Научная статья на тему 'О проблемах продовольственного обеспечения Южной Якутии'

О проблемах продовольственного обеспечения Южной Якутии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
213
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дарбасов В. Р., Никифоров А. Г.

Рассмотрены современное состояние, тенденции формирования и перспективы развития продовольственного обеспечения населения южных районов Якутии, в связи с реализацией мегапроектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемах продовольственного обеспечения Южной Якутии»

РАЗВИТИЕ АПК

О ПРОБЛЕМАХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ

В. Р.ДАРБАСОВ,

доктор экономических наук, профессор, заместительдиректора по науке тел. (411) 2-36-38-04

А. Г. НИКИФОРОВ,

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник отдела научной социально-экономической экспертизы E-mail: [email protected] Институт региональной экономики Севера

Рассмотрены современное состояние, тенденции формирования и перспективы развития продовольственного обеспечения населения южных районов Якутии, в связи с реализацией мегапроектов.

Ключевые слова: продовольственное обеспечение, агропромышленная интеграция, интенсификация производства, государственное регулирование.

В условиях реализации «Схемы развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г.» и мегапроектов в Южной Якутии должны произойти процессы агропромышленной интеграции, которые будут способствовать постепенному преодолению относительной социальной обособленности якутского села. В условиях инновационного развития экономики это находит практическое воплощение в превращении сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального, в сближении совокупности условий труда и жизни в городе и на селе, профессиональной и социальной структур работников города и села. В этих условиях «...возникает объективная необходимость качественно нового подхода к развитию кооперации и интеграции в АПК, эффективном государственном регулировании данных процессов» [2].

Научные исследования показали, что необходимость более полного и разностороннего использования сельского потенциала, возрастание ценности фактора живой природы, расширение интеграционных процессов между городом и селом дают основание для вывода об относительном характере выравнивания условий труда и жизни в городе и селе. Речь идет не о создании одинаковых форм организации жизнедеятельности в городе и селе, а достижении совокупности социально равных условий труда и жизни городского и сельского населения на основе компенсации преимуществ того или другого. Так, ряд преимуществ, присущих крупным городам (близость разнообразных социально-культурных центров, более широкий выбор сфер приложения труда и т. д.), может быть компенсирован преимуществами села (например более широкими возможностями связи с живой природой, охотой и рыбалкой, отдыхом) или улучшением существующих условий (например созданием более благоприятных жилищных условий, электро-, газоснабжением, чистой водой и т.д.). Однако такая компенсация возможна и действенна лишь при условии эффективных связей между городом и селом, обеспечивающих использование сельским населением потенциалов городов, а го-

родским населением — продовольственного снабжения сельских жителей, прежде всего местных товаропроизводителей.

Положительными последствиями строительства железной дороги до г. Якутска станут благоприятные условия для удешевления завоза материально-технических и продовольственных ресурсов, развития внешнеторговой деятельности и экспортных возможностей республики. В то же время строительство железной дороги, несомненно, повлечет за собой ряд последствий в социально-экономическом развитии городов и улусов, прилегающих к ее территории. К ним, прежде всего, относятся г. Нерюнгри с подчиненными территориями, Алданский, Олек-минский, Хангаласский, Мегино-Кангаласский улусы и г. Якутск с подчиненными территориями, где на 01.01.2009 проживают 504,0тыс. чел., или 53 % от всей численности населения республики, в том числе сельского — 77,7тыс. чел. (23,6%). По статистическим данным на начало 2009 г., на долю Нерюнгринского и Алданского районов Южной Якутии приходится 1 245га, или 3,6% посевных площадей всех сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий; из них на картофель — 886га - 12,1%; овощи - 109,5га - 6,4%. Валовой сбор картофеля составил 4 900 т, или 6,6 %; овощей — 798 т, или 2,6%. Поголовье сельскохозяйственных животных составило: крупного рогатого скота — 747 голов, или 0,3 % от численности поголовья всех сельскохозяйственных животных (в том числе коров — 370 голов); свиней — 4 075 голов, или 14,6%; лошадей — 602 гол. — 0,4%; оленей — 19 217 голов, или 10,1 % и птицы — 205,7тыс. голов, или 26,9%. Производство основных продуктов животноводства составило: мяса (скот и птица на убой в живой массе) — 594 т, или 1,6%; молока — 1 005 т — 0,5%; яиц - 41 454тыс.шт. - 34,2% (рис. 1).

Наиболее освоенными в сельскохозяйственном отношении являются центральные, заречные и вилюйские группы улусов и пригороды г. Якутска. В южных районах республики, относящихся к зоне влияния железной дороги, располагающих достаточно крупными земельными ресурсами, отрасли растениеводства и животноводства развиты слабо. Несмотря на это, для создания собственной продовольственной базы южная часть республики не располагает достаточными сельскохозяйственными угодьями. Так, на долю южных районов приходится всего 2 тыс. га пашни, или 1,9%; 4,5 тыс. га сенокосов (0,6%); 5,1тыс.га пастбищ (0,6%). Распределение земель сельскохозяйственного назначения районов Южной Якутии представлено в табл. 1.

г

г

Рис. 1. Производство сельскохозяйственной продукции

в южных районах республики за 2008 г.: а — валовой сбор картофеля; б — валовой сбор овощей; в — производство скота и птицы на убой; г — валовой надой молока; д — производство яиц

Всего по РС(Я),

районы

Всего по РС(Я}, 97

Всего

по РС(Я),

98,4%

Южные

районы

Южные районы, 0,5%

Таблица 1

Распределение земель сельскохозяйственного назначения в Южной Якутии на 1 января 2009г.,га [4]

Показатели Площадь сельскохозяйственных угодий В том числе

Пашни Сенокосы Пастбища Залежи Многолетние насаждения

Всего по РС (Я) 1 638 612 102 457 718 308 794 962 21 876 1 009

По зоне 11 597 1959 4 547 5 091 - -

Доля зоны в % 0,7 1,9 0,6 0,6 - -

Алданский 9 297 1 859 4 547 2 891 - -

Г. Нерюнгри с п. т. 2 300 100 - 2 200 - -

Поэтому наряду с вовлечением в сельскохозяйственный оборот новых территорий особое внимание должно быть уделено вопросам интенсификации использования ресурсов в районах старого освоения, например пригородных зон городов Алдан, Нерюнгри, Якутск и центральных районов республики.

По расчетам авторов, за последние три года потребление надушу населения продуктов местного производства остается на крайне низком уровне: по мясу — колеблется от 2,5 кг в 2006 г. до 2,3 кг в 2008г.; молоку, от 5,9кг до 6,6 кг; картофелю — от 18,3 до 20,2 кг; овощам — 6,0 кг. Только по яйцам потребление превышает норму (213 шт.) — от 297 до 307 шт. Обеспеченность продуктами питания в южных районах в перспективе не претерпит особых изменений, начиная с 2% по молокопродуктам и заканчивая 23% по картофелю, и только по яйцам обеспеченность достигнет 144%. Недостаток в продукции местного производства в будущем будет восполняться за счет завоза из-за пределов республики, а это более 90% по отдельным видам продуктов питания (табл. 2, рис. 2).

Территория Южной Якутии, особенно Алданский район, по сумме тепла и атмосферных осадков наиболее благоприятна для интенсивного ведения сельского хозяйства. Большинство сенокосов относятся к заливным, т. е. к обеспеченным устойчивым увлажнением. Пастбищные угодья также располагают достаточно высоким естественным плодородием. С учетом этого можно достаточно быстрыми темпами развивать отрасли животноводства, такие как мясомолочное скотоводство, а также свиноводство и птицеводство, которые в данное время развиты слабо. Исходя из этого южные районы располагают всеми возможностями для создания собственной продовольственной базы. Все эти мероприятия, безусловно, повлекут за собой капиталовложения в достаточно крупных объемах со стороны республиканских, муниципальных формирований и крупных промышленных предприятий республики, таких как: ОАО «Мечел», ОАО «Эльгауголь», ОАО «Золото Якутии» и др. Ос-

Таблица 2

Потребление и обеспеченность продуктами питания за счет местного производства (в скобках указаны нормы потребления *на душу населения в год)

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Среднегодовая численность населения, чел. 136 000 134 800 133 200

Мясопродукты (33 кг) 2,5 2,3 2,3

Молокопродукты (304 кг.) 5,9 6,4 6,6

Яйца (213 штук) 297 286 307

Картофель (88 кг) 18,3 18,8 20,2

Овощи всего (79 кг) 6,0 5,5 6,0

Обеспеченность за счет местного производства

Мясопродукты, % 8 7 7

Молокопродукты,% 2 2 2

Яйца, % 139 134 144

Картофель, % 21 21 23

Овощи всего, % 8 7 8

Ввоз или вывоз за пределы района

Мясопродукты, т -4 142 -4 135 -4 093

Молокопродукты,т -40 537 -40111 -39 608

Яйцо и яйцепродукты, тыс. шт 11 396,8 9 867,4 12 454,2

Картофель, т -9 473 -9 322 -9 037

Овощи, всего, т -9 926 -9 902 -9 725

* По методике Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия).

# Мясо = Молоко иЯйца Картофель с Овощи

Рис. 2. Обеспеченность местными продуктами питания за 2008 г., %

воение территорий на первом этапе (2009—2011 гг.) будет носить выборочный, очаговый характер. По мере укрепления базы сельского хозяйства постепенно будет расширяться и территория его осво-

ения. Исходя из этого дальнейший поиск земель, пригодных для сельскохозяйственного освоения вблизи основных потребителей продуктов питания, расширение тыловой продовольственной базы, безусловно, дадут возможность сократить долю завозимых продуктов питания.

Как известно, приоритетной задачей экономики республики ежегодно является досрочный завоз продовольственных и непродовольственных грузов, обусловленный ее географическим расположением и климатическими особенностями. Пропорции снабжения были, главным образом, смещены в сторону поставок извне, в силу состояния экономики, а также стоящих перед нею задач развития народного хозяйства и промышленного освоения природных богатств. Традиционно рынок товаров и услуг республики на 80 % и более формировался за счет ввоза продукции и товаров из-за пределов республики, и около 20 % занимала продукция местного производства. Спецификарес-публики диктует необходимость ежегодного завоза основной массы продовольствия в навигационный период, что связано со сложной транспортной схемой, бездорожьем. Из этого следует, что от навигации до навигации должно остаться минимальное количество продовольственных ресурсов на определенное количество дней. Продвижение товарных ресурсов до потребителей республики в среднем составляет 220—260 суток, а для ряда северных районов доставка груза длится более года. Это вынуждает содержать межсезонные запасы товарных ресурсов, стоимость которых оценивается в миллиарды рублей, требующих соответствующего кредитного обеспечения. Поэтому на экономику всегда большое давление оказывает кредитоем-кость завоза грузов.

В перспективе будут пересматриваться нормативы страховых переходящих запасов, утвержденных Министерством экономического развития и торговли России. По нормативам, в среднем по республике груз мог лежать 260 дней (в Якутске — 90 дней, в южном регионе — 60 дней, а на севере — 180 дней). В Правительстве Республики Саха (Якутия) рассматривают процессы оптимизации завоза продовольствия, где в связи с приходом железной дороги в г. Томмот заречные и приалданские улусы будут переведены на круглогодичную схему обеспечения. Тариф доставки грузов автотранспортом будет выше на 5—10 %, но это позволит снизить на полтора-два месяца товарные запасы, отвлечение государственных денежных средств на завоз, расходы по хранению и содержанию. Например, пере-

возка со ст. Беркакит до ст. Алдан автотранспортом (расстояние 280 км) обходится в 529 руб. за тонну, а железной дорогой (расстояние 270 км) — 254 руб. за тонну, разница почти в 2 раза. При переключении перевозок с автомобильного на железнодорожный транспорт общий тариф в центральные и заречные улусы уменьшится как минимум на 1,5—2,0%. В случае перевозки по железной дороге до г. Том-мот уменьшение достигает 2 % и более. Вместе с тем республика не может полностью обеспечить себя всеми продуктами питания, так как местное производство может только частично обеспечить продовольственный рынок по 6—7 наименованиям. В целом же, формирование основных продовольственных ресурсов республики, и в частности южных районов, осуществляется за счет завоза. И только по некоторым видам продовольствия частично удовлетворяет свои потребности (такие как мясо, молоко, картофель, овощи). Хотя и здесь доля завозимой продукции будет увеличиваться, так как в связи с реализацией мегапроектов численность населения увеличится кратно. Таким образом, по структуре формирования и использования ресурсов мяса и молока, картофеля и овощей можно сделать вывод, что за последние годы местное производство мяса и молока, картофеля и овощей увеличивается, а доля завоза этих продуктов из года в год колеблется. К примеру, на начало 2009 г. объемы завоза продовольственных ресурсов в республику по сравнению с той же датой предыдущего года увеличились. При этом более чем в 2 раза увеличились объемы завоза мяса и кондитерских изделий. Так, мяса (включая птицу и субпродукцию 1 категории) завезли 10 822,9 т, колбасных изделий — 253,6, масла животного — 724,9, консервов молочных сухих, сублимированных — 1 784,6, масла растительного — 2 118,7, сахара — 4 092,0, чая натурального — 258,6, макаронных изделий — 1 978,6 т, консервов овощных — 3 161,3 т. у. б., муки — 40 782,0 т, круп — 3 020,1 т, консервов молочных — 862,6 т. у. б., консервов мясорастительных — 141,0 т. у. б., консервов мясных — 1 638,8 т. у. б., сыров жирных (вкл. брынзу) — 306,3 т [3].

Таким образом, северные регионы России завозят из других областей, республик и стран ближнего и дальнего зарубежья 4/5 потребляемого мяса, 60 % молокопродуктов. При реализации «Программы социально-экономического развития села PC (Я) на 2007—2011 гг.» регион сможет за счет собственного производства удовлетворить потребности населения в мясе на 55—60%, молоке — 65—70, картофеле — 80, овощах — 70% [1]. Эф-

фективность вложения финансовых средств в АПК возрастет в два—три раза, что позволит значительно улучшить и качество жизни селян. На сегодня в плане интеграционных связей с дальневосточным регионом республика должна заключить договора на поставки продовольствия и сельскохозяйственной продукции, которой не хватает для нужд местных перерабатывающих предприятий и населения. Республика будет развивать дальнейшие связи с Амурской областью, Еврейской автономной областью, Хабаровским и Приморским краями. В снабжении продовольствием и сельскохозяйственной продукцией эти интеграционные связи с дальневосточными регионами будут играть существенную роль. Одним из мероприятий может стать приобретение в собственность республики Завитинского овощеконсервного завода в Амурской области использование выращенной сои в Амурской области, как компонента для комбикормового завода в с. Хаптагай Мегино-Кангаласского улуса. Задача также стоит в изучении возможностей совместного вылова рыбы в районах тихоокеанского побережья (рис. 3).

В связи с реализацией мегапроектов на территории республики назрела насущная проблема осуществления пилотных проектов в сфере сельского хозяйства по компактной комплексной застройке и благоустройству агропоселков, которая начата на примере пос. Витим Ленского района, в котором будут построены:

• животноводческая ферма на 200 коров беспривязного содержания с полным оборотом стада;

• свиноводческая ферма на 50 основных свиноматок;

• птицеферма яичного направления на 6 тыс. кур-несушек;

• весенне-летние теплицы площадью 1 ООО м2 и пленочные летние теплицы — 1 ООО м2, зимние теплицы — 2000 м2;

• пищекомбинат с кондитерским цехом производительностью 1,5тв сутки;

• цех по розливу безалкогольных напитков;

• молокозавод мощностью 5 т в смену, годовая выработка готовой продукции — 1 622 т;

• котельная производственной зоны — 7,6 МВт;

• гараж на 10 единиц сельскохозяйственной техники с пунктом технического обслуживания.

Рис. 3. Схема поставки сельскохозяйственного сырья и продовольствия в Республику Саха (Якутия) в рамках интеграционных связей с дальневосточными регионами

Ориентировочная стоимость организационных мероприятий и строительства объектов АПК составит 1 240,0 млн руб., в том числе за 2008г. — 310,0; 2009 г.-490,0; 2010 г.-280,0 млн руб. Источники финансирования будут разные: приобретение скота, оборудования на условиях ОАО «РосАгроЛи-зинга», проектные и организационные расходы на средства государственного бюджета республики, долевое участие в строительстве объектов — привлечение банковских кредитов по системе приоритетного национального проекта «Развитие АПК» под активы залогового фонда АПК республики, долевое участие промышленных предприятий, привлечение заинтересованных иностранных инвесторов. Эффект от реализации проекта можно оценить следующим образом: объемы производства молока к 2010 г. увеличатся в 8,3 раза по сравнению с уровнем 2007 г. и составят 680 т, а также позволят повысить рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение в данной отрасли и ввести в эксплуатацию новые мощности. Вместе с тем должны быть продолжены дальнейшие разработки пилотных проектов для аграрного сектора п. Н-Бестях М-Кангаласского улуса, г. Томмот Алданского улуса, с. Кердем Хангаласского улуса.

Эффективность интеграционных процессов сельского хозяйства с промышленно-транспорт-ными формированиями находится в зачаточном состоянии, нет единого подхода перспективного решения этой проблемы, особенно в обеспечении населения продовольствием возникающих новых терминалов и поселков вдоль железнодорожной магистрали. Поэтому интеграционные процессы сами по себе функционируют стихийно, бессистемно, что в свою очередь отрицательно сказывается на результатах работы. Вместе с тем развитие сельского хозяйства в Южной Якутии позволит полноценно обеспечить население продовольственными

ресурсами в полной мере с реализацией следующих

стратегических мероприятий:

• принятие и реализация пилотных проектов в сфере сельского хозяйства по компактной комплексной застройке и благоустройству малых и крупных агропоселков (7—10 ед.) при участии федерального, республиканского, муниципального бюджетов и инвестиций крупных промышленных хозяйствующих субъектов;

• рассмотрение и реализация проекта СибЗНИ-ИСельстроя (г. Новосибирск), разработанного еще в 1980-хгг., по созданию Качикатского агропромышленного узла на правобережье Хангаласского района в связи со строительством железной дороги «Томмот—Кердем». По проекту, данный узел включал свинокомплекс на 84тыс. голов, две птицефабрики (одна — на 500тыс. кур-несушек, другая — на 3,6 млн бройлеров), комбикормовый завод на 1 370 тв сутки, мельничный и мясокомбинаты. Это позволит резко сократить издержки по транспортировке строительных материалов, необходимого количества исходного сырья и готовой продукции. Кроме того, групповое размещение указанных объектов на одной территории позволит значительно сократить расходы на их строительство и эксплуатацию. Такой же узел можно создать и в Мегино-Кангаласском районе вблизи Хап-тагайского комбикормового завода;

• следует уделить особое внимание вопросам интенсификации сельскохозяйственного производства, в первую очередь развитию таких скороспелых отраслей, как свиноводство и птицеводство, а также мясомолочное скотоводство и продуктивное табунное коневодство в районах старого освоения, таких как приго-

родные сельскохозяйственные предприятия г. Якутска, Намского, Хангаласского и Меги-но-Кангаласского улусов;

• необходимо разработать и реализовать государственные целевые программы по линии Министерства сельского хозяйства PC (Я) по освоению новых земель для сельскохозяйственных нужд на 2010—2015 гг. и до 2020 г. для усиления необходимой базы мелиоративных работ, создания новых сельскохозяйственных предприятий и подсобных хозяйств крупных промышленных предприятий.

Список литературы

1. Государственная целевая программа «Социально-экономическое развитие села PC (Я) на 2007-2011 гг.». Якутск, 2006. 110 с.

2. Крюкова O.A. Об интегрировании агропромышленных структур. Научные основы функционирования и управления АПК. Научные труды НАЭКОР. Вып. 6. Т. 1. М: Изд-во МСХА. 2002. 396 с.

3. Социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия), январь—декабрь 2008 года: стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск: Сахаполиграфиздат, 2008. 322 с.

4. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск: Якутский край, 2009. 708 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.