Научная статья на тему 'Регулирование и обеспечение продовольственной безопасности: анализ и перспективы продовольственного рынка России'

Регулирование и обеспечение продовольственной безопасности: анализ и перспективы продовольственного рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ РЫНКИ / FOOD MARKETS / РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / REGULATION OF FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулимин Владимир Власович, Ляшенко Елена Александровна, Шведов Владислав Витальевич

В статье рассматриваются сущность продовольственной безопасности и продовольственного рынка России. Рассмотрены критерии и стратегии продовольственной безопасности. Проведено сравнение основных видов продовольственных рынков. Проведен анализ и выведены перспективы и рекомендации по развитию продовольственной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование и обеспечение продовольственной безопасности: анализ и перспективы продовольственного рынка России»

АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО AGRO-INDUSTRY

Регулирование и обеспечение продовольственной безопасности: анализ и перспективы продовольственного рынка России Regulation and ensuring of food security: analysis and prospects of the Russian food

market

Ь f 1 московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ VI ЖУРНАЛ

УДК 338.439.02

Сулимин В.В.,

кандидат экономических наук

доцент кафедры государственного и муниципального управления Уральский государственный экономический университет Ляшенко Е.А.,

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Уральский государственный экономический университет Шведов В.В.,

кандидат исторических наук

доцент кафедры государственного и муниципального управления Уральский государственный экономический университет Sulimin V. V. Lyashenko E. A. Shvedov V.V.

Аннотация: В статье рассматриваются сущность продовольственной безопасности и продовольственного рынка России. Рассмотрены критерии и стратегии продовольственной безопасности. Проведено сравнение основных видов продовольственных рынков. Проведен анализ и выведены перспективы и рекомендации по развитию продовольственной безопасности России.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственные рынки, регулирование продовольственной безопасности.

Annotation: The article deals with the essence of food security and the food market in Russia. Criteria and strategies for food security are considered. The main types of food markets

are compared. The analysis and the laid out perspectives and recommendations for the development of Russia's food security.

Key words: food security, food markets, regulation of food security.

Стратегия развития экономики России предполагает в качестве одной из целей достижение и поддержание продовольственной безопасности, определяемой как состояние экономики Российской Федерации, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность населения к качественным продуктам питания в соответствии с физиологическими нормами.

Из критериев продовольственной безопасности вытекает ее зависимость от состояния продовольственного рынка, в самом широком смысле определяемого как деятельность, связанная с производством и реализацией продуктов питания. Важной составной частью стратегии развития продовольственного рынка является стратегия формирования товарных ресурсов, с позиций обеспечения национальной продовольственной безопасности, направленная на создание стратегических и оперативных резервов продовольствия, удовлетворение потребностей населения страны в продуктах питания, прежде всего за счет собственного ресурсного потенциала.

С другой стороны, это важный фрагмент мирового продовольственного рынка и международных экономических отношений, которые оказывают существенное влияние на состояние и перспективы его развития и национальной экономики в целом.

Продовольствие все больше становится одним из факторов политического и экономического давления на Россию. Ускоренное импортозамещение в настоящее время -необходимое условие достижения продовольственной независимости страны и одновременно одна из стратегических задач развития аграрной сферы экономики. Проблема обеспечения продовольственной безопасности имеет не только производственный, но и явно выраженный социальный аспект. Запрет на импорт отдельных продовольственных товаров привел к повышению цен и в конечном итоге сильно ударил по потребителям: снизилась покупательная способность, а на фоне ослабления рубля и ускорения темпов инфляции реальные доходы населения сократились в еще большей степени.

Гарантией продовольственной безопасности России, в непростых условиях применения санкций, является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Сегодня, когда продовольственный рынок как система непрерывно усложняется под влиянием нарастающих и углубляющихся процессов глобализации, усиление международной конкуренции - неизбежный факт для производителей любого размера и уровня. В этих условиях повышение конкурентоспособности агропродовольственного сектора России является важнейшей задачей на современном этапе.

Вследствие вышесказанного анализ современного состояния агропродовольственного рынка России является весьма актуальной задачей.

Следует отметить, что в данной статье не приводится состояние зернового рынка, поскольку зерновой рынок, как отдельный сегмент продовольственного рынка России, занимает особое место в обеспечении продовольственной безопасности страны и требует отдельного исследования.

В силу природно-климатических условий и особенностей расселения населения по территории страны основные зоны производства молока в России расположены очень неравномерно. Между отдельными экономическими районами наблюдаются существенные различия по объемам валового производства молока. Самыми крупными производителями молока в стране были и остаются Уральский, Центральный, Поволжский и ЗападноСибирский районы. На их долю приходится около 59% валового производства молока.

Согласно данным Росстата производство молока в хозяйствах всех категорий в РФ снизилось по итогам 2016 года на 0,2%. Наибольшее падение демонстрируют хозяйства населения.

Развитие молочного сектора, как и в предыдущие годы было неоднозначным. С одной стороны, в производстве сырого молока в корпоративном секторе третий год подряд наблюдается небольшой рост, в рамках процессов модернизации отрасли увеличивается продуктивность молочного поголовья. С другой стороны, в силу ряда причин в течение года наблюдался рост дефицита молочного сырья, что к концу года привело к существенному повышению цен на сырое молоко.

Валовое производство молока не растет, более того, объем производства сырого молока всеми категориями хозяйств в 2016 году был ниже уровня предыдущего года на 0,2% и составил 30,6-30,7 млн тонн (по официальным данным Росстата), 45% из которого приходится на долю личных подсобных хозяйств. В то же время, общий объем товарного молока в РФ, по оценке ИКАР, в 2016 году составил 17,8 млн. тонн, из которых 80% приходится на сектор сельскохозяйственных организаций. Корпоративный сектор, в свою очередь, показал в уходящем году умеренный рост: валовое производство на уровне 15 млн. тонн (на 2,2% или 300 тыс. тонн). Соответственно вырастет и объем отгрузки молока в промышленную переработку на 2,1% - до 14,2 млн. тонн. Сложившаяся динамика связана с ростом продуктивности молочных коров на 4% от уровня предыдущего года, составляющего 5800 кг в год.

Производство сливочного масла и сухого молока, по оценке экспертов, сократилось по итогам года на 4,5-5% и составило 245 тыс. и 118 тыс. тонн соответственно. Производство сыров, показавшее небывалый рост в 17% в 2015 году, выросло в 2016 году только на 2% - до 594 тыс. тонн. По цельномолочной продукции прирост составил 1,5%, достигнув 11,9 млн. тонн.

Большое влияние на современное состояние российского рынка молока оказывает конкуренция со стороны иностранных производителей. Наполнение рынка молочной продукцией импортного производства создает значительные трудности для сбыта продукции отечественных производителей.

Страна продолжает оставаться одним из крупнейших импортеров молочных продуктов: в пересчете на сырое молоко отношение импорта к объему товарного молока составляет около 40%. При этом после введения «контр-санкций» со стороны России на долю Беларуси стало приходится до 90% всего импорта.

Эксперты предполагают, что в ближайшие десять лет потребление молока и молочных продуктов в мире вырастет на 35-40%. Потребление их в России на протяжении последних лет снижается. В 2014 году, по данным Росстата, оно составило 244 кг на человека в год, что почти на 100 кг меньше рекомендуемой Минздравом нормы потребления (320340 кг). По результатам исследования, проведенного компанией «Индекс рынка молочных продуктов», большинство россиян отмечают недостаточный ассортимент молочной продукции в магазинах.

В 2016 году наблюдается рост спроса на молочную продукцию. По данным Национального союза производителей молока, в первом квартале 2016 года потребление сухого цельного молока выросло более чем на 30%, сыров и сырных продуктов - на 5,8%, цельномолочной продукции и обезжиренного молока - на 3%, сливочного масла - на 2%.

Цены на молочную продукцию в последнее время имеют устойчивый тренд к повышению. Эксперты считают это отложенным эффектом от повышения цен на сырое молоко в 2013-2014 годах. Впрочем, снижение спроса в значительной мере сдерживает этот рост. Рост спроса на молочную продукцию в России обеспечивается в первую очередь за счет импортной продукции. В частности, в I квартале 2016 года было импортировано на 30% больше сыров и сыроподобных продуктов, чем в аналогичном периоде 2015 года. Среди причин этого роста эксперты называют снижение мировых цен на сыры, а также некоторое укрепление рубля по отношению к доллару. Основным импортером сыров, творога и прочих молочных продуктов является Беларусь, доля которой в общем объеме импорта составляет 85%.

Как считают аналитики, увеличение объемов импорта ведет к росту потребления и сдерживает рост цен. Так, в I квартале 2016 года потребление сыров увеличилось на 8,1%. С другой стороны, это снижает конкурентоспособность и рентабельность отечественных производителей. Для повышения конкурентоспособности российские предприятия будут вынуждены снижать себестоимость продукции, что, по мнению экспертов, может привести к увеличению доли фальсификата.

Согласно отчету, подготовленному Национальным союзом производителей молока (Союзмолоко) совместно с аналитическим центром Milknews, экспортмолочной продукции из России остается сравнительно небольшим, однако в текущем году отмечается увеличение поставок за рубеж в сравнении с 2015 годом. За первое полугодие 2016 года, по предварительным данным, объем экспортных отгрузок молочной продукции увеличился на 28% в сравнении с тем же периодом 2015 года и составил 369 тыс. т, при этом стоимость экспорта увеличилась только на 3%, что свидетельствуете снижении средних экспортных цен на молочную продукцию. Увеличение объемов экспорта отмечается по ключевым

группам молочной продукции в структуре экспорта: цельномолочная продукция (экспортировано в 2 раза больше продукции - 28,0 тыс. т на сумму 13,6 млн долл. США), сливочное масло (на 88% больше, экспортировано 2,9 тыс. т на 6,9 млн), сыры и творог (+4,1%, экспортировано 12,0 тыс. т на 25,8 млн), сырные продукты (+56,1%, экспортировано 9,8 тыс. т на 10,5 млн), мороженое (+41,6%, экспортировано 10,1 тыс. т на 21,9 млн). По предварительным итогам 2015 года из России было экспортировано 670 тыс. тонн молочной продукции в пересчете на молоко (-6% в сравнении с 2014 годом) на общую сумму $252 млн (по оценкам Росстата, экспорт в 2015 году составил 602 тыс. т, что на 4,2% меньше объемов 2014 года).

Основным потребителем российской молочной продукции является Республика Казахстан, поступает она и другие страны СНГ. При этом доля Казахстана планомерно снижается (в 2013 году - 56%, в 2015 году - 48%, по итогам 6 месяцев 2016 года - 44%), а доля Украины, напротив, растет (с 5% в 2013 году до 18% в 2016 году), что может быть связано с поставками безвозмездной помощи в страну.

Помимо стран СНГ российскую молочную продукцию импортируют также Китай, Абхазия, Монголия, Грузия, Израиль, США, Чили, Канада, Гонконг, Япония, Республика Конго, ОАЭ, Республика Корея и ряд других стран, в том числе европейских (Германия, Польша, Румыния, Болгария, Латвия). Всего в 2014 году в страны СНГ было направлено 93% всей экспортируемой из России молочной продукции, в 2015 году доля стран СНГ в российском экспорте снизилась до 92%, а по итогам I полугодия 2016 года - до 91%.

Рынок мяса в России является крупнейшим из продовольственных, опережая зерновой и молочный рынки. Объем мясного производства стабильно рос на протяжении последних лет во многом благодаря субсидиям и инвестициям в крупные агропромышленные холдинги. Компании создавали новые проекты, расширяли производственные мощности. Тем не менее, совокупная емкость рынка в 2015 году сократилась, продолжая тренд прошлых лет. По оценкам Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), в 2015 году она составила 1,6 млн. тонн, что на 1,6% ниже 2014 года. Темп снижения, однако» уменьшился - с 2,8% в 2014 году. Исходя из официальных данных по численности населения России, среднедушевое годовое потребление мяса составляет на конец 2015 года 72,6 кг/чел. В то же время, благодаря программе импортозамещения, растет доля отечественных производителей, что подтверждается данными ИКАР и Росстата. Импорт мяса в Россию сократился с 1,8 млн. тонн в 2014 году до 1,2-1,3 млн. тонн в 2015 (-33%). Основными факторами оказались: запрет поставок свинины из ЕС, падение курса рубля, из-за которого импортная продукция стала фактически неконкурентоспособной.

Совокупный выпуск мяса российскими предприятиями в 2015 году вырос примерно на 5%, при этом, наибольшие темпы роста показало птицеводство (+8% к 2014 г.). Свиноводство растет одинаковыми темпами на протяжение последних лет (+4,5% к 2014 г.); выпуск говядины стабильно сокращается (-1,1% к 2014 г.). Наблюдается тенденция увеличения доли корпоративных производителей за счет снижения доли частных

подсобных хозяйств. Как часть сектора птицеводства, наиболее активно растет производство мяса индейки - она становится все более популярной в России.

Рынок мяса в России в 2016 году продолжил адаптироваться к новым условиям: снижению платежеспособного спроса населения на фоне продолжения роста отечественного производства в птицеводстве и свиноводстве и роста насыщенности рынка.

Совокупное производство мяса в России продолжает расти и по итогам 2016 года может достичь 9,9 млн. тонн в убойном весе, что окажется на 4,4% выше уровня 2015 года. Драйвером роста в этом году выступает свиноводческая отрасль, а точнее ее корпоративный сектор. Так, общее производство свинины в стране приблизилось к 3,4 млн. тонн в убойном весе (+9% к 2014 году), из которых около 2,75 млн. тонн приходится на CX0 (+13-14% к 2015 году). Также продолжает увеличиваться выпуск и в птицеводстве (+3% к 2015 году). В свою очередь сегмент производства мяса КРС останется на том же уровне производства, что и год назад - 1,65 млн. тонн, прежде всего, из-за дальнейшего сокращения в секторе ЛПХ (отметим, что статистика производства говядины хозяйствами населения не отличается высокой точностью). Стоит заметить, что корпоративный сектор прибавляет 2-3% к прошлому году за счет развития ряда крупных проектов, таких, как АПХ «Мираторг» в регионах ЦФО.

Продолжающийся рост производства мяса в России, а также изменение структуры потребления в пользу мяса птицы и свинины, способствовали дальнейшему снижению импортных поставок мясного сырья и субпродуктов в Россию в 2016 году. По расчетам ИКАР, совокупный импорт может составить 1,0-1,05 млн. тонн по всем категориям, что окажется ниже 10% в общей емкости рынка мясных товаров в РФ. Наибольшую долю в поставках из-за рубежа занимает говядина и субпродукты (50%), около 30% приходится на свинину, субпродукты и шпик, остальной объем имеет мясо птицы. Ведущими экспортерами мяса в Россию, как и год назад остаются страны Латинской Америки и Беларусь. На долю Бразилии приходится 50% поставок от общего объема, Беларусь обеспечивает еще 28%, Парагвай и Аргентина ввозят 9% и 6% соответственно (общая доля по 4-м странам - 92%).

Помимо вышеописанных тенденций на внутреннем рынке, компании решают проблему высокой насыщенности отрасли путем выхода на экспортные рынки. В ближайшие годы может произойти существенный прирост экспорта мяса и продуктов переработки. Заметим, что наибольшую долю в экспорте мяса занимает мясо птицы и субпродукты, на долю которых приходится почти 65% поставок. Говоря о более подробной структуре экспорта мяса птицы и субпродуктов, заметим, что почти 40% - это поставки в страны ЕАЗС, около 30-33% уходит в восточные регионы Украины, еще 20% отправляются в Гонконг и Вьетнам преимущественно в виде птичьих лапок. Таким образом, только 10% объема представляет собой перспективный экспорт, направленный в обеспеченные страны по наиболее маржинальным категориям - тушки бройлеров или индейки. Также нельзя не отметить рост экспорта свинины и свиных субпродуктов до 50 тыс. тонн с 22 тыс. тонн

годом ранее. Однако если рост экспорта свинины имел место преимущественно в Украину и Беларусь, то вывоз субпродуктов был направлен в основном в Гонконг и Вьетнам, которых, несмотря на неблагополучную эпизоотическую ситуацию в российском свиноводстве, привлекало конкурентоспособное сырье из России.

Динамика цен на мясо различна для каждого сегмента рынка. Однако общим влияющим фактором стало снижение платежеспособности населения, которое привело к сдерживанию и даже некоторому снижению оптовых цен к концу 2015 года на фоне роста себестоимости продукции.

По данным ИКАР, в 2016 году происходила реализация двух противоположных тенденций в отрасли. С одной стороны, рост производства свинины и птицы - в первую очередь за счет отечественных производителей при снижении импорта. С другой стороны, снижение потребительской способности и сокращение потребления. Ожидается смещение спроса в сторону наиболее дешевого белка - куриного мяса. На этом фоне ожидается дальнейшее снижение оптовых цен на другие виды мяса, что при росте себестоимости может привести к уходу с рынка ряда игроков.

Преимуществом для производителей может стать освоение экспортных рынков. Учитывая слабые позиции рубля по отношению к мировым валютам, российская продукция может стать в высшей степени конкурентоспособной на зарубежных рынках.

Продажи мяса и мясной продукции за рубеж стали особенно выгодны в условиях девальвации рубля для крупных агропромышленных холдингов. За семь месяцев 2016 года поставки за рубеж выросли на 87%, в стоимостном выражении до 105,2 млн долл. США, и на 104,4% в физическом выражении до рекордных 90,8 тысячи тонн. Наибольший прирост экспорта был характерен для февраля-марта, когда низкий курс рубля стимулировал производителей вывозить свою продукцию за рубеж. С апреля объемы экспорта стали падать, однако по-прежнему заметно превышали уровень прошлого года.

Помимо девальвации, стимулом для производителей стала и господдержка экспортеров — компаниям выдавались льготные кредиты и субсидии.

В структуре производства растительного масла в России в 2003-2006 годах более 95% объема приходилось на подсолнечное масло. В 2007-2008 годы наметились существенные изменения в структуре производства растительного масла: доля подсолнечного масла в структуре производства сократилась до 86,9%, а доли таких масел, как рапсовое и соевое, напротив, увеличились. В последние годы доля подсолнечного масла в структуре производства всех растительных масел колеблется вокруг отметки в 81- 85%.

В 2011-2014 гг. в стране наблюдался значительный рост производства подсолнечного масла, также росли объемы производства рапсового и соевого масла, сохраняя при этом постоянное соотношение. Дополнительные объемы произведенного растительного масла не смогли найти спроса на внутреннем рынке, и компании-производители подсолнечного, рапсового и соевого масел были вынуждены начать экспорт продукции за рубеж.

Рассматривая динамику импорта растительного масла в Россию за тот период, можно выделить неявный тренд снижения поставок данного продукта в страну. Так, объем импорта растительного масла в РФ достиг исторического максимума в 2008 году, когда он составил чуть более 1 млн тонн.

В 2010-2011 годах экспортные поставки, в связи с преодолением острой стадии кризиса, вернулись к докризисному уровню. Цены также начали понемногу расти. Однако уже с 2012 года начинается новый этап развития экспорта растительного масла из России. За последние 3 года экспорт растительного масла составлял величину, близкую к 2,6 млн тонн, а в 2014 году данный показатель превысил 3 млн тонн. Такой стремительный рост экспорта был достигнут за счет взрывного роста производства растительных масел в РФ -прежде всего, подсолнечного, рапсового и соевого. При этом подсолнечное масло является традиционным продуктом для нашей страны - его потребляют как домашние хозяйства, так и пищевые предприятия. А вот в случае с рапсовым и соевым маслами ситуация пока выглядит иначе: существенный рост производства не был обеспечен внутренним спросом, поэтому большая часть произведенной в России продукции идет на экспорт в другие страны.

Таблица 1

Объёмы экспорта растительного масла в годовом выражении

Год 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Объем экспорта 91 85 101 118 84 205 403 343 370 392

Таким образом, на отечественном рынке растительного масла сложилась необычная ситуация. С одной стороны, производство этой продукции в стране велико. Однако сбывать его оказывается более выгодно на внешнем рынке, нежели на внутреннем. В результате чего в конце 2014 г. на российском рынке начался существенный рост цен на растительные масла: прежде всего - на подсолнечное, которое является основным видом растительного масла, используемого в России, а также на оливковое и пальмовое.

В 2015 году экспорт российских масличных семян и плодов (категория 12 ТН ВЭД) увеличился на 6 % по сравнению с 2014 г. до объёма в 392 млн долл. США (табл. 1.)

Крупнейшими импортерами, потребляющими более 80% всей российской продукции, в 2015 году стали Китай, Бельгия, Турция, Республика Беларусь и Латвия. На долю 10 главных импортёров приходится свыше 92% всего экспорта масличных семян и плодов

Сезон 2015/16 стал логичным продолжением предыдущего с присущими ему высокой ценовой волатильностью, скачущим валютным курсом и, как следствие, общей напряженностью среди участников рыночного процесса. Общая официальная посевная площадь под масличными культурами в 2015 году практически не изменилась относительно 2014 года и составила 10,9 млн. га. Сокращение посевных площадей под

подсолнечником на 120 тыс. га и гибель посевов озимого рапса и рыжика были компенсированы расширением площади под масличным льном до рекордного уровня - 633 тыс. га. Оптимальные погодные условия в летние месяцы нивелировали сокращение посевных под подсолнечником, позволив собрать урожай, на 730 тыс. тонн превосходящий прошлогодний - 9,76 млн. тонн в бункерном весе (9,2 млн. тонн в весе после доработки). Урожай масличного льна в 2016 году достиг рекордных 550 тыс. тонн. Соевые бобы также впервые были собраны в объеме 2,85 млн тонн. В результате совокупный валовой сбор всех масличных (подсолнечник, соя, рапс, рыжик, лен, горчица) составил 14,56 млн. тонн, против 13,6 млн. тонн в 2015 году.

Подсолнечник. По данным Росстата, благодаря расширению посевных площадей и высокой урожайности, в 2016 году в России ожидаемо увеличился валовой сбор семян подсолнечника, который составил 10,7 млн. тонн, что на 13% выше уровня прошлого сезона.

Основной продукт переработки семян подсолнечника - подсолнечное масло.

Объем производства подсолнечного масла в России в 2016 году превысил 4087,4 тыс. тонн, что на 10,7% или на 440,4 тыс. тонн больше, чем в 2015 году. Тенденция к приросту показателей в условиях увеличения спроса на продукты переработки данного вида масличных, наблюдается на протяжении ряда лет.

Производство подсолнечного масла в России в значительной степени ориентировано на экспортные рынки. В 2015 году на экспорт было отправлено 28,5% всего масла, произведенного в РФ. В 2016 году показатель несколько вырос - до 30,4% благодаря росту валового сбора подсолнечника в целом, повлиявшему на увеличение объемов его переработки в России. Основным экспортером российского сырого подсолнечного масла в последние несколько лет является Турция. По итогам 2016 года общие объемы отгруженного подсолнечного масла наливом составили 563 тыс. тонн.

По мнению экспертов, в ближайшие годы ожидается увеличение внутреннего потребления подсолнечного масла в РФ, прежде всего, за счет его большего использования для производства маргариновой продукции и комбикормов.

В товарной структуре экспорта растительных масел из России преобладает подсолнечное масло наливом. Его отгрузки в 2016 году выросли до 1 231 тыс. тонн, на 179 тыс. тонн больше, чем годом ранее. Тенденция к приросту показателей в условиях увеличения спроса на продукты переработки данного вида масличных наблюдалась на протяжении нескольких последних лет. Закупки наращивают традиционные важнейшие партнеры: Турция и Египет, но также заметна и серьезная экспансия на новых экспортных рынках: Иран, Китай, Саудовская Аравия и другие.

Внутреннее потребление подсолнечного масла в России вряд ли заметно возрастет в текущем сезоне по причине фактического отсутствия прироста потребительского спроса, а также отраслей пищевой промышленности. Это позволяет прогнозировать и рекордный экспорт масла из России, который может достичь 2,0 млн. тонн. Заметим, что

международные экспертные сообщества также недавно пересмотрели прогнозы по экспорту из России в сторону повышения до 1,9-1,95 млн. тонн.

Подводя итоги 2016 года можно сказать, что высокая урожайность подсолнечника формирует восходящий тренд в сфере производства подсолнечного масла и других продуктов переработки (шрот, жмых) в России. Возросшие объемы экспорта создают благоприятные предпосылки для того, чтобы Россия могла закрепиться в роли одного из ведущих игроков мирового рынка подсолнечного масла.

Рапс. Валовые сборы семян рапса, при рассмотрении долгосрочных тенденций, существенно выросли.

За 10 лет они увеличились в 3,7 раза. Инвестиционная привлекательность возделывания семян рапса в первую очередь обусловлена высоким спросом на рапсовое масло на мировых рынках. Кроме того, наблюдается устойчивый спрос на рапсовый жмых, как со стороны зарубежных покупателей, так и на внутреннем рынке.

Ключевые регионы возделывания рапса (Т0П-10 регионов): Калининградская область, Тульская область, Ставропольский край, Республика Татарстан, Липецкая область, Рязанская область, Тюменская область, Краснодарский край, Кемеровская область и Алтайский край. На долю этих регионов в 2015 году пришлось 60,4% всех объемов сборов по РФ.

В 2015 году произошло сокращение валовых сборов семян рапса в России. Урожай составил 1012,2 тыс. тонн, что на 24,4% или на 325,8 тыс. тонн меньше, чем в 2014 году. Снижение показателей произошло в условиях сокращения посевных площадей (на 14,3%) и урожайности. Сокращение посевных площадей во многом связано с ослаблением цен на рапсовое масло на мировых рынках. В свою очередь Сокращение сборов семян рапса привело к снижению объемов производства рапсового масла, жмыха и шрота.

В последние годы, в условиях развития отрасли по переработке, Россия в основном экспортирует рапсовое масло и жмых. Экспорт семян рапса находится на относительно низких отметках. В 2015-2016 гг. поставки, в условиях снижения объема сборов, имели тенденцию к сокращению.

Объем экспорта семян рапса из России в 2015 году составил 45,9 тыс. тонн, что на 73,5% или на 127,4 тыс. тонн меньше, чем в 2014 году. Стоимость экспорта составила 17,8 млн долл. США - снизилась по отношению к 2014 году на 74,3%. Основной покупатель российских семян рапса - Китай. В 2015 году доля Китая в общем объеме экспорта составила 45,9% против 12,9% в 2014 году. Объем ввоза составил 21,1 тыс. тонн, что на 5,8% или на 1,3 тыс. тонн меньше показателей 2014 года. На втором месте по объему российского экспорта семян рапса в 2015 году находится Турция с долей в 21,9% от всех внешних поставок. Однако объемы ввоза семян рапса из РФ в эту страну по отношению к 2014 году снизились на 88,7% и в 2015 году составили 10,0 тыс. тонн.

Объем производства рапсового масла в России в 2015 году, по данным МСХ США, составил 390,0 тыс. тонн. По отношению к 2014 году он сократился на 23,4% или на 119,0

тыс. тонн. За 5 лет, по отношению к 2010 году, объемы выросли на 63,2%, за 10 лет - в 4,4 раза.

Объем экспорта рапсового масла из России в 2015 году составил 262,8 тыс. тонн, что на 24,5% или на 85,3 тыс. тонн меньше, чем в 2014 году. Стоимость экспорта составила 188,9 млн USD - снизилась по отношению к 2014 году на 34,7%.

Основной покупатель российского рапсового масла - Норвегия. В 2015 году доля Норвегии в общем объеме экспорта достигла 50,2% против 44,3% в 2014 году. Объем ввоза в Норвегию составил 131,9 тыс. тонн, что на 14,4% или на 22,1 тыс. тонн меньше показателей 2014 года. На втором месте по объему российского экспорта рапсового масла в 2015 году находится Литва с долей в 13,1% от всех внешних поставок. Однако объемы вывоза рапсового масла из РФ в эту страну по отношению к 2014 году снизились на 26,7% и в 2015 году составили 34,3 тыс. тонн. В 2015 году существенно возросли объемы вывоза рапсового масла из РФ в Китай - до 23,2 тыс. тонн. Для сравнения, в 2014 году объемы составляли всего 5,4 тыс. тонн.

Объем производства рапсового жмыха и шрота в России в 2015 году составил 595,0 тыс. тонн, что на 23,1% или на 179,0 тыс. тонн меньше, чем произвели в 2014 году. Однако за 5 лет производство рапсового жмыха и шрота выросло на 63,5% за 10 лет - в 4,4 раза.

Объем экспорта рапсового жмыха и шрота из России в 2015 году составил 221,8 тыс. тонн, что на 26,3% или на 79,2 тыс. тонн меньше, чем в 2014 году. Стоимость экспорта составила 53,3 млн USD - снизилась по отношению к 2014 году на 34,9%. Основной покупатель российского рапсового жмыха и шрота - Финляндия. В 2015 году доля Финляндии в общем объеме экспорта достигла 50,5% против 32,6% в 2014 году. Объем вывоза составил 111,9 тыс. тонн, что на 14,2% или на 13,9 тыс. тонн больше показателей 2014 года.

Соя. Несмотря на эти позитивные сдвиги, российский рынок сои остается сильно зависимым от импорта: согласно данным исследования IndexBox, в 2015 году его доля в общем потреблении составила 44%. Столь высокий показатель связан с тем, что это новая для нашей страны отрасль. Помимо этого, в России практически не выращиваются пищевые сорта сои. Причина тому - наличие в массовом сознании предрассудков против употребления сои.

Крупнейшим потребителем пищевой сои в РФ является мясоперерабатывающая отрасль: ее участники нередко используют соевые компоненты для увеличения выхода готовой продукции и экономии на мясном сырье. Поэтому их присутствие в составе продуктов питания воспринимается покупателями как свидетельство низкого качества. Как итог, несмотря на то, что произведенная в России соя является экологически чистым продуктом, ее популярность остается невысокой.

Другим фактором, ограничивающим рост рынка, является немногочисленность регионов, подходящих для выращивания сои: в первую очередь, к ним относятся Дальний

Восток, Центральная Россия и Краснодарский край. При этом значительная часть выращенной на Дальнем Востоке сои экспортируется в Китай: причиной тому служит как нехватка в регионе перерабатывающих мощностей, так и высокая стоимость транспортировки в европейскую часть России,

Перспективы рынка сои также будут зависеть от динамики спроса на комбикорма со стороны животноводства. Взаимосвязь этих отраслей видна на примере прошлого года, когда и в производстве комбикорма и в валовом сборе сои наблюдалась сопоставимая положительная динамика. Росту рынка в ближайшие годы также будет способствовать переход переработчиков сои на российское сырье, чему продолжит содействовать слабый рубль. Наконец; еще одним позитивным фактором для отрасли окажется её высокая рентабельность, привлекающая инвесторов.

В стоимостном выражении прирост производства сои в 2015 году оказался более выраженным, чем в натуральном, составив 29%. По данным исследования 1пёехБох, причина тому - повышение себестоимости из-за удорожания ремонта и комплектующих для иностранного оборудования, которое используется в сборке урожая сои и ее переработке.

В целом, в России соя - это, в первую очередь, кормовая культура. Поэтому в ближайшие годы ее ключевым потребителем внутри страны будет оставаться животноводство, на развитие которого продолжат оказывать влияние ответные санкции РФ (они будут стимулировать импортозамещение), а также госпрограммы поддержки, в том числе финансовой. Впрочем, потребление пищевой сои также будет возрастать, особенно в случае преодоления ее производителями негативного информационного фона. Что касается международного рынка, то для него российская соя представляет интерес как экологически чистый продукт. Наиболее перспективным внешним рынком сбыта для отечественных производителей, по мнению экспертов, останется Китай.

Пальмовое масло, по оценкам специалистов ШБОЫпе, является вторым по потреблению маслом в России. Так как в РФ масличная пальма не произрастает, то все потребляемое внутри страны пальмовое масло является импортным продуктом.

По итогам 2015 года, импорт пальмового масла в Россию не только вырос на 26% относительно итогов 2014-го, но и поставил исторический рекорд, показав рост более чем в 3,5 раза относительно 2000 года.

Ведущим поставщиком пальмового масла в РФ является Индонезия, на долю которой, по итогам 2015 года, пришлось 84% общероссийского импорта в натуральном выражении. На втором месте со значительным отставанием идут Нидерланды, которые в отличие от Индонезии и Малайзии сами пальмовое масло не производят, но являются его крупнейшими реэкспортерами. Нидерланды - крупнейший в ЕС импортер пальмового масла, действующий как торговый хаб и для ЕС, и для других стран европейского континента. В Нидерландах находятся штаб-квартиры крупнейших транснациональных производителей продуктов питания, которые все чаще используют пальмовое масло. На

третьем месте по объемам импорта пальмового масла в Россию располагается Малайзия с долей в 5%.

Рынок сахара

В России сахар производят в основном из двух видов сырья: сахарной свеклы (свекловичный сахар) и импортируемого тростникового сырья (сырцовый сахар). В последние десять лет происходили значительные колебания в структуре сырья для производства сахара. Так, если в 2005 г. доля свекловичного сахара составляла около 45%, то в 2014 г. она возросла до 85%, а в 2016 - до 90%.

Основные производители сахарной свеклы в РФ - Краснодарский край, Курская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская, Белгородская области, Республика Татарстан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рекордное производство свекловичного сахара и гранулированного жома в РФ в 2016 году стало возможным благодаря росту посевных площадей под сахарной свёклой на 8,7% - до 1110,4 тыс. га, росту урожайности культуры на 18.6% - до 467,1 ц/га, а также модернизации отрасли за счет увеличения инвестиций. Для свекловодов сезон 2016 год, несмотря на умеренные цены на свеклу, можно признать относительно успешным.

В условиях весьма вероятного ежегодного перепроизводства сахара в РФ (производство выше потребления, с учётом импорта белого сахара в основном из Беларуси не менее 250 тыс. тонн в год) крайне важно в ближайшие годы: тщательное планирование посевных площадей сахарной отрасли не только по регионам, но и по районам; расширение внутренних и внешних рынков сбыта во всех возможных даже самых небольших нишах; всесторонняя и последовательная поддержка экспорта сахара и продуктов переработки сырья из страны, при условии совершенствования логистики.

Экспортные рынки сбыта для российского свекловичного сахара не велики и при самом оптимистическом сценарии вряд ли когда-либо превысят 600 тыс. тонн. Крайне высока конкуренция на общих рынках сбыта с сахаром из Украины, Беларуси, Азербайджана, Бразилии и стран ЕС.

Рынок сахара по-прежнему остается конкурентным: действуют 33 независимых производителя (операторов заводов), сотни независимых производителей сахарной свеклы, получающих сахар по давальческим схемам и взаиморасчётам, десятки крупнооптовых трейдеров, плюс на рынке присутствует Белорусская сахарная компания и Росрезерв. Покупатели имеют достаточные возможности диверсификации источников сахара по компаниям, регионам и происхождению. Россия и в сезоне 2016/17 г. остаётся заметным экспортером мелассы и свекловичного гранулированного жома в т.ч. из-за неразвитости внутреннего рынка сбыта (особенно жома).

Рост внутреннего потребления мелассы на корма, дрожжи, спирт и др. приведет к умеренному росту объемов экспорта мелассы по сравнению с ростом ее производства. Доля экспорта мелассы от общего производства в РФ не превысит 30% (45% в 2013/14 г.).

Согласно анализу таможенных деклараций Федеральной Таможенной Службы РФ, Россия импортировала из стран, не входящих в Таможенный Союз, за 7 месяцев года 2016

года 26,6 тыс. тонн (за аналогичный период 2015 года - 29,5 тыс. тонн, в 2014 году - 76,1 тыс. тонн). Основными поставщиками сахара в РФ выступали Польша (55,6%) и Литва (22,8%). Российский сахар поставлялся, главным образом, в Монголию (33,6%) и Абхазию (31,3%).

Мировые цены после пяти лет снижения начали расти с августа 2015 г., однако с октября 2016 г. вновь наметилась тенденция их снижения. Ёмкость рынка стран СНГ для тростникового сахара-сырца продолжает сокращаться. Активный экспорт свекловичного сахара России, Беларуси и Украины оставляет мало шансов сырцу на пространстве СНГ и сопредельных стран.

Норма потребления сахара на душу населения в Российской Федерации превышает среднее мировое значение и рекомендуемую ВОЗ норму и составляет в среднем 38-40 кг/чел. Норма, рекомендуемая ВОЗ и одобренная Минздравсоцразвития России, - 24-28 кг/чел. в год. В целом в России количество потребляемого сахара на душу населения достаточно стабильно, однако можно отметить тенденцию к росту.

Сбор овощей в России в последние годы, хоть и медленно, но растет. В 2014 году было выращено овощей на 2,3% больше, чем в 2013 г., и на 2,7% больше, чем в 2012 году.

Общий объем производства овощей открытого грунта, по уточненным данным, в 2015 году в промышленном (коммерческом) секторе овощеводства составил 4 563,5 тыс. тонн. Под производством в промышленном секторе понимается сбор овощей в сельхозорганизациях и в крестьянско-фермерских хозяйствах, без учета хозяйств населения.

По отношению к 2014 году показатели выросли на 16,2% или на 636,4 тыс. тонн. При этом значительно увеличился сбор практически каждого вида овоща, за исключением огурцов, которые все более активно возделываются в защищенном грунте. В 2015 г. выросло производство репчатого лука, моркови, столовой свеклы, капусты, кабачков, помидоров, а также тыквы. Производство огурцов открытого грунта снизилось.

Темпы производства плодов и ягод колеблются. В 2009 г. наблюдался рост, затем падение и снова рост в 2011-2013 гг. В 2014 г. произошло снижение производства на 3% по сравнению с 2013 г.

На российский рынок поступают фрукты и овощи собственного производства и импортные. По экспертным оценкам, на импорт овощей приходится около 20-40% рынка, а импортные фрукты составляют до 70-80% российского рынка. Российский рынок овощей и фруктов ежегодно растет на 10-15%. Кроме тропических фруктов и овощей, которые не могут произрастать у нас из-за климатических условий, помидоры, лук, чеснок, огурцы, капусту, сладкий перец, баклажаны.

Внутреннее производство овощей и фруктов, а также продуктов их переработки не обеспечивает потребности отечественного рынка. И хотя производство растет, потребности рынка продолжают в значительной степени покрываться за счет импорта.

В структуре производства в РФ продукция защищенного грунта имеет небольшую долю - 8%. Рентабельность производства овощей защищенного грунта в значительной степени определяется уровнем цен. Цены производителей овощей растут, но темпы их роста по месяцам различаются. Наиболее высокие темпы роста цен на овощи - в феврале и марте, наиболее низкие - в мае, июне.

Импорт овощей и фруктов на российский рынок за последние годы сокращается.

В течение первых трех кварталов прошлого года Россия импортировала в общей сложности 4 791 млн тонн фруктов и овощей - 3816 млн тонн фруктов и 975 000 тонн овощей.

Для сравнения, в течение тех же девяти месяцев 2014 года, общий импорт фруктов и овощей составил 5 965 млн тонн, в то время как объем за весь 2014 год составил 7 934 млн тонн.

Из 4 791 млн тонн фруктов и овощей, ввезенных в Россию в период с января по конец сентября 2015 года, наибольший объем у бананов (889 000 тонн), затем у яблок (618 200 тонн), томатов (535 100 тонн), мандаринов (328 300 тонн), апельсинов (более чем 325 000 тонн) и лука (чуть менее 260 000 тонн).

За первые девять месяцев прошлого года самым крупным экспортером на российский рынок был Эквадор, который обеспечивает почти 100% всех бананов, импортируемых Россией (876 800 тонн). На втором месте Беларусь (817 700 тонн), затем Турция (766 800 тонн), Китай (448 800 тонн), Египет (321 700 тонн) и Израиль (209 000 тонн).

С 22 сентября 2016 г. запрещены поставки плодоовощной продукции из Египта. Такое решение принял Россельхознадзор. Речь, в частности, идет о цитрусовых, томатах и картофеле. По ряду категорий овощей и фруктов Египет занимает треть всего импорта в Россию. Запрет введен из-за недостаточно эффективной работы фитосанитарной системы Египта.

Промышленное бахчеводство в РФ сосредоточено главным образом на юго-востоке страны, что обусловлено климатическими ресурсами, ограничивающими распространение бахчевых культур. По данным Минсельхоза РФ, в 2005 году бахчевые культуры занимали площадь 95 тыс. га, в 2013 - 143 тыс. га. Валовой сбор за последние два года колеблется в пределах 1,4-1,5 млн т, урожайность 9,8-11,6 т/га.

По данным Росстата посевные площади, занимаемые бахчевыми культурами в Российской Федерации, практически были неизменны за последние 5 лет. Колебания по размеру посевных площадей под продовольственными бахчевыми культурами в большой степени связаны с изменяющимися погодными условиями конкретного года. По размерам площадей посева бахчевых продовольственных культур в России выделяются три федеральных округа - Южный, Приволжский и Северо-Кавказский.

Основные производители бахчевой продукций в России - крестьянско-фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели. В хозяйствах населения размещена треть от всех бахчевых культур, выращиваемых на продовольственные цели.

Рынок бахчевых культур в России имеет тенденцию роста. Наша страна производит более 1 млн тонн арбузов и занимает 7-е место в мире. Арбузный бизнес, как и всякий плодово-овощной, в России имеет ярко выраженную сезонную окраску. Зато его рентабельность может достигать 60-100%.

Нужно заметить, что традиционный рынок арбузов в России малоизучен. Ситуация постепенно начинает меняться к лучшему: торговлей арбузами и дынями всерьез занялись крупнейшие сети розничной торговли, причем по ценам, значительно уступающим уличным. Во-первых, крупные компании работают напрямую с производителями, минуя многочисленных посредников и перекупщиков. Во-вторых, они могут держать минимальную цену за счет гигантского объема продаж.

В заключении следует отметить, что, по оценке Министерства сельского хозяйства России, в целом в 2015-2016 гг. сохраняется позитивная динамика развития АПК России и производства сельскохозяйственной продукции.

Так за счет внутреннего производства практически полностью удовлетворяется потребность страны в растительном масле, кроме того на мировом рынке масличных и продуктов их переработки по экспорту подсолнечного масла в 2016 году Россия заняла второе место. Производство мяса в России, по данным Росстата, продолжает возрастать. Страна движется к обеспечению продовольственной безопасности по данной категории продукции. Правда, пока это достигается благодаря росту производства свинины и птицы, производство же говядины снижается. Самообеспеченность РФ по сахару в 2016 году, по оценке Минсельхоза, составила 94,7%. Отмечено, что страна близка к выполнению задачи полного обеспечения себя овощами, увеличивается их производство в сельхозорганизациях и К(Ф)Х. Уровень самообеспеченности по овощам составил около 90%. Однако, чтобы выйти на полное обеспечение, особенно по тепличной продукции, до 2020 года нужно ежегодно увеличивать производство на 200 тыс. т, для этого необходимо строить или модернизировать не менее 400 га тепличных комплексов в год. Наиболее уязвимы позиции отечественного аграрного сектора в молочной отрасли. Введенные в 2014 году специальные экономические меры, направленные на обеспечение продовольственной безопасности РФ, позволили отечественным производителям нарастить объемы производства отдельных видов молочной продукции (сыры, сливочное масло). Однако ресурсная база для этого (сырое молоко) продолжает быть проблемой вследствие того, что производственные и инвестиционные циклы в молочном скотоводстве достаточно длительны и объемы производства невозможно быстро нарастить. В результате в Россию продолжают поступать импортные молочные продукты.

Список литературы

1. Аварский Н.Д., Рыжкова С.М., Гасанова Х.Н., Кручинина В.М. Рынок масложировой продукции: отечественная и зарубежная практика// АПК: экономика, управление. 2016. №4. С. 53-59.

2. Кручинина В.М., Рыжкова С.М., Гасанова Х.Н. Современные тенденции развития рынка масложировой продукции // Экономика сельского хозяйства России. 2016. №12. С 65-71.

3. Обзор рынка молочной продукции //http:// www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-molochnoy-produktsii/.

4. Обзор рынка мяса и мясопродуктов //http:// www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-myasa-i-myasoproduktov/.

5. Папцов А.Г., Шеламова Н.А., Козлова Л.В. Мировой рынок мяса и тенденции его развития. Обзорная информация//Москва. 2006.

6. Российский рынок масличных и продуктов их переработки //http://agro2b.ru/ru/analytics/2290. html.

7. Фомин А.А., Рубанов И.Н. Перспективы импортозамещения в отечественном сельском хозяйстве. Хлебопродукты. 2015. №7. С7 6-7.

8. Рыжкова С.М. Особенности потребления плодов и овощей в Российской Федерации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2015. №2 (54). С. 383-389.

9. Сулимин В.В., Батыршина Э.Р. Программно-целевые подходы в решении проблемразвития малых форм хозяйствования на селе. АПК: регионы России. 2012. № 2. С. 41-46.

10. Сулимин В.В., Мамакова М.С. Семейные фермы — новые инициативы в развитии АПК. Аграрный вестник Урала. 2012. № 9 (101). С. 86-89.

11. Черкасова О.В. Современные тенденции в свеклосахарной отрасли стран СНГ // Сахарная свекла. 2014. №7. С. 41-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.