Научная статья на тему 'Слагаемые продовольственной безопасности России'

Слагаемые продовольственной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Е.И., Веселова П.П., Воротынцева Т.М., Караулова А.Н., Иванов С.А.

Admissible shares of import in resources of the most important foodstuffs should be differentiated depending on the possibilities of their production in the Russian Federation, with regard to the country regions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Components of food safety in Russia

Admissible shares of import in resources of the most important foodstuffs should be differentiated depending on the possibilities of their production in the Russian Federation, with regard to the country regions.

Текст научной работы на тему «Слагаемые продовольственной безопасности России»

Слагаемые

подовольственной безопасности России

АНДРЕЕВА Е.И., канд. техн. наук, профессор, ВЕСЕЛОВА П.П., канд. техн. наук, ВОРОТЫНЦЕВА Т.М., КАРАУЛОВА А.Н., ИВАНОВ С.А.

Российская таможенная академия

В период с 1990 г по 2000 годы были значительного снижены объемы производства продукции агропромышленного комплекса.

По данным Федеральной таможенной службы России импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья в 2006 году составил 21,6 миллиардов долларов США против 7,4 миллиардов в 2000 году. Экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья также имеет тенденцию роста, и в 2006 году составил 5,5 млрд. $ США, против 1,6 млрд. $ США в 2000 году. По результатам 2007 года ожидается дальнейшее увеличение объёма импорта и экспорта продовольствия.

В структуре импорта основных товарных групп наибольший удельный вес в стоимостном выражении продолжает занимать продукция мясной (42%), молочной (13%) и сахарной (12 %) промышленности.

В последнее время появилась тенденция роста импорта продовольствия в стоимостном выражении при снижении его физической массы. Так, например, импорт мясных продуктов снизился в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 544 тысяч тонн, а стоимость выросла к предыдущему году почти на один миллиард долларов. Аналогичная ситуация складывается на рынке сахара: прирост в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом составил 226 миллионов долларов США — при снижении физической массы импорта на 537 тысяч тонн.

На фоне экономического роста производства товаров в стране (5,5-6,5 % в год) по отдельным отраслям промышленности наблюдается существенное различие. Основными факторами, обуславливающими разницу в динамике развития отдельных отраслей пищевой промышленности, являются:

— разница в платежеспособности населения по отдельным регионам;

— политика тарифного и нетарифного регулирования, проводимая государством по защите агропродовольственного рынка страны;

— привлечение инвестиций в развитие действующих и создание новых технологий, обеспечивающих выпуск безопасных продовольственных товаров стабильного качества и другие факторы.

Известно, что необходимым условием продовольственной безопасности страны является ее самообеспеченность, под которой понимается удовлетворение основной части потребностей населения в продуктах питания за счет объемов внутреннего производства. Эту жизненно важную функцию должны выполнять предприятия агропромышленного комплекса.

Продовольственную независимость Российской Федерации можно считать достаточной, если удельный вес пищевой продукции отечественного производства по наиболее важным продуктам питания составляет не менее 80 % к общему объему потребления в год.

Важным параметром продовольственной безопасности является также удельный вес отечественного и импортного продовольствия в потреблении страны и соотношение этих составляющих по отдельным приоритетным видам продукции.

Допустимые доли импорта в ресурсах важнейших продовольственных товаров должны быть дифференцированы в зависимости от возможностей их производства в Российской Федерации с учетом регионов страны. Необходимо

рационализировать структуру внешней торговли продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, использовать принятые в международной практике торговли меры защиты отечественных товаропроизводителей.

Система регулирования баланса объемов производства, импорта и потребления продовольствия и сельскохозяйственного сырья должна обеспечивать нормальное функционирование отечественного продовольственного рынка, как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Существующая сегодня система обеспечения продовольственной безопасности нашего государства определяется федеральными законами, указами и распоряжениями президента, решениями Совета безопасности Российской Федерации, и на их основе, с учетом региональных законодательных актов Правительство Российской Федерации осуществляет:

• проведение единой государственной политики в интересах обеспечения продовольственной безопасности;

• разработку и реализацию федеральных целевых продовольственных программ;

• управление государственным продовольственным резервом, обеспечение его сохранности, рационального использования и своевременного возобновления;

• организацию разработки, сбора и анализ данных о снабжении населения основными продуктами питания, выполнение прогнозных оценок развития ситуации в области продовольственной безопасности.

В свою очередь органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

• реализуют с учетом региональных условий единую государственную политику в области обеспечения продовольственной безопасности;

• разрабатывают целевые региональные программы продовольственной безопасности и финансируют их реализацию;

• координируют деятельность функционирующих на территории субъектов Российской Федерации государственных органов и служб, обеспечивающих продовольственную безопасность.

При снижении потребления продовольствия населением ниже установленного уровня и в случаях возникновения чрезвычайной продовольственной ситуации соответствующие государственные органы исполнительной власти должны вводить систему специальных мер по увеличению производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также временно устанавливать особые режимы обеспечения ими, включая нормированное распределение продуктов питания.

Однако для минимизации рисков возникновения подобных ситуаций и контроля над

состоянием продовольственной безопасности в стране и регионах необходимо разработать современную информационную систему мониторинга, установить перечень показателей, порядок сбора, обработки и анализа информации.

Мониторинг должен содержать сведения:

• об уровне потребления населением страны и регионов продовольствия по сравнению с научно-обоснованными нормами;

• о соотношении самообеспеченности основными видами продовольствия и производственных ресурсов отраслей АПК и их импорта;

• о степени дифференциации регионов и социальных групп населения в них по уровню потребления продовольствия;

• о состоянии производственного потенциала агропромышленного комплекса и сельского хозяйства (плодородии почвы, наличии и состоянии техники, оборудования, производственных помещений, поголовья скота и др.);

• о соотношении цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и уровне государственной поддержки предприятий АПК;

• о развитии продовольственных рынков и их влиянии на продовольственное обеспечение населения;

• о наличии товарных запасов продовольствия и сырья для его производства материально-технических ресурсов отраслей АПК. Для оценки соответствия сложившегося и

прогнозируемого уровня продовольственной безопасности России по рассмотренным выше критериям необходима разработка соответствующих параметров, дифференцированных по регионам.

Следует отметить, что при решении всех вышеуказанных задач, направленных на обеспечение продовольственной безопасности, необходима система государственных мер в сочетании с использованием внутренних резервов отраслей, предприятий и хозяйств агропромышленного комплекса на основе их адаптации к рыночным условиям хозяйствования.

Ключевыми проблемами повышения уровня продовольственной безопасности являются повышение объемов производства продовольствия, совершенствование структуры производства продовольствия с учетом потребительского спроса, повышение качества и безопасности продукции.

Для решения этих задач требуется последовательное осуществление комплекса взаимосвязанных технических, организационно-экономических и социальных мер.

В первую очередь нужно обеспечить сбалансированное функционирование агропромышленного комплекса в режиме расширенного воспроизводства в сочетании с взаимовыгодным внешнеэкономическим сотрудничеством и международной кооперацией производства.

ВСЕ О МЯСЕ, 2-2008

5

Этому способствовала бы научно-обоснованная концепция России направленная на продвижение отечественной продукции АПК на европейский рынок. Необходимо привлечь внимание отраслевых министерств и ведомств, органов контроля и надзора и отечественных товаропроизводителей к вопросу о целесообразности совершенствования технологии производства и выпуска конкурентоспособной продукции для продвижения ее на внешний рынок.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствуют программы подготовки российских предприятий к предстоящим проблемам, связанным с внешнеэкономической деятельностью. Эффективность мероприятий по продвижению нашей продукции на международный рынок будет во многом зависеть от решения задач, предусмотренных государственной программой по подготовке специалистов промышленности к новым условиям работы и обеспечения производства конкурентоспособной пищевой продукции.

В этой связи, на наш взгляд, необходимо решить первоочередные и вполне конкретные задачи на базе данных мониторинга состояния продовольственной безопасности в стране и регионах, в том числе:

1. Изучить требования ЕС к продукции АПК, процессам ее производства и оборота (хранения, транспортирования и реализации) и интерпретировать последние, учитывая интересы нашего государства.

2. Разработать исходные требования к российским предприятиям отраслей АПК гармонизированные с требованиями ЕС.

3. Разработать механизм государственной поддержки и материальной заинтересованности российских товаропроизводителей в выпуске конкурентоспособной продукции для поставки на экспорт.

4. Разработать документированную процедуру подготовки предприятий отраслей АПК к выпуску товаров на экспорт.

5. Разработать нормативную документацию, регламентирующую порядок помещения товаров под режим переработки на таможенной территории с последующей отгрузкой готовой продукции на экспорт.

6. Разработать программу повышения квалификации специалистов, предусматривающую изучение порядка подготовки предприятий к аттестации и получения индивидуального номера предприятия в системе ЕС для продвижения отечественной продукции на европейский рынок.

7. Подготовить научное обоснование государственного регулирования экспорта и импорта товаров для предотвращения продовольственной зависимости государства и защиты отечественных товаропроизводителей.

8. Для разработки программы по подготовке предприятий отраслей АПК к поставкам конкурентоспособной продукции на внешний рынок необходимо создать специализированные рабочие группы (по образцу ВТО). В состав специализированных рабочих групп, должны войти высококвалифицированные специалисты различных заинтересованных организаций: Федеральной таможенной службы; Министерства сельского хозяйства России, «Ростехрегулирования», «Роспотребнад-зора», «Общества защиты прав потребителей»; отраслевых научно-исследовательских институтов, предприятий промышленности. Внедрение в практическую деятельность

отраслевых программ будет способствовать повышению уровня конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса, защите экономических интересов России, обеспечению продовольственной безопасности страны.

ЕС предупреждает против запретов на экспорт продовольствия

Торговый комиссар Европейского союза Питер Мендельсон предупредил производителей продовольствия против раскручивания «спирали протекционизма» перед лицом растущих цен, сообщает 17 апреля BBC News.

Он заявил депутатам Европарламента в Брюсселе, что «экспортные тарифы, квоты и запреты не имеют смысла в областях экономики и развития». Он добавил, что наилучшим ответом растущим ценам на основные продовольственные товары являются торговые сделки.

Акции протеста против цен на продовольствие идут по всему миру и уже привели к отставке правительства Гаити.

Ряд стран, включая крупнейшего азиатского потребителя риса, Индонезию, недавно ввел ограничения на экспорт продовольствия.

Мандельсон, выступивший на заседании комитета Европарламента по торговле, заявил, что нельзя недооценивать политическое давление на правительства, но добавил, что подобные меры не дают желаемых результатов.

«В погоне за иллюзией продовольственной безопасности эти меры тормозят производство на внутренних рынках, срывают поставки продовольствия в другие страны и грозят породить спираль протекционизма и снижения производства».

Он добавил, что торговые договоры ЕС со странами Африки, Карибского бассейна и Азиатско-Тихоокеанского региона могут способствовать росту торговли сельскохозяйственной продукцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.