Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЧС РОССИИ В ОБЛАСТИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЧС РОССИИ В ОБЛАСТИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
международное сотрудничество / МЧС России / взаимодействие / чрезвычайные ситуации / international cooperation / EMERCOM of Russia / interaction / emergencies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Анна Александровна, Шевченко Кирилл Владимирович

В представленном исследовании рассматривается международное сотрудничество МЧС России в области ликвидации чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International cooperation of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the field of emergency response

The presented study examines the international cooperation of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the field of emergency response.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЧС РОССИИ В ОБЛАСТИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_9_16 УДК 351.861

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЧС РОССИИ В ОБЛАСТИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ International cooperation of the Ministry of Emergency Situations of Russia

in the field of emergency response

СМИРНОВА Анна Александровна,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: rugachevaanna@yandex.ru;

ШЕВЧЕНКО Кирилл Владимирович,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: kirill_55@mail.ru;

SMIRNOVA Anna Alexandrovna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: rugachevaanna@yandex.ru;

SHEVCHENKO Kirill Vladimirovich,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: kirill_55@mail.ru

Краткая аннотация: В представленном исследовании рассматривается международное сотрудничество МЧС России в области ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Abstract: The presented study examines the international cooperation of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the field of emergency response.

Ключевые слова: международное сотрудничество; МЧС России; взаимодействие; чрезвычайные ситуации.

Keywords: international cooperation; EMERCOM of Russia; interaction; emergencies.

Для цитирования: Смирнова А.А., Шевченко К.В. Международное сотрудничество МЧС России в области ликвидации чрезвычайных ситуаций // Аграрное и земельное право. 2023. № 9(225). С. 16-19. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_16.

For citation: Smirnova A.A., Shevchenko K.V. International cooperation of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the field of emergency response // Agrarian and Land Law. 2023. No. 9(225). pp. 16-19. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_16.

Статья поступила в редакцию: 22.07.2023

Для современного мира безопасность является фундаментом стабильных развивающихся общественных отношений, однако безопасность регулярно подрывается возникновением новых рисков чрезвычайных ситуаций1.

Чрезвычайные ситуации существуют практически во всех сферах деятельности человека и могут наступить совершенно внезапно. Для минимизации последствий чрезвычайных ситуаций, необходимо быть готовыми к их возникновению, а в случае их возникновения - предпринимать необходимые меры.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, является важным элементом системы международной безопасности2, постольку, поскольку возникающие чрезвычайные ситуации являются угрозой жизнедеятельности людей не только в рамках одного государства, но и в рамках всего мирового сообщества. Данные угрозы носят разрушительный характер и наносят вред тысячам людей.

Согласно п. 1 ст. 1 Устава ООН, международная безопасность была сформирована, чтобы «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира». Тем самым государства — учредители ООН подчеркнули, что международная безопасность (как и мир) является определенным состоянием международных отношений.

Глобальный характер угроз, встречающихся в современном мире, требует комплексный подход к обеспечению безопасности стран и

регионов.

1 Шеншин, В. М. Об обеспечении Росгвардией стабильной системы безопасности в Арктике / В. М. Шеншин // Миграционное право. - 2023. - № 1. - С. 5-7. - DOI 10.18572/2071-1182-2023-1-5-7. - EDN FGEFUW.

2 Шеншин, В. М. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в Арктике и социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации - приоритетное направление развития вопросов обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике / В. М. Шеншин, К. М. Платонов // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Арктика - регион стратегических интересов: правовая политика и современные технологии обеспечения безопасности в Арктическом регионе : материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 октября 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, 2022. - С. 49-51. - EDN UXCOLD.

Говоря о международной региональной безопасности1, подчеркнем, что она характеризуется безопасностью отдельных регионов.

В территориальных зонах, где находится Российская Федерация2, международная региональная безопасность обеспечивается следующими организациями: СНГ; ШОС; ОДКБ3; БРИКС4.

Безопасность в сфере предупреждения и ликвидации ЧС на международном уровне, характеризуется защищенностью государств и их населения, ценностей, как культурных, так и исторических.

Для обеспечения международной безопасности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, как уже отмечалось, необходим комплексный подход к решению проблем в данной области. При этом, наряду с осуществлением специальных национальных программ, разрабатывается широкий спектр мероприятий в рамках международного сотрудничества5.

Международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации ЧС характеризуется реализацией совместной деятельности международных организаций и иных субъектов международных отношений. Такая деятельность обусловлена их взаимодействием между собой, которое призвано обеспечить всестороннее развитие механизма реагирования на ЧС, а также механизмов взаимопомощи и совместных действий. Такая деятельность основывается на международных принципах и нормах, которые должны соблюдаться субъектами такого сотрудничества.

Международная безопасность находится под угрозой, поэтому ситуацию в мире можно оценить как нестабильную. Международные конфликты пагубно влияют на глобальную безопасность, приводя к возможности возникновения стихийных бедствий, что в ряде случаев приводит к трагедии мирового масштаба и вызывает угрозу существования мира6.

Россия будет развивать свое участие в гуманитарных акциях широкого международного масштаба и сотрудничество по всем интернациональным проектам7. В то же время, необходимо отметить, что в последнее время наметилась тенденция по свертыванию сотрудничества по некоторым направлениям в связи со сложной международной обстановкой.

При этом Российская Федерация не просто активно взаимодействует с другими странами и организациями, компетентными в данной области, но и сама предлагает решение некоторых проблем и выступает с предложениями. Например, о формировании новых международных структур.

Так Россия выступала с предложением о создании исполнительной структуры для борьбы с ЧС - Международного агентства по ЧС. В качестве основных функций агентства были предложены: разработка и привлечение специальных технологий по борьбе с ЧС и экологическими проблемами, проведение технологических работ при глобальных катастрофах и многое другое.

Одним из главных документов в области ликвидации бедствий является программа под названием: «Сендайская рамочная программа действий по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы». Россия принимает в ней участие. В качестве ожидаемых результатов этой программы выступает минимизация риска бедствий и потерь при их возникновении.

Российская Федерация стремительно принимает участие в развитии международных связей в области природной и техногенной безопасности.

Осуществляемая международная деятельность МЧС России неразрывно связана с деятельностью МИД РФ. МИД РФ через своих дипломатических работников проводит эвакуации российских граждан, оказавшихся в зонах чрезвычайных ситуаций за пределами Российской Федерации, а пострадавшему населению иностранных государств от стихийных бедствий и катастроф - предоставляется гуманитарная помощь по дипломатической линии. То есть, МИД России является связующим звеном между иностранным государством и МЧС России.

В структуру МИД РФ входит Департамент Ситуационно-кризисный центр, который осуществляет мониторинг за кризисными и чрезвычайными ситуациями за рубежом, для обеспечения готовности и оперативного реагирования, в случаях, когда под угрозой находятся российские граждане, прибывающие на территориях иностранных государств.

Главным органом, осуществляющим предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации, является МЧС России.

МЧС России осуществляет в установленном порядке международное сотрудничество в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого назначения, гуманитарного разминирования, а также участие в международных гуманитарных проектах,

1 Грешных, А. А. Механизм правового регулирования региональной общественной безопасности на Северо-западе России как фактор обеспечения национальной безопасности / А. А. Грешных, Н. И. Уткин, В. М. Шеншин // Вестник Московского университета МВД России. - 2021. - № 2. - С. 14-19. - DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-14-19. - EDN AOSFJA.

2 Грешных, А. А. О некоторых тенденциях развития российского права, направленных на защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации / А. А. Грешных, Н. И. Уткин, В. М. Шеншин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2021. - № 5. - С. 8-11. - DOI 10.18572/1813-1247-2021-5-8-11. - EDN RLHBFK.

3 Колесник, А. А. О совершенствовании методических основ модельного законотворчества в Организации Договора о коллективной безопасности / А. А. Колесник // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 40-49. - EDN ASQSJS; Бондуровский, В. В. Задачи, решаемые Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности в условиях трансформации вызовов и угроз безопасности / В. В. Бондуровский, С. В. Поспелов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 29-36. - EDN EMOWWT.

4 Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. -2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.

5 Зокоев В.А., Иванов К.М. Основы международного сотрудничества в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: учебное пособие. Изд-е 2-е. перер. и доп. / Под общей ред. Э.Н. Чижикова. - СПб.: Санкт-петербургский университет ГПС МЧС России, 2018. С. 28-29.

Воробьев Ю.Л. Развитие международного сотрудничества в области ликвидации социально-политических последствий стихийных бедствий и обеспечения сейсмической безопасности России // Дисс. ... кандидата политических наук. М., 2017. С. 122.

7 Пучков В.А. «О долгосрочных перспективах развития системы МЧС России» // Проблемы анализа риска. 2021. № 1. Т. 10. С. 9.

программах и операциях.

Важное отличие норм международного права от других правовых норм состоит в том, что нормы международного права создаются субъектами самостоятельно. Именно поэтому, для осуществления международной деятельности, МЧС России заключает с международными неправительственными организациями договоры по оказанию помощи в ликвидации последствий стихийных бедствий.

Российская Федерация по вопросам борьбы с чрезвычайными ситуациями заключает соглашения с отдельными странами (Европы, Азии, Востока и другими), группами стран (НАТО, СНГ) и в рамках международных организаций (ООН, МОГО, УВКБ, УКГВ), членом которых является МЧС России.

Проанализировав данные соглашения, следует отметить, что в соответствии с соглашениями, основными направлениями деятельности сторон являются:

обмен информацией и опытом в области предупреждения и ликвидации природных и техногенных катастроф;

разработка и реализация совместных проектов в области предупреждения и ликвидации природных и техногенных катастроф;

оснащение поисково-спасательной техникой, имуществом и снаряжением;

создание базы данных о стихийных бедствиях и катастрофах;

формирование международной системы немедленного предупреждения о стихийных бедствиях;

обмен информацией для прогнозирования и оценки возможности возникновения ЧС и создаваемой угрозы для окружающей среды и населения;

обмен опытом для подготовки населения к действиям, в случае возникновения ЧС;

принятие мер для предотвращения распространения последствий ЧС;

оказание взаимной помощи при ликвидации ЧС;

развитие взаимовыгодного научно-технического сотрудничества: развитие совместных научно-исследовательских проектов; обмен научно-технической литературой и результатами исследовательских работ, информацией; организация совместных конференций, семинаров, учений и тренировок; обмен стажёрами, преподавателями, учеными, специалистами и их подготовка; создание и совершенствование центров подготовки спасателей на взаимных условиях.

Таким образом, соглашения играют большую роль при взаимодействии международных органов и организаций в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Заключаемые на международном уровне соглашения между странами и организациями, устанавливают принципы, пределы сотрудничества, рамки оказания помощи, права и обязанности сторон, определяют компетентные и координационные органы по взаимодействию.

Сегодня сотрудники МЧС России вносят неоценимый вклад в развитие мирового сотрудничества и обеспечения безопасности во всем

мире.

МЧС России активно продолжает внедрение методологии Международной консультативной группы по вопросам поиска и спасения (ИНСАРАГ) и Системы оценки и координации деятельности в чрезвычайных ситуациях ООН (ЮНДАК).

Способами оказания помощи пострадавшим государствам (их населению, правительствам и ведомствам), помимо реализации мер по оказанию чрезвычайной помощи, являются предоставление ресурсов материального характера, оказание материально-технической помощи.

Основополагающие задачи международной деятельности МЧС России выражаются в развитии и осуществлении сотрудничества с зарубежными ведомствами по чрезвычайным ситуациям и международными техническими организациями, оказании помощи за рубежом в ликвидации ЧС, участии в работе, программах и мероприятиях международной гуманитарной помощи. Кроме того, Россия создает и укрепляет мировую репутацию МЧС, обучает иностранных специалистов и готовит Российский национальный гуманитарный корпус реагирования на ЧС для участия в соответствующих зарубежных мероприятиях.

Таким образом, международная деятельность МЧС России позволяет выделить отдельный вид международного сотрудничества такой, как: предупреждение, ликвидация при ЧС. Но, сегодня существование такого направления нуждается в совершенствовании, как в отношении универсальной правовой базы, которая принижается под эгидой ООН, так и нормативно-правой базы, созданной годами различными международными организациями и объединениями. Потому что все нормативные правовые акты, взятые вместе, образуют проблему избыточного правового регулирования. Решить проблему избытка нормативных правовых актов в данной сфере поможет принятие универсальной Конвенции ООН по защите от ЧС, при разработке которой во внимание будут приняты самые важные положения из других нормативных правовых актов различных международных организаций, важных для реализации деятельности по защите от ЧС.

Библиография:

1. Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.

2. Бондуровский, В. В. Задачи, решаемые Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности в условиях трансформации вызовов и угроз безопасности / В. В. Бондуровский, С. В. Поспелов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 29-36. - EDN EMOWWT.

3. Воробьев Ю.Л. Развитие международного сотрудничества в области ликвидации социально-политических последствий стихийных бедствий и обеспечения сейсмической безопасности России // Дисс. ... кандидата политических наук. М., 2017. С. 122.

4. Грешных, А. А. Механизм правового регулирования региональной общественной безопасности на Северо-западе России как фактор обеспечения национальной безопасности / А. А. Грешных, Н. И. Уткин, В. М. Шеншин // Вестник Московского университета МВД России. - 2021. - № 2. - С. 14-19. - DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-14-19. - EDN AOSFJA.

5. Грешных, А. А. О некоторых тенденциях развития российского права, направленных на защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации / А. А. Грешных, Н. И. Уткин, В. М. Шеншин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2021. - № 5. - С. 8-11. - DOI 10.18572/18131247-2021 -5-8-11. - EDN RLHBFK.

6. Зокоев В.А., Иванов К.М. Основы международного сотрудничества в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: учебное пособие. Изд-е 2-е. перер. и доп. / Под общей ред. Э.Н. Чижикова. - СПб.: Санкт-петербургский университет ГПС МЧС России, 2018. С. 28-29.

7. Колесник, А. А. О совершенствовании методических основ модельного законотворчества в Организации Договора о коллективной безопасности / А. А. Колесник // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1 (54). - С. 40-49. - EDN ASQSJS.

8. Пучков В.А. «О долгосрочных перспективах развития системы МЧС России» // Проблемы анализа риска. 2021. № 1. Т. 10. С. 9.

9. Шеншин, В. М. Об обеспечении Росгвардией стабильной системы безопасности в Арктике / В. М. Шеншин // Миграционное право. - 2023. - № 1.

- С. 5-7. - DOI 10.18572/2071-1182-2023-1-5-7. - EDN FGEFUW.

10. Шеншин, В. М. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в Арктике и социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации - приоритетное направление развития вопросов обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике / В. М. Шеншин, К. М. Платонов // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Арктика - регион стратегических интересов: правовая политика и современные технологии обеспечения безопасности в Арктическом регионе : материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 октября 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, 2022. - С. 49-51. - EDN UXCOLD.

References:

1. Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.

2. Bondurovsky, V. V. Tasks solved by the Parliamentary Assembly of the Collective Security Treaty Organization in the context of the transformation of security challenges and threats / V. V. Bondurovsky, S. V. Pospelov // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 2(55). - Pp. 29-36. - EDN EMOWWT.

3. Vorobyov Yu.L. Development of international cooperation in the field of elimination of socio-political consequences of natural disasters and ensuring seismic safety of Russia // Diss. ... Candidate of Political Sciences. M., 2017. p. 122.

4. Greshnykh, A. A. Mechanism of legal regulation of regional public security in the North-West of Russia as a factor of ensuring national security / A. A. Greshnykh, N. I. Utkin, V. M. Shenshin // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - No. 2. - PP. 14-19. - DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-14-19. -EDN AOSFJA.

5. Greshnykh, A. A. On some trends in the development of Russian law aimed at protecting the sovereignty and territorial integrity of the Russian Federation / A. A. Greshnykh, N. I. Utkin, V. M. Shenshin // State power and local self-government. - 2021. - No. 5. - pp. 8-11. - DOI 10.18572/1813-1247-2021-5-8-11. - EDN RLHBFK.

6. Zooev V.A., Ivanov K.M. Fundamentals of international cooperation in the field of emergency prevention and response: a textbook. Ed-e 2nd ed. and additional / Under the general editorship of E.N. Chizhikov. - St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia, 2018. pp. 28-29.

7. Kolesnik, A. A. On improving the methodological foundations of model lawmaking in the Collective Security Treaty Organization / A. A. Kolesnik // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 1 (54). - Pp. 40-49. - EDN ASQSJS.

8. Puchkov V.A. "On long-term prospects for the development of the EMERCOM system of Russia" // Problems of risk analysis. 2021. No. 1. T. 10. S. 9.

9. Shenshin, V. M. On ensuring a stable security system in the Arctic by Rosgvardiya / V. M. Shenshin // Migration Law. - 2023. - No. 1. - pp. 5-7. - DOI 10.18572/2071-1182-2023-1-5-7. - EDN FGEFUW.

10. Shenshin, V. M. Ensuring the national security of the Russian Federation in the Arctic and socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation

- a priority direction for the development of issues of ensuring the national interests of the Russian Federation in the Arctic / V. M. Shenshin, K. M. Platonov // Security service in Russia: experience, problems, prospects. The Arctic is a region of Strategic Interests: Legal Policy and Modern Security Technologies in the Arctic Region : Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, October 27, 2022. - Saint Petersburg: Saint Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters named after the Hero of the Russian Federation, Army General E.N. Zinichev, 2022. - pp. 49-51. - EDN UXCOLD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.