УДК 340 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3305-2020-10225
О формировании правовой основы развития Арктической зоны Российской Федерации в контексте обеспечения национальной безопасности
On the Formation of a Legal Basis for the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation in the Context of Ensuring National Security
Владимир Николаевич ПОПРОЦКИЙ,
кандидат юридических наук, юрисконсульт ООО «ДорСтройБизнес»
E-mail: poprotskiyvn@gmail.com
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования правовой основы развития Арктической зоны Российской Федерации в контексте обеспечения национальной безопасности, подчеркнуты особенности Арктической зоны, определяющие специальные подходы к ее социально-экономическому развитию и обеспечению национальной безопасности в Арктике.
Ключевые слова: правовая основа; правовое регулирование; Арктическая зона; национальная безопасность; государственная безопасность; экологическая безопасность; стратегическое планирование; изменения в Конституцию Российской Федерации; конституционное развитие; суверенитет; территориальная целостность.
Abstract. The article discusses the issues of forming the legal basis for the development of the Arctic zone of the Russian Federation in the context of ensuring national security, emphasizes the features of the Arctic zone that determine special approaches to its socio-economic development and ensuring national security in the Arctic.
Keywords: legal basis; legal regulation; Arctic zone; National security; state security; environmental Safety; strategic planning; changes to the Constitution of the Russian Federation; constitutional development; sovereignty; territorial integrity.
Конституционное развитие Российской Федерации в 2020 г. характеризуется своей направленностью на упрочение основ конституционного строя, укрепление устоев российской государственности, создает предпосылки для нового этапа административной реформы в Российской Федерации1, в том числе в области обеспечения национальной безопасности. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.2, была дополнена положениями, имеющими фундаментальное значение для дальнейшего развития российских государства и общества, в том числе касающимися обеспечения национальной безопасности3. Так, например, ст. 67 Конституции РФ была дополнена ч. 2.1, где сказано: «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территори-
альной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются». Эти положения касаются и затронутой в статье проблемы. К этому вопросу следует также отнести ч. 2 ст. 69 Конституции РФ, где говорится, что «государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия»; ст. 79.1, где сказано, что «решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, про-
тиворечащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».
Различные аспекты правового регулирования всего комплекса общественных отношений в области развития Арктической зоны исследовали В.Б. Агафонов, Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Е.А. Высторобец, В.П. Емельянцев, Н.Г. Жаво-ронкова, Д.Н. Кобылкин, Ю.В. Купряшкин, Т.Я. Хабриева, Н.И. Хлуденева и иные ученые4, которые в своих работах отмечали важность комплексного развития Арктической зоны, правового регулирования разнообразных отношений, складывающихся в процессе ее освоения, развития и защиты ее интересов. Так, 8 февраля 2013 г. Президентом РФ была утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года5. В п. 7 названной Стратегии были определены приоритетные направления развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности:
а) комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации;
б) развитие науки и технологий;
в) создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
г) обеспечение экологической безопасности;
д) международное сотрудничество в Арктике;
е) обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в Арктике.
В 2020 г. отмечается дальнейшее совершенствование правовой основы развития Арктической зоны Российской Федерации в контексте обеспечения национальной безопасности. В частности, были приняты указы Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»6, от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»7, а также ряд иных нормативных правовых актов. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, разработанным в целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и определяющим меры, направленные на выполнение основных задач развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности, а так-
же этапы и ожидаемые результаты реализации этих мер.
В данной Стратегии наглядно показаны взаимосвязь и взаимозависимость всего комплекса мер, направленных на развитие Арктической зоны РФ, с вопросами обеспечения национальной безопасности8. В п. 4 Стратегии прямо выделены особенности Арктической зоны, определяющие специальные подходы к ее социально-экономическому развитию и обеспечению национальной безопасности в Арктике, заключающиеся в следующем:
а) экстремальные природно-климатические условия, крайне низкие плотность населения и уровень развития транспортной и социальной инфраструктуры;
б) высокая чувствительность экологических систем к внешним воздействиям, особенно в местах проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации;
в) климатические изменения, способствующие возникновению как новых экономических возможностей, так и рисков для хозяйственной деятельности и окружающей среды;
г) устойчивая географическая, историческая и экономическая связь с Северным морским путем;
д) неравномерность промышленно-хозяйственного освоения отдельных территорий Арктической зоны, ориентированность экономики на добычу природных ресурсов, их вывоз в промышленно развитые субъекты Российской Федерации и экспорт;
е) высокая ресурсоемкость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения, их зависимость от поставок топлива, продовольствия и иных жизненно необходимых товаров из различных субъектов Российской Федерации;
ж) рост конфликтного потенциала в Арктике.
Раздел II Стратегии посвящен оценке состояния развития Арктической зоны и состояния национальной безопасности; раздел III — цели реализации Стратегии и мерам, направленным на выполнение основных задач развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности; раздел IV — основным направлениям реализации Стратегии в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях; раздел V — этапам и ожидаемым результатам реализации Стратегии, раздел V — основным механизмам реализации Стратегии.
2020 / № 4 Образование. Наука. Научные кадры
151
Стратегия определяет группы мер, направленных на выполнение разнообразных задач развития Арктической зоны, в сферах:
■ экономического развития;
■ развития инфраструктуры;
■ развития науки и технологий в интересах освоения Арктики;
■ охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
■ обеспечения защиты населения и территорий Арктической зоны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
■ обеспечения общественной безопасности;
■ обеспечения военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
При этом важнейшее значение отводится прежде всего экономическому развитию Арктической зоны, в том числе внедрению в Арктической зоне специального экономического режи-ма9, способствующего переходу к экономике замкнутого цикла; созданию новых и модернизации действующих промышленных производств, развитию наукоемких и высокотехнологичных производств; предоставлению инвесторам государственной поддержки при осуществлении ими капитальных вложений в объекты транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры; разработке и реализации программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов; созданию и развитию новой модели реализации экономических проектов на континентальном шельфе; стимулированию использования промышленной продукции российского производства при реализации новых экономических проектов; систематическому оказанию мер государственной поддержки экономически активному населению России, готовому к переезду (переселению) в Арктическую зону в целях осуществления трудовой деятельности; и др.
Таким образом, реализация Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года позволит в значительной степени приумножить экономический потенциал нашей стран, а также надежно обеспечить национальную безопасность.
1 См.: Редкоус В.М. Основные направления нового этана административной реформы в Российской Федерации / / Закон и право. 2020. № 8. С. 15—18; Он же. Административные реформы в государствах — участниках СНГ // Актуальные проблемы науки административного права: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием, посв. 90-летию Б.М. Лазарева. М., 2020. С. 130—136; и др.
2 Российская газета. 2020. 4 июля. № 144.
3 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
4 См.: Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Современные тренды правового обеспечения стратегического планирования природопользования в Арктике / / Lex Russica. 2018. № 7. С. 125 — 134; Хлуденева Н.И. Перспективы развития правовой охраны арктических экосистем // Журнал российского права. 2015. № 11. С. 114—122; Российская Арктика — территория права: альманах / Т.Я. Хабриева, Д.Н. Кобылкин, В.П. Емель-янцев и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Салехард: администрация Ямало-Ненецкого автономного округа; ИД «Юриспруденция», 2014; и др.
5 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: утв. Президентом РФ от 8 февраля 2013 г. № Пр-232 [Электронный ресурс] // СПС «Гарант-Максимум». URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 01.11.2020). Текст Стратегии официально опубликован не был.
6 СЗ РФ. 2020. № 10. Ст. 1317.
7 Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru
8 См.: Редкоус В.М. Особенности административно-правового обеспечения национальной безопасности в современных условиях // Закон и право. 2010. № 8. С. 107—109.
9 См. также: Современные правовые формы и методы администрирования в экономической сфере Российской Федерации: монография / Воронов А.М., Кобзарь-Фролова М.Н., Запольский С.В., Редкоус В.М., Гриш-ковец А.А., Бачурин Д.Г., Буланович Т.С. и др. М., 2020. Т. I; Редкоус В.М. Рецензия на монографию А.М. Волкова «Реализация и защита публичных прав частных лиц в недропользовании» (Душанбе: Изд-во «ЭР-ГРАФ», 2013) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2014. № 1. С. 286—287; и др.