DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_50 УДК 614.8
О МЕСТЕ МЧС РОССИИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ About the place of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the system of ensuring national security in the Arctic zone of the Russian Federation
ШЕНШИН Виктор Михайлович,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149 E-mail: [email protected];
НАЗАРОВА Ирина Сергеевна,
Начальник кафедры конституционного и административного права факультета (командного) Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии. 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: [email protected];
УТКИН Николай Иванович,
Профессор кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149 E-mail: [email protected];
SHENSHIN Viktor Mikhailovich,
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149 E-mail: [email protected] ;
NAZAROVA Irina Sergeevna,
Head of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Faculty (command) St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of National Guard Troops. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1. E-mail: [email protected] ;
UTKIN Nikolay Ivanovich,
Professor of the Department of Theory and History of State and Law of St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149 E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В процессе проведенного исследования раскрывается место МЧС России в системе обеспечения национальной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации. Делается вывод, что Министерство является крайне важным, востребованным звеном в системе обеспечения безопасности России, выступает слаженной, мобильной, хорошо оснащенной структурой. В ходе анализа выделяются особенности взаимодействия МЧС России с иными ведомствами в рамках обеспечения национальной безопасности в Арктическом регионе. Констатируется факт того, что уровень развития аварийно-спасательной инфраструктуры не соответствует темпам реализации инфраструктурных проектов. Акцентируется внимание на деятельности, связанной с Северным морским путем.
Abstract: In the course of the conducted research, the place of the EMERCOM of Russia in the system of ensuring national sec urity in the Arctic zone of the Russian Federation is revealed. It is concluded that the Ministry is an extremely important, in-demand link in the security system of Russia, acts as a well-coordinated, mobile, well-equipped structure. In the course of the analysis, the peculiarities of the interaction of the Ministry of Emergency Situations of Russia with other agencies in the framework of ensuring national security in the Arctic region are highlighted. The fact is stated that the level of development of emergency rescue infrastructure does not correspond to the pace of implementation of infrastructure projects. The attention is focused on the activities related to the Northern Sea Route.
Ключевые слова: МЧС России; национальная безопасность; Арктическая зона Российской Федерации; Арктика.
Keywords: EMERCOM of Russia; National Security; Arctic zone of the Russian Federation; Arctic.
Для цитирования: Шеншин В.М., Назарова И.С., Уткин Н.И. О месте МЧС России в системе обеспечения национальной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации //Право и государство; теория и практика. 2023. № 5(221). С. 50-55. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_50.
For citation: Shenshin V.M., Nazarova I.S., Utkin N.I. About the place of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the system of ensuring national security in the Arctic zone of the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp.50 -55. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_50.
Статья поступила в редакцию: 13.04.2023
В юридической литературе отмечается, что национальная безопасность «является производным от научной категории «безопасность», характеризующим один из ее уровней: международная или региональная безопасность» [1, с. 22-27].
В.И. Ярочкин дает следующее определение безопасности - он пишет, что «это скорее не отсутствие опасности, а защита от нее» [2, с. 15].
А.О. Линдэ безопасность видит как «состояние защищенности суверенной власти от внутренних и внешних угроз, а также отсутствие этих угроз»
[3, с. 27].
Определение национальной безопасности мы находим в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (2021 г), в которой национальная безопасность определяется как - состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны1.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Фе-
1 Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351. Далее по тексту - Стратегия.
дерации», Указом Президента РФ от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», а также Постановлением Правительства РФ от 30.03.2021 № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»в состав сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации (далее по тексту - АЗРФ) входят территории таких субъектов Российской Федерации, как: Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ; части территорий следующих субъектов Российской Федерации: Республика Карелия; Республика Коми; Республика Саха (Якутия); Красноярский край; Архангельская область.
Чукотский автономный округ и территории Республики Саха (Якутия) входят в состав Дальневосточного федерального округа.
Анализ нормативных правовых актов показывает, что 1/9 часть России отнесена в соответствии с российским законодательством к АЗРФ.
Учитывая то, что реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации осуществляется органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями, уместно отметить, что все федеральные органы исполнительной власти тем или иным образом обеспечивают выполнение предписаний, заложенных в текст Стратегии.
МЧС России, являясь федеральным органом исполнительной власти, непосредственно участвует в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в АЗРФ [4, с. 102-115].
Каким же образом реализуется такое участие, какое место занимает МЧС России в системе обеспечения национальной безопасности в АЗРФ? Именно данные позиции составляют предмет настоящего исследования.
Обратимся к Стратегии, в которой указывается, что повышенное внимание мирового сообщества к проблемам изменения климата и сохранения благоприятной окружающей среды используется в качестве предлога для воспрепятствования освоению Россией Арктики.
В подпункте 17 пункта 101 Стратегии прописано важное положение, которое позволяет России достичь цели внешней политики путем обеспечения интересов государства, связанных с освоением Арктики.
Вопрос обеспечения безопасности в АЗРФ является актуальным, постольку, поскольку в современных условиях идет активное освоение данного региона, размещение в нем промышленных предприятий и объектов, включая особо опасные объекты нефтегазового комплекса. Безусловно, все это увеличивает риск возникновения техногенных аварий и катастроф, и как следствие повышает значение деятельности МЧС России.
Нельзя не согласиться с мнением исследователей, которые отмечают, что безопасность в Арктическом регионе является одним из приоритетных направлений деятельности и развития МЧС России до 2030 года [5, с. 37].
Как справедливо отметил Б.В. Гавкалюк: «Гарантированное спасение и сохранение жизни человека при его нахождении в Арктике - одна из приоритетных задач МЧС России в Арктическом регионе» [6].
Необходимо отметить, что функция предупреждения и ликвидации последствий ЧС1 в Арктической зоне наиболее полно раскрывает ее значение и важность для человека, общества и государства.
Можно выделить два основных фактора, которыми обусловлена важность данной функции.
Во-первых, техногенные чрезвычайные ситуации в Арктической зоне могут вызвать катастрофические последствия.
Во-вторых, ликвидация чрезвычайных ситуаций в Арктике требует колоссальных усилий и ресурсов.
С.Б. Немченко пишет: «Требуется легально закрепить понятие системы комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций, что заложит вектор развития всего законодательства, посвященного обеспечению комплексной безопасности в Арктике» [7, с. 117-127].
С.К. Шойгу высказал мнение, что «комплексная безопасность — это своего рода реакция на появление понятия «комплексные риски», а ее суть заключается в том, что «безопасность страны рассматривается не как отдельная локальная задача, а как комплекс задач» [8, с. 41-44].
В связи с тем, что в современных условиях необходимо повышать эффективность реагирования на любые потенциальные чрезвычайные ситуации сил и средств МЧС России, происходит наращивание оперативного, аналитического, кадрового потенциала, оснащение ведомства самой современной техникой.
Президентом Российской Федерации перед МЧС России поставлены приоритетные задачи, некоторые из них, в части касающейся, отметим [9]:
Во-первых, - поставки в МЧС России современной техники и экипировки. Так, к 2030 году в целом доля новой спасательной техники должна составить не менее 81 %, а пожарных автомобилей - не менее 56 %.
В 2020 году впервые утверждена программа переоснащения МЧС России современными видами и образцами пожарной, спасательной и авиационной техники. На реализацию этой программы до 2030 года выделяются значительные средства - почти 190 миллиардов рублей.
Развиваются пожарные и спасательные подразделения, повышается их мобильность, готовность к немедленному реагированию на угрозы природного и техногенного характера [10, с. 17; 11, с. 11-22].
С учетом опыта работы с крупнейшими производителями такой техники, прежде всего это «КамАЗ» и «Урал», прорабатывается вопрос заключения долгосрочных контрактов, с обеспечением прозрачности ценообразования, сокращения сроков поставок и оптимизации сервиса посредством заключения контрактов «жизненного цикла».
Особое внимание уделяется совершенствованию экипировки и снаряжения пожарных и спасателей, в том числе с учетом климатических и других особенностей [12, с. 52-74].
Развивается учебно-материальная база подготовки сотрудников МЧС России.
Во-вторых, повышение эффективности ведомства во многом зависит от ликвидации дублирующих звеньев, прежде всего в управленческих и обеспечивающих подразделениях. Высвободившиеся таким образом штатные единицы подлежат передаче в оперативные спасательные и пожарные службы и подразделения, будет увеличен инспекторский состав надзорных органов.
При решении этих и других задач МЧС России нужно активнее взаимодействовать с общественными добровольческими объединениями и волонтерами [13, с. 71 -77]. Это касается не только тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций, но и профилактической работы, включая обучение
1 Здесь и далее: ЧС - чрезвычайная ситуация.
граждан основам безопасной жизнедеятельности.
Добровольные пожарные команды и дружины, другие объединения - это серьезное подспорье в работе МЧС России в Арктическом регионе, и в этой связи прорабатывается возможность об упрощении процедуры передачи высвобождающейся исправной техники МЧС России для оснащения организаций добровольной пожарной охраны.
Дополнительной мерой является развитие добровольческих формирований. Большинство стран мира при обеспечении безопасности опирается не только на федеральные структуры, но и на добровольцев, вклад которых в общее дело весьма велик. Добровольческие организации осуществляют деятельность в зоне ответственности МЧС России.
В 2021 году участвовали в ликвидации ЧС и их последствий более 39 тысяч раз - это плюс 18 % к аналогичному периоду 2020 года, в тушении техногенных пожаров почти 30 тысяч раз - это плюс 19 %, в тушении лесных и ландшафтных пожаров более 13,5 тысячи раз - плюс 20 %.
Собственными силами добровольцы спасли 352 человека. Кроме того, добровольцами спасательных организаций совершено более 25 тысяч выездов на аварийно-спасательные, поисковые работы и оказание помощи населению.
Несмотря на большие абсолютные значения, в долевом отношении добровольцы самостоятельно реагируют только на один процент от общего числа пожаров, что очевидно обуславливает целесообразность дальнейшего развития этого института. В 2022 году исполнилось 130 лет Всероссийскому добровольному пожарному обществу, которое в начале XX века по праву считалось одним из лучших в Европе. Работа по развитию добровольных обществ продолжается совместно с субъектами Российской Федерации, в том числе, входящими в АЗРФ.
В-третьих, это развитие аварийно-спасательной инфраструктуры в Арктическом регионе. На решение этой задачи выделены значительные федеральные средства. Например, только на оснащение МЧС России современными вертолетами в арктическом исполнении направлено более 18 миллиардов рублей.
В рамках реализации проекта «Арктические технологии спасения» в январе 2022 года началась активная стадия возведения арктического комплексного центра в городе Певек. Ввод в эксплуатацию планируется завершить до 2024 года.
Реализация этих проектов обеспечит прикрытие Северного морского пути, а также критически важных объектов инфраструктуры в этой зоне профессиональными аварийно-спасательными формированиями, усиленными звеньями арктической авиации МЧС России.
Обращаясь к недавнему прошлому, отметим, что 2021 год характеризовался увеличением количества чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера. Всего их произошло 386, число выросло на 17 % по - сравнению с 2020 годом.
В 2021 году в стране произошло 3210 природных пожаров, их площадь составила более 8,5 миллиона гектаров. Основные очаги пожаров были зафиксированы в Республике Саха (Якутия) - почти восемь тысяч пожаров площадью восемь миллионов гектаров, например, в Иркутской области - почти 600 пожаров площадью 462 тысячи гектаров, в Тюменской области - порядка 700 пожаров, 194 тысячи гектаров.
Природа рисков при этом меняется, и пожары происходят даже в районах Крайнего Севера. Так, в 2021 году был редкий случай возникновения пожаров в Арктике, когда лесотундра горела и при температуре минус 15 градусов Цельсия. Развитие антропогенной деятельности в Арктической зоне также обуславливает необходимость повышения соответствующего уровня защиты арктических территорий от чрезвычайных ситуаций.
Работа на уникальной площадке Арктического спасательного учебно-научного центра «Вытегра» показала необходимость проведения дальнейшей работы по вопросам развития аварийно-спасательной инфраструктуры в российской Арктике.
Вопрос создания и развития системы комплексной безопасности для защиты населения, территорий и критически важных для национальной безопасности объектов АЗРФ от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является актуальным не только для МЧС России, но и для других ведомств.
Сегодня силы и средства различных ведомств в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) решают задачи в Арктике, исходя из своей компетенции:
силы Морспасслужбы Минтранса России ориентированы в большей степени на несение аварийно-спасательной готовности в акватории Северного морского пути в поисково-спасательных районах;
ледокольный флот ГК «Росатом», осуществляя ледовые проводки судов, в том числе участвует в поиске и спасании на море. Также Росатом реализует ведомственную программу по дополнительному оснащению ледокольного флота аварийно-спасательным оборудованием, доводя ледоколы до аварийно-спасательной единицы;
силы Минздрава России оказывают скорую медицинскую помощь и выполняют санитарную эвакуацию;
Федеральное медико-биологическое агентство организует действия сил «медицины катастроф»;
Роскосмосом создана спутниковая группировка, а на базе подразделений МЧС России развернуты совместные центры по приему и обработке информации дистанционного зондирования Земли;
Минприроды через Рослесхоз осуществляет тушение природных пожаров;
субъекты Российской Федерации, также решают задачи по реагированию на ЧС на своих территориях;
МЧС России проводит поисково-спасательные и аварийно-спасательные работы, тушит пожары в населенных пунктах, а также координирует действия различных сил и средств в рамках РСЧС.
Оценивая интенсивность реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов в АЗРФ, а также ориентируясь на выполнение задач, поставленных документами стратегического планирования (Основы государственной политики в Арктике до 2035 года (Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2020 № 164) и Стратегия развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года (Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 №645), возникла необходимость пересмотра подходов к созданной в период 2010-2020 годов группировке РСЧС, с целью учета вектора развития региона.
Несмотря на то, что общая группировка составляет более 35 тыс. человек и около 5 тыс. ед. техники, ее дислокация носит локальный характер. В основном это пожарные подразделения МЧС России и субъектов Российской Федерации, сосредоточенные в крупных городах и населенных пунктах. Спа-
сательная составляющая, как правило, представлена частными аварийно-спасательными формированиями (формированиями субъектов предпринимательской деятельности), ориентированными, прежде всего, на защиту объектов собственника.
При этом отсутствует единый центр принятия комплексных решений. Таким образом, как только произошедшее событие выходит за рамки возможностей отдельного ведомства или приобретает межрегиональный характер, сразу появляются проблемы координационного характера.
Ориентируясь на темпы развития АЗРФ и Северного морского пути, а также на появление новых экономических проектов, можно констатировать, что уровень развития аварийно-спасательной инфраструктуры не соответствует темпам реализации инфраструктурных проектов (государственные ведомства не успевают за бизнесом).
Отдаленность, сложные природно-климатические условия и ограниченная транспортная доступность значительно увеличивают масштаб ЧС и их последствия.
События в Норильске (весной-летом 2020 года) выявили целый комплекс проблем при ликвидации ЧС в этом регионе, которые, в том числе несут серьезные репутационные риски для России.
Авария показала, как многогранна и ранима природа этого края, как сложно доставлять туда силы и средства ликвидации ЧС, даже при их наличии, какой затяжной характер приобретает ликвидация последствий ЧС и как важна в этом регионе роль хозяйствующих субъектов, реализующих инфраструктурные проекты.
Справочно: К ликвидации последствий данной ЧС были привлечены силы и средства 4-х федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов исполнительной власти Красноярского края, а также профессиональные аварийно-спасательные подразделения. Основные задачи выполнили подразделения МЧС России, Морспасслужбы, ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Транс нефть».Всего более 740 человек и 300 единиц технике, в том числе 11 воздушных судов.
Говоря о наличии сил и средств МЧС России в АЗРФ, следует отметить, что авиация МЧС России в указанном регионе не базируется. Сухопутные территории и акватория Северного морского пути не прикрыты. Отсутствуют аварийно-спасательные суда для обследования подводных потенциально-опасных объектов в северных морях.
В Западной Арктике действуют 6 АКАСЦ (Архангельск, Мурманск, Вытегра, Нарьян-Мар, Воркута, Дудинка.
В Восточной Арктике функционирует 2 малочисленных ПСП и специальная пожарная часть по прикрытию ПАТЭС «Ломоносов».
Учитывая темпы и перспективы развития региона, а также результаты анализа потенциальных рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и возможностей сил и средств МЧС России первоочередными мерами по обеспечению национальных интересов Российской Федерации в Арктике в части обеспечения безопасности населения и территорий от ЧС являются:
1. Создание арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС России в узловых точках региона (Сабетта, Диксон, Тикси, Певек) и оснащение их необходимой техникой, техническими средствами, имуществом, экипировкой, современными средствами связи, снаряжением и запасами материально-технических средств.
Указом Президента Российской Федерации от 27 февраля 2023 г. № 123 внесены коррективы в Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации, предусматривающие, в том числе, и развитие инфраструктуры связи в Арктической зоне.
Так, 10 марта 2023 года анонсирован проект, затрагивающий обеспечение интернетом военных объектов в Арктике. Российские арктические части получили новые системы связи, способные работать в самых экстремальных условиях. В Арктике устойчивая и надежная связь очень важна. Это и безопасность, и обеспечение взаимодействия, оперативной коммуникации. Наличие связи - очень важный элемент обеспечения жизнедеятельности. Сложность заключается в удаленности Заполярья. Мобильная связь требует наличия сети сотовых вышек, либо это должен быть мощный ретранслятор. В Арктике это осложнено отсутствием городов и поселков. Как вариант - спутниковая связь, но сигнал может не проходить по ряду причин, к примеру, из-за атмосферных явлений [14].
В конце 2022 года АО «ГЛОНАСС» представило новый проект по развитию Арктики. Локальная навигационная система для обеспечения связи на всем протяжении Северного морского пути позволит не только приспособить его под новые геополитические реалии, но и качественно изменить жизнь местного населения. Тем самым навигационный суверенитет России будет обеспечен.
На данный момент отмечается большой спрос на использование высокоточных систем позиционирования, альтернативных радионавигационных наземных локальных систем, способных работать в сложных условиях распространения сигналов в окружающей среде.
Кроме того, растет необходимость повышения безопасности наземных, речных и морских транспортных перевозок, проведения работ, направленных на освоение Арктики и Северного морского пути (СМП), глобализации перемещения различных объектов в условиях открытого и закрытого пространств [15].
В 2021 году заключен контракт на создание Арктического комплексного аварийно-спасательного центра МЧС России в г. Певек. (постановка на дежурство - декабрь 2023 года).
Создание специализированных комплексных объектов в узловых точках региона позволит прикрыть восточную часть Арктики. Зоной ответственности данных подразделений будет являться территория Арктической зоны, включая наземные и береговые инфраструктурные объекты, в том числе действующие и перспективные месторождения, объекты транспортной инфраструктуры, а также внутренние воды и береговая зона АЗ РФ.
В 2022 году завершена работа по выделению земельных участков для размещения специализированных комплексных объектов в населенных пунктах Диксон и Тикси и вахтовом поселке Сабетта.
Следующий приоритет - создание арктической авиационной группировки МЧС России, включая укомплектование авиационной техникой и создание аэродромной инфраструктуры, для полного прикрытия Северного морского пути и прилегающих к нему территорий, с местами дислокации в непосредственной близости от арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС России.
С учетом возможностей отечественной промышленности по выпуску воздушных судов и реализации крупных инвестиционных проектов в Арктической зоне предполагается поэтапное создание семи авиационных звеньев: на базе вертолетов Ми-8 в г. Архангельск и г. Мурманск, а также на базе вертолетов Ми-38 в населенных пунктах Сабетта, Диксоне, Тикси, Певеке и Анадыре.
Справочно: Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2021 года № 1338-р МЧС России выделено дополнительное финансирование на закупку в авиационные подразделения до 2027 года 9-ти вертолетов Ми-38 и 4-х вертолетов Ми-8. Государственные контракты с Улан-Удинским и Казанским заводами заключены.
Размещение авиационно-спасательных звеньев в непосредственной близости от АКАСЦ МЧС России существенно увеличивает радиус действия наземной группировки при организации поисково-спасательных работ (до 400 км для Ми-8, до 750 км для Ми-38).
А с учетом возможной посадки на борт действующих и перспективных атомных ледоколов и дозаправки воздушных судов это расстояние увеличивается почти вдвое и перекрывает Северный морской путь на всем его протяжении.
Все необходимые организационные и технические мероприятия Росатом и МЧС России решают в тесном взаимодействии (вопросы дозаправки и хранения топлива, швартовка воздушных судов, размещение экипажей и др.).
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах в Белом, Баренцевом, Карском морях и ведения в установленном порядке реестра подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации осуществляется силами МЧС России.
Возможно два подхода к решению данной задачи:
Первый - строительство многофункционального морского спасательного судна ледового класса Arc 5 и создание береговой инфраструктуры в порту г. Архангельск.
Второй - в качестве альтернативного варианта сегодня рассматривается выполнение данных функций, используя суда Морспасслужбы. В настоящее время ведутся переговоры по условиям аренды их аварийно-спасательных судов.
16 февраля 2022 г. на расширенном заседании коллегии МЧС России Президентом Российской Федерации отмечена необходимость активного взаимодействия государства с крупными компаниями, такими как Роснефть и НОВАТЭК, в вопросах развития аварийно-спасательной инфраструктуры МЧС России в АЗРФ. По мнению Президента Российской Федерации это позволит более эффективно использовать бюджетные средства.
МЧС России организована совместная работа с указанными компаниями по вопросам их участия в создании в интересах ведомства объектов аварийно-спасательной инфраструктуры.
Прорабатываются вопросы размещения арктических центров на существующих объектах газодобывающего кластера в поселке Сабетта Ямало-Ненецкого автономного округа, а также создание аварийно-спасательной инфраструктуры на объектах нефтедобычи в районе бухты Север, в 40 километрах южнее поселка Диксон Красноярского края.
Для размещения личного состава предложено трехэтажное здание общей площадью1668 м2. Для техники МЧС России Ямал СПГ построит гараж общей площадью 957,7 м2.
В настоящее время проходит этап согласования задания на проектирование.
Перспективы развития арктической территории Красноярского края (Таймыра) связаны с реализацией крупного инвестиционного проекта «Восток Ойл» ПАО «НК «Роснефть» по разработке нефтегазовых месторождений в районе Бухты Север (в 40 км южнее пос. Диксон).
В этой связи проводится совместная работа МЧС России и ПАО «НК «Роснефть» по интеграции аварийно-спасательной инфраструктуры МЧС России в проект «Восток Ойл». Потребность по площадям и архитектурно-планировочные решения арктического комплексного аварийно-спасательного центра направлены в ПАО «НК «Роснефть», находятся на рассмотрении.
Предлагается размещение договорных пожарно-спасательных и аварийно-спасательных подразделений МЧС России для прикрытия потенциально опасных объектов в Арктической зоне.
1 августа 2022 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 2115-р был утвержден План развития Северного морского пути на период до 2035 года. Вопросам безопасности в данном, безусловно, стратегическом документе уделено серьезное внимание.
План включает отдельный раздел 4 «Безопасность судоходства по Северному морскому пути». Всего данный раздел состоит из семи подразделов, включающих 63 (шестьдесят три) мероприятия, в том числе:
подраздел 4.1 Создание арктической спутниковой группировки - 8 (Роскосмос, Минцифры); подраздел 4.2 Развитие гидрографического обеспечения - 4 (Росатом, Минпромторг);
подраздел 4.3 Развитие гидрометеорологического обеспечения судоходства в акватории Северного морского пути -20 (Росгидромет, Росатом, Роскосмос, Минтранс, Минпромторг, Минобрнауки);
подраздел 4.4 Развитие аварийно-спасательной инфраструктуры - 14 (МЧС России, Минтранс, Росморречфлот, Росатом); подраздел 4.5 Развитие медицинского обеспечения судоходства - 6 (Минздрав, Минтранс, ФСБ России, ФМБА, Росатом);
подраздел 4.6 Обеспечение экологической безопасности судоходства - 8 (Минприроды, Минвостокразвития, Минтранс, Росприроднадзор, Росгидромет, Росатом, субъекты РФ в АЗРФ);
подраздел 4.7 Развитие кадрового обеспечения судоходства - 3 (Минвостокразвития, Минобрнауки, Минпросвещения, Росатом, компании судовладельцы).
Мероприятия, направленные на обеспечение безопасности судоходства по Северному морскому пути, реализуют 16 федеральных органов исполнительной власти, арктические регионы и компании судовладельцы (МЧС России, Минтранс, Минприроды, Минвостокразвития, Минпромторг, Минздрав, Минобрнауки, Минпросвещения, Минцифры, ФСБРоссии, Росморречфлот, ФМБА, Росгидромет, Росприроднадзор, Роскосмос, Росатом, субъекты РФ в АЗРФ, компании судовладельцы).
План развития Северного морского пути на период до 2035 года (в части мероприятий МЧС России) включает: создание к 2025 году4 арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС России в Певеке, Тикси, Диксоне и Сабетте; создание к 2026 году7 авиационно-спасательных звеньев МЧС России в Архангельске, Мурманске, Сабетте, Диксоне, Тикси, Анадыре и Певеке и оснащение их вертолетами Ми-8 и Ми-38 в арктическом исполнении;
оснащение арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС России техникой, техническими средствами, оборудованием, имуществом, экипировкой и снаряжением;
строительство к 2025 году многофункционального морского спасательного судна ледового класса (Arc 5) и создание береговой инфраструктуры в г. Архангельске (соглашение с Морспасслужбой на использование судов).
Дополнительным мероприятием является строительство к 2025 году многофункционального морского спасательного судна ледового класса (Arc 5) и создание береговой инфраструктуры в г. Архангельске (соглашение с Морспасслужбой на использование судов);
Создание к 2027 году во всех АКАСЦ подразделений применения беспилотной авиации (десять) в Мурманске, Архангельске, Воркуте, Нарьян-Маре, Сабетте, Дудинке, Диксоне, Тикси, Певеке и Анадыре.
При условии реализации всех запланированных мероприятий, только в области компетенции МЧС России мы получим не только гарантированно прикрытую силами и средствами сухопутную территорию Арктической зоны, прилегающую к Северному морскому пути, но и собственно Северный морской путь.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 10 июля 2022 года № Пр-1244 МЧС России поставлена задача совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и арктическими субъектами провести учение «Безопасная Арктика - 2023».
Охват учений: 24 федеральных органа исполнительной власти и 2госкорпорации, создающих функциональные подсистемы РСЧС; 9 субъектов РФ, имеющих в составе Арктическую зону; 5 крупнейших добывающих компаний.
В высоких широтах планируется отработать 16 вводных, отражающих наиболее характерные природные и техногенные риски для российской Арктики: радиационные инциденты на объектах Росатома, авиационные происшествия, аварии на объектах нефтегазового комплекса и др.
В ходе учений будут отработаны вопросы создания межведомственных группировок спасательных сил и средств, в том числе с применением аэромобильных технологий.
Таким образом, МЧС России является крайне важным, востребованным звеном в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Арктическом регионе. Это слаженная, мобильная, хорошо оснащенная структура, готовая выполнить любые задачи, вытекающие из ее функций и полномочий, имеющая огромный компетентный и ресурсный потенциал.
Библиогра фия:
1. Ирошников, Д. В. Еще раз о соотношении категории «безопасность» и понятия «национальная безопасность» в правовой доктрине и действующем законодательстве Российской Федерации / Д. В. Ирошников // Национальная безопасность России: актуальные аспекты : сборник избранных статей Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29 сентября 2021 года. - Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2021. - С. 22-27. - DOI 10.37539/NB193.2021.15.79.005. - EDN FRCREW.
2. Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Теория безопасности. М. : Академический проект : Фонд «Мир», 2005. С. 15.
3. Линдэ А.О. Международно-правовые основы борьбы государства с угрозами национальной безопасности : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 27.
4. Малько, А. В. Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике (Обзор материалов "круглого стола") / А. В. Малько, С. Б. Немченко, А. А. Смирнова // Государство и право. - 2016. - № 6. - С. 102-115. - EDN WDCLYH.
5. Немченко С.Б. О реализации функций государства по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. // Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике: материалы круглого стола. / под общ. Ред. Э.Н. Чижикова, А.В. Малько, С.Б. Немченко; сост. А.А. Смирнова, Н.И. Уткин. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. - 2015. - С. 37.
6. https://zvezdaweekly.ru/news/202110281550-PD5Hk.html
7. Немченко С.Б. «Система комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций: к разработке правового понятия» // В сборнике: Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе. Безопасный город в Арктике Международная научно-практическая конференция. Материалы конференции. МЧС России. - 2016. - С. 117-127.
8. Шойгу С.К. Комплексная безопасность: от экспозиции к действию // Право и безопасность. - 2009. - С. 41 -44.
9. http://www.kremlin.ru/events/president/news/67790
10. Попов, И. А. Арктика как регион нарастания геополитических рисков: роль и место России / И. А. Попов, В. О. Микрюков // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. - 2015. - № 4(14). - С. 17. - EDN VSNXDB.
11. Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 11-22. - EDN WCAYMY.
12. Гриняев, С. Н. Вопросы комплексной безопасности в Основах государственной политики России в Арктической зоне до 2035 г.: предыдущий опыт и перспективы реализации / С. Н. Гриняев, В. П. Журавель // Арктика и Север. - 2020. - № 39. - С. 52-74. - DOI 10.37482/issn2221-2698.2020.39.52. - EDN HZIUGM.
13. Смирнова А.А., Князев А.А. Правовое обеспечение деятельности добровольных спасательных формирований в Российской Федерации // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 5(55). - С. 71 -77.
14. https://news.mail.ru/incident/55357834/?frommail=1
15. https://yandex.ru/turbo/expert.ru/s/2022/11/28/glonass-obespechit-navigatsionniy-suverenitet-rossii/
References:
1. Iroshnikov, D. V. Once again about the correlation of the category "security" and the concept of "national security" in the legal doctrine and the current legislation of the Russian Federation / D. V. Iroshnikov // National Security of Russia: Topical aspects : a collection of selected articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, September 29, 2021. - Saint Petersburg: Private scientific and educational institution of additional professional education Humanitarian National Research Institute "National Development', 2021. - pp. 22-27. - DOI 10.37539/NB193.2021.15.79.005. - EDN FRCREW.
2. Yarochkin V.I., Buzanova Ya.V. Security theory. M. : Academic project : Mir Foundation, 2005. p. 15.
3. Linde A.O. International legal foundations of the state's struggle against threats to national security : dis. ... cand. jurid. M., 2008. p. 27.
4. Malko, A.V. Legal policy in the field of security in the Arctic (Review of the materials of the "round table") / A.V. Malko, S. B. Nemchenko, A. A. Smirnova // State and Law. - 2016. - No. 6. - pp. 102-115. - EDN WDCLYH.
5. Nemchenko S.B. On the implementation of the functions of the state to prevent and eliminate the consequences of emergency situations. // Legal policy in the field of security in the Arctic: materials of the round table. / under the general Editorship of E.N. Chizhikov, A.V. Malko, S.B. Nemchenko; comp. A.A. Smirnova, N.I. Utkin. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. - 2015. - p. 37.
6. https://zvezdaweekly.ru/news/202110281550-PD5Hk.html
7. Nemchenko S.B. "The system of integrated security of the Arctic zone of the Russian Federation from threats of emergency situations: towards the development of a legal concept"' // In the collection: Problems of prevention and liquidation of emergency situations in the Arctic region. Safe City in the Arctic International Scientific and Practical Conference. Conference materials. EMERCOM of Russia. - 2016. - pp. 117-127.
8. Shoigu S.K. Complex safety: from exposure to action // Law and security. - 2009. - pp. 41-44.
9. http://www.kremlin.ru/events/president/news/67790
10. Popov, I. A. The Arctic as a region of increasing geopolitical risks: the role and place of Russia / I. A. Popov, V. O. Mikryukov // GosReg: state regulation of public relations. - 2015. - № 4(14). - S. 17. - EDN VSNXDB.
11. Iroshnikov, D. V. Security as a category of international public law: a theoretical aspect / D. V. Iroshnikov // Law. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 1 (54). -Pp. 11-22. - EDN WCAYMY.
12. Grinyaev, S. N. Issues of integrated security in the Foundations of Russia's state policy in the Arctic zone until 2035: previous experience and prospects for implementation / S. N. Grinyaev, V. P. Zhuravel // Arctic and North. - 2020. - No. 39. - pp. 52-74. - DOI 10.37482/issn2221 -2698.2020.39.52. - EDN HZIUGM.
13. Smirnova A.A., Knyazev A.A. Legal support for the activities of voluntary rescue formations in the Russian Federation // Pravo. Safety. Emergency situations. -2022. - № 5(55). - Pp. 71-77.
14. https://news.mail.ru/incident/55357834 /?frommail=1
15. https://yandex.ru/turbo/expert.ru/s/2022/11/28/glonass-obespechit-navigatsionniy-suverenitet-rossii/