Научная статья на тему 'Партнерские отношения России с зарубежными странами по вопросам арктического региона РФ'

Партнерские отношения России с зарубежными странами по вопросам арктического региона РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
265
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / АРКТИКА / ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ / АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / RUSSIA / ARCTIC / PARTNERSHIPS / PRIORITY TASKS / ARCTIC REGION / STRATEGIC INTERESTS / STATE SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Синчук Ю.В.

В статье рассматриваются партнерские отношения России с зарубежными странами по вопросам Арктического региона РФ, которые выстраиваются на дружественной основе. Арктический регион имеет исключительно важное стратегическое значение для решения задач обороноспособности и безопасности государства. Проблема обеспечения устойчивости арктического развития,потребует решения широкого спектра вопросов, касающихся развития пространства доверительных отношений в Арктике, стимулирования государственно-частного партнерства, согласования направлений развития технологического обеспечения. Международное сотрудничество России с зарубежными странами в Арктике осуществляет по основным экономическо-технологическим направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s partnership with foreign countries on the Arctic region of the Russian Federation

The article looks at Russia’s partnership relations with foreign countries on the issues of the Arctic region of the Russian Federation, which stand out on a friendly basis. They stand on a friendly basis. The Arctic region has an exceptionally important strategic importance for resolving the tasks of defense capability and state security. The problem of ensuring the sustainability of Arctic development will undoubtedly require resolving a wide range of issues related to the development of a space for trusting relations in the Arctic, stimulating public-private partnership, and coordinating the development of technological support. International cooperation of the Arctic region of Russia with foreign countries in the Arctic is carried out in the main economic and technological areas.

Текст научной работы на тему «Партнерские отношения России с зарубежными странами по вопросам арктического региона РФ»

УДК 32.019.5

Ю.В. Синчук

доктор политических наук, профессор;

заведующий кафедрой теории и истории международных отношений МГЛУ; e-maiL: sinchukjv@maiL.ru

ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ ПО ВОПРОСАМ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА РФ

В статье рассматриваются партнерские отношения России с зарубежными странами по вопросам Арктического региона РФ, которые выстраиваются на дружественной основе. Арктический регион имеет исключительно важное стратегическое значение для решения задач обороноспособности и безопасности государства. Проблема обеспечения устойчивости арктического развития,потребует решения широкого спектра вопросов, касающихся развития пространства доверительных отношений в Арктике, стимулирования государственно-частного партнерства, согласования направлений развития технологического обеспечения. Международное сотрудничество России с зарубежными странами в Арктике осуществляет по основным экономическо-технологическим направлениям.

Ключевые слова: Россия; Арктика; партнерские отношения; приоритетные задачи; Арктический регион; стратегические интересы; безопасность государства.

Yu. V. Sinchuk

Doctor of political Sciences, Professor Head of the Department of theory and history of international relations, Moscow State Linguistic University: e-mail: sinchukjv@mail.ru

RUSSIA'S PARTNERSHIP WITH FOREIGN COUNTRIES ON THE ARCTIC REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The articLe Looks at Russia's partnership reLations with foreign countries on the issues of the Arctic region of the Russian Federation, which stand out on a friendLy basis. They stand on a friendLy basis. The Arctic region has an exceptionaLLy important strategic importance for resoLving the tasks of defense capability and state security. The problem of ensuring the sustainabRity of Arctic development wiU undoubtedly require resolving a wide range of issues related to the deveLopment of a space for trusting reLations in the Arctic, stimuLating pubLic-private partnership, and coordinating the development of technological support. International cooperation of the Arctic region of Russia with foreign countries in the Arctic is carried out in the main economic and technoLogicaL areas.

Key words: Russia; the Arctic; partnerships; priority tasks; the Arctic region; strategic interests; state security.

Арктика и прилегающие к ней территории на современном этапе являются одним из центров соприкосновения стратегических интересов крупнейших мировых держав. Усиливающееся внимание к арктическому макрорегиону обусловлено перспективностью разработки северных углеводородных месторождений, добычей морепродуктов, а также растущей потребностью в развитии международных морских перевозок. Арктика становится катализатором общегосударственного развития.

В современном мире Арктика как перспективный регион, у которого не определены точные границы, территория разделена на так называемые сектора ответственности, один из которых закреплен за РФ, является источником споров и конфликтов и объектом, объединяющим мировые державы, имеющие свои интересы в Арктическом регионе [Синчук, Слободчиков 2005]. Решение общих или спорных вопросов создает условия для сотрудничества и взаимопризнания. При этом Россия всегда открыта для переговоров и плодотворного сотрудничества по вопросам данного региона, что подтверждает факт ее участия в подобных конференциях.

В силу капитало- и наукоемкости арктических проектов ни один из политических мировых игроков в этом регионе не в состоянии в полной мере осуществлять их самостоятельно. Масштабность возникающих задач, продиктованных спецификой Арктики, подчеркивает необходимость самого широкого международного сотрудничества.

Международное сотрудничество в Арктическом регионе развивается неравномерно, разнонаправлено, многоаспектно, пространство международного взаимодействия в Арктике существенно видоизменяется: реформируется состав участников Арктического совета, наиболее крупной организации арктической кооперации; создаются новые платформы для сотрудничества; продолжается сложная дипломатическая и политическая работа. Результатом стало создание в сентябре 2014 г. новой международной организации для развития экономической кооперации - Арктического экономического совета (Arctic Economic Council).

Участники Арктического экономического совета и арктические предприниматели и их ассоциации провозгласили главную задачу - создание платформы конструктивного диалога между правительствами стран-членов Арктического совета

и бизнес-сообществом для обеспечения устойчивого социально-экономического развития арктического макрорегиона [Arctic Economic Council...]. Проблема обеспечения устойчивости арктического развития, безусловно, потребует решения широкого спектра вопросов, касающихся развития пространства доверительных отношений в Арктике, стимулирования государственно-частного партнерства, согласования направлений развития технологического обеспечения деятельности в Арктике.

Территория Арктики как объект взаимодействия политических, экономических и геополитических интересов развитых и развивающихся стран насыщен высокой интенсивностью кооперационных процессов в арктическом макрорегионе и весьма значительной конфликтогенностью [Синчук, Слободчиков 2005].

Международное сотрудничество России с зарубежными странами в Арктике осуществляется по основным экономическо-технологическим направлениям: разведка и разработка арктических углеводородных месторождений и минеральных ресурсов; транспортный потенциал Арктики и Северного Ледовитого океана; судостроение; осуществление проектов по развитию арктической инфраструктуры; добыча возобновляемых ресурсов (рыболовство, скотоводство); биоэкономика и биотехнологии; создание наукоемкого производства, развитие «умного» (интеллектуального) бизнеса (knowledge-based business), коммерциализация научных исследований Арктики; арктический туризм [Журавель, Синчук 2017].

Интенсивному экономическому развитию Арктики препятствуют: высокая капиталоемкость и невысокая инвестиционная привлекательность (абсолютное большинство проектов имеют длительный период окупаемости); неразвитость инфраструктуры; высокие риски различного характера; трудности правового регулирования экономической и иной деятельности в Арктике из-за особенностей национальных законодательств; дороговизна разведочных скважин (в 4-5 раза выше, чем в обычных условиях); хрупкость арктической экологии и, следовательно, высокие экологические стандарты; сложность политической обстановки в регионе [Медведев 2015].

Для преодоления сдерживающих факторов необходима комплексная работа по интеграции потенциала арктической науки, бизнеса и некоммерческого сектора регионов [Иванов 2017].

Международное сотрудничество арктических кластеров должно приводить к новой «умной специализации» регионов с учетом их конкурентных преимуществ. На Ямале сложился добывающий кластер; на Дальнем Востоке, в Ленинградской и Мурманской областях складывается судостроительный кластер; в Архангельске, помимо развития судостроения, планируется трансграничный туристический кластер [Синчук, Журавель 2017].

Приоритетные задачи Российской Федерации в Арктике заключаются в следующем: сохранение Арктики как территории диалога, недопущение политизации сотрудничества, обеспечение стабильности в регионе [Танайлов 2011].

Россия выступает против привнесения в Арктику элементов политики конфронтации и в дальнейшем намерена решительно противопоставлять таким попыткам линию на развитие в регионе широкого международного взаимодействия и диалога. Россия стремится к сохранению мира, стабильности и конструктивного сотрудничества в Арктическом регионе.

Практическая деятельность РФ в Арктике включает: вопросы укрепления международного взаимодействия в природоохранной сфере; развитие ответственной хозяйственной деятельности для обеспечения устойчивого развития Арктики; повышения качества жизни населения Крайнего Севера, в том числе и его коренных народов. В своей деятельности Россия заинтересована в росте экономической активности в регионе и реализации совместных с зарубежными партнерами проектов на территории Арктической зоны Российской Федерации.

Введение Западом санкций в отношении Российской Федерации внесло коррективы в российские планы по реализации совместных проектов, в том числе по освоению крупных арктических нефтегазовых месторождений. Однако в этих условиях открылись и дополнительные возможности для развития взаимовыгодного сотрудничества в Арктике с нашими азиатскими партнерами, прежде всего с Китаем, Индией, Вьетнамом.

При этом, занимаясь развитием Арктики, освоением ее ресурсов, Россия не полагается исключительно на иностранное содействие. Использование и совершенствование отечественного потенциала, ускоренное развитие импортозамещения применительно к российским арктическим проектам.

Заинтересованность и решающая роль России в обеспечении стабильности развития Арктики в современных условиях может изменить ситуацию - возможна переориентация России на поиск иных партнеров (в связи со снижением доверия к Западу).

Российские аналитики считают, что у России есть возможность восстановления в полном объеме партнерства по линии Россия -Запад, связывая ситуацию с перспективой снижения рисков, усиления влияния новых геополитических игроков в Арктике. Но ряд исследователей акцентируют внимание на том, что у российско-китайского стратегического партнерства есть основания для сотрудничества на арктическом направлении. Китай не демонстрирует открыто свою заинтересованность в энергоресурсах Арктики и придерживается позиции, в рамках которой официальный акцент сконцентрирован на научных интересах. Интересы Китая в Арктическом регионе и сближение его в этих вопросах с Россией рассматриваются в качестве потенциально значимой точки роста геополитической конкуренции, прежде всего для стран Северной Европы.

Стратегические интересы Китая и России в построении многополярного мира в принципе совпадают или близки по геоэкономическому, геополитическому, ресурсно-экономическому и культурно-цивилизационному аспектам. В условиях, когда КНР, как и Россия, выступает за равноправное и многополярное мироустройство, в котором бы доминировал баланс сил и интересов, Россия может использовать конструктивный потенциал российско-китайского стратегического партнерства на арктическом направлении.

Арктический бассейн и, прежде всего, Северный морской путь представляет собой кратчайшую коммуникацию как связующее звено, соединяющее Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион, значимость которого всё более возрастает.

Арктика - зона общей ответственности приарктических государств. Сотрудничество между государствами в сфере экологии, судоходства, рыболовства является неизбежной необходимостью. Морские транспортные пути в Арктике, в частности Северный морской путь, проходящий вдоль северного побережья России, и Северо-Западный проход, который находится к северу от американского континента, пролегая через ряд канадских островов, связывают несколько стран. Самой значительной протяженностью береговой линии в Арктике обладают Россия и Канада.

Канадский вектор арктической геополитики России предполагает нейтрализацию конфликтогенного потенциала в российско-канадских отношениях, укрепление механизмов двустороннего и многостороннего, внеблокового сотрудничества в Арктике [Ну-рышев 2014].

Объективно сближает позиции России и Канады в Арктическом регионе то, что арктическая стратегия обеих стран сохраняет в большей мере скорее внутреннюю, чем внешнюю направленность. Арктическая политика Канады ориентирована на комплексное освоение региона, ее ключевые приоритеты определяются сферой обеспечения устойчивого социально-экономического и экологического развития своих северных территори, которые в этом отношении освоен в относительно меньшей степени, чем Арктическая зона Российской Федерации.

Вместе с тем угрозы международного терроризма, в частности, морского терроризма, связанные с рисками транспортировки оружия массового поражения, различных взрывчатых веществ и оружия путем морских перевозок, вынуждают США оценивать транспортную систему Арктики не только через призму традиционного подхода об исключительности американских национальных интересов [Синчук 2005].

В этом контексте окончательное признание США суверенитета Канады над Северо-Западным проходом представляется с точки зрения обеспечения безопасности взаимовыгодным обоим государствам, так как Канада смогла бы более жестко отслеживать перемещение грузов и людей в регионе.

В отношении Северного морского пути и России ситуация идентична. Интернационализация российского арктического морского пути также приведет к росту угроз безопасности и рисков, что невыгодно ни США, ни России.

Соответственно, несмотря на заявления о поддержке международного режима северных проходов, в действительности США занимают несколько более сдержанную позицию, поддерживая скорее региональный режим координации в отношении Северного морского пути и Северо-Западного прохода.

Партнерские отношения России с зарубежными странами по вопросам Арктического региона РФ выстаиваются на дружественной основе. У России нет территориальных споров в Арктике. Практически все разведанные морские запасы углеводородов

Арктики расположены в пределах исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных арктических государств, которые в соответствии со своим национальным законодательством и определяют порядок их освоения. Их суверенные права на разработку этих месторождений никем в мире не оспариваются [Барбин 2015], отметил Президент РФ В. В. Путин, отвечая на вопросы журналистов.

Морские пространства с соседями - Норвегией и США - разграничены на основе двусторонних соглашений, и линия разграничения на межгосударственном уровне не оспаривается. Эффективным являются двустороннее и региональное сотрудничество по управлению морскими биологическими ресурсами Арктики.

Вопрос о перспективах рыболовства в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана обсуждался в июле 2015 г. в Осло в формате арктической «пятерки» (Россия, США, Канада, Дания и Норвегия). Подписана Декларация о предотвращении нерегулируемого промысла в районе открытого моря Северного Ледовитого океана. К этим договоренностям могут присоединиться и другие заинтересованные государства.

В современных условиях существуют заявки прибрежных арктических государств на расширение внешних границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, поэтому имеются частичные «наложения» друг на друга. В случае подтверждения Комиссией по границам континентального шельфа обоснованности поданных заявок «накладывающиеся» участки континентального шельфа в Арктике разграничиваются в двустороннем порядке путем переговоров и на основе международного права. Алгоритм действий подтвержден в 2008 г. в ходе встречи министров иностранных дел арктической «пятерки» в г. Илулиссате (Гренландия, Дания) и зафиксирован в Илулиссатской декларации. Актуальность положений этого документа и в настоящее время подтверждается всеми его участниками [Барбин 2015].

Международное право в Арктике обеспечивает Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., которая ясно определяет права как прибрежных арктических, так и других государств. Это исключает возможность конфликта из-за доступа к минеральным или водным биологическим ресурсам.

Но при этом остается актуальной тот факт, что в последние годы, ведущие страны НАТО, и прежде всего США, заметно активизировали усилия по наращиванию своего политического, военного и экономического присутствия в российском секторе Арктики; мощные промышленные международные корпорации мечтают взять под свой контроль сырьевые ресурсы России в арктических районах. По оценкам экспертов Запада и ООН, стоимость всех запасов основных видов полезных ископаемых России составляет 28 трлн дол. (в США, к примеру, только 8 трлн), из них на Север приходится около 80 %, а также почти 100 % разведанных у нас запасов никеля, кобальта, олова и редкоземельных элементов.

США и ведущие страны НАТО для усиления своего влияния в Арктике основной упор делают на увеличение полномочий уже имеющихся международных арктических организаций и комитетов и создание новых, проведение широкомасштабных фундаментальных и военно-прикладных исследований в Арктике, расширение изучаемых районов с включением в них исключительной экономической зоны России [Синчук, Синчук 2016]. Всё это - следствие изменившейся не в пользу России геополитической обстановки, расширения НАТО на Восток, формирования однополюсного мира с новой системой международных отношений.

По мнению западных экспертов, господство в Арктике - необходимое условие обеспечения глобальных стратегических интересов Запада. Поэтому настойчиво и методично пытаются вытеснить Россию не только из Арктики, но и из исторически принадлежащего ей сектора. Проблема Арктики - не просто проблема территориальная. Она имеет военно-политический, экономический, правовой аспекты и в целом является проблемой государственной и национальной безопасности РФ.

Рост внимания к Арктике позволяет активизировать деятельность в Арктической зоне РФ, обеспечивать эффективную реализацию задач по ее развитию, расширять арктическое партнерское сотрудничество.

Государственная политика Российской Федерации в Арктике отличается целенаправленными и скоординированными действиями. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций

в соответствии с их полномочиями и сферами деятельности на принципах государственно-частного партнерства, а также в рамках сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациям обеспечивают и активизируют государственную арктическую политику в России.

Стратегия развития Арктического региона РФ требует формирования и активизации единой целостной государственной арктической политики в России, направленной на создание условий для устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны РФ, выравнивание региональных и отраслевых диспропорций, создание системы государственной поддержки арктических регионов, формирование новых, адаптированных к современным реалиям институтов и механизмов развития российской Арктики. Государственная арктическая политика, учитывающая особенности развития арктических территорий, направлена на обеспечение устойчивого развития этого макрорегиона, на реализацию национальных интересов России в Арктике. Устойчивый рост социально-экономического развития Арктической зоны РФ зависит от уровня развития человеческого потенциала и интеллектуального капитала.

Северный морской путь из Европы в Азию - один из ключевых торговых маршрутов глобального значения и масштаба, развитие которого взаимосвязано с комплексным развитием Арктического региона РФ в целом. Северный морской путь - инструмент сохранения территориальной целостности России и обеспечения единства экономического пространства и экономической и военной безопасности государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Барбин В. Арктика требует серьезного отношения и межгосударственного взаимодействия. 25. 11. 2015. URL: www.arctic-info.ru. Журавель В. П., Синчук Ю. В. Силовые структуры России в Арктике: состояние и перспективы развития // Управление инновационным развитием Арктической зоны Российской Федерации: сб. избран. тр. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. Архангельск : КИРА, 2017. С. 33-37. Иванов Г. В. Геополитическое значение Северного морского пути в эпоху глобального развития // Управление инновационным развитием Арктической зоны Российской Федерации: сб. избран. тр. по материалам

Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. Архангельск : КИРА, 2017. С. 9-13.

Медведев Д. А. Международное экономическое сотрудничество в Арктике // Арктический экономический совет. Сер. «Проблемы безопасности в Арктике». М. : Наука, 2015. URL: csef.ru.

Нурышев Г. Н. Арктическая геополитика России и Канады // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2014. Вып. 2 (6). С. 4-8.

Политические учения ХХ-ХХ1 вв. / В. Г. Егоров [и др.]. М. : ИИУ МГОУ, 2015. 284 с.

Синчук Ю. В. Национальная безопасность Российской Федерации: аксиологический подход // Глобализация и национальные интересы России: c6. научн. стат. Уфа : Восточный университет, 2005. С. 276-282.

Синчук Ю. В., Журавель В. П. Арктика: НАТО contra Россия // Геополитика и безопасность. 2017. № 3 (39). С. 113-121.

Синчук Ю. В., Потапов А. С., Белозёров В. К. Конфликтология: теория и практика. Ч. 1. Научно-теоретическая база конфликтологии. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. С. 55-61.

Синчук Ю. В., Синчук И. Ю. К вопросу об укреплении национальной безопасности государства в контексте «мягкой силы» // Роль технологий «мягкой силы» в информационном, ценностно-мировоззренческом и цивилизационном противоборстве. М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016. С. 245-270.

Синчук Ю. В., Слоботчиков О. Н. Политология: учеб. пособие. Н-Нов-город : Нижегород. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, 2005. 505 с.

Танайлов C. B. Геополитика и энергетическая безопасность // Вестник МГОУ. 2011. № 2. С. 182-190. (Сер. История и политические науки.)

Arctic Economic Council established // Press release. 10.09.2014. The Norway Embassy in Canada Arctic Economic Council established // Press release. 10.09.2014. The Norway Embassy in Canada (URL www.emb-norway. ca/norway) and Canada-News-Arctic-Economic Council-established. VSGS-Hd6Sp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.