УДК 32.019.5
Ю.В. Синчук,
доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории международных отношений, Московский государственный лингвистический университет, профессор кафедры теории и методологии государственного управления, Академия управления МВД Российской Федерации, Москва, профессор кафедры международных отношений, Дипломатическая академия МИД России, Москва
Б.Е. Власов,
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры теории и методологии государственного управления, Академия управления МВД Российской Федерации, Москва
УСИЛИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГЛОБАЛЬНОГО ПРОЕКТА В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ МИРА В АРКТИКЕ
Yu.V. Sinchuk,
Doctor of political Sciences, Professor, head of Department of theory and history of international relations,
Moscow state linguistic University, Professor of the Department of theory and methodology of public administration, Academy of Management of the MIA of the Russian Federation, Moscow,
Professor of international relations, Diplomatic Academy of the MFA of Russia, Moscow
Е-mail: [email protected] BE. Vlasov,
PhD in Law, Associate Professor, Head of the Theory and Methodology Department of Public Administration, Academy of Management of the MIA of the Russian Federation, Moscow
Е-mail: b.e.vlasov@mail. ru
EFFORTS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE IMPLEMENTATION OF GLOBAL PROJECT
TO PRESERVE PEACE IN THE ARCTIC
Аннотация. Российская Федерация в целях сохранения мира в Арктике, выступая ответственной за управление Арктической зоной, готова к сотрудничеству, совместной деятельности со всеми мировыми державами на равных правах по реализации проекта развития зоны Арктики, сохранению на ее территории международной зоны научного сотрудничества, которая будет соответствовать национальным интересам Российского государства. РФ стоит на том, что все проблемы, возникающие на арктической территории, должны решаться коллегиальным образом.
Россия руководствуется важнейшими документами стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности по данному региону — «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» и «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Территория Арктики является сосредоточением всех аспектов национальной безопасности. Она с легкостью может стать ареной международного соперничества, центром политического раскола и источником новых угроз международному сотрудничеству, экономической и военной безопасности.
Российская Федерация прилагает усилия по недопущению попыток ряда иностранных государств, воспрепятствующих хозяйственной деятельности РФ в Арктике, пересмотреть базовые положения международных соглашений по Арктической зоне, наращивания военного потенциала в данном регионе.
Ключевые слова: Россия; Арктика; Заполярье; стратегия развития Арктической зоны; США; НАТО; сотрудничество.
Abstract. In order to preserve peace in the Arctic, the Russian Federation, being responsible for the management of the Arctic zone, is ready to cooperate and work together with all world powers on equal terms to implement the project for the development of the Arctic zone, to preserve on its territory an international zone of scientific cooperation that will meet the national interests of the Russian state. The Russian Federation insists that all problems arising in the Arctic territory should be resolved in a collegial manner.
Russia is guided by the essential strategic planning documents in the sphere of ensuring national security in this region — "On state policy of the Russian Federation in the Arctic for the period up to 2035 and "On the strategy of the Arctic zone of the Russian Federation and national security for the period up to 2035." The territory of the Arctic is the focus of all aspects of national security. It can easily become an arena of international rivalry, a center of political division and a source of new threats to international cooperation, economic and military security.
The Russian Federation is making efforts to prevent attempts by a number of foreign states that hinder the economic activity of the Russian Federation in the Arctic, to revise the basic provisions of international agreements on the Arctic zone, and to build up military potential in this region.
Key words: Russia; Arctic; Polar; Arctic zone development strategy; USA; NATO; cooperation.
Россия, преследуя цели внешней политики, придерживается стратегического курса, выходящего за рамки конъюнктуры, который носит специфический характер продвижения национальных интересов, определяющих ее роль на мировой политической карте и в развитии цивили-зационных аспектов.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в 2017 году отметил значение Арктической зоны для России: «Арктика, безусловно, неотъемлемая часть Российской Федерации, находящаяся под нашим суверенитетом в течение нескольких веков. Так оно и будет оставаться во все последующие времена» [1]. Россия в обеспечении национальной безопасности государства руководствуется основными положениями документов системы государственного стратегического планирования Российской Федерации. РФ обеспечивает комплексное наращивание конкурентных преимуществ Арктической зоны в целях укрепления позиций России в Арктике, упрочения международной безопасности, поддержания мира и стабильности, активизации международного сотрудничества. Нельзя допустить, чтобы этот регион стал новой ареной международного соперничества, источником новых угроз для региональной и международной безопасности [4].
Важнейшие документы РФ по данному региону — основы государственной поли-
тики в Арктике и стратегия политики развития в Арктике до 2035 года. Территория Арктики является сосредоточением всех аспектов национальной безопасности. Она с легкостью может стать ареной международного соперничества, центром политического раскола и источником новых угроз международному сотрудничеству, экономической и военной безопасности. РФ стоит на том, что все проблемы, возникающие на арктической территории, должны решаться коллегиальным образом [5].
В современном мире Арктика имеет колоссальное стратегическое значение и остается зоной противоречий. Первозданная территория Заполярья Арктики обладает невероятными запасами природных ресурсов нефти и газа, различных драгоценных металлов таких как золото, платина, алмазы [8]. Российское научное сообщество ведет исследования в этой области, а промышленные хозяйства добывают сжиженный природный газ. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа находится 3/4 всего газа РФ. Здесь активно развивают научно-исследовательские базы, а Заполярное месторождение может давать до 130 млрд кубометров газа в год.
Вопрос взаимодействия в Арктической зоне для России актуален, в особенности для обеспечения безопасности и обороноспособности страны: протяженность границы длиною около 20 тыс. км проходит вдоль Северного Ледовитого океана и
пяти приарктических государств: России, США, Дании, Норвегии и Канады [6].
В числе вызовов, с которыми сталкивается РФ в Арктической зоне — попытки ряда иностранных государств пересмотреть базовые положения международных положений, незавершенность разграничения морских пространств, воспрепятствование хозяйственной деятельности РФ, наращивание военного потенциала в Арктической зоне. Что касается попыток пересмотра базовых положений международных соглашений по арктической зоне, то РФ, согласно международному праву, как приарктическое государство обладает особыми правами и ответственностью за положение дел в Арктике, и именно арктическим государствам, в соответствии с целями устойчивого развития арктического региона, надлежит взять ответственность за управление Арктической зоной. Это право и эта ответственность реализуется, помимо национальных политик и программ действий, через Арктический совет, который легитимизирует права этих государств через коллективное взаимодействие, осуществляется возможностями и ответственностью, которые на них возложены, на основании Илулиссатской декларации от 28 мая 2008, подписанной на встрече министров иностранных дел «арктической пятерки», в которой приарктические государства согласились решать все проблемы политическим путем, действовать согласно международно-правовой основе.
Мировые державы планомерно увеличивают свое присутствие в арктическом регионе, чтобы занять лидирующие позиции Арктике [2]. Так, 9 июня 2020 года Президент США Дональд Трамп подписал указ о создании Арктического ледокольного флота в США. В документе также отмечено, что США будут создавать 4 арктические базы, 2 из которых будут находиться на территории США, а другие на территории их союзников.
Международные партнеры РФ, в активном стремлении присвоить Арктический шельф и закрепиться в Арктическом регионе, относят себя к около-арктическим государствам. Американский политик, дипломат Майк Помпео, выступая 6 мая 2019 в Рованиеми, указал на то, что есть 2 кате-
гории государств в Арктике — арктические и неарктические, ссылаясь, скорее всего, на Китай, который причисляет себя к около-арктическим государствам, с чем Россия в корне не согласна.
Для урегулирования вопросов по изучению Арктического региона необходимо нацелиться на поиск формулы «win-win», беспроигрышной ситуации для всех сторон. В целях сохранения международного сотрудничества в Арктической зоне необходимо выполнять ряд следующих мер:
— обеспечение выгодного многостороннего сотрудничества РФ с приарктическими государствами с применением международных соглашений и договоров, увеличение роли внешнеэкономической активности РФ в этом регионе;
— тесное сотрудничество РФ с приар-ктическими государствами для поддержания стабильности, безопасности и соблюдения прав прибрежного государства в Арктическом регионе, в особенности затрагивающих вопросы континентального шельфа, ресурсов и определения внешних границ;
— консолидация приарктических государств для создания организации сотрудничества по спасению и поиску, по предупреждению катастроф, а также ликвидации их последствий;
— упрочение в рамках двусторонних соглашений и региональных организаций доброкачественных взаимоотношений России с приаркти-ческими государствами с целью увеличения экономического, научно-технического, культурного сотрудничества;
— помощь в создании и успешном использовании транзитных маршрутов в Арктике, эксплуатации Северного морского пути под юрисдикцией РФ согласно международным договорам для международного судоходства и торговли;
— участие российских общественных и государственных объединений, учреждений и организаций в форумах, посвященных международному сотрудничеству в Арктике;
— постоянный обмен данными о состоянии природы Арктики, флоры и фауны региона, динамике климата, непрерывная работа по улучшению мониторинга климатической обстановки;
— организация целого ряда мер, обеспечивающих благополучные научно-исследовательские тенденции в развитии международного сотрудничества с целью изучения Арктической зоны, влияние на нее человеческой деятельности;
— усиление роли многостороннего сотрудничества в рамках туризма, рекреационного, научного, культурно-познавательного сотрудничества.
Надо заметить, что время от времени выдвигаются инициативы по созданию механизмов для выработки решений в отношении Арктики. Если посмотреть на Датский доклад 2020 года, то можно определить, что в нем сочетаются «мягкая и жесткая» безопасность. Сейчас проблематика военно-политической безопасности выпадает из повестки Арктического совета согласно Оттавской декларации Арктического совета от 19 сентября 1996, где прописано, что Арктический совет не занимается военно-политическими вопросами. Но, тем не менее, Россия поддерживает своих датских партнеров. Однако стоит уточнить, что ни СССР, ни РФ никогда не размещали на территории других приарктических государств свои военные базы и никогда не предоставляли территории для размещения воинского контингента. Единственным прецедентом был заход на территорию Норвегии в 1944 году с освободительной миссией от фашистской Германии.
Россия успешно может сохранить лидирующие позиции устойчивого развития в Арктическом регионе при решении трех составляющих проблем Арктики: социальных, экономических и экологических. РФ самостоятельно, используя исключительно свои силы, в состоянии обеспечить себе место в мировой геополитической системе, место мирового центра, консолидирующего цивилизации евро-азиатского блока [7].
Одна из ключевых позиций для выполнения следующего — это переход к эко-
номике замкнутого цикла. Плюсы подобной экономики в том, что она не наносит ущерба окружающей среде. Ведь основные силы научного сообщества сосредоточены на ликвидации экологического ущерба.
Министерство обороны РФ с 2017 по 2020 г. поставило и выполнило ряд задач, обеспечивающих безопасность Российской Федерации в Арктической зоне и Северного Морского коридора:
— произведена развертка и содержание радиолокационных станций для разведки и осуществления контроля на воздушном пространстве РФ в Арктике;
— образована целая цепь — комплекс станций ПВО от Кольского полуострова до Чукотки;
— развернуто звено истребителей и сооружены аэропорты;
— безопасность обеспечивается российской военной техникой от береговых ракетных комплексов до современных кораблей и подлодок, имеющих на своих бортах «калибр» и «оникс»;
— регулярно проводятся в акваториях Белого и Баренцева моря масштабные учения Северного флота.
Программы модернизации являются необходимой мерой на современном этапе, без которых нельзя гарантировать безопасность национальных интересов РФ в Арктике, так как военное давление со стороны наших партнеров постоянно возрастает, наблюдается стремление подорвать лидирующие позиции РФ в Арктическом регионе. Как неоднократно заявляли главы правительственных ведомств, представляющие РФ за рубежом, Россия не пытается вести «двойную игру» [3]. Главная задача для РФ — устойчивое развитие Арктического региона и безопасность государства и его национальных интересов. Россия всегда готова к взаимодействию не только в этом регионе, но и в целом к взаимовыгодному равноправному сотрудничеству со всеми государствами мира [9].
Список литературы
1. Путин: передача Арктики под международное
управление — «полная глупость»// Газета.
ru — URL: http://www.gazeta.ru (дата обращения: 10.11.2020).
2. Синчук Ю.В. Арктика в современном мире // Образование. Наука. Научные кадры. — 2017. — № 4. — С. 128-132.
3. Синчук Ю.В. Российская Арктика: политологический анализ// Управление инновационным развитием Арктической зоны Российской Федерации: сборник избранных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, [1416 сентября 2017 г., г. Северодвинск: 16+] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования «Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова»; сост.: Е.Н. Богданова, И.Д. Нефедова. — Архангельск: КИРА, 2017. — С. 33-37.
4. Синчук Ю.В., Журавель В.П. Арктика: НАТО contra Россия // Геополитика и безопасность. — 2017. — № 3. — С. 113-120.
5. Синчук Ю.В., Журавель В.П. Силовые структуры России в Арктике: состояние и перспективы развития // Управление инновационным развитием Арктической зоны Российской Федерации: сборник избранных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участи-
ем, [14-16 сентября 2017 г., г. Северодвинск: 16+] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования «Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова»; сост.: Е.Н. Богданова, И.Д. Нефедова. — Архангельск: КИРА, 2017. — С.37-41.
6. Синчук Ю.В., Синчук И.Ю. К вопросу об укреплении национальной безопасности государства в контексте «мягкой силы» // Роль технологий «мягкой силы» в информационном, ценностно-мировоззренческом и цивилизаци-онном противоборстве: Монография / Академия военных наук, Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности, кафедра информационной аналитики и политических технологий МГТУ им. Н.Э. Баумана. — М.: Изд-во «Экон-Информ», 2016. — С. 245-271.
7. Форум «Развитие Арктики», Архангельск, 29 марта, 2017.
8. Чадаев А. Арктика и глобальное потепление // За развитие науки и производства. — 2011. — 1 Ноябрь. — № 5634 (258). — URL: http:// www.rg. ru (accessed: 11.10.2020).
9. http://arctic-centre.com/ru/novosti/itemlist/ tag/%D0%B1%D0 (дата обращения: 11.10.2020).