Научная статья на тему 'Региональная безопасность продовольственного рынка (на примере Алтайского края)'

Региональная безопасность продовольственного рынка (на примере Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева Анастасия Анатольевна, Киселев Дмитрий Витальевич

В статье показано, что продовольственная безопасность базовый принцип деятельности государства на региональных продовольственных рынках. Представлены результаты исследования регионального рынка Алтайского края в области внешнеэкономической деятельности. Предлагается для решения проблем продовольственной безопасности населения России помимо совершенствования инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности, государственной поддержки и стимулирования развития национального аграрно-продовольственного сектора и мер по сокращению масштабов бедности необходимо выработать и законодательно закрепить механизмы повышения доступности и качества продовольствия, исходя из задач повышения здоровья населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная безопасность продовольственного рынка (на примере Алтайского края)»

Региональная безопасность продовольственного рынка (на примере Алтайского края)

А.А. Киселева, Д.В. Киселев

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Одним из главных объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

В зависимости от уровня решаемых задач одним из объектов государственного регулирования экономики является уровень региона, включающий региональный рынок. Продовольственная безопасность - базовый принцип деятельности государства на региональных продовольственных рынках. Государство должно обеспечивать каждому гражданину продовольственную безопасность, оценка состояния которой определяется:

1. физической доступностью продовольствия - наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте;

2. экономической доступностью продовольствия - уровень доходов независимо от социального статуса и места жительства гражданина, который позволяет приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне;

3. безопасностью продовольствия для потребителей - предотвращение производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью1.

Внешнеторговый оборот Алтайского края за 2008 год составил 1,97 млрд долларов, что больше на 53,2% по сравнению с предыдущим годом. Сальдо торгового баланса сложилось положительным, составив 697,9 млн долларов. В 2008 году стоимостные объемы экспорта превышают стоимостные объемы импорта в 2,1 раза. В течение отчетного периода торговые связи поддерживались с партнерами из 77 стран мира.

Выявлено, что доля экспорта во внешней торговле Алтайского края в стоимостном выражении составила 67,7%, соответственно доля импорта - 32,3%. Экспорт увеличился относительно прошлогоднего показателя на 41,2%, объем импортных поставок увеличился на 86,2%. При этом в экспорте края доля стран СНГ (по стоимостным объемам поставок) по-прежнему значительно превышает долю стран дальнего зарубежья: 62,9% - экспорт в страны СНГ и 37,1% - экспорт в страны дальнего зарубежья (рис. 1). В импорте доля стран дальнего зарубежья максимально приблизилась к доле стран ближнего зарубежья: 47,7% - доля стран дальнего зарубежья в импорте и 52,3% -доля стран ближнего зарубежья в импорте

(рис. 2). В целом, за отчетный период доля стран дальнего зарубежья составила 40,5% от внешнеторгового оборота, соответственно доля стран ближнего зарубежья составила 59,5%.

Товарная структура экспорта в большей части промышленная и представлена продук-

цией топливно-энергетического комплекса, древесиной, продукцией сельского хозяйства и животноводства, продуктами питания, продукцией машиностроения, металлургической промышленности, продукцией химической промышленности (рис. 3).

Структура экспорта Алтайского края по странам

Рисунок 1

Распределение экспорта по странам

ИРАН ИС ЛА МСКАЯ

Структура импорта Алтайского края по странам

Рисунок 2

Распределени£импортапострана^

НИДЕРЛАНДЫ

3%

БЕЛЬГИЯ

1%

ИТАЛИЯ

4%

УЗБЕКИСТАН 6%

КИРГИЗИЯ 8%

СОЕДИНЕННЫЕ

ШТАТЫ

8%

ФРАНЦИЯ ~ 0.4%

ФИНЛЯНДИЯ

0.3%

СЛОВЕНИЯ

0.3%

Прочие

3%

КАЗАХСТАН

26%

ГЕРМАНИЯ

8%

Так, по товарной позиции мука пшеничная из мягкой пшеницы отмечено увеличение объемов экспорта муки в 2,2 раза. Стоимостный объем экспорта муки пшеничной в 2008 году составил 5,8% от общего объема экспорта края.

Товарная структура импорта различается по группам стран. 57,5% импортных товаров из стран СНГ предназначены для внутреннего потребления (продукты питания, ТНП и т.п.) и 42,5% ввозятся в производственных целях

(продукция металлургической и сталелитейной промышленностей, машиностроения, оборудование, части оборудования и машин, предназначенные для сборки, сырье для производства, упаковочная тара). Структура импорта из стран дальнего зарубежья выглядит следующим образом: 25% ввозимых товаров предназначены для внутреннего потребления и 75% товаров ввозятся в производственных целях. Товарная структура импорта представлена на рис. 4.

Рисунок 3

Товарная структура экспорта

ПРОДУКЦИЯ

ХИМИЧЕСКОЙ

ЦЕЛЛЮЛОЗНО-

БУМАЖНЫЕ

ИЗДЕЛИЯ

24%

Рисунок 4

Товарная структура импорта

ОДЕЖДА, ОБУВЬ

МИНЕРАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ, ТОПЛИВНО-ЭНЕРГ ЕТИЧЕСКИ Е ТОВАРЫ 9.5%

МАШИНЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, АППАРАТЫ, ПРИБОРЫ 26.9%

Изменение структуры импорта мы можем наблюдать на протяжении последних лет, ранее в товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья значительно преобладали ТНП и продукты питания. Стоимостные объемы импортных поставок продовольственных товаров и сырья (доля которых в целом по стоимости составила за отчетный период 33,5% от общего объема импорта) увеличились на 32%, что во многом явилось следствием увеличения по сравнению с 2007 годом стоимостных объемов импорта, в том числе: фруктов и орехов грецких (в целом на 78,6%), овощей (в целом незначительное увеличение на 1,3%), сахара (увеличение на 19,3%)2.

Таким образом, импорт продовольственных товаров и сырья (33,5%) превышает его экспорт (11%), что негативно сказывается на продовольственной безопасности регионального рынка Алтайского края.

По нашему мнению, на региональном уровне необходимо проводить политику защиты отечественных товаропроизводителей от импорта иностранных товаров, поддержание малого бизнеса, малых предприятий, на основе которых строится экономика Российской Федерации, через предоставления дешевых субсидий, кредитов, поощрения определенных видов деятельности, снижение налогового бремени.

Со стороны местных властей и Алтайской таможни необходимо создать все условия для эффективного осуществления внешнеэкономической деятельности, например, по возможности приблизить места таможенного оформления и контроля к производителям, отправителям и получателям товаров. При этом, таможенные органы имеют реальную возможность оказывать содействие развитию внешнеэкономических связей предприятий, снижению накладных расходов участников ВЭД. Также, на наш взгляд, необходима разработка и применение быстровыполняемых процедур таможенного оформления и контроля и проведение различного рода форумов, выставок, на которых обсуждались бы проблемы трехстороннего сотрудничества.

Все множество инструментов, которое есть в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности, можно условно разделить на три группы: таможенные

тарифы; нетарифные ограничения; формы стимулирования экспорта. Все они имеют изначально протекционистскую направленность. Государство увеличивает или уменьшает эту направленность в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных (региональных) интересах, и действующих международных правил. Это касается и такой важнейшей составной части государственного регулирования внешнеэкономической сферы, как тарифное регулирование.

Наиболее актуальным и распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая собой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под таможенным контролем. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.

На величину импортной пошлины возрастают издержки производителя, а, следовательно, и цена, по которой импортер будет продавать свой товар. Очевидно, что увеличение импортных пошлин негативно отражается в первую очередь на потребителях. Местные производители при введении импортных пошлин могут продавать свой товар на продовольственном рынке по более высокой цене и увеличивать объем продаж. Казалось бы, потребители сократят покупаемое количество более дешевого импортного товара и вынуждены будут увеличить потребление более дорогого местного, однако, на практике можно наблюдать перенасыщение рынка импортными товарами.

Данная ситуация приводит к менее эффективному использованию ресурсов, поскольку возможность продавать товар по более высокой цене позволяет и производить его с более высокими издержками, т.е. происходит перетягивание ресурсов в менее эффективные отрасли.

Однако интерес производителей в защитных пошлинах организационно значительно легче отстоять, чем интерес потребителей. Кроме того, в качестве выигравшей стороны от тарифов выступает государство. Иначе говоря, увеличение расходов потребителя увеличивает доходы государства.

Однако, если за счет высокой пошлины увеличиваются цены на импортные сырье, материалы, оборудование, используемое местными производителями, то следствием высоких импортных пошлин может стать рост издержек у этих производителей, а далее, по известной схеме, рост цен и сокращение производства. У государства в данной ситуации убытки от сокращения налоговых поступлений могут превысить доход от импортной пошлины.

Использование таможенных пошлин на региональном уровне, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на экономическую ситуацию. Итак, с точки зрения целевой направленности, можно говорить о протекционистском, или фискальном, характере тарифов. Протекционистский характер тарифов используется тогда, когда поднимается таможенная пошлина, при этом поднимаются национальные цены на импортируемый товар, снижается его конкурентоспособность и внутренний рынок защищен.

Цель фискальных пошлин - преимущественно обеспечение государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно выполняют пошлины на товар, который не производят в данной стране. Как правило, они бывают не очень высокими. Поэтому, считаем необходимым создание и поддержку местных предприятий, ориентированных на производство импортозамещающих товаров.

Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета.

Таким образом, для решения проблем продовольственной безопасности населения России помимо совершенствования инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности, государственной поддержки и стимули-

рования развития национального аграрно-продовольственного сектора и мер по сокращению масштабов бедности необходимо выработать и законодательно закрепить механизмы повышения доступности и качества продовольствия, исходя из задач повышения здоровья населения, предусматривая в том числе:

1. развитие инфраструктуры продовольственного рынка и повышение ее доступности для всех товаропроизводителей аграрно-продовольственного сектора;

2. недопущение установления межрегиональных торговых барьеров, в том числе при закупках сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия для бюджетных организаций и учреждений, что улучшит физическую доступность продовольствия для населения в различных регионах;

3. разработку системы адресной продовольственной помощи наиболее нуждающимся слоям населения и организацию комплексного всестороннего анализа и оценки состояния продовольственной безопасности - “продовольственного мониторинга” населения;

4. внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты с целью создания единого государственного органа по контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов путем объединения ведомств по разработке стандартов с ведомствами, отвечающими за их соблюдение; разработка закона, или доктрины, продовольственной безопасности;

5. стимулирование перехода от производства “обезличенного” продовольствия к выпуску отечественных продовольственных товаров под торговыми марками, что поднимет качество и повысит конкурентоспособность продукции отечественных товаропроизводителей.

Примечания:

1Ефимова О.П. Экономика общественного питания: учеб. пособие / О.П. Ефимова. - 5-е изд., испр. - Минск: Новое знание, 2006. - 347 с.

2 Киселев Д.В. Таможенная статистика внешней торговли Алтайского края за 2008 год. - Барнаул: отдел таможенной статистики Алтайской таможни, 2009. - 44 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.