540 1 390,5 7 735 9 320,0 67
Масло растительное 2 280 116,3 1 103 56,3 48
Овощи и бахчевые 19 808 264,6 8 546 114,1 43
* Составлено по: [11, с. 541, 590, 632, 747, 757].
ными экспортерами и во многих случаях даже не пытаются осваивать внешние рынки.
В России, несмотря на имеющиеся внутренние ресурсы, размеры финансирования АПК остаются крайне низкими. Так, в среднем в России на 1 га сельскохозяйственных угодий приходится 1 долл. дотаций. В Канаде же, которая близка России по природно-климатическим условиям, уровень государственных субсидий на 1 га обрабатываемой площади составляет примерно 100 долл. [11, с. 632].
Отсутствие эффективной политики стимулирования экспорта, ориентация потребителей на покупку импортной продукции, как более дешевой, сдерживает развитие производства агропродукции, особенно это заметно в базовых отраслях АПК. Темпы роста производства в секторе по основным видам продукции животноводства и сельскохозяйственных культур недостаточны не только для развития, но даже для удовлетворения спроса внутреннего рынка.
В период 2003-2006 гг. действовали факторы, способствовавшие росту производства агропродукции: рост доходов потребителей; увеличение спроса на продукцию, закупаемую для продовольственных целей. Значимыми факторами также стали проводимая продовольственная политика и сложившаяся благоприятная ценовая конъюнктура [9, с. 3].
В качестве негативных факторов развития продовольственного рынка в рассматриваемый период можно выделить следующие: укрепление рубля, снизившее внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность продукции российских производителей; рост цен на нефтепродукты, снизивший рентабельность про-
изводства зерновых культур. Последний фактор в будущем усилит свое влияние, так как по требованию стран-членов ВТО после вступления в нее России цены на основные топливно-энергетические ресурсы должны будут возрасти в 4-6 раз, что нанесет серьезный удар по всем отраслям АПК, и в первую очередь дотационным [1, с. 7-9].
Защитный потенциал особых пошлин для регулирования избыточного импорта продовольственных товаров используется только в последние годы и очень слабо, как правило, в качестве ответных мер на дискриминационные действия других государств. Например, в 2001-2003 гг. были применены 14 раз специальные пошлины на овощи мороженые, соки овощные и фруктовые, растительные масла, сливочное масло, отдельные виды кондитерских изделий; временные специальные пошлины - лишь 3 раза на ограниченный ассортимент кондитерских товаров и сахар-сырец тростниковый. В 2007 г. размер тарифных ставок на импортируемую охлажденную говядину был снижен с 55 % до 50 %, что делает рынок мясопродуктов еще более незащищенным [4, с. 3].
Для развития производственного потенциала АПК требуется разработка национальной программы стимулирования продовольственного экспорта с использованием мирового опыта. В настоящее время государство практически не поддерживает экспортно-ориентированных производителей, тогда как такие формы, как субсидирование экспорта, кредитование и страхование кредитов, информационные и консультативные услуги, используются всеми государствами и не противоречат правилам ВТО.
Развитие экспортных производств позволит привлечь инвесторов в те отрасли АПК, которые в настоящее время считаются непривлекательными для инвестиций. Инвестиции в стимулирование агропромышленного экспорта окупаются значительно быстрее, чем в отраслях, ориентированных преимущественно на внутренний рынок [11, с. 345].
Чтобы обоснованно выбрать стратегию действий по предотвращению либо нейтрализации возникающих угроз, требуется проведение экспертных опросов с целью выяснения степени их влияния на потребительский рынок и оценки вероятности их возникновения.
В целом, несмотря на действие негативных факторов, абсолютное большинство экспертов оптимистично оценивают перспективы роста основных отраслей АПК в среднесрочном периоде, но при определенных усилиях, что, несомненно, повлияет на приток инвестиций в этот сектор экономики.
Развитие отечественного производства является магистральным путем снижения темпов инфляции, роста денежных доходов и рационализации структуры потребления расселения России. В неотложном порядке требуется разработка разумной протекционистской политики защиты внутреннего рынка России с использованием механизма таможенных пошлин.
При решении вопроса о необходимых размерах дотаций в сельскохозяйственное производство следует исходить из нормативной величины себестоимости и рентабельности продукции, размеры которой позволят предприятиям обеспечивать необходимые среднегодовые темпы прироста производства сельскохозяйственной продукции, внедрять высокотехнологическое оборудование для производства конкурентоспособной аграрной продукции [6, с. 28].
Государственную стратегию регулирования отдельных отраслей АПК на основе обобщения мирового опыта конкурентной борьбы следует определять с учетом стадии экономического цикла отрасли. Важнейшими индикаторами, которые позволяют идентифицировать отдельные стадии экономического цикла (подъем, спад, упадок) определенных отраслей АПК и способность предприятий к инвестированию средств в новое оборудование, являются: размеры корпоративной прибыли предприятия отрасли до уплаты налогов,
размеры корпоративной прибыли после уплаты налогов и нераспределенных прибылей, то есть прибыли компании после внесения платежей и распределения дивидендов. Мониторинг первых двух показателей должен осуществляться ежеквартально. Снижение размеров корпоративных прибылей отрасли после уплаты налогов в течение трех кварталов является индикатором, позволяющим прогнозировать сокращение темпов экономического роста либо наступление спада в данной отрасли [11, с. 747].
Позитивные ожидания роста агропромышленного сектора экономики связаны с эффективными правительственными решениями, в том числе касающимися вопросов экспорта и импорта продовольствия. Присутствует озабоченность воздействием на рынок больших объемов поставок продукции по импорту, которые оказывают сильное влияние на продовольственный рынок, усиливая незащищенность отечественных производителей.
Проведенный анализ позволяет констатировать наличие необходимости обеспечения безусловного приоритета внутренних национальных интересов над внешними, снижения зависимости внутреннего рынка продовольствия от изменений мировой конъюнктуры. При этом ограниченный протекционизм служит не для искусственного поддержания относительной конкурентоспособности, а для создания условий по развитию АПК страны с учетом законов рынка и обеспечения доступности продовольствия всем социальным группам населения. Это требует государственного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, осуществляемого, в первую очередь, экономическими методами [2, с. 6].
Рассматривая вопрос о присоединении к ВТО, необходимо отстоять право России на экономически обоснованный протекционизм и государственную поддержку сельского хозяйства, прежде всего на сохранение уровня бюджетных субсидий и других мер государственной поддержки, необходимых для стабилизации и развития АПК, поддержание требуемого уровня защиты внутреннего рынка, права субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке [12].
Поддержка отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке должна включать следующие мероприятия [5; 12]:
- мониторинг конъюнктуры мирового и российского продовольственного рынка и своевременный пересмотр ставок ввозных таможенных пошлин;
- дифференциацию ставок ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в зависимости от степени их переработки;
- расширение использования тарифных квот на отдельные виды импортируемых товаров; активизацию проведения расследований по фактам нанесения ущерба отечественным производителям АПК и применения защитных, антидемпинговых, компенсационных мер, квотирования и лицензирования импорта отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- развитие инфраструктуры продовольственного рынка и повышение ее доступности для всех товаропроизводителей аграрно-продовольственного сектора;
- недопущение установления межрегиональных торговых барьеров, в том числе при закупках сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия для бюджетных организаций и учреждений, что улучшит физическую доступность продовольствия для населения в различных регионах;
- разработку системы адресной продовольственной помощи (в зависимости от уровня располагаемого дохода семьи) наиболее нуждающимся слоям населения и организацию комплексного всестороннего анализа оценки состояния продовольственной безопасности - «продовольственного мониторинга» населения;
- внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты с целью создания единого государственного органа по контролю качества и безопасности пищевых продуктов путем объединения ведомств по разработке стандартов с ведомствами, отвечающими за их соблюдение;
- стимулирование перехода от производства «обезличенного» продовольствия к выпуску отечественных продовольствен-
ных товаров под торговыми марками, что поднимет качество и повысит конкурентоспособность продукции отечественных товаропроизводителей.
Разработка и осуществление эффективной стратегии развития продовольственного рынка, формирование устойчивых хозяйственных связей между российскими производителями и потребителями сельскохозяйственной продукции, а также совершенствование системы движения товаров к потребителям позволят обеспечить продовольственную безопасность Российской Федерации и реализовать национальные интересы государства в условиях глобализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабурин, С. Проблемы вступления в ВТО / С. Бабурин // Вестник РГТЭУ. - 2007. - № 1. -С. 7-9.
2. Бабурин, С. Российская внутренняя торговля и вызовы ВТО / С. Бабурин // Вестник РГТЭУ -2008. - № 4. - С. 6-8.
3. Бекенов, С. Критерии и оценки продовольственной безопасности / С. Бекенов // Вестник КРСУ. - 2003. - № 2. - Режим доступа: http:// www.krsu.edu.kg/vestnik/2003/v2/a03.html.
4. Данильцев, А. Регулирование предпринимательской деятельности и присоединение России к ВТО / А. Данильцев, М. Глазатова // Маркетинг. -№ 6. - 2002. - С. 3-12
5. Корбут, А. Продовольственная безопасность населения России: состояние, тенденции, проблемы / А. Корбут // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 26 (182) . -Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/ Magazines/VestnikSF/2002/vestniksf182-26/ vestmksf182-26010. htm.
6. На пороге ВТО. ВТО-заблуждения // Современная торговля. - 2007. - № 2. - С. 28.
7. Нуралиев, С. Продовольственный рынок: проблемы становления и перспективы развития / С. Нуралиев. - Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2003. - 280 с.
8. Оценка социально-экономических последствий присоединения России к Всемирной торговой организации : монография / под ред. Р. С. Гринберга, А. И. Татаркина. - М. : Экономика, 2007. - 521 с.
9. Романова, Е. Россия на пути к ВТО: новые тенденции и перспективы сотрудничества / Е. Романова // Маркетинг. - 2002. - № 2. - С. 3-14.
10. Российский статистический ежегодник,
2006 : стат. сб. / Росстат. - М., 2006. - 280 с.
11. Российский статистический ежегодник,
2007 : стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - 757 с.
12. Савченко, Е. Экономическое регулирование агропромышленного производства (воп-
росы теории и практики) / Е. Савченко // Достижения науки и техники АПК. - 2001. - № 6. -Режим доступа: http://www.savchenko.ru/press/ 62.html.
RUSSIAN FOOD MARKET AND ITS ROLE IN PROVIDING FOOD SAFETY OF THE COUNTRY
G.M. Piskov
The article deals with food market state in Russia as a crucial factor of state food safety. A short account of measures aimed at optimization of food market structure is followed by citing home agriculture producers’ protection measures.
Key words: food safety, food market, agricultural sector, customs (duties).