DOI 10.47643/1815-1329_2023_8_29 УДК 343
О РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Features of international legal regulation of cooperation in ensuring the safety of the population and territory in the Arctic zone
ШЕВЧЕНКО Кирилл Владимирович,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: kirill_55@mail.ru;
SHEVCHENKO Kirill Vladimirovich,
Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: kirill_55@mail.ru
Краткая аннотация: В представленном исследовании проводится анализ положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов, направленных на реализацию Стратегии государственной антинаркотической политики.
Abstract: The presented study analyzes the provisions of the National Security Strategy of the Russian Federation, as well as draft regulatory legal acts aimed at implementing the Strategy of the state Anti-Drug Policy.
Ключевые слова: наркотические средства и психотропные вещества; Стратегия государственной антинаркотической политики; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.
Keywords: narcotic drugs and psychotropic substances; Strategy of the state anti-drug policy; Strategy of National Security of the Russian
Federation.
Для цитирования: Шевченко К.В. О развитии современной антинаркотической политики России // Аграрное и земельное право. 2023. № 8(224). С. 29-32. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_29.
For citation: Shevchenko K.V. Features of international legal regulation of cooperation in ensuring the safety of the population and territory in the Arctic zone // Agrarian and Land Law. 2023. No. 8(224). pp. 29-32. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_29.
Статья поступила в редакцию: 07.07.2023
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, принятая в 2021 году, в рамках достижения целей обеспечения государственной и общественной безопасности предписывает реализовывать такие задачи как: предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в сфере организации незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ (подп. 11 пункта 47)1; выявление и пресечение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (подп. 15 пункта 47)2.
Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет», к сожалению, содержит материалы, позволяющие говорить об активном распространении среди молодежи «моды» потребления наркотических средств и психотропных веществ (пункт 52).
Анонимность, которая обеспечивается за счет использования информационно-коммуникационных технологий, облегчает совершение преступлений, расширяет возможности для легализации доходов, полученных преступным путем, распространения наркотических средств и психотропных веществ (пункт 54).
Разрушительному воздействию подвергаются базовые моральные и культурные нормы, религиозные устои. Легализуется употребление наркотиков (пункт 85).
Поэтому внешняя политика России направлена на решение задачи по развитию международного сотрудничества в области противодействия незаконному производству и обороту наркотических средств и психотропных веществ3. Продолжая высказанную позицию, следует обратить внимание на принятие Федерального закона от 01.07.2021 № 239-Ф3 «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 30 ноября 2000 года»4 в соответствии с которым Россия ратифицировала Протокол о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 30 ноября 2000 года.
В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 отмечена тенденция к увеличению объемов изготовления наркотиче-
5
ских средств и психотропных веществ внутри страны.
1 Шеншин, В. М. Росгвардия как субъект обеспечения государственной и общественной безопасности в сфере осуществления административно-юрисдикционной деятельности / В. М. Шеншин. - Белгород : Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2022. - 202 с. - ISBN 978-5-6048482-9-6. - EDN CCFOMJ.
2 Шеншин, В. М. К вопросу об осуществлении росгвардией надзора в различных сферах деятельности / В. М. Шеншин // Юридическая наука: история и современность. -2023. - № 3. - С. 85-90. - EDN NLOQCS.
3 Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. -2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.
4 Кайнов, В. И. Реализация государственной антинаркотической политики в сфере уголовного и административного права / В. И. Кайнов, В. М. Шеншин // Наркоконтроль. - 2022. - № 1. - С. 24-28. - DOI 10.18572/2072-4160-2022-1-24-28. - EDN RLRLBT..
5 Шевченко К.В., Ромасева Е.С. Борьба с незаконным приобретением, хранением, перевозкой наркотиков требует новых решений наднационального уровня // Образование. Наука. Научные кадры. - 2023. - № 1. - С. 123-127.
Наркопроизводители гибко обходят законодательство, используя в синтезе НС и ПВ так называемые «дизайнерские прекурсоры» -соединения, имеющие сходство химического строения с прекурсорами, включенными в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 681, которые могут использоваться в качестве замены контролируемых веществ1.
Одной из наиболее эффективных представленных МККН мер определено развитие и совершенствование законодательства государств с целью обеспечения контроля над не включенными в национальные списки «дизайнерскими прекурсорами».
Подобный упреждающий подход, принятый за основу в Российской Федерации и направленный на своевременное установление мер контроля в отношении «дизайнерских прекурсоров», успешно используется на практике - только в период с 2018 по 2021 годы в Перечень включено 35 таких веществ.
Придерживаясь указанной тактики, МВД России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» (далее - проект постановления), которым в Перечень предлагается внести 22 новых прекурсора2, 18 из которых используются для производства НС катинонового и амфетаминового рядов (таких как N-метилэфедрон, FLEA, MPHP, метилон, мефедрон) и их производных, 2 вещества применяются для изготовления НС фентанильного ряда, а еще 2 могут использоваться в синтезе метадона и родственных ему соединений.
Кроме того, проектом постановления предусмотрена отмена требований к допустимым концентрациям трех прекурсоров таблицы I списка IV Перечня (ANPP, NPP и 1-(4-метилфенил)-2-пропанон), что существенно усилит меры государственного контроля в их отношении. Определены крупные и особо крупные размеры указанных прекурсоров НС и ПВ для целей статей 228.3, 228.4 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации путем внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 года № 10203.
Решение о разработке проекта постановления принято в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 3454.
Проект постановления Правительства Российской Федерации соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе5, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления Правительства Российской Федерации отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года № 733, в качестве одной из приоритетных задач определяет совершенствование системы профилактики немедицинского потребления наркотических средств.
Основной целью профилактики немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ является сокращение масштабов их потребления, а также формирование негативного отношения к незаконному обороту, потреблению наркотических средств, психотропных веществ и существенное снижение спроса на них.
Следует отметить, что уголовное наказание является не только мерой ответственности за совершенное преступление, но и средством
-6
предупреждения совершения новых преступлений .
Несмотря на суровые меры ответственности, установленные Уголовным кодексом Российской Федерации за нарушения законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах, анализ оперативной обстановки за последние два года показывает, что наркоситуация, например, в Татарстане, как и в России в целом, остается напряженной. Об этом свидетельствует тот факт, что в исправительных учреждениях в Республике Татарстан 30 процентов от общего числа осужденных (2793 из 9358 лиц) отбывают наказание за совершение различных наркопреступлений (в 2019 году - 28 процентов, 2650 из 9514 лиц).
Учитывая высокую общественную опасность преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, целесообразно усилить ответственность за их незаконные производство, сбыт или пересылку, а также незаконные сбыт или пересылку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (статья 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации). При этом,
1 Военное право / А. В. Кудашкин, В. К. Аулов, В. В. Бараненков [и др.]. Том II. - Москва : Центр правовых коммуникаций, 2021. - 888 с. - ISBN 978-5-6042565-2-7. - EDN WODYTL.
2 Уголовное право. Особенная часть : Курс лекций / Г. А. Агаев, Н. В. Баранков, Д. А. Безбородов [и др.]. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2010. - 632 с. - ISBN 978-5-91837-015-5. - EDN QRUNFX.
3 Биюшкина, Н. И. Обеспечение коллективной безопасности как предпосылка развития советского федерализма (исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-43043) / Н. И. Биюшкина, Ф. С. Сосенков // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 6-10. - EDN LEVMEO.
4 Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 11-22. - EDN WCAYMY.
5 Бондуровский, В. В. Задачи, решаемые Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности в условиях трансформации вызовов и угроз безопасности / В. В. Бондуровский, С. В. Поспелов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 29-36. - EDN EMOWWT.
6 Портнова, А. А. Общественная безопасность как объект специальных административно-правовых режимов на современном этапе / А. А. Портнова, В. Е. Турова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 4(57). - С. 26-33. - EDN YZWGIV.
поскольку преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в основном относятся к категории тяжких и особо тяжких, уголовная ответственность за их совершение в большинстве случаев предусматривает достаточно длительные сроки лишения свободы, вплоть до пожизненного (часть пятая вышеуказанной статьи Уголовного кодекса Российской Федерации).
Правоограничительными мерами, включенными в систему предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации видов наказаний (статья 44), являются в том числе штраф и ограничение свободы, которые применительно к статье 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации выступают в качестве дополнительных видов наказаний, назначение которых в настоящее время осуществляется по усмотрению суда.
Считаю, что к виновным лицам, которым назначается наказание по данной статье Уголовного кодекса Российской Федерации, в обязательном порядке должны применяться все возможные меры уголовной ответственности. В связи с этим, при назначении наказаний в виде лишения свободы по указанной статье, предусмотрено обязательное назначение соответствующих видов дополнительного наказания (штраф, ограничение свободы).
Сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов невозможен без интереса к их приобретению определенной частью населения в целях потребления. Как показывает практика, часть молодых людей, впервые попробовав наркотические средства, впоследствии приобретает их на свои денежные средства для совместного потребления с лицом (кругом лиц), склонившим их к потреблению в первый раз.
Другими словами, одной из причин устойчивости наркотизма является наличие практик склонения наркопотребителями других лиц в совместное потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с целью их приобретения за счет денежных средств последних, т.е. из корыстных побуждений.
Статьей 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уклонение лица, признанного больным наркоманией либо потребляющего наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, от обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую, и (или) социальную реабилитацию. Ответственность наступает, если указанное лицо не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации, либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача.
Санкция указанной статьи предусматривает административный штраф в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток. Других правовых рычагов побуждения лица к выполнению обязанности законом не предусмотрено.
В рамках осуществления контроля за исполнением гражданами возложенной на них судом обязанности пройти диагностику, лечение от наркомании и (или) медицинскую, и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств в 2020 году органами внутренних дел по Республике Татарстан заведено 2486 учетных дел (всего в производстве находилось 7267 учетных дел). Решение суда по прохождению лечения исполнило 1271 лицо. Проходят лечение в медицинских учреждениях 1769 лиц1.
За неисполнение возложенных обязанностей по статье 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлено 1560 административных протоколов в отношении 1102 «уклонистов»2.
За 4 месяца 2021 года по Республике Татарстан заведено 596 учетных дел (всего в производстве находилось 7451 дело). Решение суда по прохождению лечения исполнили 383 лица. Проходит лечение в медицинских учреждениях 1771 лицо. За неисполнение возложенных обязанностей по статье 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлено 694 протокола в отношении 551 «уклониста».
За 4 месяца 2021 года к административной ответственности повторно за уклонение от лечения по статье 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечены 153 лица (в 2020 году - 458).
Государственным Советом Республики Татарстан подготовлена законодательная инициатива о дополнении статьи 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой частью 2, предусматривающей привлечение к ответственности за повторное в течение года совершение указанного административного правонарушения.
В целях надлежащего соблюдения лицами установленной судом обязанности по прохождению диагностики, лечения от наркомании и (или) медицинской, и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств, предлагается предусмотреть также уголовную ответственность для граждан за злостное уклонение от прохождения ими назначенных им судом процедур, регламентировав ответственность ст. 315.1 УК РФ. Предварительное расследование по данным уголовным делам установить в форме дознания.
Библиография:
1. Портнова А.А. Общественная безопасность как объект специальных административно-правовых режимов на современном этапе / А.А. Портнова, В.Е. Турова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 4(57). - С. 26-33. - EDN YZWGIV.
2. Vinokurov V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.
3. Биюшкина Н.И. Обеспечение коллективной безопасности как предпосылка развития советского федерализма (исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-43043) / Н.И. Биюшкина, Ф.С. Сосенков // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 6-10. - EDN LEVMEO.
1 Законопроект № 1254712-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части ужесточения ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ» // https://sozd.duma.gov.ru/
Колесник, А. А. Актуальные вопросы учета положений модельных актов при совершенствовании национального законодательства государств - членов организации договора о коллективной безопасности / А. А. Колесник // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 3(52). - С. 27-35. - EDN KJFXLU.
4. Бондуровский В.В. Задачи, решаемые Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности в условиях трансформации вызовов и угроз безопасности / В. В. Бондуровский, С. В. Поспелов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 29-36. - EDN EMOWWT.
5. Военное право / А.В. Кудашкин, В.К. Аулов, В.В. Бараненков [и др.]. Том II. - Москва : Центр правовых коммуникаций, 2021. - 888 с. - ISBN 978-56042565-2-7. - EDN WODYTL.
6. Ирошников Д.В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д.В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 11-22. - EDN WCAYMY.
7. Кайнов В.И. Реализация государственной антинаркотической политики в сфере уголовного и административного права / В.И. Кайнов, В.М. Шеншин // Наркоконтроль. - 2022. - № 1. - С. 24-28. - DOI 10.18572/2072-4160-2022-1-24-28. - EDN RLRLBT..
8. Колесник А.А. Актуальные вопросы учета положений модельных актов при совершенствовании национального законодательства государств -членов организации договора о коллективной безопасности / А.А. Колесник // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 3(52). - С. 27-35. - EDN KJFXLU.
9. Уголовное право. Особенная часть: Курс лекций / Г.А. Агаев, Н.В. Баранков, Д.А. Безбородов [и др.]. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2010. - 632 с. - ISBN 978-5-91837-015-5. - EDN QRUNFX.
10. Шевченко К.В., Ромасева Е.С. Борьба с незаконным приобретением, хранением, перевозкой наркотиков требует новых решений наднационального уровня // Образование. Наука. Научные кадры. - 2023. - № 1. - С. 123-127.
11. Шеншин В.М. К вопросу об осуществлении росгвардией надзора в различных сферах деятельности / В. М. Шеншин // Юридическая наука: история и современность. - 2023. - № 3. - С. 85-90. - EDN NLOQCS.
12. Шеншин В.М. Росгвардия как субъект обеспечения государственной и общественной безопасности в сфере осуществления административно-юрисдикционной деятельности / В. М. Шеншин. - Белгород : Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2022. - 202 с. - ISBN 978-5-6048482-9-6. - EDN CCFOMJ.
References:
1. Portnova A.A. Public safety as an object of special administrative and legal regimes at the present stage /
A.A. Portnova, V.E. Turova // Right. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 4(57). - Pp. 26-33. - EDN YZWGIV.
2. Vinokurov V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.
3. Biyushkina N.I. Ensuring collective security as a prerequisite for the development of Soviet federalism (the study was carried out with the financial support of the RFBR within the framework of scientific project No. 21-011-43043) / N.I. Biyushkina, F.S. Sosenkov // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 1(54). - Pp. 6-10. - EDN LEVMEO.
4. Bondurovsky V.V. Tasks solved by the Parliamentary Assembly of the Collective Security Treaty Organization in the conditions of transformation of challenges and threats to security / V. V. Bondurovsky, S. V. Pospelov // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 2(55). - Pp. 29-36. - EDN EMOWWT.
5. Military law / A.V. Kudashkin, V.K. Aulov, V.V. Baranenkov [et al.]. Volume II. - Moscow : Center for Legal Communications, 2021. - 888 p. - ISBN 978-5-6042565-27. - EDN WODYTL.
6. Iroshnikov D.V. Security as a category of international public law: a theoretical aspect / D.V. Iroshnikov // Law. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 1 (54). -Pp. 11 -22. - EDN WCAYMY.
7. Kainov V.I. Implementation of the state anti-drug policy in the field of criminal and administrative law / V.I. Kainov,
V.M. Shenshin // Drug control. - 2022. - No. 1. - pp. 24-28. - DOI 10.18572/2072-4160-2022-1-24-28. - EDN RLRLBT..
8. Kolesnik A.A. Topical issues of taking into account the provisions of model acts when improving the national legislation of the member states of the Collective Security Treaty organization / A.A. Kolesnik // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2021. - № 3(52). - Pp. 27-35. - EDN KJFXLU.
9. Criminal law. Special part: A course of lectures / G.A. Agaev,
N.V. Barankov, D.A. Bezborodov [et al.]. - St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2010. - 632 p. - ISBN 978-5-91837-015-5. - EDN QRUNFX.
10. Shevchenko K.V., Romaseva E.S. The fight against the illegal acquisition, storage, transportation of drugs requires new solutions at the supranational level // Education. The science. Scientific personnel. - 2023. - No. 1. - pp. 123-127.
11. Shenshin V.M. On the issue of the implementation of supervision by Rosgvardiya in various fields of activity / V. M. Shenshin // Legal science: history and modernity. - 2023. - No. 3. - pp. 85-90. - EDN NLOQCS.
12. Shenshin V.M. Rosgvardiya as a subject of ensuring state and public security in the field of administrative and jurisdictional activities / V. M. Shenshin. - Belgorod : Epicenter Limited Liability Company, 2022. - 202 p. - ISBN 978-5-6048482-9-6. - EDN CCFOMJ.