DOI 10.47643/1815-1329_2023_8_14 УДК 351.861
ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ Features of international legal regulation of cooperation in ensuring the safety of the population and territory in the Arctic zone
СМИРНОВА Анна Александровна,
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: [email protected];
ШЕВЧЕНКО Кирилл Владимирович,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: [email protected];
SMIRNOVA Anna Alexandrovna,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: [email protected];
SHEVCHENKO Kirill Vladimirovich,
Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В представленном исследовании рассматриваются особенности международно-правого регулирования сотрудничества при обеспечении безопасности населения и территории в Арктической зоне.
Abstract: The presented study examines the features of international legal regulation of cooperation in ensuring the security of the population and territory in the Arctic zone.
Ключевые слова: Арктика; МЧС России; национальная безопасность, международное сотрудничество.
Keywords: Arctic; EMERCOM of Russia; national Security, international cooperation.
Для цитирования: Смирнова А.А., Шевченко К.В. Особенности международно-правового регулирования сотрудничества при обеспечении безопасности населения и территории в Арктической зоне // Аграрное и земельное право. 2023. № 8(224). С. 14-17. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_14.
For citation: Smirnova A.A., Shevchenko K.V. Features of international legal regulation of cooperation in ensuring the safety of the population and territory in the Arctic zone // Agrarian and Land Law. 2023. No. 8(224). pp. 14-17. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_14.
Статья поступила в редакцию: 20.07.2023
Арктика находится в ведении нескольких государств, которые обладают правом на нахождение в данной зоне. С учетом географического расположения отдельных стран, соответствующие государства вправе обеспечивать использование Арктики в оборонных1, транспортных, научно-исследовательских и иных вопросах2. При этом потребность, с одной стороны, определения первоначальных границ суверенитета Арктики каждого государства, а с другой стороны, установления правового статуса и ограничений на использование Арктической зоны3, не вызывает сомнений.
Все это обусловлено развитием международно-правового сотрудничества и выработкой универсальных и обязательных для всех заинтересованных государств правил, в соответствии с которыми разрешались договорным путем возможные проблемные вопросы. При развитии международно-правового сотрудничества государств по вопросам Арктики, определены следующие критерии:
1. Определение географических границ каждого государства и их соотнесения с Арктической зоной.
2. Установление общих для всех правил нахождения и соответствующих действий на территории Арктики.
3. Определение запретов и меры ответственности за нарушение установленных правил и требований, связанных с деятельностью в Арктике.
4. Формы и способы совместной деятельности в пределах границ Арктики.
1 Шеншин, В. М. Об обеспечении Росгвардией стабильной системы безопасности в Арктике / В. М. Шеншин // Миграционное право. - 2023. - № 1. - С. 5-7. - DOI 10.18572/2071-1182-2023-1-5-7. - EDN FGEFUW.
2 Грешных, А. А. Механизм правового регулирования региональной общественной безопасности на Северо-западе России как фактор обеспечения национальной безопасности / А. А. Грешных, Н. И. Уткин, В. М. Шеншин // Вестник Московского университета МВД России. - 2021. - № 2. - С. 14-19. - DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-14-19. - EDN AOSFJA.
3 Немченко С. Б., Цеценевская О. И. Арктическая зона Российской Федерации: развитие законодательства в советский период // Вестник МГТУ. - 2016. - №2. - С. 466474.
Компетенция следующих стран распространяется на Арктическую зону: США, Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Россия, пять из которых непосредственно граничат с Арктикой: Канада, Дания, Норвегия, Исландия, Россия.
С учетом потребностей и проблем в развитии Арктики, а также географии территории данной зоны, в отдельности каждое граничащее государство не в состоянии обеспечить должный уровень развития и охраны объектов, расположенных в Арктической зоне1. Помимо этого, функциональное обеспечение Арктики, ее потребностей также предполагает взаимные и согласованные действия. Не исключение и вопросы обеспечения безопасности населения и территории в Арктической зоне2. В этой связи на национальном уровне в Российской Федерации предпринимается комплекс мер, направленных на изучение и принятие организационно-правовых мер воздействия по наиболее значимым направлениям деятельности в Арктике.
Так, Указом Президента РФ от 05.03.2020 № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» определено, что одной из основных целей государственной политики является осуществление взаимовыгодного сотрудничества и мирное разрешение всех споров в Арктике на основе международного права.
Основными задачами в сфере развития международного сотрудничества являются:
а) укрепление добрососедских отношений с арктическими государствами на двусторонней основе;
б) закрепление за Арктическим советом роли ключевого регионального объединения, координирующего международную деятельность
в регионе;
в) обеспечение российского присутствия на архипелаге Шпицберген на условиях равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с Норвегией и другими государствами - участниками Договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г.
г) сохранение взаимодействия с арктическими государствами по вопросу разграничения континентального шельфа в Северном Ледовитом океане с учетом национальных интересов Российской Федерации, на основе норм международного права и достигнутых договоренностей;
д) содействие наращиванию усилий арктических государств по созданию единой региональной системы поиска и спасания, предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, а также по координации спасательных сил;
е) активное привлечение арктических и внерегиональных государств к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству в Арктической зоне Российской Федерации;
ж) содействие малочисленным народам в осуществлении приграничного сотрудничества, культурных контактов и контактов в сфере хозяйственной деятельности с родственными народами и этническими группами, проживающими за пределами Российской Федерации.
Необходимо помнить, что ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Вместе с тем следует понимать, что без наличия отдельно созданных международных организаций, связанных с арктической проблематикой развития и поддержания необходимого уровня защиты интересов Арктики, практическая польза будет сведена к минимальному результату. Иными словами, возникает потребность обеспечения деятельности ряда международных организаций, которые созданы в основном или по отдельным направлениям, связанных с Арктикой и смежными вопросами.
На международной арене функционирует несколько арктических организаций, постоянным членом которых является Россия: Арктический совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Международный арктический научный комитет (IASC), Международная научная инициатива в Российской Арктике (^КА). Разрабатываемые на международном уровне нормативные правовые документы, регулирующие отношения в Арктической зоне в целом, оказывают непосредственное влияние на развитие национальных законодательств циркумполярных государств. Помимо этого, действует целый ряд иных организаций, цель которых прямо не связана с Арктикой, вместе с тем разрешаются отдельные вопросы, позволяющие в дальнейшем изучать проблематику Арктической зоны в отдельных направлениях.
Для полного понимания данной темы, на наш взгляд, необходимо раскрыть что представляют собой данные международные организации.
Так, Арктический совет был создан 19 сентября 1996 года в Оттаве (Канада) при подписании арктическими государствами Оттавской декларации. Членами совета являются восемь арктических государств: Россия, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Швеция, Финляндия.
Членами рабочей группы по предупреждению готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации происходит обмен информацией
0 наилучших практиках3. Также они осуществляют проекты, которые включают в себя разработку рекомендаций и методологий, по оценке рисков. Члены рабочей группы проводят учения по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также готовят международные соглашения.
Работа рабочей группы по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций ведется по тематическим проектам,
1 Грешных, А. А. О некоторых тенденциях развития российского права, направленных на защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации / А. А. Грешных, Н. И. Уткин, В. М. Шеншин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2021. - № 5. - С. 8-11. - DOI 10.18572/1813-1247-2021-5-8-11. - EDN RLHBFK.
2 Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 11-22. - EDN WCAYMY; Шеншин, В. М. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в Арктике и социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации - приоритетное направление развития вопросов обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике / В. М. Шеншин, К. М. Платонов // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Арктика - регион стратегических интересов: правовая политика и современные технологии обеспечения безопасности в Арктическом регионе : материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 октября 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, 2022. - С. 49-51. - EDN UXCOLD.
3 Асадова, Л. Н. Нарушение и защита имущественных прав граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера / Л. Н. Асадова, И. В. Крылова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 1 (50). - С. 5-10. - EDN WVQOWT.
объединяющим усилия нескольких стран.
Таким образом, обозначенная международная организация обеспечивает деятельность заинтересованных государств по вопросам мониторинга состояния окружающей среды, устранения причин и условий, ликвидации реализованных рисков наступления чрезвычайных ситуаций различного характера, а также обеспечивает через свои представительства в Арктической зоне мониторинг, контроль и надзор за соблюдением членами организации (государств) взятых на себя обязательств.
Относительно Совета Баренцева-Евроарктического региона следует отметить, что данный Совет был создан 11 января 1993 года как орган межправительственного взаимодействия России, Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции и Комиссии Европейских сообществ в интересах развития региона, расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды и развития транспортной инфраструктуры. Инициаторами учреждения данной организации выступили Норвегия и Россия. Благодаря усилиям специально созданной рабочей группы и при поддержке региональных и федеральных властей, в первую очередь Министерство иностранных дел России, Норвегии, Швеции и Финляндии 11 января 1993 года в Киркенесе в Норвегии была подписана Декларация о сотрудничестве в Баренцевом/Евроарктическом регионе.
Международный арктический научный комитет (IASC) - это неправительственная организация, которая состоит из международных групп, участвующих в арктических научных исследования. Основной целью данной организации является инициирование, развитие и координация передовой научной деятельности в Арктическом регионе.
Международная научная инициатива в Российской Арктике - это совместная российская и международная научная инициатива
с целью содействия научному сотрудничеству и устойчивому развитию в российской Арктике по следующим приоритетным направлениям:
1. Инициирование и планирование международных исследовательских программ для решения ключевых задач в российской
Арктике.
2. Создание форума для обеспечения взаимодействия по текущим или планируемым двусторонним проектам.
3. Содействие улучшению доступа научных групп к исследованию российской Арктики.
МЧС России развивает на двусторонней и многосторонней основах международное сотрудничество в области поиска и спасания, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, усиливает работу в Арктическом совете и Совете Баренцево-Евроарктического региона.
Следует отметить, что МЧС России развивает систему управления по обеспечению безопасности населения и территорий в Арктической зоне. Данная система обеспечивается группировкой сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а также аварийно-спасательными формированиями компаний, работающих в Арктике.
На «Соглашении о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике», принятого в 2011 году, основано взаимодействие национальных систем обеспечения безопасности в Артике. На министерской сессии Совета, прошедшей в Гренландии в 2011 году, было подписано «Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике». Это первый панарктический документ, основная идея которого принадлежит Российской Федерации. Необходимо отметить, что это первый юридически обязательный документ, так как предыдущие документы носили рекомендательный характер. Данным Соглашением определялось, что Арктическая зона разделяется на национальные поисково-спасательные регионы (SRR), ответственность за обеспечение безопасности в которых возлагается на страны Арктического Совета.
Помимо данного деления, Соглашением определялись компетентные органы Сторон, национальные ведомства, ответственные за авиационный и морской поиск и спасание; перечень национальных спасательно-координационных центров ^СС/СКЦ); порядок взаимодействия Сторон при проведении операций по авиационному и морскому поиску и спасанию; порядок запроса на доступ на территорию Стороны для целей проведения операций по поиску и спасанию; совместный разбор поисково-спасательных операций.
В некоторых случаях, при проведении поисково-спасательных работ в Арктической зоне возникает необходимость взаимодействия МЧС России с другими службами государств. Данное взаимодействие осуществляется на основании международных соглашений, что в свою очередь, вызывает определенные трудности, связанные с необходимостью дополнительных процедур согласования по реагированию в различных ведомствах и организациях.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2015 года № 2521 «О распределении между федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями обязанностей, связанных с основными направлениями деятельности Арктического Совета и его рабочих групп» МЧС России является головным органом исполнительной власти российской делегации в Рабочей группе по предупреждению, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации.
Необходимо отметить, что в рамках Арктического совета МЧС России ведет два международных проекта «Поиск и спасение в Арктике» и «Создание комплексной системы безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов в Арктике». Данный проект создан для обмена международным опытом МЧС России. Обмен опытом осуществляется посредством проведения конференций. На данных мероприятиях участвуют должностные лица и специалисты приарктических государств. Можно выделить в рамках проекта основную политическую задачу, которая заключается в демонстрации готовности РФ оперативно и качественно ликвидировать возможные ЧС, при этом не допускать значительного ущерба окружающей природной среде.
Следует подчеркнуть, что с начала 2000-ых годов в Арктической зоне набирают популярность различные виды туризма, в том числе экс-
тремальный. К видам туризма можно отнести: лыжные переходы, парашютные прыжки на Северный полюс, плавание по Северному морскому пути, вездеходные переходы в районы Крайнего Севера и т.д. Безусловно, интерес к данному региону растет, и на наш взгляд, арктический туризм имеет огромный потенциал для развития, тем самым, это потребует повышения обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей.
К созданию правовых механизмов сотрудничества арктических государств в области авиационного спасения в Арктике привело принятие следующих панарктических соглашений: межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области авиационного и морского поиска и спасения в Арктике, подписанное в мае 2011 года государствами-членами Арктического Совета и Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнения моря нефтью в Арктике, подписанное в мае 2013 года.
Таким образом, раскрывая значимость сотрудничества Российской Федерации с приарктическими государствами в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, следует отметить, что выработка единых международных подходов к вопросам предупреждения и ликвидации ЧС в Арктическом регионе может стать основой для формирования нормативно-правовой базы, которая позволит эффективно использовать имеющийся опыт и знания личного состава спасательных подразделений.
Учитывая особый международно-правовой статус Арктической зоны, интересы государств в этой зоне, осуществление взаимопомощи при чрезвычайных ситуациях, существует необходимость приведения в единообразие международных договоров в области осуществления поиска и спасания на море и национального законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность МЧС России, как одного из важнейших органов государственной власти по обеспечению безопасности в Арктическом регионе.
Библиография:
1. Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.
2. Асадова Л.Н. Нарушение и защита имущественных прав граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера / Л.Н. Асадова, И.В. Крылова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 1(50). - С. 5-10. - EDN WVQOWT.
3. Грешных А.А. Механизм правового регулирования региональной общественной безопасности на Северо-западе России как фактор обеспечения национальной безопасности / А.А. Грешных, Н.И. Уткин, В.М. Шеншин // Вестник Московского университета МВД России. - 2021. - № 2. - С. 14-19. - DOI 10.24412/20730454-2021-2-14-19. - EDN AOSFJA.
4. Грешных А.А. О некоторых тенденциях развития российского права, направленных на защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации / А.А. Грешных, Н.И. Уткин, В.М. Шеншин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2021. - № 5. - С. 8-11. - DOI 10.18572/18131247-2021 -5-8-11. - EDN RLHBFK.
5. Ирошников Д.В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д.В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1 (54). - С. 11 -22. - EDN WCAYMY.
6. Немченко С.Б., Цеценевская О.И. Арктическая зона Российской Федерации: развитие законодательства в советский период // Вестник МГТУ. -2016. - №2. - С. 466-474.
7. Шеншин, В.М. Об обеспечении Росгвардией стабильной системы безопасности в Арктике / В.М. Шеншин // Миграционное право. - 2023. - № 1. -С. 5-7. - DOI 10.18572/2071-1182-2023-1-5-7. - EDN FGEFUW.
8. Шеншин В.М. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в Арктике и социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации - приоритетное направление развития вопросов обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике / В.М. Шеншин, К.М. Платонов // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Арктика - регион стратегических интересов: правовая политика и современные технологии обеспечения безопасности в Арктическом регионе: материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 октября 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, 2022. - С. 49-51. - EDN UXCOLD.
References:
1. Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.
2. Asadova L.N. Violation and protection of property rights of citizens in the event of emergency situations of various nature / L.N. Asadova, I.V. Krylova // Right. Safety. Emergency situations. - 2021. - № 1 (50). - Pp. 5-10. - EDN WVQOWT.
3. Greshnykh A.A. Mechanism of legal regulation of regional public security in the North-West of Russia as a factor of ensuring national security / A.A. Greshnykh, N.I.
Utkin,
V.M. Shenshin // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - No. 2. - PP. 14-19. - DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-14-19. - EDN AOSFJA.
4. Greshnykh A.A. On some trends in the development of Russian law aimed at protecting the sovereignty and territorial integrity of the Russian Federation / A.A. Greshnykh, N.I. Utkin, V.M. Shenshin // State power and local self-government. - 2021. - No. 5. - pp. 8-11. - DOI 10.18572/1813-1247-2021-5-8-11. - EDN RLHBFK.
5. Iroshnikov D.V. Security as a category of international public law: a theoretical aspect / D.V. Iroshnikov // Law. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 1(54). -Pp. 11 -22. - EDN WCAYMY.
6. Nemchenko S.B., Tsetsenevskaya O.I. The Arctic zone of the Russian Federation: the development of legislation in the Soviet period // Vestnik MSTU. - 2016. - No. 2. - pp. 466-474.
7. Shenshin, V.M. On ensuring a stable security system in the Arctic by Rosgvardiya / V.M. Shenshin // Migration Law. - 2023. - No. 1. - pp. 5-7. - DOI 10.18572/20711182-2023-1-5-7. - EDN FGEFUW.
8. Shenshin V.M. Ensuring the national security of the Russian Federation in the Arctic and socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation -a priority direction for the development of issues of ensuring the national interests of the Russian Federation in the Arctic / V.M. Shenshin, K.M. Platonov // Security service in Russia: experience, problems, prospects. The Arctic is a region of Strategic Interests: Legal Policy and Modern Security Technologies in the Arctic Region: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, October 27, 2022. - Saint Petersburg: Saint Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters named after the Hero of the Russian Federation, Army General E.N. Zinichev, 2022. - pp. 49-51. - EDN UXCOLD.