Научная статья на тему 'Экономическая безопасность Арктики'

Экономическая безопасность Арктики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
429
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ПОЛИТИКА / POLITICS / РОССИЯ / RUSSIA / АРКТИКА / ARCTIC / ЗАЩИТА ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ИНТЕРЕСОВ / THE PROTECTION OF VITAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Синчук Ю.В., Власов Б.Е.

В статье анализируется экономическая безопасность России в Арктике и Мировом океане, обеспечение экономической безопасности Арктики объекта государственного регулирования России. Обозначены основные тенденции и перспективы реализации государственной экономической политики РФ, раскрыты приоритетные направления ее развития, а также разработаны конкретные предложения по защите жизненно важных интересов России в Арктике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economic security of the Arctic

The article examines the economic security of Russia in the Arctic and the World ocean, the economic security of the Arctic an object of state regulation in Russia. Identified the main trends and prospects of realization of state economic policy of the Russian Federation, revealed the priority directions of its development, and developed specific proposals for the protection of vital interests of Russia in the Arctic.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность Арктики»

УДК 338.22.021.1; 327.8

Ю. В. Синчук, Б. Е. Власов

Синчук Ю. В., доктор политических наук, профессор;

заведующий каф. теории и истории международных отношений МГЛУ;

e-maiL: sinchukjv@maiL.ru

Власов Б. Е., кандидат юридических наук;

начальник каф. теории и методики государственного управления Академии Управления МВД России; е-maiL: b.e.vLasov@maiL.ru

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АРКТИКИ

В статье анализируется экономическая безопасность России в Арктике и Мировом океане, обеспечение экономической безопасности Арктики - объекта государственного регулирования России. Обозначены основные тенденции и перспективы реализации государственной экономической политики РФ, раскрыты приоритетные направления ее развития, а также разработаны конкретные предложения по защите жизненно важных интересов России в Арктике.

Ключевые слова: экономическая безопасность; политика; Россия; Арктика; защита жизненно важных интересов.

Yu. V. Sinchuk, B. E. Vlasov

Sinchuk Yu. V., Doctor of poLiticaL Sciences, Professor; Head of the Department of poLiticaL science, Moscow state Linguistic University; e-maiL: sinchukjv@maiL.ru, SPIN-code: 8874-7919

Vlasov B. E, PhD (LegaL Sciences), Head of the Department of Theory and Methods of PubLic Administration, Academy of the Ministry of InternaL Affairs of Russia; e-maiL: b.e.vLasov@maiL.ru

THE ECONOMIC SECURITY OF THE ARCTIC

The articLe examines the economic security of Russia in the Arctic and the WorLd ocean, the economic security of the Arctic - an object of state reguLation in Russia. Identified the main trends and prospects of reaLization of state economic poLicy of the Russian Federation, reveaLed the priority directions of its deveLopment, and deveLoped specific proposaLs for the protection of vitaL interests of Russia in the Arctic.

Key words: economic security, poLitics, Russia, the Arctic, the protection of vitaL interests.

Президент России В. В. Путин отметил важность арктического региона со стратегических позиций с точки зрения обеспечения национальной безопасности: «Арктика, безусловно, неотъемлемая часть Российской Федерации, находящаяся под нашим суверенитетом

в течение нескольких веков. Так оно и будет оставаться во все последующие времена». Экономическая безопасность, являясь составной частью национальной безопасности, обеспечивает решение задач, стоящих перед государством, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации обозначены личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

В общей системе обеспечения и укрепления экономической безопасности РФ и в целом национальной безопасности России в современном мире Арктика является важным и актуальным объектом [Касюк, Харичкин 2015. с. 25-34]. С XXI в. геополитическое пространство Арктики становится сферой конкурирующих экономических интересов всё большего числа государств. В современном мире Арктика, перспективы ее развития занимают особое место. Владение Арктикой и владение всем миром тождественны. Кто владеет Арктикой, владеет всем миром.

В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г., утвержденной Президентом Российской Федерации 20 февраля 2013 г., и в дальнейшем, в плане мероприятий по реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. от 30 августа 2016 г., утвержденном Председателем Правительства Российской Федерации, включающим в себя 80 мероприятий по шести направлениям, основной акцент сделан на обеспечении экономической безопасности через комплексное развитие арктического региона и противодействие рискам и угрозам, а также военной безопасности.

Проблемы Арктики и Мирового океана сталкивают интересы различных государств и групп государств. Освоением Арктического шельфа заинтересованы многие страны, такие как Россия, Норвегия, Финляндия, Канада, США. При этом часть Арктики, самый большой сектор среди приполярных государств, находится под суверенитетом и юрисдикцией Российской Федерации - арктическая зона России Федерации (территория Арктической зоны Российской

Федерации) - объект государственного регулирования. Защита национальных интересов России в Арктике и Мировом океане является первостепенной задачей [Синчук 2013, с. 93-98].

На современном этапе Российская Федерация выступает в роли связующего звена между важнейшими финансово-экономическими регионами современного мира - регионами Атлантического, Тихого и Индийского океанов. По оценкам как российских, так и западных ученых, больше всего богаты нефтью и газом арктические территории и акватории России. Главные перспективы связаны с Ямало-Ненецким автономным округом, полуостровом Ямал и Гыданским полуостровом. В Красноярском крае значительные перспективы связаны с равнинным Енисей-Хатангским междуречьем и Нордвик-Хатангским районом. Перспективны также территории между реками Анабар и Лена на севере Республики Саха (Якутия). Среди шельфов морей Северного Ледовитого океана особенно богаты нефтью и газом шельфы Баренцева и Карского морей, Обская и Тазовская губы, Енисейский залив. Геологоразведочные работы на этих акваториях только начаты, уже открыты такие богатые месторождения углеводородов, как Штокмановское, Ленинградское, Русановское и др.

Президент России В. В. Путин на совещании по вопросу развития Арктики отметил огромное значение региона Арктики и для укрепления позиций России в мире, и для обеспечения экономических интересов. Президент РФ поручил обеспечить защиту национальных интересов России в Арктике. Площадь Арктической зоны Российской Федерации достигает 3,4 млн квадратных километров, что составляет порядка 20 (19,9 % российской территории) [Синчук, Журавель 2017, с. 113-121]. В том числе 2,2 млн кв. км суши, где проживают более 2,5 млн человек. Это менее 2 % населения России (146,8 млн) и более 54 % от общего населения всей Арктики (4,6 млн).

Арктический шельф - крупный регион, обладающий огромнейшим углеводородным потенциалом, способным обеспечить значительную часть энергетических потребностей страны, принести большой экономический эффект и обеспечить экономическую безопасность страны. По данным ученых, еще даже 80 % арктических запасов остаются неразведанными.

Северный морской путь (далее СМП) из Европы в Азию рассматривается как один из ключевых торговых маршрутов глобального

значения и масштаба [Совещание по вопросу комплексного развития Арктики 2017]. Северный морской путь - главная судоходная магистраль страны, внутренний кратчайший морской путь России (между Европейской частью России и Дальним Востоком), играет важную роль в хозяйственной жизни государства, особенно тех областей, которые связаны с Северным Ледовитым океаном большими реками: Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма, Хатанга и другими образующими с арктическими морями единую исторически сложившуюся национальную транспортную коммуникационную систему Российской Федерации в Арктике. Северный морской путь, прорезающий Арктику вдоль северных берегов Евразии, имеет стратегическое значение для России. Он соединяет северные и дальневосточные порты, Европу с Азией, связывает Сибирь и Дальний Восток с коренными русскими землями.

Северный морской путь, являясь основной национальной транспортной артерией, формирующей опорную транспортную сеть страны, активно встраивается в международные транспортные сети, что не только позволяет выбирать оптимальные маршруты товародвижения, повышать скорость доставки грузов, но и обеспечивать надежность перевозок. СМП на экономическом пространстве севера России дает импульс к развитию и углублению процессов международного сотрудничества и интеграции, развитию «коридоров» экономического сотрудничества нового типа - Евро-Арктический (Баренцев), Мурманский, Архангельский, Чукотский, Азиатско-Тихоокеанский коридоры.

Таким образом, уровень развития морского транспорта в гораздо большей мере, чем ранее, констатирует целостность экономического пространства государства, крепость связей между ее регионами. Морской транспорт - стратегическая отрасль России.

Новое геополитическое значение Арктики в современных условиях, связанное с материальным базисом - открытием огромных углеводородных запасов на арктическом шельфе, вызывает к ней повышенный интерес и привлекает пристальное внимание большого числа влиятельных государств, в том числе расположенных за географическими пределами региона. Арктика утратила статус периферийного района и оказалась в центре внимания многих наций. Вопросы развития региона Арктики вызывают серьезные разногласия. Наблюдаемое

в последние годы отступление льдов, по мнению экспертов, может привести к конфликту и военной конфронтации в ходе конкуренции разных стран за ресурсы региона.

С учетом изменений геополитической обстановки в регионе и мире с целью оценки рисков ее трансформации в сторону снижения относительной стабильности в условиях столкновения национальных геополитических интересов в арктическом регионе, с одной стороны, и определения перспектив роста интегративного потенциала как основы сотрудничества и взаимодействия в Арктике - с другой, Арктическая территория является предметом сотрудничества и соперничества на международной арене в современном мире.

В настоящее время наиболее актуализирована проблема экономической безопасности как ключевая в становлении новой системы глобальной и региональной безопасности, в которой создание комплексной системы безопасности в Арктике становится основной областью деятельности в регионе и в мире в целом [Иванов 2017, с. 9-13].

Таким образом, сформулированные положения, обобщения и выводы позволяют более глубоко проанализировать современные проблемы Арктики на современном этапе и на этой основе определять тенденции и перспективы реализации государственной экономической политики РФ, раскрыть приоритетные направления ее развития, а также разработать конкретные предложения по защите жизненно важных интересов России в Арктике. Отдельные выводы и практические рекомендации могут быть учтены и использованы органами государственной власти при разработке и реализации экономической стратегии Российской Федерации, в процессе совершенствования механизма обеспечения экономической и национальной безопасности.

Российская деятельность в Арктике предельно открыта. Россия не нарушает международных обязательств. Всякие обвинения России в милитаризации Арктики беспочвенны [Журавель, Синчук 2017, с. 33-37], ибо она защищает национальные интересы, решает задачи по защите и охране государственной границы Российской Федерации, восстановлению своей военной инфраструктуры, по обеспечению деятельности хозяйствующих субъектов по разведке и добыче нефти и газа, охране месторождений, беспрепятственного функционирования Северного морского пути [Журавель 2016, с. 14-20], способствует сохранению баланса сил в регионе, противодействует вместе

с правоохранительными органами и спецслужбами новым вызовам и угрозам национальной безопасности.

Укреплению экономической безопасности способствует реализация госпрограммы для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны, достижения стратегических интересов и обеспечения национальной безопасности России в Арктике. Проект новой редакции госпрограммы Федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 31 августа 2017 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Журавель В. П. Активизация деятельности стран НАТО в Арктике // Зарубежное военное обозрение. 2016. № 12. С. 14-20. Журавель В. П., Синчук Ю. В. Силовые структуры России в Арктике: состояние и перспективы развития / Управление инновационным развитием Арктической зоны Российской Федерации: сборник избранных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Архангельск : КИРА, 2017. С. 33-37. Иванов Г. В. Геополитическое значение Северного морского пути в эпоху глобального развития / Управление инновационным развитием Арктической зоны Российской Федерации: сборник избранных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Архангельск : КИРА, 2017. С. 9-13. Касюк А. Я., Харичкин И. К. Внешние угрозы национальной безопасности Российской Федерации и перспективы их нейтрализации // Вестник МГУ. Серия 12: Политические науки. 2015. № 1. С. 25-34. План мероприятий по реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. URL: http://government.ru/ (дата обращения: 05.04.2017).

Путин В. В. Передача Арктики под международное управление - «полная

глупость» // Газета. URL : www.gazeta.ru (дата обращения: 03.10.2017). Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. 20 февраля 2013 года. URL : docs.cntd.ru (дата обращения: 07.04.2017). Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» Москва, Кремль 29 апреля 1996 года. № 608. URL : pravo.gov.ru/proxy/ips/ (дата обращения: 16.04.2017).

Синчук Ю. В., Журавель В. П. Арктика: НАТО contra Россия // Геополитика и безопасность. 2017. № 3(39). С. 113-121.

Синчук И. Ю. Методологические основы судоходной политики России в обеспечении национальной безопасности // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». М. : Изд-во МГОУ, 2013. №2. С. 93-98.

Совместное заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации. URL : government.ru/news/20747/ (дата обращения: 21.11.2017).

Совещание по вопросу комплексного развития Арктики. 29 марта 2017 года. URL : kremlin.ru/events/president/news/54147 (дата обращения: 30.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.