Научная статья на тему 'Развитие механизма стратегического управления продовольственными ресурсами'

Развитие механизма стратегического управления продовольственными ресурсами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / РЕСУРСЫ / БАЛАНС / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / MANAGEMENT / FOOD SUPPLY STRATEGY / RESOURCES / BALANCE / PROCUREMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зинина Л.И., Соколов В.Б.

Предмет. Предметом исследования является совокупность теоретических, методологических и практических подходов к развитию механизма стратегического управления продовольственными ресурсами с учетом региональной специфики. Неэффективность действующей системы управления продовольственным обеспечением территорий и сохранение высокого уровня национальной продовольственной зависимости в значительной степени обусловлены недостатком глубоких теоретико-методологических и практических разработок в данной области, что и определило актуальность темы научной статьи, ее значимость в теоретическом и практическом аспектах. Цели и задачи. Цели развитие теоретических положений и разработка методических и практических рекомендаций по формированию механизма стратегического управления продовольственными ресурсами. Задачи исследование методических аспектов совершенствования механизма стратегического управления применительно к процессу формирования и использования продовольственных ресурсов, анализ системы управления формированием и использованием продовольственных ресурсов в регионе, обоснование концептуальных положений формирования региональной продовольственной стратегии. Методология. В процессе исследования использовались общие и специальные методы научного познания: абстрактно-логический, синтез, приемы системного и структурно-функционального анализа, моделирование, балансовый, экономико-статистический, экономико-математический, графический методы и др. Результаты. Предложены подходы к формированию региональной продовольственной стратегии, которые будут способствовать выработке и реализации практических мер, направленных на повышение конкурентоспособности продовольственных ресурсов, на развитие агропродовольственного потенциала Республики Мордовия. Выводы. Современные условия социально-экономического развития обусловливают объективную потребность в разработке специальных целевых программ по формированию и использованию продовольственных ресурсов различных регионов с учетом дифференциации производства и потребления, интенсивности межрегионального и межгосударственного продовольственного обмена и других определяющих факторов и тенденций. Результаты исследования могут быть использованы в образовательной деятельности вузов, специализирующихся в области подготовки и переподготовки менеджеров высшего и среднего звеньев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зинина Л.И., Соколов В.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a mechanism of strategic management food resources

Importance The research examines a set of theoretical, methodological and practical approaches to elaborating a mechanism for strategic management of food resources and considers the regional specifics. Objectives The research pursues the developing theoretical provisions and articulating methodological and practical recommendations to form a mechanism for strategic management of food resources. We investigate methodological aspects of improving the strategic management mechanism in relation to forming and using food resources; analyze a system for managing the formation and use of food resources in the region; substantiate conceptual provisions of forming the regional food supply strategy. Methods The research relies upon general and special methods of scientific research, i.e. abstraction and logic methods, synthesis, techniques of systems, structural and functional analyses, modeling, methods of balance sheet, economic statistics, mathematical and economic method, graphical method, etc. Results We propose our own approaches to formulating the regional food strategy, which would streamline the elaboration and implementation of practical measures to improve the competitiveness of food resources, develop the agricultural food potential of the Republic of Mordovia. Conclusions and Relevance The current socio-economic development reasonably necessitates special-purpose programs for producing and using food resources of various regions, considering the product differentiation and consumption, intensity of cross-regional and intergovernmental food exchange and other critical factors and trends. The outcome of the research may prove useful for educational purposes in higher schools that specialize in top and middle managers’ training.

Текст научной работы на тему «Развитие механизма стратегического управления продовольственными ресурсами»

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Региональное стратегическое планирование РАЗВИТИЕ МЕхАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

продовольственными ресурсами

Любовь Ивановна ЗИНИНА", Владислав Борисович СОКОЛОВ^*

а доктор экономических наук, профессор кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении,

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск, Российская Федерация

zininali@mail.ru

ь кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бизнес-информатики, Мордовский гуманитарный институт, Саранск, Российская Федерация pochtvlad@gmail.com

* Ответственный автор

Аннотация

Предмет. Предметом исследования является совокупность теоретических, методологических и практических подходов к развитию механизма стратегического управления продовольственными ресурсами с учетом региональной специфики. Неэффективность действующей системы управления продовольственным обеспечением территорий и сохранение высокого уровня национальной продовольственной зависимости в значительной степени обусловлены недостатком глубоких теоретико-методологических и практических разработок в данной области, что и определило актуальность темы научной статьи, ее значимость в теоретическом и практическом аспектах.

Цели и задачи. Цели - развитие теоретических положений и разработка методических и практических рекомендаций по формированию механизма стратегического управления продовольственными ресурсами.

Задачи - исследование методических аспектов совершенствования механизма стратегического управления применительно к процессу формирования и использования продовольственных ресурсов, анализ системы управления формированием и использованием продовольственных ресурсов в регионе, обоснование концептуальных положений формирования региональной продовольственной стратегии.

Методология. В процессе исследования использовались общие и специальные методы научного познания: абстрактно-логический, синтез, приемы системного и структурно-функционального анализа, моделирование, балансовый, экономико-статистический, экономико-математический, графический методы и др.

Результаты. Предложены подходы к формированию региональной продовольственной стратегии, которые будут способствовать выработке и реализации практических мер, направленных на повышение конкурентоспособности продовольственных ресурсов, на развитие агропродовольственного потенциала Республики Мордовия. Выводы. Современные условия социально-экономического развития обусловливают объективную потребность в разработке специальных целевых программ по формированию и использованию продовольственных ресурсов различных регионов с учетом дифференциации производства и потребления, интенсивности межрегионального и межгосударственного продовольственного обмена и других определяющих факторов и тенденций. Результаты исследования могут быть использованы в образовательной деятельности вузов, специализирующихся в области подготовки и переподготовки менеджеров высшего и среднего звеньев.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

История статьи:

Принята 23.04.2015 Одобрена 13.05.2015

УДК 338.439

Ключевые слова: управление, продовольственная стратегия, ресурсы, баланс, обеспечение

Формирование и использование продовольственных ресурсов являются специфичными процессами, определяющими социально-экономический суверенитет страны. Они связаны с удовлетворением как повседневных, так и долгосрочных базовых потребностей населения, обеспечением должного качества жизни.

В рамках исследования регионального управления и изучения отдельных вопросов системы обеспечения экономической и продовольственной безопасности авторы обращались к трудам Е.Д. Кормишкина, Н.Н. Семеновой, Р.Р. Сатаевой, Л.В. Кузнецовой, А.А. Новиковой, О.Б. Угурчивой и других авторов. Проблемы продовольственного обеспечения

с позиции модернизации внешней политики в рамках ВТО изучала А.А. Новицкая1. В своих исследованиях О.Б. Угурчиев выделяет механизм развития регионального продовольственного рынка в качестве положительного направления в обеспечении продовольственной безопасности. Доктор экономических наук, профессор Е.Д. Кормишкин уделяет особое внимание проблемам обеспечения и сохранения продовольственной безопасности как на уровне страны, так и на уровне региона.

За счет отечественного производства потребности в продовольственном сырье удовлетворяются на 30-60% в зависимости от видов продовольствия. Даже существенный объем инвестиций в аграрный сектор пока не может обеспечить в достаточном объеме рост собственного производства и снижение импортозависимости по продовольствию, устранить ассортиментный продовольственный дисбаланс и низкую конкурентоспособность агропродовольственной системы [1].

В связи с этим необходимо создавать условия для реализации национального потенциала производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Для этого требуется новая организационно-экономическая модель формирования и использования продовольственных ресурсов, основанная на возможностях стратегического управления, которое является одним из приоритетных инструментов эффективного развития [2].

Развитие теории и практики стратегического управления продовольственными ресурсами предполагает разработку продовольственной стратегии и экономического механизма ее реализации, применение имеющихся методических и методологических потенциалов стратегического управления [3].

Современные социально-экономические условия, характеризующиеся сложными производственными отношениями, обострением конкурентной борьбы, динамичностью внешней среды, предъявляют новые требования к развитию механизмов стратегического управления, которые, несмотря на их возрастающую актуальность, недостаточно изучены в современной экономической науке. В различных разработках и публикациях имеются противоречивые подходы к стратегическому управлению, поэтому необходимо

1 Новицкая А.А. Внешнеэкономическая политика обеспечения национальной продовольственной безопасности России в условиях вступления в ВТО // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 5. С. 87-91.

конкретизировать теоретические и методологические аспекты данной области управления [4].

Стратегическое управление следует рассматривать в качестве особого типа управления для достижения целей и выполнения миссии, позволяющей адаптироваться к вызовам внешней среды. Оно позволяет своевременно реагировать на запросы потребителей, активизировать инновационные процессы, добиваться конкурентных преимуществ, усиливать потенциальные возможности регионов в стратегическом периоде

[5].

Систему формирования и использования продовольственных ресурсов следует воспринимать в качестве объекта стратегического управления. Рассмотрим содержание этого процесса. По мнению авторов, стратегическое управление продовольственными ре сурсами можно представитьь как специфичную программно-целевую деятельность, направленную в соответствии с требованиями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации2 на выполнение стратегических целей, основными из которых являются [6]:

1) обеспечение социально-экономических потребностей:

предотвращение чрезвычайных продовольственных ситуаций и их негативных последствий;

достижение стратегической конкурентоспособности продовольственных ресурсов;

реализация целевых продуктовых программ по социально значимым видам продовольствия;

рациональное использование продовольственного потенциала региона;

2) реализация функциональных стадий в производственно-потребительском цикле:

формирование стратегических продовольственных ресурсов и системы их распределения;

увеличение объемов их собственного производства, активизация межрегиональных продовольственных связей и использование возможностей мирового рынка;

2 Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120.

оптимизация продовольственного баланса и обеспечение экономической достаточности продовольствия;

пополнение государственных стратегических фондов продовольствия;

самообеспечение социально значимыми видами продовольствия;

развитие высокотехнологичного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Стратегическое управление продовольственными ресурсами должно быть основано на применении экономических, организационных, правовых и

мотивационных инструментов реализации долгосрочной стратегии, социально ориентированного формирования и использования продовольственных ресурсов с учетом территориальной и отраслевой специфики регионов [7].

По мнению авторов, стратегическое управление формированием и использованием продовольственных ресурсов включает несколько этапов, основные из которых представлены на рис. 1.

На примере Республики Мордовия рассмотрим основные источники формирования ресурсов главных видов продовольствия и каналы их использования, применяя балансы продовольственных ресурсов, которые отражают движение продукции на стадиях

Рисунок 1

Этапы стратегического управления формированием и использованием продовольственных ресурсов

производства, переработки и конечного потребления. Это позволяет осуществлять текущий анализ, прогнозировать развитие ситуаций на рынке продовольствия и продовольственные потребности в импорте, рассчитывать объемы потребления продуктов питания. Анализ продовольственного баланса показал, что в республике в течение исследуемого периода наблюдалась устойчивая тенденция роста внутреннего производства мяса, яиц и молока (табл. 1).

Анализ данных, представленных в табл. 1, показывает, что ввоз картофеля в 2011 г. на территорию региона увеличился по сравнению с 2007 г. на 74 тыс. т. Это

связано с аномальной жарой 2010 г. и уменьшением внутреннего производства за исследуемый период. К 2013 г. этот показатель снизился до 7,2 тыс. т (2,6% от объемов производства).

В 2010 г. отмечалось превышение почти в 2,5 раза ввоза над вывозом при формировании региональных ресурсов овощей (с 2,9 тыс. т в 2012 г. до 7 тыс. т в 2013 г.). Объемы ввоза растут, что свидетельствует об усилении конкуренции на региональном рынке овощей.

Прослеживается положительная динамика и в эффективности использования молочных ресурсов в регионе. Ввоз имеет противоречивую тенденцию, но

Таблица 1

Баланс продовольственных ресурсов и их использование в Республике Мордовия в 2009-2013 гг., тыс. т

Ресурсы

Использование

Продукты

I —

се =

1

и

й §

со

о S

и

«

о £

=

о £

о я со

о

5 =

о

ч

ю

о

6

н о

и

=

о ^

с

с

к

св

X § н

4 ^

£ §

- В

5 ^

8 п

-

S со

о S

о S о о Я Ч

н О

щ £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с =

о

о =

о

се =

2

ä §

со

2009

Мясо и мясопродукты 6,4 75,4 28,3 110,1 0,1 0 45,3 56,4 8,3

Молоко и молокопродукты 21,4 440,4 14,5 476,3 48,5 0,1 171,6 241,6 14,5

Яйца и яйцепродукты, млн шт. 10 942,2 0,5 952,7 74,7 1 616,7 244,6 15,7

Картофель 143,8 360,2 0,3 504,3 193,9 11,3 27,6 138,1 133,4

Овощи и бахчевые 15,6 91,1 10,4 117,1 19,1 1,1 6,9 68,8 21,2

2010

Мясо и мясопродукты 8,3 81,6 41,8 131,7 0,4 0 65,4 58,6 7,3

Молоко и молокопродукты 14,5 458,1 9,8 482,4 54,7 0,4 164,5 244,7 18,1

Яйца и яйцепродукты, млн шт. 15,7 1 077,5 0,9 1 094,1 79,8 8,9 745,4 247,7 12,3

Картофель 133,4 91,9 106,6 331,9 202,2 3,4 0,4 85 40,9

Овощи и бахчевые 21,2 69,9 18,9 110 12,8 0,7 7,1 70,4 19

2011

Мясо и мясопродукты 7,3 94,1 36,5 137,9 0,8 0 71,1 59,8 6,2

Молоко и молокопродукты 18,1 475,8 15,8 509,7 50,8 0,1 197,7 244,1 17

Яйца и яйцепродукты, млн шт. 12,3 1 265,9 2,6 1 280,8 89,1 9,8 921,7 246,3 13,9

Картофель 40,9 296,9 74,8 412,6 196,6 3,3 0,1 85,4 127,2

Овощи и бахчевые 19 85,8 9 113,8 15,4 0,9 6,7 69,9 20,9

2012

Мясо и мясопродукты 6,2 103,9 45,6 155,7 0,6 0 88,1 60 7

Молоко и молокопродукты 17 467,5 11,5 496,0 48,7 0,1 181,5 237,8 27,9

Яйца и яйцепродукты, млн шт. 13,9 1 373,5 21,1 1 358,5 86,3 9,5 994,4 245 23,3

Картофель 127,2 321,9 46,9 496,0 195,9 4 8,5 84,6 115,8

Овощи и бахчевые 20,9 92 2,9 115,8 15,3 1 7,8 71 70,7

2013

Мясо и мясопродукты 7 123,5 45 175,5 0,5 0 100,2 67,2 7,6

Молоко и молокопродукты 27,9 452 15,4 495,3 50 0,1 181,8 237,4 26

Яйца и яйцепродукты, млн шт. 23,3 1 329,2 43,9 1 396,4 66,9 1 1 084,1 229,4 15

Картофель 203 282,4 7,2 492,6 229 4 9,1 83,8 166,7

Овощи и бахчевые 20,7 85,1 7 112,8 13,1 0,9 11,3 67,9 19

абсолютное значение незначительно: его удельный вес от объемов собственного производства не превышает в среднем 3%. Однако за последние 3 года объемы производства молока снизились с 475,8 тыс. т в 2011 г. до 452 тыс. т в 2013 г.

Прослеживаются темпы роста производства мяса свиней и птицы, однако на низком уровне остается производство мяса крупного рогатого скота: более 50% потребляемой в стране говядины завозится из-за рубежа. Поэтому в регионе наращивается производство мяса и мясопродуктов (с 81,6 тыс. т в 2010 г. до 123,5 тыс. т в 2013 г.).

Необходимо отметить, что часть производимого в республике продовольствия вывозится в другие регионы. Так, в 2013 г. вывоз мяса из региона составлял более 50% от внутреннего производства, молока - 40%.

Растущие объемы вывоза продовольственной продукции животноводческого происхождения компенсируются импортируемыми товарами и товарами, ввозимыми из других регионов. Так, ввоз мяса и мясопродуктов в Республику Мордовия имеет тенденцию к увеличению и составляет более 45 тыс. т, при этом объемы ввоза молока и яиц незначительны.

За последние годы наблюдается повышение спроса на мясо и мясопродукты. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. население республики потребило мяса на 12,3% больше, а по сравнению с 2009 г. - на 22,4% больше. Потребление яиц и яйцепродуктов за последние 5 лет уменьшилось на 3,1%.

Среднедушевое потребление сахара остается относительно высоким на протяжении уже нескольких лет и превышает в 2 раза минимальные нормы этого продукта на одного человека в год.

Анализ спроса на продукты растительного происхождения за последние пять лет показал, что потребление фруктов и ягод в 2013 г. осталось на уровне 2009 г. и составляет 44 кг в год на человека, при этом овощей и бахчевых культур за последние 5 лет стали потреблять на 1,2% больше.

Кроме того, за последние 5 лет в республике потребление молока и молочных продуктов на душу населения увеличилось на 4 кг и составило 291 кг на человека в год, что на 1,4% больше, чем в 2009 г.

Рост потребления мяса и мясопродуктов на душу населения в 2013 г. по сравнению с 2012 г. по субъектам Приволжского федерального округа составил от 1,5 до 15%. Минимальный размер

потребления этого продукта сложился в Пермском крае (62 кг), Самарской и Саратовской областях (64 кг), максимальный - в Республике Марий Эл (92 кг). Республика Мордовия по потреблению мяса и мясопродуктов занимает 2-е место среди субъектов Приволжского федерального округа.

Уровень потребления мяса, молока, хлеба и сахара жителями Республики Мордовия в 2013 г. был выше средних значений по Приволжскому федеральному округу, а масла растительного и овощей - меньше на 27,2 и 21% соответственно. Потребление яиц на душу населения в республике на 1,4% выше, чем в среднем по округу. По этому показателю Мордовия занимает 5-е место в округе. Вместе с тем достаточно низким остается уровень потребления населением республики фруктов. По этому показателю регион находится на 11-м месте в округе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что структура потребления продовольствия совершенствуется, а предложение его в Республике Мордовия формируется в основном за счет собственных ресурсов, объемы и качество которых зависят от эффективности функционирования сельского хозяйства и пищевой промышленности региона.

Процесс стратегического управления продовольственными ресурсами должен быть четко организован и ориентирован на увеличение результативности, достижение стратегических целей, а также сочетать территориальные и отраслевые интересы. При значимости перечисленных характеристик, на взгляд авторов, необходимо особое внимание уделять принципу сочетания отраслевого и территориального управления, следование которому позволит обеспечить сбалансированность в развитии региональной системы формирования и использования продовольственных ресурсов [8].

Количественные и качественные оценки процесса продовольственного обеспечения должны предполагать применение следующих системообразующих факторов [9]:

- продовольственно-потребительские факторы, отражающие количественный и качественный уровни продовольственного обеспечения, физиологическую потребность в продуктах питания, платежеспособный спрос населения и самообеспеченность продовольствием;

- сельскохозяйственные факторы, характеризующие фактическое состояние агропотенциала, его эффективность, доходность, уровень инвестиций;

- промышленные факторы, отражающие процесс производства продовольствия, его материально-техническую базу, уровень издержек и потерь;

- внешнеэкономические факторы, характеризующие взаимосвязь внутреннего и мирового рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- э кол о г о - б и ол о ги ч е с ки е факторы, отражающие качество, нормы и стандарты сельскохозяйственной продукции, а также степень воздействия на окружающую среду.

Для всех факторов продовольственного обеспечения следует использовать индикаторы, характеризующие текущую и перспективную продовольственную ситуацию в стране и регионах, которые необходимо учитывать при разработке продовольственной стратегии (табл. 2) [10].

Долгосрочная продовольственная стратегия развития системы формирования и использования продовольственных ресурсов региона должна базироваться на положениях Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»3, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации4, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации до 2020 г.5 Ее формирование должно предусматривать разработку стратегических решений использования и распределения продовольственных ресурсов, обеспечивающих стабильное развитие собственного производства сырья и продовольствия. Стратегия должна учитывать международные соглашения, что особенно актуально в условиях членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, а также закономерности и современные тенденции, связанные с глобализацией и регионализацией экономик [11].

Продовольственную стратегию необходимо рассматривать как комплекс мер, обеспечивающих достижение стратегических целей, задач, параметров и индикаторов, которые обусловливают приоритетные

3 О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ.

4 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

5 Стратегия социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года: одобрена на Общем годичном собрании Россельхозакадемии 17.02.2011.

направления развития продовольственной системы и ее подсистем в долгосрочном периоде, возможность их эффективного функционирования в условиях конкурентной среды [12].

Формирование и реализацию продовольственной стратегии на уровне региона можно структурировать в виде последовательных процессов, состоящих из следующих функциональных стадий [13]:

1) определение потребности в продовольствии:

уточнение норм потребления продуктов питания для всех категорий населения в различных зонах регионов;

определение и планирование потребности населения в продовольствии с учетом территориального зонирования;

выявление факторов, оказывающих влияние на потребность в продовольствии;

удовлетворение потребностей населения в отдельных продуктах питания;

2) формирование продовольственных ресурсов:

создание продовольственных фондов и государственных продовольственных резервов;

обеспечение населения и потребителей продовольствием;

сокращение импорта и увеличение экспорта продовольственных товаров;

повышение транспортабельности и сохранности продукции [14];

3) производство продовольствия:

рост объемов производства сельскохозяйственной п р о д у к ц и и д л я с а м о о б е с п е ч е н и я продовольствием;

увеличение объемов переработки сельскохозяйственной продукции и производства пищевых товаров;

обеспечение условий воспроизводства природной среды;

производство экологически чистой продукции; - повышение качества продукции;

4) распределение продовольственных ресурсов:

обеспечение поступления необходимых продуктов питания в соответствии с ассортиментом;

формирование специализированных рынков сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров;

Таблица 2

Содержание количественной и качественной оценки формирования и использования продовольственных ресурсов по группам факторов продовольственного обеспечения

Факторы Содержание

Продовольственно-потребительские Уровень потребления основных продуктов питания на душу населения. Уровень платежеспособного спроса населения. Показатели уровня физиологической потребности в продовольствии. Показатели самообеспеченности продовольствием. Минимальная потребительская корзина и др.

Сельскохозяйственные Объемы производства сельскохозяйственной продукции. Чистый доход. Урожайность сельскохозяйственных культур. Продуктивность в животноводстве. Фондоотдача. Рентабельность производства. Уровень доходности товаропроизводителей. Объем дотаций сельскому хозяйству

Промышленные Уровень издержек на производство продукции. Баланс производства продукции. Коэффициент товарности. Уровень потерь. Уровень ценовых соотношений (фактор/продукт, продукт/продукт, фактор/фактор, оптовые и розничные сельскохозяйственные цены). Качество и сохранность переработанной продукции

Внешнеэкономические Доля импорта в потреблении продовольствия. Баланс ввоза и вывоза сельскохозяйственной продукции. Баланс ввоза и вывоза продуктов питания. Соотношение внутренних и мировых сельскохозяйственных и оптовых цен. Соотношение сельскохозяйственных оптовых и розничных цен на продукцию отечественного и импортного производства. Показатели ежегодного колебания цен

Эколого-биологические Качественная составляющая структуры питания. Свойства продуктов питания. Качество сырья, ресурсов и готовой продукции, предельно допустимая концентрация вредных веществ. Технология изготовления. Стандартизация: ГОСТ, СанПиН, ТУ Химические и микробиологические загрязнители продовольственного сырья и пищевых продуктов. Содержание необходимых компонентов в сельскохозяйственной продукции, полученной при разных процессах производства. Оценка воздействия сельскохозяйственного производства на природно-экологическую среду

Источник: авторская разработка.

- развитие системы транспортировки и 5) потребление продовольствия:

хранения сельскохозяйственной пр°дукции и - рационализация питания населения, повышение продовольственных товаров) [15]; уровня его сбалансированности;

- совершенствование ассортимента продовольственных товаров;

- повышение качества и достижение экологической безопасности продуктов питания;

- потребление продуктов питания в объеме не ниже состава минимальной продовольственной корзины;

- достижение рациональных объемов потребления всех основных продовольственных товаров;

- обеспечение физической и экономической доступности продовольствия;

6) организация межрегионального обмена:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие межрегиональных продовольственных связей с конкретными регионами;

определение объемов ввоза и вывоза продовольствия (по видам);

- обеспечение эффективности процессов межрегионального продовольственного обмена [16];

7) государственное регулирование и мониторинг процессов продовольственного обеспечения:

обеспечение взаимосвязанного функционирования элементов и подсистем;

- сокращение сроков формирования и товародвижения продовольственных ресурсов;

- организация мониторинга информационного обеспечения основных процессов;

- контроль за соответствием фактического состояния объекта управления нормативным параметрам и их корректировка;

- разработка и реализация целевых продуктовых программ.

Продовольственная стратегия устанавливает приоритетные направления развития системы формирования и использования продовольственных ресурсов региона, которые могут реализовываться по двум сценариям:

1) инерционный сценарий - основан на действующих экономических механизмах, сложившихся размерах государственной поддержки, инвестиционных возможностях и учитывает темпы прироста валовой продукции;

2) инновационный (умеренно оптимистический) сценарий основан на развитии инноваций. При ускоренном социально-экономическом развитии, реализация основных целей и задач

стратегии должна осуществляться за счет использования возможностей модернизации действующего производства и ускорения реализации инновационных разработок.

Предлагаемый авторами алгоритм разработки региональной продовольственной стратегии представлен на рис. 2.

Пр о це ссы р азр або тки и р е ализации продовольственной стратегии должны осуществляться на основе диалектического единства последовательных этапов: анализ -прогнозирование и планирование - выполнение -мониторинг - корректировка.

Организация разработки региональной продовольственной стратегии, на взгляд авторов, должна включать следующие стадии:

- оценку внешней и внутренней ситуации;

- постановку задач;

разработку альтернативных вариантов решений;

- выбор оптимального варианта решения;

- разработку организационного плана реализации выбранного решения;

- обоснование инструментария реализации решения;

- выработку программы действий;

- выполнение программы;

- контроль за реализацией программы действий;

корректировку полученных результатов.

По мнению авторов, стратегия развития региональной системы формирования и использования продовольственных ресурсов должна предусматривать аналитический, целевой, ресурсный, организационный и контрольный функциональные блоки.

Аналитический блок включает:

- оценку стартовых условий развития региональной системы формирования и использования продовольственных ресурсов, включая ретроспективный анализ развития, анализ внутреннего потенциала сельскохозяйственных производителей продовольственных ресурсов, анализ внешних факторов развития;

- анализ тенденций развития региональной системы формирования и использования продовольственных ресурсов;

Рисунок 2

Алгоритм формирования продовольственной стратегии

Миссия продовольственной стратегии региона

(обеспечение в полном объеме населения высококачественным отечественным продовольствием и наращивание экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции)

Стратегический анализ внешней среды

(определение состояния процессов формирования и использования продовольственных ресурсов, проблем и тенденций развития в территориальной продовольственной системе)

Стратегические цели

(обеспечение потребностей региона в продовольственных ресурсах, достижение их конкурентоспособности на основе эффективного использования природного и производственно-экономического потенциала региона)

Оценка возможных способов и средств достижения стратегических целей

(осуществляется на основе рационального сочетания государственного регулирования, рыночного саморегулирования, экономической обоснованности мероприятий)

г ■« Приоритетные направления развития системы формирования и использования продовольственных ресурсов отраслей региона

Г

i i . г 1 . J

Достижение конкурентоспособных параметров производства продовольственных ресурсов

Формирование институциональных условий в развитии

аграрной продовольственной системы

Оптимизация размещения и специализации отраслей аграрной продовольственной системы региона

Совершенствование системы информационно-консультативного обеспечения

Активизация внешнеэкономических и

межрегиональных продовольственных связей

Сценарии развития

Инерционный, базирующийся на достигнутых объемах воспроизводства

Инновационный (умеренно оптимистический), предполагающий развитие ускоренными темпами на основе модернизации отраслей агропродовольственной системы

Выбор сценария с учетом реализации стратегии роста (интенсивного, интеграционного), стратегии конкуренции, товарной экспансии (производство новых товаров, улучшение существующих), диверсификации, развития рынков, сокращения, комбинированной стратегии, дифференциации,

функциональных продуктовых стратегий

Разработка долгосрочных целевых программ развития отраслей аграрной продовольственной системы

региона и мероприятий по их реализации у ^

- анализ и оценку конкурентоспособности системы формирования и использования продовольственных ресурсов внутри региона и за его пределами;

- SWOT-анализ.

Целевой блок включает:

- определение миссии региональной продуктовой стратегии;

- формулировку стратегических целей развития производителей продовольственных ресурсов;

- формулировку стратегических целей развития предприятий перерабатывающей промышленности;

- формулировку стратегических целей развития торговых организаций, реализующих продовольственные ресурсы;

- определение приоритетных направлений развития региональной системы формирования и использования продовольственных ресурсов.

Ресурсный блок включает:

- определение финансовых источников реализации стратегии;

- кадровое обеспечение реализации стратегии;

- вовлечение работников в процесс реализации стратегии;

- разработку плана реализации стратегии;

- своевременное обеспечение необходимыми ресурсами;

- осуществление определенных функций на каждом уровне управления.

Организационный блок включает:

- определение механизмов развития региональной системы формирования и использования продовольственных ресурсов (пространственное развитие, правовое и информационное обеспечение, развитие организационных форм и форм собственности хозяйствующих субъектов);

- определение этапов реализации стратегии и их сроков;

- определение исполнителей основных этапов реализации стратегии;

Оценочно-контрольный блок включает:

- оценку состояния региона;

- контроль за предпосылками и допущениями;

- учет отклонений в процессе реализации стратегии и выяснение причин отклонений;

- осуществление корректировок при необходимости;

- стратегический надзор (перепроверку основных параметров стратегии, выявление возможных в будущем, но неучтенных важных событий);

- показатели оценки.

В рамках продовольственной стратегии целесообразно рассматривать отдельные функциональные продуктовые стратегии более частного характера [17]:

- стратегию роста интенсивности собственного производства продовольствия;

- стратегию обеспечения необходимого уровня и структуры потребления полноценных продуктов питания;

- стратегию развития импортозамещения, направленную на конкретные категории потребителей;

- корпоративную стратегию;

- стратегию дифференциации и фокусирования (концентрация усилий на тех или иных сегментах продовольственного рынка);

- стратегию реструктуризации и трансформации субъектов продовольственной системы;

- стратегию экологизации продовольствия с учетом требований мировых стандартов.

Продовольственная стратегия должна обеспечивать современные требования к формированию и использованию продовольственных ресурсов и предусматривать [18]:

- долгосрочную концепцию развития системы продовольственного обеспечения с учетом прогноза основных тенденций и конкретизации возможных перспектив;

- стратегическое планирование в сочетании с прогнозированием и регулированием, выявлением сильных и слабых сторон, угроз, возможностей и потребностей хозяйствующих субъектов;

- обоснование стратегических решений по формированию и использованию продовольственных ресурсов;

- мероприятия по устранению диспропорций адресных целевых программ с детальным обоснованием параметров и средств их достижения по видам продовольствия;

- организацию интеграционных структур по производству, переработке и реализации продовольствия в целях эффективного использования инновационных инструментов и производственных ресурсов;

- диверсификацию производства, углубление ассортимента продовольственных товаров, отвечающих потребностям в высококачественной продукции;

- совершенствование организационной структуры управления, способной реагировать на изменения конъюнктуры рынка, приоритетов потребителей и обеспечивать требования стандартов качества, рациональное распределение ресурсов между функциональными подразделениями, новые организационные схемы управления с иерархической соподчиненностью и координацией;

- системы стратегического мониторинга и информационно-аналитического обеспечения для контроля за формированием и использованием продовольственных фондов, процессами самообеспечения региона в условиях межрегионального взаимодействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевыми положениями стратегического управления при формировании и использовании продовольственных ресурсов региона являются анализ и оценка внутренних ресурсов для достижения долгосрочных целей, повышения конкурентоспособности продукции и освоения перспективных сегментов рынка. Поэтому необходимо использование наиболее результативных инструментов, из которых приоритетным является стратегическое прогнозирование. Следовательно, для реализации потенциала стратегического управления продовольственными ресурсами необходима разработка специальных методических подходов и целевых индикаторов развития системы, информирования и использования ресурсов. Необходимы краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы в сфере управления системой обеспечения продовольственными ресурсами, обоснования параметров продовольственной

стратегии, ориентированных на удовлетворение внутрирегиональных потребностей населения в продовольствии, межрегионального обмена, формирования общенациональных и региональных резервных фондов продовольствия [19].

Необходимо отметить, что эффективная реализация стратегии развития региональной системы формирования и использования продовольственных ресурсов должна соответствовать логике процессов стратегического развития региона, т.е. содержать подходы к агропромышленной класстеризации, разработке ее технологий. Для этого институциональных предпосылок недостаточно.

Развитие механизма стратегического управления продовольственными ресурсами должно предполагать проведение комплексной оценки обеспеченности региона продовольственными ресурсами, предполагающей выявление максимального, среднего, минимального допустимого и критического уровней обеспечения по каждой группе товаров. При этом необходимо рассчитывать и специальные показатели, к которым относятся коэффициенты самообеспечения, ресурсного продовольственного баланса, межрегиональной товарности, санитарно-экологической безопасности продовольствия в условиях конкретного региона [20].

Таким образом, следует отметить, что современные условия социально-экономического развития обусловливают объективную потребность в разработке специальных целевых программ по ф о рмир о ванию и испо ль зо ванию продовольственных ресурсов различных регионов с учетом дифференциации на производящих и потребляющих, интенсивности межрегионального и межгосударственного продовольственного обмена и других определяющих факторов и тенденций. При этом могут быть разработаны функциональные продовольственные стратегии (по видам продовольствия), направленные на рост продовольственного потенциала регионов и обеспечение продовольственной безопасности государства.

Список литературы

1. Гончаров В. Импортозамещение в продовольственном комплексе // Экономист. 2015. № 3. C. 24-31.

2. Зинина Л.И., Соколов В.Б. О формировании модели стратегического управления продовольственными ресурсами // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. URL: http://www.science-education.ru/109-9190.

3. Лукьянович Н. Геополитические аспекты продовольственной безопасности // Экономист. 2015. № 3. C. 14-23.

4. Асалиев А.М., Забелина О.В. Обеспечение продовольственной безопасности страны как условие повышения уровня и качества жизни российских граждан // Уровень жизни населения регионов России. 2012. № 4. С. 112-115.

5. Горбунов Г. А. Сможет ли Россия обеспечить себе продовольственную безопасность? // Национальные проекты. 2010. № 1-2. C. 86-89.

6. Анфиногентова А.А., Ермолаева О.В., Киреева Н.А. и др. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы: монография. Саратов: СГУ, 2010. 244 с.

7. Балабанов В.С., Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность. Международные и внутренние аспекты. М.: Экономика, 2002. 552 с.

8. Бекенов С.С. Критерии и оценки продовольственной безопасности // Вестник КРСУ. 2003 Т. 2. № 2. URL: http://www.krsu.edu.kg/vestnik/2003/v2/a02.html

9. Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность. 1994. № 3. С. 91-94.

10. Биктимирова З. Качество жизни: продовольственная безопасность // Экономист. 2004. № 2. С. 78-84.

11. ВладимировЮ.И., ПавловА.С. Внешнеэкономический аспект экономической безопасности Российской Федерации // Безопасность. 1994. № 3. С. 60-65.

12. Глазьев С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. 1997. № 1. С. 3-16.

13. Гордиенко Л. Контроль качества - одна из составляющих продовольственной безопасности // Экос-информ. 2004. № 12. С. 26-30.

14. Гумеров Р.Р. О реализации национальных интересов в агропромышленном комплексе в условиях кризиса // Российский экономический журнал. 2009. № 3. С. 17-24.

15. Гумеров Р.Р. Продовольственная безопасность страны: к развитию правовых основ и экономических механизмов обеспечения // Российский экономический журнал. 2006. № 11. С. 41-56.

16. Ковалев Е. Продовольственная проблема в современном мире // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 6. С. 30-37.

17. Кружилин И.П., Кулик К.Н., Свинцов И.П., Мелихов В.В. Механизмы нейтрализации рисков и использования ресурсов обеспечения продовольственной безопасности регионов России // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2010. № 5. С. 24-28.

18. Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1995. № 1. С. 97-106.

19. Чернова О.А., Степаненко В.Е. Продовольственная безопасность: научно-теоретические подходы к определению терминологии // Юридический мир. 2006. № 10. С. 44-48.

20. Allyson M., Kaye J. Strategic Planning for Nonprofit Organizatons. USA. John Wiley&Sons, Inc., 2005. 458 p.

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Regional Strategic Planning DEVELOPING A MECHANISM FOR STRATEGIC MANAGEMENT OF FOOD RESOURCES Lyubov' I. ZININAa, Vladislav B. SOKOLOVb*

a Ogarev Mordovia State University, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation zininali@mail.ru

b Mordovian Institute for the Humanities, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation pochtvlad@gmail.com

* Corresponding author

Article history:

Received 23 April 2015 Accepted 13 May 2015

Keywords: management, food supply strategy, resources, balance, procurement

Abstract

Importance The research examines a set of theoretical, methodological and practical approaches to elaborating a mechanism for strategic management of food resources and considers the regional specifics.

Objectives The research pursues the developing theoretical provisions and articulating methodological and practical recommendations to form a mechanism for strategic management of food resources. We investigate methodological aspects of improving the strategic management mechanism in relation to forming and using food resources; analyze a system for managing the formation and use of food resources in the region; substantiate conceptual provisions of forming the regional food supply strategy.

Methods The research relies upon general and special methods of scientific research, i.e. abstraction and logic methods, synthesis, techniques of systems, structural and functional analyses, modeling, methods of balance sheet, economic statistics, mathematical and economic method, graphical method, etc.

Results We propose our own approaches to formulating the regional food strategy, which would streamline the elaboration and implementation of practical measures to improve the competitiveness of food resources, develop the agricultural food potential of the Republic of Mordovia. Conclusions and Relevance The current socio-economic development reasonably necessitates special-purpose programs for producing and using food resources of various regions, considering the product differentiation and consumption, intensity of cross-regional and intergovernmental food exchange and other critical factors and trends. The outcome of the research may prove useful for educational purposes in higher schools that specialize in top and middle managers' training.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Goncharov V. Importozameshchenie v prodovol'stvennom komplekse [Import substitution in the food sector].

Ekonomist = Economist, 2015, no. 3, pp. 24-31.

2. Zinina L.I., Sokolov V.B. [On the formation of the model for strategic management of food resources]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2013, no. 3. (In Russ.) Available at: http://www.science-education.ru/109-9190.

3. Luk'yanovich N. Geopoliticheskie aspekty prodovol'stvennoi bezopasnosti [Geopolitical aspects of food security]. Ekonomist = Economist, 2015, no. 3, pp. 14-23.

4. Asaliev A.M., Zabelina O.V. Obespechenie prodovol'stvennoi bezopasnosti strany kak uslovie povysheniya urovnya i kachestva zhizni rossiiskikh grazhdan [Ensuring the national food security as a condition for increasing the standard and quality of the Russian citizens' living]. Uroven 'zhizni naseleniya regionov Rossii = The Standard of Living of the Russian Regions ' Population, 2012, no. 4, pp. 112-115.

5. Gorbunov G.A. Smozhet li Rossiya obespechit' sebe prodovol'stvennuyu bezopasnost' ? [Will Russia manage to ensure its food security?]. Natsional'nye proekty = National Projects, 2010, no. 1-2, pp. 86-89.

6. Anfinogentova A.A., Ermolaeva O.V., Kireeva N.A. et al. Prodovol 'stvennaya bezopasnost ' Rossii: problemy iperspektivy: monografiya [The food security of Russia: challenges and prospects: a monograph]. Saratov, SSU Publ., 2010, 244 p.

7. Balabanov V.S., Borisenko E.N. Prodovol'stvennaya bezopasnost'. Mezhdunarodnye i vnutrennie aspekty [Food security. International and domestic aspects]. Moscow, Ekonomika Publ., 2002, 552 p.

8. Bekenov S.S. Kriterii i otsenki prodovol'stvennoi bezopastnosti [Criteria and evaluation of food security]. Vestnik KRSU = Bulletin of the Kyrgyz Russian Slavic University, 2003, vol. 2, no. 2. Available at: http:// www.krsu.edu.kg/vestnik/2003/v2/a02.html. (In Russ.)

9. Bel'kov O.A. Ponyatiino-kategorial'nyi apparat kontseptsii natsional'noi bezopasnosti [The framework of concepts and categories of national security]. Bezopasnost' = Security, 1994, no. 3, pp. 91-94.

10. Biktimirova Z. Kachestvo zhizni: prodovol'stvennaya bezopasnost' [Quality of life: food security]. Ekonomist = Economist, 2004, no. 2, pp. 78-84.

11. Vladimirov Yu.I., Pavlov A.S. Vneshneekonomicheskii aspekt ekonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii [Foreign trade perspectives of economic security of the Russian Federation]. Bezopasnost' = Security, 1994, no. 3, pp. 60-65.

12. Glaz'ev S.Yu. Osnovy obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti strany - al'ternativnyi reformatsionnyi kurs [Essentials of the national economic security: an alternative reforming course]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economic Journal, 1997, no. 1, pp. 3-16.

13. Gordienko L. Kontrol' kachestva - odna iz sostavlyayushchikh prodovol'stvennoi bezopasnosti [Quality control is one of the food security components]. Ekos-Inform, 2004, no. 12, pp. 26-30.

14. Gumerov R.R. O realizatsii natsional'nykh interesov v agropromyshlennom komplekse v usloviyakh krizisa [On securing the national interests in the agricultural sector during crisis]. Rossiiskii ekonomicheskiizhurnal = Russian Economic Journal, 2009, no. 3, pp. 17-24.

15. Gumerov R.R. Prodovol'stvennaya bezopasnost' strany: k razvitiyu pravovykh osnov i ekonomicheskikh mekhanizmov obespecheniya [Food security of the country: striving to the development of legislative fundamental and economic mechanisms to ensure the national food security]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economic Journal, 2006, no. 11, pp. 41-56.

16. Kovalev E. Prodovol'stvennaya problema v sovremennom mire [The food problem in the modern world].

Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 1999, no. 6, pp. 30-37.

17. Kruzhilin I.P., Kulik K.N., Svintsov I.P., Melikhov V.V. Mekhanizmy neitralizatsii riskov i ispol'zovaniya resursov obespecheniya prodovol'stvennoi bezopasnosti regionov Rossii [Mechanisms for neutralizing risks and use of resources to ensure the food security of the Russian regions]. Ispol'zovanie i okhranaprirodnykh resursov v Rossii = Use and Protection of Natural Resources in Russia, 2010, no. 5, pp. 24-28.

18. Senchagov V.K. O sushchnosti i osnovakh strategii ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii [On substance and basics of Russia's economic security strategy]. Voprosy Economiki, 1995, no. 1, pp. 97-106.

19. Chernova O.A., Stepanenko V.E. Prodovol'stvennaya bezopasnost': nauchno-teoreticheskie podkhody k opredeleniyu terminologii [Food security: theoretical and practical approaches to defining the terminology].

Yuridicheskii mir = Juridical World, 2006, no. 10, pp. 44-48.

20. Allyson M., Kaye J. Strategic Planning for Nonprofit Organizations. John Wiley&Sons, Inc., 2005, 458 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.