Научная статья на тему 'ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ'

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Арктическая зона РФ / продовольственная безопасность / Северный морской путь / транспортная доступность / Arctic zone of the Russian Federation / food security / Northern Sea Route / transport accessibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевченко Кирилл Владимирович

Проблемы продовольственного обеспечения Арктической зоны и укрепления национальной продовольственной безопасности являются одними из приоритетных направлений развития Российской Федерации. В данной статье рассмотрены особенности развития Арктической зоны, а также трудности, возникающие при реализации государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Food security in the Arctic zone

The problems of food supply in the Arctic zone and strengthening national food security are among the priority areas of development of the Russian Federation. This article discusses the peculiarities of the development of the Arctic zone, as well as the difficulties encountered in the implementation of state policy in the field of food security.

Текст научной работы на тему «ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_25

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ Food security in the Arctic zone ШЕВЧЕНКО Кирилл Владимирович,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: kirill_55@mail.ru;

SHEVCHENKO Kirill Vladimirovich,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: kirill_55@mail.ru

Краткая аннотация: Проблемы продовольственного обеспечения Арктической зоны и укрепления национальной продовольственной безопасности являются одними из приоритетных направлений развития Российской Федерации. В данной статье рассмотрены особенности развития Арктической зоны, а также трудности, возникающие при реализации государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности.

Abstract: The problems of food supply in the Arctic zone and strengthening national food security are among the priority areas of development of the Russian Federation. This article discusses the peculiarities of the development of the Arctic zone, as well as the difficulties encountered in the implementation of state policy in the field of food security.

Ключевые слова: Арктическая зона РФ, продовольственная безопасность, Северный морской путь, транспортная доступность.

Keywords: Arctic zone of the Russian Federation, food security, Northern Sea Route, transport accessibility.

Для цитирования: Шевченко К.В. Продовольственная безопасность в Арктической зоне // Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 25-28. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_25.

For citation: Shevchenko K.V. Food security in the Arctic zone // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 25-28. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_25.

Статья поступила в редакцию: 23.08.2023

Продовольственная безопасность является важной составной частью национальной безопасности государства, поскольку оказывает существенное влияние на качество и уровень жизни граждан, обеспечивая население полезными и безопасными продуктами питания. Вопрос продовольственной безопасности в Арктической зоне обусловлен множеством факторов, которые во многом сходятся к географическим особенностям данного региона, а также его климатическим условиям.

Так, стоит отметить, что территории Арктической зоны Российской Федерации являются уникальными по своим природным свойствам1. Они характеризуются экстремальным температурным режимом, очаговым характером заселения, низким уровнем транспортной доступности, особенно восточная ее часть. К указанным территориям относятся земли 9 субъектов Российской Федерации, а их общая площадь занимает порядка 5 млн. кв. км. Кроме того, именно эти территории являются исконным местом проживания коренных малочисленных народов севера (КМНС) и ведения ими традиционных промыслов (охота, рыболовство, оленеводство). Регионы Арктической зоны расположены вдоль северного морского побережья страны на протяжении более 6 тыс. км.

Северный морской путь (СМП) - это морской путь, который проходит через Арктику и связывает Европу и Азию с Северным Китаем. Он проходит по северным берегам России, начиная от порта Мурманск на Баренцевом море до порта Владивосток на Тихом океане2. Именно через Северный морской путь обеспечивается транспортировка продовольствия, топлива, оборудования (их ввоз) - через порты Арктики и крупных рек Сибири, основными из которых являются Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, бухта Провидения. Имея протяжённость около 2500 морских миль (от Карских ворот до мыса Дежнёва), СМП проходит по морям Северного Ледовитого океана и соединяет устья судоходных сибирских рек в транспортную систему. Развитие Северного морского пути также играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности в Арктической зоне России, поскольку позволяет быстро и безопасно доставлять свежую рыбу, морепродукты и другие продукты питания в удаленные районы Арктики, где они могут быть использованы для производства пищи и обеспечения питания местных жителей. Внутренний водный транспорт имеет важнейшее значение в транспортной обеспеченности арктических территорий3. Однако сегодня имеются значительные проблемы, препятствующие его полноценному использованию4. Недостаточное нормативное финансирование ведёт к ухудшению состояния водных путей, снижает доступность транспортных услуг на территории со слаборазвитым сухопутным сообщением.5

1 Немченко С. Б., Цеценевская О. И. Арктическая зона Российской Федерации: развитие законодательства в советский период // Вестник МГТУ. - 2016. - №2. - С. 466-474.

2 Шеншин, В. М. О месте МЧС России в системе обеспечения национальной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации / В. М. Шеншин, И. С. Назарова, Н. И. Уткин // Право и государство: теория и практика. - 2023. - № 5(221). - С. 50-55. - DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_50. - EDN JOYDYN.

3 Шеншин, В. М. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в Арктике и социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации - приоритетное направление развития вопросов обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике / В. М. Шеншин, К. М. Платонов // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Арктика - регион стратегических интересов: правовая политика и современные технологии обеспечения безопасности в Арктическом регионе : материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 октября 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, 2022. - С. 49-51. - EDN UXCOLD.

4 Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. -2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.

5 Чижков Ю.В. Северный морской путь в структуре арктической транспортной системы // Транспорт Российской Федерации.- Журнал о науке, практике, экономике.- 2017. - №1 - С. 29.

Рассматривая вопрос продовольственной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации, важно учитывать ее уникальные отличительные особенности1.

1. Многофункциональность занимаемых территорий.

«Северное» землепользование специфично в первую очередь своей разносторонностью, совмещением на одних и тех же территориях традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, добычи полезных ископаемых, необходимостью осуществления природоохранных мероприятий по сохранению экосистемы и биоразнообразию региона. Важно учитывать, что развитие негативных процессов, таких как нарушение и загрязнение земель, которые, как и экосистемы в целом, обладают пониженной способностью к самовосстановлению.

2. Неоднородная инфраструктура.

Регионы Арктической зоны имеют значительные различия по природно-климатическим условиям, что обуславливает степень сельскохозяйственной освоенности и транспортной доступности.

3. Нестандартные способы самобытности.

Всем северным регионам (кроме Республики Карелия) присуще развитие весьма специфичной отрасли — северного оленеводства, которое одновременно является и образом жизни КМНС, и способом сохранения их самобытности, а также наличия схожих проблем с состоянием оленьих пастбищ.2

Проблеме продовольственной безопасности в последнее время уделяется всё большее внимание в виду важности реализации, геополитической задачи по освоению и развитию северных регионов России, поскольку именно продовольственное обеспечение данных территорий имеет стратегическое значение для решения поставленных государством задач3.

Ряд нерешенных проблем продовольственной безопасности Арктической зоны РФ обусловлен такими факторами, как:

- отсутствие возможности в данных климатических условиях ведения растениеводческой деятельности и тем самым производства сельскохозяйственной продукции;

- недостаточность транспортной инфраструктуры ввиду отсутствия железнодорожного сообщения и автомобильных дорог, в отдельных регионах трудности с авиационный транспортом из-за погодных условий, морской и речной пути имеют сезонные особенности и не пригодны для непрерывного использования;

- повышенная стоимость на доставку ограниченных по количеству партий продуктов питания по причине удаленности регионов и небольших населенных пунктов от продовольственных промышленных центров;

- наличие преобладающего вида транспорта для поставки продовольствия. Авиация зачастую является единственным возможным способом доставки продовольствия, тем самым за счёт дороговизны топлива увеличивается рыночная стоимость товаров, особенно на скоропортящиеся продукты, поэтому цена может быть завышена минимум в 2-3 раза;

- отсутствие возможности прямых поставок от производителя, что увеличивает количество посредников и тем самым снижает качество товаров, ввиду долгосрочного хранения продовольственной продукции;

- потребность в определенных продуктах питания, которые необходимы населению для комфортного уровня и качества жизни в условиях, проживания в данных регионах России.

В целях решения этих и других проблем продовольствия в Арктической зоне были созданы нормативно-правовые акты, регулирующие продовольственную безопасность на данных территориях4.

Важнейшим нормативно-правовым актом, обеспечивающим продовольственную безопасность в Российской Федерации и в Арктической зоне, является Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 205. Данный документ представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности. Доктрина содержит в себе основные направления государственной экономической политики с учетом специфических особенностей регионов России, а также методы и рекомендации по обеспечению населения продовольствием, и служит основой для создания нормативно-правовой базы субъектов РФ. Доктрина продовольственной безопасности закрепляет необходимость более эффективного использования механизма поддержания Арктической зоны и обеспечения гарантированного и относительно равномерного по времени снабжения населения продовольствием.6

Немаловажным нормативно-правовым актом в области продовольственной безопасности Арктической зоны является Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». В документе содержится программа по развитию отраслей агропромышленного комплекса, кото-

1 Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 11-22. - EDN WCAYMY.

2 Липски С.А. Земли Арктической зоны РФ: состояние и баланс интересов при использовании: монография / Липски С.А.- Москва. - Ай Пи Ар Медиа. - 2020. - 245 а

3 Шеншин, В. М. Об обеспечении Росгвардией стабильной системы безопасности в Арктике / В. М. Шеншин // Миграционное право. - 2023. - № 1. - С. 5-7. - DOI 10.18572/2071-1182-2023-1-5-7. - EDN FGEFUW.

4 Белхароев, Х. У. Проблемы становления и регулирования отрасли по обращению с отходами производства и потребления / Х. У. Белхароев // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 1(50). - С. 18-22. - EDN OBQLZQ.

5 Ирошников, Д. В. Становление отрасли законодательства о безопасности в России / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 3(52). - С. 17-27. - EDN IENSKM.

6Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ. - 21.01.2020. - №20.

рая предусматривает необходимость наращивания поголовья северных оленей и маралов в регионах их содержания, преимущественно в Арктической зоне Российской Федерации, обеспечивающее народам, населяющим эти регионы, повышение уровня продовольственной безопасности путем обеспечения традиционного для них питания1.

Однако вышеуказанные нормативные документы не создают достаточный уровень обеспечения населения Арктической зоны продовольственной безопасностью, поскольку проблемы дорогостоящей поставки и ограниченности продуктов питания по-прежнему остаются актуальными.

Необходимость решения этой проблемы состоит в усилении межрегионального государственного регулирования в каждом субъекте, отнесенного к Арктической зоне РФ. Гарантированный ввоз отдельных видов продовольствия в регионы способно обеспечить создание и реализацию государственного заказа продовольственной продукции. Благодаря государственному заказу появится возможность поставки в отдельные регионы необходимых для жизни товаров, рыночная стоимость которых будет доступна и оптимальна для большинства населения. Но для реализации данного подхода к решению проблемы необходимо наличие предприятий, способных обеспечить объем производимой продукции для госзаказа. Учитывая тот факт, что регионов Арктической зоны 9 и в них проживает несколько миллионов человек, важно организовать производство так, чтобы не нанести ущерб продовольственной безопасности остальных субъектов РФ.

Также, считаем необходимым усовершенствовать государственную программу, предусматривающую легитимное определение Арктической зоны, увеличение объемов производства, а также более активную государственную поддержку. Государственная программа по обеспечению социально-экономических процессов Арктической зоны позволит стабилизировать освоение минерально-сырьевой базы региона. Важно отметить, что такая государственная программа должна быть узко направлена, то есть являться целевой, и строиться не на долгосрочный период, в силу быстрых социальных, политических и экономический изменений.

Военное время является периодом повышенной опасности и нестабильности, что может привести к проблемам с поставками продовольствия, что обостряет проблему продовольственной безопасности в Арктической зоне2. В случае конфликтных ситуаций или военных действий необходимо обеспечить население и военнослужащих необходимым количеством пищи и воды. Для решения этой проблемы необходимо разработать и реализовать комплекс мер, направленных на обеспечение продовольственной безопасности в Арктической зоне.

Одной из основных мер является создание резервов продовольствия, которые могут быть использованы в случае возникновения кризисных ситуаций. Резервы должны содержать не только продукты питания, но и необходимое оборудование и инструменты для обработки и хранения продуктов. Кроме того, военные организации должны учитывать традиционные способы жизни коренных народов и сотрудничать с ними в решении проблемы продовольственной безопасности. Это поможет сохранить культурное наследие и обеспечить население необходимыми продуктами питания в условиях военных действий.

Для повышения устойчивости продовольственной системы в Арктической зоне необходимо развивать местное производство продуктов питания. Это может быть реализовано через поддержку малых и средних предприятий, которые занимаются производством местных продуктов, а также через использование новых технологий и методов сельского хозяйства.

В целом, обеспечение продовольственной безопасности в Арктической зоне при военном положении требует комплексного подхода и совместных усилий государства, бизнеса и населения с учетом традиционных способов жизни коренных народов3.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Арктическая зона является регионом, в котором вопрос продовольственной безопасности во многом обусловлен географическими и климатическими особенностями. Как было выявлено, в силу неразвитой инфраструктуры, а также трудностей в доступе к Арктической зоне, существует проблема качества продовольственных товаров, а также доступности к их получению, что выражается в высокой цене. Приоритетным направлением в решении проблем является развитие нормативно-правовых актов, как на федеральном уровне, так и на региональном, где ориентиры должны быть выстроены непосредственно на необходимость развития инфраструктуры и транспортной логистики для доставки продуктов питания, а также на создание условий для развития сельского хозяйства и рыболовства в регионе. Также важно учитывать традиционные способы жизни коренных народов и сохранять их культурное наследие.

Библиография:

1. Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.

2. Белхароев, Х. У. Проблемы становления и регулирования отрасли по обращению с отходами производства и потребления / Х. У. Белхароев // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 1 (50). - С. 18-22. - EDN OBQLZQ.

3. Бондуровский, В. В. Задачи, решаемые Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности в условиях трансформации вызовов и угроз безопасности / В. В. Бондуровский, С. В. Поспелов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 29-36. - EDN EMOWWT.

4. Военное право / А. В. Кудашкин, В. К. Аулов, В. В. Бараненков [и др.]. Том II. - Москва : Центр правовых коммуникаций, 2021. - 888 с. - ISBN 9785-6042565-2-7. - EDN WODYTL.

5. Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1 (54). - С. 11 -22. - EDN WCAYMY.

6. Ирошников, Д. В. Становление отрасли законодательства о безопасности в России / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 3(52). - С. 17-27. - EDN IENSKM.

1 О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: постановление Правительства РФ. -14.07.2012. - № 717.

2 Военное право / А. В. Кудашкин, В. К. Аулов, В. В. Бараненков [и др.]. Том II. - Москва : Центр правовых коммуникаций, 2021. - 888 с. - ISBN 978-5-6042565-2-7. - EDN WODYTL.

3 Бондуровский, В. В. Задачи, решаемые Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности в условиях трансформации вызовов и угроз безопасности / В. В. Бондуровский, С. В. Поспелов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 29-36. - EDN EMOWWT.

7. Липски С.А. Земли Арктической зоны РФ: состояние и баланс интересов при использовании: монография / Липски С.А.- Москва. - Ай Пи Ар Медиа. - 2020. - 245 c.

8. Немченко С. Б., Цеценевская О. И. Арктическая зона Российской Федерации: развитие законодательства в советский период // Вестник МГТУ. -2016. - №2. - С. 466-474.

9. Чижков Ю.В. Северный морской путь в структуре арктической транспортной системы // Транспорт Российской Федерации.- Журнал о науке, практике, экономике.- 2017. - №1 - С. 29.

10. Шеншин, В. М. О месте МЧС России в системе обеспечения национальной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации / В. М. Шеншин, И. С. Назарова, Н. И. Уткин // Право и государство: теория и практика. - 2023. - № 5(221). - С. 50-55. - DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_50. - EDN JOYDYN.

11. Шеншин, В. М. Об обеспечении Росгвардией стабильной системы безопасности в Арктике / В. М. Шеншин // Миграционное право. - 2023. - № 1.

- С. 5-7. - DOI 10.18572/2071-1182-2023-1-5-7. - EDN FGEFUW.

12. Шеншин, В. М. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в Арктике и социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации - приоритетное направление развития вопросов обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике / В. М. Шеншин, К. М. Платонов // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Арктика - регион стратегических интересов: правовая политика и современные технологии обеспечения безопасности в Арктическом регионе : материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 октября 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, 2022. - С. 49-51. - EDN UXCOLD.

References:

1. Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.

2. Belkharoev, H. U. Problems of formation and regulation of the industry for waste management of production and consumption / H. U. Belkharoev // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2021. - № 1 (50). - Pp. 18-22. - EDN OBQLZQ.

3. Bondurovsky, V. V. Tasks solved by the Parliamentary Assembly of the Collective Security Treaty Organization in the context of the transformation of security challenges and threats / V. V. Bondurovsky, S. V. Pospelov // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 2(55). - Pp. 29-36. - EDN EMOWWT.

4. Military law / A.V. Kudashkin, V. K. Aulov, V. V. Baranenkov [et al.]. Volume II. - Moscow : Center for Legal Communications, 2021. - 888 p. - ISBN 978-5-60425652-7. - EDN WODYTL.

5. Iroshnikov, D. V. Security as a category of international public law: a theoretical aspect / D. V. Iroshnikov // Law. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 1 (54). -Pp. 11 -22. - EDN WCAYMY.

6. Iroshnikov, D. V. The formation of the branch of security legislation in Russia / D. V. Iroshnikov // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2021. - № 3(52). - Pp. 1727. - EDN IENSKM.

7. Lipsky S.A. Lands of the Arctic zone of the Russian Federation: state and balance of interests in use: monograph / Lipsky S.A.- Moscow. - Ai Pi Ar Media. - 2020. -

245 c.

8. Nemchenko S. B., Tsetsenevskaya O. I. The Arctic zone of the Russian Federation: the development of legislation in the Soviet period // Vestnik MSTU. - 2016. -No.2. - pp. 466-474.

9. Chizhkov Yu.V. The Northern Sea Route in the structure of the Arctic transport system // Transport of the Russian Federation.- Journal of Science, Practice, Economics.- 2017. - No. 1 - p. 29.

10. Shenshin, V. M. On the place of the EMERCOM of Russia in the system of ensuring national security in the Arctic zone of the Russian Federation / V. M. Shenshin, I. S. Nazarova, N. I. Utkin // Law and State: theory and practice. - 2023. - № 5(221). - Pp. 50-55. - DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_50. - EDN JOYDYN.

11. Shenshin, V. M. On ensuring a stable security system in the Arctic by Rosgvardiya / V. M. Shenshin // Migration Law. - 2023. - No. 1. - pp. 5-7. - DOI 10.18572/2071-1182-2023-1-5-7. - EDN FGEFUW.

12. Shenshin, V. M. Ensuring the national security of the Russian Federation in the Arctic and socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation

- a priority direction for the development of issues of ensuring the national interests of the Russian Federation in the Arctic / V. M. Shenshin, K. M. Platonov // Security service in Russia: experience, problems, prospects. The Arctic is a region of Strategic Interests: Legal Policy and Modern Security Technologies in the Arctic Region : Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, October 27, 2022. - Saint Petersburg: Saint Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters named after the Hero of the Russian Federation, Army General E.N. Zinichev, 2022. - pp. 49-51. - EDN UXCOLD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.