Научная статья на тему 'РОССИЯ В АРКТИКЕ: ИТОГИ 2020 ГОДА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

РОССИЯ В АРКТИКЕ: ИТОГИ 2020 ГОДА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
883
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / АРКТИКА / ЭКОНОМИКА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АЗРФ / ОСНОВЫ ГОСПОЛИТИКИ АЗРФ-2035 / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АЗРФ-2035 / ЯМАЛ СПГ / АРКТИК СПГ-2 / ПОРТ САБЕТТА / СМП / RUSSIA / ARCTIC / AZRF / FUNDAMENTALS OF STATE POLICY IN THE ARCTIC ZONE UNTIL 2035 / STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ENSURING NATIONAL SECURITY FOR THE PERIOD UP TO 2035 / «YAMAL LNG» / «ARCTIC LNG-2» / PORT OF SABETTA / NSR / ECONOMY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Журавель Валерий Петрович

Арктика во все времена находилась в поле пристального внимания руководства России. В 2020 г. был принят ряд важных документов стратегического и долгосрочного планирования, определяющих государственную политику развития Арктической зоны на 15 лет вперёд. Среди наиболее значимых: Основы государственной политики в Арктической зоне до 2035 г. и Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г. Параллельно была продолжена работа по совершенствованию деятельности федеральных органов власти по освоению Арктики: обновлён состав Госкомиссии по вопросам развития Арктики и расширены её полномочия; началó свою деятельность недавно образованное Минвостокразвития России. В вопросе о расширении на Арктическую зону РФ компетенций институтов развития Дальнего Востока также было принято положительное решение. Внимание общественности было обращено на планируемые крупные инфраструктурные проекты во всех субъектах АЗРФ. Автор, обращая внимание на широкий перечень планируемых крупных инфраструктурных проектов во всех субъектах АЗРФ, высказывает сомнение в возможности их реализации с учётом имеющихся и потенциальных трудностей. В статье указывается на необходимость использовать отечественный опыт освоения Арктики в период председательства России в Арктическом совете в 2021-2023 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Журавель Валерий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA IN THE ARCTIC: THE RESULTS OF 2020 AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The Arctic has always been in the field of close attention of the Russian leadership. This was especially true in 2020. This year, a number of important strategic planning documents were adopted that define the country’s state policy in the Arctic zone for the next 15 years. These are: The Fundamentals of State policy in the Arctic Zone until 2035 and the Strategy for the development of the Russian Federation’s Arctic zone and ensuring national security for the period up to 2035. In parallel, work continued improving the federal authorities activities on the exploration and development of the Arctic. New members of the State Commission for Arctic development approved including their powers expanded. The newly formed Ministry of the Russian Federation for development of the Far East and the Arctic has begun its activity. Simultaneously, the Government decided on the extension of the Far East development institutions competence in the Arctic zone. The attention of the public was drawn to the planned major infrastructure projects in all the subjects of the Russian Arctic. The author, drawing attention to a wide list of planned major arctic infrastructure projects in all the subjects of the Russian Arctic zone, expresses doubts about the possibility of their implementation, taking into account the existing and potential difficulties. The article points to the need to use the experience in the advancement and development of the Arctic, acquired in 2020, during the Russian presidency of the Arctic Council in 2021-2023.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ В АРКТИКЕ: ИТОГИ 2020 ГОДА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №1

УДК 327

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120218995 Валерий ЖУРАВЕЛЬ

РОССИЯ В АРКТИКЕ: ИТОГИ 2020 ГОДА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. Арктика во все времена находилась в поле пристального внимания руководства России. В 2020 г. был принят ряд важных документов стратегического и долгосрочного планирования, определяющих государственную политику развития Арктической зоны на 15 лет вперёд. Среди наиболее значимых: Основы государственной политики в Арктической зоне до 2035 г. и Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г. Параллельно была продолжена работа по совершенствованию деятельности федеральных органов власти по освоению Арктики: обновлён состав Госкомиссии по вопросам развития Арктики и расширены её полномочия; начало свою деятельность недавно образованное Минвостокразвития России. В вопросе о расширении на Арктическую зону РФ компетенций институтов развития Дальнего Востока также было принято положительное решение. Внимание общественности было обращено на планируемые крупные инфраструктурные проекты во всех субъектах АЗРФ. Автор, обращая внимание на широкий перечень планируемых крупных инфраструктурных проектов во всех субъектах АЗРФ, высказывает сомнение в возможности их реализации с учётом имеющихся и потенциальных трудностей. В статье указывается на необходимость использовать отечественный опыт освоения Арктики в период председательства России в Арктическом совете в 2021-2023 гг.

Ключевые слова: Россия, Арктика, экономика, нормативно-правовое обеспечение АЗРФ; Основы госполитики АЗРФ-2035, Стратегия развития АЗРФ-2035, «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2», порт Сабетта, СМП.

Новые документы по развитию российской Арктики

В марте 2020 г. президент В.В. Путин утвердил Основы государственной политики в Арктической зоне до 2035 года1 (далее - Основы). Данный документ определяет ключевые цели, основные направления, задачи, методологию и инструменты реализации политики России в АЗРФ. В нём к основным национальным интересам отнесены обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства и достижение высокого уровня благосостояния и качества жизни населения. Ранее ставилась цель использовать Арктическую зону в качестве стратегической ресурсной базы РФ, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны. К сожалению, такая постановка вопроса, как показала практика, не позволяла развивать арктические территории. В документе определены 63 задачи в рам-

© Журавель Валерий Петрович - кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра арктических исследований Отдела страновых исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию: 08.02.2021.

1 Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года. Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. №164. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/f8Zpjhp AaQ0WB1zjywN04OgKiI1mAvaM.pdf (дата обращения 06.03.2020).

ках реализации восьми основных направлений государственной политики РФ в Арктике1.

26 октября 2020 г. была утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года2 (далее - Стратегия), где определяются меры, направленные на выполнение Основ, а также этапы и ожидаемые результаты их реализации.

Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. (далее - «Стратегия 2020») была утверждена с большим опозданием - через 4,5 года после утверждения «Основ 2020», а потом, через год, как инструмент реализации Стратегии была принята Госпрограмма социально-экономического развития Арктики. В этой связи выразим несогласие с утверждением некоторых уважаемых авторов, что «разработка и утверждение указанных документов были своевремен-ными»3. Попытка обосновать медлительность и столь длительную задержку подготовки данных стратегических материалов в 5 и более лет с оглядкой на разработку их в Норвегии, Дании, Канаде, США является, мягко говоря, некорректной. В результате данная Стратегия стала чисто теоретическим документом, а Госпрограмма не получила необходимого финансирования. Её фактическую реализацию планировалось обеспечить за счёт проведения ряда мероприятий, входящих в другие Госпрограммы, направленные на социально-экономическое развитие АЗРФ. Лишь в августе 2016 г. было решено приступить к осуществлению базовой стратегии.

Нынешнюю Стратегию отличает фундаментальный подход ко многим вопросам, определены реальные перспективы их решения, учитывающие особенности развития Арктической зоны и состояния национальной безопасности. Там, где речь идёт о результатах реализации «Стратегии 2020», по нашему мнению, вызывает сомнение достоверность представленных данных о том, что доля домашних хозяйств Арктической зоны, имеющих широкополосный доступ к Интернету, увеличилась с 73,9% в 2016 г. до 81,3% в 2019 г.

В конце декабря 2020 г. в Правительство РФ была внесена новая государственная программа развития Арктической зоны, с утверждением которой в ближайшее время российская Арктика будет иметь три документа стратегического планирования, определяющих перспективы её развития.

Главные итоги развития российской Арктики в 2020 г.

Принят широкий комплекс мер по стимулированию социально-экономического развития региона. Всё российское Заполярье было объявлено свободной экономической зоной. Так, 13 июля 2020 г. вступил в силу закон о господдержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне страны. Льготный режим касается налогов, кредитов, таможни, плановых проверок бизнеса и других аспектов4.

Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. №2186 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным резидентам АЗРФ для реа-

1 Подсчитано автором.

2 О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. №645. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010260033 (дата обращения 18.10.2020).

3 Крутиков А.В., Смирнова О.О., Бочарова Л.К. Стратегия развития российской Арктики // Арктика и Север. 2020. №40. С. 256.

4 Новые льготы для Арктики. Условия для бизнеса на Севере признаны лучшими в стране. СахаМедиа. 13.12. 2020. URL: https://yakutia-daüy.ru/novye-lgoty-dlya-arktiki-usloviya-dlya-biznesa-na-severe-priznany-luchshimi-v-strane/ (дата обращения 16.12.2020).

лизации инвестиционных проектов на её территории. Постановлением от 12 мая 2020 г. №656 создана территория опережающего социально-экономического развития «Столица Арктики», которая включает муниципальное образование «Кольский район» и город Мурманск.

Достигнуты успехи в расширении состава ледокольного флота России. 21 августа 2020 г. глава Правительства РФ М.В. Мишустин в Мурманске принял участие в церемонии приёмки головного универсального атомного ледокола «Арктика». 2 ноября он подписал поручение по итогам рабочей поездки в Мурманскую область1, включающее 22 пункта, касающихся деятельности большинства федеральных органов исполнительной власти и арктических субъектов РФ.

Сотрудничество Российской Федерации с арктическими государствами практически по всем направлениям было свёрнуто из-за санкций, введённых США и Евросоюзом против России. Несмотря на такие ограничения, РФ стремилась направлять усилия на укрепление добрососедских отношений со странами Арктического совета в рамках двустороннего сотрудничества и многосторонних региональных форматов взаимодействия.

Более пристальное внимание стало уделяться вопросам экологии в Арктическом регионе. Причиной тому стала крупная технологическая и экологическая авария, которая произошла 29 мая на ТЭЦ-3 в Норильске по вине ПАО «Норникель», в результате чего вылилось около 21 тыс. т дизельного топлива. Росприроднадзор оценил ущерб окружающей среде почти в 148 млрд руб., однако компания не согласилась с методикой расчёта и провела свою экспертизу, которая дала цифру в 7 раз меньше - 21,4 млрд руб.2 Арбитражный суд Красноярского края 5 февраля 2021 г. принял решение о возмещении компанией 146 млрд руб. В этом, на наш взгляд, проявилось принципиальное отношение государства к экологическим проблемам в Арктике, последствиям техногенных аварий. Компаниям стало ясно, что надо вовремя ремонтировать свою инфраструктуру и заменять ржавые трубопроводы и резервуары, своевременно принимать меры по модернизации производства. Средства от штрафа, как представляется, следует направить на восстановление окружающей среды именно в пострадавшем регионе, что очень важно для местных жителей, особенно для коренных малочисленных народов Севера. В России необходимо иметь программу по минимизации негативных экологических последствий освоения (добычи и транспортировки) ресурсов полезных ископаемых в Арктике, в первую очередь нефти и газа, чтобы не допустить катастрофических событий, наносящих крупный урон экосистеме, большие экономические и репутационные риски для имиджа страны.

Стоит отметить, что в «ковидном» 2020 г. публичная научная жизнь в регионах России не угасла, но продолжалась с использованием возможностей цифровых технологий. Среди научных форумов арктической направленности особое место заняло заседание Северного форума по устойчивому развитию в Якутске (27-30 сентября)3 и мероприятия, посвящённые 10-летию образования Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, являющегося одним из основных заведений высшей школы, которые специализируются на подготовке кадров для АЗРФ, кузницей профессиональных кадров для российской Арктики4. Наряду с решением экономических и социальных вопросов был успешно выполнен

1 О решениях по итогам рабочей поездки в Мурманскую область. 02.11.2020. URL: http://government.ru/orders/ selection/401/40758/ (дата обращения 06.12.2020).

2 Разлив дизтоплива в Норильске стал самым масштабным на планете. 24.12.2020. URL: https://news.rambler.ru/ community/45495862/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения 26.12.2020).

3 Максимова Д.Д. Северный Форум: возможности межрегионального сотрудничества в Арктике // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020. №4. С. 10-18.

4 Кудряшова Е.В. САФУ имени М.В. Ломоносова: 10 лет развития для обеспечения национальных интересов

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №1

запланированный объём мероприятий по укреплению обороноспособности страны, что позволило обеспечить её национальные интересы в регионе.

Основные перспективы и ориентиры развития Арктики до 2035 г.

Созданная в 2020 г. нормативно-правовая база позволяет приступить к решению накопившихся в регионе проблем. Реализация Стратегии рассчитана на три основных этапа: первый - 2020-2024 гг., второй - 2025-2030 гг., третий 2031-2035 гг. В 20-28 пунктах определены крупные экономические проекты для всех субъектов АЗРФ на ближайшие 15 лет, в соответствии с 30-32 пунктами указаны 39 крупных задач, которые необходимо будет последовательно решить1.

Если рассматривать основные инфраструктурные проекты АЗРФ, то в Мурманской области главные усилия будут направлены на комплексное развитие морского порта Мурманска, его международного аэропорта, закрытых населённых пунктов и территорий, где дислоцированы воинские формирования. В НАО в качестве первоочередных задач значатся: строительство глубоководного порта Индига и железнодорожной магистрали Сосногорск-Индига, разработка Коровинского и Кумжинского газоконденсатных месторождений, Ванейвиского и Лаявожского нефтегазоконденсатных месторождений. В Чукотском автономном округе планируется развитие морского порта Певек и его инфраструктуры, создание транспортно-логистического узла в глубоководном круглогодичном морском порту в бухте Провидения, модернизация Чаун-Билибинского энергоузла. Больше всего стратегически важных вопросов предстоит решить в ЯНАО. К ним относятся: развитие морского порта Сабетта с отгрузочными терминалами и морского судоходного канала в Обской губе, строительство и развитие железнодорожных магистралей, расширение производства сжиженного природного газа на полуостровах Ямал и Гыдан, развитие Новопортовского нефтегазоконденсатного и Бованен-ковского газоконденсатного минерально-сырьевых центров. В Архангельской области, наряду с повышением конкурентоспособности морского порта Архангельск, предстоит много работы по развитию транспортной инфраструктуры, обеспечивающей его связь с севе-ро-западными территориями, Уралом и Сибирью, развитию свинцово-цинкового минерально-сырьевого центра на архипелаге Новая Земля .

В отдельных муниципальных образованиях АЗРФ предстоит сосредоточиться:

• в Республике Карелия - на модернизации Беломорско-Балтийского канала;

• в Республике Коми - на диверсификации экономики и комплексном социально-экономическом развитии Воркуты и Инты, развитии угольных минерально-сырьевых центров на базе Печорского угольного бассейна;

• в Красноярском крае - на комплексном социально-экономическом развитии Норильска и Норильского промышленного района, строительстве новых добывающих мощностей шахты «Заполярная», создании и развитии на базе месторождений Западного Таймыра и Западно-Таймырского углепромышленного кластера нефтяного минерально-сырьевого центра, развитии морских портов Диксон и Дудинка и аэропорта в Хатанге;

• в Республике Саха (Якутия) - на дноуглублении рек Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма, комплексном развитии районов Анабарского и Ленского бассейнов с учётом развития минерально-сырьевых центров Томторского месторождения редкоземельных металлов,

России в Арктике // Арктическое обозрение. 2020. №6. С. 20-25.

1 Подсчитано автором.

2 О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Указ Президента ...

россыпных месторождений алмазов на территориях Анабарского, Булунского, Оленекского районов, Верхне-Мунского месторождения алмазов, Таймылырского месторождения каменного угля, Западно-Анабарского нефтяного минерально-сырьевого центра, комплексном развитии пос. Тикси1'2.

Стратегией также предусмотрены многочисленные проекты в АЗРФ по повышению жизненного уровня коренных малочисленных народов Севера, созданию аварийно-спасательных подразделений и центров управления в кризисных ситуациях в г. Певеке, поселках Са-бетта и Тикси, масштабному развитию отечественного туризма.

Развитие арктического туризма, тема актуальная для России, должно коррелировать с всесторонним и комплексным развитием всего региона. Проблема недостатка профессиональных и узкоспециализированных кадров, занимающихся организованным и легальным туризмом на местах, может быть решена обеспечением притока трудовых ресурсов из урбанизированных и перенасыщенных территорий. Подготовку специалистов для туриндустрии в Арктике, нужно проводить с учётом природно-климатических условий территории. Она должна включать усиленный психологический тренинг, а также освоение специальных инновационных технологий туристической педагогики. Важно создавать современную туристическую инфраструктуру, опираясь на традиции и культуру коренных народов. Развитие судоходства, навигационных систем, совершенствование обеспечивающих портов и повышение уровня безопасности создали в настоящее время благоприятные условия для развития арктического туризма. В решении этой задачи важно использовать международный опыт. Так, большинство национальных, региональных и локальных офисов по туризму в Арктике (в Канаде, Дании, США, Норвегии, Исландии, Финляндии и др.) сформировали стратегии наращивания турпо-токов, создали соответствующие туристические бренды, активно продвигая их на внутреннем и международном рынках, в том числе на территории Российской Федерации.

Планы по инфраструктурному и социальному развитию Арктики на сей раз вызвали очередной переполох у западных стран уже по поводу экономического усиления и влияния России в регионе. Но на реализацию данных проектов, на наш взгляд, будет отрицательно влиять продолжающийся отток населения, падение производства в связи с распространением пандемии COVID-19, отставание сроков развития инфраструктуры СМП, низкий уровень развития транспортной инфраструктуры АЗРФ. Выполнение вышеперечисленных проектов возможно при необходимом финансировании, уменьшении издержек при строительстве объектов и использовании возможностей государственно-частного партнёрства, установлении тесного взаимодействия региональных и муниципальных органов власти и бизнеса, а также восстановлении и расширении международного сотрудничества со странами Арктического совета.

* * *

Основы и Стратегия формулируют и уточняют государственную политику России в Арктике в контексте среднесрочного и долгосрочного планирования, а также могут стать основой программы председательства РФ в Арктическом совете на период 2021-2023 гг. Представляется, в неё должны войти насущные для региона темы, сконцентрированные вокруг его устойчивого развития при сбалансированном сочетании экологического, экономического и социального компонентов. Это вопросы улучшения качества и условий жизни населения в Арктике, в том числе КМНС, адаптации к климатическим изменениям; сохранение хрупких арктических экосистем и биоразнообразия при экономическом освоении региона, масштабных

1 Там же.

2 В формировании этих задач активное участие принимал член дирекции ИЕ РАН, бывший Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) В.П. Фёдоров.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №1

проектах по добыче и переработке природных ресурсов, интенсификации грузоперевозок по Севморпути. Требует поддержки российская инициатива по созданию международной арктической станции на безуглеродной основе на территории Ямала. Решение этих проблем предполагает коллективные усилия всех участников Арктического совета. В современных условиях важно вырабатывать новые подходы к организации международного сотрудничества с учётом борьбы с распространением опасных инфекций и новой коронавирусной пандемии.

Наше председательство будет проходить в сложной международной обстановке, когда отдельные государства, прежде всего Североатлантического альянса, пытаются настойчиво ограничивать нашу деятельность в Арктическом регионе, наращивая военную активность и постоянно усиливая санкционное давление по различным направлениям. В этих условиях Вооружённым силам РФ совместно с другими силовыми структурами необходимо добиваться сохранения баланса сил в регионе, твёрдо отстаивать национальные интересы государства.

Амбициозный перечень инфраструктурных проектов, изложенный в Стратегии, с одной стороны, показывает лидирующую роль России в Арктике, с другой - призван дать сигнал представителям бизнеса, привлекая их активно участвовать в инвестировании указанных объектов. Ход выполнения поставленных задач должен постоянно находиться на контроле Госкомиссии по вопросам развития Арктики. С созданием в 2019 г. Минвостокразвития внимание государства к арктическим проблемам значительно возросло. Для ведомства характерна активность в постановке и решении задач освоения и развития российской Арктики.

Список литературы

Крутиков А.В., Смирнова О.О., Бочарова Л.К. Стратегия развития российской Арктики. Итоги и перспективы // Арктика и Север. 2020. №40. С. 254-269.

Кудряшова Е.В. САФУ имени М.В. Ломоносова: 10 лет развития для обеспечения национальных интересов России в Арктике // Арктическое обозрение. 2020. №6. С. 20-25.

Максимова Д.Д. Северный Форум: возможности межрегионального сотрудничества в Арктике // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020. №4. С.10-18.

References

Krutikov, A.V., Smirnova, O.O., Bocharova, L.K. (2020). Strategiya razvitiya rossiiskoy Arkti-ki. Itogi i perspektivy [Strategy for the development of the Russian Arctic. Results and prospects]. Arktika i Sever [The Arctic and the North]. 40. P. 254-269. (In Russian).

Kudryashova, E.V. (2020). SAFU imeni M.V. Lomonosova: 10 let razvitiya dlya obespecheniya natsionalnykh interesov Rossii v Arktike [Northern Arctic Federal University (NArFU) named after M. V. Lomonosov: 10 years of development to ensure Russia's national interests in the Arctic]. Arkticheskoe obozrenie [Arctic review]. 6. P. 20-25. (In Russian).

Maksimova, D.D. (2020). Severnyi Forum: vozmozhnosti mezhregionalnogo sotrudnichestva v Arktike [Northern Forum: opportunities for Interregional cooperation in the Arctic]. Arktika 2035: aktualnye voprosy, problemy, resheniya [Arctic 2035: current issues, problems, solutions]. 4. P. 1018. (In Russian).

Russia in the Arctic: the Results of 2020 and Development Prospects Author. Valery Zhuravel, Candidate of Sciences (Pedagogics), Leading Researcher, Head of the Center for Arctic Studies of the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Associate Professor. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].

Abstract. The Arctic has always been in the field of close attention of the Russian leadership. This was especially true in 2020. This year, a number of important strategic planning documents were adopted that define the country's state policy in the Arctic zone for the next 15 years. These are: The Fundamentals of State policy in the Arctic Zone until 2035 and the Strategy for the development of the Russian Federation's Arctic zone and ensuring national security for the period up to 2035. In parallel, work continued improving the federal authorities activities on the exploration and development of the Arctic. New members of the State Commission for Arctic development approved including their powers expanded. The newly formed Ministry of the Russian Federation for development of the Far East and the Arctic has begun its activity. Simultaneously, the Government decided on the extension of the Far East development institutions competence in the Arctic zone. The attention of the public was drawn to the planned major infrastructure projects in all the subjects of the Russian Arctic. The author, drawing attention to a wide list of planned major arctic infrastructure projects in all the subjects of the Russian Arctic zone, expresses doubts about the possibility of their implementation, taking into account the existing and potential difficulties. The article points to the need to use the experience in the advancement and development of the Arctic, acquired in 2020, during the Russian presidency of the Arctic Council in 2021-2023.

Key words: Russia, Arctic, AZRF, Fundamentals of state policy in the Arctic zone until 2035, Strategy for the development of the Arctic Zone of the Russian Federation and ensuring national security for the period up to 2035, «Yamal LNG», «Arctic LNG-2», port of Sabetta, NSR, economy

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120218995

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.