Научная статья на тему 'ДОСТУПНОСТЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ'

ДОСТУПНОСТЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
здравоохранение / медицина / доступность здравоохранения / качественное оказание услуг / социальное развитие / Арктика / Арктическая зона Российской Федерации / health care / medicine / accessibility of health care / quality services / social development / the Arctic / the Arctic zone of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевченко Кирилл Владимирович, Дунаева Екатерина Андреевна, Ладилова Юлия Дмитриевна

В связи с активным исследованием и развитием арктического региона, все чаще возникают не только технические проблемы, но и социальные, которые требуют особого контроля и внимания. Современная модель оказания медицинской помощи недостаточна эффективна на сегодняшний день, что требует изменений и дополнений в систему здравоохранения Арктики. Также в статье представлен обзор актуальных нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы надлежащего уровня здравоохранения в Арктической зоне России, выявлен ряд проблемных вопросов в данной области и предложены возможные варианты улучшения обстановки, сделаны выводы об уровне доступности здравоохранения в Арктическом регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шевченко Кирилл Владимирович, Дунаева Екатерина Андреевна, Ладилова Юлия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accessibility of healthcare in the Arctic zone of Russia

Due to the active research and development of the Arctic region, not only technical problems are increasingly emerging, but also social ones that require special control and attention. The modern model of medical care is insufficiently effective today, which requires changes and additions to the Arctic healthcare system. The article also provides an overview of current regulatory legal acts affecting the issues of an appropriate level of healthcare in the Arctic zone of Russia, identifies a number of problematic issues in this area and suggests possible options for improving the situation, conclusions are drawn about the level of accessibility of healthcare in the Arctic region.

Текст научной работы на тему «ДОСТУПНОСТЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_9_7 УДК 41.232.3

ДОСТУПНОСТЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ Accessibility of healthcare in the Arctic zone of Russia

ШЕВЧЕНКО Кирилл Владимирович,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: kirill_55@mail.ru;

ДУНАЕВА Екатерина Андреевна,

помощник депутата муниципального образования. E-mail: kirill_55@mail.ru;

ЛАДИЛОВА Юлия Дмитриевна,

помощник адвоката. E-mail: kirill_55@mail.ru;

SHEVCHENKO Kirill Vladimirovich,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: kirill_55@mail.ru ;

DUNAEVA E.A.,

assistant to the deputy of the municipality. E-mail: kirill_55@mail.ru;

LADILOVA Yu.D.,

assistant lawyer. E-mail: kirill_55@mail.ru

Краткая аннотация: В связи с активным исследованием и развитием арктического региона, все чаще возникают не только технические проблемы, но и социальные, которые требуют особого контроля и внимания. Современная модель оказания медицинской помощи недостаточна эффективна на сегодняшний день, что требует изменений и дополнений в систему здравоохранения Арктики. Также в статье представлен обзор актуальных нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы надлежащего уровня здравоохранения в Арктической зоне России, выявлен ряд проблемных вопросов в данной области и предложены возможные варианты улучшения обстановки, сделаны выводы об уровне доступности здравоохранения в Арктическом регионе.

Abstract: Due to the active research and development of the Arctic region, not only technical problems are increasingly emerging, but also social ones that require special control and attention. The modern model of medical care is insufficiently effective today, which requires changes and additions to the Arctic healthcare system. The article also provides an overview of current regulatory legal acts affecting the issues of an appropriate level of healthcare in the Arctic zone of Russia, identifies a number of problematic issues in this area and suggests possible options for improving the situation, conclusions are drawn about the level of accessibility of healthcare in the Arctic region.

Ключевые слова: здравоохранение, медицина, доступность здравоохранения, качественное оказание услуг, социальное развитие, Арктика, Арктическая зона Российской Федерации.

Keywords: health care, medicine, accessibility of health care, quality services, social development, the Arctic, the Arctic zone of the Russian

Federation.

Для цитирования: Шевченко К.В., Дунаева Е.А., Ладилова Ю.Д. Доступность здравоохранения в Арктической зоне России // Аграрное и земельное право. 2023. № 9(225). С. 7-10. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_7.

For citation: Shevchenko K.V., Dunaeva E.A., Ladilova Yu.D. Accessibility of healthcare in the Arctic zone of Russia // Agrarian and Land Law. 2023. No. 9(225). pp. 7-10. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_7.

Статья поступила в редакцию: 10.07.2023

Арктическая зона России включает в себя 9 регионов: Мурманская область, Республика Карелия, Архангельская область, Республика Коми, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Республика Саха (Якутия) и Чукотский автономный округ1.

Арктика является стратегически важной территорией, поскольку она обладает значимой ресурсной базой полезных ископаемых, обширным промышленным комплексом, а также природными ресурсами2. При этом 84 % ресурсов находится на шельфе Северного Ледовитого океана, что связано с развитием Северного морского пути.

Для того, чтобы сохранять и приумножать потенциал Арктической зоны России необходимо обеспечить достойный уровень её социального развития3. Качественное и доступное здравоохранение - одно из приоритетных направлений социальной политики в данном регионе.

1 Шеншин, В. М. О месте МЧС России в системе обеспечения национальной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации / В. М. Шеншин, И. С. Назарова, Н. И. Уткин // Право и государство: теория и практика. - 2023. - № 5(221). - С. 50-55. - DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_50. - EDN JOYDYN.

2 Шеншин, В. М. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в Арктике и социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации - приоритетное направление развития вопросов обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике / В. М. Шеншин, К. М. Платонов // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Арктика - регион стратегических интересов: правовая политика и современные технологии обеспечения безопасности в Арктическом регионе : материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 октября 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, 2022. - С. 49-51. - EDN UXCOLD.

3 Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 11-22. - EDN WCAYMY.

С учетом важности арктических регионов России, необходимость создания специализированных спасательных центров почти не требует объяснения, однако она продиктована рядом угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, суровыми климатическими условиями (низкие температурные режимы, шквалистые ветры). Плюсом к вышеперечисленному, на территории Чукотского автономного округа и Якутии находятся свыше трех десятков потенциально опасных объектов, в их числе и Билибинская атомная станция. Не стоит забывать о том, что во многих населенных пунктах располагаются склады и базы хранения нефтепродуктов для систем ЖКХ и электроэнергетики, представляющие возможную угрозу. Именно поэтому, сотрудники МЧС, работающие в данной зоне, должны иметь возможность на получение льгот, выплат и компенсаций.

Говоря о льготах, предоставляемых данным категориям в области здравоохранения, можно говорить о: прохождении ежегодной диспансеризации, углубленного медицинского обследования в стенах клиники Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России и возмещении расходов, связанных с проездом к месту прохождения углубленного медицинского обследования и обратно, бесплатном оказании квалифицированной медицинской помощи, а также обеспечении необходимыми лекарственными препаратами, обязательном государственном страховании жизни и здоровья, получении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного его здоровью и др.

Президент Российской Федерации уделяет особое внимание социальной политике в Арктическом регионе1. Владимир Владимирович Путин призвал правительство и глав арктических регионов взять на особый контроль строительство социальных объектов в Арктике, в том числе больниц и фельдшерско-акушерских пунктов. Об этом глава государства заявил на видео-совещании по вопросам развития Арктической зоны. «Сейчас, с учетом разного рода внешних ограничений и санкционного давления, всем проектам и планам, связанным с Арктикой, нам необходимо уделять особое внимание: не откладывать их, не сдвигать вправо, а напротив, на попытки сдержать наше развитие мы должны ответить максимальным наращиванием темпов работы как по текущим, так и по перспективным задачам», - цитирует Путина пресс-служба Кремля.

Как отмечает В.В. Путин значение развития Арктического региона в социальной сфере РФ является приоритетным направлением. Вопросы, наиболее чувствительные для граждан, должны всегда находиться в центре внимания, а в экстремальных условиях Арктики речь идёт о здоровье и безопасности людей. Данные аспекты обязательно должны подлежать законодательному регулированию.

Важными нормативно правовыми документами в данной области являются: Приказ Минздрава России от 23.03.2022 № 195 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») развития телемедицины и выездных форм оказания медицинской помощи, в том числе на маршрутах кочевий коренных малочисленных народов Российской Федерации в Арктической зоне», а также Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 № 645 «О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»2.

Вопрос о доступности медицины затрагивается в Приказе Минздрава России от 23.03.2022 № 195. Рассмотрим ключевые мероприятиями в данной области.

Для оптимизации системы здравоохранения в Арктике предлагается внедрять телемедицинские технологии при оказании медицинской помощи, осуществлять подготовку медицинских организаций ФМБА России, участвующих в медицинском обеспечении плавания судов в акватории Северного морского пути, к участию в оказании медицинской помощи на борту судов с применением цифровых, в том числе телемедицинских, технологий, обеспечить возможность размещения на объектах социальной инфраструктуры пунктов доступа жителей Арктической зоны в целях получения медицинском помощи с применением телемедицинских технологий, обеспечить оснащенность медицинских организаций, а также мобильных медицинских бригад информационной-телекоммуникационной сетью "Интернет».

Данные мероприятия являются актуальными, поскольку сроки их реализации приходятся на 2023-2024 гг.

Обратимся к третьему разделу Указа Президента от 26 октября 2020 № 645, в котором закреплены основные задачи в сфере социального развития, в частности в области здравоохранения и медицины.

- Планируется модернизация первичного звена здравоохранения, а также дооснащение и переоснащение различных медицинских учреждений, необходимым оборудованием для качественного и своевременного оказания медицинской помощи.

- Усиление финансирования в области оказания медицинской помощи с учетом низкой плотности населения в населенных пунктах и их транспортной удаленности.

- Обеспечение медицинских организаций личным автомобильным и авиационным транспортом, который бы способствовал быстрой доставки пациентов в больницы, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для доставки необходимых и жизненно-важных лекарственным препаратов в отдаленные местности.

- Утверждение общепринятых стандартов оказания квалифицированной медицинской помощи по отдельным видам заболеваний гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера, согласование нормативов численности медицинских сотрудников.

- Организация работы стационарных и плавучих морских платформ в акватории Северного Ледовитого океана.

- Совершенствование высокотехнологичной медицины.

1 Шеншин, В. М. Об обеспечении Росгвардией стабильной системы безопасности в Арктике / В. М. Шеншин // Миграционное право. - 2023. - № 1. - С. 5-7. - DOI 10.18572/2071-1182-2023-1-5-7. - EDN FGEFUW.

2 Немченко С. Б., Цеценевская О. И. Арктическая зона Российской Федерации: развитие законодательства в советский период // Вестник МГТУ. - 2016. - №2. - С. 466474.

- Профилактика заболеваний, а также пропаганда здорового образа жизни, здорового питания, сокращение потребления алкогольной и табачной продукции.

- Оказание стабильной социальной поддержки медицинским работникам.

- Организация оптимального размещения объектов здравоохранения.

- Выявление для Арктической зоны особенностей на законодательном уровне в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Несмотря на законодательное закрепление значимых мероприятий в области здравоохранения, местные жители все равно сталкиваются с рядом трудностей и проблем в области оказания медицинских услуг1. Далее будет представлен перечень актуальных проблем в сфере здравоохранения в Арктическом регионе России, а также будут предложены следующие пути решения.

1. Недостаток фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) и пробелы в оказании медицинской помощи сельскому и тундровому населению. Данная проблема является наиболее актуальной и важной, и требует скорейшего рассмотрения, поскольку из нее вытекают все остальные проблемы, затрагивающие здравоохранение. Для ее минимизации необходимо осуществить: закупки комфортабельных и относительно недорогих модульных ФАПов, которые в свою очередь будут оснащены приемным кабинетом фельдшера-акушера, смотровым и процедурным кабинетами, местами, предназначенными для отдыха медицинского персонала и ожидания для пациентов и вспомогательными помещениями по типу инвентарных, санузлов и проч.; привлечение дополнительных источников финансирования, со стороны индивидуальных предпринимателей; контроль за выполнением мероприятий (закупка и установка ФАП) со стороны гражданского общества или инициативных местных властей; проведение различных мастер-классов для медицинского персонала и водителей машин скорой помощи, для усовершенствования навыков и знаний, повышения уровня работоспособности.

2. Острая необходимость ремонта и реконструкции зданий первичной медико-санитарной помощи может быть преодолена посредством обращений неравнодушных граждан к местным, региональным и федеральным властям, а также с жалобами на горячую линию к Президенту Российской Федерации.

3. Сокращение количества стационарных медицинских учреждений, данная проблема, так или иначе, перекликается с первой и требует аналогичных решений. Однако есть и свои особенности, которые необходимо учитывать. Возможно, предусмотреть данные учреждения внутри больших областных медицинских центров.

4. Отток врачей по всем специальностям в другие регионы. Такая тенденция наблюдается не только в Арктическом регионе, но и в средней полосе, решить ее можно посредством улучшения условия оплаты труда для медицинского персонала, внедрением дополнительных выходных и отпусков, предоставлением льгот различного характера, премирования. Отметим, что сокращение медицинских работников может быть неразрывно связано с невозможностью профессионального роста, которому препятствует плохо оснащенная материально-техническая база, устаревшее оборудование, которое не способно справиться с современными болезнями, в том числе инфекционными, отсутствие должного качества лекарственных препаратов и расходных материалов;

5. Недостаток финансовой помощи со стороны федеральных, региональных и местных органов власти. В первую очередь необходимо осуществить следующие мероприятия: оказать федеральную поддержку, то есть увеличить государственные расходы на здравоохранение; предоставить программы государственных гарантий, привлечь дополнительные источники финансирования: добровольное медицинское страхование и платные услуги, а также организовать равномерное перераспределение государственного бюджета по всем регионам РФ.

Недостаток финансирования приводит к дефициту кадров, повышенной нагрузке на медиков и, самое главное, неравенству в доступе к качественной охране здоровья в данном регионе.

6. Низкий уровень медицинских технологий, в связи с отсутствием стабильного доступа в сеть «Интернет», можно преодолеть следующим образом: обеспечив своевременную работу государственного портала для записи на прием к необходимому специалисту, с помощью онлайн консультаций, необходимых для жителей отдаленных районов, онлайн-конференций, собраний, обучений, а также посредством быстрого обмена научными открытиями, проведением экстренных комиссий по пациентам.

7. Нехватка транспортного и технологического оснащения в медицинских учреждениях требует следующих коррективов: пополнение и обновление машин скорой помощи по мере выделения средств из бюджета, снабжение больниц и поликлиник современным медицинским оборудованием, переход к преимущественному оснащению отечественной медицинской техникой (из-за ее более низких ценовых характеристик).

8. Слабая инфраструктура для нормальной работы медицинского персонала. В данном случае, чтобы решить проблему, необходимо производить мониторинг и постоянно улучшать предоставляемые медицинские услуги. Также требуется создание специального межведомственного органа, который бы координировал здравоохранительную работу, внедрение системы аккредитации медицинских специалистов, с набором требований к специалисту (знаний, навыков, компетенций), позволяющие осуществлять трудовую деятельность и отражать траекторию его дальнейшего профессионального роста и развития. Следует отремонтировать существующие медицинские учреждения с соблюдением современных требований, укомплектованных необходимым оборудованием и используя самые современные решения и технологии.

9. Для преодоления трудностей, возникающих у медицинских сотрудников при повышении квалификации необходимо совер-

1 Асадова, Л. Н. Нарушение и защита имущественных прав граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера / Л. Н. Асадова, И. В. Крылова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 1 (50). - С. 5-10. - БОЫ ^ООт.

шенствование системы образования для обеспечения перспективных кадров, формирование образовательных программ с учётом национально-региональных особенностей; Дополнительно необходима организация постоянно действующих семинаров и школ для медицинских работников на базе центров повышения квалификации, а также внедрение индивидуальных обучающих программ, ориентированных на конкретные образовательные потребности с учетом их практического опыта и уровня подготовки, возраста, квалификации.

Модернизация системы здравоохранения на современном этапе предполагает эффективную деятельность медицинских организаций, которая невозможна без высокопрофессиональной работы медицинского персонала.

Ключевым вектором в развитии здравоохранения в Арктике является: создание новых технологий здоровье сбережения в суровых климатических и эколого-гигиенических условиях Арктики, анализ факторов преждевременного старения, повышенной заболеваемости, смертности населения, проживающего на территории арктических регионов, подготовка и переподготовка высококвалифицированных медицинский кадров с учетом особенностей заболеваний и оказание медицинской помощи в Арктической зоне РФ, обеспечение высоких стандартов жизни населения, включая малочисленные коренные народы, путем развития фундаментальной и прикладной науки.

Таким образом, проанализировав нормативно-правовую базу по данному вопросу и выделив актуальные проблемы в области здравоохранения в Арктическом регионе, можно говорить об уровне доступности здравоохранения - ниже среднего, потому что многие проблемы по-прежнему остаются нерешенными. Однако, хочется надеяться, что намеченные планы развития и различные меры поддержки окажут положительное воздействие на систему здравоохранения в Арктике, и уже в ближайшем будущем можно будет говорить о надлежащем уровне развития медицины.

Библиография:

1. Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1 (54). - С. 11 -22. - EDN WCAYMY.

2. Асадова, Л. Н. Нарушение и защита имущественных прав граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера / Л. Н. Асадова, И. В. Крылова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 1(50). - С. 5-10. - EDN WVQOWT.

3. Немченко С. Б., Цеценевская О. И. Арктическая зона Российской Федерации: развитие законодательства в советский период // Вестник МГТУ. -2016. - №2. - С. 466-474.

4. Шеншин, В. М. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в Арктике и социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации - приоритетное направление развития вопросов обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике / В. М. Шеншин, К. М. Платонов // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Арктика - регион стратегических интересов: правовая политика и современные технологии обеспечения безопасности в Арктическом регионе : материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 октября 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, 2022. - С. 49-51. - EDN UXCOLD.

5. Шеншин, В. М. Об обеспечении Росгвардией стабильной системы безопасности в Арктике / В. М. Шеншин // Миграционное право. - 2023. - № 1. - С. 5-7. - DOI 10.18572/2071-1182-2023-1-5-7. - EDN FGEFUW.

6. Шеншин, В. М. О месте МЧС России в системе обеспечения национальной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации / В. М. Шеншин, И. С. Назарова, Н. И. Уткин // Право и государство: теория и практика. - 2023. - № 5(221). - С. 50-55. - DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_50. - EDN JOYDYN.

References:

1. Iroshnikov, D. V. Security as a category of international public law: a theoretical aspect / D. V. Iroshnikov // Law. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 1 (54). -Pp. 11 -22. - EDN WCAYMY.

2. Asadova, L. N. Violation and protection of property rights of citizens in the event of emergency situations of various nature / L. N. Asadova, I. V. Krylova // Right. Safety. Emergency situations. - 2021. - № 1 (50). - Pp. 5-10. - EDN WVQOWT.

3. Nemchenko S. B., Tsetsenevskaya O. I. The Arctic zone of the Russian Federation: the development of legislation in the Soviet period // Vestnik MSTU. - 2016. - No. 2. - pp. 466-474.

4. Shenshin, V. M. Ensuring the national security of the Russian Federation in the Arctic and socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation -a priority direction for the development of issues of ensuring the national interests of the Russian Federation in the Arctic / V. M. Shenshin, K. M. Platonov // Security service in Russia: experience, problems, prospects. The Arctic is a region of Strategic Interests: Legal Policy and Modern Security Technologies in the Arctic Region : Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, October 27, 2022. - Saint Petersburg: Saint Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters named after the Hero of the Russian Federation, Army General E.N. Zinichev, 2022. - pp. 49-51. - EDN UXCOLD.

5. Shenshin, V. M. On ensuring a stable security system in the Arctic by Rosgvardiya / V. M. Shenshin // Migration Law. - 2023. - No. 1. - pp. 5-7. - DOI 10.18572/2071-1182-2023-1-5-7. - EDN FGEFUW.

6. Shenshin, V. M. On the place of the EMERCOM of Russia in the system of ensuring national security in the Arctic zone of the Russian Federation / V. M. Shenshin, I. S. Nazarova, N. I. Utkin // Law and State: theory and practice. - 2023. - № 5(221). - Pp. 50-55. - DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_50. - EDN JOYDYN.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.