Научная статья на тему 'Продовольственное обеспечение населения рабочих поселков и городов алмазодобывающей промышленности'

Продовольственное обеспечение населения рабочих поселков и городов алмазодобывающей промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЫНОК / MARKET / КОМПЛЕКС / COMPLEX / ГОСУДАРСТВО / STATE / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / FOOD SUPPLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никифоров А.Г.

В статье рассмотрено современное состояние, тенденции формирования и перспективы развития продовольственного обеспечения населения рабочих поселков и городов алмазодобывающей промышленности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article are reviewed current condition, tendencies and development perspectives of food supply for village and urban population of diamond mining.

Текст научной работы на тему «Продовольственное обеспечение населения рабочих поселков и городов алмазодобывающей промышленности»

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РАБОЧИХ ПОСЕЛКОВ И ГОРОДОВ АЛМАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

А. Г. НИКИФОРОВ,

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Институт региональной экономики Севера

Макроэкономическая ситуация в стране и ее субъектах ярко отражается на уровне формирования региональных продовольственных рынков. Практика последних лет показывает, что на местах делается немало для того, чтобы помочь местным товаропроизводителям адаптироваться к рыночным условиям. В то же время следует отметить, что в единой системе производства продовольствия должны быть организованы стабильные связующие звенья:

• торговые связи в виде оптовых продовольственных рынков;

• банки, кредитующие производство и реализацию сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

• консультационные службы для сельскохозяйственных, перерабатывающих, торговых предприятий, а также другие рыночные структуры, не относящиеся к продовольственному комплексу, а лишь содействующие его развитию.

В этой связи продовольственное обеспечение населения рабочих поселков и городов алмазодобывающей промышленности является актуальным в свете принятия Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. развития.

Исходя из изложенного, следует, что при построении комплексной системы продовольственного обеспечения алмазодобывающей провинции республики целесообразно придерживаться следующих основных принципов: комплектности, этап-ности, ритмичности и устойчивости. Целесообразно предусмотреть решение следующих задач:

• оптимизация севооборотов в рамках скомплектованных размеров агропредприятий с учетом требований экологической безопасности;

• рациональное взаимодействие систем земледелия и животноводства на каждом агропредприятии;

• оптимальное сочетание числа малых и крупных агроструктур на территории района;

• осуществление противоэрозионных, агрохимических, гидромелиоративных мероприятий, способствующих сохранению и повышению почвенного плодородия;

• совершенствование существующих и создание новых сортов высокоурожайных культур и новых пород животных на основе селекции и племенного дела;

• обоснование механизма взаимодействия сельских товаропроизводителей и кооперативов с сельскохозяйственным ипотечным банком [1, с. 69].

Лизинговые механизмы и товарное кредитование на селе должны развиваться и далее, но в значительно измененном виде. Механизм товарного кредитования должен предусматривать порядок определения цены, которая не может превышать среднесложившихся рыночных цен ресурсов, аналогичных поставляемым, а также выбор строго на конкурсной основе субъектов, через которых осуществляется это кредитование. В качестве универсальной формы сезонного кредитования может быть предложен механизм залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией, поддерживаемый государством, а также залог будущего урожая.

Следует отметить, что региональная целевая экономическая политика при формировании сбалансированного продовольственного рынка начинается с разработки отраслевых программ

Развитие АПК

по основным видам продовольствия (хлеб, мясо, молоко и т. п.). Разделами таких программ должны стать следующие:

• маркетинг рынка товаров;

• маркетинговая стратегия;

• характеристика конкурирующих фирм и организаций;

• производственная характеристика местных сельскохозяйственных товаропроизводителей (здесь нужно учитывать три варианта условий производства — благоприятное, оптимальное и наихудшее);

• анализ ситуаций и производственного риска;

• стратегия финансирования программы;

• организация центра по разработке и реализации программы.

Для становления и развития продовольственного рынка алмазодобывающей промышленности нужно использовать экономический механизм государственного регулирования в виде финансово-кредитной системы. Для этой цели необходимо:

• реструктуризировать долг товаропроизводителей в рамках условий по дальнейшему ведению финансово-хозяйственной деятельности;

• внедрить механизм взаиморасчетов между продавцами и покупателями по основным продуктам питания;

• куплю-продажу сельскохозяйственного сырья осуществлять через уполномоченные государственные организации;

• использовать субсидии на договорной основе. При этом основными принципами ценового

регулирования рыночных отношений будут:

• минимальные гарантированные закупочные цены;

• минимизация производственных издержек;

• установление нормативов торговой наценки на продукты первой необходимости;

• наличие системы гарантированных цен при закупке продукции для государственных и социальных нужд;

• ценовое регулирование материально-технических ресурсов.

В развитии аграрного сектора экономики группы районов Западной Якутии необходимо учитывать наличие достаточно благоприятных условий для сбыта произведенной в хозяйствах продукции — близость крупной алмазодобывающей промышленности — потребителя продовольствия. Между тем Мирнинский район, обеспечивая за счет собственного аграрного сектора потребности населения в мясе примерно на 8,2 %, молоке — на

44, овощах — на 36,3 %, ориентирован на завоз продовольствия из других регионов России и зарубежья.

В настоящее время близлежащие районы имеют достаточный объем производства для самообеспечения и на поставку сельскохозяйственной продукции в города и рабочие поселки алмазодобывающей промышленности. Так, Сунтарский, Нюрбинский и Верхневилюйский районы могут реализовать излишки мяса на продовольственные рынки Мирнинского района. Молоко могут поставлять Сунтарский, Нюрбинский, Вилюйский, Верхневилюйский и Кобяйский районы, овощи и картофель — Ленский, Сунтарский, Кобяйский и Нюрбинский районы.

Уровень развития продовольственного комплекса отдельных районов региона различен. Имеются специфические особенности его размещения и организационных форм. Это вызвано рядом причин: наличием земель для сельскохозяйственного использования, степенью хозяйственного освоения территории, составом промышленных объектов, системой расселения и др.

В отраслях животноводства сельского хозяйства в районах Западного округа за 2000—2007 гг. общий спад поголовья крупного рогатого скота составил более 17,2 %, свиней — 45,9, птицы — 33,2 %, рост наблюдается только по лошадям — на 10,8 % (рис. 1). В этом плане Мирнинский район отстает от средних показателей по Западной Якутии в целом. Так, частный сектор района за этот период времени произвел продукции животноводства: 32,6 % мяса, 25,1 молока и 1,0 % яиц от общего объема произведенной продукции по району.

Тенденция снижения также наблюдается и в производстве сельскохозяйственной продукции за 2000—2007 гг. Так, по молоку снижение составило 17,6 %, картофелю — 25,5, зерну—64,1 %, рост только по мясу — на 11,7 % и овощам — на 15,9 % (рис. 2).

Прогнозировать развитие сельскохозяйственных предприятий в количественном отношении в столь неустойчивое время очень трудно. Но все же некоторые предположения должны быть, на наш взгляд, обоснованы. Первое предположение сводится к тому, что сельскохозяйственные предприятия в том или ином виде сохранятся. Рассчитывать только на личные подсобные хозяйства, а тем более на фермерские, нельзя, по крайней мере, в обозримом будущем.

Второе предположение относится к прогнозу общей траектории развития сельскохозяйственных предприятий до 2010 г. Базовым факторам

Птица

Лошади

1

Крупный рогатый скот

X

□ 2007 г.

□ 2006 г. ■ 2005 г.

□ 2000 г.

Рис. 1. Динамика поголовья сельскохозяйственных животных в районах Западной Якутии

производства на этих предприятиях, таким как плодородие земель, качественный состав стада животных, материально-техническое оснащение и отношение людей к труду, имуществу и так далее, за последние годы нанесен такой удар, что потребуется, возможно, не одно, а два—три пятилетия, чтобы восстановить существовавший до начала реформ уровень производства.

По самой оптимистической оценке (максимальный вариант), развитие производства сельскохозяйственной продукции предусматривается в таком темпе, при котором через 10 лет, т. е. к 2010 г., на сельскохозяйственных предприятиях будет восстановлен уровень 1990 г. Это означает, что за этот срок нужно почти удвоить производство, увеличивая его каждый год в среднем примерно на 7 %.

Конечно, это чрезвычайно высокий темп роста. Исходя из средней оценки (радикальный вариант), восстановление уровня 1990 г. станет возможным за 15 лет, т. е. до 2015 г., а из пессимистической (эволюционный вариант) — более чем за 15 лет, т. е. за пределами 2015 г. при среднегодовых темпах

Количество продукции, т 70000

Картофель

Овощи

Зерно

Рис. 2. Динамика производства сельскохозяйственной продукции в районах Западной Якутии

прироста соответственно 5,7 и 3,5 %. При этом по всем трем вариантам предполагается до 2015 г. равномерный рост производства.

В условиях рыночных отношений развитие сельскохозяйственных предприятий будет определяться двумя основ-

Поголовье

0 ными факторами: платежес-

пособным спросом населения на продовольствие местного производства и конкурентоспособностью собственных производителей по отношению к производителям из других регионов. Прогноз по поводу первого фактора для населения алмазодобывающей промышленности должен быть благоприятным, ибо в перспективе предполагается интенсивное освоение территории алмазодобывающей провинции, а отсюда и рост уровня доходов населения.

С большой долей вероятности можно считать, что рост платежеспособного спроса населения на продовольствие будет обращен в первую очередь на продукты, необходимые для жителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Среди них одно из первых мест принадлежит свежим овощам и диетическим яйцам, что создает благоприятные условия для организации в регионе тепличных хозяйств и птицефабрик для снабжения населения продукцией.

Для того чтобы иметь эффективное производство в суровых условиях Крайнего Севера, отвечающее требованиям рыночных отношений, сельскохозяйственным товаропроизводителям нужно будет в среднем надаивать 2 000—3 000 л молока на 1 корову в год, иметь 500—700 г и более суточного привеса молодняка животных, урожайность зерновых культур 1,2— 1, 8 т/га, картофеля — 15—20 т/га. Одним из основных направлений в аграрной политике, касающихся развития продовольственного комплекса региона, должен стать рост продуктивности животных и урожайности сельскохозяйственных культур.

Следовательно, развитие сельскохозяйственных предприятий и иных форм хозяйствования — строительство тепличных хозяйств, птицефабрик и повышение уровня продуктивности животных, сельскохозяйственных угодий, несомненно, будут способствовать увеличению темпов роста производства в рассматриваемом секторе сельского хозяйства.

0

50000

100000

150000

200000

0

Развитие АПК

В структуре алмазодобывающей промышленности на обслуживающих предприятиях лучше иметь небольшое специальное подразделение по оказанию помощи личным подсобным хозяйствам. Помощь должна быть более разнообразной и масштабной — снабжение кормами, молодняком животных, семенами, малогабаритной техникой, в том числе и для переработки продукции, строительными материалами для строительства помещений для животных, мелиорации и освоения новых земель, выделение льготных кредитов, ветеринарное, агротехническое обслуживание. Вместе с тем активное содействие, в том числе и финансовое, должны оказывать и местные органы власти. Бесспорно, что финансовые и трудовые вложения в развитие личных подсобных хозяйств будут более эффективны, чем в развитие крестьянских, ибо последние создаются «с нуля» и требуют огромных первоначальных затрат. Вложения в личные подсобные хозяйства — вложения, как правило, в расширение уже существующих хозяйств, часть из которых при интенсивной помощи и содействии будет естественным путем превращаться в крестьянские.

Производство местной сельскохозяйственной продукции позволяет определить перспективы обеспечения продуктами населения и, стало быть, объем и структуру необходимого продовольственного завоза Западной Якутии, в том числе Мирнинского района. Для ответа на эти вопросы нужно сопоставить потребность населения в названных продуктах и объем их производства в том виде, в каком они доходят до потребителя. Расчет должен проводиться в килокалориях. Потребность в продуктах питания рассчитывается исходя из численности потребителей и фактических норм потребления по РС (Я).

Для стабильного снабжения населения алмазодобывающей провинции целесообразно принять меры, обеспечивающие своевременное финансирование досрочного завоза продовольствия в полном объеме. Для этого нужно решить финансовые вопросы по следующим направлениям:

• выделение беспроцентной заемной ссуды на закупку продовольствия из федерального бюджета;

• финансирование государственного продовольственного завоза целевыми банковскими кредитами под гарантию Правительств РФ и РС (Я);

• увеличение уровня объема страхового резерва при формировании республиканского и региональных продовольственных фондов для

государственных нужд в объеме не менее 50 % от потребности завоза.

Таким образом, система продовольственного обеспечения — это система взаимосвязанных подсистем, имеющая главной целью надежное (бесперебойное) и достаточное (по медицинским нормам) снабжение населения основными продуктами питания, гарантирующее отсутствие опасности голода или недоедания, а также структурированная по функциональному, организационному, ресурсному и технологическому принципам [1].

Известно, что в 2007 г. индекс цен на реализованную продукцию сельского хозяйства по сравнению с 2002 г. возрос на мясо в 1,7 раза, а по молоку снизился в 3,6 раза, на промышленную продукцию и услуги возрос в среднем в 2—10 раз. Например, на трактор ДТ-75 рост составляет 2,4 раза, автомобиль — 2,1, сельхозмашину — 10,1, минеральные удобрения — 1,8 раза. В этих условиях, если сельский товаропроизводитель увеличивает объем производства продукции, он получает больший убыток. Тем самым ему невыгодно повышать объем производства продукции. В связи с этим большинство хозяйств республики сократили обновление парка тракторов, сельхозмашин и использование минеральных удобрений, а также значительно меньше стали строить производственные объекты. Практически не проводятся мероприятия по повышению плодородия почв.

Из изложенного следует, что для решения продовольственного обеспечения алмазодобывающего региона можно выделить следующие пути выхода из создавшегося положения:

• государственное регулирование и поддержка товаропроизводителей всех форм хозяйствования через экономические механизмы, такие как: страхование будущего урожая и живности; выплата компенсаций и дотаций на производство приоритетных видов сельскохозяйственной продукции; установление оптимального уровня закупочных цен; целевое кредитование на строительство жилых и производственных помещений, покупку машин и оборудования; гарантированные выплаты за сданную продукцию по ежегодно согласуемым ценам; субсидии на транспортировку кормов и сельскохозяйственной продукции;

• обеспечение местных товаропроизводителей долгосрочными кредитами, в том числе товарными; предоставление оборудования и машин через лизинг на льготных условиях; использование механизма залоговых операций, в том

числе под будущий урожай и сельскохозяйственную продукцию;

• экономическая оптимизация численности поголовья сельскохозяйственных животных и птиц в соответствии с фактическим объемом кормовой базы;

• модернизация перерабатывающих предприятий и внедрение новых технологий переработки сельскохозяйственной, рыбной и промысловой продукции;

• внедрение наиболее экономически адаптированных форм хозяйствования в рыночных условиях, включая государственное унитарное предприятие (ГУП), муниципальное унитарное предприятие (МУП), сельскохо-

зяйственный производственный кооператив (СХПрК), сельскохозяйственный потребительский кооператив (СХПоК), крестьянское хозяйство (КХ) и личное подсобное хозяйство (ЛПХ).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дарбасов В. Р. Продовольственное обеспечение Якутии: теория, опыт, проблемы. /В. Р. Дарбасов, А. Г. Никифоров. — Новосибирск: Наука. 2007. - 212 с.

2. Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия): Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) . — Якутск. 2008 — 151 с.

Реклама в журналах Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

Мы гарантируем Вам:

S Оперативное размещение S Гибкую систему скидок S Индивидуальный подход S Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: S самые низкие цены

S Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и сНГ S Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки S Высокая эффективность рекламы проверена временем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.

Тел./факс: (495) 621-69-49, http: www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 E-mail: post@fin-izdat.ru

(495)621-72-79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.