Научная статья на тему 'Актуальные задачи интеграции аграрного сектора экономики в связи с реализацией мегапроектов в республике Саха (Якутия)'

Актуальные задачи интеграции аграрного сектора экономики в связи с реализацией мегапроектов в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
42
4
Поделиться
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / МЕГАПРОЕКТ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / АГРАРНЫЙ / СЕКТОР / MEGA PROJECT / STATE REGULATION / AGRO SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Дарбасов B.Р., Турантаев C.Г.

В статье рассматриваются основные проблемы интеграции аграрного сектора экономики с транспортным и промышленными комплексами в Республике Саха (Якутия), в связи с реализацией мегапроектов в республике. Авторы отмечают, что опыт реализации единичных совместных проектов крупных компаний, осваивающих минерально-сырьевые ресурсы, с аграрным сектором должен быть принят на практике других компаний.In article are reviewed major problems of agro sector integration with transport and industry in connection with mega projects implementation in the Republic of Sakha (Yakutia). The authors noted that knowledge and experience of implementing separate joint projects of large mining companies together with an agro sector should be used in practice by other businesses.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Дарбасов B.Р., Турантаев C.Г.,

Текст научной работы на тему «Актуальные задачи интеграции аграрного сектора экономики в связи с реализацией мегапроектов в республике Саха (Якутия)»

Развитие АПК

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ИНТЕГРАЦИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В СВЯЗИ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ МЕГАПРОЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

B. Р. ДАРБАСОВ,

доктор экономических наук, профессор, заместитель директора института

C. Г. ТУРАНТАЕВ, кандидат экономических наук,

старший научный сотрудник Институт региональной экономики Севера

Как известно, вопросы реализации мегапроек-тов рассматривались в последние годы в основном представителями министерств и ведомств, крупных инвестиционных компаний страны и региона с позиций их технико-экономического обоснования и реализации (стоимость их превышает 1 млрд долл. США). Поэтому на сегодня особую актуальность приобретают изучение проблем интеграционных процессов проектов с отраслями экономики и социальной сферой республики. Они включают в себя совокупность отношений строящихся объектов с весьма ранимой окружающей средой, новейшей техникой и технологиями, институциональными структурами и человеком, в частности. В методологическом отношении исследование любой проблемы в процессе ее формирования — это, прежде всего, своевременное выявление ее внутренних противоречий как источника дальнейшего успешного развития.

Создание условий для свободного развития человека, обеспечивающих достойную жизнь, является конституционным требованием. Следовательно, это положение должно определять цель и задачи реализации мегапроектов и приоритеты социальной политики государства. Данные положения зафиксированы в Конвенции 117 «Об основных целях и нормах социальной политики», принятой еще в 1962 г. Международной организа-

цией труда (МОТ). В ней записано, что «... всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развития населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу», «... повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития».

К сожалению, в результате реализации «Президентской программы социально-экономического развития села РС (Я) на 2002—2006 гг.» и национального проекта «Развитие АПК» не только не был улучшен уровень благосостояния, уровень жизни населения села, а, наоборот, — допущен рост разрыва в уровне жизни между сельским и городским населением [1]. Так, по данным социологических исследований, доказано, что жилищная проблема стоит перед 61 % сельских семей, которые в той или иной степени не удовлетворены жилищными условиями, при этом каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии. В этой связи нами проведены научно-экспертный анализ и оценка отдельных направлений и параметров развития сельского хозяйства республики в свете реализации мегапроектов до 2020 г. По данным органов Госкомстата за 9 мес. 2008 г., сохраняется территориальная дифференциация среднедушевых денежных доходов населения (разница достигает почти 4- и 5-кратного размера).

Наибольший размер денежных доходов приходится на районы, ориентированные на добычу полезных ископаемых — Мирнинский и Анабарский районы (более 27 тыс. руб. в мес.), а также города Нерюнгри и Якутск (20—22 тыс. руб.). Наименьшие размеры денежных доходов отмечены в сельскохозяйственных районах — Намском, Мегино-Кангаласском, Горном, Хангаласском, Верхневилюйском, Амгин-ском (от 7,0 до 9,0 тыс. руб. в мес.).

По статистическим данным 2007 г., уровень занятости населения в сельской местности сохранялся на уровне 89,5 %, что ниже уровня в городской местности на 4,6 %. При этом среди молодежи и среднего возраста отклонение достигает 8 %. В основной части сельского жилищного фонда отсутствуют элементарные коммунальные удобства. Водопроводом оборудовано 6 % сельского жилищного фонда, центральным отоплением — 41 % (с учетом автономного отопления помещений), канализацией — 5 %, горячим водоснабжением — 5 % площади сельских жилых помещений.

Главные проблемы транспортного обслуживания сельского населения республики обусловлены слабым развитием наземных коммуникаций. При этом более 90 % территории республики имеет сезонную транспортную доступность. Почти 88 % объема производства товаров и услуг находится в районах, обслуживаемых сезонными путями сообщений и видами транспорта. Лишь 15 % населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения. Основной объем грузов в республике перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте республики составляет 43—46 %.

С приходом железной дороги количество населения увеличится и даже в прилегающих станциях будут работать от 3 до 5 тыс. чел. (в том числе сельское население) и, чтобы удовлетворить спрос на продукты питания, придется большую часть продовольствия завозить из-за пределов республики. Однако рост местного производства продовольственных товаров в прилегающих территориях строительства и эксплуатации железной дороги должен происходить за счет расширения объемов и ассортимента продукции, в том числе молочной, рыбной и мясной, кондитерских и макаронных изделий, выпуска минеральной и чистой воды, безалкогольных напитков, а также создания непосредственно в них перерабатывающих производств малой мощности. При этом в создании рынка сбыта местной сельскохозяйственной продукции требуется государственная поддержка,

которая хотя бы на первых порах должна твердо гарантировать сбыт до 70 % реализуемой продукции через государственный заказ. Государственный заказ следовало бы формировать на двух уровнях: через республиканский фонд для поставки в промышленные центры и города; через улусные фонды для удовлетворения потребностей населения и государственных детских, медицинских и других учреждений на местах. При такой схеме сбыта сельскохозяйственной продукции Правительство республики ежегодно должно определять перечень и объемы ее заготовок, поставок в республиканский фонд, а также по предложениям местных органов власти в улусные фонды.

Положительными последствиями строительства железной дороги до г. Якутска станут благоприятные условия для удешевления завоза грузов, развития внешнеторговой деятельности и экспортных возможностей республики. В то же время, строительство железной дороги, несомненно, повлечет за собой ряд последствий в социально-экономическом развитии улусов, прилегающих к ее территории. К ним, прежде всего, относятся Амгинский, Хангаласский и Мегино-Кангаласский улусы, где на начало 2008 г. проживают 82,4 тыс. чел. (8,7 % от всего населения республики), в том числе сельского — 62,1 тыс. чел. (18,6 %).

По государственной целевой программе, железная дорога до пос. Нижний Бестях должна дойти в 2012—2013 гг. Однако строительство совмещенного железнодорожного моста через р. Лена, возможно, начнется в 2012 г. В дальнейшем имеется план продолжения строительства железной дороги до берегов Тихого океана, и она пройдет по территории Мегино-Кангаласского, Чурапчинс-кого, Таттинского, Томпонского и Оймяконского районов. До 2010 г. железная дорога должна подойти к р. Лена в районе с. Кердем Хангаласского улуса, где будет построен временный грузовой терминал. В пос. Нижний Бестях будет построена железнодорожная станция на 9-м км автодороги Нижний Бестях — Майя, здесь же будут: вокзал, депо, жилой квартал, базы и склады для поступающих грузов. По прогнозным расчетам, в пос. Нижний Бестях в 2011 г. будет проживать 14,0 тыс. чел., а в 2020 г. — 20 тыс. чел.. Согласно проекту от с. Кердем до пос. Нижний Бестях будет построено около 30 мостов через реки и речки, 15 переходов для автомобильного транспорта, места для перехода скота, лошадей и диких животных.

Основной принцип обеспечения республики — это досрочный завоз продовольственных и

непродовольственных грузов, в зависимости от географического расположения районов и климатических особенностей навигации судоходных рек. Пропорции снабжения были, главным образом, смещены в сторону поставок извне в силу состояния экономики и стоящих перед нею задач развития народного хозяйства и промышленного освоения природных богатств. Традиционно рынок товаров и услуг республики обеспечен на 70—80 % и формировался за счет ввоза продукции и товаров из-за пределов республики, 20—30 % занимала продукция местного производства. Специфика республики диктует необходимость ежегодного завоза основной массы продовольствия в навигационный период, что связано со сложной транспортной схемой и бездорожьем. Из этого следует, что от навигации до навигации должно остаться минимальное количество продовольственных ресурсов на определенное количество дней. Продвижение товарных ресурсов до потребителей республики в среднем составляет 220—260 суток, а для ряда северных районов доставка грузов длится более года. Это вынуждает содержать межсезонные запасы товарных ресурсов, стоимость которых оценивается в миллиарды рублей, требующих соответствующего кредитного обеспечения. Поэтому на экономику всегда большое давление оказывает кредитоем-кость завоза грузов [3].

В перспективе будут пересматриваться нормативы страховых переходящих запасов, утвержденных Министерством экономического развития и торговли России. По старым нормативам, в среднем по республике груз мог лежать 260 дней (в Якутске — 90 дней, в южном регионе — 60 дней, а на севере — 180 дней). В Правительстве РС (Я) рассматриваются процессы оптимизации завоза продовольствия. В связи с приходом железной дороги в г. Томмот заречные и приалданские улусы будут переведены на круглогодичную схему обеспечения. Тариф доставки грузов автотранспортом будет выше на 5 — 10 % и это позволит снизить на полтора-два месяца товарные запасы, отвлечение государственных денежных средств на завоз, расходы по хранению и содержанию.

Перевозка грузов со ст. Беркакит до ст. Алдан (280 км) автотранспортом в 2007 г. обходилась в 529 руб. за т, а железной дорогой (270 км) — 254 руб. за т. При переключении перевозок с автомобильного на железнодорожный транспорт общий тариф в центральные и заречные улусы уменьшается на 1,5—2,0 %. В случае перевозки грузов по железной дороге до г. Томмот уменьшение достигает 2,0 % и

более. Вместе с тем республика не может полностью обеспечить себя всеми продуктами питания, так как местное производство может только частично обеспечить продовольственный рынок по 6-7 наименованиям. В целом, формирование основных продовольственных ресурсов республики осуществляется за счет завоза и только по некоторым видам продовольствия (мясо, молоко, картофель, овощи) частично удовлетворяет свои потребности. Хотя и здесь доля завозимой продукции будет увеличиваться. Таким образом, по структуре формирования и использования ресурсов мяса и молока можно сделать вывод, что за последние годы местное производство мяса и молока увеличивается, а доля завоза этих продуктов из года в год колеблется.

В связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) продовольственный рынок ее регионов будет открыт для сельскохозяйственных товаров членов ВТО. Это непосредственно скажется на цене сельскохозяйственной продукции отечественного товаропроизводителя и на ее неконкурентоспособности. Местным товаропроизводителям весьма сложно будет конкурировать с более дешевым товаром зарубежных сельскохозяйственных товаропроизводителей. В связи с этим необходимо усиление деятельности надзорных контролирующих структур (таможни, санэпиднадзора и др.) по недопущению поступления на рынок продовольствия, хоть и дешевой, но не вполне доброкачественной продукции из-за пределов республики. Следует отметить, что интенсивность мировой торговли сельскохозяйственной продукцией определяется активностью как импортеров, так и экспортеров. При этом наличие спроса со стороны регионов, как Якутия, со значительным дефицитом продукции определяет стремление удовлетворить этот спрос за счет стран с экспортными потенциалами, например стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в частности Китая. Для республики большое значение имеет устойчивость функционирования традиционных отраслей животноводства, таких как табунное коневодство, северное оленеводство, охотничий и рыбный промыслы. Этим отраслям должна оказываться существенная поддержка со стороны государства. Она призвана защищать отечественных производителей от чрезмерных поставок аналогичных продуктов путем введения повышенных пошлин и акцизов, а с другой стороны, способствовать ввозу в республику недостающих товаров за счет установления льгот и привилегий по платежам.

Освоение Чаяндинского месторождения нефти и газа в Ленском улусе является одним

из основных мегапроектов, которые будут реа-лизовываться в РС (Я). Комплексное развитие территории предполагает равномерное развитие всех жизнеобеспечивающих отраслей, в том числе таких как агропромышленный комплекс. В связи с этим Министерство сельского хозяйства РС (Я) разрабатывает проект строительства агропромышленного комплекса в пос. Витим Ленского района. Ориентировочная стоимость реализации проекта составит 1 млрд руб. Проект предполагает строительство животноводческого комплекса на 200 голов, пищекомбината, свинофермы на 66 свиноматок, птицефермы на 10 тыс. кур-несушек, хозяйственного блока, административного здания с санпропускником, ветеринарного пункта, тепличного комплекса, овощехранилища на 500 т и животноводческого комплекса для откорма молодняка крупного рогатого скота в с. Толон. Кроме этого, запланировано строительство агрогородка, где будут проживать работники комплекса со своими семьями, планируется привлечение молодых специалистов.

Основная цель интеграции аграрного сектора с промышленными отраслями — увеличение доходности субъектов агропродовольственного сектора за счет обеспечения местной сельскохозяйственной, промысловой продукцией, готовыми потребительскими товарами потребности работников промышленных компаний, добывающих природные ресурсы (алмазы, нефть, газ, уголь и т. д.), а также населения промышленных районов республики. А основной задачей для достижения цели является формирование новой агропродо-вольственной региональной политики для обеспечения местной продукцией промышленных районов республики.

Для решения поставленных задач должны быть приняты следующие меры:

• создание холдинговой компании для сбыта местной сельскохозяйственной, промысловой продукции, готовых потребительских товаров с участием промышленных компаний и глав муниципальных районов (гг. Мирный, Ленск, Нерюнгри, Алдан);

• предоставление бюджетных субсидий подсобным хозяйствам промышленных компаний, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, предусмотренных в мясомолочном скотоводстве, табунном коневодстве и растениеводстве;

• создание условий планового проведения ежегодных выставок и ярмарок сельскохозяйс-

твенной и пищевой продукции в промышленных центрах, рабочих поселках и городах; • техническое оснащение и перевооружение на основе лизинга, развитие информационно-консультационного обеспечения подсобных хозяйств компаний.

Интеграция промышленных компаний с сельскохозяйственным производством становится все более реальным и актуальным процессом в возрождении сел республики. Так, положителен опыт интеграции сельскохозяйственного производства с алмазодобывающей компанией ОАО «Алмазы Ана-бара». Компания успешно реализовала совместный проект в Олекминском улусе, где на ее средства был построен пищекомбинат, выпускающий более 20 наименований молочной продукции, в том числе известный за пределами улуса сыр «Олекминский». При содействии компании в улусе намечается строительство современного животноводческого комплекса и цехов по переработке сельскохозяйственной продукции. В дальнейшем компания планирует расширить интеграционные процессы в других приленских и заречных улусах республики (строительство пищекомбинатов в г. Покровске, перерабатывающих цехов в селах Хангаласского улуса и т. д.). Изучив опыт работы компании ОАО «Алмазы Анабара» в сельскохозяйственном производстве, свое участие в развитии села принимает компания ОАО «Нижне-Ленское». В ее планах намечается широкая инвестиционная программа помощи ближайшему к г. Якутску крупному сельскохозяйственному району республики Мегино-Кангаласскому улусу. Планируется строительство сельскохозяйственных объектов в с. Чюйя и Тумул, оптово-розничный рынок в пос. Нижний Бестях, в Телигинском наслеге введут в строй новый животноводческий комплекс. Таким образом, благодаря таким интеграционным процессам в вышеописанных улусах налаживается полный цикл производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции [2].

Обеспечению эффективности экономических механизмов развития агропромышленного комплекса (АПК), внедрению новых форм финансового обеспечения территорий ведения сельского хозяйства будет способствовать разделение улусов региона, занятых сельским хозяйством, на зоны влияния промышленных предприятий. Условно республика разделена на следующие 5 зон (см. таблицу).

В целях стимулирования интеграции промышленных предприятий с сельскохозяйственным производством предусматривается субсидирование части затрат по уплате процентов по банковским

Зоны влияния промышленных предприятий

Порядковый номер Предприятие Зона влияния

1. АК «АЛРОСА» Сунтарский, Нюрбинский, Верхневилюйский, Ви люйский, Мирнинс-кий, Кобяйский, Оленекский, Ленский, Намский, Среднеколымский, Абыйский, Момский, Эвено-Бытантайский, Верхнеколымский, Булунс-кий, Аллаиховский, Жиганский улусы

2. ОАО «Сургутнефтегаз» Чурапчинский, Мегино-Кангаласский, Усть-Алданский, Верхоянский, Амгинский, Горный, Томпонский улусы

3. ОАО «Алмазы Анабара» Анабарский, Олекминский, Хангаласский улусы

4. ОАО ХК «Якутуголь» Таттинский, Усть-Янский улусы, гг. Нерюнгри и Якутск с пригородами

5. Золотодобывающая промышленность Оймяконский, Усть-Майский, Алданский, Нижнеколымский улусы

кредитам, привлекаемым инвесторами на строительство объектов сельхозпроизводства. Для организации работы в данном направлении совместно с Департаментом по вопросам местного самоуправления республики проводятся деловые встречи, круглые столы муниципальных районов, поселений с руководством промышленных предприятий [5]. В процессе интеграции с сельскохозяйственными товаропроизводителями промышленным организациям предлагаются следующие варианты участия в качестве инвесторов в сельскохозяйственном производстве:

• выкуп имущественного комплекса в процедуре банкротства (покупка бизнеса) на примере ОАО «Аламазы Анабара», ОАО «Нижнеленское»;

• выкуп акций (долевое участие) в акционерном обществе, выкуп доли в (вкладочном) капитале обществ с ограниченной ответственностью, занимающихся сельскохозяйственным производством;

• участие в форме ассоциированного членства в сельскохозяйственных кооперативах или перерабатывающих предприятиях;

• на основе инновационных проектов создание и организация крупного товарного производства с последующей передачей в аренду [5].

В современном мире бурно идет процесс урбанизации. Происходит переселение людей в города и промышленные центры, где значительно выше уровень жизни, развита система культуры, искусства и образования. Следует признать, что в республике с каждым годом увеличивается число учебных заведений профтехобразования, среднетехнических учреждений, в которых можно получить необходимую востребованную профессию и рабочую специальность. Поэтому сельской молодежи необходимо идти работать в отрасли промышленности, транспорта, торговли, строительства,

связи и др. На селе должна развиваться местная промышленность, финансовые институты, банковские системы, негосударственные пенсионные фонды, добровольные страховые компании, что также даст возможность существенно привлекать или оставлять финансовые средства на местах.

Результаты исследования говорят о следующем. Несмотря на усилие единичных компаний, в руководстве которых имеются местные представители, все еще остается проблема игнорирования остальными социальной ответственности и компенсации за освоение недрами и природными богатствами, как принято в мировой практике. В связи с этим необходимо на законодательном уровне принять нормативно-правовые положения, регулирующие настоящий пробел.

Усилия региональных органов власти по защите собственного интереса, между тем, ограничены в жестких рамках федеральной политики, что приводит к декларативности основного программного документа — «Схема 2020». На сегодня на организационно-практическом уровне должны быть определены четкие механизмы интеграции села с промышленными отраслями и зонами промыш-ленно-энергетического комплекса республики.

Исследования по организационно-интеграционной системе отраслей экономики показывают, что многие задачи ресурсного обеспечения АПК и села в целом касаются проблемы урегулирования, в большей степени, федеративных отношений субъектов с центром, субъектов с компаниями; и в меньшей степени — к системной административно-территориальной проблеме. По опыту развитых стран и существующей экономической оценки, сельское хозяйство должно считаться стратегическим и дотационным и этот постулат не должен быть проигнорирован руководством добывающих сырьевых компаний.

Поступления налогов в бюджет субъекта должны быть пересмотрены в новом договоре о разграничении прав и полномочий между федеральным центром и республикой — срок старого давно истек.

Следует добавить также, что нужен особый порядок распоряжения недрами в рамках реализации мегапроектов. Не секрет, что сегодня многие решения, которые принимаются Министерством природных ресурсов и иными органами государственной власти по части распоряжения недрами, не совпадают по времени, по намерениям с тем, что прописано в инвестиционных проектах. Отсюда ясно, что частно-корпоративные интересы в сфере освоения природных ресурсов страны должны регулироваться институционально, под общественным контролем и нести социальное бремя, образуя целевые фонды. Только такой механизм может создать нормальное жизнеобеспечение и жизнедеятельность на селе и стать основным источником финансирования сельского хозяйства регионов России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Егоров Е. Г., Дарбасов В. Р. Аграрная экономика Севера: ФГНУ «Институт региональной экономики Севера». — Якутск: Компания «Дани Алмас». 2008. — С. 152—164.

2. Газета «Якутия» от 25.11.08 г. С. 3.

3. Дарбасов В. Р., Никифоров А Г. Продовольственное обеспечение Якутии: теория, опыт, проблемы. — Новосибирск: Наука. 2007. — 212 с.

4. Дарбасов В. Р., Турантаев С. Г., Никифоров А. Г. Интеграционные перспективы развития села и АПК с промышленным, транспортным и энергетическим комплексом Якутии до 2020 года. // Материалы научно-практ. конф. «Долгосрочная стратегия развития российского Дальнего Востока» от 4 декабря 2007 г. — Хабаровск. 2007.

5. План действий органов государственной и муниципальной власти по реализации Концепции развития местного самоуправления в РС (Я) на 2008—2015 гг.

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 е-таИ: post@fin-izdat.ru