УДК 658.5: 664
Конкуренция и особенности регулирования продовольственного рынка
на современном этапе
С.У. Нуралиев, д-р экон. наук Союз рынков России
Решение проблемы продовольственного обеспечения населения -одна из главных задач органов государственного регулирования, научных организаций и коммерческих структур. Решение этой проблемы во многом зависит от эффективности формирования экономических отношений между всеми участниками сферы производства, переработки и реализации готовой продукции. Оптовая торговля продовольственными товарами - важнейшее направление
Роль государства заключается в создании условий предприятиям и организациям независимо от форм собственности для расширения экспорта продукции отечественного производства.
внутри- и внешнеэкономической политики любого государства. Особое внимание при этом уделяется развитию и регулированию международной торговли продовольственными товарами.
В зависимости от масштабов и характера вмешательства государства в международную торговлю многие страны, как правило, используют в своей внешнеторговой деятельности протекционистскую торговую политику или политику свободной торговли. Свободная торговля основана на минимальном государственном вмешательстве в регулирование внешнеторговой деятельности, а протекционизм - на государственной политике поддержки экспорта и защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции.
Протекционизм, как временная мера, в первую очередь необходим для того, чтобы поддержать производство новых видов продоволь-
Ключевые слова: продовольственный рынок; конкуренция; регулирование; современный этап; государственное регулирование.
Key words: food market; competition; regulation; actual situation; state regulation.
ствия в силу объективных причин, связанных с высоким уровнем издержек на начальном этапе производства, а затем по мере развития производства, повышения эффективности и конкурентоспособности этих видов продовольствия на мировом рынке уровень протекционистской защиты может снижаться.
Протекционистская торговая политика на внешнем рынке дает возможность агропродовольственному комплексу страны развиваться в основном путем государственной поддержки экспорта продукции и ограничения импорта, а свободная торговля позволяет развивать продовольственный рынок на основе развития рыночной конкуренции, которая во многом зависит от качества продукции и уровня национальных издержек в сфере производства и обращения продуктов питания.
Поэтому в различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону. Если в 50-60-е годы ХХ столетия для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли, то в начале 70-х годов проявилась обратная тенденция. Страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.
В дореформенный период в России внешнеэкономические отношения формировались в условиях госу-
дарственной монополии и жесткого ограничения количества участников для выхода на внешний рынок. Ведущее место в структуре продовольственного импорта занимало зерно, а объемы и структуру экспорта продовольствия в основном определяли исходя из политических соображений.
Важнейшей задачей либерализации внешнеэкономических отношений на продовольственном рынке в начале 90-х годов XX века было наполнение в кратчайшие сроки внутреннего продовольственного рынка с целью ликвидации товарного дефицита. Сокращение объемов централизованных закупок государством на внутреннем рынке сопровождалось расширением импорта продовольствия коммерческими структурами. Все это привело к нарушению хозяйственных связей, изменениям направлений и структуры продовольственных потоков на внутреннем и внешнем рынках.
В то же время следует отметить, что либерализация торговли на начальном этапе реформы сыграла значительную роль в насыщении внутреннего продовольственного рынка в условиях дефицита продовольствия. Однако впоследствии не были приняты меры по поддержке внутреннего продовольственного рынка и защите отечественных товаропроизводителей, что привело к значительному росту импортного продовольствия, сокращению объемов продукции отечественного производства и угрозе продовольственной безопасности страны.
В настоящее время в мире накоплен огромный опыт регулирования внешнеторговой деятельности, который может представлять значительный интерес при формировании внешнеэкономической политики государства. Особенно полезен опыт стран Евросоюза по защите общего агропродовольственного рынка от конкуренции извне и стимулированию экспорта продовольствия из этих стран.
При формировании внешнеторговой политики на современном этапе следует учесть, что в международной торговле наблюдается усиление роли транснациональных компаний.
Концентрация и рост объемов мировой торговли в транснациональных компаниях свидетельствуют о необходимости усиления государственного регулирования и тесного его взаимодействия с механизмом рыночного саморегулирования.
Роль государства заключается в создании условий предприятиям и организациям независимо от форм
собственности для расширения экспорта продукции отечественного производства и возможностей для развития внешнеторговой деятельности. Особенно важным это представляется в условиях международной интеграции и масштабного перераспределения ресурсов на мировом рынке.
По мнению известного американского экономиста М. Портера, повышение конкурентоспособности страны и обеспечение ее продовольственной безопасности следует рассматривать в комплексе с развитием интеграционных процессов на мировом рынке, формированием единого экономического пространства и расширением влияния межгосударственных объединений.
В долгосрочной перспективе эффект рыночной интеграции в соответствии с его теорией становится доминирующим, а эффект замещения внутренней торговли является необходимым условием для развития рыночной интеграции на первоначальном этапе, затем негативные последствия этого эффекта должны компенсироваться за счет расширения рынка, развития конкуренции и либерализации внешнеэкономических отношений.
Эта теория имеет важное значение в условиях интеграции российского продовольственного рынка в мировой рынок. Необходимые условия для эффективной интеграции - интенсивное развитие рыночной инфраструктуры и формирование отечественной товаропроводящей системы, наличие эффективного механизма государственного регулирования и саморегулирования.
Исходя из теорий международной торговли, при формировании внешнеэкономических отношений и выборе направлений развития торговли продовольственными товарами необходимо иметь ввиду, что экономические ресурсы между странами распределены неравномерно, а конкурентоспособность продукции на внешнем рынке во многом зависит от уровня развития производства и внедрения новых технологий.
В соответствии с теорией международной торговли отрасли агро-продовольственного комплекса, ориентированные на экспорт, предъявляя спрос на дополнительные ресурсы, развиваются значительно быстрее, чем те отрасли, которые конкурируют на внутреннем рынке. В результате развитие внешней торговли способствует перераспределению продовольствия и доходов между различными отраслями агропродовольственного комплекса.
Несмотря на то, что свободная торговля между странами, согласно теории международной торговли, должна приводить к экономическому росту любой страны, независимо от того, является ли эта страна экспортером или импортером продовольствия, на практике все процессы, связанные с внешней торговлей, регулируются в большей степени внутренними нормативными актами. Кроме того, на мировом рынке функционирует целая система международных и межгосударственных экономических союзов и интеграционных объединений, которые активно участвуют в формировании и регулировании продовольственных потоков.
Особенность современного этапа развития торговли на внешнем рынке состоит в том, что многие экономические теории и законы, характерные для международной торговли на продовольственном рынке, не действуют. Экономические отношения между странами и участниками рынка формируются вопреки законам рынка.
Во многих случаях продукцию отечественного производства, даже если она более высокого качества и произведена с меньшими издержками, сложнее реализовать на внутреннем рынке, чем продукцию иностранного производства. Главная причина - отсутствие добросовестной конкуренции, глобализации и монополизации отдельных отраслей, особенно сферы оптовой торговли продовольственными товарами. Поэтому сегодня особенно возрастает роль государственного регулирования при формировании торгово-экономических отношений на продовольственном рынке.
Роль государства в регулировании экономических отношений на продовольственном рынке заключается, прежде всего, в создании эффективного механизма развития и реализации конкурентных преимуществ отечественных товаропроизводителей, предприятий перерабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговли продовольственными товарами.
Следует учесть, что способность государства продавать на внешнем рынке продукцию наиболее высокой степени готовности к употреблению служит отличительным признаком экономического развития страны в системе международного разделения труда. Чем больше стадий обработки внутри страны проходит сырье, тем больше добавленной стоимости она реализует на внешнем рынке, значит тем больше доходов от экспорта.
В связи с этим правильное и эффективное использование имеющегося производственного и научно-технического потенциала для производства конкурентоспособной продукции и поставки ее на внешний рынок является необходимым условием развития отечественного сельскохозяйственного производства и активного его участия в международном разделении труда.
В условиях жесткой конкуренции важным условием повышения конкурентоспособности отечественного продовольствия на внешнем рынке является уровень государственной поддержки и наличие эффективного механизма взаимодействия органов государственной власти, отраслевых структурных объединений и научных учреждений. При этом очень важно разграничить функции и задачи этих органов, определить роль науки и задачи отраслевых союзов и ассоциаций. Необходимо более четко обозначить задачи федеральных, региональных и местных органов власти в развитии экспортного потенциала и защите отечественного рынка.
Важнейшими задачами федеральных органов государственной власти в развитии и регулировании продовольственного рынка должны быть формирование эффективной таможенной политики, совершенствование механизма квотирования и лицензирования, стандартизации и сертификации товаров и услуг, разработка общих правил и программ развития отрасли.
Основные задачи региональных органов государственной власти в регулировании торговой деятельности - обеспечение реализации законодательных норм и правил, установленных на федеральном уровне, определение приоритетных направлений развития регионального про-
Развитие внешней торговли способствует перераспределению продовольствия и доходов между различными отраслями агропродовольственного комплекса.
довольственного рынка, создание эффективной конкурентоспособной среды, развитие инфраструктуры продовольственного рынка и поддержка отечественных товаропроизводителей.
Важнейшие задачи местных органов власти в этой сфере - организа-
ция контроля за ходом реализации государственной торговой политики, создание необходимых условий для развития конкуренции в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, поддержка предпринимательской деятельности и организации контроля качества продукции.
Следует отметить, что по мере развития внешнеэкономических связей и интеграции продовольственного рынка России в мировое хозяйство возможности для развития международной торговли будут расширяться, при этом повысится роль информационных и телекоммуникационных систем, мобильность ресурсов и факторов производства.
В связи с этим формирование эффективного механизма взаимодействия государственного регулирования и саморегулирования для оперативного реагирования на изменения ситуации на внешнем рынке, укрепления экономических связей между всеми участниками рынка независимо от форм собственности является необходимым условием эффективного функционирования продовольственного рынка.
Различные страны мира используют разные механизмы и инструменты для осуществления своей торговой политики. Эти механизмы и инструменты основаны на комплексном анализе конъюнктуры мирового рынка и оценке воздействия этих инструментов торгово-экономической политики на развитие продовольственного рынка страны.
Для оценки мер торговой политики Организацией экономического сотрудничества и развития разработан индикативный вопросник, который широко используется в практической деятельности многих стран. В соответствии с этим документом, прежде чем вводить какие-либо меры торговой политики, предлагается ответить на такие вопросы, как ожидаемый экономический выигрыш для отрасли, увеличение или снижение доходов, цен, уровня потребления продовольствия, воздействие этих мер на страны-партнеры и др.
В условиях глобализации и усиления влияния транснационального капитала на развитие мирового рынка формы и методы регулирования продовольственного рынка в разных странах отличаются. Они обусловлены, прежде всего, особенностями производства и потребления продуктов питания, уровнем развития экономики страны, усилением роли государства в решении проблемы
продовольственной безопасности и повышением активности предпринимательских структур.
Мировой опыт показывает, что государственное регулирование продовольственного рынка в большей степени базируется на государственной поддержке товаропроизводителей, потребителей и обслуживающих отраслей продовольственного комплекса. Оценка уровня государственной поддержки проводится на основе методологии, разработанной ОЭСР, которая основана на анализе экономической политики внутри страны по сравнению с экономической политикой других стран.
Эта методология предполагает выявление основных показателей, характеризующих уровень государственной поддержки товаропроизводителей, потребителей и инфраструктуры продовольственного рынка. Эти показатели, наряду с показателями, характеризующими уровень издержек в сфере производства, переработки и обращения, определяют конкурентоспособность продукции на внешнем рынке.
Конкурентоспособность продукции отечественных товаропроизводителей на внешнем рынке зависит от уровня прямой и косвенной поддержки отраслей агропродоволь-ственного комплекса, а также уровня издержек в сфере производства, переработки и реализации готовой продукции. Она может быть определена по формуле:
к = Рп + Рк_1ПП %
К гт +гп+го 100
где к- конкурентоспособность конкретного вида продукции, %; Рп - уровень прямой поддержки продукции, руб/кг; Рк- уровень косвенной поддержки продукции, руб/кг; гт - удельные затраты в сфере производства, руб/кг; 1п -удельные затраты в сфере переработки, руб/кг; го - удельные затраты в сфере обращения, руб/кг.
Для более точного определения конкурентоспособности продукции агропродовольственного комплекса на внутреннем и внешнем рынках необходим механизм раздельного учета затрат по поддержке производства, переработки и оптовой реализации каждого конкретного вида продукции.
Исходя из этой формулы при одинаковых удельных затратах на производство, переработку и реализацию готовой продукции конкурентоспособность продукции отечественных товаропроизводителей на внешнем рынке выше там, где выше уровень и эффективность государ-
ственной поддержки производства, переработки и оптовой реализации этой продукции.
Учитывая, что уровень государственной поддержки производства, переработки и обращения продукции АПК в России значительно ниже, чем в странах с рыночной экономикой, то и конкурентоспособность отечественного продовольствия на мировом рынке остается крайне низкой.
При этом следует учесть, что по мере развития инфраструктуры продовольственного рынка государственные расходы, связанные с хранением, транспортировкой и реализацией продукции, будут снижаться. Поэтому конкурентоспособность продукции на внешнем рынке для России и других стран во многом зависит от уровня развития инфраструктуры.
В связи с этим государственная поддержка развития инфраструктуры продовольственного рынка, особенно оптовой торговли, наряду с государственной поддержкой отечественных товаропроизводителей служит одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности продукции АПК на внутреннем и внешнем рынках.
При определении конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке, наряду с этими показателями, важное значение имеют уровень доходов и качество жизни населения. Повышение уровня доходов в условиях неудовлетворенного спроса - один из важнейших факторов расширения спроса и повышения конкурентоспособности продукции АПК на внутреннем рынке.
Эффективность внешнеэкономических отношений на продовольственном рынке, представляя собой механизм взаимодействия хозяйствующих субъектов и участников рынка в области международного обмена продуктами питания, во многом зависит от эффективности применяемых форм и методов государственного регулирования. Основные методы и институты регулирования внешнеэкономических отношений на продовольственном рынке представлены на рисунке.
Эффективность методов государственного регулирования в свою очередь зависит от механизма взаимодействия государственных и рыночных институтов регулирования экономических отношений. С одной стороны, этот механизм взаимодействия должен быть направлен на создание необходимых условий для развития рыночной конкуренции, а с другой - на защиту интересов отече-
ственного товаропроизводителя и потребителя.
Для развития экспорта продовольствия и защиты интересов собственных товаропроизводителей от импорта в большинстве стран используют различные экономические и административные методы регулирования внешнеэкономических отношений.
Наиболее эффективные экономические методы регулирования
экономических отношений на внешнем рынке - таможенно-тарифные методы государственного регулирования (поддержка экспорта и регулирование импорта продовольствия), формирование продовольственных фондов для государственных нужд, повышение уровня доходов и качества жизни населения, развитие инфраструктуры рынка, совершенствование ценовой, налоговой и финансово-кредитной политики и т. д.
Стимулирование экспорта продукции отечественных производителей в основном направлено на выделение им субсидий из бюджета, что, с одной стороны, способствует защите от импорта, а с другой - позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и тем самым способствует развитию экспорта. В этом случае государственная поддержка направлена на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение его конкурентоспособности на внешнем рынке.
Такая форма государственной поддержки эффективна в основном при условии полного обеспечения населения страны собственными продовольственными товарами.
При реализации механизма государственного регулирования экспорта продовольственных товаров необходимо исходить из целесообразности обеспечения сырьем отечественной перерабатывающей промышленности, стимулирования экспорта готовой продукции, усиления государственного контроля за внешнеторговыми поставками и своевременным обеспечением возврата средств за реализованную продукцию.
Регулирование импорта продовольствия в качестве основного механизма защиты отечественного товаропроизводителя и потребителя может быть направлено на создание необходимого уровня тарифной защиты внутреннего продовольственного рынка, упорядочение таможенных пошлин и снижение ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды продовольствия, не произ-
Основные методы и институты регулирования внешнеэкономических отношений на продовольственном рынке
водимые в стране в достаточном объеме для удовлетворения потребностей населения, а также другие меры, связанные с предотвращением поступления на российский рынок недоброкачественной продукции.
Государственные закупки как скрытый метод экономического регулирования внешнеторговой политики используется большинством стран-членов ВТО. Они основаны на определенных требованиях со стороны государственных органов покупать определенные товары только у национальных фирм даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичное объяснение такой политики -необходимость выполнения требований об обеспечении продовольственной безопасности страны.
В числе наиболее эффективных нетарифных методов регулирования международной торговли - торговые договоры между странами в рамках межгосударственных интеграционных объединений. Эти формы регулирования отражены в нормах международного права и тесно связаны с правилами международной торговли. Торговые договора между двумя или несколькими странами в рамках межгосударственных объединений или союзов более эффективны в том случае, если эти объединения созданы странами, находящимися на одинаковом уровне экономического развития.
Административные методы государственного регулирования внешнеэкономических отношений в большей степени являются нетарифными методами регулирования. Большинство из них, в отличие от та-
моженных тарифов, слабо поддаются количественной оценке, поэтому данные методы чаще используются в мировой практике для достижения своих целей во внешнеэкономических отношениях. Для России с учетом современного состояния развитие продовольственного рынка и в условиях вступления в ВТО эти методы будут иметь значительный эффект.
В большинстве случаев административные методы государственного регулирования экономических отношений на внешнем рынке более эффективны в государственной внешнеторговой политике, они легче поддаются административному управлению, чем тарифная политика, их быстрее можно ввести в случае чрезвычайных ситуаций. С другой стороны, нетарифные методы могут стать причиной монополизации внутреннего рынка, поскольку местные товаропроизводители в условиях ограничения импорта могут взвинчивать цены.
Один из важнейших методов нетарифного регулирования на внешнем рынке - квотирование импорта. Этот метод более эффективен при использовании для количественного ограничения притока товара на внутренний рынок. В то же время квотирование импорта, как наиболее эффективный административный метод регулирования, во многих случаях противоречит правилам международных организаций.
Другая, не менее жесткая форма государственного нетарифного метода регулирования внешнеэкономической деятельности, - лицензирование экспорта и импорта товаров. Лицензирование, как самостоя-
тельный инструмент государственного регулирования, используется в большей степени развивающимися странами для защиты внутреннего рынка от импорта, а развитыми странами - в основном как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.
Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами государственной власти. Многие методы скрытого протекционизма противоречат принципам и правилам международной торговли. По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого правительство страны может в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. Основные из них - технические барьеры и требования по качеству.
Технические барьеры и регламенты на современном этапе - наиболее
эффективные скрытые методы торговой политики. Они основаны на разработке национальных технических регламентов и правил с тем, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов и необходимости получения сертификатов качества на импортируемую продукцию, а также требования к упаковке и маркировке товаров, соблюдению определенных санитарно-гигиенических норм и мероприятий по охране окружающей среды, требования по соблюдению законов о защите потребителей и многие другие.
Во многих случаях введение технических барьеров продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения. Например, в странах Европейского союза с 1993 г. действует директива о защите потребителей, обязывающая производителей товаров выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья людей.
В России в 2002 г. принят Федеральный закон «О техническом регулировании», который должен защитить интересы отечественных товаропроизводителей на основе разработки и принятия отраслевых стандартов и регламентов. К сожалению, эта работа находится только на начальной стадии и не способствует эффективной защите продовольственного рынка.
Таким образом, в условиях глобализации и усиления влияния транснациональных компаний на продовольственном рынке необходимо повысить роль государства в регулировании внешнеэкономических отношений с целью защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и обеспечения продовольственной безопасности страны. С точки зрения теории международной торговли, внешнеэкономическая политика государства должна быть направлена на поддержку производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, снижение издержек в этих сферах и повышение качества продукции.
УДК 664
Пищевая промышленность Иркутской области:
состояние и развитие
Е.В. Макаренко, аспирант, В.В. Верхотуров, д-р биол. наук, профессор Иркутский государственный технический университет
Производство пищевых продуктов - важнейший аспект обеспечения продовольственной безопасности региона и страны в целом. Развитие производства пищевой продукции стимулирует подъем смежных отраслей и повышает занятость населения. За счет налогов и акцизов, поступающих от организаций пищевой индустрии, формируется доходная часть бюджета области.
Пищевая промышленность в Иркутской области представлена предприятиями по производству мяса и мясопродуктов, алкогольной продукции, переработке и консервированию рыбы, фруктов и овощей, производству растительных и животных масел и жиров, молочных продуктов, продуктов мукомольно-кру-пяной промышленности, напитков,
Ключевые слова: Иркутская область; пищевая промышленность; предприятия; основные виды продукции.
Key words: Irkutsk region; food-processing industry; the enterprises; the principal types of products.
хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий и др.
С учетом малого бизнеса на территории Иркутской области существует 497 организаций, занимающихся производством пищевых продуктов (на треть меньше, чем в 2005 г.). Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по всем производителям пищевой продукции в
2010 г. составил 22,1 млрд руб. (в фактических ценах на 4 % больше, чем в 2009 г.). Из общего объема 89 % было отгружено предприятиями частной формы собственности. За год резко (в 3,1 раза) вырос объем отгрузки крупных и средних предприятий по производству готовых кормов для животных, а также продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахма-лопродуктов (в 1,5 раза). Однако эти виды деятельности не оказали существенного влияния на ситуацию в целом. В то же время существенно снизилась отгрузка по «производству напитков» - на 24,5 %.
Общий спад производства в 90-х годах прошлого века затронул и пищевые предприятия, прежде всего пострадала сырьевая база. Несмотря