Научная статья на тему 'Основные направления развития и регулирования продовольственного рынка в условиях вступления России в ВТО'

Основные направления развития и регулирования продовольственного рынка в условиях вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуралиев С.У., Нуралиева Д.С.

Рассмотрены особенности современного этапа развития торговли на внешнем рынке; основные задачи федеральных органов государственной власти, национальных и местных органов в регулировании торговой деятельности в условиях вступления России в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Directions of Development and Regulation of the Food Market in Russia’s WTO Accession

The features of the present stage of development of trade in the international market, the main task of the federal authorities, national and local authorities in the regulation of trade in terms of Russia’s accession to the WTO.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития и регулирования продовольственного рынка в условиях вступления России в ВТО»

II НОВЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕМА НОМЕРА ■

УДК 614.3:658.6

Основные направления развития и регулирования продовольственного рынка

в условиях вступления России в ВТО

С.У. Нуралиев, д-р экон. наук, генеральный директор Союза рынков России, Д.С. Нуралиева, канд. экон. наук, доцент Российский университет кооперации

В процессе исторического развития общества торгово-экономическая политика многих стран менялась в зависимости от сложившейся ситуации на мировых товарных рынках. В последнее время, несмотря на либеральную политику Всемирной торговой организации, многие страны стали отгораживаться друг от друга различными тарифными и нетарифными барьерами, защищая

Ключевые слова: продовольственная безопасность; продовольственный рынок; регулирование; внешнеэкономические отношения; Всемирная торговая организация.

Key words: food security, food market, regulation, foreign economic relations, the World Trade Organization.

На современном этапе существенно возрастает роль государственного регулирования при формировании торгово-экономических отношений на продовольственном рынке.

свой внутренний рынок от недобросовестной иностранной конкуренции.

В дореформенный период в России внешнеэкономические отношения формировались в условиях государственной монополии и жесткого ограничения количества участников для выхода на внешний рынок. Ведущее место в структуре продовольственного импорта занимало зерно, а объемы и структура экспорта продовольствия в основном определялись исходя из политических соображений.

Важнейшей задачей либерализации внешнеэкономических отношений на продовольственном рынке в начале 90-х годов XX века была ликвидация товарного дефицита и наполнение внутреннего продовольственного рынка необходимыми продуктами питания. Сокращение объемов централизованных закупок государством на внутреннем рынке сопровождалось расширением импорта про-

довольствия коммерческими структурами.

На начальном этапе реформы эта политика сыграла значительную роль в насыщении внутреннего продовольственного рынка в условиях дефицита продовольствия. Однако впоследствии по мере насыщения рынка и усиления конкуренции со стороны зарубежных поставщиков такая политика требовала корректировки и жесткого регулирования объемов импорта с целью защиты отечественных товаропроизводителей. Отсутствие такой эффективной торгово-экономической политики привело к значительному росту импортного продовольствия, сокращению объемов продукции отечественного производства и угрозе продовольственной безопасности страны.

Для решения этой проблемы многие страны создают условия своим товаропроизводителям, а также условия для развития сельскохозяйственного производства и расширения экспорта готовой продукции на основе максимального использования конкурентных преимуществ своей страны в условиях глобализации и масштабного перераспределения товарных ресурсов на мировом рынке.

Повышение конкурентоспособности страны и обеспечение ее продовольственной безопасности в условиях внешнеэкономической либерализации необходимо рассматривать

в комплексе с развитием интеграционных процессов на мировом рынке, формированием единого экономического пространства и расширением влияния межгосударственных интеграционных объединений.

При формировании торгово-экономических связей с зарубежными партнерами и выборе направлений развития торговли продовольственными товарами необходимо иметь в виду, что экономические ресурсы между странами распределены неравномерно, а конкурентоспособность продукции на внешнем рынке во многом зависит от уровня развития производства, механизма государственной поддержки, внедрения новых технологий в сфере производства и обращения товаров.

Особенность современного этапа развития торговли на внешнем рынке состоит в том, что многие экономические теории и законы, характерные для международной торговли на продовольственном рынке, не действуют, а экономические отношения между странами и участниками рынка формируются вопреки законам рынка.

Во многих случаях продукцию отечественного производства, даже если она более высокого качества и произведена с меньшими издержками, сложнее реализовать на внутреннем рынке. Это объясняется недобросовестной конкуренцией и монополизацией отдельных отраслей, особенно сферы оптовой торговли продовольственными товарами.

Поэтому на современном этапе существенно возрастает роль государственного регулирования при формировании торгово-экономических отношений на продовольственном рынке. Роль государства в регулировании экономических отношений на продовольственном рынке заключается, прежде всего, в создании эффективного механизма реализации конкурентных преимуществ страны на внутреннем и внешнем рынках.

Способность государства продавать на внешнем рынке продукцию наиболее высокой степени готовности к употреблению служит отличительным признаком экономического развития страны в системе международного разделения труда. Чем больше стадий обработки внутри страны проходит сырье, тем больше добавленной стоимости она реализует на внешнем рынке, значит - тем больше доходов от экспорта.

В связи с этим правильное и эффективное использование имеющегося производственного и научно-технического потенциала для производства конкурентоспособной про-

NEW SOLUTIONS FOR MAINTENANCE OF FOOD SAFETY

дукции и поставки ее на внешним рынок является необходимым условием развития отечественного сельскохозяйственного производства и активного его участия в международном разделении труда.

В условиях жесткой конкуренции важным условием повышения конкурентоспособности отечественного продовольствия на внешнем рынке является уровень государственной поддержки и наличие эффективного механизма взаимодействия органов государственной власти, отраслевых структурных объединений и научных учреждений.

При этом очень важно разграничить функции и задачи этих органов, определить роль науки и задачи отраслевых союзов и ассоциаций. Необходимо более четко обозначить задачи федеральных, региональных и местных органов власти в развитии экспортного потенциала и защите отечественного рынка.

Главные задачи федеральных органов государственной власти в развитии и регулировании продовольственного рынка в этих условиях -формирование эффективной таможенной политики, совершенствование механизма квотирования и лицензирования, стандартизации и сертификации товаров и услуг, разработка общих правил и программ развития отрасли.

Основные задачи региональных органов государственной власти в регулировании торговой деятельности: обеспечение реализации законодательных норм и правил, установленных на федеральном уровне; определение приоритетных направлений развития регионального продовольственного рынка; создание эффективной конкурентоспособной среды; развитие инфраструктуры продовольственного рынка и поддержка отечественных товаропроизводителей.

Важнейшие задачи местных органов власти в этой сфере: организация контроля за ходом реализации государственной торговой политики; создание необходимых условий для развития конкуренции в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; поддержка предпринимательской активности населения; организация контроля качества продукции и т. д.

По мере развития внешнеэкономических связей и интеграции продовольственного рынка России в мировое хозяйство возможности для развития международной торговли будут расширяться, повысится роль информационных и телекоммуника-

ционных систем, мобильность ресурсов и факторов производства.

В связи с этим формирование эффективного механизма взаимодействия государственного регулирования и саморегулирования для оперативного реагирования на изменения ситуации на внешнем рынке укрепления экономических связей между всеми участниками рынка независимо от форм собственности - необходимое условие эффективного функционирования продовольственного рынка.

Различные страны мира используют разные механизмы и инструменты для осуществления своей торговой политики. Эти механизмы и инструменты основаны на комплексном анализе конъюнктуры мирового рынка и оценке воздействия этих инструментов торгово-экономической политики на развитие продовольственного рынка страны.

В соответствии с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) прежде чем вводить какие-либо те или иные меры торговой политики, предлагается ответить на такие вопросы, как ожидаемый экономический выигрыш для отрасли, увеличение или снижение доходов, цен, уровня потребления продовольствия, а также воздействие этих мер на страны, которые являются торговыми партнерами.

В условиях глобализации и усиления влияния транснационального капитала на развитие мирового рынка формы и методы регулирования продовольственного рынка в разных странах отличаются. Они обусловлены, прежде всего, особенностями производства и потребления продуктов питания, уровнем развития экономики страны, усилением роли государства в решении проблемы продовольственной безопасности и повышением активности предпринимательских структур.

Мировой опыт показывает, что государственное регулирование продовольственного рынка в большей степени базируется на государственной поддержке товаропроизводителей, потребителей и обслуживающих отраслей продовольственного комплекса. Оценка уровня государственной поддержки проводится на основе анализа экономической политики внутри страны по сравнению с экономической политикой других стран.

Эта методология предполагает выявление основных показателей, характеризующих уровень государственной поддержки товаропроизводителей, потребителей и инфра-

структуры продовольственного рынка. Эти показатели, наряду с показателями, характеризующими уровень издержек в сфере производства, переработки и обращения, определяют конкурентоспособность продукции на внешнем рынке.

Конкурентоспособность продукции отечественных товаропроизводителей на внешнем рынке зависит от уровня прямой и косвенной поддержки отраслей агропродоволь-ственного комплекса, а также уровня издержек в сфере производства, переработки и реализации готовой продукции.

Для определения уровня конкурентоспособности продукции агро-продовольственного комплекса на внутреннем и внешнем рынках необходим механизм раздельного учета затрат по поддержке производства, переработки и оптовой реализации каждого конкретного вида продукции.

В связи с тем, что уровень государственной поддержки производства, переработки и обращения продукции АПК в России значительно ниже, чем в странах с рыночной экономикой, то и конкурентоспособность российского продовольствия на мировом рынке остается крайне низкой.

По мере развития инфраструктуры продовольственного рынка государственные расходы, связанные с хранением, транспортировкой и реализацией продукции, будут снижаться. Поэтому конкурентоспособность продукции на внешнем рынке для России и других стран во многом зависит от уровня развития инфраструктуры.

В связи с этим государственная поддержка развития инфраструктуры продовольственного рынка, особенно оптовой торговли, наряду с государственной поддержкой отече-

Необходимо более четко обозначить задачи федеральных, региональных и местных органов власти в развитии экспортного потенциала и защите отечественного рынка.

ственных товаропроизводителей является одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности продукции АПК на внутреннем и внешнем рынках.

При определении конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке, наряду с уровнем государ-

II НОВЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕМА НОМЕРА ■

ственной поддержки производства и реализации продовольствия, важное значение имеет уровень доходов населения, который в условиях неудовлетворенного спроса является одним из важнейших факторов расширения спроса и повышения конкурентоспособности продукции АПК на внутреннем рынке.

Эффективность внешнеэкономических отношений на продовольственном рынке, представляя собой механизм взаимодействия хозяйствующих субъектов и участников рынка в области международного обмена продуктами питания, во многом зависит от эффективности применяемых форм и методов государственного регулирования.

Эффективность методов государственного регулирования, в свою очередь, зависит от механизма взаимодействия государственных и рыночных институтов регулирования экономических отношений. С одной стороны, этот механизм взаимодействия должен быть направлен на создание необходимых условий для развития рыночной конкуренции, а с другой - на защиту интересов отечественного товаропроизводителя и потребителя.

Для развития сельскохозяйственного производства, расширения экспорта продовольствия и защиты интересов отечественных товаропроизводителей от импорта в большинстве стран используют различные экономические и административные методы регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий.

Наиболее эффективные экономические методы регулирования экономических отношений на внешнем

Эффективность

внешнеэкономических отношений на продовольственном рынке во многом зависит от эффективности применяемых форм и методов государственного регулирования.

рынке: таможенно-тарифные методы государственного регулирования (поддержка экспорта и регулирование импорта продовольствия); формирование продовольственных фондов для государственных нужд; повышение уровня доходов и качества жизни населения; развитие инфраструктуры рынка; совершенствова-

ние ценовой, налоговой и финансово-кредитной политики и т. д.

Стимулирование экспорта продукции отечественных производителей в основном направлено на выделение им субсидий из бюджета. С одной стороны, это способствует защите от импорта, а с другой - такая мера позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и тем самым способствует развитию экспорта. Такая форма государственной поддержки направлена на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение его конкурентоспособности на внешнем рынке. Она эффективна в основном при условии полного обеспечения населения страны собственными продовольственными товарами.

При реализации механизма государственного регулирования экспорта продовольственных товаров необходимо исходить из целесообразности обеспечения сырьем отечественной перерабатывающей промышленности, стимулирования экспорта готовой продукции, усиления государственного контроля за внешнеторговыми поставками и своевременным обеспечением возврата средств за реализованную продукцию.

Регулирование импорта продовольствия в качестве основного механизма защиты отечественного товаропроизводителя и потребителя может быть направлено на создание необходимого уровня тарифной защиты внутреннего продовольственного рынка, упорядочение таможенных пошлин и снижение ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды продовольствия, не производимые в стране в достаточном объеме для удовлетворения потребностей населения.

Государственные закупки как скрытый метод экономического регулирования внешнеторговой политики используются большинством стран-членов ВТО. Они основаны на определенных требованиях со стороны государственных органов покупать определенные товары только у национальных фирм даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичное объяснение такой политики - требования об обеспечении продовольственной безопасности страны.

К числу наиболее эффективных нетарифных методов регулирования международной торговли относят торговые договоры между странами в рамках межгосударственных интеграционных объединений. Эти

формы регулирования отражены в нормах международного права и тесно связаны с правилами международной торговли. Торговые договора между двумя или несколькими странами в рамках межгосударственных объединений или союзов более эффективны в том случае, если эти объединения созданы странами, находящимися на одинаковом уровне экономического развития.

Административные методы государственного регулирования внешнеэкономических отношений в большей степени являются нетарифными методами регулирования. Большинство из них, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной оценке, поэтому такие методы чаще применяют в мировой практике для достижения своих целей во внешнеэкономических отношениях. Для России в условиях ВТО с учетом современного состояния развития продовольственного рынка эти методы будут иметь значительный эффект.

В большинстве случаев административные методы государственного регулирования экономических отношений на внешнем рынке более эффективны в государственной внешнеторговой политике, они легче поддаются административному управлению, чем тарифная политика, их быстрее можно ввести в случае чрезвычайных ситуаций. С другой стороны, нетарифные методы могут стать причиной монополизации внутреннего рынка, поскольку местные товаропроизводители в условиях ограничения импорта могут взвинчивать цены.

Один из важнейших методов нетарифного регулирования на внешнем рынке - квотирование импорта. Этот метод более эффективен при использовании для количественного ограничения притока товара на внутренний рынок. В то же время квотирование импорта, являясь наиболее эффективным административным методом регулирования, во многих случаях противоречит правилам международных организаций.

Другая, не менее жесткая форма государственного нетарифного метода регулирования внешнеэкономической деятельности - лицензирование экспорта и импорта товаров. Такой метод административного регулирования используют в большей степени развивающиеся страны для защиты внутреннего рынка от импорта, а развитые страны применяют его в основном как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.

NEW SOLUTIONS FOR MAINTENANCE OF FOOD SAFETY

Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры не таможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами государственной власти. Многие методы скрытого протекционизма противоречат принципам и правилам международной торговли.

По экспертным оценкам, существует достаточно много видов скрытого протекционизма, с помощью которого правительство страны может в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. Основные из них - технические барьеры и требования по качеству.

Технические барьеры и регламенты на современном этапе - наиболее эффективные скрытые методы торговой политики. Они основаны на разработке национальных технических регламентов и правил с тем, что-

бы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа.

Наиболее распространенные барьеры технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов и необходимости получения сертификатов качества на импортируемую продукцию, а также требования к упаковке и маркировке товаров, соблюдению определенных санитарно-гигиенических норм и мероприятий по охране окружающей среды, законов о защите прав потребителей и многие другие.

Во многих случаях введение технических барьеров продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения. Например, в странах Европейского союза действует директива о защите прав потребителей, которая обязывает производителей товаров выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья людей.

Государственные закупки как скрытый метод экономического регулирования внешнеторговой политики используются большинством стран-членов ВТО.

Таким образом, в условиях глобализации и усиления влияния транснациональных компаний на продовольственном рынке представляется целесообразным усилить роль государства в регулировании внешнеэкономических отношений на основе тесного взаимодействия с бизнесом, научными учреждениями и общественными организациями с целью защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и обеспечения продовольственной безопасности страны.

Как сохранить лучшее в продукте?

Компания Тетра Пак ставит качество и безопасность продуктов питания на первое место в списке приоритетных направлений работы и предлагает своим заказчикам воспользоваться услугой «Комплексный анализ контроля качества».

Основные задачи:

- выявить проблемные зоны в производственной цепочке, влияющие на качество конечного продукта

- определить степень их критичности

- разработать план практических мероприятий по устранению выявленных недостатков Результаты:

- устранение недочётов в системе контроля качества

- снижение риска выпуска некачественной продукции

- распространение полученного опыта на другие участки

ЗАО Тетра Пак

129226 Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.