DOI 10.47643/1815-1329_2023_7_34 УДК: 351.861
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ The main directions of the legal policy of the Russian Federation in the Arctic zone
СМИРНОВА Анна Александровна,
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149. E-mail: rugachevaanna@yandex.ru;
ШЕВЧЕНКО Кирилл Владимирович,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149. E-mail: kirill_55@mail.ru;
SMIRNOVA Anna Alexandrovna,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Prospekt, 149. E-mail: rugachevaanna@yandex.ru;
SHEVCHENKO Kirill Vladimirovich,
Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Prospekt, 149. E-mail: kirill_55@mail.ru
Краткая аннотация: Развитие Арктики является приоритетным направлением политики Российской Федерации. На сегодняшний день, происходит активное освоение Арктики, повышение ее экономического значения и промышленного потенциала, в связи с чем, вопрос об обеспечении безопасности в Арктической зоне Российской Федерации выходит на первый план. Немаловажную роль в обеспечении безопасности в Арктической зоне занимает правовое регулирование деятельности, осуществляемой МЧС России, а именно вопрос обеспечения безопасности и деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике.
Abstract: The development of the Arctic is a priority direction of the policy of the Russian Federation. Today, there is an active development of the Arctic, an increase in its economic importance and industrial potential, and therefore, the issue of ensuring security in the Arctic zone of the Russian Federation comes to the fore. An important role in ensuring security in the Arctic zone is played by the legal regulation of the activities carried out by the Ministry of Emergency Situations of Russia, namely the issue of ensuring security and activities for the prevention and elimination of emergencies in the Arctic.
Ключевые слова: Арктика; МЧС России; национальная безопасность, политика, Арктическая зона.
Keywords: Arctic; EMERCOM of Russia; national Security, policy, Arctic zone.
Для цитирования: Смирнова А.А., Шевченко К.В. Основные направления правовой политики Российской Федерации в Арктической зоне // Аграрное и земельное право. 2023. № 7(223). С. 34-37. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_34.
For citation: Smirnova A.A., Shevchenko K. V. The main directions of the legal policy of the Russian Federation in the Arctic zone // Agrarian and Land Law. 2023. No. 7(223). pp. 34-37. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_34.
Статья поступила в редакцию: 03.06.2023
Потребность обеспечения правовой политики в Арктической зоне, находящейся в компетенции Российской Федерации, исходит из комплекса причин, среди которых: строительство новых промышленных и транспортных потоков, увеличение интенсивности разработки природных ископаемых, повышение уровня защищенности и безопасности окружающей среды и проживающего вблизи населения. В этой связи реализуется ряд организационно-управленческих мероприятий по выработке должного инструментария для участия в возникающих правоотношениях, связанных с Арктической зоной.
Центральное место в осуществлении таких мероприятий занимает правовое регулирование. Именно посредством правовых норм обеспечивается легитимное участие в установлении прав и обязанностей не только отдельных органов и должностных лиц государственной власти, но и в целом правовой политики государства в данной территориальной зоне. Помимо этого, необходимость особого внимания к проблеме правового регулирования объясняется и тем фактом, что имеется значительное количество угроз и рисков безопасности1 и защищенности арктических объектов, а также в целом Арктики, реализация которых к настоящему времени существенно возросла.
В настоящее время вопросы развития Арктики приобретают глобальное значение. Арктика имеет стратегическое значение, как для Российской Федерации, так и для всего мира.
В течение длительного времени в нормотворческой деятельности наблюдается тенденция по принятию комплекса нормативных правовых актов, которые призваны регулировать общественные отношения в Арктической зоне Российской Федерации.
1 Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1 (54). - С. 11-22. - БОЫ \WCAYMY
Развитие российской действительности в вопросах изучения Арктики приходится на период XIX века, когда, как в мире, так и в Российской империи отмечается появление новых форм промышленного развития, новых средств и способов производства и увеличения темпов потребления, торговых потоков и др. В этот период времени отмечается значительный теоретический и практический интерес Российской империи, находящейся в расцвете своих возможностей, как во внутренних делах, так и на международной арене1.
Необходимо отметить, что проработанной арктической политики у царского государства не было, но, несмотря на это, в конце XIX -начале XX начались исследования Арктики2.
Первое фиксирование принадлежности России северных территорий было осуществлено актом Министерства иностранных дел Российской империи в 1916 году, которым устанавливалась принадлежность островов (территорий), составляющих продолжение на север Сибирского континентального плоскогорья, а также островов, расположенных вблизи европейского побережья России. Данное положение было подтверждено в 1926 году советским правительством3.
Советское правительство с момента становления рассматривало Арктику как один из важнейших регионов для страны. Активная деятельность Советского правительства началась практически сразу после окончания гражданской войны. Данная деятельность заключалась в усилении позиций государства в Арктике, в том числе и правовыми средствами.
К этому времени советское государство проявляло комплексный интерес к проблематике освоения и развития своих интересов в Арктической зоне, что предполагало создание соответствующей правовой базы, развитие военно-промышленного потенциала, а также придание легитимного характера сотрудничества с иными заинтересованными (уполномоченными) государствами. При этом такой интерес диктовался не только исключительно геополитическими и военными задачами, но и потребностями развития научно-промышленного потенциала в ряде направлений государственной деятельности, а именно:
добыча полезных ископаемых (нефть, газ и др.);
проведение исследований грунта, воздействие низких температур на окружающих, в том числе человека или животного;
мониторинг состояния климата и возможностей реализации угроз, которые присутствуют в связи с изменением температурного режима на арктической зоне.
Основными направлениями правовой политики СССР в Арктической зоне, послужившими усилению позиций государства, можно
назвать:
во-первых, усиление геополитических интересов, в том числе экономических, политических, военных, в Арктической зоне связано с новыми возможностями Северного морского пути, добычей углеводородов на морском шлейфе северных морей, что в свою очередь, требовало разработки нормативно-правовой базы СССР в Арктике.
В этой связи заинтересованными ведомствами и учреждениями обеспечивалась выработка правового инструментария, посредством
которого:
планировались мероприятия на ближайшую и длительную перспективу в части мероприятий по добыче полезных ископаемых, строительства промышленных и иных объектов, в том числе в сфере транспортной дислокации;
разработка и внедрение условий, оснований и порядка осуществления деятельности различных ведомств на Арктическом шлейфе.
во-вторых, в советский период проблемы Арктики и Северного морского пути являлись предметом пристального внимания советского правительства уже в начале 1918 г., когда после заключения Брестского мира была потеряна значительная часть экономического потенциала Российского государства4. В этот период внимание большевистских лидеров концентрировалось на богатых природными ресурсами восточные и северо-восточные регионы страны. Освоение Северного морского пути позволило решить ряд существенных проблем обеспечения продовольствием европейских городов, а также развитие экспорта сибирских товаров могло экономически поддержать новую власть. Именно поэтому одним из основных вопросов, рассматриваемых в Совете народных комиссаров, являлся вопрос об организации Карских экспедиций, которые позволили бы доставлять сибирский хлеб и товары в европейские порты. Также значение Северного морского пути заключалось, как минимум, в двух аспектах. Во-первых, Северный морской путь был кратчайшим между западными и дальневосточными портами, а во-вторых, он не зависел от международных отношений, по сравнению с южным проходом через Суэцкий канал.
В-третьих, устойчивый контроль над северными приполярными пространствами обеспечивал СССР успешное решение ряда важнейших задач, в первую очередь - обеспечения безопасности протяженной линии северной границы государства. Определив границы арктического сектора Советского Союза, правительство приняло все меры по окончательному закреплению территориальных объектов, которые находились в их пределах, но могли вызвать международные споры. В этих целях с привлечением сил Военно-морского флота были проведены широкомасштабные экспедиции к Новой Земле, Земле Франца-Иосифа, Северной Земле, а также к острову Виктории — самой западной арктической терри-
1 Асадова, Л. Н. Нарушение и защита имущественных прав граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера / Л. Н. Асадова, И. В. Крылова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 1(50). - С. 5-10. - EDN WVQOWT.
2 Шеншин, В. М. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в Арктике и социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации - приоритетное направление развития вопросов обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике / В. М. Шеншин, К. М. Платонов // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Арктика - регион стратегических интересов: правовая политика и современные технологии обеспечения безопасности в Арктическом регионе : материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 октября 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, 2022. - С. 49-51. - EDN UXCOLD.
3 Мельцов А.В. Политико-правовой статус арктических пространств // Вестник рГгУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. - 2010. - №4 (47). - С. 152-156.
4 Тимошенко А. И. Государственная политика СССР в Арктике в 1920-1930-е гг. // Полярные чтения на ледоколе «Красин». - 2019. - С. 220-236.
тории, где был установлен советский флаг1.
Вот почему ЦИК СССР 15 апреля 1926 года принял Постановление, в котором территорией СССР провозглашались все, как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане до Северного полюса в пределах между меридианами 32 градуса 4 минуты 35 секунд восточной долготы и 168 градусов 49 минут 35 секунд западной долготы2.
Для осуществления деятельности различных координационных органов, связанных с Арктической зоной в советский период, был издан ряд нормативно-правовых актов.
Именно в постановлении СНК СССР от 31.07.1928 года «Об усилении научно-исследовательской работы в арктических владениях Союза ССР»3, которое пришлось на первое десятилетие образования в целом советского государства, можно рассмотреть цели государственной политики в части обеспечения не только фактического и физического освоения территорий Арктики, но и реализации научно-исследовательского потенциала, который выражался в плодотворном прогнозе условий такой деятельности, порядка организации, оснований, а также негативных рисков, которые в этой связи могли иметь место. Данным постановлением была образована комиссия для организационной и финансовой проработки пятилетнего плана научно-исследовательской работы в арктических владениях Союза ССР при Совете Народных Комиссаров Союза ССР, был определен состав данной комиссии, а также были обозначены основные направления работы.
Комиссия, просуществовав менее пяти лет, была упразднена постановлением СНК СССР от 15.05.1933 № 9654. На смену которой было образовано Главное управление Северного морского пути при СНК Союза ССР и Всесоюзный арктический институт при ЦИК СССР. Необходимо отметить, что Главное управление Северного морского пути было образовано в 1933 году, а Положение о нем было утверждено лишь через три года постановлением СНК СССР от 22.06.1936 № 11005.
В 1991 году в СССР образована Комиссия по делам Арктики и Антарктики - союзно-республиканский орган государственного управления, осуществляющий функции координации и совершенствования общего руководства советской научной, социально-экономической, хозяйственной и природоохранной деятельностью в Арктике и Антарктике, контроля за ходом выполнения решений высших органов государственной власти СССР, Президента СССР и Правительства СССР в этих областях6.
Постановлением Государственного Совета СССР от 14.11.1991 года № ГС-13251 «Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР»7 была упразднена Комиссия по делам Арктики и Антарктики.
Таким образом, начиная с 1928 года в СССР для обеспечения реализации основных функций государства в Арктическом регионе, были созданы и осуществляли свою деятельность различные координационные, совещательные органы, занимающиеся развитием Арктической зоны, обеспечением безопасности населения этой территории, а также другими вопросами, заключающимися в развитии Арктики.
Такая работа преобладала в вопросах организации научно-исследовательской, экологической, военно-образующей сферах деятельности, обеспечивалось установление курса на соответствие национальной системы законодательства в вопросах освоения Арктики требованиям и положениям международно-правового регулирования. Все это объясняется тем фактом, что Россия уже на протяжении длительного периода времени является членом международных организаций, в том числе входит в состав совета безопасности, образованного при ООН. В этой связи возникает объективная необходимость не только следования требованиям международно-правового стандарта, но и непосредственного участия в его (стандарте) формировании.
В современной России - правопреемнице СССР - вопросам правового регулирования в Арктической зоне уделяется особое внимание.
Так, в 2008-2013 годы были приняты акты стратегического характера «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»8, «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года»9, в 2014 году была утверждена государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»10.
Обозначенная Стратегия подразумевает формирование государственной политики в сфере обеспечения освоения Арктики с учетом соотношения с иными направлениями деятельности. Она была принята вследствие учтенных опасностей и рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне РФ, их возможных последствий, и в целях реализации «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».
1 Бей Е.В. обеспечение военной безопасности России в Арктике: история вопроса // Военная мысль. - 2020. - №12. - С. 14-25.
2 Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане: постановление Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. // Собрание законодательства СССР. - 1926. - № 32. - Ст. 203.
3 Об усилении научно-исследовательской работы в арктических владениях СССР: постановление СНК СССР от 31.07.1928// Собрание законодательства СССР. - 1928. -№52. - Ст.464.
4 Об упразднении арктической комиссии при СНК Союза ССР: постановление СНК СССР от 15.05.1933 № 965// Собрание законодательства СССР. - 1933. - №33. -Ст.198.
5 Об утверждении Положения о Главном Управлении Северного Морского Пути при СНК Союза ССР: постановление СНК СССР от 22.06.1936 № 1100// Собрание законодательства СССР. - 1936. - №36. - Ст.317а.
Немченко С. Б., Цеценевская О. И. Арктическая зона Российской Федерации: развитие законодательства в советский период // Вестник МГТУ. - 2016. - №2. - С. 466474.
7 Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР: Постановление Государственного Совета СССР от 14.11.1991 г. № ГС-13251. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1991. - № 50. - Ст. 1421.
8 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: утверждена Президентом РФ 18 сент. 2008 г. № Пр-1969: [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119442/ (дата обращения: 15.11.2021)
"Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утверждена Президентом Российской Федерации 20 февраля 2013 года) // [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/info/18360/ (дата обращения: 15.11.2021).
10 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года: Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 № 366 // [Электронный ресурс]. - URL: http://regulation.gov.ru/. (дата обращения: 15.11.2021)
На сегодняшний день, приняты и действуют Указ Президента РФ от 05.03.2020 года №164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»1 и Указ Президента РФ от 26 октября 2020 года № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»2.
Основы государственной политики РФ на период до 2035 года являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и разработаны в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике. Настоящими Основами определяются цели, основные направления и задачи, а также механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике.
Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, разработанным в целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и определяющим меры, направленные на выполнение основных задач развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности, а также этапы и ожидаемые результаты реализации этих
3
мер .
На сегодняшний день в России различные аспекты арктической тематики отражены во многих нормативных правовых и программных документах федерального уровня. Векторы развития Арктической зоны Российской Федерации обозначены в Военной доктрине Российской Федерации, Морской доктрине Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Таким образом, на сегодняшний день нормативно-правовое регулирование вопросов, связанных с освоением Арктической зоны, указывает на имеющийся в истории опыт освоения данной территории. Исторически отмечалась потребность системного подхода к вопросам определения правового статуса различных направлений, в том числе оборонного, научно-исследовательского, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, окружающей среды, установление правил взаимодействия, как между органами и учреждениями Российской Федерации, так и с иностранными партнерами.
Библиогра фия:
1. Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 11-22. - EDN WCAYMY.
2. Асадова, Л. Н. Нарушение и защита имущественных прав граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера / Л. Н. Асадова, И. В. Крылова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 1(50). - С. 5-10. - EDN WVQOWT.
3. Мельцов А.В. Политико-правовой статус арктических пространств // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. -2010. - №4 (47). - С. 152-156.
4. Тимошенко А. И. Государственная политика СССР в Арктике в 1920-1930-е гг. // Полярные чтения на ледоколе «Красин». - 2019. - С. 220-236.
5. Бей Е.В. обеспечение военной безопасности России в Арктике: история вопроса // Военная мысль. - 2020. - №12. - С. 14-25.
6. Немченко С. Б., Цеценевская О. И. Арктическая зона Российской Федерации: развитие законодательства в советский период // Вестник МГТУ. -2016. - №2. - С. 466-474.
7. Шеншин, В. М. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в Арктике и социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации - приоритетное направление развития вопросов обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике / В. М. Шеншин, К. М. Платонов // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Арктика - регион стратегических интересов: правовая политика и современные технологии обеспечения безопасности в Арктическом регионе : материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 октября 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, 2022. - С. 49-51. - EDN UXCOLD.
8. Шеншин, В. М. Об обеспечении Росгвардией стабильной системы безопасности в Арктике / В. М. Шеншин // Миграционное право. - 2023. - № 1. - С. 5-7. - DOI 10.18572/2071-1182-2023-1-5-7. - EDN FGEFUW.
References:
1. Iroshnikov, D. V. Security as a category of international public law: a theoretical aspect / D. V. Iroshnikov // Law. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 1 (54). -Pp. 11-22. - EDN WCAYMY.
2. Asadova, L. N. Violation and protection of property rights of citizens in the event of emergency situations of various nature / L. N. Asadova, I. V. Krylova // Right. Safety. Emergency situations. - 2021. - № 1(50). - Pp. 5-10. - EDN WVQOWT.
3. Meltsov A.V. The political and legal status of the Arctic spaces // Bulletin of the Russian State University. Series: Political Science. History. International relations. -2010. - №4 (47). - Pp. 152-156.
4. Timoshenko A. I. State policy of the USSR in the Arctic in the 1920s-1930s. // Polar readings on the icebreaker "Krasin". - 2019. - pp. 220-236.
5. Bey E.V. ensuring Russia's military security in the Arctic: a history of the issue // Military thought. - 2020. - No. 12. - pp. 14-25.
6. Nemchenko S. B., Tsetsenevskaya O. I. The Arctic zone of the Russian Federation: the development of legislation in the Soviet period // Vestnik MSTU. - 2016. - No. 2. - pp. 466-474.
7. Shenshin, V. M. Ensuring the national security of the Russian Federation in the Arctic and socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation -a priority direction for the development of issues of ensuring the national interests of the Russian Federation in the Arctic / V. M. Shenshin, K. M. Platonov // Security service in Russia: experience, problems, prospects. The Arctic is a region of Strategic Interests: Legal Policy and Modern Security Technologies in the Arctic Region : Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, October 27, 2022. - Saint Petersburg: Saint Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters named after the Hero of the Russian Federation, Army General E.N. Zinichev, 2022. - pp. 49-51. - EDN UXCOLD.
8. Shenshin, V. M. On ensuring a stable security system in the Arctic by Rosgvardiya / V. M. Shenshin // Migration Law. - 2023. - No. 1. - pp. 5-7. - DOI 10.18572/2071 -1182-2023-1 -5-7. - EDN FGEFUW.
1 Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года: Указ Президента РФ от 05.03.2020 г. № 164. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 09.03.2020. - № 10. - Ст. 1317.
2 О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года: Указ Президента РФ от 26.10.2020 г. № 645. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 02.11.2020. - № 44. - Ст. 6970.
3 Шеншин, В. М. Об обеспечении Росгвардией стабильной системы безопасности в Арктике / В. М. Шеншин // Миграционное право. - 2023. - № 1. - С. 5-7. - Э01 10.18572/2071 -1182-2023-1 -5-7. - БОЫ РСБПМ