Научная статья на тему 'Оценка внешнеэкономической деятельности российских промышленных предприятий в условиях государственного регулирования'

Оценка внешнеэкономической деятельности российских промышленных предприятий в условиях государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1519
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОШЛИНЫ / ПОЛИТИКА / EXPORT / IMPORT / INDUSTRIAL ENTERPRISE / STATE REGULATION / DUTIES / A POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нырова Наталья Геннадьевна

В статье рассматривается динамика экспорта и импорта в экономике современной России. Дана оценка благоприятных и негативных факторов внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий. Представлена информация о структуре внешнеторгового оборота. Дана характеристика роли государства как регулятора внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES OF THE RUSSIAN INDUSTRIAL ENTERPRISES UNDER STATE REGULATION

This article discusses the dynamics of exports and imports in modern economy of Russia. Estimation of favorable and negative factors of foreign economic activity of industrial enterprises is given. Information about the structure of foreign trade turnover is introduced. The role of the state as a regulator of foreign economic activity of industrial enterprises is shown.

Текст научной работы на тему «Оценка внешнеэкономической деятельности российских промышленных предприятий в условиях государственного регулирования»

УДК 338.45(470)(045)

ОЦЕНКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Н.Г. Нырова

В статье рассматривается динамика экспорта и импорта в экономике современной России. Дана оценка благоприятных и негативных факторов внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий. Представлена информация о структуре внешнеторгового оборота. Дана характеристика роли государства как регулятора внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий.

Ключевые слова: экспорт, импорт, промышленное предприятие, государственное регулирование, пошлины, политика.

Развитие экономики России в конце ХХ - начале ХХ1 вв. характеризуется устойчивыми темпами роста внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий. Только в 2001 г. было некоторое снижение объемов экспорта (минус 3 %), а затем ежегодно прирост объемов российского экспорта составил от 5 до 34 % в год. В результате объем экспорта увеличился от 105,033 млрд долл. США в 2000 г. до уровня 400,419 млрд долл. США в 2010 г. (рост в 3,8 раза). По географии в структуре экспорта преобладает экспорт в страны дальнего зарубежья. Например, в 2010 г. на долю стран дальнего зарубежья приходилось 84,4 % всего экспорта России.

Возрастают объемы импорта: в 2000-е гг. ежегодно на 12-36 %. Если в 2000 г. объем импорта России составлял 44,862 млрд долл. США, то к концу 2010 г. он достиг уровня 248,738 млрд долл. США (рост в 5,5 раза). По географии в структуре импорта преобладает импорт из стран дальнего зарубежья. Аналогично экспорту, на импорт из стран дальнего зарубежья в 2010 году пришлось

85,9 % всего российского импорта.

Динамика развития основных показателей внешнеэкономической деятельности России в 2000-е годы представлена в таблице.

Данные таблицы указывают на то, то в течение 2000-2008 гг. в России ежегодные темпы роста внешнеторгового оборота составляли 120130 %. В результате его величина в 2008 г. составила 763,5 млрд долл. Но в 2009 г. произошло резкое снижение темпов роста внешнеторгового оборота на (-35,1 %), а объем оборота уменьшился до уровня 495,2 млрд долл.

Однако уже в 2010 году темпы роста внешней торговли Российской Федерации составили 131 %, что обеспечило повышение уровня внешнеторгового оборота до 648,9 млрд долл.

Информация о структуре внешнеторгового оборота России представлена на рисунке.

Как показано на рисунке, пик внешнеторговой активности России пришелся на докризисный

2008 г., когда объем экспорта составил 471,6 млрд долл., а импорта - 291,9 млрд долл.

Объемы экспорта России в 2009 г. снизились по сравнению с 2008 г. на 35,7 %, в том числе в страны дальнего зарубежья - 255,27 млрд долл. (падение на 35,9 %), в страны СНГ - 48,1 млрд долл. (уменьшение на 32,9 %) [2].

Как и в предшествующие годы, основу экспорта России в 2009 г. составляли топливноэнергетические ресурсы, чей удельный вес в товарной структуре экспорта составил 69,5 % (чуть менее, чем в 2008 г. - 72,6 %). Несмотря на увеличение физических объемов экспорта этих товаров по сравнению с 2008 г. на 2,9 %, их объем в стоимостном выражении снизился на 38,6 % [3].

Основной причиной падения стоимости экспорта России в 2009 г. является резкое снижение в конце 2008 г. мировых цен на основные сырьевые товары, экспортируемые Россией. В начале июля 2008 г. котировка цены на нефть Brent была на уровне 143,768 долл./бар., а в декабре того же года значение котировки снизилось до 39,29 долл/бар. [4]. В течение 2009 г. наблюдался рост средних контрактных цен на сырую нефть: так цены в декабре 2009 г. по сравнению с ценами на начало года повысились на (+77,2 %) [5].

Аналогичным образом изменялась динамика цен на природный газ и уголь. В 2009 г. в группе товаров топливно-энергетического комплекса, которые исторически преобладают в структуре российского экспорта, был отмечен рост физических объемов экспорта угля каменного на (+15,8 %), нефтепродуктов - на (+7,1 %), причем экспорт топлива реактивного возрос на (+96,0 %), а бензина автомобильного - на (+8,0 %). В отношении газа природного и электроэнергии было отмечено снижение физических объемов экспорта на (-23,9 %) и (-1,8 %) соответственно [6].

После финансово-экономического кризиса в российской экономике в товарной структуре экспорта 2009 г. по отдельным товарным позициям их доля в структуре экспорта практически не изменилась. Так, несущественные изменения были отме-

Динамика внешнеторгового товарооборота России [1]

Год 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Внешний оборот, млрд долл. 149,9 369,2 467,8 577,9 763,5 495,2 648,9

Темп роста 130,2 131,6 126,7 123,5 132,1 64,9 131,0

Динамика основных показателей внешнеэкономической деятельности России за период 2000-2010 гг., млн долл.

чены в товарной структуре по доле экспорта металлов и изделий из них, товаров химической промышленности, лесоматериалов и целлюлознобумажных изделий.

Благоприятным фактом для экономического развития России является рост доли экспорта машин и оборудования в 2009 г. до уровня 4,6 %, т.е. в 1,64 раза по сравнению с товарной структурой российского экспорта в 2008 г. (аналогичный показатель составил 2,8 %). Доля экспорта продовольственных товаров также более, чем в два раза (в 2009 г. - 2,5 %, а в 2008 г. - 1,2 %) [6].

Снижение внешнеторговой активности России в 2009 г. выразилось в том числе и в снижении импорта до уровня 191,8 млрд долл. что меньше значения 2008 г. на (-44,3 %). По географии импорта ввоз товаров из стран дальнего зарубежья составил 167,7 млрд долл. (меньше 2008 г. на (-36,8 %)), а ввоз товаров из стран СНГ был на уровне 24,1 млрд долл. (снижение на (-40,5 %)) [2].

Уменьшение в 2009 г. стоимостных объемов импорта было связано, прежде всего, со снижением физических объемов импортных поставок, поскольку средние цены импортируемых товаров практически сохранились на уровне предшествующего года.

В товарной структуре импорта в 2009 г. произошло некоторое снижение доли импорта машин и оборудования (46,0 %, что меньше уровня

2008 г. - 55,9 %). При этом физический объем импорта легковых автомобилей снизился на (-74,3 %), а грузовых - на (-83,1 %) [6].

Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства увеличилась на

4.2 процентных пункта, хотя в стоимостном выражении ввоз продовольственных товаров упал на (-14,3 %).

В 2009 г. в товарной структуре импорта удельный вес продукции химической промышленности увеличился до уровня 17,6 % (в 2008 г. -

13,9 %), доля импорта текстиля, текстильных изделий и обуви повысилась до 5,7 % (в 2008 г. -

4.3 %), несущественно выросла доля импорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий. Не изменился удельный вес импорта металлов и изделий из них, несмотря на уменьшение на (-36,5 %) стоимостного выражения их импорта [6].

В структуре стран - партнеров России во внешней торговле особое место принадлежит Европейскому Союзу, поскольку на долю внешнеторговых операций со странами Европейского Союза в 2008 г. приходилось 52,1 % всех внешнеторговых сделок России, а в 2009 г. - 50,3 %. Второе место по активности внешнеторгового сотрудничества с Россией занимают страны АТЭС, доля внешнеторгового оборота с которыми в 2008 г. составила 20,3 %, а в 2009 г. - 20,7 %. На долю стран СНГ в 2008 г. относилось 14,5 % российского товарооборота, на страны ЕврАзЭС - 8,2 %, а в

2009 г.: 14,6 и 8,7 % соответственно [6].

Согласно данным таможенной статистики, в

2010 г. внешнеторговый оборот Российской Федерации составил 649,16 млрд долл. (темп роста составил 131,1 %), в том числе экспорт составил

Управление социально-экономическими системами

400,42 млрд долл. (темп роста - 132 %) и импорт -248,74 млрд долл. (темп роста - 129,7 %) [7].

В течение периода январь-сентябрь 2011 г. товарооборот внешнеэкономической деятельности России составил 610,8 млрд долл., в том числе экспорт - 377,9 млрд долл. США, импорт - 232,9 млрд долл. [7].

Сальдо торгового баланса России за период анализа (1994-2011 гг.) было положительное. По итогам 2010 г. сальдо торгового баланса сложилось на уровне 151,7 млрд долл. США, за 9 месяцев 2011 г. - на уровне 144,9 млрд долл. При этом во внешней торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 124,2 и 119,6 млрд долл. соответственно, со странами СНГ - 27,4 и 25,3 млрд долл. [7].

Внешнеторговая политика России 2000-х гг. называется экспертами политикой либерализации [8]. Согласно современному законодательству Российской Федерации участником внешней торговли способно быть любое российское предприятие, зарегистрировавшее свое право на осуществление предпринимательской деятельности. На конец 2010 г. более 6 миллионов хозяйствующих субъектов и физических лиц осуществляли в России внешнеторговые операции [8].

Согласно Федеральному закону «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» Россия вправе осуществлять деятельность в зонах свободной торговли и, при условии принятия действующих международных правил, в таможенных союзах (т. е. может использовать изъятия ГАТТ) [9]. В то же время данный закон допускает применение защитных мер в отношении отечественных товаропроизводителей, т. е. разрешает протекционизм.

Существенный вклад в законодательное регулирование внешнеторговой деятельности вносит Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г., который определяет основные понятия внешней торговли в Российской Федерации и применяемые ею 12 таможенных режимов.

Важное место в правовом регулировании внешнеэкономической деятельности России занимает Федеральный закон от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», который определяет номенклатуру товаров, обращающихся во внешнеторговых операциях РФ, которые систематизированы по Брюссельской системе товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Данный нормативный акт является действующим и на настоящий момент, дополняя Таможенный кодекс Российской Федерации и определяя основы таможенного регулирования в России.

Таможенный тариф России предусматривает дифференцированный подход к разным странам-партнерам: базовая ставка, льготный режим

(0,75 % базовой стоимости) со 104 странами и двукратная ставка в отношении стран с режимом наибольшего благоприятствования [10].

Россия не облагает пошлинами экспорт в 49 наименее развитых стран мира. Кроме того, государственная политика предусматривает тарифную эскалацию. Средневзвешенная таможенная ставка импорта в РФ установлена на уровне 16 % на сырье, на готовую продукцию - 5 %, на импорт машин - 25 %, а на импорт сельскохозяйственного сырья - 20 % [11].

В целях стимулирования внешней торговли в законодательстве Российской Федерации предусмотрены следующие виды пошлин:

- сезонные пошлины;

- антидемпинговые пошлины;

- компенсационные пошлины;

- специальные пошлины, которые применяются в качестве ответной меры к тем странам, которые применили меры дискриминационного характера при импорте товаров на условиях, которые могут навредить отечественным производителям [11].

Государственные пошлины на импорт товаров в основном адвалорные (в процентах) для юридических лиц и комбинированные - для физических лиц. Их расчет, начисление и взимание зависят от таможенной стоимости товара, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть определена одним из 6 методов.

Квотирование и лицензирование, как правило, не применяется, за исключением товаров, являющихся предметом международных обязательств России (например, исключениями являются драгоценные металлы и редкие животные).

Активно применяются такие методы регулирования внешнеторговой деятельности, как обложение импорта и экспорта прямыми налогами и акцизами. В России используются также таможенный залог, импортный депозит и экспортные субсидии в форме экспортных кредитов, налоговых льгот, прямого бюджетного субсидирования, субсидирования импортных пошлин экспортерам, а также разрешение ускоренной амортизации.

В системе внешнеэкономических связей России приоритетное значение имеет сотрудничество со странами Европейского Союза (ЕС), поскольку он является основным торговым партнером России, занимая более 50 % внешнеторгового российского товарооборота. Роль данного стратегического партнера в ближайшей перспективе может еще более возрасти при условии вступления в ЕС стран Центральной, Восточной и Южной Европы [12].

В 2003 г. была изменена правовая основа для осуществления внешнеторговой деятельности в России, ее базой становится Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Согласно Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», торговая политика РФ является одной из составляющих экономической политики

Нырова Н.Г.

России. Осуществляется в Российской Федерации торговая политика в целях создания благоприятных условий для отечественных экспортеров и импортеров, а также производителей и потребителей товаров и услуг.

В Законе продекларировано, что внешнеторговая политика России формируется при обязательстве соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, а также соблюдать обязательства, вытекающие из международных договоров Российской Федерации.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности, согласно вышеуказанному Закону, может осуществляться исключительно в следующих формах [13]:

1) таможенно-тарифное регулирование;

2) нетарифное регулирование;

3) в форме ограничений и запретов внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) применения экономических и административных мер, стимулирующих развитие внешнеторговой деятельности.

Отметим, что в проекте закона 2003 г. допускалось использование «иных методов, если таковые вводятся законом» [14]. В окончательной редакции, принятой законодательным органом Российской Федерации, эта формулировка отсутствует, что, по нашему мнению, является правильным, поскольку перечень методов государственного регулирования обязан быть четко определенным, а значит должен быть закрытым.

В окончательной редакции Закона иные методы государственного регулирования не допускаются.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяет ряд основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, на которых и должны базироваться меры государственного регулирования при реализации органами государственной власти Российской Федерации полномочий по формированию внешнеторговой политики [13]. В Законе определено 13 принципов (в действующей на 01.02.2012 г. редакции - 12 принципов, так как был исключен принцип «единства таможенной территории Российской Федерации»), тогда как в предшествующем Законе № 157-ФЗ было определено 8 принципов регулирования внешнеторговой деятельности.

По-прежнему, к основным принципам государственного регулирования внешней торговли относятся следующие принципы [13]:

- принцип равенства и недопущения дискриминации участников внешнеторговой деятельности;

- принцип защиты государством прав и законных интересов всех участников внешнеторговой деятельности;

- принципы единства системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и использования методов регулирования на всей территории России.

В отличие от ранее действовавшего Закона № 157-ФЗ, появились новые принципы государственного регулирования, среди которых [13]:

- принцип взаимности в отношении других государств или групп государств. Данный принцип подразумевает, что торговый режим, предоставляемый Россией другой стране, формируется в зависимости от условий торговли, какие она предъявляет в отношении России [14];

- принцип гласности при разработке, принятии и реализации мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- принцип обеспечения обороны страны и безопасности государства при осуществлении внешнеторговой деятельности;

- принцип объективности и обоснованности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- принцип исключения неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность, недопущения нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

- принцип выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- и другие принципы.

В целом перечисленные принципы создают единый правовой фундамент для организации международной торговли. Таким образом, в течение первого десятилетия XXI века неоднократно менялась правовая основа регулирования внешнеторговой деятельности, изменялся характер ее развития и уровень экономического состояния.

Литература

1. Краткий статистический сборник «Россия в цифрах. 2011 год». - М.: Росстат, 2011.

2. Журнал «Внешнеэкономический бюллетень» / Дипломатическая академия при МИД РФ, 2010.

3. Терещенко, К. Что год грядущий нам готовит / К. Терещенко //Журнал «Мировая энергетика», 2010. - № 1.

4. Нефтедобыча: первые итоги и перспективы развития отрасли после кризиса// http://www.mr7. ru/7artmr.

5. Новый кризис не за горами // РБК daily, 2010. - 3 марта - С. 5.

Управление социально-экономическими системами

6. Краткий статистический сборник «Россия в цифрах. 2009 год». - М.: Росстат, 2009.

7. Аналитический обзор «Внешняя торговля товарами Российской Федерации» Центрального банка Российской Федерации //http://www.cbr.ru/ statistics/

S. Белоусова, А.В. Экспорт как фактор реального экономического роста / А.В. Белоусова // Вестник Дальневосточного отделения РАН, 2009. - М З.

9. Федеральный закон от 13 октября 199З года М 1З7-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

10. Федеральный закон от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе».

11. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 года.

12. Мировая экономика / под ред. А. С. Булатова. - М.: Юристь, 2006.

13. Федеральный закон от 08 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

14. Данилова, Н.Ф. Комментарий к Федераль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» /

Н.Ф. Данилова, Е.Ю. Сидорова. - М.: Юстицин-форм, 2005.

Нырова Наталья Геннадьевна. Ассистент кафедры экономики, Институт экономики и управления ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» (г. Ижевск, Удмуртская Республика). Область научных интересов - экономика предприятия, внешнеторговая деятельность. Контактный телефон: 8-904312-54-37.

EVALUATION OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES OF THE RUSSIAN INDUSTRIAL ENTERPRISES UNDER STATE REGULATION

N.G. Nyrova

This article discusses the dynamics of exports and imports in modern economy of Russia. Estimation of favorable and negative factors of foreign economic activity of industrial enterprises is given. Information about the structure of foreign trade turnover is introduced. The role of the state as a regulator of foreign economic activity of industrial enterprises is shown. Keywords: export, import, industrial enterprise, state regulation, duties, a policy.

Nyrova Natalia G., assistant of Economics Department, Institute of Economics and Management of the Federal State State-Financed Educational Institution of Higher Professional Education Udmurt State University, the city of Izhevsk, Udmurt Republic. Research interests: enterprise economics, foreign trade activity. Contact phone number: 8-904-312-54-37.

Поступила в редакцию 2 октября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.